Научная статья на тему 'Пути становления контактности в большой группе'

Пути становления контактности в большой группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СONTACT / КОНТАКТНОСТЬ / БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА / СТИХИЙНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЛИДЕРСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / LARGE CONTACT GROUP / SPONTANEITY AND ORGANIZATION / SELF-ORGANIZATION / LEADER-SHIP / COMMUNICATIVE POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрушин Сергей Владимирович

В статье приведены результаты теоретического анализа становления контактности в больших группах, не являющихся случайным скоплением людей или аудиторией, а созданных для реализации определенных задач, связанных с взаимодействием, обучением или саморазвитием. Для обозначения таких специфических групп предлагается использовать термин «большая контактная группа». Показано, что одним из специфических факторов, способствующим самоорганизации большой контактной группы, является наличие стихийности. Предложен путь психологической помощи в групповой самоорганизации. Представлены этапы становления этого процесса, выявленные на основе апробации методики становления контактности такой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of developing sociability in large groups

Th e article is devoted to theoretical study of large group contact establishment process, provided that such a group is neither an accidental gathering of people, nor a crowd, nor an audience but is created for completing specifi c tasks, connected with interaction, education or self-development. To determine such a specifi c group we off er to use the term а large contact group. Self-organization phenomenon is an essential mechanism of group subject establishment. Spontaneity is shown to be a specifi c factor facilitating self-organization process. Accordingly, based on spontaneous-structured interaction process a specifi c way of psychological assistance in group self-organization was proposed. Th e stages of contact establishment process detected during group contact establishment technique approbation are also presented.

Текст научной работы на тему «Пути становления контактности в большой группе»

С. В. Петрушин

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТНОСТИ В БОЛЬШОЙ ГРУППЕ

По мнению Ю. П. Платонова1, тенденцией в современном обществе является то, малые первичные группы уже теряют свое прежнее значение, на передний план выходят вторичные и другие группы. Изучение больших групп снова приобретает свою актуальность, среди которых изученными являются большие стихийные группы2. Но сегодня мы наблюдаем все более активное проявление нового вида больших групп, которые не могут быть строго отнесены ни к толпе, ни к организации, т. е. общности с дифференциацией ролей. Людям приходится общаться и взаимодействовать во все более многочисленных по количеству группах, которые не вписываются в критерии малой контактной группы, и также не являются стихийными и неорганизованными группами.

Данный феномен, на наш взгляд, проявляется в следующих группах: участники конференции, молодежный лагерь, буферная группа эмигрантов, духовно-религиозные группы, студенческие потоки, группа выездного фестиваля бардовской песни, корпоративное мероприятие большого коллектива, группы, использующих масштабные ролевые игры («толкиенисты», «ночной дозор» и т. д.).

Также к таким группам могут быть отнесены различные обучающие или психотерапевтические группы с большим количеством человек. В качестве наиболее известных можно выделить следующие:

• из отечественного опыта: «Коллективная психотерапия» (С. С. Либих), «Арена общения» (А. Б. Добрович), « ОДИ » (организационно-деятельностные игры, И. П. Щедровицкий), психологический декадник (В. В. Макаров);

• из зарубежного опыта: «ЭСТ» (В. Эрхард), «СТМ» (семинар управления временем), «Тавистокская модель тренировки групповых отношений» (В. Р. Бион), «Лайфспринг» (А. Эверетт, Б. Уайт), «Социодрама» (Дж. Морено), «Большая группа» (Дж. Ломакс-Симпсон), «Большая психодинамическая группа» (П. Де-Маре).

В настоящее время в практике зарубежной групповой работы, помимо перечисленных, разработаны уже свыше 70 методов эффективной проектной и развивающей работы в условиях большой группы, количество участников в которых доходит уже до 3 тыс. человек3. В России некоторые из этих методов уже получили свое распространение, в частности, технологии «Открытое пространство» (Х. Овэн), «Мировое кафе» (Я. Браун, Д. Иссак).

Этот новый групповой феномен нуждается в обозначении и в должном социальнопсихологическом рассмотрении. В контексте дифференцированного рассмотрения психологии групп не только допускается, но и предполагается введение новых понятий для квалификации каких-либо новых групповых явлений4.

На наш взгляд, выделенная нами разновидность большой группы может иметь свою особенную социально-психологическую природу. В ней одновременно начинают проявляться характеристики, традиционно приписываемые как малой группе (в частности, контактность, т. е. возможности реализации общения каждого с каждым), так и большой

© С. В. Петрушин, 2009

БКГ

Большая группа

БНГ

МКГ

Малая группа

МНГ

Неконтактность

Рис. 1. Расширенная классификация видов групп

(например, стихийность). Дальнейшее рассмотрение специфики таких групп ставит под вопрос существующие социально-психологические классификации групп, в частности их деление на большие и малые5. Поэтому, если включать такие группы, в научное рассмотрение, то для решения данной проблемы необходима другая классификация.

Традиционно, понятие «малая группа» рассматривалась в качестве синонима понятия «контактная группа». На наш взгляд, такое свойство группы как контактность может рассматриваться гораздо шире. Мы предполагаем, что контактность не является свойством исключительно малой группы и может присутствовать при определенных условиях в большой группе в самых различных формах. Также в малой группе в некоторых случаях может отсутствовать контактность.

Если рассматривать контактность как самостоятельную характеристику, то можно построить более расширенную классификацию возможных видов групп. К хорошо изученным сегодня малым контактным (МКГ) и большим неконтактным группам (БНГ) можно добавить (рис.1) большие контактные (БКГ) и малые неконтактные (МНГ).

Это дифференцирование открывает новые возможности в социально-психологических исследованиях, в частности — изучение новых видов групп: малой неконтактной и большой контактной. Предложенная нами типология групп позволяет по-новому структурировать накопленный ранее обширный материал социальной психологии. Это даст возможность адекватно анализировать современные виды больших и малых групп, которые не попали пока в поле изучения в связи с их неопределенностью.

Хотя большая контактная группа представляет собой малоизученный объект, следует отметить, что имманентно некоторые феномены данной группы так или иначе затрагивались в различных социально-психологических исследованиях: «вторичные группы» (Ч. Кули), «вторичные коллективы» (А. С. Макаренко, А. Л. Свенцицкий), «контактная группа» (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин), в области межгрупповых отношений, конфликтов и сотрудничества между малыми группами (М. Шериф, В. С. Дж. Тернер, А. Тешфел, В. Дуаз, С. Московичи, В. С. Агеев, Лунев, Ю. А. Сушков и др.).

Проблемой нашего исследования является становление и развитие контактности в большой группе. Для экспериментального изучения этих вопросов нами была создана

и успешно апробирована оригинальная методика по превращению диффузной общности с большим количеством участников (от 40 до 150 человек) в контактную группу с субъектными характеристиками6. Теоретико-методической базой нашей методики является идея о том, что становление контактности в большой группе происходит не через снижение стихийности и дальнейшее повышение организованности, а путем чередования стихийноорганизованной групповой активности и удержания состояния группы на среднем неустойчивом уровне. Направление группового развития заключается не в упорядочивании и не в хаосе (т. е. не в уходе в крайности), а в поддержании этого неопределенного состояния. Задача внешнего управления состоит в удержании системы вдали от состояния покоя. Именно эта неопределенность и неустойчивость может быть фактором ускоренного развития и трансформационных эффектов на уровне личности и группы.

Мы считаем, что использование стихийных механизмов является специфическим для большой контактной группы, в отличие от малой. Именно в ней возможно осуществление переходов из структурированной группы в стихийную и обратно. В результате этого происходит активизация и гармонизация на самых разных уровнях группового субъекта7. Специальной задачей организатора является мониторинг возможных лидеров, которые имеют желание «взять власть» в большой группе. За счет того, что ситуация неопределенная и групповая территория «ничья», всегда возникает соблазн у некоторых участников с лидерскими склонностями захватить это пространство и использовать его в своих интересах. Поэтому у ведущего должны быть способы и средства работы с такими возможными лидерами для защиты групповой территории.

Но не в каждой группе присутствует самоорганизация, для этого она должна обладать вышеперечисленными свойствами, которые предложены в рамках синергетического подхода8. Проведенный нами теоретический анализ большой контактной группы показывает, что ней присутствует потенциальная возможность самоорганизации. Поэтому развитие большой контактной группы может быть рассмотрено в качестве варианта развития десипативной структуры, со всеми ее атрибутами: точками бифуркации, аттракторами, возможностью самоорганизации.

С этой точки зрения организатор управляет группой не путем контроля, а способствуя созданию бифуркационных состояний, после которых наступают качественные изменения. После этого группа может развиваться в самых разных направлениях. Говоря словами синергетики, сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, организатор своим вмешательством может помешать этому процессу, но может и помочь, угадав направление, аттрактор. Он может сориентироваться и на ложный аттрактор (всевозможные мифы, навязчивые идеи), что также неизбежно уводит с пути, естественного для данной группы. В таком случае у организатора должны быть резонансные способности, что позволяет регулировать процесс развития группы9. Специфика резонансного управления заключается в том, что организатор поддерживает происходящие процессы в группе, не навязывая группе свой путь.

При этом существует другая важная проблема, которая заключается в построении необходимого уровня контактности для возникновения группового субъекта. Большое количество участников приводит к возникновению целого ряда сложностей, снижающих эффективность психологической работы.

При развитии контактности в группе психологу необходимо опираться на некоторые критерии, по которым можно двигаться в сторону построения более глубокого общения и взаимодействия участников. Не любой контакт способствует становлению групповой

субъектности. В литературе, посвященной групповому развитию, на основании различных критериев авторами выделяют те или иные уровни контактности. В качестве примера таких критериев можно выделить следующие: речевые техники, смена тем разговора10, характеристики поведения11, функциональные ситуации12, эмоциональные состояния участников13. В этих уровнях проявляются предложенные авторами различные критерии контактности, общее в которых связано с изменением тех или иных характеристик общения — поведения, атмосферы, отношений и т. д.

На наш взгляд, одним из важных условий построения контактности является занимаемая человеком коммуникативная позиция. Она отражает внутренние установки в отношении партнера, ситуации и предмета общения. Именно за счет ее изменения происходит сближение и возникновение глубокого личностного контакта между людьми.

Поэтому при создании нашей методики мы опирались на то, что изменение уровня контактности происходит благодаря изменению внутренней позиции участника в группе. Задача организатора заключается в том, чтобы дифференцировать эти возможные позиции и способствовать внутреннему переходу участников для достижения более полного контакта между ними. В результате многолетних наблюдений мы предлагаем в качестве основных выделять следующие позиции человека в большой контактной группе:

1. Наблюдатель. Ему интересно смотреть на процессы, происходящие в группе, наблюдать за поведением других членов, получая, таким образом, информацию. Он в «маске», его контакты формальны, поведение пассивное.

2. Вовлеченный. Настроен на получение эмоционального заряда и поднятия настроения. У него возникают контакты с окружающими, имеющие характер психического заражения и подражания. Находится в большой зависимости от лидера.

3. Исполнитель. Готов к тому, чтобы здесь учиться и выполнять то, что предлагает тренер. На этом уровне возникают контакты с другими членами группы и в подгруппах. Для этого уровня контактности характерны эмоциональный комфорт, тактичность и уход от конфликтов. Исполнитель начинает выполнять то, что предлагает тренер, но при этом не обнаруживает и не предлагает своих целей.

4. Экспериментатор. Ему интересно попробовать себя в новом качестве, вести себя не как обычно, находясь в группе. Это член группы, обнаруживающий условность групповой ситуации как возможность отработки новых форм поведения. В таком случае он может пробовать исследовать возможности и границы этой новой ситуации. Ценность эмоционального комфорта снижается, возникает ориентация на достижение собственных целей.

5. Участник. Участник как со-участник общегруппового процесса. Он начинает брать на себя ответственность за происходящее на тренинге, ориентирован на достижение своих целей. Вступает в кооперацию с другими заинтересованными в этом участниками, проявляет собственное творчество. На этом уровне лидер уже не имеет верхней позиции, зависимость от него резко снижается.

Выделенные позиции характерны именно для большой контактной группы. Хотя в малой также происходят позиционные изменения, в отличие от нее, для тренинга в большой группе предложены две позиции, которые отсутствуют в малой. Это позиции «наблюдателя» и «вовлеченного». Опираясь на предложенные позиции, можно построить типологию больших групп по степени их контактности. Для члена диффузной группы характерна позиция «наблюдателя», для толпы — «вовлеченного», для «исполнителя» — аудитория и т. д.

Работа организатора в группе заключается в том, чтобы за счет имеющихся психотехнических средств способствовать организации определенных переживаний, способствующих

изменению психологической позиции участников от «наблюдателя» к «участнику». На основе наблюдений можно описать картину переходов внутренних позиций участников группы.

Исходное начальное состояние, когда участник впервые оказывается в большой группе мы описали через позицию «Наблюдатель». Установку человека в такой группе по отношению к остальным участникам можно охарактеризовать как «Я и Они». Чаще всего она переживается как стресс, поэтому срабатывают привычные защитные механизмы поведения человека в толпе. Один из таких механизмов, т. н. «маска», которая характерна для контактов в большом городе. «Маска» — это определенная вербальная и невербальная совокупность поведения, которая сигнализирует окружающим «я вас не трогаю, вы меня не трогайте». В связи с этим контактность на этом уровне носит формальный и крайне поверхностный характер.

Для такой непродуктивной позиции организатор может использовать различные психотехники, которые создают атмосферу безопасности и позволяют из контактов на уровне «маски» перейти к другому уровню контакта. Эту позицию мы обозначили как «Вовлеченный». Психотехники основаны на включении важного потенциала большой группы, а именно ее стихийных механизмов — заражения, подражания и т. д.

Специальные процедуры за короткий срок помогают участникам преодолеть трудности первоначального уровня, что способствует сильному эмоциональному подъему настроения участников и их доброжелательному отношению друг к другу. Это достаточно шумный этап, когда много смеха, громких разговоров и обсуждений, в результате происходит формирование атмосферы психологической безопасности и создание общего «МЫ» участников. Здесь можно наблюдать почти все эффекты, свойственные поведению человека, вовлеченного в массовое поведение толпы: большая зависимость от лидера, де-индивидуализация в поведении, измененные состояния сознания и т. д.

После этого организатор может способствовать переходу на следующую позицию, которую мы обозначили как «Исполнитель». Для этого организатор от использования стихийных механизмов переходит к созданию более прочных коммуникативных сетей между участниками за счет структурирования большой группы. Это осуществляется путем разделения ее на небольшие подгруппы (8-10 человек). У оказавшихся в этих подгруппах участников включаются механизмы общения, свойственные малой контактной группе, т. е. оно строится уже на основе непосредственного взаимодействия. Но эти контакты еще достаточно поверхностны, в них участники воспроизводят свои прежние стереотипы общения. Зависимость от лидера снижается, по сравнению с предыдущим этапом. На этом уровне контактность в наибольшей мере происходит в малых подгруппах, возникает несколько «Мы», соответствующих количеству подгрупп, между ними можно отметить явления межгруппового фаворитизма. Этот уровень групповой контактности соответствует организованным большим группам, которые чаще всего представляют собой совокупность малых подгрупп.

Два следующих уровня в социальной практике встречается гораздо реже. Для дальнейшего углубления групповой контактности организатор может идти по пути снижения своей активности, использовать техники проблематизации. На этом этапе он вновь использует стихийные механизмы большой группы. Общее «Мы» становится диффузным, формируются новые подгруппы, но уже не на основе предложенных тренером подгрупп, а самостоятельно. Члены группы начинают устанавливать контакт с другими подгруппами. Большая группа теряет свою послушность, начинается конфронтация участников с тренером. Иногда эта

конфронтация носит подавленный характер, в таком случае это приводит к внутригрупповой конфронтации. В результате этого члены группы вынуждены заново пересматривать свою позицию «Исполнителя» в связи с ее неэффективностью на этом уровне. Происходит осознание, что происходящее гораздо шире их представлений о возможном поведении в группе. Члены начинают пробовать новые формы взаимодействия друг с другом. Отсюда название новой позиции «Экспериментатор». Это один из самых сложных и драматических моментов в групповом развитии.

Высший уровень контактности в большой группе возникает, когда между членами группы строятся контакты с позиций «Участников». На этом уровне группа снова работает в подгруппах, но границы этих подгрупп уже проницаемы. Межгрупповой фаворитизм сменяется мультипликаторным эффектом. Это групповое состояние за счет своих характеристик оказывает мощное трансформирующее воздействие на всех членов группы.

На этом уровне можно в полной мере говорить о большой контактной группе как о субъекте. Для этого уровня контактности характерны открытость, спонтанность и творчество в общении. Лидер также теряет свою доминирующую позицию, оказывается в роли консультанта.

Для экспериментального исследования большой контактной группы как субъекта использовались различные методы исследования, такие как включенное наблюдение, фокус-группы, контент-анализ и дискурс-анализ самоотчетов, метод семантического дифференциала «Оценка психологической атмосферы» (шкала Фидлера), опросник «Рельеф психических состояний» (А. О. Прохоров), «Стратегия поведения в конфликте» (К. Томас), тест-опросник самоотношения (Пантелеев-Столин). Полученные результаты позволили выявить следующие основные эффекты, характерные для становления и развития субъект-ности большой контактной группы.

В частности выявлено, что групповые динамические эффекты происходят более резко, чем в малой группе, отмечаются значительные подъемы и спады настроения. Выявлено наличие неравновесных психических состояний, что может свидетельствовать об эффектах самоорганизации. Выброс стихийности приводит к взлету эмоциональных состояний, эйфории, повышенной энергетике, к сильным позитивным переживаниям. За счет сильных позитивных переживаний происходит коррекция эмоционального опыта общения. Интенсивная обратная связь приводит к насыщению внешними оценками, стиранию образа себя для других. Участники рассматривают такую группу как микросоциум. За счет преодоления эффекта лабораторности у участников происходит осознание себя как части Человечества, экзистенциальное рассмотрение ситуации и группы. Взаимодействие в большой группе дает многим людям возможность ощутить свою связь с обществом и другими людьми. Самоорганизация ведет к изменению и усложнению взаимосвязи (структуры связей), формируются разнообразные связи друг с другом, но не напрямую, как в малой группе. Пассивные стратегии в поведении сменяются активными.

В перспективе возможно развитие целого направления принципиально новых технологий обучения и развития групп и организаций, где будет адекватным использование свойств большой группы. В современных условиях динамичных социальных преобразований человеку важно развивать гибкость поведения в социуме, способность к быстрой адаптации при переходе в разные общности, иметь толерантность к различным «Мы». Работа в условиях большой контактной группе дает возможность свести людей разных национальностей и культур, социально-психологических миров и установок, религиозных и политических убеждений. Возможности большой контактной группы включают в себя построение

различных «Мы», взаимодействия «Я» и «Мы», «Мы» и «Мы», «Мы» и «Они». Через большую контактную группу человек формирует смыслы, отношение к представителям других больших групп, к Человечеству в целом. Поэтому такие группы имеют огромное значение в судьбах людей.

Заключение. В данной работе рассматривается проблема развития контактности в больших группах. Для определения статуса таких групп предложена новая групповая классификация. Она базируется на том, что контактность может рассматриваться как универсальная групповая характеристика. В качестве объекта нашего исследования выделена большая контактная группа, которая сочетает в себе стихийность и наличие внутригрупповой контактности.

Для решения проблемы становления контактности была сконструирована методика, позволяющая сформировать из большой диффузной группы контактную группу с субъектными характеристиками. Теоретико-методической базой нашей методики является идея о том, что становление контактности в большой группе происходит не через снижение стихийности и дальнейшее повышение организованности, а путем чередования стихийноорганизованной групповой активности и удержания состояния группы на среднем неустойчивом уровне, что приводит к эффектам самоорганизации. Предложена идея резонансного лидерства, как наиболее адекватного способа управления. Рассмотрены также этапы становления контактности в большой группе, возникающие смены коммуникативной позиции членов группы от исходной («Наблюдатель») до позиции «Участник». Проведенные исследования позволяют выделить специфические особенности развития большой контактной группы как субъекта. В дальнейшем будет предпринята работа по созданию целостной теории развития субъектности большой контактной группы.

1 Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. СПб., 2004.

2 Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. СПб., 2004.

3 The change handbook/the definitive resource on Today’s Best methods for Engaging Whol systems / P. Holman, T. Devane, S. Cady with 90 international constributors. San Francisco, 2007.

4Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М., 2005.

5 Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

6 Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М., 2004.

7 Петрушин С. В. Психологическая работа в группах с большим количеством человек: теоретические и методические аспекты // Вопр. социальной психологии. Саратов, 2007. № 3 (8).С. 187-205.

8 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / пер. с англ.; общ. ред. и послеслов. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, В. Ю. Сачкова. 5-е изд. М., 2005.

9 Петрушин С. В. Резонансное консультирование. М., 2008.

10 Филонов Л. Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982.

11 Хараш А. У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельность / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека М., 1987. С. 30-42.

12 Каган М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 25-33.

13 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2001. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.