Научная статья на тему 'ПЯТЫЕ ЛИХУДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ'

ПЯТЫЕ ЛИХУДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caurus
Область наук
Ключевые слова
БРАТЬЯ ЛИХУДЫ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КНИГИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салоников Н. В.

В обзоре представлена тематика докладов, прозвучавших 14-15 апреля 2022 г. на научной конференции Пятые Лихудовские чтения в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIFTH LEICHOUDES STUDIES IN VELIKY NOVGOROD

The review describes the topics of the reports presented on on April 14-15, 2022 at the scientific conference The Fifth Leichoudes Studies at the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Текст научной работы на тему «ПЯТЫЕ ЛИХУДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ»

ХРОНИКА

УДК 37.01 ББК 74.03

001: 10.34680/СаигиБ-2022-1(2)-110-115

Н. В. Салоников

ПЯТЫЕ ЛИХУДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

14-15 апреля 2022 г. в Гуманитарном институте НовГУ им. Ярослава Мудрого состоялась всероссийская научная конференция с международным участием «Пятые Лихудовские чтения»1. Конференция является одним из мероприятий проекта «Европейские традиции в истории высшей школы России», реализуемого кафедрой всемирной истории и международных отношений Гуманитарного института в рамках программы «Приоритет 2030». Конференция была проведена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований конкурс «Петровская эпоха в истории России: современный научный взгляд» (проект № 20-09-42029).

В течение двух дней на конференции прозвучало 25 докладов ученых разного профиля, представляющих академические институты, университеты, архивы и библиотеки Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Саратова, Белграда и Вены.

Большая часть докладов была посвящена традициям образования в России, Западной и Центральной Европе от Средневековья до Новейшего времени. Особое внимание на конференции было уделено творчеству и деятельности братьев Иоанникия и Софрония Лихудов и их учеников, истории созданных ими в Москве и Новгороде учебных заведений. Важное место в программе конференции заняли доклады, посвященные истории книги и библиотек.

Пленарное заседание конференция открылось мемориальным докладом к.и.н., заведующей Отделом редких книг (Музей книги) Российской государственной библиотеки Джамили Нуровны Рамазановой, посвященным вкладу Б. Л. Фонкича в изучение деятельности братьев Лихудов. Борис Львович Фонкич - крупнейший отечественный специалист по византийской палеографии и истории греческо-русских связей, ушел из жизни в сентябре 2021 года. Он стоял у истоков Лихудовских чтений в Новгороде, был их постоянным участником и ответственным редактором сборников материалов конференции. Среди многообразия научных тем, которыми занимался Б. Л. Фонкич, лихудовская тема стала одной из важнейших. На основании глубокого источниковедческого анализа документов Б. Л. Фонкич первым в отечественной

1 Материалы предыдущих конференций были опубликованы в следующих сборниках: Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. / Отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2001. 248 с.; Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2009. 255 с.; Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам: сборник статей / сост. В. В. Грохотова, Н. В. Салоников; отв. ред. Н. В. Салоников. Великий Новгород, 2018. 354 с.

исторической науке дал объективную оценку роли братьев Лихудов в истории создания первого высшего учебного заведения России - Московской Славяно-греко-латинской академии. Подготовленные им ученики продолжают работу в этом направлении.

Значительный блок докладов, прозвучавших на конференции, был посвящен изучению деятельности братьев Иоанникия и Софрония Лихудов и их учеников. Елена Леонидовна Ермолаева, к.ф.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета, сделала доклад о греческих стихах Лихудов, сохранившихся в рукописях их учебника «О поэтическом или метрическом искусстве». В докладе автор предложила транскрипции и перевод светских стихов Лихудов, комментарий к ним, а также гипотезы об их датировке. Специалист Российского государственного архива древних актов Альберт Григорьевич Бондач представил участникам конференции новые документальные свидетельства о конфликте братьев Лихудов с Панайотисом Родитисом. О новых находках рукописей учеников «Лихудовского круга» рассказала Джамиля Нуровна Рамазанова. Рукописи были выявлены автором доклада в библиотеках Сербии, Петрозаводска, Казани и Санкт-Петербурга, что с одной стороны расширяет круг книгохранилищ, в которых сохранилось рукописное наследие Лихудов и их учеников, а с другой представляет новые сведения об истории бытования этих манускриптов. Два доклада были посвящены деятельности московского ученика Лихудов иеромонаха Иова. Старший научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), к.ф.н. Олег Витальевич Панченко рассказал о неизвестных эпизодах из биографии Иова, относящихся ко времени его ссылки в Соловецкий монастырь. Будучи на Соловках, Иов принял участие в составлении крупнейшего свода житий соловецких святых - книги «Сад спасения», а также был редактором Летописца Соловецкого монастыря. Стилистический анализ текста позволил установить, что ему принадлежит заключительная статья Летописца, в которой рассказывается о двух приходах Петра I в Соловецкий монастырь - в 1694 и 1702 годах. Деятельности иеромонаха Иова в Новгороде был посвящен совместный доклад к.и.н., доцента кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Николая Вячеславовича Салоникова и к.и.н., старшего преподавателя Департамента филологии НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Константина Владимировича Суториуса. Сохранившиеся в архивных документах оценки современников, дают представление об Иове как о человеке с «трудным характером». Именно личные качества иеромонаха Иова сказались на его взаимоотношениях с епархиальными властями и преподавании им в архиерейской школе. Анализу переписки новгородского митрополита Иова с московским учеником братьев Лихудов Федором Поликарповым посвятил доклад к.и.н., доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Константин Станиславович Десятсков.

История отечественного образования XVII—XХ столетия была представлена на конференции рядом докладов. Татьяна Анатольевна Опарина, к.и.н., профессор кафедры всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, рассмотрела проблему обучения русскому языку «греческих светских мигрантов» в России первой половины XVII века. На основании анализа источников, в частности биографий греческих переводчиков Посольского

приказа, автор поставила вопрос об уровне их образованности, в том числе о знании ими русского языка. Доклад к.и.н., старшего научного сотрудника Института философии РАН, Маргариты Анатольевны Корзо был посвящен ответу на вопрос какие учебники (не)использовали в Киевской братской школе в 20-х годах XVII века. Анализируя структуру, содержание и способ подачи материала двух польскоязычных сочинений ректора братской школы Кассиана Саковича - «Проблемы или Польские вопросы о человеческой природе» (Краков, 1620) и «Трактат о душе» (1625), которые в литературе принято считать учебными пособиями, автор рассмотрела аргументы «за» и «против» того, что они изначально задумывались автором именно как учебники.

Доклад ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, д.и.н. Ольги Евгеньевны Кошелевой был посвящен анализу интеллектуальных усилий московских книжников по созданию школьного православного образования. На основе сравнительного анализа учебных рукописных сборников, составленных в последней четверти XVII века Прохором Коломнятиным и Евфимием Чудовским, автор пришла к заключению о том, что два разных составителя, работавших независимо друг от друга и использовавших для своих сборников разные тексты, предложили одинаковые тематические блоки по формированию содержания школьного образования, но их возможности обновить православное обучение, вследствие специфики православной литературы, оказались ограничены. Им пришлось обращаться к некоторым новым переводным произведениям и собственным сочинениям. Доцент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, к.и.н. Ирина Павловна Кулакова посвятила свой доклад истории культуры письма в России XVN-XVШ веков и связанной с ней пространственно-предметной средой. Анализируя визуальные источники, автор рассмотрела культуру письма на примере бытовых и материальных реалий (поза, мебель), особо отметив роль новых культурных установок, повлиявших на ее трансформацию в интеллектуально-образовательной среде России.

Ирина Александровна Вознесенская, к.и.н., старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки Российской академии наук, поставила важный вопрос о статусе учебных заведений петровского времени. В отечественной историографии существует устойчивое мнение, что Московская Славяно-греко-латинская академия при братьях Лихудах, не являлась высшим учебным заведением, получив этот статус только в 1701 году. Автор доклада, считает эту точку зрения необъективной из-за неполноты источниковой базы и произвольной трактовки исследователями документов по истории школы, что и подтвердила на примере анализа ведомости учащихся Московской Славяно-греко-латинской академии за 1727 год. Совместный доклад Николая Вячеславовича Салоникова и Константина Владимировича Суториуса был посвящен истории Новгородской архиерейской школы при архиепископе Феофане (Прокоповиче). Изучив судьбы учеников школы в середине 20-х - начале 30-х годов XVIII столетия, авторы пришли к выводу, что упадок школы стал следствием строгого исполнения владыкой норм «Духовного регламента», что привело к постепенному исключению из школы детей, не принадлежащих к духовному сословию. В этот период они составляли основной

контингент учащихся, поскольку духовенство Новгородской епархии перестало отправлять детей в школу, результатом чего стало временное прекращение ее деятельности. Сергей Павлович Славинский, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и реставрации НовГУ, рассказал об эволюции школьных зданий в России от петровского времени до эпохи Екатерины II.

Доклад Лоры Александровны Герд, д.и.н., ведущего научного сотрудника Отдела всеобщей истории Санкт-Петербургского института истории РАН, был посвящен поездке в Сирию в 1843 году архимандрита Порфирия (Успенского). Анализ писем и дневниковых записей позволил автору реконструировать детали этой поездки, которая стала началом изучения отечественными учеными истории Антиохийского патриархата и установления связей Антиохийской церкви с Россией в 40-е годы XIX столетия.

Истории учебных заведений Великого Новгорода конца XIX - первой половины XX века были посвящены два доклада сотрудников НовГУ. Александра Леонидовна Семенова, д.ф.н., профессор кафедры журналистики, рассказала об отражении на страницах Новгородских епархиальных ведомостей деятельности Новгородской духовной семинарии. Наталья Сергеевна Федорук, к.и.н., доцент кафедры истории России и археологии, посвятила свой доклад изучению начального этапа становления высшего исторического образования в Великом Новгороде. Подробно изучив приказы дирекции Новгородского государственного педагогического и учительского институтов, автор детально реконструировала историю организации и реорганизации исторического факультета за первые четыре года его существования.

История западноевропейского образования эпохи Средневековья и раннего Нового времени на конференции была представлена двумя докладами. Нина Ивановна Девятайкина, д.и.н., профессор Саратовской государственной консерватории и Московского государственного педагогического университета, рассказала о взглядах Петрарки на риторику как дисциплину воспитания. В своих письмах, диалогах и инвективах гуманист доказывал первостепенную важность воспитания и «врачевания душ» риторикой, считая, что мастерство речи требует равной ему безупречности этического облика ритора, добродетели, мудрости, скромности и честности. Благодаря Петрарке в европейской интеллектуальной традиции появляются новые оценки риторики, ее социальной и этико-дидактической миссии. Институциональный и правовой конфликт Венского университета и иезуитского коллегиума в 1551-1623 гг. стал предметом доклада Дмитрия Олеговича Жарова, магистранта Центрально-Европейского университета (Вена). Это противостояние двух учебных заведений Вены иллюстрирует сложность взаимодействия между «старыми», классическими учебными заведениями и «новыми» школами, возникшими в Европе в ранее Новое время. В докладе автор описал ход конфликта и разобрал ключевые аспекты полемики между университетом и коллегиумом, а также проблему «переманивания» студентов, ставшую одной из ключевых в этом противостоянии.

Три доклада, прозвучавших на конференции, были связаны с историей Сербии. Майя Панайот Николова (Белград) посвятила свой доклад образованию сербских студентов в духовных академиях России XVIII века и их роли в открытии в Сербии новых

школ и распространении просвещения. Младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований славянской книжности Института славяноведения РАН Марина Геннадиевна Обижаева сделала доклад на тему: «Сербские следы Московской грамматики 1648 года в образовательной системе Габсбургов последней трети XVIII века». Доклад Дмитрия Георгиевича Полонского, к.и.н., научного сотрудника Отдела истории Средних веков Института славяноведения РАН, был посвящен книгописной школе сербского монастыря Рача и ее последователям в венгерских владениях Габсбургов в конце XVII - первой половине XVIII века. На примере рукописных памятников из собраний Сербии и России автор доклада рассмотрел деятельность сербских книжников, переселившихся в венгерские владения в 1690 г. при патриархе Арсении III Черноевиче. В конце XVII в. заметную группу среди них составляли монахи, трудившиеся в скриптории монастыря Рача, а затем и их ученики. Изучая наследие рачанской книгописной школы и ее влияние на художественную манеру сербских писцов-мигрантов, автор пришел к выводу, что уже во втором поколении книжников, учившихся каллиграфии вне монастырского скриптория, рачанскую школу постиг распад.

Истории книги были посвящены еще два доклада. Научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, кандидат культурологи Илья Андреевич Мельников рассказал о роли Новгородской духовной семинарии и «Братства Св. Софии» в собирании старообрядческих рукописей. В XIX -начале ХХ века комплектование фондов этих учреждений во многом предопределялось задачами «внутренней миссии», то есть полемики с «раскольниками» и «сектантами». По этой причине существенное место в книжных собраниях семинарии и братства заняли рукописные и старопечатные книги XVI-XIX столетий. Особенную ценность этим коллекциям придает тот факт, что они характеризуют рукописную книжную традицию Новгородского региона XVIII - начала ХХ века и в настоящее время остаются мало изученными. Совместный доклад Ольги Анатольевны Овчинниковой, к.филос.н., директора Научной библиотеки Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), и Ольги Викторовны Моревой, к.и.н., сотрудника Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (Новосибирск), был посвящен истории библиотеки Иркутской духовной семинарии. На основании изучения рукописного каталога библиотеки, составленного в 20-е годы XIX века, авторы дали характеристику книг, входивших в состав раздела каталога «Сочинения неблагомыслящих писателей».

Информация о статье

Автор: Салоников Николай Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия; ORCID: 0000-0002-6094-2038, SPIN-код: 5146-8802; e-mail: [email protected]

Заголовок: Пятые Лихудовские чтения в Великом Новгороде

Аннотация: В обзоре представлена тематика докладов, прозвучавших 14-15 апреля 2022 г. на научной конференции Пятые Лихудовские чтения в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого.

Ключевые слова: братья Лихуды, история образования и книги в России и за рубежом

Библиографический список

Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам: сборник статей / сост. В. В. Грохотова, Н. В. Салоников; отв. ред. Н. В. Салоников. Великий Новгород, 2018. 354 с.

Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998

г. / Отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2001. 248 с. Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24-26 мая 2004 г. / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2009. 255 с.

Information about the article

Author: Salonikov Nikolay Vyacheslavovich — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of World History and International Relations, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia; ORCID: 0000-0002-6094-2038, SPIN-code: 5146-8802; e-mail: [email protected]

Title: The Fifth Leichoudes Studies in Veliky Novgorod

Abstract: The review describes the topics of the reports presented on on April 14-15, 2022 at the scientific conference The Fifth Leichoudes Studies at the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Keywords: Leichoudes brothers, history of education and books in Russia and abroad

References

Evropeyskie traditsii v istorii vysshey shkoly v Rossii: ot douniversitetskoy modeli k universitetam [European traditions in the history of higher education in Russia: from the pre-university model to universities]: collection of articles. Comp. V.V. Grokhotova, N.V. Salonikov; ed. N.V. Salonikov. Veliky Novgorod, 2018. 354 p. Likhudovskie chteniya [The Leichoudes Studies]: Materials of scientific conference «Pervye Likhudovskie chteniya».

Veliky Novgorod, 11-14 maya 1998. Ed. V.L. Yanin, B.L. Fonkich. Veliky Novgorod, 2001. 248 p. Likhudovskie chteniya [The Leichoudes Studies]: Materials of scientific conference «Vtorye Likhudovskie chteniia». Veliky Novgorod, 24-26 maya 2004. Ed. V.L. Yanin, B.L. Fonkich. Veliky Novgorod, 2001. 255 p.

Для цитирования статьи:

Салоников Н. В. Пятые Лихудовские чтения в Великом Новгороде. Caurus. 2022. Т. 1. № 2. С. 110-115. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-110-115

For citation:

Salonikov N. V. The Fifth Leichoudes Studies in Veliky Novgorod. Caurus. 2022. Vol. 1(2). P. 110-115. (in Russian) DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-110-115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.