Научная статья на тему 'Работа с данными типа «Время» в электронной таблице Microsoft Excel'

Работа с данными типа «Время» в электронной таблице Microsoft Excel Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
864
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Златополъский Дмитрий Михайлович

Статья продолжает предыдущую. В данном случае рассматриваются примеры арифметических операций и операций сравнения, связанных с данными типа "время".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Златополъский Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с данными типа «Время» в электронной таблице Microsoft Excel»

Златополъский Дмитрий Михайлович

РАБОТА С ДАННЫМИ ТИПА «ВРЕМЯ» В ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЕ MICROSOFT EXCEL

Электронные таблицы, созданные первоначально для работы исключительно с числовой информацией, в настоящее время являются мощным средством обработки и других видов информации -текстовой [1] и типа «дата» [2]. В данной статье представлены задачи на обработку данных еще одного типа - «время». Знакомство учащихся с соответствующими возможностями электронной таблицы Microsoft Excel является целесообразным, так как позволяет показать им область возможного использования этой популярной офисной программы.

того чтобы ввести в ячейку время, следует указать число часов, число минут и число секунд через двоеточие (10:12:45 и т. п.).

ЗАДАЧИ

1. В ячейке В2 получить число 0,75 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить).

A В C

1

2 18.00

3

Для решения приведенных задач необходимо знать особенности внутреннего представления времени в программе Microsoft Excel, с которыми следует предварительно ознакомить учащихся. Это можно сделать на примере следующего задания.

Введите в ячейку А1, А2 и A3 значения времени, равные соответственно 12 часам, 6 часом и 9 часам, то есть 12:00, 6:00 и 9:00. Скопируйте диапазон ячеек А1:А3 в В1:В3. Измените формат представления данных в диапазоне В1:В3 на Основной. Проанализируйте появившиеся значения. Что вы можете сказать о внутреннем представлении времени в программе Microsoft Excel? Что представляет собой разность между двумя значениями времени, представленная в общем формате?

2. В ячейках В2 и В3 получить число 0,65659722 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить).

A В C

1

2 15:45:30

3 3:45:30 PM

4

Необходимо также обратить внимание учащихся на то, что, как правило, для

программе Microsoft Excel.

3. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько минут прошло между этими моментами времени.

4. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько часов прошло между этими моментами времени.

5. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько секунд прошло между этими моментами времени.

6. В одной из ячеек укажите некоторое время суток и определите:

...асамтеа секуНд прошла ме^ду мамеННами бремеНи,

а) сколько часов осталось до конца суток;

б) сколько минут осталось до конца суток;

в) сколько секунд осталось до конца суток.

7. В одной из ячеек укажите некоторое время и определите длительность отрезка времени (в виде п час т мин, я сек), оставшегося до конца дня.

8. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой - фактическое время прибытия. Определите, на сколько минут опоздал поезд, если он прибыл на станцию в тот же день, в который должен был прибыть по расписанию.

9. Занятие продолжается с 9:00 до 11:30 без перерыва. Определите продолжительность занятия в минутах. Сколько академических часов оно продолжается (академический час равен 45 мин)?

10. В ячейках В2 и В3 указано значение одного и того же момента времени, но в разных часовых поясах. Определите, на сколько часов отличается время в этих часовых поясах (ответ получите в виде числа). Принять, что указанные в ячейках В2 и В3 значения относятся к одному и тому же дню.

11. Известно время вылета самолета из Москвы и время прибытия

чения - по московскому времени). Определите продолжительность рейса, если самолет прибыл в аэропорт назначения в тот же день.

12. Известно время отправления поезда из Москвы и время прибытия его на конечную станцию. Определите время нахождения поезда в пути. Следует учесть, что на конечную станцию поезд может прибыть на следующий день (при этом время нахождения поезда в пути меньше суток).

13. На обложке компакт-диска с музыкальными записями указано время проигрывания каждой записи в минутах и секундах: 6:50, 4:20 и 5:45. Вычислите общее время звучания в секундах.

14. В ячейках В2:В10 указано время проигрывания каждой музыкальной записи в минутах и секундах в виде ММ:СС, где ММ - число минут, СС - число секунд. Вычислите общее время звучания в минутах.

15. На листе указано время прибытия поездов по расписанию и величина опоздания каждого поезда:

А В С Б Е

1 № поезда Время прибытия по расписанию Величина опоздания, мин

2 41 20:21 10

3 15 21:07 3

4 22 22:31 4

5 256 21:06 2

6

Определите фактическое прибытия каждого поезда.

время

его в аэропорт назначения (оба зна-

"убесННа бремя билеНа самалеНа иу ¡Масжби и бремя при&шНия ега б азро*иарН НауНагеНия,

16. Известны результаты, показанные лыжниками на каждом из четырех этапов Кубка мира по лыжам:

№№ Фамилия 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

1

2

3

Время прохождения каждого этапа записано в таблице в формате время в виде ЧЧ:ММ:СС. Для каждого спортсмена определите общее время, затраченное на все этапы соревнований. Известно, что для каждого лыжника искомое значение меньше суток.

17. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 19 час 25 мин 10 сек. Определите время через 0,1 суток после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

18. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 1 час 33 мин 55 сек. Определите время через 22,5 часа после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

19. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 13 час 3 мин 5 сек. Определите время через 481 минуту после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

20. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 9 час 15 мин 30 сек. Определите время через 5000 секунд

после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

21. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой - на сколько минут опоздал поезд (в виде числа). Определите фактическое время

"убесННи реуулиНаНи, накауаННие лифНиками На кафдам иу геНирех зНаиаб "Кубка мира на лифам.

прибытия поезда. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ).

22. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой - величина отклонения фактического времени прибытия от времени прибытия по расписанию (в минутах, в виде числа). Определите фактическое время прибытия поезда. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ). Необходимо учесть, что указанное отклонение может быть и отрицательным (поезд прибыл на станцию раньше положенного времени).

23. На листе представлено расписание движения пригородных поездов (см. таблицу 1).

24. Предыдущую задачу решите для случая, когда время в пути задано в часах в виде вещественного числа (2,5; 3,15 и т. п.).

25. Оформите на листе расписание школьных звонков (см. таблицу 2).

Опрефеммйе фа*и%игеасае бремя прхби&хя ttoejfa.

Таблица 1

А В С Б Е

1 № Время Время Время прибытия на

поезда отправления в пути конечную станцию

2 001 10:21 1:45

3 015 11:07 2:02

4 023 12:31 1:04

5 041 14:06 3:58

6 047 16:00 3:18

7 191 18:45 4:29

8 241 20:10 3:00

9

Указания по выполнению:

1. В качестве исходных данных необходимо использовать время начала первого урока, время окончания каждого урока и продолжительность перемен.

2. Время начала второго-восьмого уроков определить по формулам.

3. Значения в ячейках В6, В8, В10, В12, В14 и В16 получить путем копирования в эти ячейки формулы, введенной в ячейку В4.

Таблица 2

26. В задаче 25 время окончания каждого урока определить по формулам. При этом значения в ячейках С4, С6, С8, С10, С12, С14 и С16 получить путем копирования в эти ячейки формулы, введенной в ячейку С2.

27. Оформить на листе расписание школьных звонков (см. таблицу 3).

Продолжительность урока (в минутах) должна задаваться в ячейке С18.

.. .расписаЯие

А В С Б Е

1 № урока Начало урока Конец урока Перемена

2 1 8:30 9:15

3 0:15

4 2 9:20 10:05

5 0:15

6 3 10:20 11:05

7 0:15

8 4 11:20 12:05

9 0:20

10 5 12:25 13:10

11 0:10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 6 13:20 14:05

13 0:15

14 7 14:20 15:05

15 0:10

16 8 15:15 16:00

17

28. В таблице представлены сведения о времени отправления поездов по расписанию и о величине задержки отправления, а также о времени прибытия их на конечную станцию по расписанию и о величине опоздания (см. таблицу 4).

Для каждого поезда определить время нахождения в пути. Принять, что каждый поезд прибыл на конечную станцию в день отправления.

Таблица 3

A В C D E

1 № урока Начало урока Конец урока Перемена

2 1 8:30

3 0:15

4 2

5 0:15

6 3

7 0:15

8 4

9 0:20

10 5

11 0:10

12 6

13 0:15

14 7

15 0:10

16 8

17

18 Продолжительность урока:

19

Таблица 4

A В C D E

1 № Время отправления Время прибытия

поезда

2 По Задержка По Величина

расписанию отправления, мин. расписанию опоздания, мин

3 25 9:25 5 23:40 10

4 71

5

Литература.

1. Златопольский Д.М. Работа с текстами в электронной таблице Microsoft Excel. Компьютерные инструменты в образовании, 2002 (принято к печати).

2. Златопольский Д.М. Работа с данными типа «дата» в электронной таблице Microsoft Excel (материал для учителя). Компьютерные инструменты в образовании, 2002, № 3-4.

Златопольский Дмитрий Михайлович, доцент Московского городского университета,

учитель гимназии № 1530 г. Москвы.

© Наши авторы: 2002. Our authors, 2002,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.