Научная статья на тему 'Р. Г. Игнатьев о творчестве Салавата Юлаева'

Р. Г. Игнатьев о творчестве Салавата Юлаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
532
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛАВАТ ЮЛАЕВ / SALAVAT YULAEV / ГЕРОЙ / HERO / ПОЭТ / POET / ИМПРОВИЗАЦИЯ / IMPROVISATION / ОЧЕРК / ESSAY / Р.Г. ИГНАТЬЕВ / R.G. IGNATYEV / КРАЕВЕД / LOCAL HISTORIAN / РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN GEOGRAPHICAL SOCIETY / ОРЕНБУРГ / ORENBURG / ПЕРЕВОД / TRANSLATION / ТЮРКИ / TURKIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Идельбаев Мирас Хамзович

О национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве не только как о выдающемся полководце пугачевского движения, но и как талантливом поэте-импровизаторе свидетельствуют различные жанры башкирского фольклора: песни, предания и легенды, эпос «Юлай мен?н Салауат» («Юлай и Салават»). Однако стихотворные сочинения Салавата Юлаева не сохранились в оригинале. О его поэтическом даровании впервые в печати во второй половине ХIХ века известил видный ученый-краевед Р.Г. Игнатьев. В 1875 г. в журнале «Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества» он опубликовал статью «Песня о батыре Салавате», где охарактеризовал его как певца-импровизатора. Через 18 лет, как результат живого интереса краеведа к личности и поэтическому творчеству героя, в Казани появился его очерк «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор» с восемью стихотворениями. В настоящей статье доказывается, что их первым обнаружил Р.Г. Игнатьев в рукописных и изустных поэтических источниках, сохранившихся среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R.G. Ignatyev on the Creative Work of Salavat Yulaev

Various genres of Bashkir folklore, such as songs, legends and the epic Yulay and Salavat testify that the Bashkir national hero Salavat Yulaev was not only an outstanding commander of the Pugachev movement, but also a talented improviser poet. However the poetic compositions of Salavat Yulaev have not been preserved in the original. It was R.G. Ignatyev, a prominent local historian, who has informed about his poetic talent for the first time in the press in the second half of the XIX century. In 1875 in the journal Proceedings of the Orenburg Department of the Imperial Russian Geographical Society an article The Song about Salavat the Batyr was published by R.G. Ignatyev. The author characterized him as an improviser singer. 18 years later as a result of keen interest of the local historian in the personality and poetic creativity of the hero his essay Salavat Yulaev the Bashkir, Pugachev’s Brigadier, Singer and an Improviser with eight verses appeared in Kazan. In the present article it is proved that R. Ignatyev was the first one to find them in the hand-written and oral poetic sources preserved among the population.

Текст научной работы на тему «Р. Г. Игнатьев о творчестве Салавата Юлаева»

ЛИTЕРATУРОВЕДЕНИЕ. ФОЛЬКЛОР

A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 ¿a A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4 A4

М. Х. Идельбаев УДК 811.512.1

Р. Г. ИГНATЬЕВ О ТВОРЧЕСТВЕ CAЛAВATA ЮЛAЕВA

Аннотация

О национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве не только как о выдающемся полководце пугачевского движения, но и как талантливом поэте-импровизаторе свидетельствуют различные жанры башкирского фольклора: песни, предания и легенды, эпос «Юлай менэн Салауат» («Юлай и Салават»). Однако стихотворные сочинения Салавата Юлаева не сохранились в оригинале. О его поэтическом даровании впервые в печати во второй половине XIX века известил видный ученый-краевед Р.Г. Игнатьев. В 1875 г. в журнале «Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества» он опубликовал статью «Песня о батыре Салавате», где охарактеризовал его как певца-импровизатора. Через 18 лет, как результат живого интереса краеведа к личности и поэтическому творчеству героя, в Казани появился его очерк «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор» с восемью стихотворениями. В настоящей статье доказывается, что их первым обнаружил Р.Г. Игнатьев в рукописных и изустных поэтических источниках, сохранившихся среди населения.

Ключевые слова: Салават Юлаев, герой, поэт, импровизация, очерк, Р.Г. Игнатьев, краевед, Русское географическое общество, Оренбург, перевод, тюрки

Miras H. Idelbayev

R.G. IGNATYEV ON THE CREATIVE WORK OF SALAVAT YULAEV

Abstract

Various genres of Bashkir folklore, such as songs, legends and the epic Yulay and Salavat testify that the Bashkir national hero Salavat Yulaev was not only an outstanding commander of the Pugachev movement, but also a talented improviser poet. However the poetic compositions of Salavat Yulaev have not been preserved in the original. It was R.G. Ignatyev, a prominent local historian, who has informed about his poetic talent for the first time in the press in the second half of the XIX century. In 1875 in the journal Proceedings of the Orenburg Department of the Imperial Russian Geographical Society an article The Song about Salavat the Batyr was published by R.G. Ignatyev. The author characterized him as an improviser singer. 18 years later as a result of keen interest of the local historian in the personality and poetic creativity of the hero his essay Salavat Yulaev the Bashkir, Pugachev's Brigadier, Singer and an Improviser with eight verses appeared in Kazan. In the present article it is proved that R. Ignatyev was the first one to find them in the hand-written and oral poetic sources preserved among the population.

Key words: Salavat Yulaev, hero, poet, improvisation, essay, R.G. Ignatyev, local historian, Russian Geographical Society, Orenburg, translation, Turkic peoples

Идельбаев Мирас Хамзович, доктор филологических наук, профессор; профессор-консультант кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: mirasidel@mail.ru

Miras H. Idelbaev, Prof. Dr.Sc. (Philology); Consultant Professor of the Department of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Faculty of Bashkir Philology and Journalism, Bashkir State University (Ufa), e-mail: mirasidel@ mail.ru

© Идельбаев М.Х., 2018

В народной памяти имя Салавата Юлаева сохранилось не только как национального героя, выдающегося полководца, но и как талантливого поэта-импровизатора. Об этом свидетельствуют различные жанры башкирского фольклора: песни, предания и легенды, эпос «Юлай и Салават». В них образ Салавата предстает уже не только в качестве сэсэна, но и поэта.

Во второй половине XIX столетия Р.Г. Игнатьев временем появления первых песенных текстов о национальном герое башкирского народа называл 1775 год, связывая это с событиями казни Салавата и отправки его на каторгу [9, с. 31]. Вполне возможно, что поэтическая натура, популярность собственного творчества так быстро сделали его героем народных песен.

Видный историк, археолог, этнограф, фольклорист и музыкант Руф Гаврилович Игнатьев внес в XIX в. наибольший вклад в изучение жизни, полководческой деятельности и творчества Сала-вата Юлаева. Именно он впервые в печати назвал его поэтом-импровизатором. В 1875 г. в журнале «Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества» он опубликовал подборку статей под общим названием «Сказания, песни и сказки, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометян Оренбургского края». Наряду с другими исследованиями, здесь была представлена небольшая статья под названием «Песня о батыре Салавате». В ней, опираясь на народные песни, даны краткие сведения о герое, а также - произвольный пересказ содержания песен, посвященных Салавату. Там говорится: «Салават почувствовал в себе, ...что ему развязался язык, что он может говорить с народом и что народу придется его речь по душе. Речь его пришлась по душе: когда он пел песни, люди с охотою шли в бой, не чувствовали боли от ран, не боялись голода, холода, ни даже смерти от пули, сабли и штыка, и умирали с радостью; всякое терзание тела приносило, вместо боли и скорби, наслаждение» [5, с. 280]. В дальнейшем Р.Г. Игнатьев по-настоящему заинтересовался личностью и поэтическим творчеством Салавата Юлаева и усердно занимался поиском текстов его стихотворений из различных источников. В результате к началу 70-х годов появилась рукопись ныне широко известного научному кругу очерка «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор». Но по какой-то причине ученый не торопился с ее публикацией, а в 1886 г. ушел из жизни.

Она появилась в печати лишь спустя семь лет при содействии В.Н. Витевского, близкого друга Игнатьева [6]. Через год данный очерк был опубликован в виде отдельной книги [1]. Примечательно, что работы Р.Г. Игнатьева о Салавате Юлаеве стали вызывать к себе живой интерес еще до появления в свет. Профессор Казанского университета Н.А. Фирсов запросил из Оренбурга оттиски «Песни о батыре Салавате» еще при стадии печатания; Н.Ф. Катанов на заседании Общества археологии, истории и этнографии сообщил о необходимости снятия отдельных оттисков «Башкира Салавата Юлаева...» в количестве 50 экземпляров [11, с. 52; 12, с. 31]. Вполне возможно, исследователи, до сих пор знавшие Салавата в основном как ближайшего сподвижника Емельяна Пугачева, впервые услышали о нем как о творческой личности и всерьез заинтересовались его поэтическим дарованием.

О герое своего очерка как о поэте-импровизаторе Р.Г. Игнатьев упоминает с первого же абзаца: «О Юлаеве до настоящего времени помнят башкиры; о нем, о его силе, храбрости, героических подвигах ходит много рассказов, песен. Многие песни, говорят башкиры, сложены самим Сала-ватом Юлаевым, который был. певец и импровизатор. .Есть у башкир и свои давние песни, переходящие из поколения в поколение; таковы песни Салавата, о Салавате и прочие» [1, с. 13]. Очерк в целом посвящен полководческой деятельности поэта-героя, но в его вступительной части автор приводит семь стихотворений, сопровождая их словами: «Таким импровизатором и певцом был Салават; не песни, а выдающаяся историческая роль выдвинула его из рядов народа, сохранила за ним память как о герое, певце-импровизаторе, сделала самого героем песен. (Далее - с красной строки. - М.И.).

Представляем верный перевод с татарского (т.е. с тюркского. -М.И.) нескольких песен, приписываемых Салавату. Мы не решаемся передать их рифмованными стихами, чтобы не отступить от смысла подлинного, башкирского текста» [1, с. 14-15]. После этих слов в подстраничной сноске приводит следующее примечание: «Перевод сделан еще в 1868 г. покойным г. Давлетчиным» [1, с. 14]. И почти в концовке, в контексте повествования о последних днях Салавата на свободе, в качестве иллюстрации использует еще одно его четверостишие:

Поскакал бы я, да впереди болото,

Стрелял бы я, да стрел мало у меня.

Осмотрюсь кругом -

Мало у меня надежных людей [1, с. 31].

Как известно, поэтические сочинения Сала-вата Юлаева не сохранились в оригинале. Среди ученых XX столетия, занимающихся изучением жизни, деятельности и творчества Салава-та Юлаева, возник естественный вопрос: где же обнаружил Р.Г. Игнатьев его стихотворения?

Из документов Крестьянской войны 17731775 гг., относящихся к лагерю повстанцев, до наших дней дошла лишь небольшая часть, остальные еще в ходе движения уничтожались их авторами или правительственными органами. Царская Военная коллегия, боясь распространения пугачевских бумаг среди народа, 4 января 1774 г. приняла специальное решение об их ликвидации. Кроме того, в ходе боевых действий были утрачены архивы походных канцелярий видных военачальников Крестьянской войны, в т.ч. и Салавата Юлаева [4, с. 6].

Все же в архивах сохранилось около полторы десятка документов, подписанных Салаватом-военачальником. Все дошедшие до наших дней документы за подписями Салавата Юлаева мы в свое время включили в составленный нами его наиболее полный поэтический сборник [15]. Но в них трудно найти сведения о Салавате-поэте. «Архивные документы, являясь продуктом творчества провинциальных канцелярий, в которых подвизались полуграмотные чиновники, не оставили нам материала, характеризующего Салава-та как поэта, - писал в 1948 г. ученый-историк А Н. Усманов [14] .

К сожалению, исследователи первой половины XX столетия С. Мирасов, З. Шарки, А. Xа-рисов и др., занимавшиеся изучением творчества Салавата Юлаева, искали рукописи поэта только из архивных полок, оставляя вне внимания его сочинения, дошедшие до наших дней в народной памяти в изустной или письменной форме. Тот же А.Н. Усманов спустя десять с лишним лет твердил: «Салауат шигырзарыньщ да оригинал-дары тэYЗЭ архивта hакланFандыр тип фекер йеретергэ нигез юк тYгел, сенки Салауат ши-Fырзарын башлап 1773-1775 йылдар^ы Крэд-тиэндэр hуFышы документтары менэн туплаетан архивтарзы бик якшы белеYсе hэм ентеклэп ей-рэнеYсе Р. Игнатьев hэм Ф. Нефедовтар тап-кандар» [12] («Есть основание предполагать, что оригиналы стихотворений Салавата Юлаева сначала сохранились в архивах, потому что их впервые обнаружили отличные знатоки и неутоми-

мые исследователи архивных хранилищ документов Крестьянской войны 1773-1775 гг. Р. Игнатьев и Ф. Нефедов»). Позднее в другой статье он еще раз подчеркивает свое предположение: «XX быуаттыц икенсе яртыЛына тиклем Салауат шотырзарыныц кулъязма^1 архивта йэ башка берэй кеше кулында hакланFан hэм ул юк ти-гэндэ 4 кеше кулы (Игнатьев, Нефедов, уларзыц тэржемэселэре) аша Yткэн... Тимэк, ул шотырзар Fалимдар есен уцайлы урында hакланFан» [13] («Во второй половине XIX в. рукописи стихов Салавата хранились в архиве или же при каком-либо определенном лице, и они прошли по меньшей мере через 4 человека (Игнатьева, Нефедова и их переводчиков)... Значит, эти стихотворения хранились в доступных для внимания ученых местах»).

По разрешению оренбургского губернатора Р.Г. Игнатьев ознакомился с материалами пугачевского движения во всех архивах края. Свои статьи о Салавате Юлаеве он писал на основе документов архивов Тургайского областного и Уфимского губернского правлений. Среди этих главных официальных источников стихотворений Салавата не было. На первой странице очерка «Башкир Салават Юлаев...» автор замечает: «Предания и песни дополняют все то, чего не найдено в официальных актах» [1, с. 13]. Следственные материалы по пугачевскому движению, которые хранились тогда в архиве Уфимского губернского правления, в свое время попадали также в руки Н. Дубровина и П. Юдина, но эти авторы в своих трудах также не упоминают о каких-либо стихотворениях или песнях. В другой своей статье Игнатьев в отдельности называет каждую бумагу из дела о Салавате и Юлае, но и среди них указаны только официальные документы [8, с. 293]. По содержанию очерка «Башкир Салават Юлаев.» нетрудно заметить, какие факты здесь взяты автором из архивов и печатной литературы, а какие из них изложены на основе народных преданий. Р.Г. Игнатьев, как опытный исследователь, в обязательном порядке ссылается, из какого архива извлечено то или иное официальное сведение. Но в случаях, когда приводятся тексты преданий и песен, в т.ч. и стихотворений Салавата Юлаева, ссылки на какие-либо источники отсутствуют. Остается предположить, что среди исследователей XIX в. не существовал порядок паспортизации материалов, записанных среди населения. В авторской рукописи Игнатьева «Сказаний, сказок и песен.»

можно найти интересные фразы относительно творчества Салавата: «Песни самого Салавата, по словам башкир Верхнеуральского уезда (подчеркнуто нами. -М.И.), - писал краевед, - воспламеняли мужество его воинов... Песни Салавата, как импровизация, остались неизвестными» [7, с. 29]. Далее в той же рукописи есть строки: «Мы по крайней мере знаем и замечаем гласно (выделено Р. Игнатьевым. - М.И.) в печати, что у башкир Троицкого уезда Оренбургской губернии есть письменное сказание о Салавате и других батырах» [7, л. 38 об]. Рукопись статьи написана в 1865 г., т.е. в первые годы деятельности Игнатьева в Уфе. Позднее ученый, вдоль и поперек объездивший Оренбургский край и неутомимо изучавший историю, быт и духовную культуру башкирского народа, мог здесь обнаружить упомянутые рукописные наследия. Из его слов: «Представляем верный (подчеркнуто нами. - М.И.) перевод... чтобы не отступить от смысла подлинного, башкирского текста», ясно, что у него под рукой были тексты на языке тюрки, переведенные на русский г. Давлетчиным. По предположению А.Н. Усманова речь идет о начальнике 9-го башкирского кантона Абдул-ле Давлетшине (по нашему мнению, это маловероятно). Вряд ли кантонный начальник, о дурной славе которого говорилось в башкирских народных песнях, мог взяться за перевод стихов легендарного героя по своей инициативе. Если да, скорее всего, это он сделал по просьбе Р.Г. Игнатьева, который, видимо, обратился к нему как наиболее грамотному из своих знакомых. Действительно, среди различного рода рапортов кантонных начальников в Оренбургскую канцелярию подписанные А. Давлетшиным бумаги свидетельствуют о его достаточной грамотности и неплохом владении русским языком [3, л. 4, 13, 18, 33, 61, 67, 78, 116, 149, 168, 181, 191]. По словам близкого друга Игнатьева, жителя Уфы А.В. Черникова-Анучина, краевед и сам «знал и владел в совершенстве французским языком, но не мог... усвоить татарского (письменного тюркского. - М.И.) языка, хотя беспрестанно вращался в местах, населенных татарами, башкирами и киргизами» [2, л. 2 об.]. Отсюда можно сделать вывод, что краевед давал оценки о верности перевода, знал язык оригинала, однако не настолько, чтобы самому взяться за этот труд.

Таким образом, можно прийти к выводу, что Р.Г. Игнатьев обнаружил стихи Салавата из

устойчивого и надежного источника - рукописных и изустных поэтических источников, сохранившихся среди населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор. Эпизод из истории Пугачевщины Р.Г. Игнатьева. Посмертное издание с кратким очерком жизни автора, составленным В.Н. Витев-ским. Казань: Типолитография Императорского университета, 1894. 39 с.

2. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 94. Оп. 1. Д. 19.

3. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 6. Оп. 6. Д. 11971.

4. Документы ставки Е.И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений. 1773 -1774 гг. / под ред. Р.В. Овчинникова и др. М.: Наука, 1975. 524 с.

5. Игнатьев Р.Г. Песня о батыре Салавате // Башкирия в русской литературе. В 6 т. Т. 2 / сост. М.Г. Ра-химкулов. Уфа: Башк. кн. изд., 1992. 432 с.

6. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, 1893. Т. II, вып. 2. С. 147-166; вып. 3. С. 226-240; вып. 6. С. 528-534.

7. Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края (рукопись автора) // ГАОО. Ф. 163. Оп. 1. Д. 22.

8. Игнатьев Р.Г. Осада города Уфы (Эпизод из пугачевского бунта) // Справочная книжка Уфимской губернии на 1883 год, отдел V / под ред. Н.А. Гурви-ча. Уфа, 1883. 875 с.

9. Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии, издаваемые Оренбургским статистическим комитетом. Вып. 1, отдел. 2. Оренбург, 1877. 176 с.

10. Отдел рукописей Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете. Дело № 1198.

11. Отдел рукописей Центральной государственной библиотеки РФ. Фонд Н.А. Попова, дело 38.

12. Усманов Э.Н. Хальгк геройы // Совет Баш-кортостаны, 1962, 14 июнь (Усманов А.Н. Народный герой // Совет Башкортостаны, 1962, 14 июня).

13. Усманов Э.Н. Салауат Юлаев биографиякы туракында кайкы бер мэFЛYмэттэр // Совет Башкортостаны, 1968, 22 май (Усманов А.Н. Некоторые све-

дения о биографии Салавата Юлаева // Совет Баш-кортостаны, 1968, 22 мая).

14. Усманов А.Н. Поэт-воин // Красная Башкирия, 1948, 15 августа.

15. Юлаев Салауат. Шигырзар. Йырзар. Рэсми тагыззар / твзвYсеhе, текстарзы терки h9M рус теле-нэн башкортсага тэржемэ итеYсеhе, баш hY3 h9M ацлатмалар авторы М.Х. Изелбаев. 9фе: Китап, 1994. 152 б. (Юлаев Салават. Стихотворения. Песни. Документы / сост., пер. текстов с тюркского и русского языков, предисл. и примеч. М.Х. Идельбаева. Уфа: Китап, 1994. 152 с.).

REFERENCES

1. Bashkir Salavat Yulaev, pugachevskij brigadir, pevets i improvizator. Epizod iz istorii Pugachevshchiny R.G. Ignat'eva. Posmertnoe izdanie s kratkim ocherkom zhizni avtora, sostavlennym V.N. Vitevskim [The Bashkir Salavat Yulayev, Pugachev's Brigadier, Singer and Improviser. An Episode from the History of the Pugachev Rebellion by R.G. Ignatyev. Posthumous Edition with a Brief Sketch on the Author's Life Compiled by V.N. Vitevsky]. Kazan: The Typolithography of the Imperial University, 1894. 39 p. (in Russ.).

2. Gosudarstvennyj arkhiv Orenburgskoj oblasti. F. 94. Op. 1. D. 19 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 94. Bordereau 1. Individual File 19] (in Russ.).

3. Gosudarstvennyj arkhiv Orenburgskoj oblasti. F. 6. Op. 6. D. 11971 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 6. Bordereau 6. Individual File 11971] (in Russ.).

4. Dokumenty stavki E.I. Pugacheva, povstancheskikh vlastej i uchrezhdenij. 1773-1774 gg. [Documents of E.I. Pugachev's Headquarters, Rebel Authorities and Institutions. The Years of 1773-1774]. Ed. R.W. Ov-chinnikov, etc. Moscow: Nauka, 1975. 524 p. (in Russ.).

5. Ignatyev, R.G. Pesnya o batyre Salavate [A Song about Salavat the Batyr]. In: Bashkiria v russkoj literature. V 6 t. T. 2 [Bashkiria in Russian Literature. In 6 Vol. Vol. 2]. Compiled by M.G. Rakhimkulov. Ufa: Bashkir Publishing House, 1992. 432 p. (in Russ.).

6. Ignatyev, R.G. Bashkir Salavat Yulaev, pugachevskij brigadir, pevets i improvizator [The Bashkir Salavat Yulaev, Pugachev's Brigadier, Singer and an Improviser]. In: Izvestija obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Imperatorskom Kazanskom universitete [Bulletin of the Society of Archaeology, History and Ethnography

under the Imperial Kazan University], 1893. Vol. 2, Issue 2, pp. 147-166; Issue 3, pp. 226-240; Issue 6, pp. 528-534 (in Russ.).

7. Ignatyev, R.G. Skazaniya, skazki i pesni, sokhranivshiesya v rukopisyakh tatarskoj pis 'mennosti i v ustnykh pereskazakh u inorodtsev-magometan Orenburgskogo kraya (rukopis' avtora) [Legends, Fairy Tales and Songs Preserved in the Manuscripts of the Tatar (Turkic) Writing and Oral Expositions among Native Mohammedans from the Orenburg Oblast (a Manuscript of the Author)]. In: GAOO. F. 163. Op. 1. D. 22 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 163. Bordereau 1. Individual File 22] (in Russ.).

8. Ignatyev, R.G. Osada goroda Ufy (Epizod iz pugachevskogo bunta) [The Siege of Ufa (An Episode from the Pugachev Revolt)]. In: Spravochnaya knizhka Ufimskoj gubernii na 1883 god, otdel V [Reference Book of the Ufa Province for 1883, Section V]. Ed. N.A. Gurvich. Ufa, 1883. 875 p. (in Russ.).

9. Materialypo statistike, geografii, istorii i etnografii Orenburgskoj gubernii, izdavaemye Orenburgskim statisticheskim komitetom [Data on the Statistics, Geography, History and Ethnography of the Orenburg Province Published by the Orenburg Statistical Committee]. Issue 1, Section 2. Orenburg, 1877. 176 p. (in Russ.).

10. Otdel rukopisej Nauchnoj biblioteki im. N.I. Lobachevskogo pri Kazanskom (Privolzhskom) federal'nom universitete [Department of Manuscripts of the Scientific Library Named after N.I. Lobachevsky under the Kazan (Volga Region) Federal University.] Individual File No. 1198 (in Russ.).

11. Otdel rukopisej Tsentral'noj gosudarstvennoj biblioteki RF [Department of Manuscripts of the Central State Library of the Russian Federation]. The N.A. Popov Fund. Individual File 38. (In Russ.).

12. Usmanov, A.N. Khalyk gerojy [A Folk Hero]. Sovet Bashkortostany - Soviet Bashkortostan Newspaper, June 14, 1962 (in Bashkir).

13. Usmanov, A.N. Salawat Yulaev turahynda kajhy ber maglumattar [Some Information on the Biography of Salavat Yulaev]. Sovet Bashkortsotany - Soviet Bashkortostan Newspaper, May 22, 1968 (in Bashkir).

14. Usmanov, A.N. Poet-voin [The Warrior Poet]. Krasnaja Bashkiria Newspaper, August 15, 1948.

15. Yulaev Salawat. Shigyrthar. Yurthar. Rasmi kagyththar [Yulaev Salavat. Poems. Songs. Documents]. Compiler, Translation of Texts from Turkic and Russian into Bashkir, Foreword and Notes by M.H. Idelbaev. Ufa: Kitap, 1994. 152 p. (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.