Научная статья на тему 'Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»'

Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1364
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / КУРС ЛЕКЦИЙ / MUSEUM STUDIES / SYLLABUS / LECTURE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенюкова Наталья Львовна

Программа создана для обучения основам научного проектирования музейных экспозиций студентов, обучающихся по специальности «музеология» (021000). Программа предусматривает освоение теоретического курса и выполнение практических работ, посещение и знакомство с экспозициями музеев различного профиля. Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования РФ (номер государственной регистрации №58 гум/сп) от 14.03.2000 г. Структура теоретического содержания курса основывается на предложениях тематического структурирования, изложенных в издании: Музеология. Специальность 021000. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента: учебное издание / Отв. ред. В.В. Минаев. М., 2002. Практический курс направлен на овладение студентами навыков разработки музейной экспозиции, подготовки документации музейной экспозиции. Данная часть курса связывается с посещением студентами музейных экспозиций, исполнением практических работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The syllabus has been developed to teach the basic approaches to the scientific projecting of museum expositions to the students specializing in museum studies (specialty 021000). The syllabus envisages a theoretic component and practical assignments as well as visits to museums of different profiles. It has been developed on the basis of the Federal Standard for Higher Professional Education approved by the Russian Ministry of Education on March 14, 2000 (federal registration № 58, humanities). The theoretical component has been structured thematically. The practical component aims at teaching the students how to develop museum expositions and prepare the necessary documents. This part of the course is connected with the students' visits to museum expositions and fulfillment of practical assignments.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»»

2010 История №2(10)

III. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УДК 930:37.016

Н.Л. Сенюкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ»

Программа создана для обучения основам научного проектирования музейных экспозиций студентов, обучающихся по специальности «музеология» (021000). Программа предусматривает освоение теоретического курса и выполнение практических работ, посещение и знакомство с экспозициями музеев различного профиля. Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования РФ (номер государственной регистрации №58 гум/сп) от 14.03.2000 г. Структура теоретического содержания курса основывается на предложениях тематического структурирования, изложенных в издании: Музеология. Специальность 021000. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента: учебное издание / Отв. ред.

В.В. Минаев. М., 2002. Практический курс направлен на овладение студентами навыков разработки музейной экспозиции, подготовки документации музейной экспозиции. Данная часть курса связывается с посещением студентами музейных экспозиций, исполнением практических работ.

Ключевые слова: музеология, рабочая программа, курс лекций.

I. Организационно-методический раздел

Цель курса - получение студентом теоретических знаний и освоение практических навыков, связанных с проектированием музейных экспозиций.

Задача учебного процесса - ознакомить студентов с видами работ экспозиционного проектирования, методами экспонирования музейных предметов, историей формирования и бытования экспозиционных методов. Требования к уровню освоения курса Студент должен знать:

• основные этапы формирования и развития экспозиционной мысли;

• основные методы проектирования музейной экспозиции и состав проектной документации;

• ведущие тенденции в теории и практике современного проектирования экспозиции.

Студент должен уметь:

• анализировать и критически оценивать конкретные экспозиции;

• разрабатывать документацию музейной экспозиции.

II. Содержание курса

Тема 1. Проектирование музейной экспозиции как раздел музееведения и направление музейной деятельности.

Основные понятия (сущность, коммуникативная функция, язык). Экспозиция как текст и как вид искусства.

Принципы построения музейной экспозиции.

Методы: коллекционный (систематический), иллюстративный (тематический), ансамблевый и музейно-образный.

Тема 2. История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX - 80-е гг. XX в.).

Формирование коллекционного (систематического) метода проектирования в Западной Европе (вторая половина XIX в.). Специфика применения коллекционного метода в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Ансамблевый метод в этнографических и мемориальных музеях Европы (Скандинавские страны, Германия). Ансамблевые экспозиции в России.

Трансформация коллекционного и ансамблевого методов (20-е г. XX в.). Иллюстративный и музейно-образный методы (конец 20-х - начало 30-х гг. XX в.). Основные характеристики (нового) музейно-образного метода. Поэтапное формирование иллюстративного метода проектирования (музей Революции, вторая половина 20-х гг. XX в.). Деятельность Н.М. Дружинина. Первый Всероссийский музейный съезд (1930 г.) о новых методах. «Музейный язык» (И.К. Луппол) и концепция «музейного предложения» (Ю.К. Милонов). Бытование иллюстративного и музейно-образного методов в экспозиции.

«Диктатура» иллюстративного метода в проектировании экспозиции 3060-х гг. XX в. Теоретические работы А.И. Михайловской (60-е гг. XX в.).

Возрождение музейно-образного метода и проблемы его практического применения (60-80-е гг. XX в.). Критика иллюстративно-дидактических экспозиций. Понятия «экспозиционно-художественный образ» и «музейный натюрморт». Художественное проектирование. Сосуществование музейнообразного и иллюстративного методов (70-80-е гг. XX в.). Дискуссия о социальной функции экспозиции. Господство музейно-образного метода в проектировании 80-х гг. XX в.

Тема 3. Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.).

Музейная экспозиция как художественная модель исторического процесса (явления, события). Экспозиционные средства (основные и вспомогательные) в художественном моделировании исторического процесса.

Жанровые формы искусства музейной экспозиции: экспозиционнохудожественный очерк, экспозиционно-художественные исследования, экспозиционно-художественная легенда, экспозиционно-художественная модель исторического процесса.

Тема 4. «Новые технологии» в музейном проектировании.

Музейно-экспозиционная деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях.

«Виртуальный музей». «Живой музей»: экспозиция как предметнохудожественная среда в открытом общении посетителей; некоммерческие «живые музеи» и их типология (музей-театр, музей-салон, музей-клуб и др.).

Профессиональный кодекс экспозиционера-сценариста.

Тема 5. Музейная выставка. Функции и классификация музейной выставки.

Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций» III. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (час) Самостоятельная работа

В том числе

и и я и е л семинары лабораторные занятия

1 Проектирование музейной экспозиции как раздел музееведения и направление музейной деятельности 30 10 0 14 6

2 История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX в. - 80-е гг. XX в.) 26 8 4 2 12

3 Новый образно-сюжетный (художественномифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.) 22 6 2 4 10

4 «Новые технологии» в музейном проектировании 10 2 0 2 6

5 Музейная выставка. Функции и классификация музейной выставки 6 4 0 0 2

ИТОГО 94 30 6 22 36

IV. Форма итогового контроля — семинарские занятия, лабораторные работы, экзамен

V. План семинарских занятий

Тема 2. История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX в. - 80-е гг. XX в.). - 4 часа

Вопросы

Проекты организации экспозиции Российского исторического музея на примере предложений А.С. Уварова, И.Е. Забелина, В.О. Шервуда.

Н.И. Романов о трансформации коллекционного и ансамблевого методов для местных музеев.

Сценарные экспозиционные предложения Ф.И. Шмита.

Иллюстративно-тематический метод в предложениях Н.М. Дружинина, А.И. Михайловской.

Музейно-образный метод в разработке Е.А. Розенблюма.

Литература

Закс А.Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев (19171936 гг.). М., 1970.

Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964.

Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1977. № 45.

Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2. М., 2003.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М.: Прогресс, 2001.

Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический проект, 2004.

Тема 3. Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.) - 2 часа

Вопросы

Экспозиционные предложения Т.П. Полякова на примере постоянной экспозиции и выставок музея В.В. Маяковского.

Искусство музейной экспозиции в контексте традиционных искусств: искусство музейной экспозиции и изобразительные искусства; искусство музейной экспозиции и художественная литература; искусство музейной экспозиции и театр; искусство музейной экспозиции и архитектура.

Литература

Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2. М., 2003. 456 с.

Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: Сб. науч. ст. / Отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. М., 1997. 368 с.: ил.

VI. План лабораторных занятий

Тема 1. Проектирование музейной экспозиции как раздел музееведения и направление музейной деятельности - 14 часов.

Посещение музейных экспозиций с целью определения содержания музейной экспозиции - 10(12) часов.

Лабораторная работа «Музейный предмет как знаковая система» - защита перед аудиторией. Продолжительность зависит от количества студентов в группе.

«Музейный предмет как знаковая система»

Задание.

Используя предложенный предмет, часто комплектуемый во многие музейные собрания:

1. Составить текст этикетки на предмет.

2. Определить функциональное назначение предмета.

3. Изложить кратко технологическую эволюцию предмета.

4. Составить ассоциативный ряд, связанный с данным предметом.

Тема 2. История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX - 80-е гг. XX в.) - 2 часа

Лабораторная работа «Экспозиционный комплекс. Метод проектирования и содержание экспозиционного комплекса» - защита перед аудиторией

«Экспозиционный комплекс. Метод проектирования и содержание экспозиционного комплекса»

Задание: на основе заданной экспозиции составить (описать) содержание экспозиционного комплекса, соответствующего выбранному в экспозиции методу проектирования.

Тема 3. Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.) - 4 часа

Лабораторная работа «Научная концепция экспозиции, или Какой музей я хочу построить» - защита перед аудиторией

«Научная концепция экспозиции, или Какой музей я хочу построить»

Определение основных позиций построения научной концепции музейной экспозиции:

- Обоснование данной работы, постановка ее целей и задач, определение условий и реальных возможностей ее осуществления.

- Краткий обзор существующих в стране, данном месте и за рубежом экспозиций по данной или сходной тематике, их структуры и принципы построения.

- Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых материалов, коллекций по теме, реальные возможности комплектования основного и вспомогательного фонда для проектируемой экспозиции.

- Определение ведущих идей, научных направлений, отбор которых должен явиться стержнем предстоящей экспозиции, и составление основных разделов тематической структуры.

- Обоснование принципов построения и предлагаемых решений экспозиций с точки зрения удовлетворения запросов и интересов посетителей -учащейся молодежи, одиночных посетителей, предполагаемая эффективность создаваемой экспозиции, возможность проведения экскурсионной и лекционной работы с посетителями музея.

- Предложения и рекомендации к художественному проектированию.

- Список используемой литературы.

Тема 4. «Новые технологии» в музейном проектировании - 2 часа

Посещение музейных экспозиций с целью ознакомления с применением новых технологий в музейном пространстве.

VII. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая основная литература

1. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. 504 с.

2. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997. 211 с.

3.Музейные экспозиции и выставки // Музейное дело России. М.: ВК, 2003. С.305-362.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: Сб. науч. ст. / Отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. М., 1997. 368 с.: ил.

5. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «музееведение». М., 1996. 253 с.

6. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2. М., 2003. 456 с.

7.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 558 с.

8. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2005. 183 с.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Гнедовский М.Б. Музейная экспозиция: азбука профессии // Сов. музей. 1987. № 6. С. 36-39.

2. Гнедовский М.Б. Проектирование и музей будущего // Социальное проектирование. Прорыв к реальности. М., 1990.

3. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев / Ред. А.М. Тимрот. М.: НИИК, 1985. 134 с.: ил.

4. Кликс Р. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высш. шк., 1978. 368 с., ил.

5. КрейнА.З. Рождение музея. М.: Сов. Россия, 1969. 207 с.: ил.

6. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: организация и техника. М., 1964.

7. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство: Тр. ГИМ. М., 1999. Вып. 104.

8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М.: Прогресс, 2001.

9. Этикетаж и тексты в музейной экспозиции: Метод. рекомендации / Авт.-сост. А.М. Гак. М.: Изд-во Центр. музея революции СССР, 1990. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.