Научная статья на тему 'Пятое заседание антропологического семинара "Боги, люди и миры в прошлом и настоящем" (РХГА, декабрь 2017)'

Пятое заседание антропологического семинара "Боги, люди и миры в прошлом и настоящем" (РХГА, декабрь 2017) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ЛИТЕРАТУРА / КИНО / М. КАЛИК / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / HISTORY / PHILOSOPHY / LITERATURE / CINEMA / MIKHAIL KALIK / ANTHROPOLOGICAL SEMINAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Синицын Александр Александрович

Представлен краткий отчет о работе заседания антропологического семинара «Боги, люди и миры в прошлом и настоящем», состоявшегося 22 декабря 2017 г. в Русской христианской гуманитарной академии. Пятые чтения, на которых выступили 16 докладчиков, были посвящены памяти кинорежиссера М. Н. Калика. Приоритетными были проблемы киноискусства, но в целом тематика выступлений была широка и разнообразна, на стыке гуманитарных дисциплин: философии, истории, литературы, искусства, культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Синицын Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fifth sitting of the anthropological seminar entitled “Gods, people, and worlds in the past and in the present” (Russian Christian Academy for Humanities, december2017)

A brief account finalizes the work of the sitting of the anthropological seminar “Gods, People, and Worlds in the Past and in the Present” held on 22 December 2017 at the Russian Christian Academy for Humanities. The fifth readings, with 16 speakers presenting their reports, were commemorated to Mikhail N. Kalik. At the fifth meeting, of high priority were speeches on the film art, but, on the whole, the topics covered a vast variety of issues ranging, each as seen by different researchers engaged in the study of philosophy, history, literature, arts, culture.

Текст научной работы на тему «Пятое заседание антропологического семинара "Боги, люди и миры в прошлом и настоящем" (РХГА, декабрь 2017)»

А. А. Синицын *

ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «БОГИ, ЛЮДИ И МИРЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ» (РХГА, ДЕКАБРЬ 2017)

Представлен краткий отчет о работе заседания антропологического семинара «Боги, люди и миры в прошлом и настоящем», состоявшегося 22 декабря 2017 г. в Русской христианской гуманитарной академии. Пятые чтения, на которых выступили 16 докладчиков, были посвящены памяти кинорежиссера М. Н. Калика. Приоритетными были проблемы киноискусства, но в целом тематика выступлений была широка и разнообразна, на стыке гуманитарных дисциплин: философии, истории, литературы, искусства, культурологии.

Ключевые слова: история, философия, литература, кино, М. Калик, антропологический семинар.

A. A. Sinitsyn

THE FIFTH SITTING OF THE ANTHROPOLOGICAL SEMINAR ENTITLED "GODS, PEOPLE, AND WORLDS IN THE PAST AND IN THE PRESENT" (RUSSIAN CHRISTIAN ACADEMY FOR HUMANITIES, DECEMBER2017)

A brief account finalizes the work of the sitting of the anthropological seminar "Gods, People, and Worlds in the Past and in the Present" held on 22 December 2017 at the Russian Christian Academy for Humanities. The fifth readings, with 16 speakers presenting their reports, were commemorated to Mikhail N. Kalik. At the fifth meeting, of high priority were speeches on the film art, but, on the whole, the topics covered a vast variety of issues ranging, each as seen by different researchers engaged in the study of philosophy, history, literature, arts, culture.

Keywords: history, philosophy, literature, cinema, Mikhail Kalik, anthropological seminar.

В декабре 2017 г. в Русской христианской гуманитарной академии прошла научная конференция «Бог. Человек. Мир». Это были юбилейные — двадцатые — чтения, которые ежегодно организует РХГА в конце календарного

* Синицын Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент, Русская христианская гуманитарная академия; Санкт-Петербургский государственный университет; aa.sinizin@mail.ru

364

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Том 19. Выпуск 4

года. В рамках этого мероприятия 22 декабря состоялось пятое заседание антропологического семинара «Боги, люди и миры в прошлом и настоящем», действующего при РХГА (руководитель — кандидат исторических, доцент РХГА и СПбГУ А. А. Синицын). Первые четыре собрания прошли в декабре 2015 и 2016 гг. и в мае 2016 и 2017 гг.; отчеты о работе были опубликованы в «Acta eruditorum» [1; 2].

Очередное заседание антропологического семинара организаторы решили посвятить памяти кинорежиссера Михаила Наумовича Калика (1927-2017). За три недели до конференции в Киноклубе, действующем при РХГА с 2016 г. (ведущий А. А. Синицын), состоялся кинопоказ фильма М. Н. Калика «Любить» с последующим обсуждением, в котором приняли участие В. А. Егоров, Е. С. Некрасова, А. В. Денисенко, А. А. Панасенко, С. Б. Веселова, С. В. Никоненко и др. коллеги.

В качестве «пролога» к каликовскому заседанию прозвучал совместный доклад А. А. Синицына и В. А. Егорова (старший преподаватель РХГА)«Михаил Калик — художник и мыслитель: in memoriam». Кратко были изложены вехи жизни и творчества М. Н. Калика — классика советского кинематографа, который в 1971 г. покинул СССР и вторую половину жизни прожил в Израиле, где умер 31 марта 2017 г. Доклад сопровождался демонстрацией эпизодов из фильмов Калика, давно уже ставших классикой российского кино. (Текст доклада опубликован на английском языке [4], а его расширенный русский вариант подготовлен к публикации в «Acta eruditorum», № 29.)

Кинокритик и культуролог Е. С. Некрасова (кандидат философских наук, доцент Российского государственного института сценических искусств) представила доклад на тему «Сакральное и профанное, общее и частное в кинематографе Михаила Калика (на примере фильма "Любить")». Докладчица показала, как в фильмах Калика взаимодействуют и эволюционируют приемы поэтического и реалистического кино. Так, в фильме 1968 г. «Любить» поэтичность, предельная образность и социологичность сливаются, формируя синтетический концепт. Цельность этого концепта, по мнению Е. С. Некрасовой, объясняет то, что и ныне кинокартина «Любить» кажется современной и актуальной.

А. А. Синицын в докладе «Поэтика и стиль "шестидесятнических" кинокартин М. Н. Калика» обсудил три фильма, определивших новое видение мира и человека в искусстве. Картины «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики» (1964) и «Любить» (1968) стали знаковыми и в творчестве режиссера, и для советских «оттепельных» и «постоттепельных» годов. В мелких и метких деталях многомерности мира раскрылась сила поэтического киноязыка М. Калика, особый контрапункт его произведений. Эти три фильма одного десятилетия представляют целое направление в советском искусстве — «новую волну», и благодаря им мы можем говорить о новаторском кино Калика.

В докладе «Люди и вещи: сравнение кинообразов Калика и Триера» С. Б. Веселова (член международной ассоциации искусствоведов и арт-критиков AIC) провела сравнение двух фильмов, разделенных временным промежутком в два десятилетия: «Любить» (1968) Михаила Калика и «Медея» (1988) Ларса фон Триера. Тему каликовского киноискусства завершило выступление В. А. Его-

рова «Калики перехожие», в котором докладчик акцентировал внимание на динамичности, подвижности, «шарообразности» и цветовой символике и гармонии кинофильма М. Н. Калика «Человек идет за Солнцем».

Разные вопросы теории и истории кино были рассмотрены в серии других выступлений. В докладе «Таинство кинематографа: визуализация звука и аудиализация образа», который представила доктор философских наук, профессор СПбГУП С. Б. Никонова, кино рассматривалось как практика создания не столько символической структуры и художественного вымысла, сколько новой воображаемой реальности. Докладчица обратила внимание на некоторые моменты воплощения кинематографических эффектов, среди которых она выделила эффекты по визуализации звука и аудиализации образа, в некоторых картинах практически незаметные, но в некоторых становящиеся доминантой формируемого кинематографической тканью воздействия. Эти эффекты, по мнению С. Б. Никоновой, несут в себе нерационализируемый элемент, не сводясь к структурным особенностям построения, возникая как некое чудо по принципам эстетической эпифании. В качестве примеров создания таких эффектов С. Б. Никонова привела фильмы А. Сокурова (визуализация звука в «Молохе», 1999) и Чэня Кайге (аудиализация образа в фильме «Прощай, моя наложница», 1993).

В выступлении доктора исторических наук, профессора РГПУ им. А. И. Герцена Н. В. Эйльбарт «Отражение российских событий февраля-октября 1917 г. в сериалах "Демон революции" и "Троцкий"» обсуждались проблемы современного российского кино на историческую тему. Н. В. Эйльбарт отметила, что события февраля-октября 1917 г. в России, 100-летний юбилей которых наша страна отмечала в 2017 г., не повлекли за собой создание многочисленной и качественной кинопродукции, посвященной круглой дате Русской революции. Выпущенные телесериалы «Демон революции» и «Троцкий», как считает докладчица, отличаются слабым и непатриотичным сценарием, повторяющим старые штампы «разоблачений» конца 80-90-х гг. прошлого века. В сценарии обоих сериалов наряду со схематичными и примитивными образами главных героев налицо явление комеморации — осовременивание исторических личностей и событий. Докладчица указала на явные параллели между революцией и украинским Майданом, Ленин здесь представлен немецким шпионом, а Парвус — закулисным игроком в стиле Березовского. Доклад профессора Н. В. Эйльбарт сопровождался показом кинокадров из двух сериалов и вызвал оживленную дискуссию.

Проблемам кино- и фотоискусства был посвящен доклад студентки РХГА Е. Ю. Аникиной «Цитаты Северного Возрождения в кадре: Андрей Тарковский и Борис Смелов». Докладчица указала на параллели в эстетике «поэтического» языка кинорежиссера Андрея Тарковского и фотохудожника, представителя ленинградского андеграунда, Бориса Смелова. Е. Ю. Аникина провела анализ цитирования названными художниками мотивов Северного Ренессанса ХУ1-ХУ11 вв.: у Тарковского — это обращение к Брейгелю, у Смелова — к голландскому натюрморту. Е. Ю. Аникина обратила внимание на характерный для обоих мастеров художественного кадра «спиритуализм» и внимание к фактуре, к бытовым деталям, которые были свойственны старым нидерландским живописцам.

Последним в блоке выступлений о киноискусстве прозвучал доклад студентки РХГА К. А. Антоновой «Образы Безобразного: демонстрация внешних и внутренних изъянов в кинокартине А. Балабанова "Про уродов и людей"». Анализируя способы демонстрации разного рода изъянов, уровней и смыслов безобразного в фильме российского режиссера А. О. Балабанова «Про уродов и людей» (1998), докладчица попыталась раскрыть эстетическую и этическую природу безобразного, его роль в современной художественной культуре. Тематика доклада К. А. Антоновой и обширная презентация уродливых, мерзких и ужасных примеров в кино взволновали многих участников собрания и породили продолжительную дискуссию. Обсуждением этого доклада завершилась первая — киноведческая — часть заседания.

После перерыва работу нашей секции продолжила серия докладов по литературе, философии, музыке, истории, религии и психологии. Интерес вызвало выступление на тему «Быт и бытие в оде Г. Р. Державина "Евгению. Жизнь Званская"» постоянного участника наших заседаний, доктора филологических наук, профессора, руководителя Научно-организационного центра «Всероссийский музей А. С. Пушкина» А. В. Ильичева. В начале выступления докладчик прочел известное державинское стихотворение, а затем представил увлекательный комментарий к «Жизни Званской», обозначив основные темы этого произведения, которые оказались созвучны общей теме конференции — Бог, человек и мир.

Следующий доклад также был из истории литературы: доктор филологических наук, профессор СПбГУП А. В. Успенская представила сообщение на тему «Легенды "Авесты" в творчестве Константина Бальмонта». Древнеперсидскую «Авесту», священную книгу зороастрийцев, К. Бальмонт в сборнике «Где мой дом» назвал в числе «главных» для себя наряду с индийскими «Ведами». Переводы и переложения различных глав «Авесты» включены в сборники «Под северным небом», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце», «Гимны, песни и замыслы древних». Бальмонт — переводчик «Авесты», по мнению А. В. Успенской, действует как просветитель, он убирает длинноты, повторы и грубую архаику. Бальмонт-поэт включает в оригинальную поэзию древне-персидские мотивы и образы, которые поддаются расшифровке только при обращении к текстам «Авесты».

Магистрант Института философии СПбГУ А. К. Новикова прочитала доклад на тему «Стадии становления чувственности по Кьеркегору как внутренний вектор перехода музыки в область искусства». В первой части «Или-или» в главе «Непосредственные стадии эротического...» С. Кьеркегор рассуждает о чувственности, абсолютным выразителем которой он считает музыку. Но говоря о музыке, он рассуждает о ней в целом, в то время как его модель кажется применимой лишь для одного рода музыки — музыки, понимаемой как искусство, или, выражаясь языком композитора и теоретика музыки В. Мартынова, орм5-музыки. Но это обобщенное понимание музыки С. Кьеркегором не кажется фатальным несовершенством его системы, потому что, если рассмотреть заявленные им непосредственные стадии эротического, из которых складывается Желание и формируется чувственность как таковая, можно обнаружить, что базовые движущие силы, формирующие Желание,

структурно совпадают с рассмотренными В. Мартыновым внутренними процессами в музыке, обуславливающими ее движение из области сакрального в область выражения человеческих переживаний, то есть в область искусства. Таким образом, анализ стадий становления чувственности по С. Кьеркегору в их приложении к историческому изменению форм музыки поможет лучше понять глубинные процессы музыкального развития и точнее обозначить их взаимосвязь с формированием чувственности на культурном уровне.

В докладе кандидата философских наук, доцента СПбГУП О. И. Ставцевой «Постметафизическое мышление бога (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Х. — У Гум-брехт)» был представлен анализ философского постижения монотеизма в рамках постметафизического мышления. С. Кьеркегор тематизирует отношение человека и Бога как парадокс, вводя логическую категорию в теологический контекст. Принципиальным, по мнению О. И. Ставцевой, является вопрос: можно ли мыслить хайдеггеровский проект преодоления метафизики, мышление бытия в теологическом смысле. Некоторые исследователи (например Х.-У. Гумбрехт) считают, что это возможно, при этом постметафизическое постижение божественного оказывается неотделимым от эстетического опыта.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН Д. А. Щеглов представил сообщение на тему «Путь в революцию (история одного большевика)». На материале дневников и писем своего деда, Д. А. Щеглова докладчик проследил этапы переживаемой трансформации русского интеллигента начала ХХ в.: от аполитичного подростка-гимназиста через патриотический подъем 1914 г., вылившийся в его уход добровольцем на фронт в 1916 г., к социал-демократическим убеждениям и довольно неожиданному (поскольку в начале октября 1917-го никаких симпатий к большевикам он еще не высказывал) участию в Октябрьском восстании 1917 г. и вступлению в ряды РКП(б). Доклад сопровождался показом фотоматериалов и дневниковых записей, хранящихся в семье Щегловых.

Студентка СПбГУП А. А. Поздеева выступила с сообщением на тему «Представления о "мужском" и "женском" в языковом сознании». Докладчица представила сравнительный анализ философских и культурных воззрений о мужчинах и женщинах, сделав акцент на языковом факторе как основании для различных представлений о мужском и женском началах.

Доклад на тему «Психоанализ и Талмуд как герменевтические практики» прочел магистрант Института философии СПбГУ Е. П. Сложеникин. Научное заседание завершил доклад на тему «Современное преодоление метафизики посредством эсхатологии», который прочел магистрант СПбГУП П. А. Егоров. Преодоление метафизики как процедуры установления истинных причин явлений, критикуемой и со стороны теорий, наследниц позитивизма, и со стороны теорий, традиционно относящихся к постмодернизму, может быть развернуто в рамках самого дискурса метафизики, частным случаем которого является эсхатология. В качестве примера П. А. Егоров привел творчество Ж. Бодрийя-ра, которое не только отвергает позитивизм и постмодернизм как «возможно метафизические» теории, но и предлагает распад метафизики посредством тех сил, что сокрыты в ней изначально.

После продолжительной дискуссии по прозвучавшим докладам и заключительных слов организаторов собрания был показан фильм М. Н. Калика «Человек идет за солнцем», наполненный солнечным светом, кружением и звонкой музыкой М. Таривердиева. Этим закончилась научно-творческая часть пятого заседания семинара «Боги, люди и миры в прошлом и настоящем». Но вечер продолжился товарищеским застольем, во время которого также шли обсуждения докладов, споры о кино, литературе и музыке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синицын А. А. О работе антропологического семинара «Боги, люди и миры в прошлом и настоящем» // Acta eruditorum. — 2017. — Вып. 22. — С. 110-111.

2. Синицын А. А. Обзор третьих и четвертых чтений антропологического семинара «Боги, люди и миры в прошлом и настоящем» // Acta eruditorum. — 2018. — Вып. 25. — С. 119-122.

3. Sinitsyn A. A., Egorov V. A. Mikhail Kalik — Artist and Thinker (In memoriam) // Judaica Petropolitana. — 2017. — № 7. — Р. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.