УДК 376.356
РАБОТА ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ, В УСЛОВЯИХ СУРДОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
© 2016 Е.Н. Степанова1
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз»
Статья посвящена рассмотрению специфики логопедической работы с детьми и подростками, имеющими девиантное развитие, в условиях сурдологического центра. Перечислены основные и особенные методы и приемы работы логопеда по диагностике и коррекции речевых нарушений в условиях снижения слуха, а также методы и приемы работы по выявлению и предупреждению девиантного поведения у детей и подростков.
Ключевые слова: логопедическая работа, дети с девиантным развитием, подростки с девиантным развитием, девиантное развитие, работа логопеда в сурдологическом центре.
В практике логопедической работы дети и подростки с девиантным поведением встречаются часто. Не является исключением и работа логопеда сурдологического центра системы здравоохранения. Попутно заметим, что девиантность, девиантное развитие, девиантное поведение является объектом рассмотрения во многих научных дисциплинах, таких, как социальные науки, психология, психиатрия, право, педагогика, философия, цикл медицинских дисциплин. В каждой отрасли научного знания существуют собственные подходы к рассмотрению проблемы де-виантности, своя терминология. Но в целом девиантное поведение трактуется как отклоняющееся от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, морали, культуры, т. п.
В практике работы логопеда сурдологического центра все чаще встречаются дети и подростки, демонстрирующие следующие типы поведенческих особенностей и реакций: нарушение режима и дисциплины (как в семье, так и в дошкольном/школьном/специализированном учреждении), срыв уроков или занятий, отказ от выполнения заданий, непослушание (вплоть до неповиновения старшим, родителям), неуважение или грубость по отношению к старшим, вызывающее осуждаемое поведение, отклонение от учебы, эмоциональная неустойчивость, неумение общаться и др. [6]. Эти особенности выявляются в ходе проведения диагностических и коррек-ционных занятий, в процессе наблюдения за ребенком, а также из опроса родителей (или лиц, заменяющих их или сопровождающих), изучения сопутствующей медицинской документации, возможных прилагаемых характеристик с места учебы, психолого-педагогических заключений.
По результатам диагностических занятий и опроса сопровождающих лиц или родителей, изучении документации часто трудно выделить какую-то одну решающую причину девиантного развития, настолько сложны и многообразны сопутствующие факторы [1]. Среди последних можем наблюдать такие: 1) собственно медико-биологические факторы: наличие разнообразных внутриутробных поражений плода, вызванных многими причинами (что приводит к возможным задержкам и изменениям психического развития уже в постнатальном периоде, усугубляющим возрастные кризисы и приводящим к отклоняющемуся поведению); поражения генетического материала (генные или хромосомные мутации, дефекты обмена), результатом которых становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха и/или зрения, повреждения нервной системы; тяжелые заболевания ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы, соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидива-
ми. Эта группа причин является постоянно регистрируемой автором статьи, что объясняется функционированием сурдологического центра в составе многопрофильного лечебного учреждения областного и регионального значения; 2) социальные причины: к ним прежде всего относится неблагополучие в семье. Чаще всего в практике работы наблюдаем неполные семьи, конфликтные семьи, нередко встречаются семьи асоциальные или с «алкогольным бытом» [4]. Нередки случаи наблюдения, коррекции и диагностики детей и подростков, не имеющих семьи: из домов ребенка, домов ребенка при женских исправительных колониях, из интернатов и детских домов; 3) педагогические причины: необоснованность требований к ребенку или подростку, запрещающий стиль воспитания, отсутствие учета индивидуальных особенностей; 4) психологические причины: ребенок «тонет» в собственных негативных эмоциях, переживаниях, которые стали результатом ошибок предшествующего воспитания.
В диагностические логопедические занятия (конечной целью которых является установление уровня слухового восприятия, уровня речевого, общего интеллектуального и эмоционального развития ребенка или подростка) всегда обязательно включен опрос родителей, что регламентировано требованиями к структуре такого типа занятий. Но учитывая сложность и неоднородность контингента детей и подростков, обращающихся в сурдологический центр, возрастающее количество девиантных форм развития, комплексность в оценке состояний, автор статьи использует также вопросы: посещает ли ребенок ДОУ/школу/иное реабилитационное или образовательное учреждение, причины непосещения или отказов от посещения, вид образовательного или реабилитационного учреждения, форма обучения (в составе группы/класса или индивидуально), причины индивидуального обучения, его график и приемы, успеваемость в целом и по отдельным предметам и видам занятий, характер взаимоотношений со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями, родственниками, времяпрепровождение ребенка или подростка вне учебной/коррекционной деятельности, наличие любимых игрушек, игр в целом, отношение к учебе, успешность выполнения заданий и поручений, др. Полученные данные (или возможное их отсутствие, неясность) заносятся нами в краткой, но исчерпывающей форме в лист протокол обследования, который потом помещается в медицинскую карту/историю болезни и используется специалистами центра при проведении дальнейших лечебно-диагностических мероприятий.
При взаимодействии с ребенком или подростком с девиантным развитием в ходе логопедической работы на диагностических и/или коррекционных занятиях становится понятным, что «стандартные» педагогические принципы перестают быть стопроцентно действенными [2]. Конечно, эти принципы применяются автором статьи в процессе занятий, но к ним добавляем также (с учетом возрастных особенностей подопечного): демонстрацию позитивного отношения к ребенку/подростку и результатам его деятельности, эмоциональность общения, обязательность похвалы не только за результат, но и в процессе самой деятельности, отсутствие оценивания непосредственно самого ребенка/подростка, а только через предметы (флажки, звездочки, птички), частую смена видов деятельности, широкое применение наглядности, зрительный и/или тактильный контакт с ребенком, расположение к обследуемым, точность и краткость формулировок и инструкций, требовательность. При проведении первичных семейных консультаций не только разъясняем родителям особенности слухового и речевого развития ребенка или подростка в данном случае, показываем конкретные приемы речевой и слуховой работы и объясняем их суть и значение для отдельных этапов коррекции. Рассматриваем также возможные перспективы, формы и виды обучения и воспитания ребенка, в том числе с учетом отдаленного по времени, но неизбежного перехода в школьный или «послешкольный» периоды. Объясняем особен-
ности взаимодействия со сверстниками и взрослыми на интересующем возрастном этапе в целом, проявления их у конкретного ребенка, в том числе с учетом девиантных форм. В случае повторных семейных консультаций уже взаимодействуем с родителями по принципу согласования, уточнения и корректировок отдельных нюансов в развитии и обучении ребенка.
При проведении логопедических диагностических и реабилитационных занятий в сурдо-логическом центре, в ходе семейных консультаций обязательно придерживаемся принципа коллегиальности [5]. Согласно этому принципу, работа автора статьи как логопеда дополняется работой психоневролога, сурдолога и наоборот: данные сурдологического осмотра дополняются наблюдениями психоневролога и логопеда. Это позволяет получить наиболее исчерпывающую картину нарушения, более точно и своевременно определить характер и пер-вичность/вторичность дефекта, выбрать оптимальные пути воздействия, принять взвешенное решение о проведении операции кохлеарной имплантации или необходимости слухопротезирования. Взаимодействие логопеда с сурдологом и психоневрологом оказывается чрезвычайно важным и при оформлении ребенка или подростка на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Ведь подавляющее количество детей и подростков, наблюдающихся в сурдологическим центре или обратившихся в него впервые, направляется на ПМПК именно из сурдологического центра. Поэтому автору статьи как логопеду столь важно не только верно определить характер нарушения речевой и слуховой функций, но и совместно с сурдологом и психоневрологом правильно определить тип образовательного /реабилитационного/коррекционного учреждения и форму обучения, вплоть до указания особенностей организации режима обучения для конкретного ребенка или подростка. Неверное направление ребенка в неподходящее учреждение грозит второгодничеством, отказом в зачислении ребенка в учреждение, неуспеваемостью, выключением из образовательного процесса, нарушением контакта со сверстниками и учителями, что является дополнительными предпосылками возникновения девиантного поведения или причинами усугубления уже имеющегося девиантного развития [3].
Итак, работа логопеда сурдологического центра все чаще становится связанной с детьми и подростками с девиантным развитием, поэтому возникает необходимость применения специфичных приемов в ходе диагностики и коррекции речи и слуха, причем выбор таких приемов должен отличаться гибкостью. Работа логопеда также предусматривает предупреждение девиантных форм развития, отличается системностью и коллегиальностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Девиантное поведение у детей дошкольного возраста // SZabotoi.ru
2 Лободина Е.В. Работа с детьми девиантного поведения / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru / articles/524384/
3 Пранцкунас Л.А. Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения. - 10.06.2013 // nsportal.ru
4 Раздобарова О.А. Причины и профилактика девиантного поведения подростков // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация». 22 апреля 2011 г. Московский городской психолого-педагогический университет.
5 Рукина Н.А. Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими девиантное поведение / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru / articles/580575/
6 Федосеенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков. - СПб.: Речь, 2006. - С. 70-88.
Рукопись получена: 20 апреля 2016 г. Принята к публикации: 29 апреля 2016 г