Научная статья на тему 'Пылаев М. А. Категория "священное" в феноменологии религии,теологии и философии XX века'

Пылаев М. А. Категория "священное" в феноменологии религии,теологии и философии XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
391
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пылаев М. А. Категория "священное" в феноменологии религии,теологии и философии XX века»

Рецензия на: Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. М.: РГГУ, 2011. 215 с.

Новая монография Максима Александровича Пылаева подробно освещает содержание дискуссий о священном в феноменологии религии, теологии и философии религии в XX в. Эта книга стала логическим продолжением его работ «Феноменология религии Рудольфа Отто» (2000) и «Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом» (2006), а также ряда статей автора.

Максим Александрович Пылаев является одним из немногих русскоязычных специалистов в области феноменологии религии. Выход книги предварил появление докторской диссертации М.А. Пылаева1, защита которой состоялась в марте 2012 г.

Ключевую проблему своего исследования автор формулирует следующим образом: «Не является ли феноменология религии единственно возможным способом построения науки о религии и будущим религиоведения?»2

Первая глава «Категория «священное» в феноменологии религии» включает анализ священного в классической феноменологии религии (Р. Отто, Й. Вах, Ф. Хайлер, Г. Ван дер Леу, К. Голдаммер, Г. Меншинг, М. Элиаде, Г. Виденгрен), а также в неофеноменологии религии В. Гантке. Наиболее подробно автор останавливается на концепции Р. Отто, посвящая отдельный раздел рассмотрению философских (И.Кант, Я.Фриз, Ф. Якоби), теологических (Ф. Шлейермахер) и религиоведческих (В. Вундт, Н. Зёдер-блом) источников этой концепции. Вниманию читателя, наряду с обзором основных подходов в феноменологии религии к категории «священное», предлагается также обобщающая типология священных предметов (явлений), представлений и переживаний в классической феноменологии религии. В состав этой же главы входит анализ священного в секулярном мире на примере неофеноменологической модели В. Гантке, вдохновленной герменевтикой О.Ф. Больнова (принципом «открытого вопроса»). Кроме того, глава включает параграф «Коммуникация со священным», в котором автор, вооружившись методологией феноменологии религии, размышляет

0 примитивной молитве на примере молитвы Гомерова эпоса, темпоральной теории Шри Ауробиндо и концепции древнеегипетской имплицитной теологии. Опираясь на теорию религиозного акта М. Шелера, концепцию примитивной молитвы Ф. Хайлера и используя феноменологическую установку Р. Отто, М.А. Пылаев реконструирует «типы религиозной ин-тенциональности» и «вариативность трансцендирования как выражение сущности молитвы»3. В этом небольшом фрагменте автор фактически сам становится на позиции феноменолога религии, в частности, замечая, что «для нас религиозный акт, как мы уже отмечали, есть акт sui generis»4.

1 Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии XX века. Дисс. на соиск. уч. ст. д.ф.н. М., 2012.

2 Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. М.: РГГУ 2011. — С. 11.

3 Там же. — С. 112.

4 Там же. — С. 113.

Во второй главе «Категория «священное» в философии и теологии» автор останавливается на анализе русской философской традиции, в том числе в лице В. Соловьева, С. Трубецкого, В. Розанова, П. Флоренского, С. Франка, А. Лосева1, а также западной теологии (П. Тиллих) и философии религии (К. Хеммерле). В конце главы помещен параграф «Категория «священное» в современной западной философии религии», представляющий собой краткий обзор современных (главным образом немецких) работ по философии религии, включающих анализ категории «священное».

Данная монография безусловно заслуживает самого пристального внимания специалистов. Автор опирается на анализ ряда до сих пор не переведенных на русский язык работ по феноменологии религии, теологии и философии. Книга не исчерпывается обзором основных подходов к толкованию категории «священное», но включает критический анализ этих подходов.

Работа с этой книгой предполагает у читателя предварительное знакомство с основными идейными течениями в философии, религиоведении и теологии в XX в. Изложение ряда подходов к толкованию «священного» является крайне конспективным, что, впрочем, вполне объясняется установкой автора на выявление ключевых тенденций в толковании «священного». Наибольшей эвристической ценностью, на наш взгляд, обладает первая часть монографии, содержащая не только сухую теорию, но и практические попытки применения феноменологической методологии в религиоведческом исследовании.

Книга будет полезна как религиоведам, так историкам философии, богословам. Может быть рекомендована в качестве дополнительного учебного пособия по курсу феноменологии религии, истории философии и истории теологии XX в.

Е.В. Воронцова

Рецензия на: Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 412 с.

Вышедший в 2011 году словарь «Социология религии» является плодом многолетней работы петербуржского религиоведа, социолога религии Михаила Юрьевича Cмирнова, по составлению первого полноценного справочника по, пожалуй, одной из наиболее важных религиоведческих дисциплин. Так сложилось, что учебники по социологии религии в нашей стране или переиздаются в малоизмененном виде уже много лет, или не переиздаются вовсе2.

1 Подраздел по русской философии написан совместно с зав. каф. ФРиРАК ПСТГУ К.М. Антоновым.

2 Лучшим примером первой тенденции является учебник «Социология религии» В.И. Га-раджи (М.: Инфра-М, 2010 и др.). Второе справедливо прежде всего для труда «Социология религии» И.Н. Яблокова (1979), который не переиздавался, и отсутствует, например, в фондах РГБ (во всяком случае, в электронном каталоге библиотеки). Другие издания вышли небольшими тиражами и широкого распространения не получили: например, Сидорова Л.А. Социология религии. Особенности развития института религии. Якутск,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.