Научная статья на тему 'Рабочая тетрадь как составная часть самостоятельной работы студентов в инновационном социально-ориентированном образовательном процессе'

Рабочая тетрадь как составная часть самостоятельной работы студентов в инновационном социально-ориентированном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / A WORKBOOK / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калуцкий Павел Вячеславович, Медведева Ольга Анатольевна, Ефремова Наталья Николаевна, Климова Людмила Григорьевна, Жиляева Людмила Владимировна

Рабочая тетрадь является важным предметно-знаковым средством обучения, получившим общее признание у преподавателей и учащихся. Учебная деятельность в них специально конструируется и отражается в определенной логике. Использование рабочей тетради облегчает педагогу планирование занятия, позволяет сочетать устную и письменную работу, избавляет студентов от большого объема механической работы, а также способствует индивидуализации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калуцкий Павел Вячеславович, Медведева Ольга Анатольевна, Ефремова Наталья Николаевна, Климова Людмила Григорьевна, Жиляева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Workbook as a part of the students independent work in an innovative socially-oriented educational process

The workbook is an important subject-significant learning tool that has received general acceptance from teachers and students. The workbook activities are specifically designed and is reflected in a certain logic. Using a workbook facilitates teacher lesson planning, allows to combine oral and written work, saves students from a large amount of mechanical work, and also promotes learning process individualization.

Текст научной работы на тему «Рабочая тетрадь как составная часть самостоятельной работы студентов в инновационном социально-ориентированном образовательном процессе»

ПЕДАГОГИКА

© КАЛУЦКИЙ П.В., МЕДВЕДЕВА О.А., ЕФРЕМОВА Н.Н., КЛИМОВА Л.Г., ЖИЛЯЕВА Л.В. - 2012 УДК:378.02:37.016

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННОМ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Павел Вячеславович Калуцкий, Ольга Анатольевна Медведева, Наталья Николаевна Ефремова, Людмила Григорьевна Климова, Людмила Владимировна Жиляева (Курский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. В.А. Лазаренко, кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии, зав. - д.м.н., проф. П.В. Калуцкий)

Резюме. Рабочая тетрадь является важным предметно-знаковым средством обучения, получившим общее признание у преподавателей и учащихся. Учебная деятельность в них специально конструируется и отражается в определенной логике. Использование рабочей тетради облегчает педагогу планирование занятия, позволяет сочетать устную и письменную работу, избавляет студентов от большого объема механической работы, а также способствует индивидуализации процесса обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, рабочая тетрадь, образовательный процесс.

WORKBOOK AS A PART OF THE STUDENTS INDEPENDENT WORK IN AN INNOVATIVE SOCIALLY-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS

P.V. Kalutsky, O.A.Medvedeva, N.N.Efremova, L.G. Klimova, L.V Zhilyaeva (Kursk State Medical University)

Summary. The workbook is an important subject-significant learning tool that has received general acceptance from teachers and students. The workbook activities are specifically designed and is reflected in a certain logic. Using a workbook facilitates teacher lesson planning, allows to combine oral and written work, saves students from a large amount of mechanical work, and also promotes learning process individualization.

Key words: independent work of students, a workbook, the educational process.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед преподавателями любого образовательного учреждения высшего звена, является повышение качества подготовки и формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [6,9,10,13]. Решение этих проблем вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования, связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. Поэтому следует признать, что самостоятельная работа студентов это не просто важная, а основная форма образовательного процесса [1,3,5,7].

Это предполагает ориентировать студентов на активные методы овладения знаниями, развитие их творческих способностей, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Самостоятельная работа студентов (СРС) - это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. СРС должна быть конкретной по своей предметной направленности и сопровождаться эффективным контролем и оценкой ее результатов [2,5]. Поиск путей совершенствования заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.

Во время обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку занятия (тесты программированного контроля, видеофильмы, ситуационные задачи). В последнее время деятельность педагога по формированию

новых знаний и умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (структурнологических средств, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.) [12,14].

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь, учебная деятельность в которой специально конструируется и отражается в определенной логике.

Суть конструкта ёмко выразил Л.Н. Ланда: «Обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов». Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности» [1].

Современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы студентов в аудиторное время практического занятия, а также во внеурочное время непосредственно на её страницах. Использование рабочей тетради облегчает педагогу планирование занятия, позволяет сочетать устную и письменную работу, избавляет студентов от большого объёма механической работы, а также способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь обусловлено: содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности, исходным уровнем подготовки аудитории, условиями обучения, творческими особенностями преподавателя. Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь студентам в освоении трудного для них теоретического курса, показать возможные методы и приемы анализа материала. Выполнение упражнений, решение задач, чтение учебной и научной литературы способствует развитию самостоятельного мышления студентов, поэтому преподаватель должен дать возможность студентам самим найти решение и аргументировать его, привлекая теоретические знания, усвоенные на лекциях и дополнительный материал. Роль преподавателя состоит в том, чтобы пробудить интерес к изучаемому предмету.

Мы хотим поделиться опытом применения рабочей тетради на практике. Дисциплина «Микробиология, вирусология, иммунология» относится к базовым дисциплинам, и является одним из основных предметов, изучаемым студентами на 2-3 курсах обучения. Рабочая тетрадь по дисциплине «Микробиология, вирусология, иммунология» составлена со-

гласно Государственному образовательному стандарту в соответствии с рабочей программой курса и является компонентом учебно-методического комплекса. На кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии, подготовленные, изданные рабочие тетради по дисциплине «Микробиология, вирусология, иммунология», успешно используются студентами лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов и студентов лечебного факультета, обучающиеся на английском языке. Дисциплину «Микробиология, вирусология и иммунология» студенты изучают на протяжении двух семестров. В первом семестре изучается общая микробиология (вопросы морфологии, физиологии, экологии микроорганизмов, вопросы генетики, инфекции и инфекционной иммунологии). Во втором семестре разбираются вопросы медицинской (частной) микробиологии.

Разделы рабочей тетради следуют логике расположения учебного материала в учебной программе курса «Микробиология, вирусология, иммунология» и содержат 36 учебных тем. Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности. Предлагаемая нами рабочая тетрадь структурирована следующим образом:

- тематически план практических занятий на год;

- правила работы в бактериологической лаборатории;

- материал практических занятий по темам, который предусматривает обязательное выполнение заданий для самоподготовки и практическую работу студента на текущем занятии.

Задания построены так, что, работая над ними, студент не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания должна быть замечена педагогом и при этом она исправляется на месте, где была совершена.

Следует отметить, что единая логика и алгоритм представления учебной информации, практической деятельности учащихся во всём объёме рабочей тетради, переходят в метод учебной работы.

Для того чтобы научить студентов думать, рассуждать, мы не только знакомим их с заданиями, но и требуем, чтобы они их выполняли. Мы организовали обучение таким образом, что студенты в процессе усвоения знаний и тренировки, обязательно осуществляют нужные операции, и не могут уйти от решения задачи.

Для того чтобы использование рабочей тетради стало эффективным, были выполнены следующие условия:

- обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы;

- методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её;

- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;

- контроль за ходом самостоятельной работы студента и мерами, поощряющими студента за ее качественное выполнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - №11. - С.6-89.

2. Берденникова, Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Д.А. Р. К., 2006. - 208 с.

3. Васенов Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 244 с.

4. Гарунов М.Г Самостоятельная работа студентов. - М.: Знание, 1998.

5. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. - М.: Знание, 2005.

6. Жиркова З.С., Новгородова Н.Н., Бехтюева Н.Г., Габышева Н.Д. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Успехи современного естествознания. - 2011. - №8 - С.169-171.

7. Мелехова Л.И., Ростова Н.Н. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: Методические рекомендации для преподавателей. - Кемерово: КемГМА, 2010. - 23 с.

8. Методические рекомендации по разработке и реали-

По нашему мнению основными функциями рабочей тетради являются:

обучающая - помогает формировать у студентов необходимые знания и умения;

развивающая - способствует развитию устойчивого внимания на занятии и помогает воспринимать учебный материал;

воспитывающая - аккуратность в ведении конспекта;

формирующая - навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради;

рационализирующая - правильную организацию учебного времени и практической работы студентов;

контролирующая - помогает осуществлять контроль самостоятельной работы студентов. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять его постоянно, на всех практических занятиях [8,11].

Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая постановка вопросов - таков неполный перечень преимуществ работы студента с рабочей тетрадью. По нашему мнению, рабочая тетрадь решает одну из главных проблем в обучении - организацию самостоятельной работы студентов на занятии в инновационном социально ориентированном образовательном процессе. Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность учащегося, усваивается значительно лучше в сравнении с тем, которое сообщается педагогом как готовое. Практика показывает, что использование рабочей тетради вызывает интерес к осваиваемому материалу, методам обучения и образовательному процессу вообще. В ходе рефлексии проведенных занятий студенты выделяют среди положительных моментов: снижение утомляемости, отсутствие монотонности, учет индивидуальных особенностей и, как следствие, выбор последовательности выполнения заданий, возможность проявить себя, предвосхищение результата своей деятельности, повышение мотивации, возможность проектирования своего процесса обучения [4,11].

В работе с рабочей тетрадью реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, преемственность, связь с другими предметами в профессиональной подготовке выпускников. Выражены системность, действия по творческому развитию личности студента и создание необходимых условий для развития. В заключении можно отметить, что разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний. Занятия проходят более разнообразно, и как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. Такой тип обучения подходит для студентов всех факультетов. Применение рабочей тетради улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса.

зации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева, А.Ш. Канукоева и др. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.

9. Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С.124-130.

10. Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. -№7. - С.155-157.

11. Прокопьев М.Н. К вопросу об инновационном подходе в организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза // Фундаментальные исследования. - 2009.

- №9 - С.68-70.

12. Рубаник А., Большаков Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. -№6. - С.120-124.

13. СелезневаН.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 96 с.

14. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы // Высшее образование в России. - 2006. - №7. - С.103-109.

Информация об авторах: Калуцкий Павел Вячеславович - заведующий кафедрой, д.м.н., проф., 305033 г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии, тел. (4712) 58-81-43, ешаі1:1исі26@гашЬ1ег.ги; Медведева Ольга Анатольевна - доцент, к.ф.н., Ефремова Наталья Николаевна - старший преподаватель, к.б.н.; Климова Людмила Григорьевна - старший преподаватель, к.м.н.; Жиляева Людмила Владимировна - ассистент, к.м.н.

ЮБИЛЕИ

КИБОРТ РУДОЛЬФ ВАДИМОВИЧ (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) KIBORT RUDOLF VADIMOVICH (TO THE 75 ANNIVERSARY SINCE BIRTHDAY)

В апреле 2012 года отметил свой 75-летний юбилей доктор медицинских наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии и почётный профессор Иркутского государственного медицинского университета Рудольф Вадимович Киборт.

Родился 03.04.1937 года в г. Хабаровск в семье военнослужащего, по роду службы отца жил в разных городах Советского Союза (Хабаровск, Благовещенск, Москва). В сентябре 1941 года семья переехала в Кабанский район Бурятской АССР, а в 1947 году - в Иркутск. В школу пошёл учиться в 1944 году, а закончил её в 1954 году. В 1955 году сдал экзамены и был зачислен на санитарно-гигиенический факультет Иркутского государственного медицинского института, с которым и связал все последующие годы своей жизни.

Начиная со 2-го курса стал заниматься в научном кружке кафедры микробиологии под руководством заведующей кафедрой доцента Клавдии Аввакумовны Нестеренко. Выступал на ежегодных студенческих научных конференциях. После окончания института в 1961 году был направлен в целевую аспирантуру на кафедру микробиологии Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, где под руководством известного учёного, профессора Георгия Николаевича Чистовича выполнил кандидатскую диссерта-

цию на тему «Распространение патогенных стафилококков в природе и их санитарно-показательное значение», которую успешно защитил в 1966 году. После окончания аспирантуры вернулся на родную кафедру микробиологии ИГМИ и стал работать ассистентом, а с 1972 года - доцентом. С 1975 года - заведующим кафедрой микробиологии, в этой должности работал до 31 августа 2009 года. В 1988 году защитил в Институте иммунологии РАМН (Москва) диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук на тему «Иммунный статус организма человека при стафилококковых инфекциях (взаимосвязи иммунологических параметров)». В 1990 году ему присвоено учёное звание профессора.

В период заведования кафедрой Р.В. Киборта преподавательский состав её был стабилен. Научным направлением работы кафедры были вопросы общей и частной иммунологии, иммунитета при стафилококковых инфекциях и изучались стафилококки как возбудители внутрибольничных инфекций.

Р.В. Киборт является автором более чем 230 научных печатных работ, в том числе монографий, методических рекомендаций, статей в зарубежных и центральных изданиях. Имеет авторские свидетельства на изобретения, патенты и рационализаторские предложения. Руководитель и консультант 7 кандидатских и 1 докторской диссертации. Руководит подготовкой интернов, клинических ординаторов и практических врачей по специальности «Бактериология», оказывает большую консультативную помощь сотрудникам бактериологических лабораторий г. Иркутска и Иркутской области. Является членом лабораторного совета и членом правления Иркутского отделения Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. Участник съездов микробиологов и эпидемиологов, а также целой серии международных, всероссийских и региональных конференций микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов. Труд Рудольфа Вадимовича отмечен юбилейной медалью «За доблестный труд», «За строительство БАМа», медалью «Ветеран труда», значками «Отличнику здравоохранения», «Изобретатель СССР», многочисленными почётными грамотами и благодарностями, в частности Избирательной комиссии Иркутской области. Указом Президента Республики Бурятия удостоен почётного звания «Заслуженный врач Республики Бурятия».

В 2009 году за большой вклад в развитие родного вуза он удостоен высокого звания - почётный профессор Иркутского государственного медицинского университета.

Редакционные коллегии «Сибирского медицинского журнала», Иркутской областной газеты «Медик», администрация сотрудники кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Иркутского государственного медицинского университета, коллеги и многочисленные ученики искренне желают Рудольфу Вадимовичу долгих лет жизни, крепкого здоровья, новых творческих идей, планов, активного труда в стенах университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.