Научная статья на тему 'Р. Л. Бартини как авиаконструктор'

Р. Л. Бартини как авиаконструктор Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаков Н.С., Лонин А.В.

Доклад посвящен великому авиаконструктору Роберту Бартини. В докладе рассматривается его краткая биография и основные достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. Л. Бартини как авиаконструктор»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

не только пытаются обнаружить мусор, но и «прибрать» космическое пространство. Например, Марк Мэтни, ученый из Космического центра NASA имени Джонсона, разработал проект нового аппарата для уборки космического мусора. Уникальность данного устройства заключается в том, что неисчерпаемым источником топлива для него станут верхние разреженные слои атмосферы Земли.

На форуме INNOVUS показали перспективный космический корабль. Пилотируемая система предназначена для совершения полетов на лунную и земную орбиты, уборки космического мусора, а также ремонта орбитальных аппаратов. Предполагается, что корабль будет иметь несколько модификаций, в зависимости от целей полетов: для уборки мусора с околоземной орбиты, лунных экспедиций или ремонта других космических аппаратов. Выпуск опытного образца и проведение его испытаний намечены на 2017 год. Надо отметить, что все предлагаемые меры удаления крупного космического мусора из околоземного пространства крайне дороги при довольно низкой эффек-

тивности, а реальных способов удаления мелкого и среднеразмерного космического мусора вообще нет. Поэтому на ближайшие десятилетия проблема космического мусора станет одной из самых глобальных и потребует объединения усилий многих стран.

Библиографические ссылки

1. Прондера. Настоящие новости [Электронный ресурс]. URL: http://pronedra.ru/ (дата обращения: 20.03.2014).

2. Secret worlds [Электронный ресурс]. URL: http://secretworlds.ru/ (дата обращения: 20.03.2014).

3. Мусорная угроза из космоса: Беларусь сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://www.sb.by/post/ 160606/ (дата обращения: 20.03.2014).

4. Новости Науки iScience.ru [Электронный ресурс]. URL: http://iscience.ru/2010/05/04/skolko-musora-na-orbite/ (дата обращения: 20.03.2014).

© Воейкова А. В., 2014

УДК 629.73

Н. С. Исаков Научный руководитель - А. В. Лонин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

Р. Л. БАРТИНИ КАК АВИАКОНСТРУКТОР

Доклад посвящен великому авиаконструктору Роберту Бартини. В докладе рассматривается его краткая биография и основные достижения.

Роберт Людвигович Бартини - итальянский аристократ, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский».

Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической программы.

Помимо авиации и физики, Роберт занимался космогонией и философией [2].

В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме (сейчас город Риека в Хорватии) барона Лодовико Ороса ди Бартини решила взять на воспитание трехлетнего Ро-берто [1].

Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу, после чего был отправлен на Восточный фронт, в ходе Брусиловского прорыва попал в лагерь под Хабаровском, где впервые встретился с большевиками. В 1920 году Роберто вернулся на родину [2].

С 1921 года - член Итальянской коммунистической партии (ИКП) [2] Как бывшего офицера-фронтовика его ввели в группу, обеспечивающую охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. Группа Бартини также опекала советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным на Генуэзской конференции 1922 года [1].

После фашистского переворота в 1922 году ИКП направила его в Советский Союз.

В 1938 году Бартини был арестован. Ему предъявили обвинение в связях с Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини [2].

В этот период ученый мог ознакомиться с возможностями всех интересующих его конструкторских организаций.

Основная часть физических и философских исследований Бартини была проведена в конце 1930-х и в 1940-х годах.

На тему авиации известно более 100 публикаций Бартини.

Всего на счету Роберта Бартини было свыше 60 законченных проектов самолетов, все они были оригинальными [2].

Общетеоретические воззрения ученого, по его собственным оценкам, могут быть восприняты и осознаны через 200-300 лет. Об этом Роберт написал в своем завещании, предлагая законсервировать свой архив и начать работать с ним после 2197 года [2].

В 1946 году был освобожден.

С 1948 года работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С 1952 года Барти-ни - главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ имени С. А. Чаплыгина.

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

В 1956 году был реабилитирован.

Награжден орденом Ленина в 1976 году [2].

Умер в 1967 году.

Бартини всегда говорил, что он русский. Как же должен быть велик и прекрасен народ, способный притягивать в орбиту своей судьбы таких добровольных соработников, как Бартини.

Библиографические ссылки

1. Чутко И. Красные самолеты. М. : Изд. полит. литературы, 1978.

2. Маслов А. Н. Роберт Орос ди Бартини - советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии // Изд. журн. «Самообразование». 2009. 221 с.

© Исаков Н. С., 2014

УДК 629.78: 629.76

Е. А. Кадуцкая Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ОЧИСТКИ ОРБИТ ОТ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА

Представлены способы очистки орбит от космического мусора, существующие решения и предпринимаемые мировым сообществом меры по борьбе с комическим мусором

Способы очистки орбит от космического мусора (КМ) предлагаются мировым сообществом уже с 70-х годов XX века. И несмотря на то, что меры по уменьшению космического мусора предпринимаются постоянно, эффективного решения до сих пор не существует. Эффективность применения существующих и предлагаемых технических устройств связана с высотой орбит, на которых вращается КМ, и плотностью засорения орбит.

На низких орбитах (круговые до 400 км) космический мусор сгорает при входе в атмосферу, т. е. происходит постоянное самоочищение. Установлен тот факт, что в периоды повышенной солнечной активности наблюдается уменьшение КМ до 50 %. Но даже с учетом этого все равно на орбитах остается большое количество КМ, которые вращаясь с большой скоростью, могут повредить запускам космических аппаратов (КА).

На орбитах от 400 км до 800 км космический мусор вращается вокруг Земли дольше, поэтому и плотность засорения здесь выше. Но опять же за счет «просадки» орбит и столкновений фрагментов космического мусора со временем он попадает на низкие орбиты и сгорает в атмосфере Земли. Но это не значит, что не должно приниматься никаких мер, так как фрагменты КМ могут столкнуться с функционирующими космическими аппаратами (КА), что приведет к частичному повреждению или полной потере КА. Поэтому учеными различных стран предлагаются такие меры борьбы с КМ, как спутник-«дворник», электродинамическая сеть, лазерный луч и др.

Особенности проектируемого швейцарского спут-ника-«дворника» [1] в том, что он должен захватить нефункционирующий КА на высоте примерно 700 км и увести его к на низкую орбиту, а затем оба спутника сгорят. Сложность решения этой задачи - это стабилизация неработающего спутника, который вращается со скоростью 28000 км/час, и механизм захвата. Таким образом, «уборка» каждого нефункционирующе-

го КА с орбиты с помощью такого «дворника» по стоимости равна новому спутнику и затратам на вывод его на орбиту.

Электродинамическая сеть, предлагаемая японским агентством, должна замедлять скорость вращения мелких фрагментов КМ за счет создания электромагнитного поля и тогда КМ будет попадать на более низкие орбиты, и сгорать в атмосфере Земли. Такое решение по очистке орбит от мелких фрагментов КМ будет эффективным только для металлических осколков или КМ с существенным преобладанием металла, следовательно КМ неметаллического происхождения продолжит свое вращение на орбите.

Использование наземного лазерного луча для уменьшения скорости фрагментов КМ по стоимости менее затратно, но опять же это решение - только для низких орбит.

Высокая плотность распределения КМ наблюдается и на высоких орбитах, особенно на геостационарной (высотой до 36 тыс. км). Для уменьшения количества элементов КМ здесь применяется способ увода вышедших из строя КА на более высокие орбиты. Но такие меры становятся все менее эффективны, так как количество нефункционирующих КА увеличивается, вращаться на высоких орбитах они могут десятилетиями и, следовательно, плотность засорения орбит возрастает.

Для того чтобы не допустить появления новых фрагментов КМ существуют и международные договоры о запрете испытаний противоспутникового оружия («звездные войны»). Так 12 января 2007 года Китай провел эксперимент с уничтожением спутника на орбите так называемой кинетической боеголовкой, выведенной на орбиту баллистической ракетой [2]. В результате образовалось большое количество обломков, которые дополнили общую картину засорения орбит космическим мусором.

Международным сообществом планируются меры контроля, исключающие образование КМ: предот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.