Научная статья на тему 'РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ МАТЕРИАЛОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ'

РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ МАТЕРИАЛОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
22
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА / ПРОФИЛАКТИКА / МЕДИЦИНСКИЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Наталья Эдуардовна

В статье рассматривается национально ориентированный на малазийскую аудиторию материал социокультурного характера. Данный материал может быть интересен как преподавателям-русистам, так и студенам медицинского университета, которые на уроках русского языка как иностранного учатся обсуждать социокультурные вопросы и решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью. Компетенции, формируемые у иностранных студентов-медиков, включают общепрофессиональные и профессиональные. Если первые направлены на обучение коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности, то вторые - на готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины. В связи с такой постановкой проблемы, автор предлагает обсудить проблему, связанную с отношением современного малазийского населения к традиционной китайской медицине. Для обсуждения предлагается проблемная тематика, по которой необходимо обеспечить общетеоретическую подготовку. Для этого даётся ряд вопросов, которые позволят понять специфику самой традиционной китайской медицины и её функционирования. Группа делится на ведущего, оппонентов и зрителей. В результате дискуссии студенты приходят к определённым выводам, подкреплённым аргументами и статистическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петрова Наталья Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK WITH NATIONAL-ORIENTED MATERIAL OF SOCIO-CULTURAL CHARACTER IN PRACTICAL LESSONS WITH FOREIGN STUDENTS

The article considers socio-cultural material that is nationally oriented towards a Malaysian audience. This material may be of interest to both Russian language teachers and students of a medical university, who learn to discuss sociocultural issues and solve problems associated with professional activities in the lessons of the Russian language as a foreign language. The competencies formed by foreign medical students include general professional and professional. While the former are aimed at teaching communication in oral and written forms in Russian for solving professional tasks, the latter are aimed at being prepared for analysis and public presentation of medical information based on evidence-based medicine. In connection with this statement of the problem, the author proposes to discuss the problem associated with the attitude of the modern Malaysian population to traditional Chinese medicine. For discussion, a problematic topic is proposed, on which it is necessary to provide general theoretical preparation. For this, a number of questions are given that will allow us to understand the specifics of the most traditional Chinese medicine and its functioning. The group is divided into lead, opponents and spectators. As a result of the discussion, students come to certain conclusions, supported by arguments and statistics.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ МАТЕРИАЛОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология. ПЕТРОВА Наталья Эдуардовна

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474 РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ...

УДК 37+811.581:811.161.1 l@iffl^'l^raKffifMÍUe

DOI* 10 26140/ailip-2021-1002-0052 ■■■l¡ei^^https://creativecoiiimons.org/licenses/by-nc/4.0/)

РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ МАТЕРИАЛОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 780102 SPIN: 6350-4476 ORCID: 0000-0001-6693-690X

ПЕТРОВА Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

русского языка и культуры речи Курский государственный медицинский университет (305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: na_tali68@mail.ru) Аннотация. В статье рассматривается национально ориентированный на малазийскую аудиторию материал социокультурного характера. Данный материал может быть интересен как преподавателям-русистам, так и студенам медицинского университета, которые на уроках русского языка как иностранного учатся обсуждать социокультурные вопросы и решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью. Компетенции, формируемые у иностранных студентов-медиков, включают общепрофессиональные и профессиональные. Если первые направлены на обучение коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности, то вторые - на готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины. В связи с такой постановкой проблемы, автор предлагает обсудить проблему, связанную с отношением современного малазийского населения к традиционной китайской медицине. Для обсуждения предлагается проблемная тематика, по которой необходимо обеспечить общетеоретическую подготовку. Для этого даётся ряд вопросов, которые позволят понять специфику самой традиционной китайской медицины и её функционирования. Группа делится на ведущего, оппонентов и зрителей. В результате дискуссии студенты приходят к определённым выводам, подкреплённым аргументами и статистическими данными.

Ключевые слова: глобализационные процессы, международное образование, социокультурная адаптация, дискуссионные вопросы, традиционная китайская медицина, профилактика, медицинские практики.

WORK WITH NATIONAL-ORIENTED MATERIAL OF SOCIO-CULTURAL CHARACTER IN PRACTICAL LESSONS WITH FOREIGN STUDENTS

© The Author(s) 2021

PETROVA Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Russian Language and Speech Culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail: na_tali68@mail.ru) Abstract. The article considers socio-cultural material that is nationally oriented towards a Malaysian audience. This material may be of interest to both Russian language teachers and students of a medical university, who learn to discuss sociocultural issues and solve problems associated with professional activities in the lessons of the Russian language as a foreign language. The competencies formed by foreign medical students include general professional and professional. While the former are aimed at teaching communication in oral and written forms in Russian for solving professional tasks, the latter are aimed at being prepared for analysis and public presentation of medical information based on evidence-based medicine. In connection with this statement of the problem, the author proposes to discuss the problem associated with the attitude of the modern Malaysian population to traditional Chinese medicine. For discussion, a problematic topic is proposed, on which it is necessary to provide general theoretical preparation. For this, a number of questions are given that will allow us to understand the specifics of the most traditional Chinese medicine and its functioning. The group is divided into lead, opponents and spectators. As a result of the discussion, students come to certain conclusions, supported by arguments and statistics.

Keywords: globalization processes, international education, sociocultural adaptation, discussion issues, traditional Chinese medicine, prevention, medical practices.

ВВЕДЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ

В условиях современных глобализационных процес- Целью данного методического исследования явля-

сов, обусловивших доступность и эффективность инте- ется анализ материалов социокультурного характера,

грации международного образования, всё больше моло- актуальных для обсуждения с малазийскими студента-

дых людей предпочитает получать высшее специальное ми-медиками на уроках русского языка как иностран-

образование за границей [1-5]. Российское образование, ного (РКИ). Для реализации цели необходимо выполне-

особенно медицинское, является наиболее престиж- ние ряда задач, которые предполагают отбор и анализ

ным и востребованным у студентов из Юго-Восточной материала, формулировку темы и вопросов для дис-

Азии[8]. Однако при всех положительных сторонах куссионного обсуждения. Осуществление цели и задач

международной интеграции следует учитывать пробле- стало возможно, благодаря использованию таких обще-

мы культурной, социальной, бытовой и даже климати- научных методов, как анализ и синтез теоретического

ческой адаптации. Преподавателю русского языка как материала, систематизация и обобщение практического

иностранного (РКИ) необходимо находить точки сопри- материала.

косновения различных культур, знать базовые основы РЕЗУЛЬТАТЫ

национальной культуры, особенности традиционной ме- Знание информации социокультурного характера

дицины. Кроме того, преподавателю-русисту на уроках помогает преподавателю хорошо ориентироваться в во-

необходимо сформировать компетенции: как общепро- просах, актуальных для обсуждения с иностранными

фессиональные (ОПК), так и профессиональные (ПК), - студентами медицинских факультетах, обучающихся

которые предполагают обучение различным видам ком- в медицинских вузах РФ (как на русском, так и на ан-

муникации, обеспечивающим решение профессиональ- глийском языках). Практика русского языка предполага-

ных задач различного уровня. Учебных и учено-методи- ет развитие монологической и диалогической речи, что

ческих пособий, научных статей и методических разра- наиболее эффективно реализуется в процессе обсуж-

боток такого содержания крайне мало. Такое положение дение различных тем, интересных для обучающихся.

позволило сформулировать цель и сопутствующие ей Как показывает опыт, интересной тематикой являются

задачи и обусловило актуальность нашей работы._различные медицинские теории и практики. Но для об-

PETROVA Natalia Eduardovna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

WORK WITH NATIONAL-ORIENTED MATERIAL ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

суждения такого материала, преподаватель должен быть хорошо подготовлен. Предложенный далее материал может быть положен в основу урока, направленного на развитие речевых навыков иностранных студентов.

Основной темой для обсуждения станет «Отношение в XXI веке к традиционной, или народной, медицине». Так, со студентами из Малайзии можно обсудить роль и перспективы китайской медицины в этой стране. Выбор темы обусловлен интересом самих малазийцев к судьбе традиционной китайской медицины (ТКМ) в их стране.

Однако, прежде чем обсуждать будущее ТКМ в Малайзии, нужно обсудить общие информационные сведения, которые позволят понять специфику самой традиционной китайской медицины и её функционирования. Это можно сделать с помощью системы вопросов:

- Какова история возникновения и развития ТКМ в Китае?

- Каково влияние китайской философии на КТМ

- Как ТКМ появилась в Малайзии?

- Какие традиционные принципы положены в основу ТКМ?

- На что направлены медицинские практики ТКМ?

- Какие основные медицинские практики используются в ТКМ?

- Каково место ТКМ в современном малазийском обществе?

- Каковы перспективы функционирования ТКМ в Малайзии?

- Примет ли современная малайская молодёжь ТКМ как одну из форм медицины?

- Нужна ли традиционная медицина в век современных технологий?

Итак, большое значение в медицинских традициях Малайзии имеет ТКМ, которая насчитывает не менее 2500 лет применения в Китае. В Малайзию она попадает в эпоху колониальной империи, когда в ХУШ - XIX веках на Малайский полуостров англичане привозили китайцев для добычи олова. Позднее, помимо завезённых британцами китайцев, поток эмигрантов увеличил количество представителей этой национальности на Малайском полуострове: китайцы стализдесь второй по величине общиной. Представители огромного китайского сообщества обращают внимание на свое здоровье и благополучие. Проживая на малазийской территории, они не только лечились сами с помощью ТКМ, но и оказывали медицинскую помощь местному населению. Так и произошло её постепенное распространение среди всех малайцев.

Хотя знания китайской медицины удалось принести в Малайзию, однако она не избежала местного влияния. Так, можно отметить некоторые различия или изменения в использовании китайской медицины в Малайзии. Это связано с тем, что существуют различия между Китаем и Малайзией, например, погодные и географические.

В основу ТКМ положены традиционные понятия китайской философии о двух началах - Инь и Янь, баланс которых обеспечивает Ци - специфическая энергия в человеческом теле. Большинство китайских терапевтов ТСМ считают, что хорошее здоровье человека зависит от баланса между Инь и Ян. Более того, китайская медицина в основном направлена на регулирование функций человеческого организма, а не для лечения болезни, так как считается, что профилактика лучше, чем лечение. В связи с этим уместно упомянуть одно из высказываний из области китайской медицины: «одна болезнь - долгая жизнь; никакой болезни - короткая жизнь». Другими словами, те, кто знает, что с ними не так, и , соответственно, заботятся о себе, будут жить намного дольше, чем те, кто считает себя совершенно здоровыми и пренебрегает своими слабостями. Так что в этом смысле какая-то слабость может оказать человеку большую услугу, если он признаёт, что она есть.

Именно поэтому китайские медицинские практики в 216

большинстве своём используются для предотвращения заболевания: фитотерапия, иглоукалывание, массаж, лечебная физкультура, различные диеты и другие. Каждый из этих методов выполняет свою функцию в поддержании баланса, а соответственно, здоровья в организме человека:

Акупунктура представляет собой введение лекарств в поверхностный слой кожи человека в точках, которых насчитывается около 2000 на нашем теле.

1) Купирование используется для детоксикации нашего организма, то есть для удаления из него «токсичной крови», лимфы.

2) Лекарственные препараты, представленные в виде порошков, таблеток, пасты, изготавливаются из различных трав, минералов, животных материалов.

Всех находящихся в аудитории студентов можно разделить на две группы: защитники ТКМ и их оппоненты. Для этого можно заранее выяснить взгляды студентов на этот вопрос. Затем необходимо распределить роли всех участников, учитывая их предпочтения и пожелания:

1) ведущий дискуссии;

2) сторонники КТМ;

3) противники КТМ;

4) зрители.

Представители каждой группы попытаются убедить противников в справедливости своей точки зрения, приводя важные, по их мнению, аргументы. Оппоненты в свою очередь попытаются отстоять свою позицию, опровергая противоположные мнения. Ведущий этой дискуссии подводит итог и делает объективный вывод на основании выслушанной информации. Кроме того, он может высказать официальную точку зрения, которая может быть подкреплена фактами и статистическими данными.

Несмотря на то, что традиционная китайская медицина, функционируя в Малайзии, претерпевает некоторые изменения, она тем самым адаптируется к местным особенностям. Так, если в XX веке, после независимости Малайзии, ТСМ в основном использовалась китайским народом, то с течением времени эти медицинские практики показали своё преимущество в различных аспектах медицины.

Более того, в 2015 году Министерство здравоохранения Малайзии провело опрос, результаты которого показали, что 31,25% малазийцев используют ТКМ., Есть основания предполагать, что процент будет увеличиваться с каждым днем, поскольку использование ТКМ теперь более узнаваемо среди малазийцев. ТСМ становится всё более популярной во всех сообществах этой страны. ТСМ легко принимается малазийцами, потому что есть много общего между китайской медициной и другими азиатскими традиционными лекарствами. На данный момент ТСМ хорошо функционирует в этой стране, и общества китайской медицины Малайзии надеются, что традиционная китайская медицина может быть широко распространена и принята другими странами. Становится всё более очевидно, что ТСМ приносит только преимущества и лучшие результаты, поэтому целесообразно освещать традиционную медицину на глобальном уровне, поскольку традиционная китайская медицина также является частью культуры не только китайского, но и малайского народа. А значит, необходимо сохранить и сберечь традиционную культуру, которая пришла из глубокой древности и стала частью современной жизни как китайцев, так и малазийцев.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на уроках русского языка как иностранного преподаватель реализует общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые направлены на формирование конкретных знаний, умений и навыков, которые позволят студентам осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности, быть готовыми к анализу и публичному

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

представлению медицинской информации на основе доказательной медицины. Это далеко не простая задача, поскольку объём учебных часов, отводимых дисциплине, зачастую не всегда достаточен для столь непростой работы. Именно поэтому необходимо искать как оптимальные формы работы, так и актуальную для иностранных студентов информацию. Для этого можно активно и эффективно использовать национально ориентированный материал как социокультурного, так и профессионального характера. Именно поэтому в данной работе предлагается не только общая схема проведения урока-дискуссии, но и даётся теоретический материал, знание которого необходимо преподавателю РКИ. Наше исследование не претендует на исчерпанность данной проблемы, поскольку национально ориентированная тематика слишком обширна и многообразна. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Щукин А.Н. Социокультурная компетенция в системе преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 2019. № 1 (272). С. 72-75.

2.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвостра-новедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.

3.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: сингулярные речеповеденческие тактики. М., 2000.

4.Петрова Н.Э.Формирование социокультурной компетенции на практических занятиях в системе русского языка как иностранного // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 49-52.

5.Одинцова Ю.В., Рипачева Е.А. Фоновые знания как компонент содержания лингвострановедческого аспекта обучения // Известия ПГУПС -2013. № 2. С. 228-232.

6. Петрова Н.Э. Формирование профессиональных фоновых знаний на занятиях по русскому языку как иностранному //Региональный вестник. 2019. № 13 (28). С.29-30.

7.Березуцкий В.И. Межпредметные связи как основа обучения иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2017. № 1 (16). С. 37-41.

8.Петрова Н.Э. К вопросу о формировании фоновых знаний на уроках русского языка как иностранного // Региональный вестник. 2019. № 11 (26). С.20-22.

9.Петрова Н.Э. Фоновые знания в контексте социокультурной компетенции иностранных студентов //Региональный вестник. 2019. № 19 (34). С. 40-41

10.Мельникова Т.Н., Гринкевич Е.И. Научно-популярные тексты Государственного дарвиновского музея (г. Москва) как ресурс обучения РКИ //Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: Сборник материалов IVМеждународной научно-методической онлайн-конференции. 2019. С. 489-495.

11.Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Коммуникативный аспект в методике русского языка как иностранного // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8.№ 3 (28). С. 87-91.

12.Исаева Л.Б., Сабитова Р.Р. Педагогические условия формирования универсальных компетенций у иностранных студентов российского вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2018. Т. 10. № 1 (37). С. 97-104.

13.Самчик Н.Н. Практическая модель развития грамматических навыков при обучении русскому языку как иностранному в рамках коммуникативного подхода // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 62-64.

14. Чиркова В.М. Обучение коммуникативным навыкам студентов-медиков //Региональный вестник. 2019. № 4 (19). С. 32-33.

15.Скляр Е.С. К вопросу об обучении языку специальности иностранных студентов-медиков // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации Сборник материалов III Международной научно-методической онлайн-конференции. 2018. С. 531-539.

16. Девдариани Н.В. Инновационные подходы к обучению иностранным языкам и русскому как иностранному // Беларусь - Индия - Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного Материалы интернет-конференции. Минск, 2019. С. 58-61.

17.ПетроваН.Э. Современные принципы описания интонационной системы (на материале русского и английского языков) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8.№ 3 (28). С. 331-335.

18.Петрова Н.Э. Шумова И.В. Система упражнений для довузовского обучения иностранных учащихся фонетической компетенции // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Минск, 2017. С. 267-269

19.Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Методы работы над лексикой в практике преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы) //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 59-61.

20. Дмитриева Д.Д. Модель организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 25-27.

ПЕТРОВА Наталья Эдуардовна РАБОТА С НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ...

Статья поступила в редакцию 25.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.