КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Какой я химик, я политикоэконом!
Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф...» —
это другое дело!
Д.И. Менделеев
РАБОТА НА НАУКУ, РАБОТА НА РОССИЮ — СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834-1907)
Дмитрий Иванович Менделеев является Почетным членом Петровской земледельческой и лесной академии. В этом году исполнилось 175 лет со дня его рождения и 140 лет со дня открытия им периодического закона и создания периодической системы. Менделееву тогда было всего 35 лет. Мало о ком скажешь, что память о нем обеспечена до конца существования человечества. История России (смена героев, перемены названий улиц, площадей, городов и пр.) такой гарантии не дает. Глен Сиборг, открыв с соавторами в 1955 г. элемент № 101, писал о том, что название менделевий присвоено этому элементу «в честь великого русского химика, который первым использовал для предсказания свойств некоторых элементов периодическую систему элементов». А это, безусловно, останется навсегда.
Великая таблица была разработана Д.И. Менделеевым, профессором Петербургского университета, в 1869 г. Об этом не принято говорить, но совершенно ясно, что построить ее на основании имевшихся данных тогда было просто невозможно.
Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в г. Тобольске, последним (семнадцатым) ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева. В том же году отец Менделеева ослеп и семья жила на его очень скромную пенсию (отец умер в 1847 г.). Все заботы о семье взяла на себя мама Менделеева, Мария Дмитриевна, женщина необычайного ума и энергии. Она успевала управлять небольшим стеклянным заводом, доставлявшим скромные средства к существованию, и заботиться о детях. Мария Дмитриевна дала им прекрасное по тому времени образование. У своего младшего сына она смогла разглядеть необыкновенные способности и сделала все, чтобы дать ему соответствующее образование. В 16 лет Д.И. Менделеев поступил на естественное отделение Главного педагогического института в Петербурге, где его учителями были такие известные ученые, как физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский, математик Н.В. Остроградский.
История открытия в деталях такова. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Это фундаментальная работа, получившая название «Основы химии». При написании учебника Менделеев столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 г., обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу о том, что свойства простых веществ (а это есть форма существования химических элементов в свободном состоянии) и атомные массы элементов связывает некая закономерность. Решающий день наступил 1 марта 1869 г. (14 февраля по старому стилю). За завтраком Менделееву пришла неожиданная мысль: сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства. Он записал символы хлора Cl и калия K с довольно близкими атомными массами, набросал символы других элементов, отыскивая среди них подобные «парадоксальные» пары. Некоторые из известных в то время 69 химических элементов (железо, золото, свинец, медь, сера...) были знакомы человеку с незапамятных времен, другие (рубидий, цезий, гелий, рутений, селен, галлий...) были открыты уже при жизни Дмитрия Ивановича. Менделеев установил, что если расположить их в порядке возрастания относительной атомной массы, то их свойства периодически повторяются. Его работа называлась « Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве». Необыкновенная проницательность автора проявилась в том, что он осознал, во-первых, неправильность многих признанных к тому времени величин атомных весов (например, урану приписывался атомный вес, в несколько раз меньший против истинного), а во-вторых, предвидел, что пустые места в составленной на основании периодического закона периодической системе позже заполнятся символами элементов, которые обязательно будут еще открыты в будущем. Для трех элементов, открытие которых и было таким образом предсказано (скандия, германия и галлия), Дмитрий Иванович сумел заранее подробно составить описание свойств, и опыт впоследствии с удивительной точностью подтвердил справедливость предсказаний.
Периодический закон направил дальнейшие работы химиков и физиков на изучение строения атомов, установление причин периодичности и физического смысла закона. Позже физик Мозли объяснил, что номер в таблице есть заряд ядра атома и что на самом деле свойства элементов стоят в периодической зависимости от заряда ядра, равного номеру в Периодической таблице. В современной формулировке периодический закон выглядит так: «Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра»...
Дмитрий Иванович Менделеев много занимался практическими задачами. Он обладал способностью, характерной для гения — работать на пересечении различных наук — химии и физики, физики и метеорологии, гидродинамики, астрономии, геологии, политической экономии и т.д. Многие исследования Менделеева проходили не в тиши кабинета и не среди пробирок лаборатории. Он в одиночку поднимался в небеса на воздушном шаре, спускался в глубину шахт, посещал цеха российских, французских, немецких, американских предприятий. Из многих работ великого ученого, всегда стремившегося увязать теорию с практикой, следует упомянуть открытие критической температуры газов, вывод знаменитого уравнения Менделеева — Клайперона, создание гидратной теории растворов, разработку производства бездымного пороха, усовершенствование способов переработки и транспортировки нефти, работы, относящиеся к повышению точности взвешивания, исследования плодородия почвы и т. д.
Д.И. Менделеев верил в творческие силы науки и в практическом исследовании, считал использование науки в развитии промышленности обязательным и необходимым для России. Процветание страны Менделеев связывал, в первую очередь, не только с рациональным использованием её природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением в нем просвещения и науки. При его участии в 1890 г. был создан проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система по отношению к отечественным производителям, а в 1891 г. вышла в свет книга « Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом», представляющая собой комментарий к этому проекту. Эту работу современники назвали «библией русского протекционизма». В ней представлен глубоко продуманный обзор промышленности и приоритетов промышленного развития России, с указанием ее нужды и будущих перспектив.
Менделеев предложил устанавливать пошлины на ввозимые и вывозимые товары с учетом их влияния на развитие производительных сил России, содействия росту отечественного производства или противодействия ему. Менделеев понимает значение своего труда для страны, поэтому может позволить себе пошутить: «Какой я химик, я политикоэконом! Что там « Основы химии», вот «Толковый тариф...» — это другое дело!».
Менделеев считал совершенно необходимым установление протекционистских пошлин, поскольку человечество еще далеко от превращения в «единую семью», и, пока дело обстоит так, каждая страна обязана защищать свои национальные интересы. Менделеев полагал, что свободную торговлю можно разрешать только для тех товаров, которые не производятся и не могут производиться в России, например, по климатическим условиям (тропические фрукты и др.).
Главное заключалось в том, что Менделеев проделал огромную работу над статистическими данными и показал, что за великолепными, общими, валовыми показателями экономического развития страны скрывается сильнейшее отставание России от развитых стран как по объему производства на душу населения, так и по уровню благосостояния народа. Менделеев в своих работах показал, что становление промышленности нигде в мире не обходилось без активного участия государства. А для России, отставшей с созданием собственной промышленности, роль государственного регулирования экономики была особенно необходима. Да и исторически развитие промышленности в России традиционно стимулировалось «сверху» правительством.
В то время многие считали, что сначала создается легкая промышленность, не требующая больших капиталовложений, а вложенный капитал быстро окупается. И когда будет накоплен солидный капитал, на эти средства можно будет строить металлургические и машиностроительные заводы и пр. По мнению же Менделеева, Россия таким образом обрекалась в будущем на положение сырьевого придатка Запада. Поскольку развитие промышленности в России тогда упиралось в отсутствие крупных капиталов, Менделеев специально для этого случая разработал технологии, которые позволяли бы создавать мелкие, но современные заводы и постепенно, по мере получения прибыли, переходить к производству в крупных масштабах.
Идея о необходимости гармоничного сочетания крупных и мелких предприятий нашла широкое признание в России во 2-й четверти ХХ века, а на Западе лишь в 3-й четверти ХХ века Менделеев предлагал передавать убыточные предприятия, «с надлежащим контролем, артельнокооперативному хозяйству, а не закрывать их, как делается в Западной Европе, обрекая трудя-
щихся на безработицу». Но делать это надо «открыто и по соревнованию». Предлагал он и формы участия рабочих в прибылях предприятия. Идеал видел в таком предприятии, где хозяин был бы участником во всех его сторонах, знал каждого работника, а все рабочие были бы заинтересованы в итогах общей работы. Он считал, что России необходимо было начать индустриализацию именно с создания тяжелой индустрии, и притом на основе самой передовой технологии, с задачей не «догнать и перегнать», а обойти не догоняя. Непрерывно догоняя других, никогда нельзя выйти на передовые мировые рубежи экономического развития и технологии. Д.И. Менделеев думал о национальной безопасности страны и считал, что нельзя основывать промышленный потенциал страны только на заводах Центра, необходим мощный сдвиг промышленности на Восток, в Сибирь, выход к берегам Тихого океана, на Сахалин. Не ограничиваясь только ученой деятельностью, Менделеев использует все возможности влияния на общество в интересах развития отечественной промышленности, выступает на торгово-промышленных съездах, пишет популярные статьи.
Менделеев не испытывал иллюзий по поводу народа: отсутствие у русских склонности к размеренному труду, их работу порывами он связывал с сезонностью сельскохозяйственных работ, с напряжением всех сил в «страду» и отдыхом после нее. Влиял также и тип хозяйствования (не очень благоприятные условия для сельского хозяйства): русские, истощив почву на одном месте, легко переходили на другое. В результате и дошли до берегов Тихого океана, до своих естественных границ. Больше расширяться некуда и незачем, как считал Менделеев. Значит, нужно менять и русский характер, привлекательный, но со склонностью полагаться на «авось», да и на свои вековые привычки. Менделеев был противником войн, но он понимал привлекательность России для других стран и считал, что войны пока неизбежны. Это связано как с неравномерностью экономического развития разных стран, так и с самой природой человека. Нужно быть готовыми к обороне страны, а значит, соответствующей должна быть и ее экономика.
Необычна на то время точка зрения Д.И. Менделеева на сельское хозяйство России. По его мнению, оно не должно специализироваться на производстве хлеба преимущественно на экспорт, ибо это ведет к истощению земли и к слабости государства. Он полагал, что сельское хозяйство -это своего рода промышленность для производства растений и животных, и его продукция должна максимально подвергаться переработке на месте. Простые расчеты показывают, что гораздо выгоднее экспортировать не зерно, а скот, выращенный на зерне, не виноград, а вина и пр.
Огромное влияние оказал Менделеев на становление аграрных наук в России, которое, по сути, начиналось в Петровской земледельческой и лесной академии благодаря его участию и усилиями его учеников. Потребность поднять науку о земле на новый уровень Д.И. Менделеев усматривал в том «перевороте в сельском хозяйстве, который произошел у нас в России с переменой крестьянского быта. С этим возродилась необходимость поставить наше сельское хозяйство совершенно иначе, чем-то было прежде». Необходимо напомнить, что его учеником был К.А. Тимирязев. Когда он учился на отделении физико-математического факультета Петербургского университета, Д.И. Менделеев отправил будущего физиолога в Симбирскую губернию, на одно из четырех опытных полей, им самим организованных. Здесь проводили первые в России исследования воздействия минеральных удобрений и глубокой вспашки на урожай культурных растений. Эти исследования были направлены на решение вопросов о поднятии урожаев на крестьянских землях с помощью минеральных удобрений. На менделеевском опытном поле Тимирязев состоялся как агроном.
После школы Менделеева, фактически все петербургские естественники стали в очень большой степени химиками, немного физиками, и в большинстве своем — аграриями. Непосредственным учеником Д.И. Менделеева был Г.Г. Густавсон, в будущем заведующий кафедрой органической и агрономической химии Петровской академии, внесшей существенный вклад в развитие фундаментальной химии и создавший уже свою плеяду известнейших учеников. Д.И. Менделеев был официальным оппонентом при защите осенью 1865 г. И.А. Стебутом магистерской диссертации в Ученом Совете Петербургского университета. В свою очередь, исследования по агрохимии Д.Н. Прянишникова во многом определились К.А. Тимирязевым, Г.Г. Густавсоном и И.А. Стебутом. Прямым учеником Д.Н. Прянишникова был Н.И. Вавилов, закон гомологических рядов в изменчивости которого сравнивали с таблицей Менделеева. Н.И. Вавилов в своих лекциях подчеркивал: «...Одной из часто повторяемых мыслей Д.И. Менделеева, в своей многосторонней деятельности не чуждого практических нужд агрономии, была та, что «без тесного союза с естествоиспытанием сельское хозяйство обречено полному застою»». Это о своих профессорах потом напишет однокурсник Н.И. Вавилова, А.В. Чаянов: «Нельзя забывать, что это было поколение шестидесятников, поколение Менделеева и Бутлерова, и в актив этого периода развития русской науки наша академия наряду с менделеевской периодической системой элементов вписала «Основы полевой культуры» Стебута, анализ работы хлорофильного зерна
Тимирязева и экономические исследования Людоговского. Трудами профессоров Петровской академии почти каждая основная отрасль агрономии получила свое научное книжное оформление, и все они увенчались знаменитой «Настольной книгой для русских сельских хозяев», своего рода полной энциклопедией сельскохозяйственных знаний, на которой выучилось не одно поколение русских сельскохозяйственных деятелей».
Чтобы не быть лишь «теоретиком» сельского хозяйства, Менделеев покупает в Клинском уезде Московской губернии имение Боблово с 400 дес. земли. Без вложения больших капиталов в короткий срок он добился такого роста урожайности (более чем вдвое) в растениеводстве и продуктивности в животноводстве, что его хозяйство стало идеалом для земледельцев и объектом, где проходили практику студенты Петровской сельскохозяйственной академии. «Успех хозяйства виден был потому, что такие профессора, как И.А. Стебут и Людоговский привозили студентов Петровской с.-х. академии осматривать мое хозяйство», говорил Менделеев. В работах по вопросам сельского хозяйства Менделеев возражал против популярной тогда «теории убывающего плодородия почвы» и считал возможным многократное повышение плодородия земли удобрениями. Основываясь на результатах полевых опытов, Менделеев указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. В. Докучаева: проведение почвенных обследований, организацию кафедр почвоведения и др.
Глубоко изучив состояние молочного животноводства в центральных губерниях России, Менделеев разработал рекомендации по организации крестьянского сыроварения и других перерабатывающих производств, которые помогли крестьянам избавиться от перекупщиков. Он наметил пути улучшения кормовой базы животноводства в разных по природным условиям зонах, включая травосеяние, орошение и пр. Изучал он и возможности расширения плантаций винограда, производства хлопка в российской Средней Азии. Менделееву принадлежит первенство в практической постановке проблем химизации сельского хозяйства и разработке основ отечественной агрономической науки, в т. ч. новых приемов обработки почв, лесоразведения, селекционной работы. Такая практическая деятельность и дала ему материал для опровержения теории Мальтуса. По его мнению, Земля в состоянии прокормить до 10 млрд чел. Вопреки распространенным тогда иллюзиям о возможности для России оставаться страной чисто земледельческой, Менделеев доказывал неизбежность быстрого развития в ней промышленности и роста городов, находя для этого не только чисто экономические, но и духовно-нравственные обоснования. С 1904 г. стали выходить «Заветные мысли» Менделеева, содержащие завещание потомству, итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России. По своему содержанию к «Заветным мыслям» близко и замечательное сочинение Менделеева «К познанию России». Почти каждая его крупная работа требовала огромного объема вычислений, сбора данных в отечественной и иностранной литературе на многих языках. Двадцать пять объемистых томов собрания сочинений, наполненных формулами и таблицами, -это труд одного человека, к тому же и прожившего не столь уж долгую жизнь.
Педагогическая деятельность играла особую роль в жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Он исходно обладал ярко выраженной способностью логически выстраивать и систематизировать информацию. Это уникальное качество внутренней организованности проявилось у него уже в студенческих исследованиях, которые относились к аналитической химии: изучение состава минералов ортита и пироксена. Они стали стимулом для выбора темы его дипломной работы (диссертации): «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу».
По окончании курса в институте Менделеев работал учителем сначала в Симферополе, затем в Одессе. В 1856 г. он возвратился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах». В возрасте 23 лет он становится доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию. Современники отмечали, что его выступления отличались ярким и образным языком, эмоциональной и заинтересованной манерой подачи материала, что входило в неповторимый «менделеевский стиль». Он считал, что образование должно быть жизненным и реальным, причем доступным для всех сословий. Он активно выступал против того, что он называл классическим образованием, по сути, будучи предшественником и выразителем вечного спора между «теоретиками» и «ползучими эмпириками» (экспериментаторами). Д.И. Менделеев преподавал науку познания, когда важнее всего активная позиция понимания, анализа, а не пассивного запоминания, манипулирования фрагментами чужих описательных обобщений. Именно он заложил особенности российского преподавания, основанного на развитии, прежде всего, аналитической и синтетической функций.
Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров. Его учебник, «Основы химии», составленный, по крайней мере частично, по университетским лекциям Менделеева,
внес огромный вклад в отечественное образование и развитие научных работ. Учениками или последователями Менделеев были А.А. Байков, В.И. Вернадский, Г.Г. Густавсон, В.А. Кистяков-ский, В.Л. Комаров, Д.П. Коновалов, Н.С. Курнаков, А.Л. Потылицын, К.А. Тимирязев, В.Е. Тищенко, И.Ф. Шредер и др. Все русские химики конца ХІХ — начала ХХ вв. учились по его «Основам химии», много десятилетий, учебник базой среднего и высшего образования по химии. Представляя Д.И. Менделеева в проекте «Имя России», профессор С.П. Капица отмечал, что Менделеев был ближайшим советником председателя кабинета министров СЮ. Витте, который фактически направил Россию по пути государственного капитализма. Этому в огромной степени способствовал Д.И. Менделеев. С его подачи были организованы Высшие технические институты в Санкт-Петербурге, в Киеве, Екатеринбурге и Томске. Так была заложена основа российской инженерной школы, которая вскоре стала знаменитой во всем мире. Д.И. Менделеев входил в состав Комитетов, разрабатывавших план и проект строительства Томского университета и Томского технологического института.
В создании новой системы образования в стране важнейшая роль отводилась учителю. «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», — писал Менделеев в 1899 г., «Ныне человечество мыслимо только как разумная связь государств, а общественные школы — как один из плодов государственности».
Одна из самых заветных мыслей Д.И. Менделеева, по воспоминаниям его сына, Ивана Дмитриевича Менделеева, — «Проект Главного училища наставников», суть которого заключалась в попытке внедрить в действительность все педагогические заветы, создать рассадник в России действительно высшей и самостоятельно творческой культуры. От выполнения этого проекта Д.И. Менделеев ждал много: «Никакая реформа, — говорил он, — не принесет большой пользы, если в обществе не будет соответствующей подготовки, не будет готовых людей... Надо научить людей правильно действовать, а для этого следует создать под отборным руководством людей, действительно знающих творчески работать, сначала один центр, один правильно поставленный рассадник, откуда и могли бы распространяться затем здоровая педагогическая культура и за ней и здоровая, действительно передовая жизнь. Сам я воспитанник Главного педагогического института и всю жизнь нес его заветы, которые личным опытом старался углубить и очистить. Завещаю их тебе и считаю долгом лично сделать все, чтобы провести их в жизнь». Речь шла о создании самостоятельного центра высшей культуры на основе высшего учебного заведения, подготовляющего кадры профессоров, ученых и учителей средней школы. Д.И. Менделеев считал, что новое дело не может осуществиться в атмосфере больших городов, зараженных старыми предрассудками. Он хотел создать самостоятельный центр где-нибудь среди простора природы, нечто вроде русского Гейдельберга, Оксфорда или Кембриджа, — городок, всецело приспособленный к здоровому быту молодежи, развитию науки и высших сторон культуры. «Все дело в начальном подборе руководителей, — говорил он. — В высшей школе дух преподавания, личность профессоров, своим примером учащих пониманию науки, приемам работы, чаяниям и стремлениям — всё. Я лично готов был бы посвятить этому делу остаток дней. Но мне нужна была бы полная свобода действий. Казенное вмешательство или интерференция многих, может быть, и весьма компетентных, но случайно подобранных сознаний может убить в этом тонком деле все. Есть прекрасная латинская пословица: Эепа^геэ Ьопі чііі, эепа^э — (сенаторы — хорошие люди, сенат — дрянь). Надо только начать правильно. Потом все пойдет само собой, потому что круг преданных делу и понимающих лиц будет расширен».
Д.И. Менделеев поставил свой проект на реальную почву, разработал подробно план развертывания учреждения, его структуру, составил смету необходимых расходов и подал весь проект на рассмотрение тогдашнего министра народного просвещения Д.А. Толстого. Правительство отвергло этот проект. Менделеев говорил своему сыну, что если бы ему удалось осуществить свой план, это было бы крупнейшим делом его жизни, более важным, чем «Основы химии» и даже, чем периодический закон, потому что это создало бы предпосылку для беспредельного ряда дальнейших открытий и для беспредельного роста не только нашей, но и общечеловеческой культуры. «Дарований у нас сколько хочешь, — говорил Менделеев, — нет только культуры, уменья, условий работы. Зажечь бы в одном месте — и горение бы продолжалось». Это было бы увенчанием всей деятельности Менделеева. Срыв проекта был последним и самым большим ударом из тех, которые ему приходилось выносить всю жизнь. Хотелось бы отметить, что в определенном аспекте эти проекты Д.И. Менделеева были реализованы в широко известных научных городках Российской Федерации во второй половине XX в.
В воспоминаниях И.Д. Менделеева представлены важные данные об отношении его отца к образованию. «Главная ошибка правительственной нашей школы, — говорил отец (Д.И. Менделе-
ев), — в том, что, внедряя западное просвещение, наши руководящие круги подпали преимущественно под влияние немецких, а не под, не в пример, более передовых и совершенных английских педагогических идей. В Гэрмании казенная муштровка подавляет индивидуальность, перегруженность программ убивает подлинное развитие. «Правило» и «система» закрывают суть. В Англии — уважение к индивидуальности, свобода инициативы, воспитания самодеятельности, понимание нужд физического развития, заботы о выработке нравственного характера — и умственный труд в непереутомляющей мере».
Д.И. Менделеев занимал активную гражданскую позицию в отношении важности и доступности образования, горячо сочувствовал высшему женскому образованию и был (с 60-х годов) профессором Владимирских, потом Бестужевских женских курсов в Петербурге. Но не только организация школы интересовала Менделеева: он живо реагировал на те общественные настроения и течения, которые могли отразиться на духе и направлении школы. Убежденный враг мистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом, охватившее часть русского общества в 70-х годах прошлого века. Критике так называемых «медиумических явлений» он посвящает особое сочинение, вышедшее в 1876 г, излагая в нем результаты работ специальной, по его же инициативе организованной комиссии. В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет в знак протеста против ущемления университетской автономии и посвятил все свои силы практическим задачам.
Перу Д.И. Менделеева принадлежат труды по различным вопросам экономики, организации промышленности и сельского хозяйства, образования и просвещения. Выйдя в свет, они становились событием в жизни страны, их держали как настольные книги те, кто сознавал необходимость для России кардинальных перемен.
С 1876 г. Д.И. Менделеев — член-корреспондент Петербургской академии наук. ...В 1880 г. Менделеев выдвигался в академики, но был забаллотирован. Академики не пожелали почтить ни «русскую науку», ни гордости мира. «Не признан избранным», — гласило заключение протокола. Потом стало известно, что за кандидатуру Менделеева проголосовали все химики, а также математики Чебышев и Буняковский, физиолог Овсянников и астроном Струве. По выражению биографов Менделеева В.Е. Тищенко и М.Н. Младенцева, это вызвало «мировой скандал». Реакция русской общественности на случившееся событие оказалась мгновенной и резкой. Из разных уголков России на его имя поступали телеграммы с выражением глубокого уважения и сочувствия. Например, в газете «Голос» 23 ноября был опубликован протест, подписанный группой профессоров Петербургского, Московского, Киевского, Харьковского, Новороссийского, Варшавского и Казанского университетов, Медико-хирургической и Петровской сельскохозяйственной академий, Московского технического училища и ряда других учебных заведений. «Бесспорность заслуг кандидата, известность его за границей делают совершенно необъяснимым его забал-лотирование» — таков был вывод их письма и протестов общественности. Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 гг. В 1907 г. было предложено «поделить» премию между итальянцем С. Канниццаро и Д.И. Менделеевым (русские учёные опять в его выдвижении не участвовали), однако незадолго до этого учёный ушёл из жизни. Менделеев скончался 20 января 1907 года (2 февраля), около 5 часов утра. Похоронен Д.И. Менделеев на «Литературных мостках» Волковского кладбища... Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром...
Работы Д.И. Менделеева так многообразно и прочно вошли в основы нашей действительности, образования, что теперь, оглядываясь назад, становится очевидным, что если Леонардо да Винчи был ключевой фигурой европейского Возрождения, то для начала расцвета России такой фигурой был Д.И. Менделеев. И даже мировые войны и катастрофы XX века не смогли уничтожить пути возрождения России, так отчетливо связанные с именем ведущего просветителя, педагога, исследователя —Дмитрия Ивановича Менделеева. Память о нем, наша благодарность, призывает нас осознавать себя причастным к истории своей страны и стараться быть такими же, как и Д.И. Менделеев, ответственными перед ней по мере своих скромных сил и возможностей.
Ректор РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, д.э.н., профессор, член-корр РАСХН В. М. Баутин