Научная статья на тему 'Пять традиционных японских мечей в оправах XVIII-ХХ веков из частных собраний России и Китая'

Пять традиционных японских мечей в оправах XVIII-ХХ веков из частных собраний России и Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЯПОНИЯ / МЕЧ ТАТИ / НОДАТИ / КОДАТИ / СИРАДЗАЯ / ХЁГОГУСАРИ / ОПРАВА КОСИРАЭ / EAST ASIA / JAPAN / SWORD TACHI / SINOGI-ZUKURI / NODACHI / KODACHI / HEGOGUSARI / SIRAZAYA / SWORD MOUNT KOSIRAE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пронин Алексей Олегович

В статье рассмотрены пять традиционных мечей тати, нодати и кодати в украшенных оправах косираэ. Четыре из представленных образцов использовались в XVIII-XIX вв. представителями самурайского сословия Японии. Мечи охватывают период с конца XVIII до середины ХХ в. Все они находятся в частных собраниях в России и Китае. Подробные описания клинков и деталей оправ позволяют ввести в научный оборот данные об особенностях изготовления традиционного клинкового оружия в Японии и традиционных стилях оформления его оправ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIVE TRADITIONAL JAPANESE SWORDS WITH XVIII - XX CENTURIES MOUNTS FROM PRIVATE COLLECTIONS IN RUSSIA AND CHINA

The article dwells upon five unique Japanese nihonto swords (tachi, nodachi, kodachi) with richly decorated XVIII middle XX century's mounts. These swords were used in Japan by samurai social layer representatives, and now are a part of the private collections in Beijing (China) and Russia. Detailed descriptions of blades and mount parts provide new information about traditional Japanese blade arms complex as well as traditional decorative styles. Such traditional sword mounts have been produced in Japan in XVIII-XIX centuries for a ceremonial use with other weapon of samurai arms and armor complex.

Текст научной работы на тему «Пять традиционных японских мечей в оправах XVIII-ХХ веков из частных собраний России и Китая»

А. О. Пронин

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Восточное общество исторических исследований и реконструкций «Великий Предел» 0201, 416-2 Восточный переулок Байцзывань, район Чаоян, Пекин, 100124, Китай

МКУК «Музей Города Новосибирска» ул. Советская, 24, Новосибирск, 630099, Россия

E-mail: [email protected]

ПЯТЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЯПОНСКИХ МЕЧЕЙ В ОПРАВАХ XVIII-ХХ ВЕКОВ ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ И КИТАЯ *

В статье рассмотрены пять традиционных мечей тати, нодати и кодати в украшенных оправах косираэ. Четыре из представленных образцов использовались в XVIII-XIX вв. представителями самурайского сословия Японии. Мечи охватывают период с конца XVIII до середины ХХ в. Все они находятся в частных собраниях в России и Китае. Подробные описания клинков и деталей оправ позволяют ввести в научный оборот данные об особенностях изготовления традиционного клинкового оружия в Японии и традиционных стилях оформления его оправ.

Ключевые слова: Восточная Азия, Япония, меч тати, нодати, кодати, сирадзая, хёгогусари, оправа косираэ.

Японские мечи как неотъемлемая составляющая комплекса вооружения, привлекали к себе значительное внимание зарубежных исследователей на протяжении нескольких десятилетий [Фуллер, Грегори, 2008; Fuller, Gregori, 1986; Dawson, 1996; Robinson, 1961; Тернбулл, 2005; Мицуо Курэ, 2007]. В последние годы отмечен значительный рост интереса российских исследователей к этому яркому и оригинальному элементу материальной культуры Японии позднего Средневековья и Нового времени [Носов, 2007; Хорев, 2010а, 2010б; Скраливецкий, 2006]. Отмечен значительный рост интереса к традиционному холодному оружию Японии и со стороны коллекционеров и специалистов КНР [Пронин, 2011]. Как и в России, в крупных городах Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Далянь, Тяньзинь и пр.) сложил-

ся круг коллекционеров, специалистов-ис-следователей и дилеров, активно обменивающихся подлинными предметами и информацией со своими зарубежными партнерами. Этот процесс сопровождается развитием индустрии производства копий -от высококачественных копий музейного уровня до дешевых подделок с отступлениями от стиля, размера либо материала оригинала. Последний факт подчеркивает прикладное значение исследований традиционных комплексов вооружения Японии. Опираясь на материалы таких исследований, специалисты могут эффективно выявлять поддельные предметы и поздние копии, а также оценивать вновь поступающие в их поле зрения вещи.

Предметом данной статьи являются пять образцов традиционных японских мечей

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № 14.740.11.0766).

1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 5: Археология и этнография © А. О. Пронин, 2012

нихонто, относящихся к трем типам - тати, нодати и кодати. В настоящее время они содержатся в частных коллекциях на территории РФ и КНР. Все эти пять образцов представлялись на экспертную оценку автору 1 настоящей статьи в 2008-2011 гг. Изделия имеют разные датировки, охватывающие период с конца XVIII до середины ХХ столетия. Примечательно, что наиболее поздние предметы, изготовленные в 40-е гг. ХХ в., отражают роль традиционного холодного оружия как одного из наиболее ярких символов императорской Японии. Такие предметы, подобные описанному в нашей статье мечу нодати в металлической оправе (см. ниже), изготавливались по традиционным технологиям в качестве дорогостоящих сувениров и статусных подарков.

В предыдущих статьях автор уже отмечал, что качественно выполненные предметы традиционного вооружения Японии очень хорошей сохранности являются одними из самых редких даже для музейных коллекций [Пронин, 2011]. Поэтому рассмотренные в настоящей статье образцы традиционного клинкового оружия Японии, а также детали их оправ и использовавшиеся для их оформления композиции, представляют несомненный научный интерес и являются историческими, художественными и культурными ценностями. Судьба рассмотренных предметов, находящихся в частном владении, может сложиться по-разному. Поэтому, учитывая их высокую научную значимость, а также сравнительно малое количество публикаций подлинных предметов комплекса клинкового оружия Японии данного времени, решено ввести в научный оборот результаты их изучения.

Автором было проведено исследование данных предметов с использованием методов визуального и сравнительного анализа с демонтажем деталей оправы. Целью работ стало определение подлинности предметов и времени их создания, а также установление культурной ценности рассматриваемого предмета. В работе применялись измерительные и увеличительные приборы, фотографическое оборудование.

Меч тати в оправе катаны (рис. 1, 1-6) изготовлен на рубеже XVIII-XIX вв. Интересно, что косираэ меча предусматривает ношение по способу катана (лезвием

1 Совместно с И. А. Москвитиным.

вверх). Однако, судя по характерным пропорциям и размерам, клинок, по всей видимости, изначально принадлежал тати (рис. 1, 3, 6, 2, 1-4). Возможно, он относится к мечам Синто или ранним мечам Син-Синто (хвостовик подписан). Коррозия че-рена клинка сделала иероглифическую подпись слабо различимой (рис. 2, 1, 2) и не пригодной к прочтению. Хамон клинка относится к типу Мидарэ (Midare) 2; накаго-дзири - Кури-дзири (Кигі Іігі) (рис. 1, 3, 6, 2,

1, 2). Клинок меча находится в очень хорошей сохранности, имеет бритвенную остроту.

Оправа меча выполнена в стиле, имитирующем моду конца периода Хэйан (X-

XI вв.) [Баженов, 2001. С. 51, 52]: сильно вытянутая и загнутая рукоять (рис. 1, 3); ножны по виду напоминают сирадзая (ножны с покрытием из шкур животных) (рис. 1,

4, 5, 3, 5-7). Обычно на сирадзая шли шкуры леопардов, тигров или медведей. В данном случае ножны деревянные, покрытые красным лаком (рис. 3, 5, 6). Их контур имитирует вид распушенного хвоста животного с длинной шерстью. Поверхность имеет рельефное покрытие, напоминающее кору дерева (рис. 1, 3, 5, 6), его выступающие части покрыты черным лаком. На ножнах расположена металлическая фигурная скоба куриката (рис. 3, 5, 5), выполненная в виде фрагмента ветви сакуры с крупным листом и цветами. Рукоять обмотана тонким шнуром и покрыта красным лаком; с двух сторон имеются металлические накладки мэну-ки в виде ветвей сакуры с цветами и листьями. Мотив сакуры наличествует на всех металлических деталях оправы меча, в том числе и на муфте фути в основании рукояти (рис. 3, 2-4). Все металлические детали оправы выполнены из позолоченного серебра. Позолота в большинстве своем утрачена (рис. 3, 8-11). Рукоять фиксируется на черене клинка при помощи бамбукового штифта мэкуги (рис. 3, 2, 3).

Размеры меча (мм): общая длина - 1 168, длина клинка - 1 050, длина лезвия (без че-рена накаго) - 700, расстояние от накаго-дзири до отверстия мэкуги-ана - 223, сори -

2 Мидарэ - видимая невооруженным взглядом граница, отделяющая закаленную часть от остальной. В данном случае граница твердого металла видна как хаотичная линия.

Рис. 1 (фото). Меч тати в оправе катаны: 1, 2 - общий вид меча в ножнах; 3-6 - общий вид обнаженного меча и ножен (дерево, сталь, серебро, позолота, шелк, лак)

24, длина рукояти - 398, наибольшая ширина клинка - 29, наибольшая толщина - 6.

Изгиб длинной рукояти может быть выделен как одна из характерных черт мечей периода Хэйан, с появлением которой возросло их поражающее действие. Благодаря изгибу стало возможным использовать секущий удар, мощный и при этом не очень нагружавший стальное тело клинка. По

мнению А. Г. Баженова, изгиб первоначально располагался в рукояти, а сам клинок оставался прямым, но к концу периода Хэиан изгиб, причем весьма выраженный, стало привычным размещать в области, касающейся тела воина, когда меч в ножнах - ко-сидзори (изгиб у поясницы). Мечи с рукоятями аналогичного типа можно увидеть на иллюстрации из «Хейдзи Моногатари Юма-

Рис. 2 (фото). Детали клинка меча тати в оправе катаны: 1 - черен клинка и муфта хабаки (аверс); 2 - черен клинка и муфта хабаки (реверс); 3 - острие клинка (аверс); 4 - острие клинка (реверс) (1-4 - сталь)

ки», изображающей самураев в доспехах

о-ёрой, среди вооружения которых различимы характерно изогнутые рукояти [2001. С. 38, 39].

Необходимо отметить, что подобный изгиб рукояти меча удобен для всадника, так как он ложится под локоть и делает комфортным удержание меча лезвием вперед. За счет большого рычага, упирающегося в предплечье, можно держать значительный вес с упором снизу силой не только запястий, но и всей руки.

Уникальность оправы данного меча заключается в необычном сочетании характерного для конца периода Хэйан стиля оформления тати сирадзая-но тати со способом ношения, соответствующим мечам

катана - лезвием вверх и отсутствием обоймиц аси для подвеса у пояса.

Меч эфу-но тати (рис. 4) изготовлен во второй половине - конце XIX в.; клинок ручной традиционной ковки более ранний, относящийся к периоду Синто (рис. 4, 5, 6,

5, 1, 5), по всей видимости, перешлифовывался, что нередко случалось с мечами со старыми клинками. Тип клинка - собу-дзукури (8ЬоЬи 2икий); ярковыраженный хамон (линия закалки лезвия) относится к типу мидарэ (Midare) (рис. 4, 4-7, 5, 1, 5). Черен накаго подписан <Хиго но ками Ку-ниясу» (Higo по кат Кишуа8и) (рис. 5, 2-4); накаго-дзири- кури-дзири (Кип 1т). Данная подпись является именем мастера из г. Осака. Это имя входит в так называемый список

Вадзамоно ^А2АМ0К0), составленный знаменитым мастером тамешигири Ямадой Асаэмоном в 1805 г. Список включал в себя 228 имен кузнецов, которые в свою очередь градировались на группы по степени известности.

Ножны меча сая (рис. 4, 1-3, 8, 6, 1) покрыты лаком насидзи с частицами из золотой крошки. Они несут на себе две обойми-цы аси для подвеса с латунными цепочками. Такое покрытие ножен позволяло создать красочный эффект «поверхности разрезанной груши» [Баженов, 2001. С. 126] и применялось для украшения деталей церемониального либо парадного оружия. Шнур сагэо изготовлен из белой оленьей кожи и завязан в сложный бант (рис. 4, 1-3, 8, 6, 1). При этом он, согласно традициям украшения придворного оружия, оплетает участок

ножен сая между обоймиц, а также цепочные подвесы обоймиц аси.

Рукоять цука покрыта белой кожей ската самэ с характерной зернистой поверхностью (рис. 4, 1, 2, 4, 7, 6, 5). Цуба имеет форму мокко (рис. 6, 4, 4в-г, 5, 7, 8). Набор сэппа состоит из шести частей: четырех шайб сэппа (рис. 6, 4а, б, д, е), две из которых имеют рельефный край с зубчатой насечкой (рис. 6, 4б, д), двух дай-сэппа (большие сэппа) в форме мокко (рис. 6, 4в, г), соответствующих форме гарды цуба (рис. 6, 4). Все металлические детали оправы меча, включая оковку ножен исидзукэ (рис. 6, 3), накладку-муфту сибабики (рис. 6, 2), муфту фути в основании рукояти (рис. 6, 5, 7) и навершие рукояти кабуто-ганэ (рис. 6, 6), изготовлены из золоченой латуни с чернением; в растительном оформлении прослеживается

Рис. 3 (фото). Детали оправы меча тати: 1 - фрагмент рукояти с навершием кабуто-ганэ (дерево, шелк, лак, серебро, позолота); 2 - фрагмент рукояти с накладкой мэнуки и муфтой фути; 3 - фрагмент рукояти с муфтой фути, гардой цуба и фиксирующим штырем мэкуги, в сборе; 4 - муфта фути; 5 - фрагмент верхней части ножен с муфтой устья и скобой куриката (дерево, лак, серебро, позолота); 6 - фрагмент нижнего конца ножен, без оковки; 7 - оформление устья ножен; 8 - фигурная скоба куриката; 9, 10 - шайбы сэппа (серебро, позолота); 11 - гарда цуба

мотив «Иномэ» - «глаз кабана». Навершие рукояти кабуто-ганэ украшено также золоченой цепочкой с двумя вытянутыми подвесами из позолоченной латуни (рис. 6, 6, 4, 1, 2, 4, 6). Большая часть латунной муфты ха-баки в основании черена клинка украшена неправильным гравированным узором (рис.

6, 5), перекликающимся с характерной поверхностью белой самэ, покрывающей рукоять меча.

В данном исполнении меч, скорее всего, был предназначен для подношения храму или высокопоставленному лицу либо для использования в придворных церемониях. В отечественной литературе термин эфу-но тати трактуется как «меч гвардии императора» [Баженов, 2001. С. 200]. К характерным особенностям таких мечей причисляются покрытые кожей ската самэ рукояти без «самоцветов и оплеток, но с золочеными шляпками в виде пучков рисовой соломы

тавара» [Там же]. Рукоять рассмотренного нами меча имеет 5 таких шляпок (рис. 4, 1,

2, 4, 6) с каждой из сторон, из которых нижняя расположена на центральной оси рукояти, а четыре смещены к внешней стороне (к линии лезвия). Кроме того, элемент, копирующий рисунок шляпки, является заметной деталью навершия рукояти кабуто-ганэ и расположен на центральной оси симметрично расположению нижней шляпки, которую украшает латунный штифт мэкуги, фиксирующий рукоять на черене клинка. Примеры аналогичного оформления рукоятей мечей можно найти в тематической литературе [Там же. С. 46, фото 6] и в фондах ВИМАИВиВС 3.

3 ВИМАИВиВС. № 116/1032, 116/1042, 116/1006, 116/998.

Рис. 5 (фото). Особенности клинка меча эфу-но тати: 1, 5 - киссаки хамон мидарэ; 2 - расположение подписи мастера на накаго; 3 - подпись на накаго (увеличение); 4 -накаго, реверс (сталь)

Рис. 6 (фото). Особенности деталей оправы меча эфу-но тати: 1 - нижняя аси с кожаным шнуром (фрагмент); 2 -сибабики; 3 - исидзукэ; 4 - цуба (4а, б, д, е - сэппа, 4в, г - дай-сэппа); 5 - фрагмент цука в сборе с фути и хабаки; 6 - кабуто-ганэ; 7, 8 - набор сэппа и цуба в сборе (сталь, лак, золото, латунь, позолота, кожа ската, кожа)

Размеры меча (мм): общая длина - 1 100, длина клинка - 1 008, длина лезвия (без че-рена накаго) - 745, расстояние от накаго-дзири до отверстия мэкуги-ана - 162, наибольшая ширина клинка - 32, наибольшая толщина - 7.

Меч хёгогусари-но тати с подвесами хё-гогусари (рис. 7, 1-4) был изготовлен во второй половине - конце XIX в. Клинок меча более ранний, относится к типу синоги-дзукури (рис. 7, 5, 6, 9, 1-7). На черене накаго клинка с одной из сторон расположена подпись «Идзуми но ками Канесада» (киті по каті Kanesada) (рис. 7, 5, 9, 2). Канеса-да - имя мастера позднего периода Кото [Там же. С. 156]. Его клинки отличались высокими режущими свойствами, а также славились способностью пробивать доспехи. В разных источниках имя Канесада с титулом Идзуми но ками отнесено в разные

категории списка Вадзамоно - от первой, до предпоследней. Клинок находится в очень хорошей сохранности, несмотря на незначительные затемненные участки в некоторых местах, лезвие имеет бритвенную остроту.

Оправа косираэ меча с цепочечными подвесами хёгогусари (рис. 7, 1-4) выполнена в стиле, присущем эпохе Хэйан (VIII-

XII вв.) [Там же. С. 49, 50]. Металлические детали оправы изготовлены из золота, серебра и меди. Ножны сая покрыты черным лаком и украшены растительной композицией из зеленых листьев и рыже-красных цветов (напоминают цветы мальвы) в нижней части у исидзукэ и в верхней трети у нижней аси и устья ножен кути-ганэ (рис. 7,

1-4, 8, 10-12). К двум серебряным обойми-цам аси крепятся цепочные подвесы хёгогу-сари, изготовленные из меди (рис. 7, 1-4, 8, 8), которые с двух сторон украшены золо-

тыми дисками (рис. 8, 9). Изогнутая цука покрыта очень качественной самэ белого цвета и украшена серебряными накладками (рис. 7, 1-4, 8, 1, 4). Стиль оформления рукояти имеет значительное сходство с оформлением цука предыдущего образца. Серебряные накладки выполнены в виде сплошных рядов, собранных из плоских шестигранников с рельефным двойным бортиком. Выступающие полированные бортики обрамляют центральное патинированное поле, в котором расположено рельефное изображение шестиконечной звезды с выделенным центром и гранями (рис. 8, 1). На каждой из сторон рукояти расположено по две накладки - верхней из девяти пластин над бамбуковым штифтом мэкуги и нижней из двух (рис. 8, 1, 7, 1-4). Серебряное на-вершие кабуто-ганэ несет на себе довольно массивную петлю для темляка сарутэ

(«обезьяньи лапки») из того же металла. Его поверхность покрыта геометрическим узором, повторяющим рисунок накладок на рукояти меча (рис. 8, 1, 2). Цуба типа мокко изготовлена из меди и имеет довольно широкий обод (рис. 8, 6, 7). Две большие шайбы дай-сэппа повторяют форму внутренней поверхности гарды мокко и изготовлены из серебра. Их лицевая поверхность покрыта геометрическим узором, повторяющим рисунок накладок на рукояти и навершия ка-буто-гане (рис. 8, 3, 4, 6а, в). Медная цуба и шайбы дай-сэппа имеют сборные риски. Набор сэппа состоит из четырех деталей: двух овальных сэппа, двух больших дай-сэппа в форме мокко (рис. 8, 6, 6а-г, 7, 7а-г). Края овальных шайб сэппа имеют зубчатую насечку (рис. 8, 6, 6г). Муфта хабаки на основании хвостовика накаго сделана из меди, на которой видны остатки позолоты.

Рис. 8 (фото). Особенности деталей оправы меча хегогусари-но тати: 1 - фрагмент цука с серебряной накладкой и кабуто-ганэ (без масштаба); 2 - фрагмент цука - вид боковой поверхности кабуто-ганэ (без масштаба); 3-5 -цука, сэппа, цуба и хабаки в сборе (без масштаба); 6, 6г - сэппа (аверс); 6а, в - дай-сэппа (аверс); 6б - цуба (аверс); 7, 7г - сэппа (реверс); 7а, в - дай-сэппа (реверс); 7б - цуба (реверс); 8 - кути-ганэ и верхняя аси (фрагмент; без масштаба); 9 - золотая накладка на хегогусари (без масштаба); 10 - особенности отделки сая, нижняя аси (без масштаба); 11 - особенности отделки сая, сибабики и исидзукэ (аверс; без масштаба); 12 - особенности отделки сая, сибабики и исидзукэ (реверс; без масштаба); 13 - исидзукэ (без масштаба) (сталь, медь, серебро, золото, дерево, кожа ската, лак)

Рис. Я (фото). Особенности клинка меча хегогусари-но тати: 1 - накаго; 2 - накаго, подпись мастера; З-б - фрагменты клинка синоги-дзукури, хамон мидарэ; 7 - фрагмент клинка синоги-дзукури, кис-саки (сталь)

Рис. 10 (фото). Меч нодати, середина ХХ в.: 1, 2 - общий вид меча в ножнах; 3, 4 - общий вид меча и ножен; 5 -хоримоно; 6 - накаго, подпись мастера (аверс); 7 - накаго (реверс); 8 - фрагмент клинка синоги-дзукури, киссаки (аверс); 9 - фрагмент клинка синоги-дзукури, киссаки (реверс) (сталь, латунь, патинирование, серебро, дерево, серебрение, золочение)

Рис. 11 (фото). Особенности деталей оправы меча нодати: 1, 2 - цука; 3 - шляпки мэкуги в форме цветовумэ; 4 -цуба и сэппа; 5 - цуба (аверс, торцевая поверхность, реверс; увеличение); 6, 7 - сая (фрагмент), расположение аси; 8 - инкрустированные накладки на сая, верхняя сибабики; 9 - инкрустированные накладки на сая, нижняя сибабики; 10 - медальон с надписью у кути-ганэ; 11 - инкрустированные накладки на сая, исидзукэ (аверс); 12 - инкрустированные накладки на сая, исидзукэ (реверс); 13, 14 - фрагмент оправы меча в сборе (сталь, латунь, патинирование, серебро, дерево, серебрение, золочение)

Данный меч интересен, помимо своей художественной и исторической ценности, еще и как свидетельство обращения изготовителей его оправы к периоду Хэйан. При этом изначально был выбран один из стилей, присущих дорогому оружию. Подобные богато украшенные мечи подвешивались к поясу при помощи сложных широких цепочек хего-кусари. Оправа данного меча лишена золоченых резных кантов рукояти и спиралевидной обкладки из золоченой меди, типичной для синхронного стиля хирумаки, а также богато гравированных длинных ободов на ножнах, присущих мечам нагафу-курин. Акцент оформления оправы на замы-

словатых цепочных подвесах соответствует известным примерам оформления мечей хегогусари-но тати [Баженов, 2001. С. 49, 50, 68]. Следует отметить, что примерно с середины периода Камакура, исходя из соображений практичности и дороговизны подобных оправ, такие мечи постепенно становились типичным парадным оружием и дарами храмам.

Размеры меча (мм): общая длина - 1 090, длина клинка - 952, длина лезвия (без нака-го) - 722, расстояние от накаго-дзири до мэ-куги-ана - 143, сори - 21, наибольшая ширина клинка - 33, наибольшая толщина -9,5.

Рис. 12 (фото). Меч кодати в бамбуковой оправе скрытого ношения: 1 - общий вид меча в ножнах; 2 -общий вид меча и ножен (сталь, железо, серебро, бамбук, патинирование)

Подарочный меч нодати в богато украшенной металлической оправе (рис. 10, 1-4) был изготовлен в период Второй мировой войны или, что менее вероятно, в конце 1940-х - начале 50-х гг. XX в. Он является дорогостоящим статусным подарочным изделием, что было довольно распространенной практикой в императорской Японии 1868-1945 гг.

Клинок изготовлен из прокатной стали с соблюдением всех пропорций, свойственных традиционному мечу (рис. 10, 3-9). По всей длине клинка прослеживается хамон типа нотарэ (по(агв) в виде волнистой видимой границы, отделяющей закаленную часть от менее закаленной (рис. 10, 8, 9). На одной из сторон клинка имеется резьба хо-римоно в виде цветущей ветви умэ (рис. 10,

3, 5). Черен накаго ириямагата дзири (iriyamagata _|т) подписан с двух сторон (рис. 10, 6, 7).

Оправа меча выполнена в едином стиле: деревянные ножны сая и рукоять цука покрыты инкрустированными металлическими

накладками с изображением житейских и мифологических сцен (рис. 1G, 1-4, 11, 1, 2, б-14), в том числе схваток самураев, вооруженных различным оружием. Ножны имеют две украшенные цветами аси для подвеса, с кожаными ремешками, украшенными латунным прибором (рис. 1G, 1-4, 11, б, 7, 1З, 14). На ножнах расположены две муфты сибабики (рис. 1G, 1-4). На примере металлической оправы маршальского меча типа гэн-суй-то, подробно описанного нами в одной из предыдущих статей, установлено, что такие детали оправы закрывают собой стыки металлических пластин обкладки ножен [Пронин, Москвитин, 2G11. С. 335, 336. Рис. 1G]. Учитывая значительную длину ножен данного меча, а также их значительный изгиб, представляется крайне трудоемким и не практичным выполнение оклада ножен из цельных пластин металла, длина которых равна длине ножен. Более вероятным выглядит изготовление обкладки ножен из отдельных, тщательно подогнанных друг к другу пластин. В данном случае, для покрытия длинных изогнутых ножен потребовалось несколько пластин. Следовательно, две сибабики на ножнах меча закрывают собой места их стыков (рис. 11, 8, Я). Подобную роль также может выполнять одна или обе обоймицы подвеса аси (рис. 11, б, 7).

Цука изогнута, несет на себе кожаный темляк, закрепленный на петле сарутэ на-вершия кабуто-ганэ. Концы темляка обрамлены гранеными наконечниками из желтого металла (рис. 11, 1, 2). Металлический штифт мэкуги, фиксирующий рукоять на черене клинка, имеет шляпки в виде крупных цветов умэ, одновременно выполняющих роль накладок мэнуки (рис. 11, 1-З, 1З, 14). В средней части рукояти расположена декоративная муфта, выполненная в растительном стиле (рис. 11, 1, 2). Исходя из длины рукояти можно предположить, что помимо декоративной функции она выполняет сугубо практическую роль - закрывает место стыка пластин металлической обкладки рукояти, подобно описанным выше сибаби-ки на ножнах меча.

Набор сэппа состоит из четырех овальных шайб (рис. 11, 4). Две из четырех сэппа изготовлены из белого металла (предположительно серебро) и имеют края с зубчатой насечкой. Массивная цуба в форме аои имеет широкий бортик, покрытый растительным орнаментом с изображением крупных

Рис. 13 (фото). Особенности деталей клинка и оправы меча кодати: 1 - фрагмент клинка меча, киссаки, хамон мидарэ; 2 - рукоять; 3 - резная композиция с изображением обезьяны на сая; 4 - фрагмент рукояти и ножен, фути и кути-ганэ; 5 - расположение резной композиции с изображением взнузданной лошади на ножнах меча; 6 - резная композиция с изображением взнузданной лошади (увеличение); 7 - резные печать с именем мастера и надпись; 8 - оковка ножен, расположение резной надписи и печати (сталь, железо, серебро, бамбук, патинирование)

цветов сакуры, посеребренных (рис. 11, 5). Такие детали оправы меча, как кабуто-ганэ, цуба, фути, кути-ганэ, подвесы аси, сиба-бики и оковка ножен исидзукэ украшены растительным орнаментом с крупными посеребренными цветами сакуры (рис. 11, 1, 2, 5-11). У кути-ганэ расположен прямоугольный медальон. В посеребренном поле медальона расположена горизонтальная надпись из четырех иероглифов, читающихся как «Исии Ютака» (рис. 11, 10). Возможно, это имя одного из владельцев меча, для кого меч был изначально предназначен.

Наличие цветов умэ на рукояти и хори-моно, равно как и обнаружение данного меча на территории КНР, позволяют предположить также, что он был специально изготовлен для сотрудничавшего с японской администрацией высокопоставленного ки-

тайского чиновника. После поражения императорской Японии подобные предметы скрывались своими владельцами (либо последние избавлялись от них) из соображений безопасности и опасения репрессий. Позже такие предметы могли быть найдены потомками владельца или случайными людьми и попасть в коммерческий оборот.

Размеры меча (мм): общая длина в ножнах - 1 840, общая длина без ножен - 1 790, длина лезвия - 1 370, длина рукояти - 420, сори - 150, наибольшая ширина клинка - 33.

Меч в оправе скрытого ношения, с клинком кодати (рис. 12, 1, 2), приблизительно, датируется концом XVIII - началом XIX в. Подобные мечи, изготовленные ранее указанного периода, как правило, не имеют такого разнообразия в оформлении оправ, а изготовленные позже либо отличаются бо-

гато украшенными оправами, либо вообще лишены каких-либо художественных украшений.

Клинок взят от меча кодати, он не перешлифовывался, не имеет каких-либо дефектов (рис. 12, 2, 13, 1). Подпись на накаго отсутствует. Считается, что мечи кодати появились в начале периода Камакура и ничем, кроме длины (менее 60 см), не отличались от обычных [Баженов, 2001. С. 68]. Клинок данного меча соответствует типу синоги-дзукури, хамон - мидарэ.

Металлические детали оправы сделаны из серебра (фути, кути-ганэ, хабаки) и кованого железа (наконечник ножен) (рис. 12, 1, 2, 13, 2, 4, 5, 8). Бамбуковые ножны сая украшены очень тонкой резьбой. Мотивы резных композиций - обезьяна в зарослях бамбука в верхней части сая (рис. 13, 2, 3) и взнузданная лошадь в средней (рис. 13, 5, 6). На нижней части ножен вырезаны иероглифы, которые можно перевести как «позвоночный меч» (возможно «меч, носимый вдоль спины»), а также печать мастера, изготовившего оправу (рис. 13, 7, 8). Рукоять меча сделана из корневища либо широкого бамбукового колена таким образом, что образует набалдашник (рис. 13, 2).

Оправа имеет дефекты - продольные длинные трещины (результат ссыхания древесины) (рис. 13, 3, 7, 8), не портящие, тем не менее, общей художественной ценности данного меча. Его клинок и оправа, скорее всего, изготовлены в одно время. Об этом говорит качество подгонки их друг к другу.

Размеры меча (мм): общая длина в ножнах - 840, длина рукояти - 186, наибольшая ширина клинка - 29, наибольшая толщина клинка - 4, длина лезвия - 476.

В целом рассмотренные нами мечи выполнены по традиционным технологиям. Общее их состояние очень хорошее, отсутствуют какие-либо серьезные дефекты. Они являются оригинальными образцами традиционного клинкового оружия Японии и демонстрируют различные стили оформления оправ. В оружиеведческой литературе их причисляют к предметам вооружения представителей самурайского сословия.

За исключением меча нодати (см. рис. 10, 11), изготовленного в качестве подарочного предмета, определенный интерес представляют размеры остальных четырех образцов. Так, клинок тати, оформленный в оправу, предусматривающую ношение по способу

катана (см. рис. 1-3), позволяет делать предположения об анатомических особенностях и физическом развитии первоначального владельца меча (рост, длина рук и т. п.). Не являются исключением и остальные предметы (см. рис. 4-9, 12-13).

Примечательно, что, являясь частью традиционного комплекса клинкового оружия, данные предметы отличаются богатым оформлением. Украшения трех из рассмотренных мечей относятся к различным стилям: копированию моды периода Хэйан в оформлении ножен сирадзая-но тати (см. рис. 1-3), а также стилей хегогусари-но тати (см. рис. 7, 8) и эфу-но тати (см. рис. 46). На первый взгляд, это может говорить об их церемониальном предназначении (не подразумевавшем повседневную носку и использование в качестве боевого оружия). Однако в случае с мечом тати в оправе катаны, выполненной в стиле сирадзая-но тати, предположение о повседневном использовании этого предмета выглядит не лишенным оснований. Вполне возможно, что данный образец относится к дорогостоящему оружию, а его красивая и богатая отделка, помимо пригодности к повседневному использованию, подчеркивала статус владельца. Это согласуется и с нашими предположениями об особенностях утилитарного использования данного меча, изложенными выше.

Наличие и расположение сохранившихся на ножнах одного из описанных образцов декоративного шнура из белой кожи, заплетенного в сложный узел с бантом (см. рис. 4), позволяет реконструировать возможные способы ношения меча у пояса и примеры дополнительного украшения ножен. Вероятной также выглядит изложенная нами в одной из предыдущих работ версия о том, что мечи с украшенными подобным образом ножнами либо оправы без клинков демонстрировались на специальных подставках в интерьерах домов или хранились в храмах в качестве преподнесенных даров [Пронин, 2011. С. 263]. Наличие подобного узла на ножнах и предполагаемый им способ ношения были малоподходящими для утилитарного боевого оружия и повседневной носки. Состояние кожи шнура и отсутствие следов продолжительного использования (в виде неизбежных потертостей и загрязнений) также говорят в пользу этого предположения.

Учитывая очень хорошую коллекционную сохранность оправ и клинков рассмотренных нами мечей, можно констатировать факт бережного их хранения своими владельцами. Это, в свою очередь, позволяет сделать выводы о возможной ценности рассмотренных предметов. В ходе капитуляции Японии во Второй мировой войне союзными войсками было конфисковано холодное оружие, принадлежащее военнослужащим и гражданским чиновникам Японии и подведомственных территорий [Фуллер, Грегори, 2008. С. 246-260]. Наряду с уставным холодным оружием изымались и использовавшиеся на военной службе традиционные мечи, многие из которых являлись фамильными реликвиями [Пронин, 2011]. Подобные предметы вывозились представителями войск стран-победителей в качестве военных трофеев и сувениров.

Рассмотренные в статье предметы имеют довольно узкую хронологическую локализацию - XVIII - середина XX в. Они, несомненно, представляют художественную значимость, являясь одним из характерных проявлений традиционных стилей и техник оформления клинкового оружия Японии до 1868 г. Все рассмотренные в нашей статье предметы являются культурными ценностями.

В завершение следует отметить, что помимо важности самостоятельного изучения комплекса традиционного клинкового оружия Японии, анализ клинков и деталей оправ традиционных мечей нихонто напрямую затрагивает такие направления, как исследование различных техник и приемов металлообработки, патинирования, деревообработки, выделки кож, лаковой росписи и иных ремесел в традиционной культуре Страны Восходящего Солнца [Пронин, 2011. С. 263-264].

Список литературы

Баженов А. Г. История японского меча. СПб.: Атлант, 2001. 264 с.

Мицуо Курэ. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ Астрель, 2007. 191 с.

Носов К. С. Самураи. Эволюция вооружения. СПб.: Атлант, 2007. 384 с.

Пронин А. О. Комплект оправы малого японского меча вакидзаси XIX века // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 3: Археология и этнография. С.256-264.

Пронин А. О., Москвитин И. А. Меч типа гэнсуй-то с японским клинком когарасу-дзукури XVII века // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 7: Археология и этнография. С. 323-342.

Скраливецкий Е. Б. Цуба - легенды на металле. СПб.: Атлант, 2006. 328 с.

Тернбулл С. Самураи. История японской военной аристократии. М.: АСТ Астрель, 2005.256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фуллер Р., Грегори Р. Японские мечи: энциклопедия холодного оружия. М.: АСТ Астрель, 2008. 287 с.

Хорев В. Н. Японское оружие крупным планом. Ростов н/Д: Феникс, 2010а. 254 с.

Хорев В. Н. Японский меч. Десять веков совершенства. Ростов н/Д: Феникс, 2010б. 221 с.

Dawson J. Swords of Imperial Japan 18681945. Newnan: Stenger-Scott Publishing Co., 1996. 160 p.

Fuller R., Gregori R. Military Swords of Japan, 1868-1945. L.: Arms and Armour Press, 1986. 127 p.

Robinson B. W. The Arts of the Japanese Sword. L.: Faber and Faber, 1961. 110 p.

Материал поступил в редколлегию 05.10.2011

A. O. Pronin

FIVE TRADITIONAL JAPANESE SWORDS WITH XVIII - XX CENTURIES MOUNTS FROM PRIVATE COLLECTIONS IN RUSSIA AND CHINA

The article dwells upon five unique Japanese nihonto swords (tachi, nodachi, kodachi) with richly decorated XVIII -middle XX century’s mounts. These swords were used in Japan by samurai social layer representatives, and now are a part of the private collections in Beijing (China) and Russia. Detailed descriptions of blades and mount parts provide new information about traditional Japanese blade arms complex as well as traditional decorative styles. Such traditional sword mounts have been produced in Japan in XVIII-XIX centuries for a ceremonial use with other weapon of samurai arms and armor complex.

Keywords: East Asia, Japan, sword tachi, sinogi-zukuri, nodachi, kodachi, hegogusari, sirazaya, sword mount kosirae.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.