Научная статья на тему 'Пути выхода из кризиса: новые возможности развития российской ипотеки'

Пути выхода из кризиса: новые возможности развития российской ипотеки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИПОТЕКА / КРИЗИС / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ / СУБСИДИЯ / ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / MORTGAGE / CRISIS / SECURITIZATION / LOAN-AND-SAVINGS INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столбова Ольга Игоревна

В статье определяются роль и место ипотечного кредитования в экономике страны; выбираются наиболее подходящие направления его развития в современных социально-экономических условиях; обосновывается целесообразность развития накопительной системы ипотечного жилищного кредитования в России на основе исследования исторического опыта ссудо-сберегательных институтов в мировой практике; определяется роль государства в системе ипотечного жилищного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming the crisis ways: new possibilities of development of the Russian mortgage

The article deals the role and a mortgage lending place in national economy is defined, the most suitable directions of its development in modern social and economic conditions, the expediency of development of money accumulation system of mortgage housing crediting in Russia on the basis of research of historical experience of loan-and-savings institute in world practice is proved; the state role in system of mortgage housing crediting is defined.

Текст научной работы на тему «Пути выхода из кризиса: новые возможности развития российской ипотеки»

Как правило, современные спортивные танцевальные студии, школы придерживаются весьма простых схем управления. Организационная модель, задача которой — описание оргструктуры и бизнес-процессов, разрабатывается только для студии, готовой использовать маркетинговую стратегию. При достижении стабильно высокого уровня продаж (оборотов) в организационной структуре, помимо главного тренера, находится место наемным педагогам, тренерам по общефизической подготовке и смежным дисциплинам, методистам. На более высоком этапе вводится должность менеджера-управленца; далее — инструктора, менеджера программ, мастер-тренера, психолога, массажиста и т. д. Необходимость и границы развития, расширения диктуются, опять-таки миссией и стратегией проекта.

В заключение отметим, что Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой и спортом от развитых стран, в которых физическими упражнениями регулярно занимается до 40-50 % населения, тогда как у нас — только около 11 % [6]. А ведь массовый спорт — необходимое условие успехов не только в спорте высших достижений, но и в социальном здоровье нации.

К сожалению, динамика соотношения спортивных успехов ведущих стран мира — США, Китая, России — не дает повода для оптимизма. Если десять лет назад высокое место китайской танцевальной пары на крупном международном турнире рассматривалось как исключительное событие, то сегодня китайцы реально конкурируют с лучшими мировыми дуэтами.

Проблемы есть, и их надо решать. Начать можно с малого — с конкретного коммерческого проекта небольшой студии, клуба, но действия с самого начала должны быть грамотными и исключать низкий уровень организации и управления, коррупционную составляющую, подкуп судей и функционеров. Времена меняются, и то, что сегодня кажется недостижимым, завтра станет нормальной практикой. Нужно только желание.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВолковА.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации. М.: Вершина, 2006.

2. Сайт Федерации танцевального спорта. URL: http://www.ftsr.ru

3. Сайт Московской федерации спортивных танцев. URL: http://www.russianmaster.ru

4. Сайт Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга. URL: http:// www.ftsspb.ru

5. Сайт НАСКТ. URL: http://www.naskt.ru

6. Чижов А.О. Проблемы государственного финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

О.И. СТОЛБОВА

Ольга Игоревна СТОЛБОВА — аспирантка кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — банковское дело.

^ ^ ^

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИПОТЕКИ*

Приобретение недвижимости с использованием ипотечного кредита в странах Западной Европы и США достигает 70-90 % всех сделок. В России этот показатель составляет 5-10 %. Если рассмотреть объем ипотечных кредитов по отношению к ВВП, то в России он не превышает 1-2%, в то время как, например, в Норвегии

ГРНТИ 06.73.75 © О.И. Столбова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой.

он достигает 90 % от ВВП. Безусловно, история развития ипотечного рынка, например в Германии, насчитывает несколько десятилетий, а в России ипотека как понятие появилась после принятия Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке». Иными словами, законодательные основы для развития рынка жилищного кредитования были созданы лишь 13 лет назад. Есть мнение, что именно неразвитость ипотеки в России и уберегла нашу страну от кризиса рынка недвижимости и финансов, который захлестнул США и некоторые европейские страны.

Если бы на российском финансовом рынке было достаточно «длинных денег», в постоянном притоке которых нуждается ипотека, то, возможно, последствия кризиса были бы сильнее. Большая часть выданных ипотечных кредитов в нашей стране рефинансируется на западных рынках капитала, которым после августа 2007 г. стало не до российской недвижимости и ипотеки. Соответственно в конце 2008 — начале 2009 г. многие российские банки приостановили выдачу ипотечных кредитов. Это подтолкнуло правительство к установлению требований по поддержанию объема кредитования. Прямое вмешательство в кредитную политику банков дает лишь временный эффект. Использование кредитных механизмов при стимулировании отдельных секторов экономики позволит сократить коррупцию при распределении бюджетных средств и переложить часть кредитных рисков и функции по их оценке на финансовые институты.

На сегодняшний день важным аспектом социально-экономического развития страны являются осмысление уроков кризиса, анализ ошибок стран с развитой системой ипотечного кредита и принятие соответствующих мер дальнейшего развития ипотечного кредитования. Ипотечное кредитование обладает инвестиционными возможностями, оказывая тем самым существенное влияние на формирование финансовых ресурсов государства и экономических субъектов. Поэтому необходимо использовать новые экономические условия и возможности для создания необходимой инфраструктуры дальнейшего развития ипотечного кредитования с использованием рыночных механизмов и их государственным регулированием.

Ипотечное кредитование, дополненное системой мер по поддержке ее участников, может способствовать выходу экономики из кризиса. Стимулирование ипотечного кредитования поддержит спрос на недвижимость, а также поможет решить такие социальные задачи, как льготная ипотека (для семей с низкими доходами, работников бюджетной сферы, молодых семей, военных и т. д.). Если до кризиса АИЖК предлагало сворачивать прямой выкуп закладных за счет государственных средств, то в текущих условиях федеральный бюджет остается важным источником ресурсов, необходимых ипотечному рынку.

В этих условиях, на наш взгляд, необходимо принятие следующих мер:

1. Принять пакет законов, регулирующих секьюритизацию. В определенной Законом об ипотечных ценных бумагах пропорции часть ипотечного пула могут составлять любые средства, имеющие денежное выражение. Под этим весьма широким определением, сопровождающим в Законе совершенно новое для российского законодательства понятие «дополнительное покрытие», могут скрываться различные активы, имеющие относительное отношение к ипотеке. Это покрытие является своеобразным буфером колебаний стоимости ипотечной составляющей портфеля. Для обеспечения ипотечных облигаций АИЖК используются государственные денежные субсидии. Фактор изменения стоимости портфеля закладных по ипотечным кредитам должен быть тщательно изучен экономистами, а законодатели, в свою очередь, нормативным путем обязаны предупредить этот риск и оградить от него инвестора — владельца облигаций, обеспеченных данным портфелем.

В данном случае у государства есть два способа решения этой вполне возможной ситуации:

— обязать всех инициаторов-эмитентов ипотечных облигаций создавать специальные резервные (компенсационные) фонды на случай отрицательного изменения стоимости ипотечных пулов закладных. При этом размер этого фонда будет ежегодно устанавливаться федеральным правительством. Этот способ не будет обременительным для бюджетов всех уровней повысит доверие инвесторов к облигациям. Но из-за того, что часть поступлений от ипотечных активов будет поступать в фонды, доходность ипотечных облигаций непременно сократится, что, конечно, не заинтересует даже пенсионные фонды. На фоне и без того высоких процентов по ипотечным кредитам банки и агентства будут обязаны включать дополнительные комиссии;

— второй вариант предполагает, что отрицательные колебания стоимости портфеля (пула) по итогам каждого года будут покрываться за счет бюджетных средств — региональных или федеральных. В таком случае открывается большое поле для мошенничеств и злоупотреблений. Для пресечения перерасходования бюджетных средств на компенсации государство должно приступить к регулированию жилищного рынка, контролю за ценообразованием на нем и реформированию строительной отрасли.

2. Ввести субсидируемые государством инструменты целевого накопления первоначального взноса для получения ипотечного кредита и создания ссудо-сберегательных институтов.

Жилищно-целевой накопительный кредит обладает несомненными преимуществами и для кредитора, и для банка, и для заемщика:

— существенно снижает риски невозврата и потери накопленных на банковском депозите целевых средств, так как в силу замкнутости, автономности функционирования этой модели жилищного кредитования она факти-

чески не зависит от колебаний на рынке капитала, не связана со вторичным рынком ценных бумаг, обеспеченных залогом;

— способствует укреплению ресурсной базы коммерческих банков и относительно снижает стоимость ресурсов, в отличие от депозитов;

— ставки по вкладам и ссудам существенно ниже, чем при ипотечном кредитовании, не меняются в период соглашения, не зависят от изменения стоимости заемных средств на ссудном рынке капитала;

— потенциальные заемщики на накопительном этапе практически подтверждают свою платежеспособность путем снижения текущего потребления с целью регулярного сбережения определенной части дохода;

— денежные средства на накопительных счетах позволяют решить проблему отсутствия ресурсов;

— позволяет обеспечить целевую направленность накоплений граждан на улучшение жилищных условий.

Государству развитие системы сбережений также выгодно, поскольку существенная часть сбережений населения, а именно накопления в налично-денежной форме, полностью исключена из финансово-денежного оборота. По оценке экспертов, они сегодня составляют более 45 млрд долл. и около 1 трлн руб. [1, с. 190] Поэтому государству экономически целесообразно способствовать становлению системы накоплений на основе мирового опыта. К тому же такой опыт имеется и в России. С 1904 г. государство постоянно поддерживало работу кредитных товариществ и ссудо-сберегательных касс, которые выдавали кредиты на покупку земли, жилья, строительство. Основой их служили целевые вклады населения и займы частных лиц (около 70 %), а также ссуды Государственного банка (около 15%) [3]. Развитие в России рынка ипотечных кредитов на основе жилищно-накопительных вкладов будет зависеть от степени участия государства. На наш взгляд, дальнейшее развитие системы ипотечного кредитования должно происходить в два этапа.

Первым этапом создания системы сбережений должно быть введение целевых накопительных счетов в банках. В некоторых российских банках в докризисные годы существовали похожие депозитные продукты, но вкладчики могли забрать их в любое время, поэтому они становились неликвидными. Для того чтобы накопленные средства могли использоваться банками в качестве ресурсов для выдачи ипотечных ссуд, необходимо, чтобы вкладчики не могли их изъять. Таким образом будет происходить накопление первоначального взноса по ипотечному кредиту, после чего ипотечный кредит будет выдан на льготных условиях. Это может быть пониженная процентная ставка либо уменьшение комиссии за выдачу кредита.

Следующий этап — создание ссудо-сберегательных институтов. В настоящий момент они уже существуют в форме различных кооперативов: жилищно -строительных, кредитных потребительских, потребительских ипотечных и др. Однако федеральные законы, регулирующие деятельность ссудо-сберегательных институтов кооперативного типа, не обеспечивают их стабильности и конкурентоспособности, а также не соответствуют требованиям ЦБ РФ. Возникает необходимость осуществления мер государственной поддержки ссудо -сберегательных институтов. Здесь можно обратиться к зарубежному опыту. Так, система сбережений в Германии представлена сетью специализированных банков, деятельность которых регулируется специальным законодательством в области сбережений на жилищное строительство. Это, прежде всего, сберегательные кассы и общества взаимного кредита. Закон о строительно-сберегательных кассах в Германии определяет цели и основные принципы ведения операций, условия и правила заключения строительных сберегательных контрактов, а также предусматривает довольно жесткие ограничения сферы капиталовложений специализированных банков. Также закон устанавливает основные требования к созданию резервного фонда, цель которого — обеспечивать бесперебойное предоставление ссуд вкладчикам, выполняющим условия договора по строительным сберегательным контрактам.

В России в рамках Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [5] регламентируется принцип универсализации коммерческих банков. Соответственно в первую очередь необходимо законодательно закрепить возможность создания специализированных банков, а затем принимать закон о строительных сберегательных кассах.

В условиях нестабильности экономики и низкого уровня доходов большей части населения внедрение накопительной системы ипотечного кредитования требует активной поддержки со стороны государства. И здесь может быть использован опыт Германии, где государственная поддержка населения в жилищной сфере осуществляется как на стадии накопления средств, так и на стадии погашения жилищного кредита. Государственная поддержка на стадии накопления осуществляется еще до приобретения жилья через систему строительных сбережений в виде государственных премий к жилищным сберегательным контрактам. На стадии погашения используются различные финансовые инструменты, которые прямо (в виде дотаций) или косвенно (в виде налоговых льгот) помогают погасить ссуду и проценты по ней.

Также это могут быть следующие меры со стороны государства: освобождение процентных доходов от жилищных вкладов от налогов, субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам для особых категорий граждан (молодых семей, военных, многодетных семей), дотации — гашение части кредита при рождении ребенка в семье заемщика [2, с. 51].

ЛИТЕРАТУРА

1. Голоскова Е. Перспективы и риски развития ипотечного рынка жилья // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2009. № 3.

2. Ольшанова Э. Проблемы ипотечного кредита в системе рынка ценных бумаг // Бюллетень финансовой информации. 1997. № 9 (28).

3. Тихомирова Е.В., Гуженко М.В. Строительные сберегательные кассы на рынке ипотечного кредитования / Деньги и кредит. 2009. № 9.

М.В. ФАИБУШЕВСКИИ

Максим Владимирович ФАЙБУШЕВСКИЙ — ассистент кафедры романских языков и перевода СПбГУЭФ. В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 1 публикации.

Область научной специализации — финансовая терминология, терми-нография.

^ ^ ^

ФРАНЦУЗСКО-РУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ А.П. СКУРИХИНА КАК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ*

Финансовая лексика как система номинативных единиц отраслевой финансовой науки в современном мире занимает центральное место в «материнской» экономической терминологии. Вместе с тем следует отметить недостаточную исследованность этого вопроса как с точки зрения языковедческой науки, так и с точки зрения практической лексикографии, не говоря уже о позициях самой финансовой науки. В этом отношении последняя явно нуждается в помощи языковедов, лингвистов, терминологов, особенно в связи с валовым и абсолютно некритичным восприятием иноязычных слов, за которыми порой не имеется ни понятий, ни самих вещей.

В настоящей статье рассматривается французско-русский экономический словарь А.П. Скурихина (тираж — 3000 экземпляров), изданный в 2010 г. московским издательством «Русский язык-Медиа» при участии известного Издательского дома «Дрофа»; словарь напечатан в Открытом акционерном обществе «Тульская типография». Перед нами уникальное в своем роде издание, если рассматривать его как лексикографический ресурс финансовой терминологии [6].

При всем обилии современных лексикографических ресурсов (подробнее отечественные и зарубежные лексикографические ресурсы финансовой терминологии рассмотрены в предыдущей статье автора [7]) данный словарь выделяется следующими характеристиками:

• это принципиально новый экономический словарь (2010 г. издания, авторские права издательства зарегистрированы в 2009 г.), содержащий в себе терминологию ведущих отраслей экономики, используемую в современном французском языке. Например, самый полный на сегодня (60 000 терминов) «Французско-русский экономический словарь» Г.С. Ивановой, Е.П Островской, К.С. Гавришиной, В.С. Сергеева, Е.И. Гороховой, Г.Ф. Башировой существенно устарел: он вышел в свет в 1995 г. и даже для того времени не отличался полнотой охвата актуального общеэкономического языка, не говоря уже о лакунах в профессиональных идиолектах и новейшей терминологии [4]. То же самое замечание относится к переводному «Толковому экономическому и фи-

ГРНТИ 06.01.33 © М.В. Файбушевский, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. С.Л. Фокина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.