Е.Ю. Панова, В.В. Федоров
рабочая тетрадь как форма оптимизации преподавания филологических дисциплин у студентов заочного отделения факультета журналистики
В статье предлагается для обсуждения проект рабочей тетради как особой формы преподавания ряда дисциплин у студентов-заочников факультета журналистики. Использование рабочей тетради позволяет оптимизировать преподавание учебных курсов с большим объемом материала, выносимого на самостоятельное изучение.
Появление данного научного сообщения было вызвано осознанием проблем заочного образования на факультете журналистики. Возможно, решением проблемы станет введение новой для нашего факультета методики - рабочей тетради, которую мы и предлагаем обсудить. Выступление рассчитано на открытый диалог со стороны научного сообщества и мы будем благодарны любым критическим замечаниям, поскольку проблема заочного образования в разной степени касается педагогической деятельности каждого.
В 1940-50-ые годы ХХ века рабочая тетрадь становится общим методом преподавания, позволяющим интенсифицировать сам процесс обучения. Это связано, прежде всего, с целями, которые ставило советское правительство на определённом историческом отрезке. Если в 1920-ые годы был взят курс на ликвидацию неграмотности, введение всеобщего начального образования, то к середине века ведущей становиться проблема улучшения качества знаний, отработки ЗУНов (знаний, умений, навыков) в отдельных, специализированных, отраслях науки. Наиболее оптимальным способом по достижению положительных результатов стала форма рабочей тетради в силу своей наглядности, структурированности мобильности и комплексности. На современном этапе традиционная форма тетради не утрачивает своей значимости, но в новых условиях приобретает и дополнительные функции.
Таким образом, введение рабочей тетради как формы оптимизации преподавания различных дисциплин на заочных отделениях высших учебных заведений определяется основной целью: получением и закреплением знаний, умений и навыков в конкретной предметной области в условиях ограниченности аудиторной работы студентов-заочников.
Для достижения поставленной цели решаются конкретные задачи:
• выделять основную, необходимую информацию в режиме экономии времени
• ориентировать, направлять долгосрочную самостоятельную работу
• отрабатывать практические навыки
Согласно целеустановке и задачам, по своим характеристикам рабочая тетрадь представляет совмещение учебного пособия, методических указаний по определённой дисциплине и тетради для выполнения заданий различного типа. В содержании это выражается в наличии тезисно изложенной основной информации по курсу и заполняемых в ходе работы структурных элементов.
В зависимости от степени соотношения данных составляющих, можно выделить подвиды рабочей тетради. 1) Тетрадь, содержащая только лекционный материал, получаемый в аудиторные часы; 2) Тетрадь с комбинированием вычитываемого лектором материала и самостоятельно выполняемых работ по определённым алгоритмам; 3) Тетрадь, полностью составленная из заданий практического характера для индивидуального выполнения студентами.
Соответственно, предполагается широкий спектр работ и заданий различной направленности: от строго алгоритмических до творческих.
Поскольку вопрос о рабочей тетради не является принципиально новым, а скорее переходит в разряд «общих положений», актуальной становится проблема применения подобной формы в конкретной области знаний, в узкоспециализированной сфере.
Специфической чертой содержания обучения на факультете журналистики становится наличие филологических дисциплин, включаемых в блок общепрофессиональных и имеющих большое значение для образования студентов-журналистов. Увеличение объема материала от курса к курсу при том, что количество часов, отводимых на изучение этих курсов остается практически неизменным, порождает слабую подготовку студентов, несоответствие их знаний основным требованиям программы.
Поэтому представляется целесообразным обращение к рабочей тетради как форме оптимизации преподавания филологических дисциплин у студентов заочного отделения факультета журналистики.
Для примера обратимся к проекту Рабочей тетради по курсу «История отечественной литературы XIX в» (3-я треть) и «Стилистика и литературное редактирование». Для курса «История отечественной литературы XIX век (3-я треть)» на заочном отделении отводится в общей сложности 91ч, из которых 12 ч. составляют лекции, а 79 ч. - самостоятельная ра-
бота. Естественно, что в этом случае снижается уровень положительно усвоенной информации, зачастую основное содержание заменяется второстепенными сведениями, служебными и описательными частями, а в самостоятельной работе наблюдается дискретность, выборочное, несистемное усвоение материала. Выходом из этой ситуации может стать использование в процессе обучения рабочей тетради.
Структура тетради включает в себя две части. Содержание первой части составляют тезисы, основные положения по определенному материалу, с включением элементов, которые заполняются студентами во время развернутого чтения лекции преподавателем. Подобный комплекс может быть выражен как сочетание ключевых слов, понятий, уже данных в тексте, уточнения (анонсирования) тем и незаполненного «словника» и, или составление таблицы, ответов на вопросы. Возможна блочная разбивка, соответствующая логике изложения материала, с выделением наиболее значимых моментов. Кроме того, не следует забывать, что большую часть материала иногда приходится «надиктовывать». В условиях очного обучения эти фрагменты лекций могут привести к продуктивным для студентов отступлениям от плана лекций, что в условиях обучения заочного представляется бессмысленной тратой времени. Потому этот материал сразу может быть оформлен в виде таблицы.
Рассмотрим предлагаемые варианты работ на примере изучения творчества А.П. Чехова.
I. Чехов - крупнейший русский писатель конца XIX века. Переосмысление Чеховым традиционных образов, тем и коллизий русской литературы. Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова. «Чеховский рассказ» и его влияние на развитие жанра рассказа в XX веке.
Экзистенциальная проблематика повести «Степь». Новый подход к изображению человека из народа.
Поле для конспектирования
II. Драматургия Чехова - новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Драматургическое новаторство Чехова.
Поле для конспектирования
«Новая драма»-
«Символизм» -_
Проблема истинных и ложных ценностей в драме Чехова «Дядя Ваня». Конфликт духовного и бездуховного в жизни русской интеллигенции в пьесе «Три сестры», символический подтекст пьесы. Жанровая двусоставность пьесы «Вишневый сад».
Поле для конспектирования
«Подводное течение», «подтекст» -_
«Трагифарс» -_
«Абсурд» -_и т. д.
Вторая часть содержит задания для самостоятельного выполнения, которые будут проверены преподавателем и отнесены к разряду контрольных. Основные функции такого типа работ заключаются в направлении и организации индивидуальной деятельности студентов и отработки, оттачивания профессиональных умений и навыков, в частности, разноуровнего анализа текста со стороны его содержания и формы, развития общественной мыли. Здесь также возможны различные варианты заданий:
1. Следующие строгому алгоритму в режиме ответ-вопрос с указанием источников информации (аналог планов практических занятий для студентов-очников).
2. Комментарии к написанию рефератов и контрольных работ с указанием соответствующих тем и необходимой литературы (с выделением основных терминов, общей структуры).
3. Список произведений для обязательного прочтения и конспектов по курсу.
4. Составление картотеки по списку прочитанной литературы и тд.
Полностью заполненная тетрадь сдается на проверку преподавателю вместе с другими работами по данном курсу.
Также можно предложить фрагмент тетради по курсу «Стилистика и литературное редактирование».
Тема: «Редактирование текстов, различных по способу изложения. Типология текстов»
1. В процессе мышления и речи между суждениями и предложениями устанавливаются смысловые связи на основе отношений между объектами и явлениями действительности: язык закрепляет эти отношения в речевых структурах. Существует 3 типа построения текс-
тов, обусловленных характером объекта речи. Повествование -Описание -Рассуждение -
Эта трехкомпонентная структура справедлива и достаточна вполне для художественной литературы. Но журналистская практика шире этой схемы:
Итак, зафиксируем некоторые определения: Тексты 1-го ряда -Тексты 2-го ряда Сообщение -
Информационное описание -Объяснение -Умозаключение -Определение -
2. Логическая и синтаксическая структура текстов. Их построение.
Задание: на основе лекционного материала заполнить полностью таблицу.
Тип текста Логическая Синтаксическая Примеры
структура структура
Повествование Описание
Сообщение
Информ.
описание Рассуждение
Определение
Объяснение
Умозаключение
Примечания:
3. Отредактируйте текст.
ВЫВОДЫ: Комплексное объединение различного рода работ в форме рабочей тетради позволяет улучшить преподавание не только филологических дисциплин в направлении экономии времени, затрачиваемого на знакомство с материалом, организации плодотворной самостоятельной работы студентов по усвоению необходимой информации. Поэтому полностью заполненная рабочая тетрадь может стать наряду с другими контрольными мерами формальным допуском студентов к сдаче зачетов и экзаменов.
К плюсам данного проекта можно отнести:
• Наглядность
• Структурированность
• Экономия времени
• Унифицированный вид лекций
• Комплексность.
При этом существуют неизбежные недостатки:
• Схематизм
• Жесткий регламент
• Проблема «тиражирования»
• Проблема распространения
Panova Elena Yuryevna - senior teacher of the department of theory of mass communication, Chelyabinsk State University
Fedorov Vasily Viktorovich - aspirant of the department of theory of mass communication, Chelyabinsk State University
Work book as a from of optimizing the teaching of philological disciplines to the correspondent students of the faculty of Journalism
The article introduces for discussion the project of a workbook as a special form of teaching a number of disciplines to the correspondent students of the faculty of Journalism. Using the workbook allows to optimize the teaching of courses with a large amount of self-studied material.
Панова Елена Юрьевна - старший преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Федоров Василий Викторович - преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций челябинского государственного университета.