Научная статья на тему 'РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7398
1428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧИЙ ЛИСТ / ФУНКЦИИ РАБОЧЕГО ЛИСТА / ВИДЫ РАБОЧЕГО ЛИСТА / КОМПОНЕНТЫ РАБОЧЕГО ЛИСТА / РЕКОМЕНДАЦИИ К СОЗДАНИЮ РАБОЧЕГО ЛИСТА / МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миренкова Е. В.

В статье рассматриваются вопросы использования рабочего листа ученика как инструмента организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании. В основе исследования лежит обобщение эффективных педагогических практик, позволившее разработать теоретико-методические аспекты создания и применения рабочих листов. В связи с масштабной цифровизацией учебного процесса произведено сравнение понятий «электронный рабочий лист» и «рабочий лист на электронном носителе», а в качестве объекта исследования выбран наиболее распространенный вариант - рабочий лист на бумажной основе. Подчеркивается, что рабочий лист - не единственный инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, однако он имеет высокую дидактическую ценность и способен успешно выполнять возложенные на него функции. Предложено авторское определение ключевого понятия исследования, охарактеризованы его сущность и дидактическое значение. Произведена систематизация рабочих листов по наиболее существенному основанию - доминирующей цели применения. Особо пристальное внимание уделено обучающим и комбинированным рабочим листам. Раскрыты вопросы содержания и оформления рабочих листов. Предложены критерии отбора предметной информации, рекомендованной для самостоятельного освоения. Подчеркивается, что в заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий. В структуре рабочего листа предложено выделять определенные блоки. Основной - практический блок, который включает разноуровневые задания, направленные на освоение новых знаний и овладение способами действий. В составе этого блока задания на работу с ««готовой информацией», включающие требования выделения опорных пунктов, перекодирования, структурирования, классификации объектов изучения, их сравнения и пр. Помимо этого, задания могут предполагать и вывод (субъективно) новых знаний в процессе самостоятельной работы. Заключительным блоком рабочего листа выступают рефлексивно-контролирующие задания. В работе приведены многочисленные конкретные примеры заданий, а также описана методика применения рабочих листов в учебном процессе. Показано, что грамотное конструирование и применение рабочих листов способствует успешному формированию самообразовательных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKSHEET AS A MEANS OF ORGANIZING INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY IN NATURAL SCIENCE EDUCATION

The article deals with the issues of using a student’s worksheet as a tool for organizing independent cognitive activity in natural science education. The research is based on a generalization of effective pedagogical practices, which allowed us to develop theoretical and methodological aspects of creating and applying worksheets. In connection with the large scale digitalization of the educational process, the concepts of “electronic worksheet” and “worksheet on electronic media” were compared, and the most common variant-a paper-based worksheet was chosen as the object of research. It is emphasized that the worksheet is not the only tool for organizing independent cognitive activity of students, but it has a high didactic value and is able to successfully perform the functions assigned to it. The author’s definition of the key concept of research is proposed, its essence and didactic significance are characterized. The systematization of worksheets on the most significant basis - the dominant purpose of application - has been carried out. Special attention is paid to training and combined worksheets. The author discloses the issues related to the content and design of work sheets as well as proposes criteria for selecting subject information recommended for self-development. It is emphasized that the tasks of the worksheet should organically combine the logic of the subject and the psychology of mastering scientific concepts. One can select specific blocks in the worksheet structure. The main one is a practical block that includes multi-level tasks aimed at mastering new knowledge and methods of action. This block includes tasks for working with “ready-made information”, including requirements for selecting reference points, recoding, structuring, classifying objects of study, comparing them, and so on. In addition, tasks may involve the conclusion (subjectively) of new knowledge in the process of independent work. The final block of the worksheet is a reflexive control block of tasks. The paper provides numerous specific examples of tasks, as well as describes the method of using worksheets in the educational process. It is shown that competent design and application of worksheets contributes to the successful formation of self-educational skills.

Текст научной работы на тему «РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 37.02 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-1-115-130

Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании

В статье рассматриваются вопросы использования рабочего листа ученика как инструмента организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании. В основе исследования лежит обобщение эффективных педагогических практик, позволившее разработать теоретико-методические аспекты создания и применения рабочих листов.

В связи с масштабной цифровизацией учебного процесса произведено сравнение понятий «электронный рабочий лист» и «рабочий лист на электронном носителе», а в качестве объекта исследования выбран наиболее распространенный вариант — рабочий лист на бумажной основе. Подчеркивается, что рабочий лист — не единственный инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, однако он имеет высокую дидактическую ценность и способен успешно выполнять возложенные на него функции.

Предложено авторское определение ключевого понятия исследования, охарактеризованы его сущность и дидактическое значение. Произведена систематизация рабочих листов по наиболее существенному основанию — доминирующей цели применения. Особо пристальное внимание уделено обучающим и комбинированным рабочим листам. Раскрыты вопросы содержания и оформления рабочих листов. Предложены критерии отбора предметной информации, рекомендованной для самостоятельного освоения. Подчеркивается,

Е. В. Миренкова

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экологии и химии Смоленского государственного университета E-mail: mirenkowa.elena@ yandex.ru

Elena V. Mirenkova

Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Professor of the Chair of Ecology and Chemistry, Smolensk State University, Russia

Как цитировать статью: Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № .1(71). С.115-130.

что в заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий.

В структуре рабочего листа предложено выделять определенные блоки. Основной — практический блок, который включает разноуровневые задания, направленные на освоение новых знаний и овладение способами действий. В составе этого блока задания на работу с «готовой информацией», включающие требования выделения опорных пунктов, перекодирования, структурирования, классификации объектов изучения, их сравнения и пр. Помимо этого, задания могут предполагать и вывод (субъективно) новых знаний в процессе самостоятельной работы. Заключительным блоком рабочего листа выступают рефлексивно-контролирующие задания. В работе приведены многочисленные конкретные примеры заданий, а также описана методика применения рабочих листов в учебном процессе.

Показано, что грамотное конструирование и применение рабочих листов способствует успешному формированию самообразовательных умений.

Ключевые слова: рабочий лист, функции рабочего листа, виды рабочего листа, компоненты рабочего листа, рекомендации к созданию рабочего листа, методика использования рабочего листа.

Введение

Тема организации познавательной деятельности обучающихся может претендовать на звание классической, однако это не снижает ее актуальности. В условиях же реализации ФГОС появились дополнительные требования, связанные с необходимостью развития способности школьников не только к образованию, но и к самообразованию. Мы полагаем, что одним из эффективных инструментов в достижении этих целей могут служить рабочие листы учеников.

Средства организации учебной деятельности на печатной основе применяются давно. Некогда широко распространенные и многочисленные рабочие тетради к авторским линиям учебников по целому ряду причин (сомнительная адекватность содержания для реализации поставленных перед школой задач, материальный аспект, невозможность удовлетворения индивидуальных запросов участников образовательного процесса и т.п.) перестали быть востребованными. Ряд авторов предлагает к использованию учебники-тетради [1]. Учебники-тетради, обладая целым рядом преимуществ при индивидуальном освоении курса, также имеют существенные недостатки, и прежде всего в сложности приспособления

к классно-урочному и массовому процессу обучения. В этой ситуации, на наш взгляд, применение рабочих листов является оптимальным вариантом.

В отличие от массово тиражированных рабочих тетрадей, предназначенных главным образом для домашней работы, рабочие листы создаются учителем на основе собственных методических идей и предпочтений и предназначаются для конкретных групп обучающихся для работы на уроке. В сравнении с учебниками-тетрадями они не перегружены теоретическим материалом, обеспечивают возможность разнообразной и эффективной организации работы с предметным содержанием и значительно экономят время урока. Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно-познавательной деятельности ученика.

При большом разнообразии практик обучения с применением рабочих листов вопросы их разработки и включения в учебный процесс в большинстве случаев решаются интуитивно, на основе эмпирического опыта. Поскольку характер предметного содержания напрямую влияет на методическое оснащение учебного процесса, нами предпринята попытка обобщения педагогического опыта по применению рабочих листов в естественно-научном образовании.

Постановка цели и задач исследования

Целью настоящего исследования являлся анализ теории и практики организации познавательной деятельности школьников посредством применения рабочих листов. В связи с широким внедрением цифровых технологий в учебный процесс было осуществлено разграничение понятий «электронный рабочий лист» и «рабочий лист на электронном носителе», а в качестве объекта исследования был определен рабочий лист на печатной основе. Решались задачи определения рабочего листа как методического продукта, осуществлялся анализ его содержания и структуры с целью выявления наиболее оптимальных вариантов. В ходе исследования разрабатывались рекомендации по созданию рабочих листов для естественно-научного образования и обосновывалась методика их включения в процесс обучения.

Методы исследования

Изучение проблемы создания и использования рабочего листа для организации учебно-познавательной деятельности основывалось на

традиционных методах педагогического исследования. На эмпирическом уровне применялись: наблюдение и анализ педагогического процесса, обобщение эффективных педагогических практик. На теоретическом уровне: системный анализ литературных источников, логические методы, прежде всего анализ и синтез, дедукция и прогнозирование.

Сущность и функции рабочего листа

Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).

Рабочий лист можно рассматривать как:

- модель урока и средство управления учением [7; 12];

- метод организации самостоятельной работы обучающихся [11];

- форму организации учебно-познавательной деятельности;

- средство и способ индивидуализации обучения;

- методический ресурс, направленный на формирование умений работать с информацией (структурировать и систематизировать ее, перекодировать в разных системах, делать умозаключения и пр.) и переводить теоретические знания в практическую плоскость;

- инструмент организации и оценивания процесса и результатов обучения: оформленные рабочие листы фиксируют и наглядно демонстрируют приобретенный учеником образовательный опыт [8; 10].

Наполнение рабочего листа, моделирующего содержание и структуру урока, можно корректировать (дополнять, сокращать, изменять) как на этапе его создания, так и в процессе использования. С учетом особенностей работы класса учитель имеет возможность регулировать учебный процесс, прерывая работу по рабочим листам для коллективного обсуждения проблемных вопросов, для комментирования определенных заданий или предполагаемых ответов на них, для проверки наиболее сложных заданий, демонстрации опытов и пр. Ученик же, имея определенный план работы в виде заданий рабочего листа, произвольно и непроизвольно включает регулятивные компоненты, способствующие достижению цели и завершению работы. Будучи относительно свободным в течение урока, учитель играет роль тьютора и имеет возможность оказывать поддержку слабоуспевающим и стимулировать сильных учащихся.

Применение рабочего листа позволяет включать школьников в дея-

тельность, требующую от них самостоятельного осуществления алгоритма действий, направленных на приобретение знаний, их применение и решение своих учебно-познавательных задач. Работая вначале в заданной последовательности, ученики постепенно приобретают умения самостоятельно ставить образовательные цели и двигаться в направлении их достижения, тем самым оттачивая самообразовательные умения.

Рабочий лист обеспечивает создание условий для усвоения материала каждым школьником с разными образовательными способностями и потребностями. Урок с использованием рабочего листа позволяет ученикам прорабатывать материал в разном темпе, с разной степенью тщательности и глубины, тем самым учитывать разный уровень их интеллектуального и личностного развития, склонности и интересы. Особенно способствуют этому рабочие листы, предлагающие несколько маршрутов.

Результаты выполнения заданий рабочего листа могут иметь внешнюю оценку и служить инструментом контроля учебного процесса со стороны учителя. Если же у школьника есть возможность в процессе работы сравнивать свои ответы с эталонными, анализировать успешность собственной учебной деятельности, то в этом случае рабочие листы являются инструментами формирующего оценивания [8]. Накопленное портфолио из рабочих листов ученика может стать своего рода диагностической картой изучения предмета, демонстрирующей личностные успехи или неудачи.

Итак, рабочий лист, выступая в качестве формы организации учебно-познавательной деятельности ученика, гибко настраивается в соответствии с используемым учебно-методическим комплексом, предполагает активную субъектную позицию школьника и решение задач его образования и самообразования.

Виды рабочих листов

Рабочие листы разнообразны. Одним из наиболее существенных оснований для их систематизации является доминирующая цель их применения. С этих позиций можно выделить следующие виды рабочих листов.

• Учебный (обучающий) рабочий лист. Он предполагает активную работу школьников с текстом, прежде всего учебника, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме; применение новых знаний при выполнении упражнений. Высокой педаго-

гической ценностью обладают рабочие листы, предусматривающие самостоятельный вывод школьниками новых знаний на основе выполнения указаний рабочего листа. То есть при работе с заданиями таких рабочих листов школьники как присваивают знания в готовом виде, так и выводят их самостоятельно.

• Тренировочный рабочий лист. Его основное предназначение — отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий в них, а также и способы представления ответов, разнообразны: текстовые, графические, табличные и пр. При составлении заданий и их анализе удобно ориентироваться на таксономию образовательных целей Блума.

• Исследовательский рабочий лист. Он включает описание программы исследования, прежде всего экспериментального. Эксперимент может служить средством проверки гипотезы, доказательства или опровержения какого-либо утверждения / факта, способом решения учебной проблемы.

• Рефлексивный рабочий лист, или лист-резюме по теме, разделу, курсу.

• Комбинированный рабочий лист.

Рабочий лист может предъявляться не только в классическом, бумажном варианте, но и в электронном. Если рабочие листы различаются только носителем информации, то между ними нет принципиальной разницы.

В современное образовательное пространство все активнее проникают электронные учебники, электронные рабочие тетради [7; 10; 11], а вместе с ними — и электронные рабочие листы. Содержание и функционал последних отличается от рабочих листов на бумажном носителе.

Как отмечают авторы [9], принципиальными отличиями электронных версий рабочих тетрадей (а вместе с ними и рабочих листов) от аналогичных методических продуктов на бумажных носителях являются:

- возможность автоматической проверки результатов работы ученика;

- возможность использования динамических моделей-манипуляторов. Эти инструменты должны давать ученику, с одной стороны, определенную свободу в манипулировании моделями изучаемых объектов, с другой — ограничивать эту свободу так, чтобы она была педагогически целесообразна.

Изменение способа предоставления ответов и получения его результатов, возможность верификации предложенных решений самими учениками, другие возможности электронных ресурсов способны во многом изменять характер познавательной деятельности ученика. При этом одним из существенных достоинств электронных рабочих листов является предоставление ученикам «познавательной свободы». Применительно к обучению естественно-научным предметам она может заключаться, например, в виртуальном манипулировании опасными веществами, в применении метода проб и ошибок при «сборке» электрической цепи, при «выращивании» растений без создания необходимых для них условий и пр.

Разработка электронного сопровождения учебного процесса, в том числе и организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, относится к числу ведущих направлений современных методических исследований и заслуживает отдельного рассмотрения. Как подчеркивают авторы [2], в эпоху системных трансформаций в сфере образования за счет масштабного использования цифровых технологий проблемным зонам должно быть уделено особое внимание.

В данной статье мы апеллируем к самому массовому варианту рабочих листов — исключительно в бумажном варианте.

Еще одним основанием для систематизации рабочих листов выступает число «потребителей» этих методических продуктов. Рабочие листы могут предназначаться для одного ученика, их группы или всех участников образовательного процесса.

Содержание рабочего листа и его оформление

Само словосочетание «рабочий лист» подразумевает, что его содержание не должно быть объемным, перегруженным информацией.

Рабочий лист конкретного урока следует рассматривать как «дорожную карту», приближающую ученика к цели — достижению определенных предметных и метапредметных результатов.

Рабочий лист, создаваемый учителем, выступает в его руках как инструмент планирования образовательных результатов вкупе с определением средств достижения этих результатов.

Рабочий лист представляет собой графическое отображение шагов, которые необходимо самостоятельно выполнить ученику для достижения цели. В рабочем листе в виде заданий отображаются ключевые этапы,

ведущие к получению запланированного результата.

При использовании бумажного варианта рабочего листа основным информационным ресурсом для ученика служит учебник. Задания рабочего листа могут включать дополнительную информацию, необходимую для достижения целей, но она не должна конкурировать с содержанием учебника, заменять его, быть альтернативой. При необходимости рабочий лист может быть дополнен информационным листом, содержащим сведения, тесно связанные с рассматриваемым содержанием, но выходящие за его рамки. Это могут быть научные и научно-популярные тексты, как адаптированные, так и неадаптированные, призванные расширить кругозор, повысить интерес к предмету и мотивировать на его успешное изучение.

Если используется электронный рабочий лист, то он может служить одновременно и средством доставки электронного контента, включать не только теорию, но и необходимые подсказки, активные ссылки на дополнительные ресурсы и пр.

Несомненным достоинством разрабатываемого учителем рабочего листа является учет психологических особенностей школьников, уровня их познавательной активности и самостоятельности. Так, например, для вывода новых знаний на основе стартовой информации школьникам с разным уровнем подготовки потребуются разные указания — либо обобщенные, либо достаточно подробные, пошаговые.

Способы оформления заданий, стили и вариации рабочих листов могут быть различны. К формулировкам заданий предъявляются традиционные для них требования: грамотность, лаконичность, однозначность понимания и др.

Рекомендации и требования к рабочему листу как средству организации познавательной деятельности

Автор не рассматривает рабочие листы как доминирующий (основной) инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, а применение их на большинстве уроков считаем неоправданным и даже вредным. Познавательная деятельность человека многогранна, следовательно, и методическое обеспечение формирования познавательных умений учащихся не должно замыкаться на относительно узком круге методических средств [4].

В то же время, имея высокую дидактическую ценность, рабочий лист

способен успешно выполнять возложенные на него функции.

Таким образом, автор считает целесообразным организацию учебного процесса с локально(эпизодически)-систематическим применением рабочих листов. Следовательно, задача учителя — определить темы уроков, на которых значительную часть времени школьник будет способен работать самостоятельно и в то же время продуктивно. Очевидно, что сложный, теоретически насыщенный материал вряд ли стоит выносить на самостоятельное освоение, несмотря на возможность предписания всех шагов, которые потребуются для этого. Для теоретического материала, особенно насыщенного абстрактными понятиями, объяснение учителя и учебно-познавательные диалоги следует признать наиболее короткими и оптимальными способами обучения.

Процесс разработки и подготовки рабочего листа трудоемкий.

Если рассматривать рабочий лист как средство организации самостоятельной деятельности школьников по присвоению новых знаний, то материал, предназначенный для освоения, должен отвечать следующим требованиям:

- это должен быть материал описательного характера, содержащий преимущественно перечисление фактов;

- раскрываемое содержание должно быть логическим продолжением ранее усвоенных знаний, то есть опираться на базовые знания учеников;

- материал должен давать возможность его структурирования и оформления результатов познания в различных формах.

Безусловно, логика учебного предмета, необходимость логического развертывания учебного содержания оказывают самое непосредственное влияние на определение этапов работы с этим содержанием.

Психологами установлено, что наиболее эффективно процесс обучения протекает в том случае, если школьники участвуют в определении целей познания, осознают личностную значимость недостающих знаний, понимают и принимают к исполнению учебно-познавательные задачи. Конструирование рабочего листа должно основываться на логике процесса усвоения знаний: восприятие — осмысление — запоминание — применение — обобщение — рефлексия.

Таким образом, в заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий.

В структуре рабочего листа следует выделять определенные блоки.

Анализ ряда получивших одобрение в профессиональной среде рабочих листов [3; 5; 6], рабочих тетрадей [9], фрагменты которых можно рассматривать как некоторые аналоги рабочих листов, позволяет сделать заключение: в них нередко присутствуют элементы, стимулирующие обучающихся к формулированию задач урока, показывающие ценность приобретаемых знаний. При этом мы глубоко убеждены, что тратить значительное время на побуждение школьников к выяснению темы урока и формулированию его задач во внешнеречевой (письменной) деятельности не только методически не оправдано, но и вредно.

В рассматриваемом нами бумажном варианте рабочих листов основной блок информации отображен в школьном учебнике. Задания рабочих листов содержат указания по работе с этой информацией, и лишь в ряде случаев — с дополнительной, представленной в рабочем листе.

Основу рабочего листа составляет практический блок с разноуровневыми заданиями, направленными на усвоение новых знаний и овладение способами действий. В содержание рабочего листа может включаться блок контроля знаний и умений с упражнениями и тестами.

Раскроем подробнее содержание основного блока.

В психолингвистике (А. А. Леонтьев) установлено, что понимание и запоминание текста обеспечивает смысловой перевод этого текста в любую другую форму его фиксации. Следовательно, подобные задания уместно включать в содержание рабочих листов. Например, в соответствии с текстом учебника школьникам предлагают выполнить следующее задание:

Задание 1. Сделайте подписи к рисунку «Строение Земли», в скобках укажите доминирующий состав химических элементов в каждой из составных частей.

С пониманием, произвольным и непроизвольным запоминанием тесно связаны такие виды деятельности с готовой информацией, как выделение опорных пунктов и их совокупности, систематизация и классификация, достраивание, перекодирование, установление аналогий, схематизация и отображение информации в графической форме и др. (П. И. Зинченко, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков и др.) [4].

Приведем примеры других заданий на работу с информацией и «перевоссоздание» знаний. При выполнении заданий по возможности должна быть задействована не только мыслительная активность обучающихся, но и моторная, двигательная.

Задание 2. Заполните таблицу «Состав магмы».

Элементы-неметаллы Элементы-металлы

Задание 3. В соответствии с рисунками учебника соберите фрагменты кристаллических решеток алмаза и графита из набора шаростержневых моделей атомов.

Задание 4. Сравните физические свойства алмаза и графита:

Алмаз Графит

Тип кристаллической решетки

Твердость

Температура плавления (высокая, низкая)

Внешние признаки (прозрачность, цвет, блеск)

Отношение к электрическому току

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитию творчества и инициативности способствуют задания на порождение (субъективно) новых знаний. Конструирование таких заданий может осуществляться с разной степенью детализации действий обучающихся или сопровождаться различным числом наводящих вопросов. Выполнение заданий подобного рода требует проявления высокой мыслительной активности.

Задание 5. Рассмотрите объекты: алоэ, молочай, кактус. Что объединяет эти растения? В каких частях растений есть специальные ткани для запаса воды? Какое значение для растений это имеет? Эти и подобные

растения называют суккулентами. Дайте определение:

Суккуленты — это_.

Ряд заданий рабочих листов может быть оформлен в виде небольших текстов с пропусками.

Задание 6. На Солнце — ближайшей к нам звезде, происходят термоядерные реакции. Основной из них является протон-протонный цикл.

Его суть заключается в том, что из химического элемента_

получается________. В процессе звездного нуклеосинтеза из

водорода «по цепочке» образуются самые разнообразные химические

элементы. «Нуклеосинтез» означает_.

Для его осуществления нужны очень жесткие условия, так как_

Большинство вопросов и заданий, которые предлагают выполнить ученику в рабочем листе, должны предъявляться до ознакомления с основным текстом или параллельно с ним. В этом случае ученик имеет план работы, в соответствии с которым будет развертываться его многоуровневая деятельность по освоению предметного содержания.

Заключительным блоком рабочего листа выступает рефлексивно-контролирующий блок заданий. Формат его также разнообразен. Учитывая напряженную умственную деятельность ученика в течение длительного отрезка времени, при разработке заданий этого блока можно рекомендовать:

- не стремиться к проверке всех элементов содержания;

- показать практическое применение освоенных знаний и способов действий;

- разнообразить формы и способы предъявления информации, виды деятельности при выполнении заданий, формы и способы ответов на них;

- не давать задания высокого уровня сложности.

Пример 7. Посмотрите видеоролик. Перечислите представленные в нем физические и химические явления:

Ф:_,

Х:_.

Учебно-познавательные задания рабочих листов могут иметь маркировку, показывающую необходимость их выполнения всеми учащи-

мися класса, либо по желанию. Последние задания, как правило, имеют повышенный или высокий уровни сложности. Наполняемость рабочих листов заданиями должна быть рассчитана с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Методика использования рабочих листов

В подавляющем большинстве рабочие листы предназначены для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников на уроке. При этом руководство этой деятельностью со стороны учителя может быть различным. Допускаются два крайних варианта: внешнее наблюдения учителя за работой учеников при вмешательстве в учебный процесс только в случае необходимости и систематическое отслеживание и контроль за выполнением каждого задания. Возможны любые сочетания этих вариантов. Так, на открытом конкурсном уроке индивидуальное выполнение школьниками блоков заданий перемежалось с коллективным обсуждением программных вопросов под руководством учителя [3]. Если осваиваемое предметное содержание благоприятствует организации самостоятельной познавательной деятельности, то большую часть урока школьники могут работать преимущественно самостоятельно [6]. В тех случаях, когда уровень подготовки и познавательной активности обучающихся невысок, наиболее целесообразным вариантом следует считать пошаговое освоение материала с коллективным обсуждением вариантов выполнения каждого задания.

Рабочие листы могут быть предназначены и для выполнения домашней работы. В этом случае их основное предназначение — отработка (закрепление) усвоенных на уроке знаний и способов действий, контроль результативности учебного процесса. Если учебный процесс строится в технологии «перевернутый класс» и домашняя работа предполагает освоение нового, то содержание и структура рабочего листа будут иными.

Если в рабочем листе отсутствуют задания, проверяющие степень овладения предметным содержанием и задания рефлексивного блока, то в структуре урока следует предусмотреть время на реализацию соответствующих звеньев учебного процесса.

Заключение

Средства организации познавательной деятельности школьников разнообразны, и рабочий лист является лишь одним из них. Это эффек-

тивный инструмент организации самостоятельной учебной деятельности, способствующий формированию самообразовательных умений.

Как любой методический ресурс, рабочий лист имеет свои достоинства и недостатки. Его создание и использование должно базироваться на законах и закономерностях дидактики, психологии, предметной методики.

Грамотное и методически оправданное применение рабочих листов позволит внести достойный вклад в решение задач, обозначенных федеральными государственными образовательными стандартами.

Литература

1. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные. Учебник-тетрадь. М.: У Никитских ворот, 2012. 200 с.

2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.

3. Исаев Д. С. Урок по теме «Химические реакции» // Химия в школе. 2019. № 7. С. 10-16.

4. Миренкова Е. В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 42 с.

5. Миренкова Е. В., БочулинскаяЕ. Р. Из опыта организации самостоятельной работы с учебником // Химия в школе. 2021. № 2. С. 35-38.

6. Миренкова Е. В., Кутина О. Е. Как мы формируем познавательные умения учащихся // Химия в школе. 2013. № 4. С. 19-26.

7. Мохина Ю. Н. Использование рабочей тетради на уроках ИЗО как способ повторения и закрепления общих знаний учащегося во всех областях при помощи творческой деятельности // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сб. ст. / под ред. И. М. Алалыкиной, П. М. Горева, О. Л. Лунеевой, М. В. Масловой. Киров, 2018. С. 362-366.

8. Панова Е. Д. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233 (дата обращения: 15.11.2020).

9. Петриченко Д. Н., Поздняков С. Н., Рыжик В. И. Электронная рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса // Компьютерные инструменты в образовании. 2006. № 2. С. 58-64.

10. Романичева Е. С. Рабочая тетрадь как «авторский» текст учебника // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сб. мат-лов VIII междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. 2016. С. 88-92.

11. Рыдзе О. А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 166-175.

12. Файзуллина С. Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-7 (50). С. 94-96.

WORKSHEET AS A MEANS OF ORGANIZING INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY IN NATURAL SCIENCE EDUCATION

The article deals with the issues of using a student's worksheet as a tool for organizing independent cognitive activity in natural science education. The research is based on a generalization of effective pedagogical practices, which allowed us to develop theoretical and methodological aspects of creating and applying worksheets.

In connection with the large scale digitalization of the educational process, the concepts of "electronic worksheet" and "worksheet on electronic media" were compared, and the most common variant-a paper-based worksheet was chosen as the object of research. It is emphasized that the worksheet is not the only tool for organizing independent cognitive activity of students, but it has a high didactic value and is able to successfully perform the functions assigned to it.

The author's definition of the key concept of research is proposed, its essence and didactic significance are characterized. The systematization of worksheets on the most significant basis — the dominant purpose of application — has been carried out. Special attention is paid to training and combined worksheets. The author discloses the issues related to the content and design of work sheets as well as proposes criteria for selecting subject information recommended for self-development. It is emphasized that the tasks of the worksheet should organically combine the logic of the subject and the psychology of mastering scientific concepts.

One can select specific blocks in the worksheet structure. The main one is a practical block that includes multi-level tasks aimed at mastering new knowledge and methods of action. This block includes tasks for working with "ready-made information", including requirements for selecting reference points, recoding, structuring, classifying objects of study, comparing them, and so on. In addition, tasks may involve the conclusion (subjectively) of new knowledge in the process of independent work. The final block of the worksheet is a reflexive control block of tasks. The paper provides numerous specific examples of tasks, as well as describes the method of using worksheets in the educational process.

It is shown that competent design and application of worksheets contributes to the successful formation of self-educational skills.

Keywords: the worksheet, functions of the worksheet, types of the work-

sheet, components of the worksheet, recommendations for creating the worksheet, methods of use of the worksheet.

References

• Deryabina N. E. Organicheskaya himiya. Kniga 1. Uglevodorody i ih monofunkcional'nye proizvodnye. Uchebnik-tetrad'. M.: U Nikitskih vorot, 2012. 200 s. [In Rus].

• Fajzullina S. Rol' rabochego lista v upravlenii ucheniem // Aktual'nye nauchnye issledo-vaniya v sovremennom mire. 2019. № 6-7 (50). S. 94-96. [In Rus].

• Isaev D. S. Urok po teme «Himicheskie reakcii» // Himiya v shkole. 2019. № 7. S. 10-16. [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S. 6-27. [In Rus].

• Mirenkova E. V. Koncepciya metodicheskogo obespecheniya formirovaniya poznavatel'nyh umenij uchashchihsya pri obuchenii himii v sovremennoj shkole: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2018. 42 s. [In Rus].

• Mirenkova E. V., Bochulinskaya E. R. Iz opyta organizacii samostoyatel'noj raboty s uchebnikom // Himiya v shkole. 2021. № . S. 35-38 [In Rus].

• Mirenkova E. V., Kutina O. E. Kakmyformiruem poznavatel'nye umeniya uchashchihsya // Himiya v shkole. 2013. № 4. S. 19-26. [In Rus].

• Mohina Yu. N. Ispol'zovanie rabochej tetradi na urokah IZO kak sposob povtoreniya i za-krepleniya obshchih znanij uchashchegosya vo vsekh oblastyah pri pomoshchi tvorches-koj deyatel'nosti // Pedagogicheskoe proektirovanie: idei i resheniya: sb. st. / pod red. I. M. Alalykinoj, P. M. Goreva, O. L. Luneevoj, M. V. Maslovoj. Kirov, 2018. S. 362-366. [In Rus].

• Panova E. D. Rabochij list kak instrument formiruyushchego ocenivaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233 (data obrashcheniya: 15.11.2020). [In Rus].

• Petrichenko D. N., Pozdnyakov S. N., Ryzhik V. I. Elektronnaya rabochaya tetrad' po geometrii dlya 9 klassa // Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii. 2006. № 2. S. 58-64. [In Rus].

• Romanicheva E. S. Rabochaya tetrad' kak «avtorskij» tekst uchebnika // Teksty novoj prirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly: sb. mat-lov VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Pedagogika teksta» / pod red. T. G. Galaktionovoj, E. I. Kazakovoj. 2016. S. 88-92. [In Rus].

• Rydze O. A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty na osnove sredstv obucheniya // Cennosti i smysly. 2018. № 5 (57). S. 166-175. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.