Научная статья на тему 'Р. Л. Бартини и комплексные критерии оценки технического уровня самолетов'

Р. Л. Бартини и комплексные критерии оценки технического уровня самолетов Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
128
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. Л. Бартини и комплексные критерии оценки технического уровня самолетов»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

УДК 629.735.(33+35).001

Л. Г. Фортинов

Р.Л. БАРТИНИ И КОМПЛЕКСНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ САМОЛЕТОВ

Создание критериев оценки технического уровня сопровождает историю авиации на всем ее протяжении. Критерии рождались для акцентирования внимания как на отдельных качествах самолетов, так и на обобщающих их качествах.

Выдающийся отечественный авиаконструктор и ученый Р.Л. Бартини, рассматривая самолеты с точки зрения развития техники исключительно как средство транспортирования грузов и людей, в 1943.. .1953 г.г. разработал предложения по оценке «коэффициента полезного действия» самолетов. Он определялся по отно-,

высоты, к потенциальной энергии всего запаса топлива на борту. При этом максимальная виртуальная высота рассчитывалась как произведение относительного потенциального избытка тяги силовой установки на крейсерскую скорость и на . 1943 . «

сравнения виртуальной высоты полета», выполненная Р. Бартини в тюремном заключении, к сожалению, не сохранилась, но работа 1953г. «О транспортном коэффициенте полезного действия самолетов» хранится в мемориальном Музее им. Н. Е. Жуковского.

В дальнейшем Р. Бартини предложил еще два комплексных критерия -транспортный и оценки охвата поверхности Земли транспортными операциями.

В результате развития идей Р. Бартини специалистами ТАНТК им. Г.М. Бе-риева были созданы: критерий энергетического совершенства транспортных машин ВаР, критерий конструктивного совершенства (максимальный транспортный критерий) и, критерий оценки технического уровня любого самолета в сравнении с

уровнем, достигнутым авиацией, и (в гидроавиации М).

ВаР

всех затрат на создание, эксплуатацию и утилизацию транспортных средств и сис-

, . и,

и, М позволили не только устанавливать границу технического уровня, но и позволили рассчитывать взлетную массу ЛА по параметрам грузопотока и опреде-. ,

поверхности ЗемлиV транспортными операциями различных видов транспорта .

Критерий охвата поверхности Земли V делает наглядным с равнение возможностей различных видов транспорта по обеспечению потребностей человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.