Научная статья на тему 'QUO VADIS, HOMO SPIRITUALIS?'

QUO VADIS, HOMO SPIRITUALIS? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЗОТЕРИЗМ / АНТИКУЛЬТУРА / МИФ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОККУЛЬТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ СОЦИУМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Ольга Борисовна

Введение. Куда идешь, человек духовный? - этот вопрос стоит перед человечеством со времен Античности, когда христианская культура явилась альтернативой сакральным учениям. Современный социум в последние «пандемические» годы на фоне благополучия традиционной религиозности проявляет к тайнознанию повышенный интерес. Теоретический анализ. Онтологический подход к феномену эзотерической традиции позволил показать его диалектический характер: сакральные учения заключили в себе ценности, которые могут служить основой духовности общества или одной из причин его культурного декаданса. Оставаться константой общества эзотерической культуре позволяет синкретизм мифологического и массового сознания. Социально-философский анализ функциональных особенностей мифомышления позволил обнаружить платформу для устойчивых позиций существования эзотерической традиции в общечеловеческой культуре. Заключение. Сегодня наличное бытие эзотерики в человеческой практике находится в точке бифуркации, где одни ценности активно наполняют интеллектуально-элитарную тенденцию развития культуры, а другие перенаправлены в обыденную форму присутствия в обществе. Систематизированы аспекты мифомышления, благодаря которым эзотерическая традиция обеспечивает себе функциональную устойчивость в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUO VADIS, HOMO SPIRITUALIS?

Introduction. Where are you going, spiritual man? - humanity has been facing this question since antiquity, when Christian culture was an alternative to sacred teachings. Modern society in recent “pandemic” years, against the background of a stable state of traditional religiosity, has shown an explosive interest in esotericism. Theoretical analysis. The ontological approach to the phenomenon of the esoteric tradition made it possible to show its dialectical nature: sacred teachings contained values that could serve as the basis for the spirituality of society or one of the reasons for its cultural decadence. The syncretism of mythological and mass consciousness allows esoteric culture to remain the constant of society. The socio-philosophical analysis of the functional features of myth-thinking made it possible to discover a platform for stable positions of existence in the universal culture of the esoteric tradition. Conclusion. Today, the existence of esotericism in human practice is at a bifurcation point, where some values are actively fi lling the intellectually elitist trend in the development of culture, while others are being redirected into the ordinary form of presence in society. Aspects of myth-thinking are systematized, thanks to which the esoteric tradition ensures its functional stability in society.

Текст научной работы на тему «QUO VADIS, HOMO SPIRITUALIS?»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 363-367 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 363-367

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-363-367, EDN: FOKHKJ

Quo vadis, Homo spiritualis? ИШ l^lllt-x

Самарский государственный университет путей сообщения, Россия, 443066, г. Самара, ул. Свободы, д. 2в

Воробьева Ольга Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории науки, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3816-4679

Аннотация. Введение. Куда идешь, человек духовный? - этот вопрос стоит перед человечеством со времен Античности, когда христианская культура явилась альтернативой сакральным учениям. Современный социум в последние «пандемические» годы на фоне благополучия традиционной религиозности проявляет к тайнознанию повышенный интерес. Теоретический анализ. Онтологический подход к феномену эзотерической традиции позволил показать его диалектический характер: сакральные учения заключили в себе ценности, которые могут служить основой духовности общества или одной из причин его культурного декаданса. Оставаться константой общества эзотерической культуре позволяет синкретизм мифологического и массового сознания. Социально-философский анализ функциональных особенностей мифомышления позволил обнаружить платформу для устойчивых позиций существования эзотерической традиции в общечеловеческой культуре. Заключение. Сегодня наличное бытие эзотерики в человеческой практике находится в точке бифуркации, где одни ценности активно наполняют интеллектуально-элитарную тенденцию развития культуры, а другие перенаправлены в обыденную форму присутствия в обществе. Систематизированы аспекты мифомышления, благодаря которым эзотерическая традиция обеспечивает себе функциональную устойчивость в социуме. Ключевые слова: эзотеризм, антикультура, миф, массовое сознание, оккультизм, духовность социума

Для цитирования: Воробьева О. Б. Quo vadis, Homo spiritualis? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 363-367. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-363-367, EDN: FOKHKJ Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Quo vadis, Homo spiritualis? O. B. Vorobeva

Samara State Transport University, 2v Svobody St., Samara 443066, Russia Olga B. Vorobeva, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3816-4679

Abstract. Introduction. Where are you going, spiritual man? - humanity has been facing this question since antiquity, when Christian culture was an alternative to sacred teachings. Modern society in recent "pandemic" years, against the background of a stable state of traditional religiosity, has shown an explosive interest in esotericism. Theoretical analysis. The ontological approach to the phenomenon of the esoteric tradition made it possible to show its dialectical nature: sacred teachings contained values that could serve as the basis for the spirituality of society or one of the reasons for its cultural decadence. The syncretism of mythological and mass consciousness allows esoteric culture to remain the constant of society. The socio-philosophical analysis of the functional features of myth-thinking made it possible to discover a platform for stable positions of existence in the universal culture of the esoteric tradition. Conclusion. Today, the existence of esotericism in human practice is at a bifurcation point, where some values are actively filling the intellectually elitist trend in the development of culture, while others are being redirected into the ordinary form of presence in society. Aspects of myth-thinking are systematized, thanks to which the esoteric tradition ensures its functional stability in society. Keywords: esotericism, anti-culture, myth, mass consciousness, occultism, spirituality of society

For citation: Vorobeva O. B. Quo vadis, Homo spiritualis? Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4,

pp. 363-367 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-363-367, EDN: FOKHKJ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Ситуация неопределенности человеческого бытия настоящего времени (пандемия, экономический кризис) активизировала внимание

социума к ценностям эзотерической культуры. Установление внутренних причин повышенного интереса к техникам эзотерической традиции -задача специалистов во многих областях гуманитарного знания. В мировой истории расцвет

© Воробьева О. Б., 2022

тайнознания пришелся на III в. до н.э. - III в. н.э. и стал причиной сакрализации культурной жизни эллинистического мира, поэтому ученые говорят о реабилитации архаического сознания в современных «оккультно-магических» антикультурных проектах [1, с. 256]. В рамках таких исследований «рассматривается актуальная проблема глобальной попытки вытеснения христианской культуры архаическими мифологическими представлениями и магическими практиками, что становится характерной приметой массового сознания» [2, с. 120]. Настоящая работа расширит понимание той мифологической платформы в массовом сознании, на которой эзотерическая культура выступает константой общества любого временного периода и испытывает ренессанс в современном социуме, а также ответит на вопрос: Quo vadis, Homo spiritualis? - Куда идешь, человек духовный?

Теоретический анализ

Эзотерическая традиция и современность

Обратимся к статистике, выражающей в цифрах функционирование ценностей эзотерики у населения современной России. Группа «Эксмо-АСТ» (включает в себя крупнейшие издательства) опубликовала данные роста продаж эзотерической литературы, который по итогам 2021 г. составил более 53% (для сравнения в 2020 г. продажи увеличились только на 13%) [3]. Что же восполняет интерес современного социума к сакральной традиции?

Эзотерика выступает в общечеловеческой практике довольно сложным диалектическим феноменом. С одной стороны, оккультные практики: мантическое искусство (особенно гадание на картах Таро - спрос на сами карты вырос на 486%), астрология, нумерология, хиромантия предлагают «взгляд в будущее», понимание предназначения личности при реализации своих сущностных сил. Заметим, что это практики, обеспечивающие в обществе, как правило, прогностическую или адаптивную функцию. Они не воспринимаются современным социумом как эзотерические в истинном варианте понимания этого термина, а перерастают в экзоплоскость -в нормативно-ценностный комплекс обыденной жизни.

С другой стороны, восточный эзотеризм, психофизические практики, философские учения эзотерики воспринимаются, прежде всего, как этические учения, лишенные веры в сверхъестественное, наполненные элементами почитания принципов добра, радости, любви. Здесь решающая роль в развитии мира отве-

дена духовным силам человека, где на новый уровень ставится человеческий интеллект, воля, чувства. Это присущая всем эзотерическим системам с древнейших времен до наших дней традиция философских исканий и трансперсонального опыта о мире, о роли сознания человека в эволюции природы, общества, планеты, всего космоса, о повышении роли этических принципов в развитии мира. Эзотерика предоставила современности особые психотехнические направления, обеспечивающие личности ее самоактуализацию и возможность растворить «индивидуальную» историю - частную духовную культуру - в объективной истории мира. Иррациональная составляющая личности, ее положительные эмоции реализуются через практики эзотерики, накладывающиеся на теоретическую составляющую ее учений, работающую с мышлением и выстраивающую в сознании адепта особую реальность. Трансформация самосознания дает возможность личности соответствовать современному культурному коду, который диктует: уникальность, самодостаточность, проявление лидерских качеств, уверенность в своем будущем.

Такие аспекты эзотерических учений не только вошли в жизнь людей, но и востребованы научной мыслью. К познанию сущности эзотерики наиболее приблизились космогонические подходы в естествознании, биологии, медицине. На основе ценностей эзотерической традиции в последнее время получают развитие геопсихология, экософия, космопланетарная антропо-экология. Эзотерику современные исследователи понимают как энергоинформационные практики, направленные на обеспечение эффективной коэволюции.

Обе формы эзотерической традиции служили предметом интереса социума любого временного периода. Возможность являться неизменным участником социокультурной динамики эзотерику обеспечивает мифологизация массового сознания.

Миф как элемент массового сознания и условие константы эзотерической традиции в человеческом обществе

Человечество «живёт» в мифе: оно сохраняет и изменяет принимаемые за идеалы и нормы архетипы и традиции во всех сферах своего бытия. Через миф обеспечивается доступ как к удаленному по времени способу восприятия и переработки информации, так и к характерному для современной культуры. Это предоставляет возможность эффективной адаптации субъекту массового сознания к меняющимся условиям общественной среды с учетом прошлого опыта.

Каковы же основополагающие свойства мифического сознания, обеспечивающие функциональную деятельность эзотерики в общекультурной практике? Выделим следующие.

Миф - не идея, не понятие, а образ, воспринимаемый как реальность. Миф, перестав быть единственным на определенном этапе существования человечества типом мышления, сохранился благодаря своему слиянию с бытием, с действием. Он - единственно возможный фундамент частного и общественного бытия. Поэтому миф может быть объявлен герменевтической моделью понимания социокультурной трансформации.

Синкретизм мифа и массового сознания объясняет их информационно-коммуникативную природу. Наличие этого свойства (неразделен-ность объекта и субъекта) делает возможной идентификацию себя с другими. Когда человек реализует свою принадлежность к массе в поведении, оно тождественно поведению других в этой массе. Механизм идентификации лежит в основе массового поведения, как и в основе поведения мифического субъекта. Функциональный смысл мифа - спосо бно сть сплачивать людей, по -буждать к действию выдвигается на первый план в период поиска конкретных решений жизненно значимых проблем.

В основе эзотерических учений лежит особое мирочувствование субъекта. Для него эзотерическая реальность - истинная. В ней, существующей вне земного пространства и времени, действуют силы (законы), реализующие справедливость - в любви, карьере, здоровье и т.д. Выше справедливости нет ценности. Такая данность - основополагающий мотив любого мифа, сформированного в общечеловеческой культуре, обеспечивающий целеполагание поведению человека.

В массовом сознании «картина мира» создается различными уровнями отражения действительности. Многие исследователи утверждают, что в сознании масс аналитическая работа ума не исключает, а сочетается с преднамеренным упрощением видения мира, с тягой к простым решениям, простым объяснениям. Миф - результат непосредственного, наивного, понятного оперирования с реальными объектами, с максимально конкретными явлениями. Это свойство мифомышления используется эзотерической традицией весьма активно. Так, в оккультных практиках применяются предметы быта, например, хлеб, свеча, соль, а также природные составляющие: вода, травы, зола, земля и др. Использование средства, часто упоминаемого в

мифах как помощника доброй силы, осознается как индикатор верности выбранного пути, тем более проверенного мудростью народа. Мифологическая реальность воспринимается здесь как осознанная и объединяющая личность с традицией народа, историей, природой. Это свойство мифа позволяет эзотерике выступать одним из способов национальной, социальной и культурной идентичности личности, причем способом простым и понятным каждому человеку.

Эзотерическая традиция воспользовалась языком мифа в описании мироустройства. Доступность языка мифа - необходимый элемент диалога внутри приверженцев эзотерики любой степени погруженности в нее.

Миф - образ бытия личностного. Личным восприятием пронизано все сознание, личностное бытие лежит на любой вещи. Так, функционирование мифического сознания отражается в повествовании о жизни героя [4]. Поэтому демонстрация экранной культурой истории из жизни личности (причем небольшой по длительности), попавшей в проблемную ситуацию, использование совпадения чувств героя и зрителя, порождение симпатии - антипатии - это верный шаг популяризаторов эзотерики.

Благодаря мифу «культура знает небытие» [5]. Эту формулу позволили утвердить уже мифы Древнего мира, христианской культуры и не только, оперирующие трансцендентными понятиями и ценностями. Миф обеспечивает человеку представление о мире как образно-чувственной целостности. И на этом уровне нет ничего лишнего, нет ничего ненужного [6, с. 122], а значит, все возможно, все есть истина. Люди принимают информацию в той степени, в какой она согласуется с имеющимися у них мифами. При ощущении безысходности, неопределенности будущего, при отсутствии ориентиров ясность и четкость мифа выступает для человека догмой и заставляет верить в возможность чудес. Со стороны масс важна не вера в чудо, а готовность к тому, что чудо может совершиться. Ощущение чуда или его близости - необходимое состояние как мотив к действию. Сошлемся в этом вопросе на авторитет А. Ф. Лосева [7].

«Феномен чуда» имеет место как в традиционных религиях, так и в оккультных элементах эзотерической культуры [8]. Обе традиции указывают выходы из жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти рациональный путь. Однако вместе с ростом спроса на эзотерику издания фиксируют падение продаж «религиозной литературы в

2021 году на 30%, тогда как в 2020 году оно составляло только 14%» [3]. В чем причина такой динамики? Жизнь человека в традиционных религиозных системах - постоянная духовная работа над собой, раскинутая во времени, погруженная во все сферы его бытия и дающая «невидимый» результат - совершенную личность. Атеистический период существования страны как объективный фактор, духовные потребности личности, ее воспитание и окружение - основные причины выбора населением в пользу эзотерических практик. Если говорить об оккультных традициях - их путь прост и понятен, не требует овладения нагруженным сложными смыслами учением, обращен к заветным желаниям личности. Скорость, в том числе в реализации чуда, - атрибут современности. Поэтому население востребует у эзотерики, как правило, понятные для личности системы, «работающие» на быстрый ответ мира в сложившейся неблагоприятной ситуации.

Заключение

Эзотерическая традиция сохраняет себя константой человеческой истории. Ее два вектора - интеллектуально-элитарный и вульгарно-маргинальный (оккультизм) - неизменно сопровождают человечество. В настоящее переходное время эзотерика испытывает к себе колоссальный интерес общества. Выход современным социумом в повседневном опыте на оккультные практики - путь реализации эзотерики сегодня. Однако использование ее истинных ценностей также весомо: они обеспечивают человеку комфортное психологическое состояние и уверенно входят в научную плоскость. Выбор человеком вектора эзотерических практик (оккультизм, элитарный интеллектуальный путь), на наш взгляд, зависит от степени страстного желания соприкоснуться с «другой» реальностью, степени возможности освоить ее (образованность адепта), а также определяется совпадением интеллектуальных усилий носителя тайнознания и мифоосновы эзотерической практики.

Функционирование эзотерической традиции в социуме - результат мифологизации массового сознания. Оно, обладая абсолютным синкретизмом с мифом, выходит за границы времени. Эта способность преодолевать временные рамки объясняется общностью мифологических мотивов в сознании людей разных исторических эпох. Миф - историческая память человека, что делает органичным сочетание мифологии и современности. Поэтому миф обращен именно в современность и в будущее: проясняет, чем

обеспечена стабильность существования, как люди могут ее потерять и что может помочь им жить. А здесь, в рамках, конечно же, архаического мышления эзотерика предложит свои варианты. Главным является способность мифа быть идеальной побудительной силой общественного поведения. Напомним: миф создает не разум, его вызывает к жизни некий аффект. Поэтому будет правильным предположить, что миф является истинным началом человеческих действий при обращении к ценностям эзотерической традиции.

Мифомышление соединяет в себе рациональное и иррациональное, ценности народной традиции с христианскими мотивами. Мифосоз-нание благодаря такому синкретизму выступает гибкой системой, способной к модернизации во времени и пространстве. Это обеспечивает эзотерической традиции возможность выступать константой человеческого общества. Силой мифа является его возможность создавать человеку ощущение самоидентификации со своим народом, его традициями и историей. Благодаря мифу в этом аспекте обеспечивают себе место в культуре человечества, как правило, оккультные практики.

Миф предоставляет понятный пониманию каждому человеку язык общения с миром. Эзотерическая традиция, воспользовавшись мифо-мышлением, делает мир еще и управляемым. Эти позиции - понимать взаимосвязи мира, обеспечивать возможность «вхождения» в особую реальность, задающую тенденцию вселенским процессам и даже управлять в определенной степени ими личностным присутствием в эзотерической реальности - основополагающее в функционировании эзотерической культуры.

И наконец, феномен веры в чудо сохраняется в массовом сознании благодаря мифу. По скорости реализации, возможности коммерческой сделки на услугу, отсутствия требования личной ответственности и собственных духовных усилий человек для осуществления желаемого сделает выбор скорее в сторону оккультных практик, а не традиционной религии или интеллектуально-элитарных традиций эзотерики.

Таким образом, данная работа обозначила способы функционирования эзотерики в современной культуре, систематизировала основные аспекты связи мифа и массового сознания, которые выступают условием обеспечения эзотерической традиции статуса константы человеческого общества и ренессансного состояния ее в настоящем, а также ответила на вопрос о духовном состоянии современного социума.

Список литературы

1. Хазина А. В., Строганов Д. А. Магия оккультизма в религиозной ментальности эллинистического социума // Преподаватель XXI век. 2015. № 1-2. С. 255-263.

2. Чикарькова М. Ю. Реабилитация архаического религиозного сознания в современных контркультурных и антикультурных проектах // Культура как вид человеческого бытия и познания : сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. Л. А. Огородникова. Ишим : Издательство филиал «ТюмГУ», 2015. С.120-125.

3. Карма - источник знаний // Коммерсантъ: интернет-издание. 2022. 1 февр. № 17. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5193414 (дата обращения: 18.09.2022).

4. Иванов А. Г. Мифологема героя в структуре социального мифа // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 441. С. 80-88. https://doi. org/10.17223/15617793/441/11

5. Конев В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры (Избранные работы). Самара : Издательство «Самарский университет», 1998. 195 с.

6. Ардашев Р. Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 120-124. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-120-124

7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М. : Мысль, 2001. 558 с.

8. Чечерина Н. Ю. Анализ концепции чуда в античной и православной традиции // Теология в научно-образовательном пространстве : задачи и решения : сборник статей региональной конференции (Екатеринбург, 22 октября 2020 г.). Екатеринбург : Миссионерский институт, 2021. С. 239-249.

References

1. Khazina A. V., Stroganov D. A. Magic and Occultism in Religious Mentality of the Hellenistic Society. Prepoda-vatelXXIvek [Teacher of the XXI century], 2015, no. 1-2, pp. 255-263 (in Russian).

2. Chikarkova M. Ju. The Rehabilitation of the archaic religious consciousness in modern countercultural and anti-cultural projects. In: L. A. Ogorodnikova, ans. ed. Kultura kak vid chelovecheskogo bytija i poznanija [Culture as a kind of human existence and cognition. Collection of materials of the All-Russian scientific conference with international participation]. Ishim, Izdatel'skii filial "TyumGU", 2015, pp. 120-125 (in Russian).

3. Karma is a source of knowledge. Kommersant: internet-izdanie (Kommersant: online publication), 2022, 1 February, no. 17. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/5193414 (accessed 18 September 2022) (in Russian).

4. Ivanov A. G. The mythologeme of the hero in the structure of the social myth. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2019, no. 441, pp. 80-88 (in Russian). https://doi. org/10.17223/15617793/441/11

5. Konev V. A. Philosophy of culture and paradigms of philosophical thinking. In: Ontologiya kultury (Izbrannyye raboty) [Ontology of Culture (Selected works)]. Samara, Izdatel'-stvo "Samarskiy universitet", 1998. 195 p. (in Russian).

6. Ardashev R. G. Phenomenology of rational and irrational thinking. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 120-124 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-120-124

7. Losev A. F. Dialektika mifa [Dialectic of Myth]. Moscow, Mysl Publ., 2001. 558 p. (in Russian).

8. Checherina N. Yu. Analysis of the concept of a miracle in the ancient and Orthodox tradition. In: Teologija v nauchno-obrazovatelnom prostranstve: zadachi i resh-enija [Theology in the scientific and educational space: Tasks and solutions.Collection of articles of the regional conference (Yekaterinburg, October 22, 2020)]. Ekaterinburg, Missionerskiy institute Publ., 2021, pp. 239-249 (in Russian).

Поступила в редакцию 06.09.2022, одобрена после рецензирования 14.09.2022, принята к публикации 17.10.2022 The article was submitted 06.09.2022, approved after reviewing 14.09.2022, accepted for publication 17.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.