Научная статья на тему 'Работа команды лидеров делегаций (Проект МИШ 2022)'

Работа команды лидеров делегаций (Проект МИШ 2022) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспресс-проекты / Международная исследовательская школа / Якутия / express-projects / International Research School / Yakutia / ecology / remote sensing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Иван Алексеевич

Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был выполнен командой лидеров делегаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work of the Delegation of Leaders Team (IRS Project 2022)

A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was carried out by the delegation of Leaders team.

Текст научной работы на тему «Работа команды лидеров делегаций (Проект МИШ 2022)»

Международная исследовательская школа

Смирнов

Иван Алексеевич,

кандидат биологических наук, директор по развитию Международной исследовательской школы, руководитель семинара по обмену опытом для педагогов, Директор АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого», г. Москва (Россия)

e-mail:

ismirnoff@yandex.ru Ivan

Smirnov,

Ph. D. in Biology, Development Director of the International Research School, Leader of the experience sharing seminar for teachers, Director of the autonomous non-profit organization "Gymnasium of St. Basil the Great", Moscow (Russia)

Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты

Работа команды лидеров делегаций (Проект МИШ 2022)

Work of the Delegation of Leaders Team (IRS Project 2022)

Аннотация. Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был выполнен командой лидеров делегаций.

Ключевые слова: экспресс-проекты, Международная исследовательская школа, Якутия

Abstract. A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was carried out by the delegation of Leaders team.

Keywords: express-projects, International Research School, Yakutia, ecology, remote sensing

На Международной исследовательской школе 2022 было 11 лидеров делегаций со значительным опытом исследований в педагогике и других науках — таких, как биология, химия, психология, физика, медицина, филология. Это обеспечило высокую вовлеченность лидеров в исследование и позволило достичь интересных результатов.

Работа группы лидеров делегаций велась по традиционной схеме, которая сложилась со второй Международной исследовательской школы, и как составную часть включала семинар по обмену опытом в проектной и исследовательской работе со школьниками. В этом году данный семинар прошел в рамках образовательного салона «Территория успеха», который стал площадкой для совершенствования профессиональных компетенций учителей и научных наставников участников Международных интеллектуальных игр в области формирования и развития у обучающихся проектных и исследовательских умений. В семинаре приняли участие руководители команд международной олимпиады «Туймаада» и педагоги международной исследовательской школы. Было интересно узнать о тех

Работа команды лидеров делегаций

Смирнов Иван Алексеевич

вызовах в области социальной и психологической адаптации, которые стоят перед школами для одаренных детей, а также о разных исследовательских программах этих школ (экспедициях, образовательных путешествиях) и подходах к организации проектной и исследовательской деятельности.

После семинара по обмену опытом участниками нашей команды была сформулирована идея педагогического исследования: изучение мотивации и целей, которые ставят перед собой участники и тьюторы Международной исследовательской школы. Для достижения целей было поставлено три задачи:

1) Сравнить мотивацию участников и тьюторов.

2) Найти причины, по которым участники выбирают тот или иной проект.

3) Исследовать, в каких обстоятельствах участники МИШ начинают обсуждать цели (целеполагание).

По каждой из задач была сформирована своя исследовательская группа, которая работала следующими методами.

Для решения первой и третьей задач были проведены опросы. В опросе для 1-й задачи был получен 61 ответ участников от 14 до 18 лет в более-менее равном соотношении мальчиков и девочек (55 % к 45 % соответственно). В опросе для 3-й задачи было получено 49 ответов (возраст участников — от 14 до 60 лет). Для реализации второй задачи было проведено 37 развернутых интервью с 19 тьюторами. В исследовании приняли участие представители России, Мексики, Турции, Ирана, Сербии и Бразилии.

При ответе на вопрос: «Почему вы принимаете участие в Международной исследовательской школе?» преобладают социальные и образовательные цели. Чаще всего (21 %) участники отвечали, что приехали, чтобы найти новых друзей, в 20 % случаев они отмечали необходимость совершенствования своего английского. Третий по популярности ответ (19 %) — «Мы приехали для того, чтобы отдохнуть и хорошо провести время». 17 % опрошенных отметили, что приехали для проведения исследования, 13 % отметили, что приехали научиться проводить исследование (освоить методологию научной работы) и 10 % хотели бы получить навыки командной работы. При этом, в ответе на вопрос о выборе конкретного проекта преобладают образовательные цели. Так 58 % отметили, что выбрали данный проект именно потому, что он им интересен, 23 % сказали, что название проекта звучало привлекательно, 11 % указали, что на проект, который им был бы действительно интересен, уже была закрыта регистрация, и лишь 6 % отметили, что выбрали проект потому, что в нем участвовали их друзья. Остальные варианты ответов набрали незначительное количество процентов.

Следующий вопрос, который мы задавали респондентам, был связан с тем, какой этап исследований для них представляет

Участники команды:

Даниэль Хосуэ Руис Эрнандес (штат Мехико, Мексика), Эрик Эрнесто Бургеньо Соса (Юкатан,, Мексика), Хуан Карлос Вийалобос Лара (Юкатан,, Мексика), Nikta Mohajeri (г. Тегеран, Иран), Сонер Думан (г. Измир, Турция), Мария Можаева (г. Москва, Россия), Роман Гусаров (Московская область, Россия), Алиса Жилинская (г. Москва, Россия), Юлия Васильева (г. Москва, Россия), Анна Жижикова (г. Москва, Россия), Надежда Смирнова (г. Москва, Россия), Александр Тепанов (Краснодарский край, Россия), Ангелина Будикина (Якутия, Россия), Алексей Попов (Якутия, Россия)

Международная исследовательская школа

I Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты

наибольший интерес. Почти половина респондентов ответили, что для них в равной степени интересен сбор и анализ данных (по 23 % ответов соответственно), 22 % указали, что им интересен подбор методов и моделирование исследования, 13 % отметили, что им интересно знакомиться с теоретической частью работы, 9 % — с постановкой целей и 9 % — с подготовкой презентации. Интересно, что лишь 1 % опрошенных было интересно представить результаты работы публично (здесь необходимо отметить, что опрос проводился до финальных публичных презентаций итогов проектной работы).

Отдельно мы спросили участников, насколько они верят, что результаты их исследований будут применимы на практике. Нужно отметить, что в возрасте от 14 до 17 лет большинство участников считают, что результаты будут применены или могут быть применены. В то время, как значительная доля респондентов 18 лет и старше считают, что они не могут быть применены.

Также результаты проведенного опроса показали, из каких источников тьюторы узнали о Международной школе и как попали на нее. Большинство тьюторов были лично приглашены членами Организационного комитета (более 40 %), остальные узнали от коллег или тех тьюторов, которые ранее участвовали в Международной школе. 21 % попали на Международную школу в качестве командированных, и 16 % нашли информацию самостоятельно и подали заявку на тему проекта.

Основными причинами участия при этом стали:

• общение с интересными школьниками, мотивированными на проведение исследования (22 %);

• реализация интересного проекта (19 %);

• посещение Якутии (16 %)

• получение нового опыта (14 %).

Именно эти же ведущие цели были обозначены при запуске проекта уже во время проведения МИШ. Так 34 % опрошенных тьюторов отметили, что для них ключевым моментом является работа со школьниками, и 17 % — что профессиональный интерес в теме проекта. Остальные ответы распределены более-менее равномерно.

В завершение работы Международной исследовательской школы мы провели опрос на тему «Насколько тьюторы удовлетворены полученными результатами», и подавляющее большинство ответов свидетельствовало о том, что результат значительно превзошел ожидания. Лишь отдельные комментарии касались того, что включенность школьников могла бы быть большей, а также наличия определенных технических проблем. Из этого можно сделать вывод, что большинство опрошенных тьюторов планируют принять участие в работе Международной исследовательской школы в следующем году. При этом они указывают, что ведущими факторами принятия

236

Исследователь^евеаг^ег * 4/2023

Работа команды лидеров делегаций_

I Смирнов Иван Алексеевич

решения являются: школьники, с которыми интересно работать; новый опыт; возможность коммуникации в международной команде; заряд положительных эмоций и высокий уровень организации. Те участники или тьюторы, которые указали, что не планируют принимать участие в следующем году, ссылались на недостаток свободного времени и на то, что данный формат не является их «работой мечты».

Отдельный блок исследования был связан с целеполагани-ем и обсуждением целей. Он проводился для трех групп респондентов: лидеров делегаций, тьюторов и участников. Первым из вопросов интервью был «Помните ли вы, в каких случаях люди обсуждают свои цели и когда в последний раз они обсуждали свои цели?». Большинство тьюторов отметили, что это происходило в ситуациях, когда они хотели узнать что-то новое или когда они хотели добиться от кого-то конкретного действия. Похожие ответы были даны лидерами делегаций. Среди участников практически все варианты ответов были распределены более-менее равномерно, при этом чаще всего встречались ответы: когда они хотели получить новый опыт или, когда они хотели понять задачу. На вопрос «Кто вас в последний раз спрашивал о ваших целях?» тьюторы ответили, что это были участники, участники сказали, что это были их друзья, а, в случае лидерами, этот вопрос чаще всего задавали коллеги.

Интересно было сравнить те ощущения, которые испытывают респонденты, когда их спрашивают о цели и когда они спрашивают о цели. Все группы респондентов (участники, тьюторы и лидеры) отметили, что они спрашивают о целях в первую очередь потому, что им интересно (из любопытства). При этом, когда им приходится отвечать на вопрос, с какой целью они делают то или иное действие, у тьюторов данная мотивация сохранилась (им кажется, что у них спрашивают потому, что вопрошающему интересно), а в ответах участников и лидеров было указано, что они ничего не чувствуют. В рамках опроса «Что вам нравится больше — достигать целей или их обсуждать?» ответы разделились приблизительно поровну: 49 % отметили, что важно достижение цели, 41 % — что важно ее обсудить, а оставшиеся 10 % выбрали другие варианты ответов.

В результате проведенного лидерами делегаций исследования можно сделать следующие выводы: основным мотивом работы школьников в Международной исследовательской школе является участие в научном проекте и приобретение новых друзей, а для тьюторов — профессиональный интерес. Основная причина выбора того или иного проекта — это интерес к теме проекта или привлекательное название. В вопросе обсуждения целей проекта было выявлено, что большинству респондентов больше нравится задавать вопросы о целях, чем отвечать на них. 1Ш

Исследователь^е8еаг^ег • 4/2023 237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.