Научная статья на тему 'Р. Фахреддин в татарской общественно-философской мысли начала XX в.'

Р. Фахреддин в татарской общественно-философской мысли начала XX в. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р.Фахреддин / Ш. Марджани / татарская общественно-философская мысль / татарский мыслитель / реформаторско-просветительское направление / мусульмане

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юзеев Айдар Нилович

Настоящая статья посвящена Ризаэддину Фахреддину – реформатору и просветителю татарского народа, муфтию, автору трактатов, биобиблиографического труда “Асар”. Автор статьи повествует о жизни Р. Фахреддина и его делах. Отмечается его преподавательская и духовная, научная и просветительская, а также реформаторская деятельность. Статья содержит фотографии: Р.Фахреддин с семьей (Уфа, 1900 г.), медресе “Хусаиния” (Оренбург, начало XX в.), Муфтий Р. Фахреддинов. (Мекка, июнь 1926 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. Фахреддин в татарской общественно-философской мысли начала XX в.»

Если в XIX в. татарская философская мысль развивалась в основном в трех направлениях: религиозное реформаторство, консерватизм (традиционализм) и просветительство, — то в начале XX в., наряду с религиозным реформаторством, которое перекрещивалось с просветительством, образуя реформаторс-ко-просветительское направление, и консерватизмом, появляются новые течения — либерализм и социализм, которые развиваются под влиянием русской (западноевропейской) общественно-философской мысли. Джади-дизм как культурно-идеологическое движение, сутью которого была реформа образования в медресе, идея обучения по звуковому методу, являлся лишь частью названных течений.

Татарская общественно-философская мысль начала XX в. имела свою особенность. Она развивалась как политическая мысль под воздействием российской революции 1905-07 гг., которая сыграла важную роль в повышении самосознания татарского народа. Тогда были поколеблены основы традиционного мировоззрения: светское мировоззрение начало занимать все больше места в общественной жизни татар по сравнению с религиозным. В это время появился значительный слой татарских мыслителей, светски образованных личностей, предпринимателей, осознававших себя представителями татарской нации, стремившихся поднять культуру татарского народа на европейский уровень. Они начали формировать собственную идеологию. Многие татары выезжали для получения образования на Ближний и Средний Восток, в известные европейские, американские, японские учебные заведения.

Татары, обладая значительным духовным потенциалом, находились в авангарде политической жизни мусульман России. Они активно участвовали в выборах в Государственную думу, в деятельности различных общественных организаций, политических партий, проведении первых мусульманских съездов России, создавали собственные органы печати. Так, уже в 1905-1907 гг. на татарском языке ле-

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

гально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов)1.

Важная особенность философской мысли татар начала XX столетия — реформаторско-просветительское направление, продолжающее традиции предшествующей философии А. Кур-сави, Х. Фаизханова, Ш. Марджани и К. Насыри. Религиозно-реформаторские компоненты оказались гармонично сочетаемыми с просветительскими началами, образуя реформаторско-просветительское направление татарской общественно-философской мысли. Это течение стремилось, оставаясь на принципах ислама, заимствовать все лучшее из западноевропейской культуры, а также русской, через которую и шло главным образом проникновение новых знаний и современных достижений науки. В дальнейшем это движение привело к европеизации жизни татарского общества вообще при сохранении основных мусульманских ценностей. Одним из наиболее выдающихся представителей этого движения был Р. Фахреддин.

Уже в творчестве Ш. Мар-джани реформаторские

компоненты накладывались на просветительские, определяя суть его мировоззрения. Р. Фахреддин продолжил реформаторско-просветительскую деятельность Ш. Марджани на ниве просветительства и адаптации религии к современной действительности в новых социально-экономических условиях начала XX в.

Мировоззрение Р. Фах-реддина характеризуется органическим сочетанием религиозно-реформаторских и просветительских начал, которые образуют некое неразделимое целое. Это позволяет оценивать мыслителя как реформатора-просветителя.

Ризаэддин Фахреддин родился 17 января 1859 г. в д. Кичу Чаты Бугульминско-го уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район

Республики Татарстан) в семье муллы. Начальное образование получил в медресе своего отца Фахреддина. С раннего возраста Ризаэддин выделялся среди своих сверстников стремлением к знанию и потому в 1869 г. отец отдал его в медресе соседней деревни Нижние Чершалы, где он учился в течение десяти лет, много занимаясь самостоятельно, переписывая теологические книги и собирая собственную рукописную библиотеку. В последние годы учебы он был хальфой — преподавателем медресе, занимавшимся с шакирдами старших классов. В медресе Р. Фахреддин освоил арабский, персидский, турецкий языки, впервые познакомился с наследием Ш. Мард-жани, с газетой «Тэрж;еман» (Переводчик). Особенно сильное впечатление реформаторскими идеями и трактовкой понятия «иджтихад» (вынесение решения по общественно-правовым

Р. Фахреддин с семьей. Уфа, 1900 г. Ризаэтдин Фэхретдин: Фэнни-биографик ^ыентык = Ризаэтдин Фахретдинов: Научно-биографический сборник. - Казан, 1999. - Кушымта.

Р. ФАХРЕДДИН В ТАТАРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОИ

МЫСЛИ НАЧАЛА XX В.

151

вопросам) произвела на него книга Ш. Марджани «Китаб назурат аль хакк фи фардият аль-аша ва ин лям ягиб аш-шафак» (Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек).

В 1886 г. Р. Фахреддин отправился в Казань. Единственная его цель — встретиться с Ш. Марджани, посетить его урок и по возможности пообщаться с последним. Однако Р. Фахреддину удалось лишь обменяться незначительными фразами с Марджани. Он отложил встречу до следующего приезда в Казань. Но желанию Р. Фахреддина не суждено было сбыться — в 1889 г. Ш. Марджани умер.

В 1888 г. Р. Фахреддин побывал в Санкт-Петербурге, где познакомился с известным религиозным реформатором Джамаладдином Афгани. Встреча с ним произвела на Р. Фахреддина неизгладимое впечатление, хотя не все политические взгляды Афгани он принял.

После окончания учебы в 1889 г. Р. Фахреддин работал имамом-хати-бом мечети, преподавателем медресе д. Ильбяково Бугульминского уезда. Вскоре, благодаря новым методам преподавания, вниманию к светским наукам, он приобрел популярность в округе. Одновременно с преподавательской он занимался и научной деятельностью. Первые свои трактаты «Китаб ат-тасриф» и «Китаб ал-итибар», опубликованные в Казани в 1887-1888 гг., он посвятил вопросам преподавания арабского языка и мусульманского права.

Как просветителя, Р. Фахреддина волновали многие проблемы. Это пропаганда научных знаний, изучение истории, философского наследия татарского народа, развитие его культуры, реформа мусульманского образования.

В 1891 г. Р. Фахреддина назначили кадием Духовного собрания мусульман. В Уфе начался новый этап его жизни — совмещение организационной работы с научной.

В это время Р. Фахреддина больше всего привлекает историко-биографи-ческий жанр. Как ученый, он не мог не воспользоваться представившейся воз-

можностью пользоваться материалами архива Духовного собрания мусульман. В богатом рукописном архиве Р. Фахреддин собирает материал для биобиблиографического труда «Асар» (Памятники), где в хронологической последовательности приводит биографии татар-мусульман, живших в XXIX вв. Первые два тома, состоявшие из пятнадцати частей, он публикует в начале XX в.

В 1905 г. Р. Фахреддин издал также книгу об известном арабо-мусульман-ском философе XII в. Ибн Рушде в серии «Знаменитые мужи»2. Он первым среди российских, европейских востоковедов отметил выдающийся вклад Ибн Рушда не только в арабо-мусуль-манскую философию, но и в европейскую философскую мысль.

Р. Фахреддин, как просветитель, большое внимание уделял женскому вопросу. Он был сторонником эмансипации женщин, их равноправия с мужчинами. Выдающимся женщинам мусульманского мира он посвятил сочинение «МэшЬур хатыннар» (Знаменитые женщины)3 и художественные повести «Салима»4 и «Асьма»5.

В своем творчестве значительное место Р. Фахреддин уделял проблемам воспитания личности, морали и эстетическим вопросам. Труды ученого в этой области выдержали многократные издания. Среди них: «Тэрбияле бала» (Воспитанный ребенок), «Тэрбияле ана» (Воспитанная мать), «Тэр-бияле ата» (Воспитанный отец), «Тэр-бияле хатын» (Воспитанная жена), «Нэсыйхэт» (Наставления) и многие др.

Еще одно свидетельство рефор-маторско-просветительских взглядов татарского мыслителя — его журналистская и педагогическая работа. В 1906 г. после неоднократных приглашений золотопромышленников братьев Рамиевых Р. Фахреддин оставляет должность кадия и переезжает в Оренбург. Здесь первые два года он работал заместителем редактора газеты «Вакыт» (Время), одновременно преподавал в медресе «Хусаиния». С 1908 г. в течение десяти лет являлся редактором общественно-публицистического журнала «Шура» (Совет), сде-

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Оренбургъ.

Мусульманская школа - Медрессе Хусаиновыхъ.

Медресе «Хусаиния». Оренбург, начало ХХ в. Из личного архива Р. Хайрутдинова.

лавшего его имя известным далеко за пределами России.

В этот период татарский мыслитель, продолжая традиции Ш. Марджа-ни, стал одним из ведущих идеологов татарского религиозного реформаторства. Именно тогда были опубликованы наиболее значимые его труды по теологии — «Щэвамигуль-кэлим шэрхе» (Комментарии к Сборникам изречений [пророка])6 и «Дини ва ид-жтимаи мэсьэлэлэр» (Религиозные и общественные проблемы)7, в которых он излагает свои религиозно-реформаторские взгляды.

Взгляды Р. Фахреддина о правовых школах в исламе свидетельствуют о его приверженности ханафитскому мазхабу — одной из мусульманских правовых школ, исторически сложившейся в Поволжье и Приуралье. Он не был нетерпимым к взглядам других теологов подобно традиционалистам и писал: «Фанатизм и нетерпение в религии заключаются в признании правильности только своего мазхаба, а другие мазхабы не признавать, за принадлежность к другому мазхабу ругать людей и оскорблять тех, кто думает иначе, то есть не как он»8.

Февральскую и Октябрьскую рево-

люции 1917 г. Р. Фахреддин встретил в Оренбурге. В 1918 г., когда в город пришли большевики, он остался без средств к существованию, поскольку все газеты и типографии были закрыты, и был вынужден снова уехать в Уфу, куда его пригласили на должность кадия Духовного собрания мусульман. В 1921 г. после смерти муфтия Г. Ба-руди Р. Фахреддин стал исполнять его обязанности. В июне 1922 г. на Всероссийском съезде мусульманского духовенства в Уфе он был избран муфтием Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.

В условиях атеизации населения, осуществлявшейся советским государством, Р. Фахреддин много сделал для сохранения мечетей, кадров духовенства и системы начального религиозного образования в России. Он сумел наладить диалог с властями, которые в 1920-х гг. были вынуждены считаться с его мнением, мнением известного религиозного деятеля и интеллектуала-востоковеда. Р. Фахреддин был знаком со светилами востоковедения — академиками А. Самойловичем, И. Крачковским и В. Бартольдом. Неслучайно в 1925 г. он получил пригла-

Р. ФАХРЕДДИН В ТАТАРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОИ

МЫСЛИ НАЧАЛА XX В.

Муфтий Р. Фахреддинов. Мекка, июнь 1926 г. Ризаэтдин Фэхретдин: Фэнни-биографик ж;ыешык = Ризаэтдин Фахретдинов: Научно-биографический сборник. -Казан, 1999. - Кушымта.

шение участвовать в качестве гостя в юбилейных торжествах, посвященных 200-летию Академии наук СССР, а в 1926 г. возглавил делегацию советских мусульман на I Всемирном мусульманском конгрессе в Саудовской Аравии, где был избран его вице-президентом. В 1926 г. на Всероссийском съезде мусульманского духовенства Р. Фахреддина переизбрали на должность муфтия. Эти обязанности он исполнял до конца жизни. Р. Фахреддин умер в Уфе в 1936 г.

Свой богатейший архив он завещал Ленинградскому филиалу Института востоковедения РАН и Центральному духовному управлению мусульман в Уфе. В советский период жизни мыслителя не была опубликована ни одна его работа.

Реформаторско-просветительская деятельность Р. Фахреддина свидетельствует о его самоотверженном труде на благо татарского народа, стремлении приобщить его к современным достижениям и общечеловеческим ценностям не только российской, европейской культур, но и мировой цивилизации в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать (1905-1907). - М., 1988. - С. 10.

2. Фэхретдин Р. Ибне Решд. «МэшИур ирлэр» мэж;мугасеннэн 2 ж;езъэ. - Казан, 1905. - 51 б.

3. Аныкы ук. МэшИур хатыннар: Ислам эсэрлэрендэ вэ эЬле Исламга купме хезмэт кустэрэн хатын-нарнын, тэрж;емэи хэллэре бэян иделэн бер китаптыр. - Оренбург, 1903. - 448 б.

4. Аныкы ук. Сэлимэ, яки Гыйффэт. - Казан, 1899. - 80 б.

5. Аныкы ук. Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза. - Оренбург, 1903. - 130 б.

6. Аныкы ук. ^авамигуль-кэлим шэрхе. - Оренбург, [1908]. - 552 б.

7. Аныкы ук. Дини вэ иж;тимагый мэсьэлэлэр. - Оренбург, 1914. - 208 б.

8. Аныкы ук. ^авамигуль-кэлим шэхре. - Казан, 2002. - Б. 62.

Айдар Юзеев,

доктор философских наук

■ ^ В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.