Научная статья на тему 'Рабочая программа дисциплины «Экономика развития'

Рабочая программа дисциплины «Экономика развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ / МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT ECONOMICS / MODELS OF ECONOMIC GROWTH / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корытцев Максим Александрович

Журнал публикует авторскую программу курса по экономике развития, который на протяжении ряда лет читается на экономическом факультете Южного федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program course «Development Economics»

The Journal publishes original syllabus on development economics, which is read at the faculty of economics in Southern Federal University over the years.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа дисциплины «Экономика развития»

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ»

КОРЫТЦЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории, экономический факультет, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

Журнал публикует авторскую программу курса по экономике развития, который на протяжении ряда лет читается на экономическом факультете Южного федерального университета.

Ключевые слова: экономика развития; модели экономического роста; стратегии развития.

The Journal publishes original syllabus on development economics, which is read at the faculty of economics in Southern Federal University over the years.

Keywords: development economics; models of economic growth; development strategy.

Коды классификатора JEL: N01, O10, O11, O57, R11.

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Экономика развития» являются развитие способности и навыков ориентироваться (классифицировать, выделять специфику) в наборе теоретических концепций и моделей экономического роста и развития как универсального типа, так и разработанных с учетом национальной и отраслевой специфики.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Экономика развития» входит в профессиональный цикл и опирается на ранее пройденные студентами дисциплины — «Микроэкономика-2» («Производственные функции»), «Макроэкономика» («Основные макроэкономические показатели и агрегаты», «Рынок труда», «Экономический рост», «Государственное регулирование макроэкономических процессов»), «Компаративистика» («Эволюция современных экономических систем»), «Институциональная экономика» («Институты», «Эволюция институтов»). Она позволяет сформировать итоговые компетенции бакалавра, выпускника по профилю «Экономическая теория». Дисциплина является обязательной и изучается на четвертом курсе в течение одного (последнего) семестра.

Для освоения материала в рамках настоящего курса студент должен быть готов ориентироваться в инструментарии экономической теории — графической и базовой математической форме представления производственных функций, функционировании рыночного механизма, иметь базовые знания в области экономической географии, иметь представление о функционировании экономических институтов, а также быть знакомым с базовыми концептами теорий институциональной экономики, иметь представление и базовые навыки построения простейших эконометрических моделей и расчетов набора макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Экономика развития»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать способность и готовность ориентироваться в широком спектре универсальных, национальных, отраслевых

© М.А. Корытцев, 2012

экономических концепций и моделей развития, быть способным идентифицировать теоретикометодологическое содержание, предпосылки формирования подобных концептов.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

♦ способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

♦ способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

♦ способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

♦ владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

♦ способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

♦ способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

♦ способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

♦ способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

♦ способностью преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

♦ знать содержание и принципы построения основных экономических и простейших эконометрических моделей, демонстрирующих механизмы развития в экономике и отраслевых секторах развивающихся стран;

♦ уметь различать и характеризовать существующие методологические подходы (кейнсианский, неоклассический, институциональный, неоинституциональный) к анализу проблем развития в отечественной и развивающихся экономиках, применять их по отношению к проблемам развития отраслей экономики в этих странах;

♦ владеть методиками расчета социально-экономических показателей, характеризующих процессы развития (индекс человеческого развития, уровень пищевого потребления и др.).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Экономика развития»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

4.2 Лекц. Семин. Колок. СР

1 Современные тенденции и проблемы развития развивающихся стран і 4 4 2 Посещаемость, участие в обсуждении

2 Неокейнсианские модели и концепции развития. Концепции порочных кругов нищеты 2 6 2 2 Посещаемость

3 Неоклассические концепции и модели развития - 3 4 2 2 Промежуточное тестирование

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

4 Институциональные концепции развития - 4 4 2 2 Посещаемость

5 Проблема бедности, программы развития и индекс человеческого развития 5 2 2 2 Посещаемость, выполнение практических заданий

6 Неоинституциональный подход к экономическому развитию Э. де Сото 6 4 2 Посещаемость

7 Внешнеэкономические аспекты экономического развития - 7 4 4 2 Участие в коллоквиуме

8 Новые модели экономического роста. Образование и проблемы внутренней миграции 8 4 2 2 Промежуточное тестирование

9 Рынок земли и эффективность проведения аграрных реформ - 9 4 2 2 Посещаемость, участие в обсуждении

10 Стратегии догоняющего развития: успехи и проблемы - 10 4 4 2 Посещаемость

11 Политическая экономия развития - 11 4 2 2 Посещаемость, участие в обсуждении

12 Обзор проблем развивающегося мира: демография, качество экономической политики 12 4 4 2 Посещаемость, участие в обсуждении

13 Россия на пути к рыночной экономике - 13 4 4 2 Посещаемость

Итого 108 часов

5. Образовательные технологии

Не менее 30 % сообщений студентов в рамках семинарских занятий планируется проводить в контексте последующего дискуссионного обсуждения. Предусмотрено проведение круглого стола — обсуждения. Таким образом, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах 50 % от аудиторной нагрузки, составляет 24 часа.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов:

1. Характеристика социально-экономического положения развивающихся стран в современном мире.

2. Взаимосвязь социально-экономических проблем в «третьем мире».

3. Проблема голода в современном мире.

4. Механизм самовозрастания теневого сектора в развивающихся странах.

5. Модели экономического роста Е. Домара и Р. Харрода.

6. Схема макроподхода и проблемы ее применения при инвестиционном обеспечении экономического роста развивающихся стран.

7. Модель экономического роста с двумя дефицитами.

8. Кейнсианские теории роста и их практические рекомендации для стимулирования экономического роста в развивающихся стран.

9. Модель У. Льюиса.

10. Модель Фея-Раниса с учетом внешней торговли.

11. Многоукладность современной социально-экономической структуры развивающихся стран.

12. Основные подходы в решении проблемы бедности и снижения дифференциации дохода в концепции Г. Мюрдаля.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Нуреев Р.М. (2008). Экономика развития: модели становления рыночной экономики. 2-е изд. М.: НОРМА.

2. Нуреев Р.М. (2006). Рабочая тетрадь по курсу «Экономика развития». М.: НОРМА.

3. Тодаро М.П. (1997). Экономическое развитие. М.: Экономический факультет МГУ, Юнити.

б) дополнительная литература:

1. Архипов А. и Богуславский В. (2007). Институционализация теневой экономики в условиях глобализации. Ростов-н/Д. Изд-во ЮФУ.

2. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. М.: Проспект. 2006.

3. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. М.: Весь мир. 2004.

4. КлуптМ. (2008). Демография регионов Земли. СПб.: Питер.

5. Валлерстайн И. (2001). Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга.

6. Истерли У. (2006). В поисках роста: приключения и злоключения экономистов в тропиках. М.: Институт комплексных стратегических исследований.

7. Корытцев М.А. (2009). Институциональная структура и механизмы функционирования квазирынков в общественном секторе. Ростов-на-Дону, Содействие - XXI век.

8. Корытцев М.А. (2007). Механизмы перераспределения и мобилизации в контексте господства института власти-собственности в России: исторические параллели и вызовы современности // Журнал историко-экономических исследований. Т. 8. № 2.

9. Корытцев М.А. (2008). Институциональный экономический анализ в контексте методологической проблематики экономической науки // Экономический вестник РГУ. Т. 6. № 3.

10. Потапов М. (2004). Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М.: Международные отношения.

11. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. А. Дынкина. М.: Магистр. 2008.

12. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития и стран СНГ: руководство / Под ред. Д. Тарра. М.: Весь мир. 2006.

13. Стиглиц Д. и Чарлтон Э. (2007). Справедливая торговля для всех. М.: Весь мир.

14. Побережников И.В. (2006). Переход от традиционного к индустриальному прошлому: теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: РОССПЭН.

15. Доклад о мировом развитии 2007 г. Развитие и нового поколения / Пер. с англ. М.: Весь мир. 2007.

16. Доклад о мировом развитии 2006 г. Справедливость и развитие / Пер. с англ. М.: Весь мир. 2006.

17. Сото Э. де (2001). Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.: Олимп-Бизнес.

18. Todaro, M. and Smith, S. (2003). Economic Development. Bost. N-Y. etc.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Использование программы Microsoft PowerPoint для подготовки презентаций.

2. Browse Content // CRCnetBASE. (http://www.crcnetbase.com/action/showPublications7displ ay=bySubject&category=40007398&expand=40007398).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Мультимедиа-презентационное оборудование (интерактивная доска или мультимедиапроектор), персональный компьютер с доступом Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки экономика (профиль — экономическая теория).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 1

Контрольный тест «Экономическое развитие» (магистратура)

Всего выдавать _ тестов.

Каждый тест — 1 балл.

80-100 % — 5;

60-79 % — 4;

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

36-59 % — 3;

0-35 % — 2.

1. Долговой кризис в развивающихся странах был спровоцирован:

а) ростом процентных ставок;

б) неэффективным использованием иностранных инвестиций;

в) коррупцией среди бюрократии;

г) верно все вышеперечисленное.

2. Наибольшим уровнем политической нестабильности и военной конфронтации в последние десятилетия, препятствующих экономическому развитию, отличались:

а) Африка южнее Сахары;

б) Юго-Восточная Азия;

в) Южная Азия;

г) страны Латинской Америки.

3. Неравенство в распределении доходов в развивающихся странах:

а) способствует росту бедности;

б) не связано с ростом бедности;

в) рост бедности определяет рост неравенства в распределении;

г) нет верного ответа.

4. Размеры теневого сектора в развивающихся странах в основном:

а) меньше, чем в развитых странах;

б) больше, чем в развитых странах;

в) размеры его сопоставимы с сектором в развитых странах;

г) нет верного ответа.

5. Масштабы внешней задолженности развивающихся стран превышают:

а) 500 млрд долл.;

б) 1 трлн долл.;

в) 1,5 трлн долл.;

г) 2 трлн долл.

6. Из нижеперечисленных проблем развивающихся стран для России наиболее характерно:

а) масштабы распространения бедности и нищеты;

б) политическая нестабильность;

в) масштабы коррупции;

г) масштабы внешней задолженности.

7. Концепция «азиатской драмы» отразила следующие характеристики развития освободившихся стран:

а) слабая покупательная способность;

б) низкий уровень сбережений и инвестиций;

в) демографический взрыв, сопровождавшийся падением жизненного уровня;

г) неэффективный потребительский спрос.

8. Практика экономического планирования в странах «третьего мира», согласно Г. Мюр-далю, состоит в:

а) составлении прогнозов;

б) составлении индикативных планов;

в) невыполнении планов;

г) нет верного ответа.

9. Проблему инвестиций в человеческий капитал применительно к развивающимся странам одним из первых поставил:

а) Мюрдаль;

б) Э. де Сото;

в) Т. Шульц;

г) нет верного ответа.

10. Под человеческим капиталом подразумеваются:

а) знания и навыки;

б) мотивация и энергия;

в) уровень образования;

г) верны все предыдущие ответы.

11. Институциональная теория делает акцент на такой функции государства рыночной экономики, как:

а) регулирование деятельности монополий;

б) формирование рамок, структурирующих взаимодействия между хозяйствующими субъектами;

в) устранение отрицательных внешних эффектов;

г) производство общественных благ.

12. Согласно модели экономического роста Р. Харрода, превышение гарантированного темпа роста над ее естественным ведет к:

а) состоянию депрессии из-за слишком большого использования трудовых ресурсов;

б) состоянию бума;

в) идеальному развитию экономики;

г) состоянию депрессии из-за недостатка трудовых ресурсов.

13. В основе концепции перехода к самоподдерживающему росту У. Ростоу критерием выделения стадий экономического роста является:

а) уровень политической культуры;

б) типы государственного устройства;

в) технико-экономические характеристики;

г) уровень культурного развития.

14. Модель Р. Солоу концентрирует внимание на:

а) создании и распространении технологий;

б) динамике потребления;

в) динамике накопления капитала;

г) вкладе человеческого капитала в развитие.

15. Чем объясняется устойчивый рост объема выпуска в расчете на одного рабочего в модели Р. Солоу?

а) ростом населения;

б) ростом нормы сбережения;

в) технологическим прогрессом;

г) все вышеперечисленное неверно.

16. Высокий уровень сбережений:

а) обусловливает более высокий уровень устойчивого равновесия человеческого капитала;

б) не способствует устойчивому равновесию;

в) ведущий к более высокому доходу, обеспечивает более высокий уровень устойчивого равновесия человеческого капитала даже в том случае, когда доля дохода, идущего на накопление человеческого капитала, не меняется;

г) все вышеперечисленное неверно.

17. Преодоление дуализма между традиционной экономикой и современной рассматривается в подходе:

а) М. Вебера;

б) Х. Зингера;

в) У. Льюиса;

г) У. Ростоу.

18. Теория У. Льюиса применима для стран, в которых:

а) капитал дефицитен;

б) плотность населения высока;

в) естественные ресурсы ограничены;

г) все вышеперечисленное верно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Какие проблемы необходимо решить для модернизации экономики по У. Льюису?

а) сбережений и инвестиций;

б) накопления и занятости;

в) изъятие рабочей силы из трудоизбыточной сферы и перемещения ее в трудонедостаточную;

г) все вышеперечисленное верно.

20. В чем отличие предпринимателя У. Льюиса от предпринимателя Й. Шумпетера?

а) предприниматель является инноватором;

б) предприниматель стремится к максимизации прибыли;

в) предпринимателю присуща частная инициатива;

г) предприниматель действует в специфической обстановке.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

21. К достоинствам модели Фея-Раниса относятся:

а) анализ механизма совершенной конкуренции в развивающихся странах;

б) поиск внутренних источников модернизации;

в) учет человеческого капитала;

г) все вышеперечисленное верно.

22. Что (кто) стоит в центре модели с избыточным предложением труда У. Льюиса?

а) государство;

б) предприниматель;

в) профсоюзная организация;

г) акционер.

23. В модели Фея-Раниса выделяют:

а) два этапа;

б) три этапа;

в) четыре этапа;

г) нет верного ответа.

24. «Параллельные структуры» в институциональной системе мобилизации и редистрибуции в России:

а) являются сравнительно поздним институциональным заимствованием;

б) не играли никогда заметной роли в российской истории;

в) воспроизводились в различных формах на протяжении длительного периода истории России;

г) нет верного ответа.

25. Смена стабильной и нестабильной фаз государственного управления в России:

а) способствовала последовательному росту благосостояния населения;

б) способствовала успешному росту экономического и военного потенциала страны;

в) препятствовала централизованной мобилизации ресурсов;

г) воспроизводилась во многом благодаря специфике взаимоотношений центральной власти и бюрократии.

26. Низовые социальные структуры («кластеры»):

а) как правило, сохраняли автономность от административной вертикали власти в решении вопросов внутреннего устройства;

б) всегда находились в жесткой зависимости от центральной власти, всегда эффективно пресекавшей стремление к их автономному поведению;

в) в целом были свободны по отношению к возможному произволу со стороны центральной власти и бюрократии;

г) нет верного ответа.

27. Влияние ошибочных решений, принимаемых государственной властью в рамках мобилизационной системы перераспределения в России:

а) компенсировалось более эффективным функционированием госаппарата;

б) неоднократно приводило к значительным потерям для государства и общества;

в) редко имело место;

г) нет верного ответа.

28. Интересы бюрократического аппарата в России традиционно:

а) находились в противоречивой взаимосвязи с интересами центральной власти;

б) противоречили интересам простого народа;

в) как правило, совпадали с интересами центральной власти;

г) нет верного ответа.

29. Объем иностранной помощи в модели с двумя дефицитами определяется по формуле

Ft = М( - Е( = Мп + т’У - Уп) - Еп - (I — г)Ч-п в случае:

а) дефицита сбережений;

б) торгового дефицита;

в) определения абсорбционной способности стран «третьего мира»;

г) формула неверна.

30. Классический либерализм включает такие направления современной экономической мысли, как:

а) эволюционный экономикс, неоинституционализм, марксизм;

б) экономика благосостояния, посткейнсианство, неокейнсианство;

в) монетаризм, неоинституционализм, новая классическая экономика;

г) неоконсерватизм, корпоративизм, социал-демократические теории.

31. Главное содержание процесса так называемого первоначального накопления капитала — это:

а) накопление денежных средств для буржуазного предпринимательства;

б) ограбление колоний европейскими державами;

в) усиление товаризации экономики;

г) отделение непосредственных производителей от средств производства и жизненных средств.

32. Кто из перечисленных исследователей проблемы генезиса капиталистической экономики рассматривал его как закономерный спонтанный процесс?

а) К. Поланьи;

б) И. Валлерстайн;

в) Э. де Сото;

г) К. Маркс.

33. Степень нищеты — это:

а) доля населения, живущего за чертой бедности;

б) доля населения, прожиточный уровень которого ниже физиологического минимума;

в) доля населения, прожиточный уровень которого меньше 1 доллара в день;

г) разрыв между доходом живущих за чертой бедности и доходом, определяющим черту бедности.

34. Аграрная реформа в Индии предполагала:

а) реформу системы аренды;

б) ликвидацию земельных посредников;

в) ограничение размеров землевладения;

г) все вышеперечисленное верно.

35. Наибольший вклад в экономический рост в сельском хозяйстве в Китае 1978-1985 годов внес следующий ресурс:

а) земля;

б) труд;

в) капитал;

г) удобрения.

36. В модели Фея-Раниса производственный процесс описывается функцией, которая предполагает:

а) взаимозаменяемость ресурсов;

б) взаимодополняемость ресурсов;

в) возможность сохранения прежнего объема производства при снижении издержек;

г) невозможность замены дефицитного ресурса менее дефицитным.

37. Главный источник первоначального накопления капитала Фей и Ранис определяли за счет:

а) сельскохозяйственный излишек;

б) принудительные сбережения;

в) внешние займы;

г) снижение налогового бремени.

38. Кто из нижеперечисленных экономистов предложил концепцию круга отсталости развивающихся стран как предпосылку и результат неразвитости национальной системы народного образования?

а) Р. Нурксе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) Б. Кналл;

в) Х. Лейбенстайн;

г) Х. Зингер.

39. Кем из экономистов была впервые предложена концепция «порочного круга нищеты»?

а) Р. Харродом;

б) Б. Кналлом;

в) Х. Лейбенстайном;

г) Х. Зингером.

40. Теория квазистабильного равновесия относится к:

а) теории «порочного круга нищеты» Х. Зингера и Р. Пребиша;

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

б) «порочному кругу» нехватки капитала Р. Нурксе;

в) «кругу отсталости» Б. Кналла;

г) кейнсианской интерпретации «порочного круга нищеты».

41. Кто из нижеперечисленных экономистов предложил концепцию несбалансированного роста?

а) Х. Зингер;

б) Р. Нурксе;

в) Р. Харрод;

г) А. Хиршман.

42. Модель с двумя дефицитами исследует взаимосвязь развития внутреннего накопления и внешних источников финансирования. Развитие при таком подходе трактуется как:

а) вытеснение внешних источников финансирования внутренними;

б) замена импортных товаров отечественными;

в) создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости;

г) все вышеперечисленное верно.

43. В модели дуалистической экономики Дж. Фея и Г. Раниса рассматривается дуализм следующих рынков:

а) товаров и услуг;

б) товаров, услуг и труда;

в) финансов, труда и товаров;

г) финансов, товаров и услуг.

44. При рассмотрении внелегальных форм бизнеса в Перу Э. де Сото обращался к следующим сферам бизнеса:

а) общественный транспорт;

б) жилищное строительство;

в) торговля;

г) все вышеперечисленное верно.

45. Какой ученый выдвинул идею о том, что дуализм мировой экономики является следствием дуализма потребительских и культурных традиций, интеграции элиты в более развитую подсистему и подражания моделям потребления центра:

а) А. Эммануэль;

б) Р. Пребиш;

в) С. Фуртадо;

г) А. Франк.

46. Кто разделяет неэквивалентный обмен на истинную и побочную формы?

а) Дж. М. Кейнс;

б) Э. де Сото;

в) А. Эммануэль;

г) Г. Мюрдаль.

47. В модели Р. Солоу ресурсы:

а) являются комплементами;

б) являются субститутами;

в) являются частичными субститутами;

г) зависят от объема инвестиций на одного человека.

48. Кривая qq’ в модели М. Тодаро показывает совокупную заработную плату при условии, что:

а) Lm = const;

б) Wa = const;

в) Wa x La = const;

г) Wm x Lm = const.

49. Если в модели Тодаро мигрант не нейтрален к риску, то равновесная заработная плата в аграрном секторе будет:

а) ниже равновесной заработной платы, рассчитанной М. Тодаро;

б) выше равновесной заработной платы, рассчитанной М. Тодаро;

в) ниже заработной платы при существовании совершенной конкуренции на рынке в аграрном и промышленном секторах;

г) выше заработной платы в производственном секторе.

50. В своей модели Тодаро рассматривал:

а) 2 сектора;

б) 3 сектора;

в) 4 сектора;

г) 1 сектор.

51. «Круг отсталости» по Б. Кналлу объясняется:

а) институциональными условиями;

б) ростом численности населения;

в) дефицитом ассигнований;

г) политической нестабильностью.

52. Какая стадия роста отсутствует в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту:

а) период создания предпосылок для взлета;

б) «взлет»;

в) эпоха низкого массового потребления;

г) традиционное общество.

53. Теория перехода к самоподдерживающемуся росту была сформулирована:

а) Р. Нурксе;

б)У. Ростоу;

в) П. Розенштейн-Роданом;

г) Е. Домаром.

54. Что из перечисленного не является допущением, принятым Е. Домаром в модели теории роста:

а) технология производства описывается функцией Кобба-Дугласа;

б) постоянная капиталовооруженность (К/У);

в) постоянная норма сбережений;

г) выпуск зависит только от капитала.

55. Кто из перечисленных экономистов рассматривал разновидности теории «большого толчка»?

а) Р. Нурксе;

б) А. Хиршман;

в) С. Кузнец;

г) нет верного ответа.

56. Автором одной из теорий «порочного круга нищеты», согласно которой повышение качества жизни обычно «съедается» последующим ростом населения, является:

а) Р. Пребиш;

б) Х. Лейбенстайн;

в) Б. Кналл;

г) Р. Коуз.

57. Какая из следующих моделей определяет оптимальный объем иностранных инвестиций?

а) модель Е. Домара;

б) концепция несбалансированного роста А. Хиршмана;

в) модель экономического роста с двумя дефицитами;

г) модель «сбалансированного набора инвестиций» Р. Нурксе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58. Выберите вариант правильного порядка вступления стран в четвертую стадию роста (движение к зрелости), согласно теории стадий экономического роста У. Ростоу:

а) Великобритания, Япония, Германия, Россия;

б) США, Франция, Россия, Швеция;

в) США, Великобритания, Германия, Япония;

г) Великобритания, США, Германия, Россия.

59. Понятие «порочный круг нищеты» предложили:

а) Г. Мэнкью и Д. Ромер;

б) Г. Зингер и Р. Пребиш;

в) Э. Хекшер и Б. Олин;

г) К. Маркс и Ф. Энгельс.

60. Кейнсианская традиция связывает возникновение «порочных кругов нищеты» с:

а) низким уровнем потребления и низким уровнем сбережений;

б) относительно высоким уровнем потребления при низком уровне сбережения;

в) низким уровнем потребления при относительно высоком уровне сбережений;

г) импортом капитала.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, № 3. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.