Научная статья на тему 'Пять уроков по мировому кризису: от анализа причин и прогнозных оценок к антикризисным действиям'

Пять уроков по мировому кризису: от анализа причин и прогнозных оценок к антикризисным действиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А И. Татаркин, Д А. Татаркин

«Благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности»2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пять уроков по мировому кризису: от анализа причин и прогнозных оценок к антикризисным действиям»

А.И.Татаркин

академик РАН; Д. А. Татаркин,

к. э. н., зав. сектором; г. Екатеринбург

ПЯТЬ УРОКОВ ПО МИРОВОМУ КРИЗИСУ: ОТ АНАЛИЗА ПРИЧИН И ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК К АНТИКРИЗИСНЫМ ДЕЙСТВИЯМ1

«Благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности»2.

УРОК ПЕРВЫЙ: ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МИРОВЫХ КРИЗИСОВ

Современный этап развития мировой экономики характеризуется качественными структурными изменениями, ускоренно осуществляющимися под воздействием, с одной стороны, - углубляющегося противоречия между расширяющейся интеграцией стран в мировое сообщество с новыми межгосударственными правилами и нормами поведения и стремлением этих стран сохранить экономическую самостоятельность, национальную независимость и самобытность. С другой - обостряющегося противоречия между объемом мировых финансовых ресурсов и объемами производства товаров, услуг и работ. Системное значение названных противоречий актуально обсуждается в литературе3 и может быть сведено к следующему:

• обострение названных противоречий уси-

1 Статья была подготовлена в рамках Программы РАН (№ 27) «Разработка стратегии комплексного социально-экономического освоения малоизученных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского Севера» (координаторы: акад. РАН А.Г. Гранберг и акад. РАН А.И. Татаркин). Опыт Российской Федерации.

2 Послание Президента РФ Законодательному собранию РФ 2ноября 2009г.

3 Татаркин А.И. Мировой финансовый кризис и возможности реального сектора экономики. - «Экономические науки современной России». 2010, №1. с. 3-10; Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Причины мирового финансового кризиса и сценарии развития России. - «Российский юридический журнал». 2009, №2 с. 124-139

ливает дисбалансы в развитии мировой экономики и обуславливает возникновение мировых и национальных экономических кризисов (политических, экономических, энергетических, структурных, финансовых и др.);

• ускоренное развитие второго противоречия - между объемом финансовых ресурсов и товарным их покрытием объясняет начало любого системного мирового экономического кризиса с его финансового сегмента.

Отрыв финансового сектора от производственного огромен и продолжает увеличиваться. По оценкам Р.С. Гринберга, высказанных на страницах «Новой газеты», лишь 2-3 процента общего объема финансовых операций приходится на обслуживание реального сектора экономики. Никто с уверенностью не может сказать, много это или мало. Очевидно другое. Использование на «самообслуживание» финансового сектора 97 процентов финансовых ресурсов выводит это обслуживание на приоритетные позиции, что позволяет ограниченному кругу «избранных лиц» извлекать из него и посредством него колоссальные доходы, доводя остальные сферы экономики и общественной жизни до кризисного состояния.

Особый импульс обострению противоречий и возрастающему разрыву между финансовым и

реальным секторами мировой экономики придали деривативы (сумма виртуальных финансовых сделок без реального обеспечения товарными потоками), особенно возросшими в 2008г. По оценкам С.Н. Бабурина, их объем за 2008 год превысил 600 трилл. долл. при производстве мирового ВВП на уровне 55 трилл. долл.4. М. Дмитриев, президент Центра стратегических разработок считает, что «рынок деривативов ... в 20 раз превышает мировой ВВП»5.

Приведенные оценки дают основание утверждать, что мировое сообщество столкнулось с качественно иными условиями функционирования экономической системы, чем на всех предыдущих этапах ее развития.

В чем проявляются эти качественные изменения? И как они влияют на цикличность и системность кризисов?

Прежде всего, в опережающем развитии финансового капитала и увеличивающемся разрыве между его объемами и объемами товарной продукции, что неизбежно привело к формированию спекулятивного (не обеспеченного товарной массой) капитала, рост которого отразился на структуре мировой экономики, углубив и усилив процессы ее дестабилизации. По мере увеличения объема, спекулятивный капитал все в большей мере вовлекается в функционирование национальных экономик, проникая во все сферы и фазы воспроизводственного цикла. Но поскольку он не обеспечен реальными ресурсами, то на его основе невозможно поддерживать устойчивое и сбалансированное развитие реального сектора экономики. Направление на развитие реального сектора экономики даже 10% мирового финансового капитала в состоянии полностью исчерпать все возможности его товарного покрытия, стимулирует резкий рост цен на товары и неизбежно приведет экономику к очередному финансовому кризису. Последнее обстоятельство особенно важно для понимания глубины и масштабности финансового и экономического кризиса в России. С одной стороны, любой мировой кризис в условиях опережающего роста спекулятивного финансового капитала всегда начинается с финансового кризиса, который неизбежно вызывает обострение кризисных явлений во всех других сферах и сегмен-

4 Влияние глобализации на развитие экономики и культуры: перспективы России и Германии. Материалы международной научной конференции. 13-15 ноября 2008г. Германия, г. Дрезден. 2008. с. 18

5 Дмитриев М. нынешний кризис как идеальный шторм. - «Изве-

стия». 2008, 9 декабря.

тахэкономики. Нынешний финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, очень быстро проник в отрасли реального сектора экономики и подобно вирусу обусловил и обострил ряд негативных процессов - от сокращения производства и численности работников, свертывания производственных программ, перепрофилирования - до банкротства и ликвидации.

С другой - разработка антикризисных мер в этих условиях обязана начинаться и осуществляться с восстановления сбалансированности, а не с его углубления поддержкой финансового и банковского секторов. Затяжной характер экономического кризиса в России объясняется, на наш взгляд, тремя ошибками системного характера, заложенных в пакет антикризисных мер Правительства РФ. Во-первых, ошибочно был оценен кризис 2008 года как исключительно финансовый, а потому и краткосрочный. На самом деле кризис лишь начался с финансового и связанных с ним сегментов рынка (ипотечного кредитования, инвестиционных фондов) превратившись в системный экономический кризис долгосрочного действия. В сферу его воздействия попали и структурные изъяны экономики, и энергетические диспропорции и убогость отечественного продовольственного рынка, и демократический спад в воспроизводстве населения.

Во-вторых, при разработке и обсуждении антикризисных мер были неверно определены приоритеты вывода экономики из кризиса. Вместо поддержки реального сектора экономики за счет ограничения сферы влияния спекулятивного иностранного и отечественного капитала, упор был сделан на поддержку именно банковского и финансового капитала - инкубатора спекулятивного капитала. В результате получили то, что и должны были получить: затяжное и глубокое снижение объемов производства в реальном секторе и колоссальное «растранжиривание» бюджетных средств. По оценкам, из 1,5 трилл. рублей, выделенных банкам в рамках антикризисной программы Правительством РФ, до 500 млрд. рублей (около трети от выделенного) использовано не по целевому назначению6.

Наконец, в-третьих, неверно был определен и использован механизм реализации антикризисных мер. Вместо системы рыночных институтов и механизмов, основанных на залогах, гарантиях и планах-обязательствах, предпочтение отдано использованию административных мер, осно-

6 Глазьев С.Ю.Антикризисная модернизация. Выступление на IV национальном конгрессе. - «Инновации». 2009, № 10 с. 50

ванных исключительно на субъективных оценках. Время кризиса показало, что рыночные процессы наиболее эффективно регулируются и нейтрализуются при объективном выборе приоритетов государственной поддержки и использовании именно рыночных институтов и механизмов поддержки (Таблица 1). Показателен пример Китая, который всю государственную поддержку использовал на развитие реального сектора и поддержание внутреннего спроса, что позволило ему даже в условиях кризиса сохранить высокие темпы экономического развития. Другие страны, кроме России и Китая, от 11 до 60 процентов средств направили на государственные гарантии - наиболее эффективный рыночный институт. И лишь две страны, кроме России, которая направила на поддержку банковского сектора 84 процента всех выделенных государственных средств, оказали господдержку банкам - США и Германия.

Административные регуляторы, в отсутствии планов и обязательств, норм ответственности за нецелевое использование оказались малоэффективными и расточительными, заметно растянув временной лаг восстановления докризисного уровня. Не случайно прогнозные оценки современного экономического кризиса очень противоречивы и легко опровергаемы. Но первоначально обратимся к анализу особенностей современного мирового экономического кризиса.

УРОК ВТОРОЙ: ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

КРИЗИСА

Исследование любой научной или учебной проблемы традиционно начинается с выяснения ее сущности и содержания. Экономисты, прежде всего, пытаются уяснить сущность товара и его

свойства, роль рынка в развитии экономики. Юристы начинают свои познания с оценки сущности права и правовых норм, их содержания и структуры. Представители практически всех общественных наук с разных позиций исследуют сущность и роль государства в социально-экономическом развитии. В этом смысле экономический кризис, как неизбежный спутник рыночной экономики, привлекает интерес представителей разных наук, бизнесменов, государственных и политических лидеров. Ставятся и исследуются проблемы о феномене кризиса как неизбежном спутнике любого рыночного развития (мелкотоварного, капиталистического, монополистического, государственно-капиталистического).

Насколько он неизбежен, объективен и разрушителен, как его обычно представляют в литературе, особенно периодической7

Классическое понимание кризиса как периода времени, в течение которого экономические процессы ограниченно развиваются под воздействием перепроизводства товаров и услуг. Иными словами товаров и услуг в обществе производится значительно больше, чем их можно продать при существующем уровне цен на них и сложившемся уровне доходов различных слоев населения.

Особенностью рыночной системы хозяйствования является не только свобода предпринимательства, которая становится мощным стимулом и источником социально-экономического и всего общественного развития. Рынок порождает и возводит до абсолюта личное потребительство, алчность, склонность к рискам и авантюрным действиям, которые становятся естественными свойствами любой рыночной системы. В погоне

7 Попкова Н. Мировой кризис как предвестник посткапиталистического развития. - «Экономист». 2010, № 2 с. 39-44

^^^^^^Направления, Страны ^—% Производственный сектор Банковский сектор Покупка активов Гос. гарантии

Россия 11 84 5 -

США 11 20 19 50

Великобритания 54 - 8 39

Франция 89 - - 11

Германия 20 20 - 60

Китай 100 - - -

* Генералов Б.В. О преодолении последствий кризиса в России. - «Экономическое возрождение России». 2009. №3 с. 19

Таблица 1

Направления использования государственных средств в условиях кризиса*

за доходами, товаров и услуг в обществе производится значительно больше, чем может потребовать платежеспособный (обеспеченный реальными деньгами) спрос населения и страны импортеры.

В «Капитале» К.Маркс всесторонне исследовал причины, сущность и объективную неизбежность экономических кризисов вообще и кризисов перепроизводства в частности. Он считал их неизбежными спутниками капиталистической рыночной системы хозяйствования.

Именно кризисы призваны «сигнализировать» властным структурам и представителям бизнеса, что и в каком объеме производить, какой должна быть отраслевая и территориальная структура экономики, насколько развит экспорт товаров и услуг, как оптимальны для сложившихся объемов производства доходы населения и уровень цен на товары и услуги, каковы инновационные возможности реального сектора и о некоторых других диспропорциях в социально-экономическом развитии. Экономический кризис в этих условиях может рассматриваться как соответствующая реакция экономики на затянувшиеся бездействия властных структур и бизнеса по восстановлению нарушенного равновесия между предложением и спросом, производством и доходами населения. Капиталистическое рыночное производство, по утверждению К.Маркса, «заключает в себе условия, которые не зависят от доброй или злой воли и которые допускают относительное благополучие. только на короткое время, да и то всегда лишь в качестве буревестника очередного кризиса»8 [23. с. 464].

Между кризисами перепроизводства и современными мировыми экономическими кризисами много общего: и те и другие являются результатом разбалансирования экономических процессов, резко нарушают социальное и политическое спокойствие в обществе, требуют колоссальной мобилизации сил, средств и ресурсов для восстановления устойчивости. Но их нельзя отождествлять. Мировые кризисы по масштабам, характеру протекания, разнообразию форм проявления и последствиям не сравнимы с кризисами перепроизводства. Глобализация вызвала к жизни кризисы в таких сферах, о которых несколько десятилетий назад даже не предполагалось - демографический, экологический, энергетический, сырьевой и др.

Финансовый кризис представляет собой особую и наиболее паразитическую разновидность

8 Маркс К. Капитал. Т. 2. Книга 2. Процесс обращения капитала. -М.: Политиздат. 1974 с. 464

кризиса. С него обычно начинается и стабилизацией системы заканчивается любой мировой экономический кризис. Его суть не в избытке товаров и услуг, их может и не хватать, а в избыточном обращении денег, увеличивающем отрыве цен и тарифов на товары и услуги от реальных затрат на их производство, что снижает реальные доходы населения и перераспределяет их в пользу владельцев спекулятивного капитала.

Спекулятивный капитал по двум каналам обеспечивает свое сверхприбыльное существование. Стимулируя рост цен и тарифов на товары и услуги стабильно расширяющегося спроса путем использования рыночных институтов и инструментов (конкурсов, торгов, посредников и др.), спекулятивный капитал формирует «мыльные пузыри» искусственного роста цен и тарифов, обеспечивая тем самым формирование и присвоение «ценовой ренты». Ценовая рента (Рц) представляет собой разницу между ценой продаж (Ц ) и ценой производства (Ц ):

Р = Ц - Ц .

ц 'п 'пр

Так называемая «спекуляция на спросе» позволяет владельцам фиктивного капитала не только влиять на цены, но и на объем производства, регулируя не только его динамику, но и основные параметры затрат.

Активно поддерживая на фондовых рынках искусственный рост котировок акций и облигаций, часто используя в этих целях государственные органы и бюджетные средства, спекулятивный капитал формирует «мыльные пузыри» повышенного спроса на ценные бумаги компаний, повышая их рыночную стоимость и получая доход от постоянных колебаний курсов акций в виде «курсовой ренты». Курсовую ренту (Рк) можно количественно определить как разницу между рыночной ценой компаний (Цр) и ее реальной (балансовой) стоимостью (Цб):

р = Ц - Цб.

Обобщая сказанное, финансовый кризис можно рассматривать какпериод, в течение которого лопаются «мыльные пузыри» в экономике и происходит крайне мучительное и затратное восстановление нарушенного равновесия между производством и потреблением, спросом и предложением, сверхдоходами финансовых олигархов и доходами населения. Цены перестают давить

г8б ^^ИХАлкАройктисодиёт / международная экономика

на рост затрат на производство товаров и услуг. Рентный доход владельцев спекулятивного капитала принимает более или менее воспринимаемую общественным сознанием величину 15 - 25 - 30 вместо 200 - 300%. Общественная жизнь начинает стабилизироваться. Население и менеджеры вновь начинают считать деньги, отслеживать и регулировать затраты, ориентировать производство на платежеспособный спрос. Повышается исполнительная дисциплина, снижается безработица, активнее развивается производство и решаются социальные вопросы. Хозяева спекулятивного капитала, стряхнув с себя «мыльную пену» вновь начинают лихорадочно искать «бреши» в экономике для прибыльного вложения.

Жизнь со временем входит в обычное русло, и «черные будни» кризиса постепенно забываются. И так вплоть до очередного кризиса...

Спекулятивный капитал лишен национальной принадлежности и не признает государственных границ. Он многолик и интернационален. Ему безразлично, где и в какой форме он будет функционировать. Он с одинаковым азартом будет участвовать в увеличении государственного долга США, формировании финансового рынка России, продолжении военных действий в Ираке и Афганистане, поддержании сомалийских пиратов и других национальных и международных проблемах.

Спекулятивный капитал, по большому счету, не интересует, с кем он будет иметь дела и каким будет механизм этих взаимоотношений -насколько они соответствуют мировым нормам и стандартам. Конечная цель функционирования спекулятивного капитала подчинена интересу его владельцев и направлена на гарантированное сохранение капитала для максимального извлечения монопольно высокого дохода (прибыли, ренты и др.). Политико-экономическое оформление этой цели осуществляется путем установления через международные финансовые институты внешнего контроля над институтами государственной власти развивающихся стран и стран с переходной экономикой, их (государственных институтов) последующего вытеснения и замены международными институтами. Наиболее распространенными методами выступают: втягивание развивающихся стран в процессы неэквивалентного обмена и стабильной долговой зависимости; политическая, идеологическая и финансовая зависимость национальных лиде-

ров развивающихся стран от спекулятивного капитала и другие. Схема использования этих методов проста и освоена такими международными институтами, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк (ВБ) и другие.

В условиях циклического повторения кризисов важно не только отслеживать изменения мировой экономической конъюнктуры, привлекая к этой работе специалистов разных отраслей, исследователей,депутатов, представителей общественности. При этом, на государственном уровне необходимо своевременно и профессионально реагировать на малейшие симптомы кризиса принятием кадровых, управленческих и политических решений, а не «убаюкивать» общественное мнение. То, что этого не было сделано в начале нынешнего кризиса (2008г.) наглядно демонстрирует и глубина кризисных потрясений именно в России и затянувшийся период выхода из кризиса, и большее недовольство населения действиями властей в условиях кризиса (поддержка госорганами повышения тарифов на газ, коммунальные услуги и электроэнергию, к примеру).

Последнее обстоятельство неоднократно обсуждалось на страницах научных журналов и в периодической печати, в адрес законодательных и исполнительных органов власти высказывались предостережения об опасности чрезмерной либерализации экономики и особенно финансового сектора.

В частности, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ М. Эскиндаров и директор Института финансовых рынков Я. Миркин в докладе Правительству РФ предупреждали об опасной тенденции чрезмерного присутствия иностранного спекулятивного капитала в российской экономике, что закономерно усиливает ее неустойчивость к «финансовым сбоям». По их оценкам, иностранные портфельные инвестиции в акции российских финансовых и промышленных компаний возросли с 2000г. более чем в 20 раз, а их суммарная доля в сделках на рынках акций депозитарных расписок и долговых бумагах доходит до 60 - 70 процентов9.

Парадокс нынешнего финансового кризиса в России, на наш взгляд, состоит не в опасности его «подогрева» из-за рубежа ипотечным кризисом в США, например, а в слабости и уязвимости отечественного финансового рынка к спекуля-

9 Эскиндаров М., Миркин Я. Угрозы и мифы финансового кризиса.

- «Финансовый контроль». 2008, № 5. с. 33-34

тивным атакам со стороны мировых финансовых структур. По разным оценкам, более 50 процентов отечественного финансового сектора имеют спекулятивные корни, которые в разы повышают концентрацию рисков, - кредитного, процентного, валютного и других10. Более того, и на это к сожалению не обращают внимания исследователи, последствием мирового финансового кризиса может стать и уже становится обострение кризисных процессов в таких отраслях и сферах отечественной экономики как энергетика, агропромышленный комплекс, демография, экология и некоторые другие.

Особенность нынешнего мирового финансового кризиса в его системном характере. Но эта системность характеризуется, кроме традиционных признаков, новым и недостаточно изученным признаком, - отрицательным воздействием на развитие указанных отраслей и сфер вируса возросшего до критических размеров спекулятивного капитала. Именно спекулятивный капитал формирует обманчивую видимость развития при сокращении натурально-вещественных показателей, роста инвестиций в АПК, энергетику и экологии при снижающейся инновационной их составляющей, снижения эффективности дополнительных вложений (убывающая эффективность) в названые отрасли и сферы.

УРОК ТРЕТИЙ: ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ

КРИЗИСА И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Прогнозные оценки развития мирового финансового кризиса 2008 года давались и продолжают даваться многими специалистами и ведомствами, в том числе и международными финансовыми организациями, призванными всесторонне мониторить развитие социально-экономических и финансовых процессов в глобализируемом мире.

В ноябре - декабре 2008г. и январе 2009 года Международный валютный фонд (МВФ), к примеру, неоднократно высказывал свои прогнозы по перспективам развития мировой экономики и экономики отдельных стран на 2009 год. В частности, первоначальные прогнозы 2008 года фонду пришлось корректировать уже в январе 2009 года, который заявлением его главы Доминика Стросс-Кана вынужден был резко сократить прогнозные возможности экономического роста

10 Дмитриев М. нынешний кризис как идеальный шторм. - «Известия». 2008, 9 декабря. с. 7 Эскиндаров М., Миркин Я. Угрозы и мифы финансового кризиса. - «Финансовый контроль». 2008, № 5. с. 33

мирового сообщества на 2009 - 2011 годы. Отвечая на вопрос, означает ли пересмотр прогноза ухудшение прогнозных ожиданий американской и европейской экономики, он ответил: «... первая половина 2009 года будет плохой, вторая может продемонстрировать некоторое улучшение, но восстановление может начаться только в 2010 году»11.

В марте 2009г. Всемирный банк в лице главного экономиста банка по России Желько Богетича выступил с заявлением о возможном развитии кризисных процессов в мировой и российской экономиках12. По прогнозам банка, мировая экономика значительно ухудшит показатели своего развития в сравнении с прогнозами ноября - декабря 2008г. и января 2009г. Спад производства ВВП в 2009г., прогнозировался на уровне 1,7 процента (на 0,8 процентных пункта выше декабрьского прогноза 2008г.) и станет самым значительным сокращением мирового ВВП за всю послевоенную историю. К основным особенностям мирового кризиса Желько Богетич относит:

глубокую и продолжительную рецессию, которую вынуждены пережить все развитые страны мирового сообщества; значительное замедление экономического развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой объясняется почти шестикратным сокращением объемов внешних инвестиций; цены на нефть в 2009 - 2010 гг. могут колебаться в рамках 45-48 долларов за баррель и лишь после 2010 года могут подняться до отметки 75 долларов за баррель; для России нынешний мировой кризис и по глубине, и по продолжительности является значительно более опасным кризиса 1998 года. Спад производства ВВП Всемирный банк прогнозировал на уровне 4,5 процентов при оценке Минэкономразвития РФ на 2,2 процента. Утешало главного экономиста банка два обстоятельства: запас прочности в виде стабилизационного фонда и неимоверной терпимости российского населения мириться с непрофессионализмом в руководстве страной, России хватит, чтобы пережить кризис и сохранить шансы на развитие.

Реальность 2009 года заставила Всемирный банк в лице Желько Богетича уточнить прогноз-

11 . с. 2

12 Каледина А. Заряд пессимизма: Всемирный банк обрисовал перспективы российской экономики. - «Известия». 2009, 31 марта с. 7.

ные оценки социально-экономического развития России в 2010 и 2011 годах. После падения ВВП в 2009г. на 7,9 процента российская экономика оправится и уже в 2010г. обеспечит рост от 5 до 5,5 процентов. Этот рост будет заметно выше, чем ожидается в экономически развитых странах и чем показатели Минэкономразвития РФ, заложенные в федеральный бюджет на 2010 и 2011 годы - 1,3-3,5 в текущем и 1 -3,6 процента в 2011 году. Но они будут ниже показателей роста экономики в КНР.

В этом году, по мнению аналитиков Всемирного банка13, сработает эффект низкой базы, при котором экономический рост сравнивается с провальным первым кварталом прошлого года. В 2011 году такого уже не будет, потому и темпы экономического роста будут ниже. По прогнозам, наша страна уже в следующем году имеет шанс восстановить докризисный уровень экономического развития под воздействием трех факторов. Во-первых, стабильно возрастающих цен на нефть и другие минерально-сырьевые ресурсы. Во-вторых, государственной политики по повышению зарплаты и пенсий, что увеличивает доходы населения и повышает потребительский спрос на товары и услуги. В-третьих, прогнозируется, что определенный вклад в экономическое развитие внесет и достаточно низкие темпы инфляции.

Наиболее пессимистический прогноз развития российской экономики, данный группой центра стратегического анализа «Росбанка» под руководством М.В. Ершова в аналитическом обзоре «Российская экономика в первом квартале 2009 года», опубликованном в российском журнале14, оказался наиболее близким к итогам ушедшего в историю 2009года. По оценкам авторов 2009 год не мог быть благоприятным для российской экономики, годом по причине неблагоприятных для РФ изменения таких показателей как валютный курс рубля, годовая инфляция и цена нефти. С учетом возможных изменений указанных показателей ВВП в России должен был сокращаться не менее чем на 2,2 процента, промышленное производство - на 7,4 процента, а машиностроение - на 8,3 процента. Прогнозировалось сокращение объемов инвестиций на 13,8 процента, и реальной заработной платы населения на 4,1 процента. Прогнозировался рост цен и тарифов на 5-11 процентов и более,

13 Арабов П. Экономика взошла. - «Известия». 2010, 25 марта, с. 6

14 Ершов М.В. и др. Российская экономика в первом квартале 2009

года. - «Российский экономический журнал». 2009, № 3 - 4, с. 92

объемы кредитования нефинансового сектора прогнозировались на уровне 8,9 процента.

Авторы прогноза высказали предупреждение, что госорганы и бизнес должны быть готовы к использованию нетривиальных мер, адекватных весьма вероятным качественным изменениям внутренних и внешних обстоятельств. Высказывались рекомендации по применению весьма широкого набора механизмов и инструментов воздействия на сложившуюся кризисную ситуацию.

Квартальный прогноз развития российской экономики в 2009 - 2013 гг., осуществленный сотрудниками Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 19.02.2010г. под руководством М.Н. Узякова15, предусматривает рост ВВП России в текущем году на 7,5 процента, в 2011 г. на 5,1%, 2012 - на 2,2% и в 2013г. на 2,4 процента при росте мировых цен на нефть соответственно с 79 долл. за баррель в 2010г. до 85 в 2011г., 92 долл. в 2012г. и 100 долларов за баррель в 2013 году.

При всей противоречивости прогнозных оценок сложности выхода российской экономики на траекторию устойчиво сбалансированного, инновационно поступательного и социально ориентированного развития, это зависит от многих обстоятельств. Среди них первоочередными являются реструктуризация и ускоренная модернизация экономики на принципиально новой технической и организационной основе, подготовка инновационно ориентированных менеджеров и специалистов, организация постоянно действующего мониторинга общественного развития и влияния на него различных внешних и внутренних процессов и обстоятельств.

В перечне приоритетов, способных обеспечивать устойчивое развитие российской экономики есть необходимость особо выделить одно обстоятельство:

ни представители международных организаций, ни властных структур отдельных стран, ни тем более большая часть населения до сих пор не в состоянии (часто из-за нежелания и страха ощутить на себе более серьезные последствия кризиса) объективно оценить всю глубину и масштабность мирового финансового и экономического кризиса как системного и долгосрочного. Можно приглушать отдельные очаги в одном месте (сфере, отрасли), но тут же или через

15 Прогноз индикаторов экономики РФ: 2009 - 2013 гг. Квартальный прогноз. Руководитель М.Н. Узяков. - М.: изд. ИНХП. 2010, № 17 с. 1, 6, 15

f V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

небольшой отрезок времени они возникнут (и уже возникают!) в другом - энергетике, АПК, экологии, образовании и воспитании и т.д.

Именно поэтому прогнозные оценки мирового кризиса и меры по его нейтрализации часто ограничиваются тактическими и конкретно точечными организационно-экономическими мерами. Усилия стран по нейтрализации нынешнего кризиса больше похожи на «тушение пожара» на конкретном объекте без устранения и нейтрализации причин подобных пожаров в будущем.

Нынешний же мировой экономический кризис, по нашему мнению, требует серьезного и более глубокого теоретико-методологического анализа по двум причинам. Первая - его источником и причиной являются не только и не столько финансовые диспропорции и «мыльные пузыри» развития16, сколько кризисная несостоятельность либерально-рыночной модели развития отдельных стран и мирового сообщества в целом.

Задача власти, совместно с наукой, бизнесом и представителями общественности видится в серьезной переоценке теоретико-методологической модели (а следовательно и сценариев) социально-экономического развития как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом. И начинать эту переоценку надо с публичных пересмотров теоретических лозунгов «ухода государства из экономики», «приоритетного развития финансового сектора», «саморегулируемости рынка», сокращения госрасходов на соцразвитие, перекладывание на население расходов по ЖКХ, образованию, здравоохранению, пенсионному обеспечению и других постулатов и догм либерального рынка как вечных и не требующих пересмотра.

Оценка состояния мировой экономики последних лет может быть основана только на постоянном расширении и углублении процессов либерализации финансовых институтов и чрезмерным расширением границ и возможностей рыночных агентов. Роль государственного контроля и регулирования ограничивалась политическими, законодательными и организационно-финансовыми мерами по «расширению рыночного пространства» и «освобождению рыночных институтов» от всего, что мешало им функционировать в интересах максимизации прибыли. Это обстоятельство признал

16 Татаркин А.И. Пути преодоления кризиса: Моральный аспект. -«Вестник Уральского отделения РАН: наука, общество, человек». 2009, №1 с. 18-20

и президент экономического форума в Давосе Клаус Шваб подчеркнув, что ничто «не может заменить разумное конкурентное вознаграждение ... прибыль ... как основную движущую силу бизнеса»17

В условиях разразившегося кризиса все без исключения повернулись к государству, требуя от него «решительных мер» по наведению порядка, спасению бизнеса и восстановлению рыночных ценностей. «Глобальным игрокам, -утверждал на экономическом форуме в Давосе президент Швейцарской Конференции Ханс-Рудольф Мерц, - надо принять новую систему надзора и регулирования» ибо традиционные (общечеловеческие) «нормы поведения были принесены в жертву прибыли»18. Еще более категоричен Президент Франции Н. Саркози, который как председательствующий во второй половине 2008 г. в ЕС, призвал пересмотреть всю действующую мировую финансовую систему и постепенно перейти «к регулируемому капитализму». «Необходимо, - заявил он, найти новый баланс между Государством и рынком. и выработать средства регулирования экономики в эпоху глобализации». По его мнению, господствующее в мире утверждение, что «рынок всегда прав - безумно», а принцип laissez-Faire остался в архивах ХХ века, уступив место «регулируемому капитализму»19. В этом же духе выдержано интервью директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана, данное газете «Хадельсблат» 20 апреля 2009 года. «Я не хотел бы говорить, что мы переживаем конец рыночной экономики. Это было бы странное предложение. Однако мы определенно находимся в конце представления о том, что рынок может сам себя регулировать»20.

О чем свидетельствуют приведенные высказывания? И насколько они подтверждают идею о закате эры рыночного саморегулирования?

Подобная «рефлексивная» реакция на происходящие кризисные события со стороны представителей либеральных рыночников объясняется, на наш взгляд, не только и не столько их желанием сохранить любой ценой рыночные порядки и ценности. Оно, - это желание было и остается. В условиях мирового кризиса сформировалось понимание того, что в трудные для рыночных ценностей времена именно государство

17 Экономический форум в Давосе. - «Комерсантъ». 2009, 30 января с.1

18 Экономический форум в Давосе. - «Комерсантъ». 2009, 30 января с.1

19 RBK daily. 2008, 29 сентября с.1-2

20 «Известия». 2009, 21 апреля, с. 6

должно и обязано брать на себя ответственность и за рыночные риски частных компаний, и за сохранение рыночных ценностей для сохранения социального и политического спокойствия. Иными словами, к функции «ночного сторожа» в условиях стабильного развития, государству (и населению, в том числе) предлагается добавить функцию «вооруженного охранника, и гаранта» рыночных порядков в условиях нестабильного развития, обязанного компенсировать потери рыночных агентов в условиях кризиса.

Такая «рефлексивная» позиция представителей либерально-рыночных ценностей свидетельствует, на наш взгляд, с одной стороны, о признании возрастающей угрозы либерально-рыночным ценностям со стороны населения всего мирового сообщества, а не только наемных рабочих отдельных стран, от которых можно было «откупиться», использованием доходов от эксплуатации развивающихся стран и развитием социальных функций государства. С другой - о понимании необходимости «пожертвовать» некоторыми постулатами и ценностями либерально-рыночного развития в интересах сохранения его основ и политико-идеологических принципов и постулатов.

Предложения о «маятниковом» характере социально-экономического развития регионов и России в целом, уже высказывались и высказываются как наиболее объективная и взвешенная реакция научной общественности и госорганов на оптимальное использование рыночных, государственно-общественных и коллективистских источников и факторов социально-экономического развития21. В самом деле, условия стабильного и сбалансированного развития позволяют ограничивать государственное регулирование до создания и поддержания законодательных и других наиболее благоприятных условий социально-экономического развития всех субъектов рыночных отношений. Последние в этот период получают макроэкономические возможности и условия всесторонне проявлять инициативу и творчество для устойчивого саморазвития и решения задач технического, технологического и организационно-структурного маневра.

При появлении первых признаков сбоя в

21 Татаркин А.И. Пути преодоления кризиса: Моральный аспект. -«Вестник Уральского отделения РАН: наука, общество, человек». 2009, №1 с. 18-22; Шастико А. Мировой финансовый кризис - возможность для ремонта институтов? - «Вопросы экономики». 2008, № 12. с. 133-138; Стив Кин. Спасать ли утопающих? - «Пространственная экономика». 2009, № 2. с. 109

стабильном и сбалансированном развитии, маятник сдвигается в сторону активизации надзорно-регулирующей роли государства и частичного ограничения свободы рыночных агентов. Посредством мер рыночного и прямого воздействия государство поддерживает макроэкономическую стабильность и сбалансированность, обеспечивая социально ориентированное развитие экономики. Уже сейчас, к примеру, мировое сообщество ощущает признаки надвигающегося продовольственного кризиса, о котором много пишут и разрабатывают системы государственной поддержки национальных АПК и особенно сельхозпроизводителей22 . В перечне антикризисных мер Правительства РФ есть меры по поддержке АПК и конкретно сельхозпроизводителей. Все вроде бы предусмотрено. Смущает лишь одно обстоятельство: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной Минэкономразвития и одобренной Правительством РФ, предусмотрено постоянное наращивание импорта продовольствия, в том числе и мясопродуктов, хотя23 ставится стратегическая задача по сокращению импорта мяса с 38,0% в 2006 г. до 8,8% в 2020 г.!!!

В чем же тогда проявляется государственная поддержка АПК? В росте импорта? Но это тупиковый и очень опасный вариант!

Если эта поддержка ограничивается лишь политико-идеологическим призывом к селянам работать лучше и эффективнее, то и она не исправит ситуацию без государственной поддержки! Пример большинства стран мирового сообщества тому подтверждение.

Если же выделенные государством средства и ресурсы используются не эффективно, то надо принимать государственные меры по наведению в этой сфере должного порядка и не доводить ситуацию до очередного «кризисного пожара».

Вторая причина и источник кризиса видится в следующем: охвативший все мировое сообщество кризис ставит перед отдельными странами и человечеством не только задачу теоретико-методологического «очищения и обновления», но и практическую задачу корректировки курса странового и мирового развития. Его основой и движущей силой должны стать общечеловеческие ценности «не убей», «не укради», «помоги ближнему», бережное отношение к резуль-

22 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. - М.: изд. МЭР. 2008

23 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. - М.: изд. МЭР. 2008 с.119

татам труда, трудолюбие и другие в качестве ориентиров и критериев оценки социально-экономического, общественного и всего мирового развития. Спору нет, подобная переориентация потребует и времени, и дополнительных усилий, и не малых затрат. Но результат подобного «очищения и обновления» окупится сторицей. В изменившихся и продолжающихся меняться условиях стремиться удержать всеми возможными способами и средствами привычки и обычаи «дикого капитализма» выглядят анахронизмом.

Сегодня, в эпоху массовой глобализации и мощного ускорения НТП, колоссального увеличения объема информации и роста социальных претензий населения, обойтись без государственного регулирования просто невозможно. Поэтому выход из кризиса требует не только отказа от некоторых постулатов либерально-рыночных теорий, сколько формирования принципиально новой модели рыночной экономики, в которой органически смогут соединяться и взаимодействовать институты частной инициативы и предприимчивости с государственным обеспечением их направленности в интересах общественного развития, а не индивидуального (группового) обогащения. В предлагаемой модели роль государства и госрегулирования призвана не ограничивать частную инициативу и свободу предпринимательской деятельности. Задача государства, во-первых, создавать и формировать наиболее благоприятные макроэкономические условия для их всесторонней реализации в интересах устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного экономического

развития, выступая общенациональным «координатором» устойчивого антикризисного развития; во-вторых, обеспечивать постоянный и жесткий контроль и надзор за социально-экономическим развитием, при необходимости внося в него необходимые коррективы, вплоть до введения прямого государственного регулирования на определенный срок, до окончания кризиса, к примеру, восстановления нарушенной сбалансированности и др.; в-третьих, предлагаемая модель рыночного развития должна быть основана, на наш взгляд, на конституционном признании социальной справедливости, социальных индикаторов в качестве приоритетных критериев всего общественного развития, по которым и должна оцениваться работа государственных органов власти и управления.

По обсуждаемому сценарию уже действуют отдельные вертикально интегрированные компании с государственным участием в Финляндии, Швеции, Голландии. Да и у нас много говорится о социальной ответственности бизнеса, социальном партнерстве и т.п. И даже кое-что делается, Газпромом, УГМК-холдингом, например. Об этом же свидетельствуют некоторые предложения В.В. Путина в выступлении на экономическом форуме в Давосе, который предложил мировому сообществу новую архитектуру мирового развития, сотрудничества и взаимовыгодной интеграции24. В этом направлении разработаны отдельные разделы принятой Правительством РФ программы антикризисных мер.

24 Экономический форум в Давосе. - «Комерсантъ». 2009, 30 января, с 2.

Список использованной литературы

1. Devaluation.ru/2009/01/23/minfin-predstavit.

2. Экономический форум в Давосе. - «Комерсантъ». 2009, 30 января.

3. Татаркин А.И. Мировой финансовый кризис и возможности реального сектора экономики. - «Экономические науки современной России». 2010, №1.

4. Шастико А. Мировой финансовый кризис - возможность для ремонта институтов? - «Вопросы экономики». 2008, № 12.

5. Гринберг Р.С. Нам осталось 5-7 лет. Примитивная экономика может умереть и без всякого кризиса. Материалы круглого стола. - «Новая газета». 2008, № 85, 17 ноября.

6. Кашкин А. Финансовый кризис 2008 года и государственная финансовая политика. Чем она может помочь экономике, а чем навредить. - « Общество и экономика». 2008, №12.

7. Иванус А.И. Код Леонардо да Винчи в бизнесе или гармоничный менеджмент по Фибоначчи.

- М.: изд. «Ленанд», 2005.

8. Каледина А. Заряд пессимизма: Всемирный банк обрисовал перспективы российской экономики. - «Известия». 2009, 31 марта.

9. Энциклопедия мудрости. - М.: изд. «Буколика». 2007.

10. Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Причины мирового финансового кризиса и сценарии развития России. - «Российский юридический журнал». 2009, №2.

11. Татаркин А.И. Пути преодоления кризиса: Моральный аспект. - «Вестник Уральского отделения РАН: наука, общество, человек». 2009, №1.

12. Прогноз индикаторов экономики РФ: 2009 - 2013 гг. Квартальный прогноз. Руководитель М.Н. Узяков. - М.: изд. ИНХП. 2010, № 17.

13. Глазьев С.Ю.Антикризисная модернизация. Выступление на IV национальном конгрессе. -«Инновации». 2009, № 10.

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. -М.: изд. МЭР. 2008.

15. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 20089 год. - «Российская газета». 2009, 20 марта.

16. Арабов П. Экономика взошла. - «Известия». 2010, 25 марта, с. 6.

17. «Известия». 2009, 21 апреля, с. 6.

18. Стив Кин. Спасать ли утопающих? - «Пространственная экономика». 2009, № 2.

19. Ершов М.В. и др. Российская экономика в первом квартале 2009 года. - «Российский экономический журнал». 2009, № 3 - 4.

20. Гринберг Р.С. Основная причина кризиса - крах радикального либерализма. - «Журнал новой экономической ассоциации». 2009, № 1 - 2, с. 233 - 236.

21. Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России. Под ред. акад. РАН А.А. Дынкина.

- М.: изд. ИМЭМО. 2009.

22. Маркс К. Капитал. Т. 2. Книга 2. Процесс обращения капитала. - М.: Политиздат. 1974.

23. Лексин В.Н.Безопасность: дефиниции и реальность. - «Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: политология, экономика, право». Научный журнал. 2009, № 3, Т. 2.

24. Суслов В.И. Сценарии экономического развития. - «ЭКО». 2010, № 2.

25. Влияние глобализации на развитие экономики и культуры: перспективы России и Германии. Материалы международной научной конференции. 13-15 ноября 2008г. Германия, г. Дрезден. 2008.

26. Дмитриев М. нынешний кризис как идеальный шторм. - «Известия». 2008, 9 декабря.

27. Эскиндаров М., Миркин Я. Угрозы и мифы финансового кризиса. - «Финансовый контроль». 2008, № 5.

28. RBK daily. 2008, 29 сентября.

29. Швецов А.И. Региональная политика в Российской Унитарной Федерации. - «Федерализм». 2008, № 2.

30. Попкова Н. Мировой кризис как предвестник посткапиталистического развития. - «Экономист». 2010, № 2.

31. Генералов Б.В. О преодолении последствий кризиса в России. - «Экономическое возрождение России». 2009. №3

Продолжение статьи в следующем номере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.