Научная статья на тему 'ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

5. Терехова, В.А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учебник / В.А. 7. Терехова, В.Г Гетьман. - Дашков и К., 2009.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: (ред. от 01.03.2013). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Ефимов О.Н., к.э.н.

доцент Янбулатова Л.Р. студент 5 курса Экономический факультет ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, а так же уровень себестоимости[4].

Актуальность темы моей статьи, определяется тем, что главной задачей функционирования любого предприятия является получение положительных финансовых результатов. Ни одно коммерческое предприятие не может существовать, не получая прибыли, иначе деятельность предприятия будет бессмысленна, поэтому от правильного распределения и использования прибыли зависит эффективность работы предприятия[3].

Целью получения прибыли предприятия является дальнейшее функционирование его на рынке.

Прибыль как главный стимул предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому важно не только определить состав прибыли предприятия, но и раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения[5].

Существуют следующие факторы, ведущие к изменению прибыли:

1) Объем продаж;

2) Рост цен;

3) Снижение себестоимости;

4) Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции[4].

Улучшение производительности Рост продаж

--4=; ----' ^^^

Активы организации

Изменение исто чников активов

-сокращение

расходов

-повышение цен

-повышение

интенсивности

труда

-улучшение

использования

активов

-ускорение

оборачиваемости

труда

Внедрение в сег мент рынка

-инвестиции

-инновации

-диверсификация

Реорганизация бизнеса:

1.переосвоение капитальных ресурсов

2. кредиты и займы

Развитие организации

-рост

использов

ания

сегмента

-перехват

потребите

лей у

конкурент

ов и др.

-вовлечение

дополнител

ьных потреб

ителей

-развитие

продукта

-улучшение

качества

продуктов

Ориентирование на опер

ации с наличными денежными средствами

Ориентирование на использование капитала

Ориентирование на производственно-коммерческого потенциала

Рисунок 1 Источники увеличения прибыли

Пути увеличения прибыли на предприятии рассмотрим на примере ЗАО «Давлекановская молочная компания»

ЗАО «Давлекановская молочная компания» специализируется на производстве натуральной молочной продукции. На сегодняшний день производится: более 30 наименований молочной продукции высочайшего

качества, ежегодный объем переработки молока более 24 тысяч тонн, всегда налаженная и постоянно расширяющаяся география поставок продукции, а также современное оборудование и соответствие международным стандартам качества производство цельномолочной продукции.

Таблица 1 Соотношение доходов и расходов предприятия

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Абс. изм., тыс. руб. Темп роста, %

Доходы 183489 109773 154534 -28955 84,2

Расходы 161965 99783 145780 -16185 90,0

Соотношение доходов и расходов 1,13 1,10 1,06 -0,07 93,6

По данным анализа за 3 последних года, выручка предприятия в 2012 году сократилась на 73319 тыс. руб. (на 45,7%) и составила 87034 тыс. руб. В 2013 году выручка увеличилась по сравнению с 2012 годом на 41737 тыс. руб. (на 48%) и составила 128771 тыс. руб. В целом с 2011 по 2013 года выручка сократилась на 31582 тыс. руб. или на 19,7%.

Себестоимость реализованной продукции также сократилась. Поскольку себестоимость сократилась почти пропорционально выручке, то значит это связано с сокращением продаж. Поскольку доля себестоимости в выручке увеличилась в 2013 году, прибыль от продаж сократилась. Причиной стало удорожание цен на сырье и материалы. Валовая прибыль имеет стабильную динамику уменьшения. Показатели прибыли от продаж аналогичны показателям валовой прибыли.

В 2013 году чистая прибыль уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 553 тыс. руб. и составила 8754 тыс. руб. В целом с 2011 по 2013 года чистая прибыль сократилась на 12770 тыс. руб. Основная причина сокращения в 2012 году - это сокращением объема производства и реализации, а также рост себестоимости продукции. Данные о чистой прибыли на 1 руб. продаж говорят об очень низкой рентабельности деятельности предприятия.

За счет сокращения энергетический затрат (электроэнергия, отопление) ожидается сокращение себестоимости производства 1 л. молока на 0,06 руб. За счет модернизации оборудования ожидается рост производительности переработки молока с его возможным увеличением на 540000 л.

Таблица 4 Резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости молока

Вид продукции Резерв снижения себестоимости 1 л., тыс.руб. Фактический объем реализации молока, л. Резерв увеличения объема реализации, л Возможный объем реализации, л Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

1 2 3 4 5=3+4 6=2*5

Молоко 0,06 15245000 540000 15785000 947

Итого - - - - 947

Таким образом, резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости молока составил 947 тыс.руб.

Таблица 5 Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Источник резервов Сумма, тыс.руб.

Увеличение объема продаж 800

Снижение себестоимости продукции 947

Итого 1747

Исходя из выявленных резервов увеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости молока увеличение суммы прибыли возможно на 1747 тыс.руб.

При поиске путей увеличения прибыли на предприятии нельзя обойтись без надежного инструмента защиты от сопутствующих на

современном рынке разнообразных рисков, каким является страхование [6;

7].

Страхование решает задачи минимизации инвестиционных и инновационных рисков предприятия.

Можно предложить следующий алгоритм формирования страховой защиты ЗАО «Давлекановская молочная компания».

1-й этап

Выявление совокупности рисков, создающих потенциальную угрозу для деятельности ЗАО «Давлекановская молочная компания»:

- Риски, связанные с эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования;

- Риски, связанные с ответственностью при эксплуатации опасных производственных объектов;

- Риски, связанные с предпринимательской и финансовой деятельностью предприятия.

2-й этап

Выделение и дифференциация страховых рисков ЗАО «Давлекановская молочная компания», определение страховых стоимостей, расчет потенциальных убытков, мониторинг действующих страховых программ.

3-й этап

Распределение уровней страхового покрытия, формирование страховых программ, выбор страховой компании.

Реализация данных мероприятий позволит увеличить прибыль на предприятии и приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.Ф. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. 2-ое изд., прераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012.

- 688 с.

2. Ахметов, О.П. Возможности стабилизации производства предприятий [Текст] / О. П. Ахметов // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 12.- С. 19

- 22.

3. Батьковский, М.А. Анализ финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления [Текст] / М.А. Батьковский, И.В. Булава, К.Н. Мингалиев // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 39. - С. 18 - 25.

4. Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст] : учебник / О.И. Волков. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 520с.

5. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательства [Текст]: учебник / В.П. Грузинов. - М. : СОФИТ, - 2012. - 375 с.

6. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.

7. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.

Ефимов О.Н., к.э.н.

доцент Курникова С.П. ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье предлагается анализ пути повышения прибыльности предприятия. Определено понятие прибыли как экономической категории. Выявлены резервы увеличения прибыли конкретного сельскохозяйственного кооператива и разработаны рекомендации относительно их внедрения.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Прибыль является основной целью деятельности предприятия. Прибыль предприятия зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. В связи с этим задачей предприятия является не только получение максимального размера прибыли в текущем периоде, а ее эффективное распределение и использование для обеспечения дальнейшего роста компании. Среди факторов влияющих на изменение прибыли можно выделить объем производства продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия, его деловую репутацию [3].

Проблема грамотного и эффективного управления прибылью является наиболее актуальной на современном этапе развития экономики России. Многие предприятия стремятся максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и не осуществляют финансовых вложений в развитие производства. Это происходит отчасти из-за недостатка экономических знаний руководства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.