Научная статья на тему 'Работа над выразительностью речи на уроках чтения в первом классе средствами музыкального искусства'

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в первом классе средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выразительность / коммуникация / техника чтения / интонация / фразировка / тембр / речевой хор / билингвизм / expressiveness / communication / reading technique / intonation / phrasing / timbre / speech choir / bilingualism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Шаулов, З. В. Шаулова

В статье раскрывается содержание работы над выразительным чтением на начальном этапе обучения (букварный и послебукварный периоды), дается краткий экскурс в историю вопроса. Авторами рассматриваются особенности работы над выразительностью в условиях полиэтнического региона, где актуализированы проблемы билингвизма. В качестве одного из методов работы предлагается использование методики «Речевой хор», характерной для уроков музыки. На примере различных характеристик выразительности продемонстрирована возможность интеграции средств музыкального искусства в материал уроков литературного чтения. Данная технология позволяет мотивировать учащихся к работе над повышением и понижением тона, расстановке логических ударений, использованием различного темпа чтения, что, несомненно, необходимо в процессе коммуникации в качестве метапредметного результата. Положительным моментом данной технологии является отсутствие необходимости в профессиональном музыкальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK ON EXPRESSIVITY OF SPEECH AT READING LESSONS IN FIRST CLASS BY MEANS OF MUSIC ART

The article reveals the contents of work on expressive reading at the initial stage of training (alphabetic and post-alphabetic periods), gives a brief excursion into the history of the issue. The authors consider features of work on expressiveness in a multi-ethnic region, where problems of bilingualism are actualized. As one of the working methods, it is proposed to use the “Speech Choir” technique, characteristic of music lessons. Using various characteristics of expressiveness as an example, the possibility of integrating musical art into the material of literary reading lessons is demonstrated. This technology allows to motivate students to work on raising and lowering the tone, arranging logical stresses, using a different reading pace, which is undoubtedly necessary in the communication process as a meta-subject result. A positive aspect of this technology is the lack of need for professional musical education.

Текст научной работы на тему «Работа над выразительностью речи на уроках чтения в первом классе средствами музыкального искусства»

ным изучение английского языка по специальности (Special English) при помощи адаптивных цифровых модулей, формирующих информационно-коммуникативную компетентность?» 78% ответили «да», 15% - «затрудняюсь ответить», 7% - «нет». Респондентам также был задан вопрос: «Какие компоненты адаптивных цифровых модулей Вам были наиболее интересны?» Формы, связанные с реальными ситуациями профессиональной коммуникации: интеллектуально-обучающие игры (90%), анализ и решение коммуникативных задач (65%), цифровая контрольно-рейтинговая система достижений (73%), оценка стартового владения иностранным языком (90%) и т.д.

Реализация адаптивно-интерактивной модели обучения не подразумевала доминирование одного студента над другим. В процессе лингвистической подготовки основное внимание было направлено на решение критически значимых проблем, вероятностную оценку результатов, проведение исследовательских проектов, взаимодействие с иностранными коллегами, используя различные иностранные источники, в том числе цифрового формата.

Библиографический список

Подводя итоги, следует отметить, что формирование, развитие и саморазвитие информационно-коммуникативной адаптивности в процессе иноязычной подготовки учащихся в вузе выступает неотъемлемой составляющей их будущей успешной профессиональной деятельности в условиях глобализации и циф-ровизации экономики и производства. Кроме того, цифровая образовательная среда вуза позволяет учащемуся сделать аргументированный выбор в пользу индивидуальной адаптивной траектории при освоении иноязычного модуля в зависимости от результатов входного тестирования, индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся; создать программные средства, основанные на сценарии иноязычного адаптивного модуля; управлять учебно-познавательной деятельностью студентов посредством цифровых технологий, делая акцент на консультативно-координирующей функции преподавателя, развивая тем самым у учащихся ответственность и самостоятельность; обогащать информационно-коммуникативную компетентность за счет реализации дидактического обеспечения цифровой образовательной платформы вуза.

1. Chernova N.I. Cross-cultural Communicative Competence of Specialists at the Innovative University Cluster in the Logic of Their Language Training Quality Improvement. Atlantis Press: Advances in Economics, Business and Management Research. 2019; Vol. 47: 380 - 383.

2. Чернова Н.И., Ослякова И.В. Реализация медиа технологий в иноязычной профессиональной подготовке студентов в инновационном университетском кластере. Мир образования - образование в мире. 2017; № 4 (68): 155 - 158.

3. Kogan M.S., Khalyapina L.P. & Popova N.V. Professionally-oriented content and language integrated learning (CLIL) course in higher education perspective. In L.G. Chova, A.L. Martinez & I. C. Torres (Eds.). ICERI2017 Proceedings: 10th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Spain: ICERI, 2017: 1103 - 1112.

4. Чернова Н.И. Технологические возможности адаптивных коммуникативных технологий в системе непрерывной иноязычной подготовки в инновационном университетском кластере. Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. 2017: 388 - 392.

5. Li S., Swanson P. Engaging Language Learners through Technology Integration: Theory, Application, and Outcomes, 2014: 137 - 162.

6. Чернова Н.И., Катахова Н.В. Моделирование и реализация профессионально-коммуникативной составляющей лингвистической подготовки в инновационном университетском кластере. Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. 2017; Т. 17, № 5: 1336 - 1338.

7. Курсевич Д.В. Адаптивная модель развития профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов в сферах информационных технологий и кибернетики. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Москва: Инновации и эксперимент в образовании. 2019; № 6 (69): 13 - 17.

8. Zakharova A.A., Chernysheva T.Y., Molnina E.V., Telipenko E.V., Tomilov I.N. & Min'Kov S.L. Complex system of developing information and communication competence. In Proceedings - 2016. 11th International Forum on Strategic Technology, IFOST, Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc, 2016: 276 - 280.

References

1. Chernova N.I. Cross-cultural Communicative Competence of Specialists at the Innovative University Cluster in the Logic of Their Language Training Quality Improvement. Atlantis Press: Advances in Economics, Business and Management Research. 2019; Vol. 47: 380 - 383.

2. Chernova N.I., Oslyakova I.V. Realizaciya media tehnologij v inoyazychnoj professional'noj podgotovke studentov v innovacionnom universitetskom klastere. Mirobrazovaniya -obrazovanie v mire. 2017; № 4 (68): 155 - 158.

3. Kogan M.S., Khalyapina L.P. & Popova N.V. Professionally-oriented content and language integrated learning (CLIL) course in higher education perspective. In L.G. Chova, A.L. Martinez & I. C. Torres (Eds.). ICERI 2017 Proceedings: 10th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Spain: ICERI, 2017: 1103 - 1112.

4. Chernova N.I. Tehnologicheskie vozmozhnosti adaptivnyh kommunikativnyh tehnologij v sisteme nepreryvnoj inoyazychnoj podgotovki v innovacionnom universitetskom klastere. Aktual'nye problemy iperspektivy razvitiya radiotehncheskih iinfokommunikacionnyh sistem: sbornik nauchnyh trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 388 - 392.

5. Li S., Swanson P. Engaging Language Learners through Technology Integration: Theory, Application, and Outcomes, 2014: 137 - 162.

6. Chernova N.I., Katahova N.V. Modelirovanie i realizaciya professional'no-kommunikativnoj sostavlyayuschej lingvisticheskoj podgotovki v innovacionnom universitetskom klastere. Fundamental'nye problemy radio'elektronnogo priborostroeniya. 2017; T. 17, № 5: 1336 - 1338.

7. Kursevich D.V. Adaptivnaya model' razvitiya professional'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih specialistov v sferah informacionnyh tehnologij i kibernetiki. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. Moskva: Innovacii i 'eksperiment v obrazovanii. 2019; № 6 (69): 13 - 17.

8. Zakharova A.A., Chernysheva T.Y., Molnina E.V., Telipenko E.V., Tomilov I.N. & Min'Kov S.L. Complex system of developing information and communication competence. In Proceedings - 2016. 11th International Forum on Strategic Technology, IFOST, Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc, 2016: 276 - 280.

Статья поступила в редакцию 31.04.20

УДК 371

Shaulov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher of Russian language and literature, Educational Establishment "Development" (Makhachkala, Russia),

E-mail: avshsuper@mail.ru

Shaulova Z.V., senior lecturer, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education of the Institute of Culture and Art,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zinaidashaulova@mail.ru

WORK ON EXPRESSIVITY OF SPEECH AT READING LESSONS IN FIRST CLASS BY MEANS OF MUSIC ART. The article reveals the contents of work on expressive reading at the initial stage of training (alphabetic and post-alphabetic periods), gives a brief excursion into the history of the issue. The authors consider features of work on expressiveness in a multi-ethnic region, where problems of bilingualism are actualized. As one of the working methods, it is proposed to use the "Speech Choir" technique, characteristic of music lessons. Using various characteristics of expressiveness as an example, the possibility of integrating musical art into the material of literary reading lessons is demonstrated. This technology allows to motivate students to work on raising and lowering the tone, arranging logical stresses, using a different reading pace, which is undoubtedly necessary in the communication process as a meta-subject result. A positive aspect of this technology is the lack of need for professional musical education.

Key words: expressiveness, communication, reading technique, intonation, phrasing, timbre, speech choir, bilingualism.

А.В. Шаулов, канд. пед. наук, учитель русского языка и литературы ОУ «ОЦ «Развитие», г. Махачкала, E-mail avshsuper@mail.ru

З.В. Шаулова, доц., Институт культуры и искусства ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: zinaidashaulova@mail.ru

РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается содержание работы над выразительным чтением на начальном этапе обучения (букварный и послебукварный периоды), дается краткий экскурс в историю вопроса. Авторами рассматриваются особенности работы над выразительностью в условиях полиэтнического региона, где актуализированы проблемы билингвизма. В качестве одного из методов работы предлагается использование методики «Речевой хор», характерной для уроков

музыки. На примере различных характеристик выразительности продемонстрирована возможность интеграции средств музыкального искусства в материал уроков литературного чтения. Данная технология позволяет мотивировать учащихся к работе над повышением и понижением тона, расстановке логических ударений, использованием различного темпа чтения, что, несомненно, необходимо в процессе коммуникации в качестве метапредметного результата. Положительным моментом данной технологии является отсутствие необходимости в профессиональном музыкальном образовании.

Ключевые слова: выразительность, коммуникация, техника чтения, интонация, фразировка, тембр, речевой хор, билингвизм.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в сфере образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстроить школьное образовательное пространство.

Как известно, основа ФГОС - формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных. Основными предметами для развития коммуникативной компетенции в условиях двуязычия являются уроки русского языка и литературного чтения.

Традиционно приоритетным направлением в начальной школе на уроках чтения является формирование технической стороны, т.е. процесса считывания и перекодировки знаков в звучащую речь, что называется беглостью чтения. Однако для современного обучения этого недостаточно, особенно в условиях билингвизма. Необходима и выразительность, которая предполагает не только верное интонирование, соблюдение адекватного коммуникационной задаче темпа чтения и громкости, но и, что первостепенно, осознание семантики слова, обусловленности его употребления в данном контексте.

Таким образом, выразительность входит в механизм чтения не как составная часть, а как органический элемент целого (беглости, осознанности, правильности).

Главная особенность выразительности заключается в том, что она представляет собой субъективную вербализацию прочитанного, т.е. это осознанное чтение, в котором выражается личностная интерпретация, отношение к авторской позиции, что возможно при опоре на жизненный опыт читателя. При этом мы имеем в виду как личное истолкование прочитанного, так и проникновение в художественный мир произведения через искусство слова [1 - 10].

Однако, как показывают наши наблюдения и опыт преподавательской деятельности, нередко на уроках литературного чтения работа над выразительностью проводится фрагментарно, часто механически, без четко продуманной системы, в результате чего навык выразительного чтения сформирован слабо, что приводит к непониманию авторского замысла, т. е. коммуникативная задача либо не выполняется, либо выполняется частично.

В 70 - 80 гг. XX века выразительность была внесена в содержание учебных программ как необходимый элемент формирования навыка осознанного чтения. Разработкой теоретических положений и практического применения тех или иных приемов занимались многие ученые и методисты. Среди них Г.И. Беленький, И.Я. Блинов, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, О.В. Кубасова, Н.И. Кудряшев, З.И. Романовская и другие. Их главная заслуга состоит в том, что художественное произведение стало восприниматься не как некий «тренажер» для чтения, а как самостоятельная эстетическая единица, требующая особого рода восприятия. Однако в этом процессе осталось много нерешенных вопросов, один из которых: какие методы и приемы будут наиболее эффективны при работе над выразительным чтением в условиях двуязычия, когда выразительность должна стать следствием ранее проведенной лексической работы с одновременной нейтрализацией интерферирующего влияния родных языков учащихся? В данной статье мы предпринимаем попытку систематизировать методы формирования навыка выразительного чтения у учащихся первых классов на уроках литературного чтения. В качестве примеров нами использованы материалы учебника «Литературное чтение» под редакцией Л.Ф. Климановой (УМК «Школа России»).

Учителю необходимо владеть методами и приемами выразительного чтения, среди которых различают технические (ритм, дыхание, голосоведение, орфоэпия), логические (паузы, темп, логические ударения), эмоциональные (интонация).

При анализе программ литературного чтения за последнее десятилетие нами была выявлена устойчивая тенденция: тексты, включенные в современные учебники, в большей степени несут познавательную, информативную функции. При этом воспитательная функция текстов, характерная для образования второй половины ХХ века, сведена к минимуму. Подобная однобокость не позволяет развить способность эстетического наслаждения с целью формирования целостной личности. В этой связи считаем уместным при формировании выразительности обращение к средствам музыкального искусства.

Одной и разновидностей работы на уроке музыки является хоровое исполнительство. Учитель музыки в данном случае выступает как дирижер, хормейстер. Наиболее часто встречающейся разновидностью хора в образовательном процессе является певческий хор. Однако в теории хороведения существует и такой термин, как речевой хор, организатором которого может выступить и человек без специального музыкального образования, обладающий музыкальным слухом.

В условиях урока чтения подобная работа может быть проведена с фрагментом литературного произведения. Навык выразительного чтения на перво-

начальном этапе целесообразно формировать на материале лирических произведений (стихов, частушек, скороговорок, потешек и проч.), реже - сказок. При подготовке к уроку учителю необходимо составить речевую партитуру - совокупность всех голосовых партий. В начальных классах она может ограничиться двухголосием: высокие и низкие голоса.

Речевой (или говорящий) хор исполняет произведения, применяя несколько способов: декламацию, мелодекламацию и речитатив.

Если декламация предполагает выразительное чтение художественного произведения с целью передачи эмоций, чувств, то мелодекламация «обозначает выразительное чтение стихов и прозы, сопровождаемое музыкой» [1]. Речитатив же представляет собой разновидность напевной декламации, предполагающей верное интонирование: повышение или понижение тона, соблюдение пауз, расстановка акцентов, способствующих передаче чувств исполнителя.

Отметим, что интонация играет существенную роль и в выразительном чтении. Основные ее компоненты - фразировка, логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. Остановимся более подробно на некоторых из компонентов.

1. Логическое ударение предполагает выделение наиболее важного в смысловом отношении слова. На наш взгляд, это центральное понятие в процессе обучения навыкам выразительного чтения, поскольку логическое ударение органически связано со всеми остальными компонентами выразительности.

Успешность реализации данного компонента выразительного чтения возможна при условии тщательно подготовленной и реализованной на предварительном этапе словарной работы: семантика каждого слова должна быть предельно ясна учащимся, поскольку обоснованная расстановка логических ударений - один из главных факторов, повышающих выразительность речи.

Например, при анализе сказки «Рукавичка» возможен вариант работы со следующим фрагментом:

«Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- ТУТ Я БУДУ ЖИТЬ».

После уточнения семантики каждого слова учащимся предлагается прочитать выделенное предложение, делая логическое ударение поочередно на всех словах: тут, я, жить. Выясняется коммуникативный замысел в каждом случае и определяется единственно верный с точки зрения контекста вариант. Так, опытно-экспериментальным путем учащиеся приходят к выводу, что логическое ударение смещает смысловые акценты вплоть до искажения первоначального коммуникативного замысла.

2. Одним из способов постановки логического ударения является изменение тембра с целью передачи различных эмоций: раздражения, умиротворенности, радости, печали. Для выработки навыка воспроизведения звука того или иного тембра можно использовать термины, применяемые на уроках русского и родного языков (звонкий, глухой); изобразительного искусства (теплый, яркий, холодный, светлый, темный); ассоциации, связанные со слуховыми, зрительными, осязательными, вкусовыми образами (высокий, низкий, близкий, далекий, мягкий, жесткий, зажатый, вкусный и проч.). Для изменения тембра учащимся предлагается изменить мимику (нахмуриться, разозлиться, улыбнуться), положение рта (округлить, растянуть в улыбке и проч. На тембральную характеристику может влиять и мелодика речи (повышение или понижение тона), также обусловленное смысловой и интонационной логикой произведения.

Так, для работы можно использовать отрывок из стихотворения Г Сапгира «Про медведя»:

Мой приятель Медведь Не умел читать, А умел рычать И умел реветь.

Как показали экспериментальные данные, учащиеся с легкостью меняют тембральную окраску при чтении слов рычать и реветь.

3. Фразировка. Как известно, наша речь состоит из грамматически связанных и интонационно оформленных сочетаний слов, выражающих законченную мысль. В первом случае мы говорим о предложении, а во втором - о фразе. Именно правильная фразировка позволяет придать звучащей речи выразительность.

Музыкальная фраза - это звукоряд, образующий законченную музыкальную мысль. Умение выделять выразительные места на основе логико-смысловых связей и называется фразировкой.

Общность в литературе и музыке заключается в том, что любая фраза имеет определенное композиционное строение, где наивысшей точкой эмоционального напряжения является кульминация. Именно ее интонирование и придает правильное звучание всему отрезку. Динамический план необходимо тщательно продумывать, составлять как для каждой фразы, так и для всего произведения в целом.

В процессе овладения фразировкой проводится работа над элементами, необходимыми для технического осуществления этой задачи: работа с дыханием, звукоизвлечением. Таким образом осуществляется диалектическое единство художественных и технических навыков в интонировании, с которым тесно связана фразировка. По словам В.Л. Живова, «главным приемом достижения единства музыкальной и литературной фразировки является сознательное изменение музыкальной структуры посредством использования цепного дыхания, постоянства темпа, динамики, тембра.... или...с помощью введения ... средств, способствующих дроблению целого на отдельные разделы» [2, с. 186 - 187].

Для отработки навыка фразировки нами использовались стихотворные тексты, поскольку именно стихотворный текст вызывает стабильно устойчивые трудности фразирования, т.к. учащиеся механически приравнивают строку к фразе. Результатом становится следующая фразировка:

.Белка песенки поет и орешки все грызет.

А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

4. Одной из составляющих фразировки является соблюдение логических и психологических пауз. Логические производятся с целью создания смысловой

Библиографический список

организации, а психологические - для перехода от одной фразы к другой, отличающейся по эмоциональному содержанию.

5. Большое значение при интонировании и фразировке имеют темп и ритм чтения, всецело обусловленные текстом произведения. По словам В.Л. Живова, «ничто так не искажает замысел композитора, как отсутствие у исполнителя чувства темпоритма, которое есть не что иное, как результат понимания музыкального произведения в целом» [2, с. 149].

Необходимо отметить, что результаты экспериментального обучения показали: работа над выразительностью на уроках литературного чтения по методике «Речевой хор» позволила систематизировать методы и приемы, способствующие повышению уровня осознанности художественного текста, а также помогла повысить уровень владения интонационно-структурными компонентами выразительности.

Работа в данном направлении будет проводиться нами в дальнейшем как посредством организации бинарного урока (с попеременным участием учителя начальных классов и учителя музыки), так и в рамках традиционного урока учителем начальных классов, поскольку специальное музыкальное образование для подобной работы - условие необязательное.

1. Ивановский Ю.А. Речевой хор: Организация речевого хора и методика работы с ним. Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2005.

2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Владос, 2018 - 272.

3. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. Москва: Учпедгиз, 1946.

4. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1983.

5. Горецкий В.Г О проверке навыка чтения. Начальная школа. 2001; № 8.

6. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника. Москва, 2000.

7. Каширина М.М. Выразительность речи как коммуникативная категория: семантико-деривационный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата лингвистических наук. Майкоп, 2017.

8. Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 1998.

9. Семенюк В. О. Заметки о хоровой фактуре. Москва, 2000

10. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. Москва: Флинта, 2013. References

1. Ivanovskij Yu.A. Rechevoj hor: Organizaciya rechevogo hora i metodika raboty s nim. Sankt-Peterburg: Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2005.

2. Zhivov V.L. Horovoe ispolnitel'stvo: teoriya, metodika, praktika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Vlados, 2018 - 272.

3. Blinov I.Ya. Vyrazitel'noe chtenie ikultura ustnojrechi. Moskva: Uchpedgiz, 1946.

4. Gorbushina L.A., Nikolaicheva A.P. Vyrazitel'noe chtenie irasskazyvanie detyam doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1983.

5. Goreckij V.G. O proverke navyka chteniya. Nachal'naya shkola. 2001; № 8.

6. Demchenko A.D. Vokal'nyeigry s det'mi. Programmno-metodicheskoe posobie po postanovke pevcheskogo i rechevogo golosa rebenka-doshkol'nika. Moskva, 2000.

7. Kashirina M.M. Vyrazitel'nost'rechikakkommunikativnaya kategoriya: semantiko-derivacionnyjaspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata lingvisticheskih nauk. Majkop, 2017.

8. Kubasova O.V. Vyrazitel'noe chtenie: posobie dlya studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 1998.

9. Semenyuk V. O. Zametki o horovoj fakture. Moskva, 2000

10. Cheremisina-Enikolopova N.V. Zakony i pravila russkoj intonacii. Moskva: Flinta, 2013.

Статья поступила в редакцию 01.04.20

УДК 371

Shevtsova S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department No. 7 (Automobile Training), Military University of Ministry of Defense of the Russian Federation ((Moscow, Russia), E-mail: svet-svet343@mail.ru

Yarotskaya L.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor of MSU, Professor of Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Law, Institute of International Law and Justice, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: lvyar@yandex.ru Matveychuk N.M., teacher, Moscow Suvorov Military School of Military Institute of Physical Culture of Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Nm9184@yandex.ru

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS AND CADET CAMPUSES. The

article considers a process of origin and formation of Suvorov military schools and cadet corps in Russia. A retrospective analysis of the history of development of Suvorov schools since July 29, 1731, since the reign of Catherine II. The authors focus on features of military-patriotic events and the practical use of various methods and techniques of patriotic education. The researchers trace the transformation, depending on the historical period and the rule in the Russian state. The article reveals the procedure for conducting military-patriotic education in schools, its features and changes in the training of future officers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: historical and pedagogical analysis of Suvorov military schools, cadet corps, military-patriotic education, cadets.

C.B. Шевцова, д-р пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: svet-svet343@mail.ru

Л.В. Яроцкая, д-р пед. наук, доц., проф. МГЛУ, проф. Института международного права и правосудия МГЛУ, г. Москва, E-mal: lvyar@yandex.ru Н.М. Матвейчук, преп., Московское суворовское военное училище Военного института физической культуры Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Nm9184@yandex.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

В статье рассматривается процесс зарождения и формирования Суворовских военных училищ и кадетских корпусов в России. Проводится ретроспективный анализ истории развития Суворовских училищ, начиная с 29 июля 1731 г, со времен правления Екатерины II. Авторы акцентируют внимание на особенностях проведения мероприятий военно-патриотической направленности и практическом использовании различных методов и приемов патриотического воспитания. Прослеживается их преобразование в зависимости от исторического периода и правления в российском государстве. Раскрывается порядок проведения военно-патриотического воспитания в училищах, его особенности и изменения при подготовке будущих офицерских кадров.

Ключевые слова: историко-педагогический анализ, Суворовские военные училища, кадетские корпуса, военно-патриотическое воспитание, суворовцы, кадеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.