Научная статья на тему 'РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АППАРАТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АППАРАТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РТ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кемаева Д.Е.

В статье проанализированы и обобщены вопросы работы с обращениями граждан в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Эффективная работа с обращениями граждан способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кемаева Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH CITIZENS'APPEALS IN THE OFFICE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article analyzes and summarizes the issues of working with citizens' appeals in the Office of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Tatarstan. Effective work with citizens' appeals contributes to meeting the needs and requests of citizens, relieving tension in society, increasing the authority of government and government bodies, and strengthening their connection with the population.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АППАРАТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

УДК 311.312

Кемаева Д.Е.

магистрант 2 курса ЧОУ ВО «КИУ им.В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»,

г. Казань, РТ.

Научный руководитель: Юнусова Р.С.

к.с.н., доцент, ЧОУ ВО «КИУ им.В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»,

г. Казань, РТ.

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АППАРАТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация

В статье проанализированы и обобщены вопросы работы с обращениями граждан в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Эффективная работа с обращениями граждан способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Ключевые слова

Уполномоченный по правам человека в РТ, обращения граждан, защита прав граждан, законодательство

субъектов РФ, взаимодействие государственных органов.

Kemaeva D.E.

2nd year student, PEI HE Kazan Innovative University named after

V.G. Timiryasov (IUE)", Kazan, RT.

Scientific supervisor: Yunusova R.S.,

Ph.D., Associate Professor, PEI HE Kazan Innovative University

named after V.G. Timiryasov (IUE)",

Kazan, RT.

WORKING WITH CITIZENS'APPEALS IN THE OFFICE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Annotation

The article analyzes and summarizes the issues of working with citizens' appeals in the Office of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Tatarstan. Effective work with citizens' appeals contributes to meeting the needs and requests of citizens, relieving tension in society, increasing the authority of government and government bodies, and strengthening their connection with the population.

Keywords

Ombudsman in the Republic of Tatarstan, citizens' appeals, protection of citizens' rights and freedoms, legislation of constituent entities of RF, interrelation of public authorities.

Актуальность проблемы. Актуальность обуславливается тем, что постоянная взаимосвязь власти с гражданами является важным условием для обеспечения эффективной работы Аппарата. Анализ научной

литературы показывает, что для более качественной работы Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан с гражданами необходимо совершенствование организации и порядка работы с обращениями граждан. Изучение и обобщение данного опыта и обуславливает актуальность рассматриваемой темы данной работы.

Анализ предшествующих исследований и публикаций. Положения данной темы отражены в работах следующих авторов: Э.М. Аметистов, М.С. Башимов, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова и другие, которые уделяли особое внимание организации работы с обращениями граждан, порядку их рассмотрения. Обозначены проблемы, в работе с обращениями граждан, способы их устранения.

Целью исследования является анализ работы с обращениями граждан в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.

Основное содержание. В соответствии с Конституцией РФ [1] права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Появление института уполномоченных по правам человека в качестве независимого государственного органа - одна из ключевых вех в новейшей истории России. Организация работы с обращениями граждан является основным инструментом наблюдения, измерения, а в последствии и улучшения положения с правами человека в Российской Федерации.

Институт Уполномоченного по правам человека является для России новым, в государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений [3, 15].

За его почти 30 летнюю историю узнаваемость и рейтинг доверия к институту существенно выросли, повысилась эффективность реализации полномочий, увеличилось число граждан, которым оказана помощь. За этот период институт государственной правозащиты учрежден не только на федеральном уровне, но и во всех 85 субъектах Российской Федерации. Так в Республике Татарстан должность Уполномоченного по правам человека учреждена в 2000 году в соответствии с Конституцией Республики Татарстан в целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона Республики Татарстан от 03.03.2000 №95 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» к задачам уполномоченного относятся соблюдение прав и свобод человека и гражданина; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина; совершенствование законодательства Республики Татарстан; правовое просвещение в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты; взаимодействие государственных органов Республики Татарстан в защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; развитие и координации международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина [2].

Традиционно ключевым направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан является рассмотрение обращений граждан с целью восстановления нарушенных прав и принятия мер к их защите.

Анализируя практику обращений граждан к Уполномоченным по правам человека, установлено, что данный институт эффективно и динамично развивается, так согласно статистике в 2021 году в адрес Уполномоченного жители Республики Татарстан обращались 6 195 раз [4].

Приведем количественный анализ поступающих обращений. Динамика количества обращений представлена на рис. 1.

7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1000 0

5 859 6 195

3 523

2019

2020

2021

Рисунок 1 - Динамика количества обращений, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан

Источник: составлено автором на основании вестника Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.

Как видно из рисунка 1 в течении анализируемого периода выросло количество обращений. В 2021 году в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан поступило 6 195 (рост относительно 2020 года 6 %) обращений граждан, а по сравнению с 2018 прирост составил 76 %

Обращения в адрес Уполномоченного в 2021 году традиционно охватывали различные группы прав и свобод: гражданские и политические права и свободы (391); защита социальных, экономических и культурных прав и свобод (1874); защита прав человека в уголовном процессе, в местах принудительного содержания и при производстве по делам об административных правонарушениях (778); защита прав человека при исполнении вступивших в законную силу судебных актов (195); защита прав человека при призыве на военную службу, военнослужащих (55); защита прав человека в сфере финансовой и хозяйственной деятельности (327) и иные вопросы (447) [4].

У Уполномоченного существует практика проведения не только еженедельных личных, но и совместных тематических приемов граждан, в рамках которых за 2021 год Уполномоченным лично было принято 485 человек. В период действия ограничительных мер, связанных с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, Уполномоченным, а также сотрудниками Аппарата Уполномоченного прием осуществлялся в режиме видеосвязи посредством программ Skype, Zoom, WhatsApp либо посредством телефонной связи. Несмотря на сложности в осуществлении непосредственных контактов с заявителями и во взаимодействии с государственными органами, работа с обращениями граждан не прекращалась ни на один день.

Работа с устными и письменными обращениями граждан является одним из основных направлений деятельности Уполномоченного. Анализ корреспонденции, ежедневно поступающей в Аппарат Уполномоченного, позволяет обозначить системные проблемы, требующие комплексного решения и активного внимания со стороны государственных органов и общественных организаций. Количество устных и письменных обращений граждан, поступающих в адрес Уполномоченного составило 3 692, что составило 60% от общего числа обращений за 2021 год.

Работая с поступившими обращениями, Уполномоченный использует различные инструменты реагирования на жалобы граждан, предусмотренные законом: проведение проверок, направление запросов, направление ходатайств в суды, направление рекомендаций и т.д.

В целях выявления проблемных участков и для активного взаимодействия с гражданами Аппаратом Уполномоченного систематически проводятся телефонные «горячие линии». В 2021 году было проведено девять телефонных «горячих линий». Работая с поступившими обращениями, Уполномоченный использует различные инструменты реагирования на жалобы граждан, предусмотренные законом: проведение проверок, направление запросов, направление ходатайств в суды, направление рекомендаций и т.д.

За минувший год в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и организаций направлялись замечания и предложения Уполномоченного о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод в сфере образования в части деятельности общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, в сфере здравоохранения, в жилищной сфере.

Еще одним из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан является рассмотрение информационных сообщений, поступивших через систему ЕГИС «ГЛОНАСС+112», позволяющую осуществлять мониторинг сил и средств, автоматизированную обработку телефонных звонков от пострадавших и маршрутизацию таких звонков между подразделениями различных оперативных служб. Количество принятых Уполномоченным в работу информационных сообщений, поступивших через систему ЕГИС «ГЛОНАСС+112», составило 2 503, что составляет 40% от общего числа обращений граждан поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в 2021 году.

По итогам рассмотрения поступивших жалоб Уполномоченный в пределах своей компетенции принимает меры для восстановления прав заявителей, добиваясь этого примерно в 10 % случаев. Примерно столько же дел, по которым выносится отрицательное решение, то есть констатируют, что права человека нарушены не были. Это, наверное, самое неприятная часть работы, потому что приходиться объяснять заявителю, что его права не нарушены. Однако, во многих случаях Уполномоченный пытается помочь заявителю, либо найти какие-то юридические «зацепки» в его защиту, либо обращается в государственные органы с просьбой содействовать заявителю «во имя справедливости».

Выводы. На основе проведенного исследования можно заключить, что одним из главных направлений в деятельности Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан является работа с обращениями граждан, которая служит важнейшим средством «обратной связи» с населением. Именно обращения помогают устранить «пробелы» в деятельности органов власти и увеличить участие граждан в процессе управления государственными делами.

Анализ практики работы с обращениями граждан показал:

- во-первых, за последние три года наблюдается тенденция роста обращений граждан, и соответственно возрастает значимость деятельности данного органа власти и необходимость продолжать работу в этом направлении;

- во-вторых, наиболее волнуют население защита социальных, экономических и культурных прав и свобод, защита прав человека в уголовном процессе, в местах принудительного содержания и при производстве по делам об административных правонарушениях, гражданские и политические права и свободы.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г. (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1993. - № 31. - Ст. 1413.

2. Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 03.03.2000 №95 (ред. от 26.05.2017) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2002. -№ 3(3). - Ст. 78.

3. Башимов, М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. - 2017. - №7. - С. 14-16.

4. Вестник Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Выпуск 12. - ГК «ШиП». 2021. -83 с.

© Кемаева Д.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.