РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В МБОУ ГИМНАЗИИ «ЛАБОРАТОРИЯ САЛАХОВА» (Г. СУРГУТ, ХМАО-ЮГРА)
© Бакулина И.А.*
Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут
В данной статье рассмотрена система работы с интеллектуально одаренными детьми в МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова». Проанализированы различные формы и содержание работы с одаренными детьми. Автором выявлена и обоснована необходимость создания на базе МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» ресурсного центра, обеспечивающего потребности образовательных учреждений г. Сургута в создании благоприятных условий для развития и адресной поддержки одаренных детей в интеллектуальной деятельности.
Ключевые слова: одаренные дети, разноуровневая система обучения, индивидуальный образовательный маршрут, летняя школа.
В городе Сургуте созданы условия для обучения, развития и реализации творческих и интеллектуальных способностей детей. Общеобразовательные учреждения организуют работу по участию школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах, в муниципальных, региональных, окружных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях в различных сферах деятельности. Школьники города Сургута принимают участие во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников, в очных и дистанционных олимпиадах, проводимых различными организациями. В городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», в окружной конференции «Шаг в будущее», во Всероссийской конференции «Шаг в будущее».
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» - это инновационное образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного и среднего (полного) общего образования с дополнительной подготовкой по профильным предметам и программам дополнительного образования для одарённых детей. Гимназия создавалась для организации работы с интеллектуально одаренными детьми и на протяжении 20 лет она решает эту задачу.
В гимназии создана разноуровневая система обучения, система профильного обучения, разработана и успешно отработана накопительная система оценивания качества образования с 6 по 11 класс.
Гимназия рассматривается всеми участниками образовательного процесса (гимназистами, родителями, педагогами) как элитарное образовательное учреждение призванное сохранять традиции классического образования
* Учитель биологии, тьютор центра дополнительного образования детей «Интеллектуал».
и обогащать их в соответствии с требованиями нового времени, выращивать будущую элиту России.
В основе успешной деятельности гимназии лежит грамотный выбор форм и содержания работы с интеллектуально одаренными детьми. Основные направления работы с одаренными детьми в гимназии «Лаборатория Салахова» представлены в следующей схеме:
и к
О
Л
О уровневое обучение
О индивидуальный образовательный маршрут
О очно-заочный экстернат
О дополнительные образовательные центры
> летняя школа
уа
Л У
=£> профильное обучение =>
элективные спецкурсы
основы проектирования
исследовательская деятельность
Рис. 1. Направления работы с одаренными детьми в МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»
В гимназии разработана система разноуровневнего обучения на основе внутренней и внешней дифференциации. Каждый ученик выбирает различные уровни сложности изучения тех или иных предметов. При этом во главу угла положен принцип выбора учащегося на основе его самоанализа мотивов, накопленного опыта, способностей.
Учащиеся одного класса определяют для себя различный уровень изучения каждого предмета, поэтому из одной параллели формируются «свободные группы», и при изучении того или иного предмета учащийся встречается с разным микроколлективом, таким образом, поле его деятельности и интересов расширяется от класса до всей параллели.
Педагогическим коллективом гимназии были определены следующие уровни изучения предметов:
- индивидуальный уровень обучения (6);
- творческий уровень усвоения знаний (4-5);
- продуктивный уровень усвоения знаний (3);
- репродуктивный уровень усвоения знаний (2).
Разноуровневое обучение позволяет гимназистам выбирать уровень
сложности изучаемого предмета, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут, обучаться в режиме экстерната и дистанционно [4]. Разноуровневое обучение ускоряет продвижение одаренных детей «к зоне ближайшего развития», дает возможность строить обучение на повышенном уровне сложности, что и требуется для такой категории учащихся.
Педагогическая технология «Индивидуальный образовательный маршрут» применяется учителями гимназии с 2001 года. При разработке положения об индивидуальном образовательном маршруте педагогами гимназии были изучены рекомендации, предложенные петербургскими учеными (О.Е. Лебедевым, А.П. Тряпициной, Е.И. Казаковой) [2].
Индивидуальный образовательный маршрут является важным компонентом обучения в гимназии. Он позволяет сосредоточиться на наиболее значимых для ученика областях знаний, дает возможность профессионального самоопределения старшекласснику. Кроме этого, анализируя работу по индивидуальному образовательному маршруту, можно сделать вывод, что совместная деятельность оказывает положительное влияние, как на гимназиста, так и на преподавателя.
Также в гимназии функционирует система очно-заочного экстерната.
Особенность учебного плана гимназии состоит в том, что в течение ряда лет, в экспериментальном режиме в гимназии апробировалась система частичного экстерната при изучении отдельных тем и курсов. Данный вариант предполагает, что по ряду профильных и элективных курсов в 7-11 классах гимназисты получают задания, работают в компьютерном зале для изучения нового и повторения изученного материала, выполняют самостоятельные лабораторные, практические и зачетные работы, посещают групповые и индивидуальные консультации. Большое значение при организации обучения в экстернатной форме придается обучению при помощи телекоммуникаций и Шегле^технологий. При экстернате используется сочетание индивидуального и группового образовательного маршрута. Данная система эффективно показала себя при работе с гимназистами, готовыми обучаться на индивидуальном уровне - это 5-6 уровень сложности изучения предмета, этот уровень сложности для участников российских олимпиад.
Составной частью основной образовательной программы является летняя школа для гимназистов 5-10 классов, которая проводится каждый год с 1 по 20 июня. Она предусматривает целенаправленную деятельность по формированию общекультурной и допрофессиональной компетенции гимназистов и проводится за счет часов летней производственной практики.
Занятия в летней школе проводятся методом «погружения» в предмет. Большое внимание уделяется практическим занятиям по различным предметам, связанным со сбором данных, исследованиями, измерениями, обработкой полученных материалов. На летнюю школу могут выноситься занятия спецкурсов в соответствии с направлением, специализацией и профилем. Занятия в летней школе заканчиваются зачётной оценкой, которая выставляется в зачётную книжку и учитывается при переводе в следующий класс.
И, наконец, это центры дополнительного образования детей. Дополнительное образование осуществляется на базе собственных ресурсов гимназии. Система дополнительного образования доступна учащимся всех категорий и позволяет создать условия для удовлетворения их познавательных потребностей, используя, в том числе, научно--культурный потенциал города.
Таким образом, анализируя работу с интеллектуально одаренными детьми в гимназии «Лаборатории Салахова», мы выделяем три уровня работы с учащимися данной категории детей.
Первый уровень - это пространство проб. Обогащенная среда для проявления деятельности. На этом уровне происходит охват 100 % гимназистов 7-11 классов. На этом уровне учащиеся имеют возможность принять участие в целом ряде различных мероприятий, проводимых в гимназии (дни науки, дистанционные олимпиады, школьные олимпиады по предметам, спецкурсы по направлениям, 5-6 уровень обучения, летняя школа).
Второй уровень - система условий, созданная для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей. На этом уровне происходит работа с учащимися, принимающими участие в городском и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников и конференции «Шаг в будущее».
И, наконец, третий уровень - уровень высоких достижений. К нему относится работа с гимназистами, принимающими участие в Российском этапе Всероссийской олимпиады школьников и «Шага в будущее», а также в различных конкурсах международного уровня.
Мы можем говорить о том, что в гимназии на данный момент:
1. имеются необходимые ресурсы, и осуществляется работа с детьми, имеющими особые способности (программы, диагностический инструментарий, банк данных одарённых детей и работающих с ними педагогов);
2. есть педагоги, реализующие программы повышенного уровня и имеющие значительные потенциальные возможности для разработки и реализации индивидуализированных программ обучения и развития одарённых детей.
Однако на общем фоне организации образовательной деятельности следует признать, что пока не сложилась единая и постоянная система поддержки и развития одарённых детей, дающая стабильные высокие результаты.
Существующие противоречия можно сформулировать как противоречия:
- между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и несформированностью системы выявления и педагогического сопровождения одаренных детей;
- между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей и отсутствием общепринятой парадигмы работы с одаренными детьми;
- между потребностью в специально организованной многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среде для развития способных и одарённых детей и нагромождением мероприятий, в которых сложно ориентироваться и выбирать приоритеты;
- между необходимостью систематической работы с одаренными детьми по отдельным предметам и загруженностью расписания;
- между приоритетом мотивационного компонента в развитии одарённого ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в больше мере на организацию мероприятий и включение ребёнка в них;
- между необходимостью квалифицированной педагогической деятельности, выходящей за рамки школьной программы и отсутствием системы взаимодействия с вузами.
Только системное и комплексное решение обозначенных проблем может иметь следствием эффективную деятельность по развитию и поддержке одарённых детей [1, 3]. Учитывая социальную значимость работы с одаренными детьми, становится очевидной необходимость создание ресурсного образования (центра) по работе с одаренными детьми, обеспечивающего потребности образовательных учреждений г. Сургута в создании благоприятных условий для развития и адресной поддержки одаренных детей в интеллектуальной деятельности. Центр должен быть сформирован как совокупность взаимодействующих учреждений города, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей одаренных детей в целях достижения ими высоких результатов в выбранной области.
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: теория и практика // МКО «Педагогические системы. Одаренные дети». - М., 2000. - С. 3-20.
2. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Пресс-Атташе, 1997. - 160 с.
3. Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5.
4. Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики. (Минимальные затраты, максимальные результаты): пособие для учителей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Баласс, 2012. - 478 с.: ил. - (Федеральный государственный образовательный стандарт) (Образовательная система «Школа 2100»).