Научная статья на тему 'Работа мечты: сравнительный анализ представлений жителей Ростовской обл. И России'

Работа мечты: сравнительный анализ представлений жителей Ростовской обл. И России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
281
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РАБОТА / КАРЬЕРА / ПРЕСТИЖ / МЕЧТА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / JOB / CAREER / PRESTIGE / DREAM / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Посухова Оксана Юрьевна

В статье проводится сравнительный анализ мнений жителей Ростовской обл. и россиян в целом о работе мечты, об основных требованиях, предъявляемых к идеальной работе, о предпочитаемых профессиональных сферах. Рассматриваются факторы, обусловливающие сферу трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Посухова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the comparative analysis of the views of inhabitants of Rostov region and Russians as a whole on the dream job, on the main requirements to the ideal work, on preferred professional fields. Also factors determining the scope of employment are considered.

Текст научной работы на тему «Работа мечты: сравнительный анализ представлений жителей Ростовской обл. И России»

Оксана ПОСУХОВА

РАБОТА МЕЧТЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЖИТЕЛЕЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛ. И РОССИИ В ЦЕЛОМ

В статье проводится сравнительный анализ мнений жителей Ростовской обл. и россиян в целом о работе мечты, об основных требованиях, предъявляемых к идеальной работе, о предпочитаемых профессиональных сферах. Рассматриваются факторы, обусловливающие сферу трудоустройства.

The article presents the comparative analysis of the views of inhabitants of Rostov region and Russians as a whole on the dream job, on the main requirements to the ideal work, on preferred professional fields. Also factors determining the scope of employment are considered.

Ключевые слова:

работа, карьера, престиж, мечта, трудоустройство; job, career, prestige, dream, employment.

ПОСУХОВА

Оксана

Юрьевна —

к.соц.н., доцент

кафедры

теоретической

и прикладной

регионалистики

Института по

переподготовке

и повышению

квалификации

Южного

федерального

университета,

г. Ростов-на-Дону

belloks@yandex.ru

Для того чтобы двигаться вперед, необходимо иметь перед собой цель, определенный образ желаемого будущего. Человек нуждается в некоем идеале, который, подобно гори -зонту, постоянно отдаляется, но к которому можно стремиться. В мечтах находят отражение все стороны человеческого бытия — устремления, ценностные ориентации, представления о том, каким должно быть будущее как самого человека, так и общества в целом. Мечта становится своего рода ориентиром, на который равняется человек на своем жизненном пути. Это некое мерило, с помощью которого человек определяет, что хорошо, а что плохо. Мечта как некий отдаленный образ идеального состояния опредмечивается в конкретных и достижимых за конечное время целях и в итоге опре деляет всю жизнь человека.

Склонность мечтать, стремление к некоему зачастую недости -жимому и призрачному идеалу является одной из отличительных черт россиян. Она проявлялась в разные времена по -разному: и в исканиях града сокровенного Китежа, и в самозабвенном строи -тельстве светлого коммунистического будущего, и в нырянии с головой в демократические свободы. Но суть оставалась прежней — люди всегда жили мечтой об иной, лучшей, идеальной жизни. И то, каким люди видят этот идеал, зависит от целого ряда факторов. Это и конкретно - историческая ситуация, и мировоззренческие особен -ности, идеологическая обстановка, установки коллективного бес -сознательного и многое, многое другое.

Именно поэтому представляется весьма интересным изучение мечты. Знать, о чем мечтают граждане, значит не только знать, каким они видят себя и свою страну, свое будущее и насколько велика про пасть между идеалом и реальностью, но и понимать, что за люди живут в этой стране, чем они дышат, к чему стремятся. Изучая мечты людей, их глубинные устремления, интенции их сознания, мы будем точно знать, в какую сторону двигаться дальше. В связи с этим целью статью является проведение сравнительного анализа идеального образа работы у жителей Ростовской обл.1 и России в целом2.

1 В статье будут проанализированы данные социологического исследования «О чем мечтают жители Ростовской области», проведенного в 2012 г Южноросийским филиалом Института социологии РАН под руководством Ю.Г. Волкова, А.В. Серикова.

2 О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. - М., 2012, с. 68.

Таблица 1

Требования, предъявляемые россиянами в целом и жителями Ростовской обл.

к идеальной работе*

Работа должна быть: По Ростовской обл. По России

Хорошо оплачиваемой 70,8 82

Интересной для меня 63,2 54

Обеспечивающей возможности профессионального роста 28,5 18

С хорошими условиями труда 27,1 39

Разнообразной, творческой, предполагающей инициативу 19,4 15

Полезной обществу 11,8 12

Оставлять много времени для других занятий (отдых, семья, учеба) 11,1 12

Обеспечивающей возможность сделать быструю карьеру 11,1 9

Престижной 7,6 10

Не утомительной 5,6 10

Вообще не хочу работать ни на какой работе 0,7 2

* Допускалось до 3 вариантов ответов.

По данным онлайн - опроса аналитиче -ского центра портала Rabota.ru1, 27% рос -сиян проводят на работе около 9 ч в сутки, 21% участников опроса умеренно перера -батывают: продолжительность их рабочего дня 9—12 ч. Еще 6% проводят за испол -нением служебных обязанностей более 12 ч в сутки, а 3% респондентов являются трудоголиками и работают буквально без сна и отдыха. 34%, или чуть больше трети опрошенных, не задерживаются на работе сверх положенных 8 ч и с чистой сове -стью отправляются домой. 5% респон -дентов трудятся в облегченном режиме и на работу приходят всего на 5—7 ч. А 2% респондентов можно просто позавидо-вать — на работе они проводят меньше 4 ч в день. При этом необходимо отметить, что 29% опрошенных работы не имеют, поэтому все свое время проводят так, как им нравится, в т.ч. и мечтая о ней.

Мечты о работе ученые ИС РАН пред -лагают разделить на две группы: мечты идеальные (как хотелось бы) и мечты зем -ные, реальные (как может быть). Мечты идеальные основаны на желании, содер жат грандиозные цели, которых человек может достичь только в своих представле ниях, отрываясь от российской действи тельности. Мечты земные — это конкрет -ные, ориентированные на результат жела

1 http://rabota.ru/press_relizy

ния, имеющие под собой твердую почву, детерминированную реальной жизненной ситуацией. Эти желания не исключают друг друга, наоборот, необходимо говорить о взаимной дополняемости: без реального нельзя существовать, а без представлений об идеальном — мечтать, а соответственно развиваться и двигаться дальше.

Результаты проведенного социологи -ческого исследования позволяют утвер ждать, что идеальные мечты о работе жителей Ростовской обл., так же как и у россиян в целом, достаточно однозначны и выражаются в ориентации на обретение интересной работы, которая даст возмож ность самореализации и повышения мате риального благосостояния.

Большая часть опрошенных как по России в целом, так и по Ростовской обл. готовы потратить значительную часть жизни только на интересную работу. При этом если разрыв между этими представ лениями согласно высказываниям по общероссийской выборке незначителен

— 16%, то по Ростовской обл. он состав -ляет более 50%, что позволяет говорить о доминировании идеальных компонентов в субъективных представлениях жителей Ростовской обл.

Если же говорить о земных желаниях, то российская действительность и жиз -ненные обстоятельства россиян в целом и жителей Ростовской обл. вносят свои

коррективы. Социально экономические условия заставляют возвращаться с «небес на землю».

Как видно из табл. 1, и жители Ростовс -кой обл., и россияне в целом едины во мне -нии о том, что идеальная работа должна быть хорошо оплачиваемой — 70,8% и 82% соответственно. Это связано с тем, что как для жителей области, так и для рос сиян в целом именно работа и трудовая деятельность — одно из немногих средств обеспечения достойного существования и удовлетворения насущных потребностей. Желание, чтобы работа была интересной, характерно для 63,2% жителей Ростовской обл. и составляет 54% по России. А вот 3- я и 4 - я позиции демонстрируют нам некоторые отличия. Так, для 39% россиян в целом важна работа с хорошими усло -виями труда, в то время как для жителей Ростовской обл. более значима работа, обеспечивающая возможности професси -онального роста (28,5%). Данное распре -деление ответов можно объяснить струк турными особенностями современного отечественного рынка труда, в котором наблюдаются ограниченные возможно сти трудоустройства и поиска достойного рабочего места в ряде регионов России.

Несмотря на то, что гендерные различия существенно не трансформируют пред ставления об идеальной работе у жителей как России в целом, так и Ростовской обл., некоторые различия все же присутствуют. В восприятии мужчин Ростовской обл. лидирующее положение занимает работа интересная (86,0%), хорошо оплачиваемая (81,4%) и работа с хорошими условиями труда (32,6%). Для женщин Ростовской обл. наибольшее значение имеет работа хорошо оплачиваемая (76,9%), инте -ресная (65,4%), и более значима работа, обеспечивающая возможности профес сионального роста (37,2%), чем для муж чин (20,9%). Большее значение мужчины области придают работе, полезной обще ству (23,3%), нежели женщины (9,0%). Это, впрочем, неудивительно, т.к. с одной стороны, связано с особенностями пси хофизиологического развития и требова ниями со стороны социума по отношению к мужчинам, с другой — со стратегическим положением Ростовской обл. и близостью ее к «горячим точкам» России. По обще -российской выборке существенных раз личий по этой позиции у мужчин (12,8%) и женщин (11,8%) нет.

Характер представлений об идеальной работе существенно зависит от субъек тивного восприятия своего материаль ного положения. Для 78,3% респонден -тов, оценивающих свое материальное положение как хорошее, важна интерес ная работа, в то время как для жителей области, оценивающих свое материаль ное положение как удовлетворительное и плохое, на 1 е место выходит требова ние о хорошей оплате труда — 70,7% и 78,9% соответственно. На 2 - й позиции для 63,2% респондентов, оценивающих свое материальное положение как хоро шее, стоит хорошо оплачиваемая работа; у 73,2% опрошенных, оценивающих свое материальное положение как удовлетво рительное, и у 63,2%, оценивающих свое материальное положение как плохое, — интересная работа. Представляет интерес 3 я позиция. Так, респонденты, недоволь ные своим материальным положением, мечтают о работе с хорошими условиями труда (32,9% и 26,3%), и только 17,1% опрошенных с хорошим материальным положением мечтают о такой работе, но данная позиция в их распределении отве тов занимает только 7 - е место. Для 39,1% опрошенных важна работа, обеспечива ющая возможности профессионального роста. При этом такой же ответ занимает

3 ю позицию и у жителей области, оце нивающих свое материальное положение как плохое, — 26,3%. Представление о том, что работа должна оставлять много времени для других занятий характерно для 21,1% жителей области с плохим материальным обеспечением и занимает

4 ю позицию в распределении ответов, а у оценивающих свое материальное поло жение как хорошее — 9 - ю (4,3%). На наш взгляд, такую ситуацию можно объяснить большей социальной активностью и про фессиональными возможностями обе спеченного населения и представлению в массовом сознании менее обеспеченных жителей области, что работа с хорошими условиями труда подразумевает возмож ности профессионального роста и боль шее количество свободного времени.

В настоящее время можно говорить о том, что работа является маркером соци ального положения и детерминирует жиз ненные шансы и возможности как рос сиян в целом, так и жителей Ростовской обл. Поэтому становится понятным боль ший интерес россиян к тем сферам про

фессиональной деятельности, которые считаются стабильными и гарантируют безбедное существование.

Анализ полученных данных позволяет говорить о наличии существенных разли чий в области предпочтения профессио нальных сфер между жителями области и Россией в целом. Наибольшее предпо -чтение жители области отдали следующим профессиональным сферам: 31,9% меч -тают работать в торговле, бытовом обслу живании, ЖКХ; 23,6% — в армии, право -охранительных органах, силовых структу рах и в области информационных техно -логий и связи — 22,9%. В то же время 26% россиян в целом мечтают работать в про мышленности, энергетике, строительстве и транспорте; 25% — в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры и по 15% — в финансовой сфере и системе го -сударственного и муниципального управ ления. Такое различие в предпочтениях объясняется не только региональными особенностями рынка труда, но и истори ческими особенностями развития региона (Юг, в т.ч. и Ростовская обл., развивался как торговый центр и форпост российской государственности).

Для своих детей россияне выбирают сле -дующие профессиональные ниши: по 29%

— финансовая и социокультурная сферы; 24% — государственное или муниципаль -ное управление и 21% — сфера информаци -онных технологий и связи. Жители обла -сти приоритет отдают армии и силовым структурам — 33,3%, по 30,6% — торговле, ЖКХ и сфере информационных техноло -гий и 27,1% — социокультурной сфере. Это позволяет говорить о том, что в первую очередь для своих детей жители области выбирают профессии, несущие надеж -ность, стабильность и социальную защи -щенность, в отличие от общероссийских тенденций, где доминирует ориентация на востребованность в будущем, привле кательность и престижность. Несколько настораживает относительная непопуляр ность в массовом сознании жителей обла -сти таких сфер трудоустройства для своих детей, как промышленность, энергетика, транспорт, строительство — 11,8% (6 - е место) и сельское и лесное хозяйство — 13,2% (5 е место). Тем более что современ ная структура занятости Ростовской обл. характеризуется двумя особенностями. Первая — повышенная занятость населе -ния в отраслях сельского хозяйства; вто -

рая — доминирующая занятость в крупных городах области, в т.ч. и Ростове -на -Дону, в промышленности. К тому же в последнее время стремительно развивается и строи тельная сфера за счет как внутренних, так и внешних инвестиций. Общероссийские данные выглядят не намного оптимистич нее: 16% россиян мечтают, чтобы их дети работали в промышленной и т.п. сфере (4 е место), и только 3% мечтают о работе своих детей в сельском и лесном хозяй стве (6 е место). Немало жителей области мечтают о работе для себя (22,9%) и своих детей (30,6%) в сфере информационно -коммуникационных технологий. На сегодняшний день это стремительно раз вивающаяся отрасль, характеризующа яся престижностью, доходностью, вос требованностью и творческим трудом, что позволяет прогнозировать развитие информационно коммуникационной сферы Ростовской обл. в будущем.

Финансовая сфера, а также система го -сударственного и муниципального управ ления у жителей области оказались в зоне аутсайдеров — по 4,2% и 8,3% соответ -ственно (в то время как россияне отдают приоритет данным сферам), что может свидетельствовать, с одной стороны, об оздоровлении регионального рынка труда (семьи начинают думать о будущем рабо чем месте для детей уже на этапе выбора профессионального образования, а не следуя за сиюминутным порывом «модно сейчас», пополняя в дальнейшем ряды безработных), а с другой — закрытостью данных сфер для тех, кто не обладает необходимым социокультурным капита лом для трудоустройства и дальнейшего продвижения (связями). Данный вывод подтверждается, если проанализировать приоритетные сферы трудоустройства для детей с позиций субъективного восприя тия своего материального положения. Так, только 5,9% жителей области, оце -нивающих свое материальное положение как плохое, выбрали для своих потомков финансовую и информационную сферы и сферу управления (последнее, 5 е место); 7,7% респондентов, оценивающих свое положение как удовлетворительное, выбрали финансовую сферу и только 3,8% — информационные технологии и связь. Если учесть, что на сегодняшний день высшее образование по данным спе циальностям востребованно и стоимость коммерческого обучения здесь выше,

нежели по другим специальностям, то это значит, что родители реально оценивают финансовые возможности своей семьи для получения образования и социальные ресурсы для возможного последующего трудоустройства.

Выбор в пользу той или иной профес сиональной сферы может быть обуслов лен рядом обстоятельств: как идеальными мечтами о работе, так и российской дей ствительностью. Анализ ответов опрошен ных жителей области позволяет прийти к выводу, что наряду с материальным благо получием, жизненными удобствами здесь важна и профессиональная реализация, в отличие от общероссийских результатов, где доминирует стабильность и матери альное благополучие.

Согласно полученным данным, глав ным при выборе сферы трудоустройства у жителей области выступают: возможности карьерного, профессионального роста — 43,1%, при этом данная позиция актуальна в первую очередь для женщин (52,6%), у мужчин она занимает 2 е место (35,6%). Каждый третий респондент (31,3%) меч -тает о работе, соответствующей получен ной профессии, специальности. Тройку лидеров замыкают хорошие условия труда

— эту позицию выбрали 29,3% населения Ростовской обл. Социальная значимость выполняемой работы и ее качественные характеристики для опрошенных жителей области отходят на задний план: о высоком уровне социальной значимости результа тов профессиональной деятельности меч тают только 16,7%; высокий социальный престиж своей профессиональной сферы хотят видеть 14,6% опрошенных, о высо -ком инновационном потенциале профес -сиональной сферы мечтают 11,1%, а о ее конкурентоспособности и актуальности с точки зрения мировых тенденций разви тия экономики — всего лишь 9,7%.

Подводяитог, необходимоответитьна во -прос: удалось ли добиться желаемого отно -сительно работы мечты? Проанализировав ответы респондентов, можно говорить о следующем. Интересную работу на сегод няшний день уже имеют 40,5% опрошенных жителей области, 37,6% пока не добились желаемого, но думают, что это

им по силам, 12% хотят иметь интересную работу, но отдают себе отчет в том, что вряд ли смогут ее добиться. В настоящее время обладателями престижной работы являются 25,6% респондентов; 54,4% пока ее не добились, но это им по силам, а 17,6% понимают, что вряд ли смогут ее добиться. Сделать карьеру удалось 11,9% жителям Ростовской обл.; 56,8% считают, что могут ее сделать, а 11,9% мечтают, но понимают, что вряд ли смогут ее постро ить. Следует также подчеркнуть, что 29,6% жителей области удалось получить повы шение на работе или найти новую, более подходящую работу — 34,1% опрошенных мужчин и 30,4% опрошенных женщин. Таким образом, анализ результатов опроса позволяет утверждать, что, несмотря на сложную ситуацию на рынке труда, боль шинство жителей области не только уве рены в своих силах, но и смотрят в буду щее достаточно оптимистично.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя и жители области, и россияне в целом четко представляют, что они понимают под идеальной работой, все же работа мечта не является главной целью в их жизни. Устроиться на хорошую работу мечтают только 7,2% опрошенных рос -сиян в целом и 2,1% опрошенных жителей области. При этом устройство на хорошую работу для мужчин Ростовской обл. более значимо (4,4%), чем для женщин (1,3%). С одной стороны, возможно, это объясня ется субъективным восприятием текущей ситуации на работе: большинство жителей области (58,5%) оценивают ее как удовлет -ворительную, еще 34,1% — как хорошую и только 7,3% опрошенных — как плохую. А с другой — сложившейся социально -экономической ситуацией в России и последствиями глобального финансового кризиса, существенно изменившего ситу ацию на рынке труда, а также отсутствием социокультурного капитала — социаль -ных связей. Видимо, этим и объясняется то, что если бы жителям области пред ставилась возможность поймать золотую рыбку, то ей все же заказали бы «интерес ную, высокооплачиваемую, престижную работу», «сделать карьеру» и «высокоопла чиваемую работу детям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.