Научная статья на тему 'Работа с обучающимися по формированию и оценке функциональной грамотности в урочной деятельности'

Работа с обучающимися по формированию и оценке функциональной грамотности в урочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / сотрудничество / творчество / конкурентноспособность / систематизация / биология. / функционалдық сауаттылық / ынтымақтастық / шығармашылық / бәсекеге қабі­ леттілік / жүйелеу / биология / functional lite racy / co operation / creativity / competiti­ veness / systematization / biology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Ирина Азаматовна

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности формирования функциональной грамотности на уроках биологии, приводятся примеры упражнений и заданий на основе работы, направленных на формирование функциональной грамотности школьников среднего и старшего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article observes the concepts of functional literacy, analyzes the features of the formation of functional literacy at Biology lessons, provides examples of exercises and tasks based on the work aimed at the formation of functional literacy of middle and senior school students.

Текст научной работы на тему «Работа с обучающимися по формированию и оценке функциональной грамотности в урочной деятельности»

Педагогическая наука и практика

111

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аңдатпа

Мақалада функционалдық сауаттылық

ұғымдары қарастырылады, биология пәнінің

сабақтарында функционалдық сауаттылықты

қалыптастыру ерекшеліктері талданады, орта

және аға буын оқушыларының функционалдық

сауаттылығын қалыптастыруға бағытталған жұ-

мыс негізінде жаттығулар мен тапсырмалардың Усманова И.А.,

Камыстинская

мысалдары келтірілген.

общеобразовательная

школа №1, с. Камысты,

Аннотация

Костанайская область

В статье рассматриваются понятия функцио-

нальной грамотности, анализируются особенно-

Негізгі сөздер: функционалдық

сти формирования функциональной грамотно-

сауаттылық, ынтымақтастық,

сти на уроках биологии, приводятся примеры

шығармашылық, бәсекеге қабі­

упражнений и заданий на основе работы, на-

леттілік, жүйелеу, биология.

правленных на формирование функциональной

грамотности школьников среднего и старшего Ключевые слова: функциональ-

звена. ная грамотность, сотрудниче-

Annotation ство, творчество, конкурентно-

The article observes the concepts of functional способность, систематизация,

literacy, analyzes the features of the formation of биология.

functional literacy at Biology lessons, provides Keywords: functional lite­racy,

examples of exercises and tasks based on the work co­­operation, creativity, competiti­ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

aimed at the formation of functional literacy of veness, systematization, biology.

middle and senior school students.

Учителя, которые умеют вдохновлять, знают,

что обучение похоже на ухаживание за садом.

И те, кто не знает, что делать с колючками,

никогда не должны заниматься цветами.

(Автор неизвестен)

От нас требуется, чтобы мы воспитывали

детей, творческими, грамотными, конкуренто-

способными в современном мире, то есть лич-

ностями, обладающими функциональной гра-

мотностью. На современном этапе развития

3(41)/2023

112 Педагогическая наука и практика

общества нас окружает мощное информа- бознательность. Научить анализировать

ционное поле, в котором нелегко ориенти- информацию, критически ее оценивать,

роваться не только ребёнку, но и взросло- систематизировать, обобщать, творчески

му. Как научить ребенка разбираться в перерабатывать[1, с. 23]. Вот уже на протя-

большом потоке информации, которую он жении многих лет на своих уроках приме-

получает ежедневно. Сегодня учащимся няю разные технологии обучения: инфор-

приходится учить огромное количество мационно-коммуникативные, проблемное

сложного, зачастую непонятного материа- обучение, технологию критического мыш-

ла по всем учебным предметам. Нагрузка ления, проектно-исследовательскую дея-

увеличивается не только на ученика, но и тельность, игровые, развивающие техно-

на учителя. Встает целый ряд вопросов: логии, работу в группах и в парах. Сегодня

Как вовлечь учеников в образователь- я хочу поделиться опытом использования

ный процесс? некоторых из них. Не секрет, что некото-

Как повысить мотивацию к обучению у рые дети в среднем и старшем звене испы-

современных школьников? тывают серьезные трудности при чтении,

Как помочь усвоить этот материал? они не могут понять смысл текста, выде-

Как научить учиться? лить главное. Несмотря на то, что многие

Эти вопросы ежедневно задает себе сложные по смыслу фразы в учебнике по-

каждый учитель. ясняются, конкретизируются, разъясняют-

Как писал Элберт Грин Хаббард «Цель ся, но все-таки остаются отдельные слова

обучения ребенка состоит в том, чтобы и выражения, которые кажутся ученикам

сделать его способным развиваться даль- трудными и не совсем понятными [2].

ше без помощи учителя». В 7 классе по теме «Общая характе-

Учителя школ, путем проб и ошибок, ристика царств живых организмов» я ис-

ищут способы сделать урок интересным и пользую прием «Феномен» (заранее в тек-

помочь ребенку полюбить школу как ме- сте маркером выделяются определенные

сто, где он не «зубрит», а открывает для термины, понятия и т.д. После дети чита-

себя сложный мир. Очень важно воспи- ют текст несколько раз, учитель не тратит

тать у учащихся умение самостоятельно время на пояснение – ученик прочтет сам).

пополнять свои знания ориентироваться в Например: перед учащимися текст, но с

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

стремительном потоке информации. умышленным «дефектом». Ученик вольно

Можно, конечно, работать «по-старо- или невольно, но без особого усилия, за-

му», традиционно рассказывая детям па- фиксирует в сознании факт, что он заслу-

раграф, читая лекцию. Но гораздо важнее живает специального внимания.

научить их самих добывать знания. БАКТЕРИИ – ЭТО эуКАРИОТЫ НЕ

Для этого надо сначала измениться са- ИМЕЮЩИЕ ЯДРА. ОНИ САМЫЕ ДРЕВ-

мому и признать в ученике творца, равно- НИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ ЗЕМЛИ – ЖИВУТ

го учителю. УЖЕ 2 тыс. ЛЕТ.

Ведь «каждый человек – остров внутри Прием «Письмо с дырками (пробела-

себя, и он может построить мост к другому, ми)» подойдет в качестве проверки усво-

если ему позволят быть самим собой», как енных ранее знаний и для работы с пара-

писал Р. Роджерс. Обретая веру в ученика, графом при изучении нового материала.

его способности, учитель позволяет ему В 9 классе по теме «Влияние внешних и

приобретать собственный опыт. Для этого внутренних факторов на транспирацию»

надо разбудить в каждом природную лю- предлагается текст:

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

113

Транспирация — процесс … через рас- 1 – Запишите слово (белки) в центре

тение и её …через наружные органы лис­­та.

растения, такие как …, …и … . Вода не- 2 – Запишите слова-ассоциации, кото-

обходима для жизнедеятельности рас- рые приходят на ум с данной темой.

тения, но только небольшая часть воды, 3 – По мере того, как возникают идеи,

поступающей через корни, используется установите связь между ними.

непосредственно для нужд роста и …. Затем проводится рефлексия: С какой

Оставшиеся 99-99,5 % теряются через целью вы это действие выполнили?

транспирацию. Поверхность листа по- По теме в 10 классе «Особенности

крыта структурами, называемыми …и у строения и функций клеток растений и

большинства растений большая часть … животных» использую такой приём как

находится на нижней части листа. «Верю-не верю»:

Приём “Шаг за шагом” используется … в построении мембраны участвуют

для активизации полученных ранее зна- белки и жироподобные вещества.

ний. Ученики, шагая к доске, на каждый … вакуоль окружена плазмалеммой.

шаг называют термин, понятие, явление и … ядро не осуществляет передачу на-

т.д. из изученного ранее материала. следственной информации.

В 9 классе по теме «Общая схема био- … окраска хлоропласта обусловлена

технологического производства, ее значе- наличием зеленого пигмента хлорофилла.

ние», когда описывают общую схему био- … миофибриллы – это тонкие нити дли-

технологического процесса на примере ной более 1 см и диаметром 1 мкм.

производства инсулина, приводят приме- Прием «Четвертый лишний». Исклю-

ры продуктов, получаемых в биотехноло- чить лишнее понятие. Обосновать выбор

гии. Внимание детей привлёк видеофильм, лишнего понятия. Тема в 10 классе «Ис-

где жители Африки употребляли что-то в кусственное очищение крови и других

пищу, называя этот продукт «дихе». Это жидкостей человеческого тела»:

вылилось в поиск новой информации, Сорбция – Гемофильтрация – Гемодиа-

и мы выяснили больше того, что есть в фильтрация

учебнике. На развитие мышления и логики я при-

В дальнейшем мы переходим к исполь- меняю решение биологических задач:

зованию такого приема «Чтение с помет- Одно крупное предприятие выбрасы- ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ками и таблица INSERT» или «Учимся со- вает в атмосферу 300 т сажи в год. После

обща»: установки очистительных сооружений на

Маркируя текст специальными значками: этом предприятии количество выбросов

V – я это знаю; уменьшилось в 30 раз. Сколько тонн сажи

+ – это новая информация для меня; выбрасывается в атмосферу?

- – я думал по-другому, это противоре- У лягушек удаляли легкие. После этого

чит тому, что я знал; они могли жить еще 2-4 дней. Но если их

? – это мне непонятно, нужны объясне- кожу смазывали маслом, то животное по-

ния, уточнения. гибало через 3-4 дня. Объясните почему?

Для привлечения внимания и активиза- Какие выводы можно из этого сделать?

ции познавательных процессов в 10 классе В пробирку с микробами дифтерии

по теме «Строение и уровни структурной вносят сыворотку крови человека, перебо-

организации белков» использую приём левшего этой болезнью. Содержащиеся в

«Ассоциативный куст»: пробирке колонии микроорганизмов скле-

3(41)/2023

114 Педагогическая наука и практика

иваются и выпадают в осадок. Объясни- по хребтам Тарбагатая и Джунгарии, на

те, почему погибли микробы. И замечено, юге – по горам Тянь – Шаня и Туранской

что не все члены семьи, контактирующие низменности до Каспийского моря. Общая

с больным родственником, впоследствии протяженность границ составляет 13394,

заболевают сами. Объясните, почему та- км. Самая низкая точка Казахстана – впа-

кое возможно? дина Каракия на полуострове Мангыстау

В 6 классе в разделе «Человек. Земля. – 132 метров ниже уровня мирового океа-

Вселенная» использую разработанные за- на. В Казахстане много больших и малых

дания по формированию естественно- на- озер. Самые большие – Каспийское море,

учной грамотности учащихся. Аральское море, Балхаш, Зайсан, Алаколь

Задание 1. Прочитайте текст и от- и Тенгиз. К Казахстану относится боль-

ветьте на вопросы: шая часть северного и половина восточ-

Казахстан расположен в центре Евра- ного побережья Каспийского моря. Длина

зии и занимает 9 место в мире по площа- берега Каспийского моря 2340 км. Также

ди – 2724, 9 тысячи км². Казахстан грани- имеется 13 крупных водохранилищ общей

чит с Россией на востоке, севере и северо площадью 8816 км²[3].

– западе, на юге – с Узбекистаном, Турк­ 1.Какую площадь занимает Казахстан,

менистаном и Киргизией, а на юго-вос- выберите верное утверждение.

токе – с Китаем, на западе – с Ираном и Выберите один верный ответ.

Азербайджаном. Граница Казахстана про- Казахстан занимает 5 место в мире по

ходит по акватории Каспийского моря, площади.

затем по Приволжским степям, поднима- Казахстан занимает 8 место в мире по

ется на север до Уральских гор, далее на площади.

восток вдоль Западно-Сибирской равнины Казахстан занимает 9 место в мире по

до Алтая. На востоке граница проходит площади.

2. Отметьте ответ в каждой строчке

Описание + -

А. На юге граница проходит по хребтам Тарбагатая и Джунгарии

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В. Самые большие среди них — Каспийское море, Аральское море, Бал-

хаш, Алаколь, Зайсан, Тенгиз

С. Длина берега Каспийского моря в Казахстане 2600 км

D. В Казахстане имеется 13 крупных водохранилищ

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Земля образовалась примерно 4,5 млн. лет назад. Наша планета по удалённости нахо-

дится третьей от Солнца. Она самая плотная, крупнейшая и по диаметру стоит на пятом

месте среди планет земной группы, в которую входят также Меркурий, Венера и Марс.

Экваториальный радиус Земли составляет 6378,1 километра. Площадь поверхности

Земли составляет 510,072 миллиона квадратных километров. Является пока единствен-

ной обитаемой планетой. На Земле примерно 8, 7 миллионов видов живых существ.

Поверхность нашей планеты постоянно меняется. Нашу планету впервые сфотогра-

фировали в 1959 году космическим аппаратом "Explоrer 6». Первым человеком, кото-

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

115

рый увидел нашу Землю из космоса, стал На обсуждение у вас будет 30 секунд.

в 1961 году первый космонавт [3]. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а

В чем уникальность планеты Земля? летом сильно нагреваются. Почему?

Выберите правильный ответ Худые люди быстрее замерзают, чем

А) Самая большая планета в солнечной полные. Почему?

системе. Когда холодно или страшно, у нас «во-

В) Образовалась Земля 8 миллионов лет лосы встают дыбом». Почему?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

назад. При усиленном потоотделении умень-

С) На планете есть жизнь. шается нагрузка на почки. Почему?

Кто такой Юрий Гагарин? Что он сде- В большинстве стран в жару пьют

лал? прохладительные напитки, а вот в средней

Объясните, почему именно на планете Азии принято пить горячий чай даже в са-

Земля существует жизнь? мые знойные часы дня. Почему?

Задание 3. Водные ресурсы и их сос­тав. Каждый учитель – виртуоз своего дела,

Водные ресурсы – это запасы пресной каждый старается внести в урок разно­

воды на планете, к которым относятся по- образие, чтобы было интересно детям.

верхностные и подземные воды. Водные Благодаря различным технологиям,

ресурсы – это все воды гидросферы. Об- прие­мам и методам, которые применяются

щая площадь составляет 1390 миллио- на уроках, наши дети смогут использовать

нов квадратных километров. Менее 3% естественно-научные знания в жизненных

составляют пресные воды. Лишь только ситуациях, анализировать и делать выводы.

0, 01% пресной воды находится в реках,

ручьях и 1, 47% - в озерах. 98% - подзем- ЛИТЕРАТУРА:

ные воды, из них примерно 50% залегает 1. Fisher К., Wandersee J.H., Moody D.E.

на глубине более 800 метров[3]. Mapping Biology Knowledge. Kluwer Aca-

К биосфере относится вся совокупность demic Publishers, 2000. Dordrecht, The Neth-

живых организмов и их среда обитания: erlands. 215 pp.

вода, нижний слой атмосферы, верхняя 2. Рождественская Л., Логвина И.

часть земной коры. Последняя составляю- Формирование навыков функционально-

щая биосферы получила название геогра- го чтения. Пособие для учителей. Курс

фической среды. Ответьте на вопрос: Кто для учителей. [Электронный ресурс]. Ре- ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

и в каком году ввел термин «биосфера»? жим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/

Около четверти всего поглощаемого metodsupport/frrozhdest.pdf (дата обраще-

нами воздуха идёт на питание головного ния: 10.02.2023г.).

мозга. В среднем взрослый человек еже- 3. Википедия. Режим доступа: https://

дневно потребляет около двадцати кило- ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения:

граммов воздуха. Тайгу называют «зелё- 10.02.2023г.).

ными лёгкими планеты», так как именно 4. Бабушкина О.В. Формирование

эти лесные массивы вырабатывают льви- функциональной грамотности обучаю-

ную долю кислорода[4]. щихся основной школы: теория и практика

Составьте круговую диаграмму, если международных исследований. // Преем-

состав воздуха: азот 78%, кислород 21%, ственность в образовании: электронное пе-

другие газы 1%. риодическое издание, 8(04) 2015г.

На уроках также использую прием «По- 5. URL https:// journal.preemstvennost.ru

размысли не спеша». (дата обращения: 10.02.2023г.).

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.