Научная статья на тему 'Рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с дорожных покрытий'

Рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с дорожных покрытий Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
457
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ / СНЕЖНО-ЛЕДЯНОЙ НАКАТ / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / ATTACHED EQUIPMENT / ROAD SURFACE / SNOW AND ICE COUNTER RECOIL / ENERGY CONTENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Желукевич Р. Б., Лысянников А. В., Кайзер Ю. Ф., Малышева Н. Н., Надейкин И. В.

Рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с дорожных покрытий / Желукевич Р.Б., Лысянников А.В., Кайзер Ю.Ф., Малышева Н.Н., Надейкин И.В. // Вестник КузГТУ. 2012. № 4. С. 81-83. Представлена конструкция навесного оборудования, которая позволит эксплуатационникам автомобильных дорог и аэродромов обеспечивать требуемое качество очистки покрытий, что повысит безопасность движения, увеличит производительность и эффективность применения базовой техники, а также снизит экономические расходы на содержание дорожных покрытий в зимний период. Илл.3. Библиогр. 5 назв. Ключевые слова: навесное оборудование, дорожное покрытие, снежно-ледяной накат, энергоемкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Желукевич Р. Б., Лысянников А. В., Кайзер Ю. Ф., Малышева Н. Н., Надейкин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operating unit for the removal of snow and ice counter recoil from the road surface / Gelykevich R.B., Lysyannikov A.V., Kaiser U.F., Malysheva N.N., Nadeikin I.V. // The bulletin of KuzSTU.2012, No 4. Р. 81-83. Construction of attached equipment is represented which allows operating personnel of motor roads and airfields to ensure the required quality of cleaning coatings, increases safety of motion, productivity and effectiveness of application of base technology, and also lowers economic expenditures for the content of road surfaces in winter period.

Текст научной работы на тему «Рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с дорожных покрытий»

ДОРОЖНЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

УДК 624.132

Р.Б. Желукевич, А.В. Лысянников, Ю.Ф. Кайзер, Н.Н. Малышева, И.В. Надейкин

РАБОЧИЙ ОРГАН ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА

С ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

В последние десятилетие на территории России наблюдается стремительное увеличение автомобильных перевозок, вызванное ростом автомобильного парка, объема грузооборота и перевозок пассажиров. С ростом интенсивности движения на автодорогах повышаются и требования к основным транспортно-эксплуатационным показателям (ТЭП): обеспеченной скорости, непрерывности и безопасности движения. Обеспечение этих требований особенно актуально в зимний период, когда под воздействием погодных факторов ухудшаются сцепные качества дорожного покрытия.

Безопасность движения автотранспорта связана с качеством очистки дорожных покрытий от снега, снежно-ледяных образований и гололеда, так как эти факторы изменяют одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения -сцепные качества покрытия [1]. Количество дорожно-транспортных происшествий на полностью или частично покрытом снегом или льдом дорожном покрытии в 1,5 - 4,5 раза больше, чем на чистом сухом покрытии. Высокая аварийность является серьезной проблемой для дорог России, на которых ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает около 30 тыс. человек. Наличие на дорожном покрытии рыхлого снега влияет на скорость движения автомобиля [2]. Кроме этого, по данным финских исследователей, расход топлива при толщине свежевыпавшего снега более 5 см повышается на 20 %, а при уплотнении его в процессе движения автомобилей - на 5 - 10 % [3]. На обледенелом покрытии значительно увеличивается тормозной путь автомобиля, качение колес переходит в скольжение, при этом увеличивается вероятность аварий [4].

Для зимнего содержания дорожных покрытий разработаны следующие способы борьбы со

снежно-ледяными образованиями: фрикционный; химический; тепловой и механический. Наиболее экономичным, технологически простым в применении и экологически чистым является механический способ.

Существующие снегоуборочные машины, основными рабочими органами которых являются отвалы и щетки, успешно используются при уборке снега. Но они не способны достаточно эффективно и своевременно разрушать снежно-ледяные образования в силу их высокой прочности и конструктивной неприспособленности рабочего оборудования. В настоящее время для обеспечения требуемого качества очистки дорожных покрытий используется одновременно три единицы рабочей техники. Существующая схема очистки дорог от снежно-ледяных образований показана на рис. 1, где первым движется автогрейдер, разрушая снежно-ледяной накат и образуя на проезжей части снежный вал, после него следует снегопогрузчик с рабочим органом лапового типа, который подбирает разрушенные снежно-ледяные образования и грузит их в кузов транспортного средства.

Существующая схема уборки снежно-ледных образований с дорожных покрытий экономически не выгодна. Разработка навесного оборудования для уборки снежно-ледяных образований, монтируемого на автогрейдере позволит уменьшить количество используемой техники, в результате чего снизятся расходы на ГСМ, заработную плату и в целом на содержание дорожных покрытий в зимний период.

Предлагаемый рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с дорожных покрытий (рис. 2). состоит из каркаса 1, с установленными на нем двумя отвалами 3, размещенными друг к другу под углом 60 - 70°. Изменение угла уста-

Д 2 1

Рис. 1. Существующая схема очистки дорог от снежно-ледяных образований: 1 - автогрейдер тяжелого типа; 2 - снегопогрузчик с рабочим органом лапового типа; 3 - грузовой автомобиль.

Рис. 2. Рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с дорожных покрытий: 1 - каркас; 2 -

кронштейн; 3 - отвалы; 4 - ножи; 5 - режущие диски; 6 - ось; 7,8 -пластина; 9 - гидроцилиндр; 10 -ковшовый транспортер; 11 - пластина, закругленная по радиусу; 12 - мотор-редуктор; 13 - привод

транспортера; 14 - звездочка

новки отвалов на величину меньшую 60° с постоянным шагом установки и количеством дисков, повлечет за собой уменьшение ширины захвата. При изменение угла установки отвалов на величину большую 70° при постоянных параметрах отвала, не будет обеспечено взаимное перекрытие рабочих зон режущих дисков, в промежутках между дисками будут оставаться участки не разрушенного массива. Кроме того каждый режущий диск будет взаимодействовать с цельным, закрытым со всех сторон массивом (блокированная схема резания), что значительно увеличит усилие резания и энергоемкость процесса по сравнению с резанием при перекрытии рабочих зон, когда каждый режущий диск (кроме крайних) взаимодействует с массивом, частично разрушенным соседним предыдущим диском (полублокированная схема резания). Отвалы 3 установлены на каркасе

1 и соединены между собой с помощью пластины 8, закрепленной между отвалами 3 на их рабочих поверхностях. Каждый из отвалов 3 снабжен двумя вертикальными передними кронштейнами 2, с закрепленной на них пластиной 7, с размещенными в нижней части пластины 7 режущими диска-

ми 5 с возможностью перекрытия режущей кромки предыдущего диска, последующим не более чем на половину, каждый из которых установлен на оси 6, с возможностью свободного вращения вокруг нее, с углом наклона нижнего основания диска 5 к поверхности снежно-ледяного наката не более 10о. Установка режущих дисков под таким углом обеспечивает оптимальные усилия резания и энергоемкость процесса в целом, которые будут увеличиваться по мере заглубления диска в разрабатываемый массив. Вдоль нижней кромки отвалов 3 закреплены ножи 4. Между отвалами 3 в нижней части каркаса 1 установлен ковшовый транспортер 10, продольная ось которого совпадает с продольной осью базовой машины. Сходящиеся концы отвалов соединены пластиной 11, выполненной с закруглением по радиусу. Пластина

11 является для транспортера 10 направляющей движения разрушенных снежно-ледяных образований. На пластине 8 одним концом шарнирно установлен гидроцилиндр 9 для подъема и опускания транспортера, а другим концом шарнирно соединен с - ковшовым транспортером 10. На каркасе 1 установлен мотор-редуктор 12, соеди-

ненный с валом 13 привода транспортера 10, на котором установлены звездочки 14. [5]

Рабочий орган устанавливается на базовую машину. Подъём и опускание ковшового транспортера 10 на требуемую высоту для погрузки снежно-ледяных образований в кузов транспортного средства осуществляется с помощью гидроцилиндра 9. При передвижении базовой машины режущие диски 5, врезаясь под острым углом резания в снежно-ледяной накат, разрушают его, продукты разрушения перемещаются к ножам 4. Ножи 4 придают направленное движение разрушенному накату к продольной оси передвижения базовой машины и сдвигают его к пластине 1 1, где разрушенный снежно-ледяной накат захватывается ковшовым транспортером 10 и загружается в кузов транспортного средства.

Схема очистки дорожного покрытия с использованием предлагаемого рабочего органа, смонтированного на автогрейдере, представлена на рис.

3. Установка отвалов под углом 60 - 70о к друг другу обеспечивает оптимальное перекрытие рабочих зон соседних дисков - полублокированное резание всеми дисками, кроме переднего крайнего по ходу движения базовой машины, в результате чего обеспечивается увеличение производительности и снижение энергоемкости процесса. При

движении базовой машины режущие диски врезаясь в снежно-ледяной накат, разрушают его, продукты разрушения перемещаются вдоль отвалов и сдвигаются к транспортеру, для погрузки в кузов автомашины.

Использование данного рабочего органа дорожно-эксплуатационными организациями в зимний период позволит снизить количество машин, участвующих в технологическом процессе удаления снежно-ледяных образований с дорожных покрытий, совместить операции по разрушению и удалению снежно-ледяных образований, эффективно удалять с дорожного покрытия снежноледяной накат толщиной до 10 - 15 см, увеличить производительность и эффективность применения базовой техники, снизить экономические расходы на уборку (на топливо - 25 %, на заработную плату обслуживающему персоналу - 32 %), увеличить коэффициент сцепления шин автомобилей с покрытием и тем самым повысить безопасность движения. Отвал, оборудованный дисковым инструментом, снижает энергоемкость процесса удаления снежно-ледяных образований в 2,3 раза по сравнению с обычным отвалом. При использовании данного технического решения пропадает необходимость перекрывать две полосы дорожного движения [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автомобильные дороги России на рубеже веков. Цифры и факты / Рос. дор. агентство. - М., 2000.

2. Лезебников М.Г., Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей в тяжелых дорожных условиях. - М.: Транспорт, 1966.

3. Бабков В.Ф. XVII Международный дорожный конгресс. - Автомоб. дороги, 1984, № 5.

4. Бялобжевский Г.В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М.: Транспорт, 1975. - 175 с.

5. Пат. №111149 Российская Федерация, МПК Е01Н 5/12 Рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с поверхности дорог и аэродромов / Р. Б. Желукевич, А.В. Лысянников, Ю.Ф. Кайзер, Ю.Н. Безбородов, Е.К. Фомичев; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». - № 2011124434/13; за-явл. 16.06.2011; опубл. 10.12.2011, Бюл. № 34.

□ Авторы статьи:

Желукевич Рышард Борисович, канд. техн. наук, профессор каф. «Авиационные горюче-смазочные материалы» Института нефти и газа (Сибирский федеральный университет», г. Красноярск). Тел. 8(3912)497591

Лысянников Алексей Васильевич, аспирант каф. «Авиационные горюче-смазочные материалы» Института нефти и газа (Сибирский федеральный университет», г. Красноярск). E-mail: [email protected]

Кайзер Юрий Филиппович, канд. техн. наук, зав. каф. «Авиационные горюче-смазочные материалы» Института нефти и газа (Сибирский федеральный университет», г. Красноярск). E-mail: [email protected]

Малышева Наталья Николаевна канд. техн. наук, доц. каф. «Топливное обеспечение и горючесмазочные материалы» Института нефти и газа (Сибирский федеральный университет», г. Красноярск). E-mail: [email protected]

Надейкин Иван Викторович канд. техн. наук, ст.преп.. каф. «Топливное обеспечение и горючесмазочные материалы» Института нефти и газа (Сибирский федеральный университет», г. Красноярск). E-mail: ivan 777 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.