Научная статья на тему 'Работа лингвистических секций'

Работа лингвистических секций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Капленко Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа лингвистических секций»

Работа лингвистических секций

На факультете русского языка и литературы Уральского педагогического университета прошла традиционная научно-практическая конференция, задачи которой — донести, во-первых, достижения вузовской науки до учителей и, во-вторых, дать учителям возможность поделиться с коллегами своим опытом и своими проблемами.

Сборник материалов конференции состоит из пяти томов, из них три содержат тексты докладов, статьи и тезисы по литературе, два - по языку.

Тематика конференции широка, но, в соответствии с её педагогической спецификой, даже под сугубо лингвистическими заголовками часто мы встретим мысли, связанные либо со школьным, либо с вузовским преподаванием русского языка. Например, С.Г. Ушакова (г. Волгоград, ВГУ), рассказавшая о задачах изучения предикативных инфинитивных сочетаний в учебно-научном тексте, на основании своего педагогического опыта делает вывод, что конструкции, выражающие низкую или нулевую степень участия субъекта, создают эффект инициации свободного мышления. В докладе Н.М. Сергеевой (г. Кемерово, КГУ) «Некоторые проблемы современной лингвистики» представлено новое научное направление — когнитивная лингвистика, изучающая язык как средство мышления. Предметом исследования стали концепты «ум», «разум», их содержание и функционирование в текстах русской классической литературы. Ценность подобных изысканий подчёркнута в конце доклада: «По мнению многих педагогов, специалист высших учебных заведений имеет тенденцию к забвению многих культурных ценностей», а «лингвокультурологическое направление помогает переосмыслить некоторые направления в лингвистике». Количество исследований, опирающихся на понятия «концепт», «картина мира», «лингвокультурологическая компетентность», в современной науке возрастает — это заметно и по характеру присланных на конференцию материалов: многие из них полностью или какой-либо гранью причастны указанной проблематике. О.В. Шаталова (Стерлитамакский пединститут) исследовала реализацию концепта «память» в элегиях начала XIX века; И.А. Пушкарёва (Новокузнецкий пединститут) обнаружила и проанализировала концепт перпендикуляра — вертикальной устремлённости человека — в поэтической картине мира М. Цветаевой. О.Н. Заикина (Волгоградский педуниверситет), применяя понятие «концепт» к теории семантического поля, рассмотрела лексическое поле «свет», дополнив традиционные два аспекта — синтагматический и парадигматический — третьим, деривационным (словообразовательным), поскольку «концептуализированные понятия характеризуются повышенной деривационной активностью».

Исследования, связанные с когнитивным направлением, изложены и в пленарном докладе А.П. Чудинова (Уральский педуниверситет) «Современные направления в лингвистике», в котором рассматривается современная политическая метафора, и в докладе О.Н. Кондратьевой из Кемеровского госуниверситета «Душа, сердце и ум человека древней Руси в свете наивной анатомии». Е.А. Рябухина (Пермский педуниверситет) предложила подход к решению проблемы формирования лингвокультурологической компетентности учащихся в процессе языкового анализа текста.

С перспективным направлением — лакунологией — познакомила слушателей Г.В. Быкова (Благовещенский педуниверситет). Лакуны в лексико-фразеологической системе языка — значимые пробелы, отсутствие номинативных единиц — обнаруживаются методом контрастивного лексикографического сопоставления разных языков. Изучение лакун также опирается на понятие концепта как элемента национальной языковой картины мира.

Интересные перспективы обнаруживаются «на стыке» традиционных дисциплин. Так, С.М. Болычева (г. Москва, МГУ) рассматривает функционирование фонем на границе морфем и приходит к точке зрения С.В. Князева, согласно которой разная реализация одинаковых фонем в одинаковых позициях (купаться [ц] -пяться [т’с’]) объясняется тем, что действие некоторых звуковых законов блокируется нулевыми морфемами, состоящими из нулевых фонем.

Обзор выступлений собственно методической тематики начнём «с конца» — с доклада Е.И. Литневской (г. Москва, МГУ) «Русский язык в профильных старших классах: преемственность преподавания в школе и в вузе», прозвучавшего на заключительном пленарном заседании. Ситуация в старших классах средней школы непроста: после долгого перерыва в программу снова введён русский язык, но пособия Д.Э. Розенталя или В.Ф. Грекова и др., нацеленные на тренировку грамотного письма, содержат крайне мало теоретических сведений. Известен ряд альтернативных программ, к сожалению не обеспеченных учебными пособиями. На кафедре русского языка филологического факультета МГУ разработана систематизирующая программа по русскому языку и пособие к ней. Курс русского языка в старших классах обеспечит преемственность между средним звеном школы и вузом. Л.Ю. Довгошея (г. Екатеринбург, СУНЦ УрГУ) поделилась опытом применения системы опорных конспектов при изучении русского языка в 10-11 классах. Поскольку старшеклассники обладают достаточной способностью к обобщению, материал следует давать «большими темами, кратко, но ёмко». Опорные конспекты, созданные на основе методических принципов В.Ф. Шаталова, помогают легко усвоить большой объём информации и быстро

выработать орфографический навык. Системе работы над правильностью речи студентов I курса был посвящён доклад Г.И. Быковой (г. Екатеринбург, Уральский педуниверситет). В курсе «Практикум по русскому языку» как одно из средств повышения грамотности используется словник, составленный на основе «Частотного словаря русского языка» (под ред. Л.Н. Засориной). Студенты самостоятельно выписывают из него слова, вызывающие трудности в написании, группируют их по видам орфограмм; далее вводится морфемный и этимологический анализ, даётся задание составить словарную статью. Для «расширения языкового пространства» студентов ведётся поиск в тексте слов с неясным лексическим значением. Так стимулируется обращение к справочникам и словарям.

В докладе В.Н. Капленко (г. Екатеринбург, Уральский педуниверситет) сообщалось о возможностях ИСПН WWM — «Информационной системы педагогического назначения WinWordMagister», разработанной специалистами кафедры новых информационных технологий в образовании Б.Е. Стариченко и А.С. Исаковым на основе текстового процессора Word. Систему можно использовать 1) для организации учебного процесса: составление списков учащихся, предметов, преподавателей — и 2) для контроля знаний: разработка заданий, создание сборников заданий и сценариев их предъявления, выведение отметок с заданным уровнем строгости.

Одно из выступлений было связано с изучением иностранного языка: преподаватели Суворовского училища Т.В. Нестеренко и Е.В. Назарова (г. Екатеринбург) изложили методику проведения лингвистических олимпиад на основе интегрированных тестов (для изучающих английский язык). Заявлены оригинальные принципы и цели проведения подобных мероприятий: перерастание олимпиады в фестиваль, раннее выявление интеллектуальных способностей. В.Н. Беляева (г. Екатеринбург) говорила о разграничении и взаимодействии курсов «Русский язык и культура речи» и «Риторика» в Уральской государственной юридической академии. Ю.И. Николаева (Красноуфимский педколледж) в докладе «Пути развития коммуникативной компетенции обучаемых», отталкиваясь от того факта, что цель обучения русскому языку — помочь овладеть всеми видами речевой деятельности — в школе выполняется не в полном объёме, выдвигает следующие идеи: «нужно перейти к педагогике мотивов»; мотивацию общения обеспечивают речевые ситуации; частью педагогического общения является диалогизация обучения: важно субъект-субъектное общение с целью взаимного познания и самопознания. В упомянутом уже докладе Е.А. Рябухиной (г. Пермь) «Формирование лингвокультурологической компетентности учащихся в процессе языкового анализа текста» ставится задача научить школьников «воспринимать словесное произведение в аспекте культуры, соответствующей времени его создания», чтобы сделать их оценки и суждения «более вдумчивыми и культуросообразными». Учитель гимназии № 177 г. Екатеринбурга О.В. Жаворонкова рассказала о результатах внедрения в учебный процесс предмета «Риторика и культура общения». Изложены задачи курса, особенности методики на каждом году обучения. Общее для всех этапов — «зачётная речь» в конце учебного года; её форма и содержание зависят от этапа обучения, но подготовка к ней всегда связана с увлекательной игрой.

Структура двух томов, содержащих материалы конференции1, такова:

Часть 1. I. Теоретические проблемы преподавания русского языка в вузе. II. Лингвистические проблемы изучения текста. III. Региональный компонент филологического образования школьников.

Часть 2. IV. Методика преподавания русского языка в вузе и школе. V. Проблемные вопросы грамматики и их освещение в школьном курсе русского языка. VI. Проблемы изучения культуры речи и риторики в вузе и школе.

Сборник представляет безусловный интерес для школьных учителей, преподавателей вузов, для студентов-филологов.

Однако хотелось бы выразить некоторую тревогу... Две тревожные ноты уже прозвучали в этом обзоре: слова о тенденции вузовских специалистов к забвению культурных ценностей (Н.М. Сергеева, Кемерово) и о том, что школа не справляется с задачей формирования языковой и речевой компетенции (Ю.И. Николаева, Красно-уфимск). А вот и третья: читая этот текст либо листая сборник материалов конференции, легко убедиться, что школьные учителя, ради которых всё и затевалось, на этот раз почти не представлены. Трудности современной школы начинают препятствовать нормальному развитию связей между школой и вузом.

На заключительном пленарном заседании была принята резолюция, излагающая позицию участников. Поднимаемые в ней вопросы касаются и места филологических дисциплин в образовании (пренебрежение ими как раз и ведёт к «забвению культурных ценностей»), и недостаточной оплаты учительского труда. Участники проходившей в эти же дни на соседнем факультете конференции по историческим наукам приняли, как оказалось, во многом аналогичную резолюцию. Будем надеяться, что эти голоса будут услышаны.

Капленко В.Н.,

доцент кафедры общего языкознания и методики русского языка УрГПУ

1 Проблемы лингвистического образования: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука — вуз — школа». Екатеринбург, 25-26 марта 2003 г. Ч. 1. - 210 с. Ч. 2. - 162 с. / УрГПУ; Институт педагогических инноваций «Словесник». Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.