Научная статья на тему 'РАБОТА С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ У СТУДЕНТОВ КАЗАХСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОСРЕДСТВОМ АУДИРОВАНИЯ И ЧТЕНИЯ'

РАБОТА С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ У СТУДЕНТОВ КАЗАХСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОСРЕДСТВОМ АУДИРОВАНИЯ И ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическое письмо / текст / студенты / вопросы / задания / освоение / деятельность / продуцирование / academic writing / text / students / questions / tasks / mastering / activity / production

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Чекалева, А.М. Алдажарова

Авторы рассматривают проблему повышения уровня академической грамотности студентов вузов, предполагающего владение навыками чтения. Формирование профессиональных и исследовательских компетенций обучающихся связано с овладением навыками академического письма. Студенты на 1 курсе, осваивая образовательную программу, участвуют в научно-исследовательской деятельности, а это предполагает владение навыками написания академических текстов, представленных в форме эссе, реферата, курсовой работы. В статье представлены задания, носящие самостоятельный и поисковый характер, направленные на развитие у студентов навыков овладения языком специальности, умения грамотно интерпретировать научные тексты по специальности на занятиях по дисциплине «Русский язык» на уровне В2. Обращается внимание на аудирование как вид устной рецептивной речевой деятельности. Данная речевая деятельность направлена на формирование способности смыслового восприятия и понимания устного сообщения. Овладение механизмами аудирования ведет к успешному развитию других видов речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Чекалева, А.М. Алдажарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF WORKING WITH SCIENTIFIC TEXTS IN STUDENTS IN THE “RUSSIAN LANGUAGE” CLASSES

The authors consider a problem of increasing the level of academic literacy of university students, assuming proficiency in reading skills. Forming professional and research competencies of students is associated with mastering the skills of academic writing. Students in the 1st year, mastering the educational program, participate in research activities, and this implies proficiency in writing academic texts presented in the form of essays, abstracts, term papers. The article presents tasks that are independent and exploratory in nature, aimed at developing students’ skills of mastering the language of the specialty, the ability to correctly interpret scientific texts in the specialty in the classroom on the discipline “Russian Language” at the B2 level. Attention is drawn to listening as a type of oral receptive speech activity. This speech activity is aimed at forming the ability of semantic perception and understanding of an oral message. Mastering the mechanisms of listening leads to the successful development of other types of speech activity.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ У СТУДЕНТОВ КАЗАХСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОСРЕДСТВОМ АУДИРОВАНИЯ И ЧТЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 378

Chekaleva N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: nchekaleva@yandex.ru

Aldazharova A.M., postgraduate, Karaganda Buketov University (Karaganda, Kazakhstan), E-mail: assel_aldazharova@mail.ru

FORMATION OF SKILLS OF WORKING WITH SCIENTIFIC TEXTS IN STUDENTS IN THE "RUSSIAN LANGUAGE" CLASSES. The authors consider a problem of increasing the level of academic literacy of university students, assuming proficiency in reading skills. Forming professional and research competencies of students is associated with mastering the skills of academic writing. Students in the 1st year, mastering the educational program, participate in research activities, and this implies proficiency in writing academic texts presented in the form of essays, abstracts, term papers. The article presents tasks that are independent and exploratory in nature, aimed at developing students' skills of mastering the language of the specialty, the ability to correctly interpret scientific texts in the specialty in the classroom on the discipline "Russian Language" at the B2 level. Attention is drawn to listening as a type of oral receptive speech activity. This speech activity is aimed at forming the ability of semantic perception and understanding of an oral message. Mastering the mechanisms of listening leads to the successful development of other types of speech activity.

Key words: academic writing, text, students, questions, tasks, mastering, activity, production

Н.В. Чекалева, д-р пед. наук, проф., Омский педагогический университет, г. Омск, E-mail: nchekaleva@yandex.ru

А.М. Алдажарова, аспирант, ст. преп., Карагандинский университет имени Е.А. Букетоеа, г. Караганда, E-mail: assel_aldazharova@mail.ru

РАБОТА С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ У СТУДЕНТОВ КАЗАХСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОСРЕДСТВОМ АУДИРОВАНИЯ И ЧТЕНИЯ

Авторы рассматривают проблему повышения уровня академической грамотности студентов вузов, предполагающего владение навыками чтения. Формирование профессиональных и исследовательских компетенций обучающихся связано с овладением навыками академического письма. Студенты на 1 курсе, осваивая образовательную программу, участвуют в научно-исследовательской деятельности, а это предполагает владение навыками написания академических текстов, представленных в форме эссе, реферата, курсовой работы. В статье представлены задания, носящие самостоятельный и поисковый характер, направленные на развитие у студентов навыков овладения языком специальности, умения грамотно интерпретировать научные тексты по специальности на занятиях по дисциплине «Русский язык» на уровне В2. Обращается внимание на аудирование как вид устной рецептивной речевой деятельности. Данная речевая деятельность направлена на формирование способности смыслового восприятия и понимания устного сообщения. Овладение механизмами аудирования ведет к успешному развитию других видов речевой деятельности.

Ключевые слова: академическое письмо, текст, студенты, вопросы, задания, освоение, деятельность, продуцирование

В последние годы поднимается вопрос о привлечении молодых ученых в науку С этой целью проводятся различные студенческие олимпиады, конференции. Актуальность исследования обусловлена тем, что, к сожалению, не все студенты имеют навыки создания научных текстов, цитирования. Для повышения уровня академического письма в вузах РК в докторантуре преподается дисциплина «Академическое письмо» на английском языке. Школьной программой предусмотрено изучение функциональных стилей языка, поэтому предполагается, что студенты знакомы с их особенностями. На занятиях дисциплины «Русский язык» (уровень В1, В2, С1) в казахских группах студенты повторяют функциональные стили речи. Студенты, обучающиеся на уровне В1, выполняют анализ текста, на уровне В2, С1 учатся делать реферативный пересказ, писать аннотации. Однако следует помнить, что на формирование данных навыков у студентов программой отводится мало академических часов.

В процессе подготовки материала данного исследования нами было проведено анкетирование 30 студентов 1 курса технических ОП, обучающихся на казахском отделении Карагандинского университета им. Е.А. Букетова. Им были предложены вопросы на определение увлечения ими предпочтений в выборе литературы для чтения, видов учебной деятельности. Ответы студентов показывают, что большинство из них предпочитает читать мотивационную литературу или фэнтези. Мало кто из респондентов любит работать самостоятельно, предпочтение отдают коллективной работе. Кроме того, студенты отметили, что если

нужно выбрать между чтением и просмотром видеофильма, выберут последнее. Среди опрошенных только треть принимали участие в научных конференциях в школьные годы.

Цель исследования заключается в определении значения аудирования и чтения при интерпретации текстов по специальности студентами казахских отделений на занятиях по русскому языку.

Основные задачи исследования:

1) анализ теоретической литературы для определения степени изученности данной проблемы;

2) разработка учебных занятий для студентов казахских отделений уровня В2 с применением научных аудиотекстов и текстов для чтения;

3) включение в учебные занятия доступных аудиоматериалов, соответствующих теме занятий.

Новизна исследования заключается в анализе проблемы с помощью опроса студентов технических специальностей, изучающих русский язык на уровне В2, и дальнейшего применения результатов исследования для решения аналогичных проблем.

Наше исследование базируется на следующих методах: анализ научной литературы, классификация, эмпирические методы (наблюдение, изучение собственного педагогического опыта, изучение и анализ учебной деятельности обучающихся). При написании статьи была изучена научная литература, труды

отечественных и зарубежных ученых. В качестве материала для анализа были выбраны научные тексты. Источниками материала также послужили словари, лингвистические сайты по русскому языку.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования на занятиях материалов, предложенных в данной работе, и выведении исследования на более высокий уровень научной значимости.

О необходимости обучения академическому письму студентов вузов пишут Т.Д. Венедиктова, И.Б. Короткина, М.А. Лытаева, Н.В. Смирнова, Е Ф. Талалакина и другие исследователи. М.А. Лытаева понятие академического письма связывает с академическими умениями, исследовательскими по своей сути [1].

По мнению Н.В. Смирновой, понятие «академический дискурс» позволяет учесть коммуникативную, социальную и когнитивную деятельность обучаемых в процессе создания письменного текста в конкретных условиях [2, с. 61]. Процесс коммуникации, чтение и письменное продуцирование научных, учебных, профессиональных текстов оказывают воздействие на освоение коммуникативного дискурса как структурного компонента академического. Знание элементов научного, профессионального дискурса и развитие критического мышления способствует совершенствованию когнитивного дискурса. Ядром академического письма Н.В. Смирнова называет самостоятельность как деятельность [2, с. 62].

Как известно, овладение устной и письменной речью относится к междисциплинарным умениям. Как отмечают Чекалева Н.В. и Алексеева Т.Ю., в студенческие годы закладываются предпосылки становления профессиональной идентичности. На протяжении обучения в вузе студенты проходят несколько ее стадий - личностную и социальную. На 1-м курсе преобладает школьная идентичность, на 2-3-м курсах формируется студенческая (академическая) идентичность, на старших курсах начинает развиваться профессиональная идентичность [3, с. 161]. Соответственно, на первом курсе студенты еще не совсем готовы работать с текстами профессиональной направленности. Понимание таких текстов у них начинает проявляться на 2-м курсе. Однако студентам 1 курса необходимо уже уметь создавать тексты в форме эссе, рефератов, курсовых работ. При этом следует отметить, что зачастую на 1 курс студенты приходят с низким уровнем знаний и умений, связанных с культурой научной речи и письма [4, с. 125]. Это ведет к затруднению процесса успешного овладения ими языком специальности, умения грамотно интерпретировать и продуцировать профессиональный текст. Таким образом, первоочередной задачей преподавателя, работающего с первокурсниками, становится использование в практике обучения наиболее эффективных форм работы, включающих элементы самостоятельности и поисковой активности как в условиях аудиторных занятий, так и вне их [5]. Желание студентов участвовать в научных конференциях всегда приветствовалось всеми преподавателями, так как студент приобретает навыки, необходимые при написании выпускной работы.

На занятиях дисциплины «Русский язык» (уровень В2) при изучении стилей речи часто студенты допускают ошибку в определении стиля текста. Хорошо зная теоретический материал, студенты тексты научного стиля относят к публицистическому. Одна из причин таких ошибок заключается в том, что студенты казахских отделений, читая тексты на русском языке, для лучшего понимания содержания материала вынуждены делать перевод текста на родной язык и неоднократно его перечитывать.

Возбранная Т. В. и Колесова Е.А отмечают, что в процессе обучения на занятиях русского языка у студентов среди различных компетенций формируется способность проводить литературный поиск и его обобщение с привлечением отечественной и зарубежной литературы по заданной теме [6, с. 63]. Это подразумевает умение студентов осуществлять литературный поиск и обобщать, привлекая отечественную и зарубежную литературу, искать тексты различных подстилей научной литературы по заданной теме, анализировать ее и обобщать.

Самосенкова Т.В. выделяет две особенности научных текстов: универсальные, свойственные текстам любого языка, и специфические, характерные для текстов одного или нескольких языков. Важной задачей в процессе развития навыков владения научным стилем речи является активное усвоение универсальных особенностей научного текста. К ним отнесены грамматическая связность, логическая соотнесенность высказываний, правила построения суждений, умозаключений, доказательств, рассуждений, повествования, композиционная организация текста (вступление, развитие обозначенной во вступлении темы, заключение; общая характеристика проблемы и переход к ее частным характеристикам по мозаичному принципу; гипотеза-доказательство, тезис, развитие тезиса или обращение к антитезису и его развитию и т. д.) [7, с. 328].

На занятиях дисциплины «Русский язык» ведется работа по основным 4 видам речевой деятельности. Со студентами уровня В2 осуществляется аналитическая деятельность во время чтения или аудирования научного текста.

Текст, предлагаемый студентам для аудирования, на наш взгляд, должен соответствовать нескольким критериям. Во-первых, педагогом подбирается посильный для студентов текст. Сталкиваясь со сложным текстом, не имея уверенности в том, что справятся с заданием, обучающиеся могут потерять желание работать с ним. Поэтому данный материал, по нашему мнению, не должен включать большое количество нового языкового материала, так как это замедляет процесс понимания аудиотекста. Во-вторых, текст должен быть интересным для

обучающихся, т. е. иметь коммуникатвную ценность. Заинтересованность студентов в понимании содерджания аудиотекста влияет на эффективное обучение аудированию.

Для хорошего понимания текст должен быть адаптирован для студентов. На начальном этапе восприятия аудированию предшествуют следующие виды работ: знакомство с новыми словами на заданную тему, беседа со студентами на данную тему, чтение текстов соответствующей тематики. Перед прослушиванием текста обучающимся даются задания следующего характера:

1) внимательно прослушать текст;

2) записать ключевые слова;

3) ответить на вопросы по содержанию текста;

4) дать название тексту.

Данные задания могут дополняться, например, предлагается повторно прослушать текст, сопровождая чтением про себя; на продвинутом уровне студентам предлагается преобразовать прослушанный текст в таблицу, схему или интеллект-карту. При аудировании не следует забывать, что полученную таким образом информацию студенты должны распознать и понять ее содержание. Только после этого они могут выразить свою реакцию или сохранить эту информацию в памяти до необходимой коммуникации. Процесс аудирования у студентов сопровождается внутренним проговариванием. Большое значение при этом играет механизм осмысления, позволяющий перевести словесную информацию в образную.

Обычно студентам предлагается аудирование со зрительной опорой, например, с таблицами, схемами, видеоматериалом. Используются аудиотексты и без зрительной опоры, например диктофон. Широкое применение получило использование на занятиях подкастов: физики и лирики; The Big Beard Theory. Здесь представлен большой выбор тематики аудиотекстов, благодаря чему повышается мотивация студентов в развитии навыков аудирования.

Для выделения важных деталей текста могут быть полезны следующие задания: 1) прослушайте текст и назовите утверждения, которые упоминаются; выделите отрывок, не соответствующий теме текста;

2) прослушайте дважды текст и отметьте информацию, пропущенную в ау-диотексте, представленном второй раз;

3) запишите имена числительные, имена собственные, прозвучавшие в тексте;

4) прослушайте аудиотекст и выберите фрагмент, более точно отражающий его содержание.

Для подготовки восприятия студентами научных текстов вначале проводится работа с научно-популярными текстами. Здесь могут быть предложены пред-текстовые и послетекстовые задания. На последующих занятиях студенты самостоятельно выполняют задания на основе чтения и анализа текста. В качестве научно-популярных текстов в данном случае мы берем фрагменты произведений о деятелях науки и техники; о конкретной отрасли науки, её основах и проблемах; тексты из учебников и учебно-методических пособий; справочную литературу. В качестве примера возьмем текст из учебного пособия «Практический курс русского языка» К.Т. Утегеновой о Колизее [8, с. 85].

Предлагаем следующие задания:

Предтекстовые задания:

1. Переведите данные слова на казахский язык.

2. Составьте с данными терминами предложения (устно).

3. Дайте лексическое значение слов.

Послетекстовые задания:

1. Ответьте на вопросы:

2. Определите стиль и тип текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Выполните анализ текста.

В процессе аналитической деятельности студенты пользуются словарями, справочниками и энциклопедиями, ресурсами Интернета. Словарно-лексическая работа строится на материале текста. Знакомясь с ним, студенты делают перевод незнакомых слов на казахский язык, дают объяснение значений некоторых слов, подбирают к ним синонимичные и антонимичные пары.

С помощью словарных статей в толковом словаре и электронном сборнике словарей (например, Словопедия) уточняется значение таких слов, как зрелище, арена, гладиатор, церемония, и объясняются выражения «холщовые полотнища», «монументальное свидетельство», «двухуровневые коридоры», «в плачевном состоянии». Эту же работу студенты могут выполнять самостоятельно, опираясь на следующие задания:

1. Определите лексическое значение слов и словосочетаний, выделенных в тексте. Подберите к ним синонимы и антонимы.

2. Объясните значение выражений «холщовые полотнища», «монументальное свидетельство», «двухуровневые коридоры», «в плачевном состоянии».

3. Замените предложение «Центральная часть арены была сконструирована таким образом, что она могла затапливаться водой для проведения водных сражений» синонимичным. Изменится ли стиль повествования и как?

4. Прочтите словарную статью о гладиаторах. Расскажите о гладиаторах. Посмотрите видеофильм «Колизей, прошлое и настоящее» (видеоролик) [9]. Передайте содержание запомнившегося эпизода видеоролика. Определите стиль вашего рассказа.

5. Что вы знаете о Древнем Риме? Студентам дается задание написать эссе, самостоятельно сформулировав его тему.

6. После прочтения текста о Колизее и просмотра видеоролика студентам дается задание составить терминологический словарь.

Такой вид работы в дальнейшем студенты выполняют самостоятельно с опорой на вопросы. Предполагается, что, усвоив алгоритм выполнения таких заданий, студенты перейдут к выполнению других видов работы с текстом. Например, сжатие текста, реферирование, написание аннотации.

Целесообразным считается обучение чтению и аудированию во взаимосвязи. Обучающиеся приходят с разным уровнем знаний русского языка, поэтому важно овладеть всеми видами речевой деятельности. Применение на занятиях

Библиографический список

мультимодальных источников информации осуществляет воздействие на разные модальности восприятия.

Система заданий, направленная на восприятие текстов научного стиля, облегчает студентам дальнейшую работу и готовит к продуцированию текстов. Обучение уже на первом курсе основам академического письма будет способствовать, по нашему мнению, развитию у студентов навыков научно-исследовательской работы. Во время проведения аудиторных занятий и подготовки к ним обучающиеся выполняют различного рода поисковые и самостоятельные задания, направленные на формирование профессиональных и исследовательских компетенций. Таким образом осуществляется повышение уровня академической грамотности обучающихся и развитие их творческой самостоятельности.

1. Лытаева М.А. Academic skills: сущность, модель, практика. Вопросы образования. 2011; № 4: 178-201.

2. Смирнова Н.В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике Высшее образование в России. 2015; № 6: 58-64.

3. Чекалева Н.В. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентации будущих педагогов. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021; № 3 (32): 159-162.

4. Короткина И.Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства. Образование и общество. 2009; № 4: 125-129.

5. Бренчугина-Романова А.Н., Денисова Л.О. Пути повышения речевой культуры студентов-бакалавров в процессе изучения дисциплины «Речевые практики». Преподаватель XXI век. 2017; Ч. 1, № 3: 181-192.

6. Возбранная Т.В. Организация контроля знаний, умений и навыков по русскому языку как иностранному студентов технических вузов. Тенденции развития науки и образования. 2019; № 49-4: 62-65.

7. Самосенкова Т.В. Инновационный потенциал работы с научным текстом в иностранной аудитории как фактор устойчивого успеха. РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2021: 327-335.

8. Утегенова К.Т. Практический курс русского языка: учебное пособие для студентов неязыковых факультетов вузов. Уральск: Издательский центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2007.

9. Колизей, прошлое и настоящее (Рим, Италия). Availabe at: http://dzen.ru/video/watch/626a55895ad9f7562edbc7ef?f=d2d?f=d2d

References

1. Lytaeva M.A. Academic skills: suschnost', model', praktika. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 4: 178-201.

2. Smirnova N.V. Akademicheskaya gramotnost' i pis'mo v vuze: ot teorii k praktike Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 6: 58-64.

3. Chekaleva N.V. Razvitie professional'noj identichnosti na osnove professional'no-cennostnyh orientacii buduschih pedagogov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2021; № 3 (32): 159-162.

4. Korotkina I.B. Gramotnost' v vek informacionnyh tehnologij: v poiskah konceptual'nogo edinstva. Obrazovanie iobschestvo. 2009; № 4: 125-129.

5. Brenchugina-Romanova A.N., Denisova L.O. Puti povysheniya rechevoj kul'tury studentov-bakalavrov v processe izucheniya discipliny «Rechevye praktiki». Prepodavatel' XXI vek. 2017; Ch. 1, № 3: 181-192.

6. Vozbrannaya T.V. Organizaciya kontrolya znanij, umenij i navykov po russkomu yazyku kak inostrannomu studentov tehnicheskih vuzov. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019; № 49-4: 62-65.

7. Samosenkova T.V. Innovacionnyj potencial raboty s nauchnym tekstom v inostrannoj auditorii kak faktor ustojchivogo uspeha. RKI: Lingvometodicheskaya obrazovatel'naya platforma. Belgorod: Izdatel'skij dom "Belgorod", 2021: 327-335.

8. Utegenova K.T. Prakticheskij kurs russkogo yazyka: uchebnoe posobie dlya studentov neyazykovyh fakultetov vuzov. Ural'sk: Izdatel'skij centr i SMI ZKGU im. M. Utemisova, 2007.

9. Kolizej, proshloe i nastoyaschee (Rim, Italiya). Availabe at: http://dzen.ru/video/watch/626a55895ad9f7562edbc7ef?f=d2d?f=d2d

Статья поступила в редакцию 28.06.23

УДК 378

Bazhuk O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tara Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia),

E-mail: kaf_pro@omgpu.ru

DEVELOPING FUNCTIONAL LITERACY AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY (CASE STUDY OF READING LITERACY). The article deals with a problem of forming functional literacy among students of a pedagogical university with a focus on reading literacy. As the main tool for solving this problem, it is proposed to use the advanced training program "Formation of students' reading literacy in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard". The implementation of this program in a higher educational institution will contribute to an increase in the level of reading literacy of students of a pedagogical university. The article defines the concept and types of functional literacy, as well as the classification of reading skills, the formation of which is aimed at the work in an educational organization. The article also presents the results of the experimental work on approbation of the advanced training program for students, confirming its effectiveness. The work is intended for teachers of higher educational institutions, students and all interested researchers.

Key words: functional literacy, reading literacy, reading skills, students of pedagogical university

О.В. Бажук, канд. пед. наук, доц., филиал ГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет в г. Таре, г. Тара,

Е-mail: kaf_pro@omgpu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза на примере читательской грамотности. В качестве основного инструмента решения данной проблемы предлагается использовать программу повышения квалификации «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС». Реализация данной программы в высшем учебном заведении будет способствовать повышению уровня читательской грамотности студентов педагогического вуза. В статье определяются понятие и виды функциональной грамотности, а также классификация читательских умений, на формирование которых направлена работа в образовательной организации. Также в статье представлены результаты проведения опытно-экспериментальной работы по апробации программы повышения квалификации для студентов, подтверждающие её эффективность. Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, студентов и всех заинтересованных исследователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, читательские умения, студенты педагогического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.