ТЕОЛОГИЯ
Вестник Омского университета, 2004. № 3. С. 116-119.
V 7ТТ<" 1 94- 9Я9
© Омский государственный университет ^ i^o, zoz
Р.Ф. ЛАМЕННЕ И Ж. ДЕ МЕСТР: СТАРЫЙ СПОР О БОГЕ И СВОБОДЕ
С.Ю. Ладыкин|, Н.Н. Мисюров$
] Омский государственный университет кафедра истории и теории мировых культур 644077, Омск, пр. Мира, 55а, | Омский государственный университет кафедра русской литературы XX века и журналистики (¡44077, Омск, пр. Мира, 55а
Получена 30 апреля 2004 г-
R.F. Lamenne, the founder of liberal Catholicism, - the insufficiently studied thinker and the public figure; his ideas about an opportunity of prevention of social revolutions and improvements of a social order by the sermon of Christian love and moral self-improvement rendered the big influence on development of Christian socialism and much modernizations of modern Catholicism promoted.
Что объединяет Августина и Фому Аквинско-го, Жана Кальвина и Мартина Лютера, Канта, Гегеля и Маркса? Поиски ответа на принципиальнейший вопрос бытия - о свободе совести (и вообще свободе человека).
Западное богословие всегда ориентировалось на «практическое» его решение: как соотнести человеческую свободу выбора и Божественную волю? Спор Августина и Пелагия из области богословия, актуализировавшийся в средневековых ересях и схоластике, а затем в идеях великих реформаторов, перешел в область политики, определяя судьбы западного общества.
Французская революция с ее лозунгом «Свобода, равенство и братство» решила, казалось бы, старый спор под стук гильотины. На протяжении веков социальный порядок, государственное устройство, отношения между людьми, право власти одних над другими определялись Церковью. Смелые идеи Локка, Гоббса, Гуссо воплощались в жизнь. Иерархическая структура власти, санкционированная чуть ли не самим Богом, сломлена.
Однако «освобождение» от Бога не сделало человечество лучше, монстры тоталитарных режимов оказались страшнее теократической химеры; <?человек свободный>> оказался не созидателем, а разрушителем. Множащиеся проблемы современного общества свидетельствуют, что вечный спор экзистенциален. Но попытки его решения важны и поучительны.
Габот, посвященных непосредственно Гобе-ру Фелисите Ламенне, основателю либерального католицизма, сформировавшегося параллельно светскому либерализму социалистического толка, немного; переведенных и опубликованных в Госсии - единицы. В трудах, освещающих социальную концепцию католической Церкви в историческом развитии, это учение представлено в качестве примера оппозиционной догматическому католицизму религиозно-философской деятельности социальной направленности. В либеральном католицизме корни христианского социализма, истоки учений Бердяева, Булгакова и др. Либеральный католицизм интересен как практическая попытка гармоничного соединения социально-философской доктрины и христианского вероучения.
Либеральный католицизм серьезно повлиял на существенное изменение социальной концепции Гимско-католической церкви. Взаимоотношения Церкви и современного общества сложны. Недавно новую социальную концепцию обнародовала Гусская православная церковь. Однако до разрешения многих проблем еще далеко. Пришло время вернуться к давнему спору о свободе выбора: Бог - это добро, что же такое человеческая свобода?
Французская революция освободила европейцев от «оков религиозной морали». Католическая церковь связывала надежды на возрождение утраченных ценностей с реставрацией мо-
нархии и возращением прерогатив своей власти; обстановка же во Франции и во всей Европе не обнадеживала. Равнодушие к христианству было большим злом, нежели атеизм. Сочинения признанных авторитетов религиозной мысли -Л. де Бональда и Ж. де Местра - не нашли должного отклика.
«Опыт о безразличном отношении к религии» Р.Ф. Ламенне вызвал неподдельный интерес читателей, оценивших искренность молодого священника, примером жизни подтверждавшего свои идеи; труд многократно переиздавался. В первом томе «Опыта...» автор развернуто критикует протестантизм, Просвещение и греческую философию: деист отрицает Откровение, протестант - земные символы божественной власти, усомнившись в высшем разуме, допускает возможность обсуждения его человеком; торжество веры достигается личностным путем познания. Греческих философов и просветителей он обвинял в претензиях на истину.
Свои взгляды на религию Ламенне излагает в письмах к Ж. де Местру. Вера - это общечеловеческое чувство, главенствующее над всеми другими. Христианство, как и ветхозаветная вера, -воплощение изначальной религии. «В христианстве нет ни одной истины, которую нельзя было бы найти у всех народов. Но лишь христианство точно представляет первые истины, данные Богом в Откровении первому человеку». Вневременной характер веры определяет общественную роль религии (основывающейся на понятии долга) и природу власти. Извечный принцип правопорядка и верховной власти - Бог, вся законная власть свыше.
Успеху трудов способствовала политическая обстановка в Европе 1820-х гг. Однако идея общества, основанного на истинной вере, была вытеснена национальной идеей. Многие народы (бельгийцы, поляки, ирландцы) добивались национальной свободы, выступая под религиозными лозунгами. Идеями Ламенне заинтересовалась римская курия, но по большинству насущных проблем Римско-католическая церковь отмалчивалась. Из религиозного философа он превратился в политика, обличая Бурбонов, пытавшихся с помощью Церкви укрепить монархию: Бог не подвластен королям или парламентам. Он собирает вокруг себя сторонников, организуя миссионерские центры; задача - просвещение нации в независимых от государства учебных заведениях, цель - объединение католического мира.
В 1830-е гг. Р.Ф. Ламенне основал журнал «L'Avenir», девизом которого стали слова «Бог и свобода». Особые надежды возлагает на Германию, именно в «германском возрождении» увидев то всенародное движение, которое он хотел
бы начать во Франции (отношение к протестантизму изменилось).
Немало способствовало этому всеобщее увлечение романтизмом (Монталамбер, ближайший его ученик, считал гений Новалиса истинно католическим). Ламенне ищет активных контактов с немецкими мыслителями. Встреча в Мюнхене закончилась разочарованием. С Баадером они сошлись лишь в трактовке социальных вопросов. Шеллинга Ламенне «вынудил» признать основные положения своего учения: существуют «изначальные факты», независимые от философских спекуляций, это - события, описанные в Священном Писании; вероучение независимо от человеческих умозрений.
Р.Ф. Ламенне все больше занимается не философией, а конкретными социальными проблемами. В политике он выступает за всеобщее избирательное право, выборность местной власти, децентрализацию. Идея обновления Церкви и активная социальная позиция привлекают к нему многих известных современников: Листа, Мицкевича, Гюго. В начале 1830-х гг. в Париже появляется несколько журналов, способствовавших оформлению либерального католицизма в политическое течение. Л. де Карне писал: «Свобода не есть забвение всех обязанностей. Именно поэтому христианский либерализм есть единственно верный». Р. Ремон выделяет четыре основные черты либерального католицизма: примирение, философия деятельности, концепция знания, отказ от рационалистического обоснования веры.
Активная социальная позиция, попытки примирить науку и теологию, философию и теософию, стремление обновить социальный имидж Церкви вызвали жесткую реакцию Ватикана. Журналы либерально-католической ориентации были закрыты. Однако новое политическое течение победило в Бельгии, конституция которой отразила многие идеи Ламенне (конституционное ограничение монархии, отделение Церкви от государства, свобода выбора форм образования, суверенитет народа).
Ламенне попытался разъяснить свои идеи Папе и его окружению, но добился осуждения их в специальной энциклике Григория XVI «Mirari vos», что привело к окончательному разрыву с Римско-католической церковью. В 1834 г. выходит один из самых известных трудов Ламенне «Слово верующего» [6]. Суть его - аллегорическая картина противостояния Сатаны и народа; главное орудие Князя мира сего - покорение с помощью силы. Короли - сообщники Сатаны. Неотъемлемое право каждого человека - свобода, она является целью борьбы с тиранами. Основа ее - любовь к Богу. Эта работа - начало его отхода от Церкви, папа осудил ее в энцикли-
118
С.Ю. Ладыкин, H.H. Мисюров
ке «Singulari nos», призвав сторонников Ламенне вернуться в лоно Церкви. Точку зрения раскаявшихся выразил Э. де Казапес: «Папа ведет Церковь по той дороге, которая угодна Богу. И даже если разуму она кажется опасной, вера не должна колебаться, а слепо доверять Тому, Кому повинуются ветра и моря». Ламенне остался в одиночестве, духовные искания уводили его все дальше от христианства.
Идеи либерального католицизма, которые предал забвению сам их автор, нашли отклик в среде французского и немецкого духовенства. На них опирались политические деятели и духовенство Бельгии. Идеи либерального католицизма проникают в Италию. Католическая мысль середины XIX в. в целом испытала серьезное влияние идей Ламенне.
Бога и свободу Ламенне не смог примирить. Возможно ли это вообще в рамках либерального католицизма? В чем его сходство и различие со светским либерализмом?
Либерализм, согласно Арбластеру, не столько система ценностей, сколько метафизика бытия. Либерализм и социализм имеют сходство, поскольку исходят из общих представлений о единстве мира и законах его развития. Либерализм провозглашает приоритет частной собственности, рассматривая общество как совокупность конкурирующих индивидов, групп, классов; наилучший способ государственного устройства -разделение и баланс властей. Социализм - за обобществленную собственность, устранение конкуренции в обществе, за экономическое, социальное и политическое единство.
Эволюцию либерального католицизма во многом проясняют теодицея и политическая теория Ж. де Местра. Рационализм, атеизм и индивидуализм породили анархию, расплата - якобинский террор, воплощение мирового зла. Общественное здание держится лишь на том, что люди признают правителями тех, кто выше по рождению, и повинуются им. Не бывает общества и государства без верховной власти. Верховная власть -непогрешима, потому что от Бога. Папа - доверенное лицо Бога на земле, всякая законная власть исходит от него. «Он был одарен щедрой и благородной душой, а все его книги словно бы написаны на эшафоте», - с грустью замечал Ламенне, Ж. де Местр «видел в истории лишь две составляющие: с одной стороны, преступление, с другой - наказание». Он слишком хорошо постиг свой век и деятельно противостоял его либеральным наклонностям.
Взгляды де Местра были идеологическим выражением морального реванша вселенской Церкви. Возврат к традиции означал для него радикальное отрицание самого духа и результатов
буржуазной революции. Неприемля идеи просветительства, он хотел вновь поставить в центр духовной жизни Церковь. Свои основные тезисы де Местр изложил в сочинении «О папе» (1819). Он исходил из того, что окончательное решение социальных проблем возможно лишь в обществе, обновленном на основе христианских принципов общежития, а поскольку гарантом их соблюдения является Церковь, то папство и Церковь стоят над государством.
В то время как де Местр и де Бональд верили в возрождение старых режимов, Ламенне понимал, что реставрированная монархия Бурбонов лишь во внешних атрибутах является католической, Церковь - средство в руках реакции. Поэтому он отверг галликанизм и однозначно выступил в поддержку папы.
В Риме с подозрением следили за возрождением галликанизма; в силу этого закосневшая Церковь не отказалась от сиюминутной выгоды союза с Р.Ф. Ламенне, в то время папа еще не считал опасным его сближение с умеренным либерализмом.
Либеральные католики хотели примирить буржуазное общество и конституционное либеральное государство с католицизмом. Требуя буржуазных прав и свободы, они призывали к отказу от церковных привилегий и отделению Церкви от государства, только таким образом они могли бы действовать как равноправные партнеры. Чтобы сохраниться в будущем, Церковь должна выступить за свободу нациии и личности. Независимая от государства, обновленная Церковь вновь могла бы стать истинной Церковью страждущих масс. Основываясь на христианском толковании идеи общественного служения, Ламенне был убежден, что в католицизме кроются силы, способные изменить несправедливый общественный порядок. «Христос не возвещал догм; Он основал общество не на собрании богословских и философских учений, определенных и установленных раз и навсегда, но на неизменном начале права и обязанностей... Он возвратится по слову Своему, но вы должны приготовить Его пришествие. Как Он вас спасет, если сначала Его Дух не будет жить в вас? Как Он освободит вас от тирании злых, если вы сами остаетесь рабами зла? Как царство зла сменится Божиим Царством, если вы сначала не будете искать этого царства внутри вас, если справедливость не победит желаний и животных склонностей, если братская любовь, неотделимая от любви к Богу, не заменит любви эгоистической, исключительной, из которой проистекают все несчастья и преступления?».
Идеи Ламенне о возможности предотвращения социальных революций и улучшения общественного строя путём проповеди христианской
любви и нравственного самоусовершенствования оказали большое влияние на развитие христианского социализма и немало способствовали модернизации католицизма. В 1950-1960-х гг. его идеи стали вновь весьма популярными среди левых католиков.
Христианские и либеральные ценности стремились соединить выдающиеся представители русского религиозно-философского ренессанса XIX-XX вв. (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Н.О. Лосский, А.В. Карташев).
[1] Lamennais F-R. Oeuvres complétés. Paris, 1844. Vol. 1-10.
[2] Cholvy G., Hilaire Y-M. Histoire religieuse de la France contemporaine. Paris, 1985.
[3] Guillou Le L. L'evolution de la pensee religieuse de F. de Lamennais. Paris, 1966.
[4] Lebrun J. Lamennais ou l'inquietude de la liberte. Paris, 1981.
[5] Котляревский С.А. Ламенне и новейший католицизм. М., 1904.
[6] Ламенне Ф. Слово верующего. СПб., 1906.
[7] Местр Ж.М. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.
[8] Михаил (Семенов), арх. Пророк христианской свободы и свободного христианства. СПб., 1906.
[9] Ревякин А.В. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX века. М., 1999.
[10] Сперанский В.Н. Ламенне как политический мыслитель. Пг., 1922.