Научная статья на тему 'Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири: история и общность судьбы в ХХ в.'

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири: история и общность судьбы в ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пятидесятники / Восточная Европа / Западная Сибирь / вероисповедная политика / И.Е. Воронаев / Польша / Украина / Россия / СССР / Pentecostals / Eastern Europe / Western Siberia / religious politics / Ivan Voronaev / Poland / Ukraine / Russia / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбатов Алексей Владимирович, Федорович Александр Викторович

Представлены результаты анализа материалов архивных источников, периодической печати и литературы о деятельности христиан веры евангельской Восточной Европы и Западной Сибири в ХХ в. Использованы труды зарубежных и отечественных историков и религиоведов. Рассмотрены вопросы генезиса движения, особенностей государственной вероисповедной политики, динамики численности общин. Выделены этапы и характерные черты деятельности пятидесятников в Восточной Европе и Западной Сибири. Выявлена роль харизматичных лидеров в генезисе развития центров пятидесятничества в Восточной Европе. Прослежены деятельность И.Е. Воронаева и его влияние на формирование общин в движении на восток – от Украины до Западной Сибири. Выявлена одна из главных составляющих роста общин пятидесятников и экспансии организации на всех территориях, а именно прозелитизм – обращение евангельских христиан и баптистов в свое исповедание. Отмечено преобладание «воронаевцев» в общинах Западной Сибири, их принципиальное нежелание объединяться с евангельскими христианами и баптистами в единый союз, регистрироваться и идти на компромиссы с властью. Обнаружены противоречивые и порой антагонистические отношения объединений пятидесятников и социалистических государств в Польской Народной Республике и СССР. Зафиксировано устойчивое стремление общин пятидесятников к автономному, независимому существованию от государства, отстаивание права на глоссолалию, активную миссионерскую деятельность и поддержку других характерных для деноминации конфессиональных канонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia: Shared History in the ХХ Century

The article compares the lives of the Evangelical Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia in the XX century. The study relied on archival sources, as well as foreign and domestic publications on history and religious studies. The analysis covered such aspects as genesis, developmental stages, religious policy, population, and the role of charismatic leaders, e.g., Ivan E. Voronaev, who initiated the migration from Ukraine to Western Siberia. All Pentecostal communities shared the same expansion strategy, i.e., proselytism: they gained new members by converting Evangelical Christians and Baptists. The followers of the Voronaev movement lived in Western Siberia and were reluctant to unite with the local Evangelical Christians and Baptists. They avoided official registrations and made no compromises with the authorities. The Pentecostals contradicted the official policy of Soviet states and the Polish People’s Republic. Pentecostal communities sought independence from the state, glossolalia, active missionary work, and other denomination canons.

Текст научной работы на тему «Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири: история и общность судьбы в ХХ в.»

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири

ЕС

с

о р

п

с

а р

я

оригинальная статья

ЕС

С С

с =

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири: история и общность судьбы в ХХ в.

Горбатов Алексей Владимирович

Федорович Александр Викторович

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово Алтайский государственный университет, Россия, Барнаул https://orcid.org/0000-0002-8493-6468 Scopus Author ID: 57202902433 gorbn1965@yandex.ru

Поступила в редакцию 08.09.2022. Принята после рецензирования 19.10.2022. Принята в печать 09.01.2023.

Аннотация: Представлены результаты анализа материалов архивных источников, периодической печати и литературы о деятельности христиан веры евангельской Восточной Европы и Западной Сибири в ХХ в. Использованы труды зарубежных и отечественных историков и религиоведов. Рассмотрены вопросы генезиса движения, особенностей государственной вероисповедной политики, динамики численности общин. Выделены этапы и характерные черты деятельности пятидесятников в Восточной Европе и Западной Сибири. Выявлена роль харизматичных лидеров в генезисе развития центров пятидесятничества в Восточной Европе. Прослежены деятельность И. Е. Воронаева и его влияние на формирование общин в движении на восток - от Украины до Западной Сибири. Выявлена одна из главных составляющих роста общин пятидесятников и экспансии организации на всех территориях, а именно прозелитизм - обращение евангельских христиан и баптистов в свое исповедание. Отмечено преобладание «воронаевцев» в общинах Западной Сибири, их принципиальное нежелание объединяться с евангельскими христианами и баптистами в единый союз, регистрироваться и идти на компромиссы с властью. Обнаружены противоречивые и порой антагонистические отношения объединений пятидесятников и социалистических государств в Польской Народной Республике и СССР. Зафиксировано устойчивое стремление общин пятидесятников к автономному, независимому существованию от государства, отстаивание права на глоссолалию, активную миссионерскую деятельность и поддержку других характерных для деноминации конфессиональных канонов.

Ключевые слова: пятидесятники, Восточная Европа, Западная Сибирь, вероисповедная политика, И. Е. Воронаев, Польша, Украина, Россия, СССР

Цитирование: Горбатов А. В., Федорович А. В. Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири: история и общность судьбы в ХХ в. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 6. С. 749-757. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-6-749-757

full article

Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia: Shared History in the ХХ Century

Alexey V. Gorbatov Alexander V. Fedorovich

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Altai State University, Russia, Barnaul

https://orcid.org/0000-0002-8493-6468

Scopus Author ID: 57202902433

gorbn1965@yandex.ru

Received 8 Sep 2022. Accepted after peer review 19 Oct 2022. Accepted for publication 9 Jan 2023.

Abstract: The article compares the lives of the Evangelical Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia in the XX century. The study relied on archival sources, as well as foreign and domestic publications on history and religious studies. The analysis covered such aspects as genesis, developmental stages, religious policy, population,

03

О Я

О О ет

Р

м Л S

S О со X

о

П

о

Л S н S J3 м о

о

5<

S X

н

м Л

Л

м н

У

А Л

ет X

О

5<

И

О

н о

13 S S

cnpt

Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia

and the role of charismatic leaders, e.g., Ivan E. Voronaev, who initiated the migration from Ukraine to Western Siberia. All Pentecostal communities shared the same expansion strategy, i.e., proselytism: they gained new members by converting Evangelical Christians and Baptists. The followers of the Voronaev movement lived in Western Siberia and were reluctant to unite with the local Evangelical Christians and Baptists. They avoided official registrations and made no compromises with the authorities. The Pentecostals contradicted the official policy of Soviet states and the Polish People's Republic. Pentecostal communities sought independence from the state, glossolalia, active missionary work, and other denomination canons.

Keywords: Pentecostals, Eastern Europe, Western Siberia, religious politics, Ivan Voronaev, Poland, Ukraine, Russia, USSR

Citation: Gorbatov A. V., Fedorovich A. V. Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia: Shared History in the XX Century. SibScript, 2023, 25(6): 749-757. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-6-749-757

d О E-

<

Э EU К

к E-

C

z <

< и

о

a

Э О

5

Введение

В современном мире к пятидесятникам (христианам веры евангельской (ХВЕ)) относятся около 250 млн верующих (по оценкам самих адептов, около полумиллиарда являются пятидесятниками либо реформистами-харизматами). Движение пятидесятников считается самым быстрорастущим христианским сообществом [Robbins 2004]. Для пятидесятнических собраний характерны особенно эмоциональные молитвы и богослужения. У последователей ХВЕ особый акцент сделан на восприятии даров Святого Духа, таких как дар исцеления, мудрости, любви, но наибольшее значение придается восприятию этого дара в виде «говорения на иных языках», или глоссолалии. В цели данной статьи входят задачи проследить общую историю пятидесятников в Восточной Европе и Западной Сибири в ХХ в., рассмотреть генезис движения и его поступательное распространение на Восток, общие тенденции и противоречия на различных временных этапах.

При подготовке статьи, помимо архивных источников и материалов СМИ, использовались труды отечественных и зарубежных специалистов (историков, религиоведов, социологов). Историю американского христианства исследует Ф. Г. Бердсли [Beardsley 1938]. Последнее великое пробуждение christian revival рассматривает во втором издании монументальной монографии «Религиозная история американского народа» С. Э. Альстром в отдельном разделе «Пятидесятническое и харизматическое обновление» [Ahlstrom 2004: 1103-1106]. Вопросы глобализации пятидесятнического и харизматического христианства рассматривал Д. Робинз [Robbins 2004]. Историю зарождения и развития пятидесятничества в Польше описывает З. Пасек [Pasek 1992]. Этапы распространения конфессий на территории Польши выделяет М. Рынковский [Рынковский 2009]. Историю пятидесятничества от предыстории движения до классификаций

направлении пятидесятничества скрупулезно рассматривают религиозный историк и пресвитер В. А. Слободяник [Слободяник 2000] и религиовед А. Т. Москаленко [Москаленко 1973]. Проблематике вероисповедной политики по отношению к ХВЕ посвящены работы зарубежных исследователей [Франчук 2002; Кат^Ы 2012; Tomaszewski 2009; Тут^Ы 1999; Yong 2000], в том числе в России и СССР [Lбfstedt 2011; 2012]. Истории пятидесятничества в России (СССР) посвящены труды отечественных специалистов [Горбатов 2008 Дашковский, Зиберт 2022; Дударенок, Островская 2017 Дударенок и др. 2018; Зиберт 2018; Одинцов 2012 Панченко 2013; Религия и власть... 2021; Федорович 2020 Этнорелигиозные... 2019].

Истоки движения

Основоположником пятидесятнического движения в Европе стал Т. Б. Барратт (1862-1940). После пребывания в Америке до 1906 г. он прибыл в Осло, где стал активно продвигать идеи ХВЕ. После насаждения веры в Норвегии Т. Б. Барратт отправился в Польшу, где продолжал вести миссионерскую деятельность. В годы зарождения и становления европейского пятидесятнического движения Польша все еще была разделена. Ранние идеи пятидесятничества были приняты в восточной части Германской империи, Силезии, Померании и Восточной Пруссии, в Познани и Гданьском Поморье. Здесь были сосредоточены наиболее радикальные элементы неопятидесятничества (нем. Gemeinschaftsbewegung) - движения, которое предшествовало немецкому пятидесятничеству. Его проповедники после раскола в 1909 г. организовали пятидесятнические церкви Германии. Уже в 1909 г. были проведены конференции в Оструде и Бреслау с участием немецкого лидера, пастора Д. Пауля1.

к d

Historia Koscioia - Koscioi Zielonos'wi^tkowy w PL. 2020. URL: https://kz.pl/historia-kosciola/ (accessed 2 Mar 2022).

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири

Развитие движения на территории стран Восточной Европы и Российской империи тесно связано с выдающимся деятелем протестантского харизматического движения в России Николаем Смородиным (1875-1953). Штабс-капитан российской армии был уволен из армии за чрезмерное религиозное рвение. Проповедовал под влиянием американского миссионера Андрея Уршана учение о едином Боге. В 1913 г. в Петербурге образовалась община его последователей. Вскоре объединения единственников2 появились в губерниях Европейской России и на Кавказе [Москаленко 1973: 42]. Уже во время гражданской войны Н. П. Смородин прибыл на территорию Польши, где к 1932 г. основал еще одну церковь пятидесятников.

Своим расцветом на Украине, а затем и в России пятидесятничество также обязано двум направлениям своего движения, которые были основаны евангелистами Иваном Воронаевым и Георгием Шмидтом. Выраженное ими вероучение практически полностью совпадало с основными положениями баптистского и евангельско-христианского богословия, за исключением особого акцента на важности даров Святого Духа, особенно глоссолалии [Ahlstrom 2004].

И. Е. Воронаев (Черкасов) был эмигрантом и вел свою деятельность в Сан-Франциско. Уже там он, в прошлом баптист, познакомился с учением пятидесятников и был направлен в СССР после гражданской войны в 1921 г. для расширения влияния ХВЕ. Его возвращение спонсировала «Ассамблея Бога» (вторая по величине и сегодня пятидесятническая деноминация в США). По прибытию на территорию Украины И. Е. Воронаев обосновался в Одессе. Здесь он активно вел миссионерскую деятельность, в своих проповедях говорил: «В настоящее время жизнь многих людей похожа на жизнь Иова во дни испытания его, когда он, лишась всего, сидел на гноище в прахе и пепле... так и теперь многие наши граждане умирают от голода, холода и болезней и других гибельных последствий нищеты. Теперь многие, подобно Давиду, ждут сострадания, но нет его - утешителей, но не находят. Бог говорит людям: "Я, я сам утешитель ваш". Вот в ком наше избавление и наше утешение. Бог протягивает руку помощи и утешения, а люди отворачиваются от нее»3.

Очагом распространения учения стала Одесса, где ему удалось в 1922 г. основать первое объединение ХВЕ, а костяком состава стали бывшие баптисты, общину

которых он расколол. И. Е. Воронаев наладил рассылку писем, благовестников в различные районы СССР и за его пределы. В воззваниях содержался призыв лично посетить главу общины Одессы, при встрече пресвитер давал советы по насаждению и важным аспектам миссионерской деятельности. Ему удалось из разрозненных общин создать единое пятидесятническое движение. Действительно, более крупные пятидесятнические деноминации ведут свою историю от миссионерской деятельности Ивана Воронаева [L6fstedt 2011]. Проделанная работа привела к образованию крупных общин не только на территории Украины, но и в Сибири.

В Западной Сибири «воронаевцы», прибывшие сюда в конце 1920-х гг., преобладали среди пятидесятниче-ства. Так, в Омской области членом Русско-Восточной европейской миссии Подлесским за достаточно короткое время организовываются несколько общин, создаются религиозные сообщества в Бийске и Барабинском округе. В 1927 г. под руководством И. Е. Воронаева был создан пятидесятнический Союз христиан евангельской веры СССР. К этому времени община Одессы насчитывала около 400 прихожан, а в Союз входило 350 объединений, численность которых была 17 тыс. человек [Москаленко 1973: 53].

Вопрос о спонсировании деятельности пятидесятников из-за рубежа стоял остро еще в 1930-х гг. Журнал «Атеист» в 1930 г. сообщал: «Воронаев получает деньги из Америки на миссию, общую сумму не сообщает и не дает никаких сведений. Община тоже ничего не знает»4. Также бывший сотрудник канцелярии Вилкин давал показания, что И. Е. Воронаеву приходило из Америки каждый месяц по 800 долларов, вдобавок, т. к. он занимал пост председателя Всеукраинского союза христиан евангельской веры, его заработная плата составляла 400 руб. [Москаленко 1973: 53-55].

Евангельские христиане и другие течения были обеспокоены таким масштабом распространения и ростом влияния пятидесятников. Новое движение энергично впитывало в свои ряды разные направления христианства. Теряя паству, активисты разных общин обвиняли конкурентов в извращении христианства, приклеили им обидную кличку «трясуны». М. Браунштейн, один из значимых деятелей баптистов, писал следующее: «мы должны помнить: две опасности. Одна из них -это жизнь без Духа Святого. и другая, не менее опасная - трясунство»5. Журнал «Христианин» опубликовал

2 Евангельские христиане в духе апостолов настаивают на единственной правильной формуле крещения: «Во имя Иисуса Христа», а не «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

3 Евангелист. Одесса. 1928. № 2. С. 14-17.

4 Атеист. Москва. 1930. № 55. С. 126-128.

5 Баптист Украины. Харьков. 1926. № 4. С. 25-26.

га О Я 13 О о er

Р

м Л S

S О со X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

П

о

Л S н S J3 м о

о

5<

S X

н

м Л

Л

м н

У

А Л

er X

О

5<

И

О

н

о р

S S

lb

cript

Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia

Oí О E-

<

D EU К

к E-

C

z <

< и

текст проповедника М. А. Ревы: «учение трясунов, которое наделало много бед, поразрушив общины и группы верующих... теперь приходиться бороться с трясунами. Трясуны ходят по хатам и извращают евангельскую веру»6.

Этимология прозвища «трясуны» обусловлена особенностью пятидесятников входить в транс во время глос-солалий. Считается, что впервые оно было употреблено, когда происходила активная фаза конфронтации баптистов и ХВЕ, его автором был С. В. Белоусов, который на тот момент являлся редактором журнала «Баптист». Он не стеснялся в выражениях на страницах журнала: «Трясунским проповедникам. следовало бы идти в вертепы, дома разврата, кабаки и там проявлять свои дары. Трясуны именуют себя пятидесятниками, но мы умышлено не употребляем это наименование, ибо оно совершенно к ним не подходит, ибо это чистое хлыстовство7». Ответная реакция пятидесятников была представлена в сатирическом ключе и высмеивала предостережения баптистов: «баптисты трясунство ставят выше себя: не из трясунства переходят в баптизм, а из баптизма в трясунство. Так баптисты злобно называют истинных детей Божьих, крещенных Духом Святым. когда эти трясуны, в силе Духа Святого, проникают в общины баптистов или евангельских христиан, то до основания растрясают их общины и оставляют им только щепки да осколки»8.

Что касается поляков, то первыми пятидесятниками были некоторые члены Христианской общины, неопие-тистского движения9 в рамках лютеранства в Цешинской Силезии. Исключение пятидесятников из христианского сообщества привело к образованию Союза твердых христиан, который стал первой независимой пятидесятни-ческой общиной в Польше. Союз был зарегистрирован в окружном управлении в Цешине в 1910 г. австрийскими властями. В 1920 г. Цешинская Силезия была разделена между Польшей и Чехословакией. Значительные польские населенные пункты, включая большинство общин пятидесятников, оказались за пределами страны. Представителем ХВЕ при чешских властях в Заольжье был К. Калета. В Польше пятидесятничество возглавляли К. Снинен, который принял веру во время конференций немецких пятидесятников в Нова-Суле, К. Купка (в 1927-1931 гг.) и А. Малыш (в 1931-1935 гг.). Накануне

начала Второй мировой войны Союз стойких христиан насчитывал около 2000 членов10.

Пятидесятническое движение достигло западной Украины и Белоруссии в 1920-х гг., частично благодаря служению украинских и белорусских эмигрантов, вернувшихся из Соединенных Штатов. Кроме того, работа выросла благодаря служению Г. Шмидта, русско-немецкого миссионера Ассамблеи Бога. Он служил в Польше с 1920 по 1925 г. и в 1930 г. основал Библейский институт в Данциге, который обучал служителей-пятидесятников из разных уголков Восточной Европы. Многие недавно созданные пятидесятнические церкви, в основном в восточной Польше, объединились в Союз христиан евангельской веры Польши в 1929 г. [Lбfstedt 2011].

В 1939 г. после присоединения Советским Союзом части территорий Польши, которые сейчас являются западными областями Белоруссии, Украины и восточной Литвы, многие пятидесятнические общины, принадлежавшие Польскому союзу, оказались в другом государстве. Хотя эти общины также страдали от советских репрессий, пятидесятническое движение в целом утвердилось в этих западных регионах более прочно, чем в других частях Советского Союза. Во время Второй мировой войны части Белоруссии и Украины находились под контролем нацистов, сообщает Торстен Лёфстедт (Швеция), и некоторым пяти-десятническим группам было разрешено официально зарегистрироваться в нацистском оккупационном правительстве [Lбfstedt 2011].

В Польше после вторжения немецкой армии собрания пятидесятников были запрещены. Поэтому они собирались для молитв в жилых домах. Некоторые верующие были депортированы в Германию, откуда они вернулись только после окончания войны. До Второй мировой войны евангельское пятидесятничество было самой многочисленной пятидесятнической церковью в Польше. Она насчитывала около 20 тыс. верующих, 500 церквей и церковных центров11. Его институциональным рождением стал съезд представителей пятидесятнических церквей в Старой Чолнице под Луцком в мае 1929 г., на котором объединились церкви из центральной и восточной Польши. Генезис обоих центров пятидесятни-ческого движения в Старой Чолнице, из приграничных

О а

Э О

5

к 0Í

6 Христианин. Ленинград. 1925. № 5. С. 58-59.

7 Баптист. 1927. № 5. С. 18-21.

8 Евангелист. Одесса. 1928. № 1. С. 22-24.

9 Пиетизм (от лат. pietas - благочестие) - течение в протестантизме, для которого характерна высокая эмоциональная религиозность на основе молитвенного созерцания и глубокого размышления над текстами Библии.

10 Historia Koscioia - Kosciói Zielonos'wi^tkowy w PL™

11 Ibid.

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири

районов и из центральной Польши, был разным. Пятидесятнические церкви в центральной Польше собирали главным образом верующих немецкой национальности и были созданы не без влияния англосаксонских миссионерских организаций. С другой стороны, пятидесятнические церкви в приграничных районах были созданы в основном в результате деятельности реэмигрантов из Америки12. На конференции в Старой Чолнице было избрано руководство церкви. Главой правления стал А. Бергхольц из Лодзи, которая стала резиденцией верховной власти13. До Второй мировой войны Церковь была многонациональной, поэтому, например, она издавала свои журналы на нескольких языках: в Лодзи - "Р^уБЦр" на польском языке под редакцией Артура Бергольца, в Тарнополе - «Евангельский голос» под редакцией Г. Федишина на украинском, а в Гданьске -«Примиритель» на русском [Франчук 2002: 609].

Возвращаясь к России, следует отметить, что судьба И. Е. Воронаева (Черкасова) связана с Западной Сибирью и драматическими обстоятельствами. Н. П. Черкасов стал известен в истории ХВЕ как И. Е. Воронаев после получения поддельного паспорта. Его судили в царской России за отказ от несения воинской службы по религиозным мотивам, он бежал от суда в Сибирь, где единоверец отдал ему свои документы. Четыре года И. Е. Воронаев, еще баптист, скитался по Сибири. Из Омска Воронаевы перебрались в Ново-Николаевск, а оттуда - в Иркутск.

В 1929 г. на II съезде Союза безбожников атеистическая работа была провозглашена важнейшим участком классовой борьбы. В 1930 г. И. Е. Воронаев (уже пастор и миссионер пятидесятнической церкви) и его единомышленники были арестованы и отправлены в ссылку. В 1936 г. был вторично арестован и отправлен в лагерь под Мариинском. 2 ноября 1937 г. особым совещанием НКВД отец русского пятидесятничества И. Е. Воронаев был осужден в третий раз и приговорен к расстрелу. В Мариинске (Кузбасс) 3 августа 2018 г. состоялось торжественное открытие памятного знака протестантскому подвижнику, одному из основателей российского пятидесятничества И. Е. Воронаеву14. К середине 1930-х гг. движение пятидесятников стало запрещенным и децентрализованным религиозным движением. Примечательно, что определенная часть русскоязычных пятидесятников продолжала организованную

деятельность в Польше и Прибалтике до оккупации этих регионов нацистской Германией и Советским Союзом в 1939-1940 гг. [Панченко 2013: 218-228].

Христиане веры евангельской в послевоенное время

После войны в Польше первая конференция в 1945 г. была созвана в Бытоме, а следующая - в Лодзи. На конференции в Лодзи был назначен новый церковный совет. Таким образом, правление возглавил Ю. Черский, который также входил в руководство церкви в довоенный период. В 1950-1953 гг. большинство пятидесятнических активистов были заключены в тюрьму властями Польской Народной Республики в рамках репрессивных действий против религиозных общин в Польше. Арест всех их произошел ночью 20 сентября 1950 г. В 1953 г. эта большая пятидесятническая община, уступив давлению властей, была вынуждена присоединиться к Объединенной евангелической церкви, существующей с 1947 г.

Схожие процессы происходили в СССР. Государство проводило политику слияния протестантских деноминаций с целью унификации и подчинения единому центру для простоты контроля и управления. В 1945 г. с 19 по 27 августа состоялось совещание глав различных общин пятидесятников. Необходимость съезда обуславливалась желанием руководства религиозных объединений получить легальный статус. Союз христиан евангельской веры и Союз евангельских христиан-баптистов отмечали, что порядок обрядовых действий имеет схожие черты и существенно не отличается. Камнем преткновения являлись глоссолалии, обсуждению которых и было уделено большее время. Общим решением являлось то, что «незнакомый язык без истолкования остается без плода, о чем ап. Павел очень ясно говорит. обе стороны пришли к соглашению воздержаться от незнакомых языков в общественных собраниях. обе стороны согласились вести воспитательную работу против такого рода явлений»15.

Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВС ЕХБ) признавался высшим органом управления общин. Однако наиболее принципиально настроенные представители пятидесятников-воронаевцев отказались вступать в данный союз и не признавали Августовское соглашение, к ним присоединились и «смородинцы». Также лишь формально подписали это соглашение

12 Ibid.

13 Фотография ХВЕ 1938 г. Гайновский район (Польша). Historia Kosciola - Kosciól Zielonoswiqtkowy w PL...

14

Памятный знак Ивану Воронаеву открыт в Мариинске. Централизованная религиозная организация «Российский объединенный Союз христиан веры евангельской» (пятидесятников). 07.08.2018. URL: https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1475534 (дата обращения: 02.03.2022).

15 Братский вестник. Москва. 1945. № 3. С. 17-19.

га О Я 13 О о er

Р

м Л S

TI

S О со X

о

П

о

Л S н S J3 м о

о

5<

S X

н

м Л

Л

м н

У

А Л

er X

О

5<

И

О

н

о р

S S

lb

cript

Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia

Oi О E-

<

D EU К

к E-

C

z <

< и

и главы некоторых религиозных групп. Так, А. И. Бидаш с целью укрепить свою позицию на территории Украины, подорванную во время оккупации нацистами, только на бумаге исполнял договор [Москаленко 1973: 73]. В 1956 г. в Харькове состоялся нелегальный съезд, на нем присутствовали представители общин Украины, Молдавии и РСФСР. Съезд призвал все пятидесят-нические организации выходить из состава ВС ЕХБ, проводить самостоятельные молитвенные собрания, обращаться в местные и центральные органы власти с заявлениями о самостоятельной регистрации и образовании отдельного пятидесятнического центра [Панченко 2013: 228].

В Западной Сибири внушительная часть ХВЕ отказалась от слияния. В Омской области практически все общины и группы отторгли союз, при этом на каждом совещании руководителей ХВЕ подтверждая свое решение16. Не пошли на компромисс ряд общин Кузбасса и Алтайского края. Практически все время советского периода Церковь ХВЕ была вне закона. Маргинальный статус объединения неизменно вызывал судебные и административные преследования, которые сопровождались пропагандистской кампанией, призванной сформировать общественное мнение о пятидесятниках как об изуверской секте. Наиболее высокая концентрация пятидесятников в Западной Сибири локализовалась в Кузбассе (11 общин и 5 групп) и Омской области (табл.17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одной проблемой, связанной с негативным восприятием пятидесятников в обществе, помимо глоссолалий,стали пророчества, которые получили активное распространение в 1950-1970-х гг. Было популярно предсказание о новом спасительном ковчеге. В 1955 г. пророки Крыма распространяли сведения, что на полуостров приплывут корабли из «заморской страны» и заберут всех тех, кто был крещен святым духом, и переправят их в «землю свободную». На этой земле их будет ждать райская жизнь. Однако ни один корабль так и не явился. Подобные пророчества были в ходу и на территории Эстонии, в их интерпретации судно должно было их увезти «навстречу Иисусу Христу, грядущему за Своей невестой» [Слободяник 2000: 50]. Пророчества распространялись до Сибири и Дальнего Востока, возбуждали эмигрантские настроения и соответствующие действия [Дударенок, Островская 2017], на что резко негативно реагировали власти.

Табл. Количество учтенных общин и групп ХВЕ в Западной Сибири на 1 января 1962 г.

Tab. Pentecostals in Western Siberia: community populations, January 1, 1962

Регионы Количество религиозных объединений Всего человек

общины группы

Алтайский край 1 1 50

Кемеровская область 11 5 720

Новосибирская область 1 3 60

Омская область 3 4 200

Томская область 2 5 125

Тюменская область - 2 30

Всего 18 20 1185

К середине 1960-х гг. у руководства СССР наступает понимание того, что администрирование и репрессии лишь усугубляют проблему государственно-конфессиональных отношений. Пересматривается трактовка религиозного законодательства. В журнале «Социалистическая законность» за 1965 г. приводится пример, из которого следует, что совершение религиозных обрядов в частных домах и изготовление листовок не образуют состава преступления18. С этого времени начинают осторожно разрешать регистрацию автономных общин ХВЕ, но только «умеренным», тем, кто продемонстрировал свою лояльность власти. Однако оставались объединения ЕХБ, которым было вполне комфортно в подпольном состоянии, они принципиально не собирались идти на уступки государству, продолжали свое противостояние с ним.

Пятидесятники в постсоциалистическое время

22 мая 1987 г. в Польше на последнем XII синоде Объединенной евангелической церкви после братских, спокойных и не бурных дискуссий было принято решение о роспуске религиозной федерации, созданной после Второй мировой войны под давлением властей по советскому образцу [Pasek 1992]. Решение о роспуске Объединенной евангелической церкви было утверждено 1 февраля 1988 г. решением тогдашнего Управления

О а

Э О

5

к а

16 Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 2603. Оп. 1. Д. 24. Л. 13; Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 17. Оп. 1. Д. 7250. Л. 83.

17 Подсчитано по: Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 321. Л. 42-43; Д. 323. Л. 21-32; Д. 339. Л. 14-30; Д. 344. Л. 65-80; Д. 355. Л. 82-85; Д. 356. Л. 48-54; Д. 368. Л. 34-42; Д. 370. Л. 29-30; Д. 373. Л. 8-11.

18 Необоснованное привлечение к уголовной ответственности по ст. 227 УК РСФСР лиц, занимающихся религиозной деятельностью. Социалистическая законность. 1965. № 2. С. 89.

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири

по делам религий19. В тот же день решением вышеуказанного Управления была зарегистрирована независимая Пятидесятническая церковь в Польше, в которую вошли бывшие церкви пятидесятников из Цешина, Твердых христиан и бывшая Евангельская христианская церковь, за исключением церквей т.н. Люблинской группы, которая сохранила свое прежнее название и получила независимую регистрацию. С 1 февраля 1988 г. пятидесят-ничество снова стало независимой единицей в Польше. После обретения независимости пятидесятническая церковь вновь пережила интенсивное развитие: в 1988 г. она насчитывала 82 церкви, в 2020 г. - 220 церквей с около 20 тыс. верующих20. В современное время пятидесятники в Польше состоят не только в одной церкви, но и входят в независимые общины. Основной организационной единицей у польских пятидесятников является церковь, которая представляет собой местную общину верующих. Ее возглавляет пастор и совет пресвитеров. Духовенство церкви выполняет следующие функции: пастор, евангелист, проповедник, учитель Слова Божьего, глава церковной повестки дня, окружной пресвитер, главный пресвитер. Пятидесятническая церковь в Польше разделена на церковные округа, которые возглавляют окружные пресвитеры. Высшим органом власти Церкви является Синод, который избирает пресвитера-главу Церкви и по его представлению назначает остальных членов пресвитерии Высшего Церковного Совета.

Согласно информации М. Рынковского, на 2002 г. в Польше насчитывалось 186 общин, 324 священнослужителя и 20027 прихожан [Рынковский 2009: 447]. М. Моравчикова отмечает, что в Словакии в 1991 г. число прихожан было в районе 1116, а в 2001 г. - 3905 человек, рост почти в 3 раза связан с распространением миссионерской деятельности на территории Словакии, а также с ослаблением государственной политики в отношении церкви [Моравчикова 2009: 510]. К концу ХХ в. в ряде стран Восточной Европы была задействована система договоров с властью, взаимные соглашения с которой играют важную роль в выстраивании социальной политики. Всё чаще распространяется тенденция, в том числе и в системах, где преобладает прерогатива контроля и управления религиозными объединениями со стороны государства, к признанию права на самоопределение общин [Рынковский 2009: 455-457].

В СССР Августовское соглашение продолжало действовать до 1989 г., когда пятидесятники, так же как и в Польше в 1987 г., официально вышли из состава объединенной организации ВС ЕХБ. Однако большинство церквей находилось в положении «нерегистрированных»

до начала 1990-х гг. Только после принятия 25 октября 1990 г. закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» часть общин пятидесятников стала легализовать свою деятельность. Наиболее влиятельный союз «консервативных» пятидесятников, Объединенная церковь ХВЕ, до сих пор традиционно не обращается в федеральные или территориальные органы государственной регистрации для легализации общин. Ранее адептов данной церкви назвали или «нерегистрированными пятидесятниками», или по именам своих лидеров - «воронаев-цами», «федотовцами» и т. д. В 1990-е гг. определенный импульс в развитие движения в России придало появление из-за рубежа пятидесятников харизматического направления, на что неодобрительно отреагировала российская и тем более православная общественность. К концу ХХ в. в пятидесятническом движении в России сложилось три основных направления: традиционалисты, умеренные и харизматы (неопятидесятники).

Заключение

Формирование пятидесятнических общин в Восточной Европе первоначально осуществлялось преимущественно за счет миссионерства из США в связи с отсутствием надлежащих кадров, кандидатов, способных возглавить приходы. Немаловажную роль в динамичном развитии движения ХВЕ в Европе и России играли харизматичные лидеры движения, такие как Т. Барратт, Н. П. Смородин, И. Е. Воронаев, Г. Шмидт и др.

Рост количества и численности пятидесятнических церквей на территории современной России (СССР) на протяжении всего ХХ в. во многом связан с деятельностью как местных проповедников, так и проповедников из стран и территорий бывшего СССР (Украины, Белоруссии), а также иностранных миссионеров западных стран. Прирост адептов движения осуществлялся за счет прозелитизма (переманивания) и обращения членов других религиозных объединений (баптистов и евангельских христиан). Определяющую роль в организации общин как на территории Российской Европы, так и Западной Сибири определила деятельность И. Е. Воронаева (Н. П. Черкасова) как зачинателя пятидесятнического движения в России (СССР).

В послевоенный период характерно активное вмешательство государств социалистического лагеря в дела общин, контроль, а чаще препятствие свободной деятельности. В целях пропаганды атеизма применялись средства по очернению и дискредитации общин и отдельных верующих. Следует выделить основные черты пятидесятников, которые вызывали в обществе

га О Я 13 О о ет

Р

м Л

Т1

О

03

ас о

П

о

Л

н

Л

м О

о

5

ас н

м Л

Л

м н

У

А Л

04

эс о

И

о н

о р

5

19 Historia Ко'сю}а - Ко8'с1б} Zielonos'wцtkowy w PL.

20 М.

lb

cript

Pentecostals in Eastern Europe and Western Siberia

Oi О E-

<

Э EU К

к E-

C

z <

< и

о

a

D CD

5

к a

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.

Финансирование: Публикация подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 19-18-00023 «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в XIX-XX вв.».

Financing: The research was supported by the Russian Science Foundation as part of grant Project No. 19-18-00023: Religion and Power: Historical Experience of State Regulation of Religious Communities in Western Siberia and Adjacent Regions of Kazakhstan in the XIX-XX Centuries.

особое противоречивое (негативное) отношение к их деятельности: проведение тайных собраний; распространение буклетов и писем религиозного характера; практика глоссолалий; активная пророческая деятельность; энергичная миссионерская деятельность, являющаяся долгом каждого пятидесятника.

В ряде стран госструктуры вынуждали пятидесятников слиться с баптистами и евангельскими христианами (Объединенная евангелическая церковь в Польше и ВС ЕХБ в СССР). Незарегистрированные объединения подвергались преследованиям. Это касалось прежде всего лидеров и активистов движения.

В постсоциалистический период в каждом государстве Восточной Европы пятидесятническое движение и его разветвленные направления со множеством названий развивались своим путем, при этом необязательно копируя тот источник, из которого оно возникло. Крайне сложно разделить пятидесятническое движение на какие-либо подгруппы, это можно сделать лишь условно, т.к. внешне богослужение у различных течений может быть схожим, а по происхождению это могут быть разные церкви. Немаловажное значение в вопросе развития движения играла та модель вероисповедной политики, которую избрали государственные органы той или иной страны: от комплиментарной к партнерской, договорной, нейтральной, фискальной, антагонистической и др.

Литература / References

Горбатов А. В. Государство и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.). Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-3. С. 68-73. [Gorbatov A. V. State and Pentecostalist's societies in Siberia, 1945-1970th. Izvestiya of Altai State University, 2008, (4-3): 68-73. (In Russ.)] https://elibrary.ru/kxmqpn Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Положение религиозных общин Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики середины 1950-х - первой половины 1960-х гг. Новейшая история России. 2022. Т. 12. № 2. С. 477-490. [Dashkovskiy P. K., Zibert N. P. The situation of religious communities in Western Siberia in the context of the state confessional policy in the mid-1950s - early 1960s. Modern History of Russia, 2022, 12(2): 477-490. (In Russ.)] https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2022.213 Дударенок С. М., Островская О. П. Феномен религиозной миграции: пятидесятники на советском Дальнем Востоке в 1940-50-е годы. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2017. № 3. С. 174-186. [Dudarenok S. M., Ostrovskaya O. P. The phenomenon of religious migration: Pentecostals in the Soviet Far East in the 1940s-1950s. Vestnik LGU imeni A. S. Pushkina, 2017, (3): 174-186. (In Russ.)] https://elibrary.ru/zowlbb Дударенок С. М., Федирко О. П., Поспелова А. И., Потапова Н. В., Островская О. П., Синичкин А. В. История христиан веры евангельской (пятидесятников) Дальнего Востока России (1920-е - конец 1980-х гг.). М.: Терция, 2018. 464 с. [Dudarenok S. M., Fedirko O. P., Pospelova A. I., Potapova N. V., Ostrovskaya O. P., Sinichkin A. V. History of Evangelical Christians (Pentecostals) of the Russian Far East (1920s - late 1980s). Moscow: Tertsiia, 2018, 464. (In Russ.)] https://elibrary.ru/snryvv Зиберт Н. П. Деятельность протестантских общин на территории Сибири в 1920-е годы. Религиоведение. 2018. № 1. С. 22-28. [Zibert N. P. The activities of Protestant communities in Siberia in the 1920s. Religiovedenie, 2018, (1): 22-28. (In Russ.)] https://elibrary.ru/xulehr Моравчикова М. Государство и церковь в Словакии. Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений), отв. ред. А. А. Красиков. М.: ИЕ РАН, 2009. С. 507-543. [Moravcikova M. The state and the church in Slovakia. States and religions in the European Union: Experience of state-confessional relations, ed. Krasikov A. A. Moscow: IE RAS, 2009, 507-543. (In Russ.)]

Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири

Москаленко А. Т. Пятидесятники. 2-е изд. М.: Политиздат, 1973. 201 с. [Moskalenko A. T. Pentecostals. 2nd ed. Moscow:

Politizdat, 1973, 201. (In Russ.)] Одинцов М. И. Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой. История Пятидесятнической церкви в России, XIX-XX вв. М.: РОИР, 2012. 498 с. [Odintsov M. I. "But you will receive power when the Holy Spirit has come upon you..." The history of the Pentecostal Church in Russia, XIX-XX centuries. Moscow: RSRR, 2012, 498. (In Russ.)] https:// www.elibrary.ru/qwbvdb

Панченко А. А. «Трясуны»: дисциплинарное общество, политическая полиция и судьбы пятидесятничества в России. Антропологический форум. 2013. № 18. С. 223-255. [Panchenko A. A. "Shakers": disciplinary society, political police, and the fate of Pentecostalism in Russia. Antropologicheskij Forum, 2013, (18): 223-255. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/rdtbkj

Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных регионах Казахстана в XIX-XX вв., отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул: АлтГУ, 2021. 330 с. [Religion and Power: the historical experience of state regulation of the activities of religious communities in Western Siberia and adjacent regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries, ed. Dashkovskiy P. K. Barnaul: AltSU, 2021, 330. (In Russ.)]

Рынковский М. Государство и церковь в Польше. Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений), отв. ред. А. А. Красиков. М.: ИЕ РАН, 2009. С. 447-470. [Rynkovski M. The state and the church in Poland. States and religions in the European Union: Experience of state-confessional relations, ed. Krasikov A. A. Moscow: IE RAS, 2009, 447-470. (In Russ.)] Слободяник В. А. Очерки по истории пятидесятничества (с комментариями). Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ, 2000. 320 с. [Slobodyanik V. A. Essays on the history of Pentecostalism (with comments). Irpen: Irpen Bible Seminary AUC ECB, 2000, 320. (In Russ.)] g

Федорович А. В. Христиане веры евангельской (пятидесятники) в 1950-1960-х гг. (на примере общины Яшкин- р ского района в Кузбассе). XXII Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовского государственного университета. О (Нижневартовск, 6-7 апреля 2020 г.) Нижневартовск: НВГУ, 2020. Ч. 3. С. 154-156. [Fedorovich A. V. Christians ы of the Evangelical faith (Pentecostals) in the 1950s and 1960s in Yashkino district, Kuzbass. XXII All-Russian Sci.-Prac. Conf. of Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, 6-7 Apr 2020. Nizhnevartovsk: NVSU, 2020, 154-156. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/rpoicy Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. К.: Свианкова Зоря, 2002. Т. 1. 652 с. [Franchuk V. Russia asked for С rain from the Lord. Kiev: Svitankova Zoria, 2002, vol. 1, 652. (In Russ.)] Н

Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в кон- Й тексте государственной политики в XX - начале XXI в., ред. П. К. Дашковский. Барнаул: АлтГУ, 2019. 268 с. _ [Ethnoreligious processes in the cross-border space of Western Siberia, Kazakhstan and Mongolia in the context of state- Л confessional policy in the XX - the beginning of the XXI centuries, ed. Dashkovskiy P. K. Barnaul: AltSU, 2019, 268. И (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/rvkbsw И

Ahlstrom S. E. A religious history of the American people. 2nd ed. Yale University Press, 2004, 1216. Е

Beardsley F. G. The history of Christianity in America. NY: American Tract Society, 1938, 244. К

Kaminski M. Kosciol zielonoswiqtkowy w Polsce w latach 1988-2008. Warszawa: Arka, 2012, 214. Й

Lofstedt T. Pentecostal and Charismatic Denominations in Russia. The East-West Church & Ministry Report, 2011, и 19(1): 9-11. И

Lofstedt T. Religious revival among Orthodox and Pentecostals in Russia: Causes and limitations. Religion, State т

and Society, 2012, 40(1): 92-111. https://doi.org/10.1080/09637494.2011.647458 Pasek Z. Ruch zielonoswiqtkowy. Krakow: NOMOS, 1992, 174. Е

Robbins J. The globalization of Pentecostal and Charismatic Christianity. Annual Review of Antropology, 2004, 33(1): Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

117-143. https://doi.org/10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421 Tomaszewski H. R. Zjednoczony Kosciol Ewangeliczny 1947-1987. Warszawa: KOMPAS II, 2009, 341.

117-143. https://doi.org/10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421 >

i=

Tyminski M. Kosciol Zielonoswiqtkowy w Polsce. Wroclaw: Misja "Zycie", 1999, 196. °

Yong A. Discerning the spirit(s): A Pentecostal - charismatic contribution to Christian theology of religions. Sheffield S<

Academic Press, 2000, 143. C

T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.