Научная статья на тему 'Работа с информацией в начальной школе на основе интегративного подхода'

Работа с информацией в начальной школе на основе интегративного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МОТИВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ / INTEGRATION / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS METASUBJECT RESULTS / MOTIVATION / INFORMATION COMPETENCE / THE NUMBER OF UNITS OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Г. В.

Развитие процессов информатизации и новая информационная реальность вызывают необходимость существенного обновления содержания обучения с акцентом на развитие умения работать с информацией. В связи с этим в качестве эффективного пропедевтического материала, отражающего интегративные связи математики и информатики, предложена система заданий, связанных с представлением и измерением информации, а также методические рекомендации по их использованию на уроках математики и во внеурочной деятельности в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH INFORMATION IN THE PRIMARY SCHOOL BASED ON INTEGRATIVE APPROACH

The article notes that the development of processes of information and the new information reality necessitate significant upgrade training content with a focus on the development of the ability to work with information. In this regard, as an effective propaedeutic reflective material integrative communication of mathematics and computer science, proposed a system of job-related performance measurement and information, as well as guidelines for their use in mathematics lessons and in extracurricular activities in elementary school.

Текст научной работы на тему «Работа с информацией в начальной школе на основе интегративного подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Г.В. Никифорова

Ногинский филиал Московского государственного областного университета ул. 3 Интернационала, 117, Ногинск, Московская область, Россия, 142400

Развитие процессов информатизации и новая информационная реальность вызывают необходимость существенного обновления содержания обучения с акцентом на развитие умения работать с информацией. В связи с этим в качестве эффективного пропедевтического материала, отражающего интегративные связи математики и информатики, предложена система заданий, связанных с представлением и измерением информации, а также методические рекомендации по их использованию на уроках математики и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: интеграция, универсальные учебные действия, метапредметные результаты, мотивация, информационная компетенция, единицы количества информации

Содержание начального курса математики всегда претерпевало изменения в соответствии с требованиями времени и в зависимости от социального заказа общества. Развитие процессов информатизации и новая информационная реальность, в которой живут современные школьники, вызывают необходимость существенного обновления содержания обучения с акцентом на развитие умения работать с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусматривается введение новой предметной области интегрированного характера «Математика и информатика», которая призвана обеспечить решение актуальной проблемы, связанной с развитием информационной компетентности учащихся как готовности самостоятельно работать с информацией: анализировать, преобразовывать и транслировать ее, осуществлять поиск и отбор информации из различных источников [2]. Поэтому интеграцию математики и информатики следует понимать не только на содержательном, предметном уровне при изучении раздела «Работа с данными», но и на метапредметном, направленном для решения коммуникативных и познавательных задач.

В рамках нашего исследования рассматривался вопрос о возможности включения в содержание обучения математике задач и понятий курса информатики в

качестве весьма эффективного пропедевтического материала, отражающего ин-тегративные связи этих наук. Психолого-педагогической основой эксперимента были работы О.А. Ивашовой, С.Г. Григорьева, В.В. Гришкуна, Н.Г. Салминой, А.Л. Семенова, А.В. Горячева, А.Г. Асмолова, Н.В. Матвеевой и др.

Цель разработанной нами программы «Решение задач с информационным содержанием на уроках математики в 1—4 классах» заключается в формировании информационной грамотности учащихся при изучении математики. Она реализуется при решении логических и арифметических задач, построении алгоритмов, связанных с предметным материалом математики и информатики, а также при решении информационно обогащенных задач, в том числе задач с единицами количества информации, где математика выступает как средство и инструмент изучения информатики. Данная разработка отвечает основным положениям Концепции развития математического образования в Российской Федерации [3], регламентирующей необходимость расширения спектра математической активности учащихся начальной школы. Например, программой предусмотрено ознакомление учащихся с действиями замещения, кодирования, декодирования и схематизации, начиная с 1 класса. Основы моделирования учащиеся осваивают при изучении арифметических действий, решении тестовых задач, выполнении специально подобранных упражнений на построение алгоритма, нахождение маршрута, в процессе игровой деятельности: «Третий лишний», «Верно-неверно», «Лабиринты» и др.

Информационный модуль программы тесно связан с темами курса математики, которые позволяют эффективно организовывать знаково-символическую деятельность учащихся и даже вводить некоторые понятия информатики при решении задач на уроках математики. Современные дети, живущие в информационной среде, сталкиваются с понятиями, касающимися измерения количества информации, например, информация сотовых операторов об объеме интернет-трафика, информация операционных систем компьютеров о загружаемых файлах в диалоговых и информационных окнах, информация сайтов о максимально возможном размере загружаемого файла и т.п. Эта новая информационная среда обуславливает необходимость обогащения содержания обучения математике начальной школы понятиями и методами информатики. Для реализации эксперимента была разработана система заданий, связанных с представлением и измерением информации, и методические рекомендации по их использованию при обучении младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности.

В рамках подготовительного периода к введению единиц измерения информации нужно обобщить представление учащихся как о величинах, так и об информации, используя задания типа: «Сопоставь величину и единицы величины», «Измерь величину разными мерками», «Вырази одни единицы величины через другие», «Какую информацию можно получить из диаграммы?» и т.п. На ознакомительном этапе выясняется, с какими единицами информации знакомы ученики, происходит знакомство с битом и байтом на основе решении комбинаторных задач на подсчет возможных исходов, рассматриваются сведения о размере

Никифорова Г.В. Работа с информацией в начальной школе на основе интегративного подхода

файлов, находящихся в компьютере, анализируется изображение шкалы закачки файла, диаграмма свободного места на диске и т.д.

Обучение с опорой на текстовую задачу в рамках системно-деятельностного подхода позволяет эффективно вводить многие понятия информатики, такие как алгоритм, модель, блок-схема, данные и скорость их передачи, единицы информации (бит, байт) и соотношения между ними и др. Так, используя речевые ассоциации понятий «километр», «килограмм», «килобайт», решаются пары аналогичных по числовым данным и моделям задач:

В одном ящике 30 кг яблок, а в другом на 25 кг больше. Сколько килограммов яблок во втором ящике?

Размер одного файла 30 килобайтов, а другого на 25 килобайтов больше. Каков размер второго файла?

На этапе закрепления дети сами составляют задачи с новым содержанием по предложенным схемам и решают их. После знакомства с тройкой величин, связанных пропорциональной зависимостью — скоростью, временем и расстоянием, можно предложить задания с единицами передачи информации. По аналогии решаются такие пары задач:

Турист шел со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние он прошел за 3 часа?

Скорость передачи файла 5 бит/с. Какого размера файл, если для отправки файла потребовалось 3 с?

Заметим, что линия задач с информационным содержанием выстроена в программе по всему курсу математики 1—4 классов. Такие задания являются хорошим материалом для отработки арифметических навыков, в том числе приближенных вычислений, работы с долями и дробями, величинами, для решения задач, формирования умений работы с информацией, графиками, диаграммами, что является обязательными предметными результатами по курсу математики начальной школы.

Таким образом, введение в содержание начального курса математики нового материала, связанного с информатикой, рассматривается не как самоцель, а как средство достижения образовательных целей.

Опытное обучение показало, что предложенную систему заданий можно эффективно включать в основную часть урока или использовать во внеклассных занятиях для повышения мотивации к обучению математике и формирования информационной грамотности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. 2013. № 1 (240). С. 79—81.

[2] Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 1(27). С. 15—21.

[3] Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/10/ Concept_ mathematika.pdf

[4] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373). URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09/m373.html

WORKING WITH INFORMATION IN THE PRIMARY SCHOOL BASED ON INTEGRATIVE APPROACH

G.V. Nikiforova

Noginsk branch of Moscow state regional University 3 Internatsionala str., 117, Noginsk, Moscow region, Russia, 142400

The article notes that the development of processes of information and the new information reality necessitate significant upgrade training content with a focus on the development of the ability to work with information. In this regard, as an effective propaedeutic reflective material integrative communication of mathematics and computer science, proposed a system of job-related performance measurement and information, as well as guidelines for their use in mathematics lessons and in extracurricular activities in elementary school.

Key words: integration, universal educational actions metasubject results, motivation, information competence, the number of units of information

REFERENCES

[1] Grinshkun V.V. Kachestvo informacionnyh resursov i professional'nye kachestva pedagogov. Vzaimosvjaz' i problemy [Quality of information resources and professional qualities of teachers. Interrelation and problems]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2013. No 1 (240). pp. 79-81.

[2] Grinshkun W Informatizacija kak znachimyj komponent sovershenstvovanija sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as significant component of improvement of system of training of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. "Informatics and Informatization of Education"series]. 2014. No 1(27). pp. 15-21.

[3] Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii (ot 24 dekabrya 2013 g. № 2506-p) [The concept of development of mathematics education in the Russian Federation (on December 24, 2013 № 2506-p)]. URL: http://www.firo.ru/wpcontent/ uploads/2014/10/Concept_mathematika.pdf

[4] Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya (ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373) [Federal state educational standard primary education (from 6 on October, 2009 № 373)]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.