Научная статья на тему 'Р а звит ие гр адост роит е льной ку ль тур ы в о лго- камь я х - сер еди ны ХVI веко в : итоги исследования'

Р а звит ие гр адост роит е льной ку ль тур ы в о лго- камь я х - сер еди ны ХVI веко в : итоги исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ПЛАНИРОВКА / СТРУКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / STRUCTURE / TYPE / URBAN CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надырова Х. Г.

В статье подведены предварительные итоги исследования развития градостроительной культуры Волго-Камья в Х середине ХVI вв. в рамках Волжско-Камской Булгарии, Булгарского улуса Золотой Орды и Казанского ханства. Установлено, что в рассматриваемый период с появлением нового государства в регионе изменялась система расселения и градостроительная культура. В данный период в Волго-Камье у каждого из этих государств была своя столица с характерной архитектурно-пространственной структурой концентрической, линейно протяженной или секторной. Общей традиционной чертой средневековых столиц Волго-Камья была единая восточно-мусульманская типология культовых, мемориальных и общественных зданий, срубно-деревянная и кирпично-каменная техника возведения жилых и общественных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF URBAN PLANNING CULTURE OF THE VOLGO-KAMYA IN X - MIDDLE

In the article the preliminary research results of development of urban culture of the V olga-Kamya in Xmiddle XVI centuries in the V olga-Kama Bulgaria, Bulgarian Ulus of the Golden Horde and the Kazan Khanate are presented. In that period of new state appearance in the region the system of settlement and urban culture were changed. During that period, in the VolgaKamya each of these states had their own capital with a special spatial structure: concentric, linearly extended or sectorial. The common traditional feature of medieval capitals of the V olga-Kamya was a common east-Muslim typology of cult, memorial and public buildings, and a log-wood and brick-stone technique of residential and public buildings development.

Текст научной работы на тему «Р а звит ие гр адост роит е льной ку ль тур ы в о лго- камь я х - сер еди ны ХVI веко в : итоги исследования»

УДК 72.03 (470.40)

Х.Г. Надырова - кандидат архитектуры, доцент, заведующая кафедрой архитектурной композиции

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КазГАСУ)

РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЛГО-КАМЬЯ Х - СЕРЕДИНЫ ХУ1 ВЕКОВ:

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ

В статье подведены предварительные итоги исследования развития градостроительной культуры Волго-Камья в Х - середине ХУ1 вв. в рамках Волжско-Камской Булгарии, Булгарского улуса Золотой Орды и Казанского ханства. Установлено, что в рассматриваемый период с появлением нового государства в регионе изменялась система расселения и градостроительная культура. В данный период в Волго-Камье у каждого из этих государств была своя столица с характерной архитектурно-пространственной структурой - концентрической, линейно протяженной или секторной. Общей традиционной чертой средневековых столиц Волго-Камья была единая восточно-мусульманская типология культовых, мемориальных и общественных зданий, срубно-деревянная и кирпично-каменная техника возведения жилых и общественных зданий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Типология, планировка, структура, градостроительная культура.

K.G. Nadirova - candidate of architecture, associate professor, head of Architectural Composition department

Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE)

DEVELOPMENT OF URBAN PLANNING CULTURE OF THE VOLGO-KAMYA IN X - MIDDLE ХУ1 CTNTURIES: INVESTIGATION RESULTS

ABSTRACT

In the article the preliminary research results of development of urban culture of the Volga-Kamya in X- middle XVI centuries in the Volga-Kama Bulgaria, Bulgarian Ulus of the Golden Horde and the Kazan Khanate are presented. In that period of new state appearance in the region the system of settlement and urban culture were changed. During that period, in the Volga- Kamya each of these states had their own capital with a special spatial structure: concentric, linearly extended or sectorial. The common traditional feature of medieval capitals of the Volga-Kamya was a common east-Muslim typology of cult, memorial and public buildings, and a log-wood and brick-stone technique of residential and public buildings development.

KEYWORDS: Structure, type, urban culture.

Цель настоящего исследования - выявление общих закономерностей и особенностей градостроительной культуры Волго-Камья, её роли и места в общем урбанистическом процессе развития Восточной Европы и некоторых регионов Евразии в средневековый период. В связи с этим ставились следующие задачи:

- изучить процесс формирования и особенности развития системы расселения в рамках средневековых государств региона, проблемы формирования и развития городов Волго-Камья в средневековый период;

- определить закономерности архитектурнопространственной организации и сложения образа средневековых столичных городов региона;

- выявить общие традиционные черты средневековой градостроительной культуры Волго-Камья;

- сравнить развитие градостроительной культуры региона с общим процессом развития градостроительства в Восточной Европе и других регионах Евразии (стран мусульманского Востока и христианского Запада) за 6,5 веков;

- исследовать проблему взаимодействия оседлой и кочевой культур и влияния ее на развитие урбанизма в регионе и в целом в Восточной Европе.

С начала Х до середины ХУІ вв. территория Волго-Камья своей большей частью последовательно входила в состав Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды (Булгарским улусом) и Казанского ханства. В Волго-Камье не было традиций античного и древнего градостроительства и ранее не существовало городов. В Восточной Европе на территории Волго-Камья и в её северо-западной части, где складывалось Древнерусское государство, на рубеже ІХ-Х вв. начали

формироваться градостроительные культуры. Процесс формирования городов в Восточной Европе в средние века происходил на фоне перехода кочевников к оседлости и разрушения городов Хазарии в низовьях Волги.

Волжско-Камская Булгария, Булгарский улус Золотой Орды и Казанское ханство являлись государственными образованиями с моноцентричной системой расселения. Для них было характерно преобладание по габаритам и архитектурноградостроительной значимости одного столичного города, что обуславливалось, вероятно, особенностями государственного устройства с сильной центральной властью. В этих государствах последовательно складывались собственные системы расселения со своими столицами и иерархией городов и населенных пунктов, обладавшие преемственностью друг с другом только в определенной степени. Часть поселений существовала на своих местах в течение всего средневекового периода, при этом могли изменяться тип и величина поселения. Население региона при сохранении определенной преемственности также постепенно трансформировалось из булгарской в татарскую народность, которая была далеко не однородной.

На протяжении всего средневекового периода сохранялась традиция расположения крепостей вблизи мест впадения притоков в Волгу и Каму. Они защищали и закрывали проход во внутренние территории государств по этим водным дорогам, являвшимся их основными коммуникациями. На главных водных магистралях региона (Волге, Каме, Казанке, Вятке, Мёше, Ветлуге) имелась сеть пристаней и переправ, обслуживавшихся специальными поселениями и защищенных крепостями. Система расселения региона в процессе развития с начала Х до середины XVI вв. отражала изменения в градостроительном развитии Волго-Камья в рамках названных государств. В булгарский период наиболее развитой в градостроительном плане была территория Закамья, где располагалась столица Биляр, а Предволжье и Предкамье имели небольшое количество городов по берегам крупных рек региона. В золотоордынский период поселения всех типов тяготеют к берегам Волги и Камы и других рек во всех зонах, сеть таких поселений значительно уплотняется. Происходит как бы переход поселений различных типов из внутренних районов этих зон к прибрежным территориям региона. В период Казанского ханства при практически полном разрушении системы расселения в Закамье, на территориях Предволжья и Предкамья она приобретает равномерную структуру, представленную в основном городами-крепостями, являющимися центрами даруг (Арск, Чаллы, Алат, Зюри и другими), городками -вотчинными центрами, военными крепостями и сельскими поселениями. Изменения в системах расселения этих государств в первую очередь

проявлялись в смене столичных городов: Биляра -Булгара - Казани.

Города региона в рамках средневековых государств были связаны с городами Русского государства и других регионов Восточной Европы системой Волжского пути и трансконтинентальными дорожными коммуникациями. Они находились на одном уровне развития и были включены в единую восточно-европейскую структуру расселения.

Развитие градостроительства региона в рассматриваемый период отражает теорию «постколлизийной» эволюции в градостроительстве [1]. Согласно ей, после глобальных и исторически кардинальных потрясений в регионе происходили изменения в системе расселения и градостроительстве. После монгольского погрома и включения региона в состав Золотой Орды мысовые и равнинные города Булгарии всех типов пространственной организации в обводе нескольких линий стен, валов и рвов сменились открытыми, без оборонительных стен линейно протяженными городами. С распадом Золотой Орды и гибелью Булгарского улуса в Казанском ханстве возродился тип мысового города с цитаделью, «внутренним» и «внешним» городом, опоясанными оборонительными поясами.

В развитии средневековых столичных городов региона: Биляра, Булгара и Казани - выявлены некоторые особенности и закономерности архитектурнопространственной организации и сложения образа. Все три города имели разные формы архитектурнопространственной организации: расположенную на ровном рельефе, закрытую, концентрическую пространственную структуру с перекрестной, переходящей в радиально-кольцевую планировочную структуру в г. Биляре; открытую, без оборонительной системы, линейно протяженную с квартально-уличной застройкой, расположенной на верхней береговой террасе, склоне и его подножии на нижней террасе в г. Булгаре; закрытую, с крепостью на высоком мысе, посадом на холмах с веерной планировочной структурой, в основе которой лежала трехлучевая система основных коммуникаций в г. Казани. Облики этих городов в силу разных ландшафтных условий и различных форм архитектурно-пространственной организации были разными. Объединяющей их общей традиционной чертой средневековой градостроительной культуры столиц Волго-Камья была единая восточномусульманская типология культовых, мемориальных и общественных зданий, срубно-деревянная и кирпично-каменная техника возведения жилых и общественных зданий.

Особенностью средневекового периода развития градостроительной культуры Волго-Камья является разнообразие типов городов, преобладавших в том или ином государстве, сменявшихся один другим при военных катаклизмах или с появлением различных факторов и с изменением условий развития.

Преемственностью обладали города-крепости мысового типа с деревянно-земляными укреплениями. Даже в золотоордынский период они могли существовать как крепости для оставшихся в завоеванных землях монгольских гарнизонов. На каждом этапе развития градостроительной культуры в хронологических рамках государственных образований на территории Волго-Камья наблюдались определенные соотношения традиций и новаций. Наиболее ярко новации в градостроительной культуре региона проявились в организации городов нового типа. В булгарский период это был тип закрытого, с концентрической организацией пространства города на пологом рельефе с монументальными зданиями восточно-мусульманской типологии, а в

золотоордынский период - открытые, линейно протяженные в пространстве города с аналогичной типологией зданий.

В градостроительных культурах Волго-Камья и других регионов Восточной Европы, в первую очередь Русского государства, общими чертами обладали те их составляющие, что не были связаны с религиозной идеологией, а обуславливались схожими природноклиматическими условиями и одинаковым уровнем технического прогресса. Волго-Камье в средневековый период являлось регионом распространения передовых и прогрессивных для своего времени достижений архитектурно-градостроительной культуры стран мусульманского Востока. Процесс развития градостроительной культуры Волго-Камья имел аналогичные тенденции с мавританской Испанией и Среднеазиатским регионом в плане распространения мусульманской типологии зданий и взаимодействия арабо-мусульманских и традиционных региональных градостроительных культур [2, с. 184-186; 3]. Процесс становления и развития городов в Волго-Камье в Х-Х11 вв. протекал также синхронно с возникновением городов и развитием урбанизма в северной половине Западной и Центральной Европы [4, с. 22]. В южной части Западной Европы, известной традициями античного градостроительства, после периода упадка также началось возрождение городов. В IX-X вв. в Средней Азии и на юге Казахстана наблюдался подъем урбанизма, продолжавшийся до начала XIII в. и которому были свойственны особенности, идентичные развитию градостроительства в Волго-Камье [5, с. 75-90]. Эти особенности заключались в активном включении регионов в орбиту общемусульманской культуры и взаимодействии с культурой кочевых народов. Кардинально изменившееся градостроительство Волго-Камья в составе Золотой Орды еще в большей степени контрастировало с западноевропейским градостроительством и обладало общими чертами с городами с Синей Орды и Хулагуидского Ирана -открытостью, монументальными зданиями мусульманской типологии.

Характерной чертой градостроительного освоения

территорий Восточной Европы в эпоху средневековья явилось отсутствие преемственности городской жизни: большинство античных, а затем хазарских и аланских городов было разрушено, затем погибли и золотоордынские города. После походов Тамерлана города Дона, Кубани, Предкавказья больше не возродились, а степи снова стали кочевым «Диким полем» [6, с. 284]. В этих условиях в центральной полосе Восточной Европы сложился урбанистический пояс, отделенный с юга от древних и высокоразвитых урбанистических территорий широкой полосой кочевых степей, в которых существовали в разные периоды островки городской культуры. На севере к урбанизированным территориям этих государств подступали малонаселенные финно-угорскими племенами или безлюдные лесные пространства.

Градостроительные культуры Казанского и других ханств Восточной Европы обладали общностью становления на осколках золотоордынской культуры с утратой преемственности в организации столичных городов. Развитие их основывалось на возрождении традиционных региональных принципов организации городов: мысовое расположение в ландшафте, наличие укрепленных цитаделей, крепостей, посадов, возведение монументальных зданий мусульманской типологии.

На протяжении рассматриваемого периода в культуре региона сложились определенные закономерности и традиции. Определяющим качеством для них было то, что города и села в этот период были исламскими, с характерным жизненным укладом, мусульманской типологией культовых и общественных сооружений, формировавших их своеобразный облик. Изменяясь конструктивно и стилистически на протяжении этого периода, монументальная архитектура в городах Волжско-Камской Булгарии, Булгарского улуса в составе Золотой Орды и Казанского ханства, тем не менее, в типологическом плане оставалась мусульманской. Привнесенная в Волго-Камье и получившая широкое распространение восточно-мусульманская типология культовых (мечети и минареты), мемориальнокультовых (усыпальницы-дюрбе) и общественных (бани, караван-сараи) зданий стала в регионе традиционной.

Средневековая градостроительная культура Волго-Камья имела общие черты с соответствующей культурой Русского государства на синхронных этапах развития.

В Волго-Камском регионе Восточной Европы в X-сер. XVI вв. сформировалась и достигла высокого уровня развития градостроительная культура, ставшая своеобразной, самой северной по расположению частью общемусульманской градостроительной культуры Евразии. В качестве самобытной черты этой культуры можно рассматривать сохранение в застройке или использование в сезонных поселениях юрт и шатров как реликтов кочевой культуры.

Литература

1. Хакимов Акбар. Среднеазиатский регион // Sanat art. 2002, №> 2.

2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4. Extra muros Город, общество, государство. - М.: Наука, 2000. - 353 с.

3. Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии. - М., 1950. - 177 с.

4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1. Феномен средневекового урбанизма.

- М.: Наука, 1999. - 390 с.

5. Байпаков К.М. Средневековый Отрар // Градостроительство и архитектура. Культура Среднего Востока - развитие, связи и взаимодействия (с древнейших времен до наших дней). - Ташкент: Изд-во «Фэн», 1989. - С. 75-90.

6. Есаулов Г.В. Особенности освоения территорий и эволюция архитектурных форм на юге России в эпоху средневековья // Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2007 году. Научные труды РААСН. Том I. - М. - Белгород, 2008. - С. 280-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.