Научная статья на тему 'Пути воспитания толерантности у молодежи'

Пути воспитания толерантности у молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / TOLERANCE / SPIRITUAL TRADITION / NATIONAL CULTURE / EDUCATION / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худойкулова Насиба Исмаиловна

В данной статье раскрывается осознание важности феномена толерантности, а также обращается особое внимание на использование средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодёжи. Анализируются принципы и основные аспекты толерантности. Автор учитывает, что востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений являются характеристикой демократической личности. Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути воспитания толерантности у молодежи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ Худойкулова Н.И. Email: Нudoykulova1152@scientifictext.ru

Худойкулова Насиба Исмаиловна - ассистент, кафедра медицинской биологии и гистологии, Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается осознание важности феномена толерантности, а также обращается особое внимание на использование средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодёжи. Анализируются принципы и основные аспекты толерантности. Автор учитывает, что востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений являются характеристикой демократической личности. Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры.

Ключевые слова: толерантность, духовная традиция, национальная культура, воспитание, общечеловеческие ценности.

THE PATH OF TOLERANCE AMONG YOUNG PEOPLE

Hudoykulova N.I.

Hudoykulova Nasiba Ismailovna - Assistant, DEPARTMENT OF MEDICAL BIOLOGY AND HISTOLOGY, BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the awareness of the importance of the phenomenon of tolerance, and also pays special attention to the use of the means of popular pedagogy in the education of tolerance among young people. The principles and main aspects of tolerance are analyzed. The author takes into account that the human demand for tolerance and the search for or the creation of a tolerant relationship is a characteristic of a democratic personality. Education of tolerance should be based on our own realities, peculiarities of our traditions and culture. Keywords: tolerance, spiritual tradition, national culture, education, universal values.

УДК 37.013

DOI: 10.20861/2312-8267-2018-52-003

В настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней -психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков, взрослых и молодежь).

Толерантость (анг., фр. tolerance - терпимость от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к

«другим» - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Согласно Декларации принципов в толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.» [1].

Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в русском культурном контексте - «милосердие» и «снисхождение» (толковые словари В.Даля и С.Ожегова). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Ьеч>18&$>коН), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность - как на «терпимость » и как на «поддержку».

Одним из важных принципов толерантности является, «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», — сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» -возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично.

Ситуации, требующие сегодня от нас напряженной работы мысли для понимания и поиска выхода из них, предлагают нам и большие возможности. Стимулируя все больший размах и глубину психологических исследований, они требуют от специалистов конкретных и четких результатов.

Сегодняшние наши социальные и экономические трудности, как вызов, могут оказаться даже весьма полезными. Во-первых, с точки зрения развития нашей толерантности по отношению к другому, осознания собственной ответственности за «ближнего», за свою страну, за ее будущее, и во-вторых, с точки зрения развития самой психологической науки.

Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям и особенностей объективно сложившихся условий.

Сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в нашем обществе, построенной на определенных принципах толерантности.

К числу исходных принципов толерантности следует, прежде всего, отнести [2]:

• отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

• добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников;

• умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

• подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

• принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов [3] выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Но есть ещё и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен, чем три предыдущих, и тоже заслуживает внимания.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения».

Список литературы /References

1. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО, 16.11.1995.

2. Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура — цивилизация» К. Леонтьева // Сб. Философия культуры-97.

3. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.