Научная статья на тему 'ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА КАРАКОЛА (1869-1917 ГГ.)'

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА КАРАКОЛА (1869-1917 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРПОСТ / РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / ИССЫК-КУЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муканбетова Рахат Бекмурзаевна

В статье описывается история основания города Каракола в Северном Кыргызстане, что было связано с политикой Российской империи, направленной на укрепление своих юго-восточных границ. В дальнейшем развитие ремесел, торговли и социальной инфраструктуры подтвердило удачно выбранное месторасположение. Сибирский торгово-промышленный ежегодник сообщает что, в 1872 году в Караколе было 150 жителей. Но уже к 1914-1915 гг. население составляло 15.500 человек; более 60 кустарных предприятий; несколько училищ. Неплохими темпами развивалось светское образование. Хотя говорить о высокообразованном населении еще было рановато. Население занималось комплексными видами хозяйства - скотоводством, хлебопашеством, торговлей, садоводством, лесопромышленностью. Торговали в основном лица узбекской национальности, ввиду того что кочевникам - киргизам этот промысел был непонятен и не был широко развит. Город Каракол - один из первых городов в кочевом Кыргызстане. Здесь сохранились русская деревянная церковь, мечеть в китайском стиле, построенная на средства дунган, переселившихся в 1877 году, также можно увидеть образ исторического центра. Дома в начале строились из глины, но из-за сейсмоопасной зоны, затем стали строить деревянные. Облик Каракола XIX века, напоминает сюжет городов среднерусской полосы. Автор показывает непростую ситуацию, которая происходит с этими архитектурными строениями и примерный план сохранения творений рук зодчих. Каракол конца XIX - начала ХХ века, несмотря на свое периферийное положение - это административный, культурный, промышленный, торговый центр. В 2019 году г. Караколу исполнилось 150 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF KARAKOL CITY (1869-1917)

The article describes the history of the founding of the city of Karakol in Northern Kyrgyzstan, which was associated with the policy of the Russian Empire aimed at strengthening its southeastern borders. In the future, the development of crafts, trade and social infrastructure confirmed the well-chosen locatio. The Siberian Commercial and Industrial Yearbook reports that in 1872 there were 150 inhabitants in Karakol. But already by 1914-1915. the population was 15,500; more than 60 handicraft enterprises; several schools. Secular education developed at a good pace. Although it was still too early to talk about a highly educated population. The population was engaged in complex types of economy - cattle breeding, arable farming, trade, gardening, timber industry. People of Uzbek nationality traded mainly, due to the fact that nomads - Kyrgyz, this trade was incomprehensible and was not widely developed. The city of Karakol is one of the first cities in nomadic Kyrgyzstan. Here, a Russian wooden church, a Chinese-style mosque, built with funds from the Dungans, who moved in 1877, have been preserved, you can also see the image of the historical center. At first, houses were built of clay, but because of the seismic zone, then they began to build wooden ones. The appearance of Karakol of the 19th century resembles the plot of the cities of the Central Russian zone. The author shows the difficult situation that occurs with these architectural structures and an approximate plan for preserving the creations of the hands of architects. Karakol of the late 19th - early 20th century, despite its peripheral position, is an administrative, cultural, industrial, and commercial center. In 2019, the city of Karakol turned 150 years old.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА КАРАКОЛА (1869-1917 ГГ.)»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

УДК 908 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/87

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА КАРАКОЛА (1869-1917 гг.)

©Муканбетова Р. Б., ORCID: 0009-0006-8675-5069, канд. ист. наук, Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызстан

WAYS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF KARAKOL CITY (1869-1917)

©Mukanbetova R., ORCID: 0009-0006-8675-5069, Ph.D., K.TynystanovIssyk-KulState University, Karakol, Kyrgyzstan

Аннотация. В статье описывается история основания города Каракола в Северном Кыргызстане, что было связано с политикой Российской империи, направленной на укрепление своих юго-восточных границ. В дальнейшем развитие ремесел, торговли и социальной инфраструктуры подтвердило удачно выбранное месторасположение. Сибирский торгово-промышленный ежегодник сообщает что, в 1872 году в Караколе было 150 жителей. Но уже к 1914-1915 гг. население составляло 15.500 человек; более 60 кустарных предприятий; несколько училищ. Неплохими темпами развивалось светское образование. Хотя говорить о высокообразованном населении еще было рановато. Население занималось комплексными видами хозяйства - скотоводством, хлебопашеством, торговлей, садоводством, лесопромышленностью. Торговали в основном лица узбекской национальности, ввиду того что кочевникам - киргизам этот промысел был непонятен и не был широко развит. Город Каракол - один из первых городов в кочевом Кыргызстане. Здесь сохранились русская деревянная церковь, мечеть в китайском стиле, построенная на средства дунган, переселившихся в 1877 году, также можно увидеть образ исторического центра. Дома в начале строились из глины, но из-за сейсмоопасной зоны, затем стали строить деревянные. Облик Каракола XIX века, напоминает сюжет городов среднерусской полосы. Автор показывает непростую ситуацию, которая происходит с этими архитектурными строениями и примерный план сохранения творений рук зодчих. Каракол конца XIX - начала ХХ века, несмотря на свое периферийное положение - это административный, культурный, промышленный, торговый центр. В 2019 году г. Караколу исполнилось 150 лет.

Abstract. The article describes the history of the founding of the city of Karakol in Northern Kyrgyzstan, which was associated with the policy of the Russian Empire aimed at strengthening its southeastern borders. In the future, the development of crafts, trade and social infrastructure confirmed the well-chosen locatio. The Siberian Commercial and Industrial Yearbook reports that in 1872 there were 150 inhabitants in Karakol. But already by 1914-1915. the population was 15,500; more than 60 handicraft enterprises; several schools. Secular education developed at a good pace. Although it was still too early to talk about a highly educated population. The population was engaged in complex types of economy - cattle breeding, arable farming, trade, gardening, timber industry. People of Uzbek nationality traded mainly, due to the fact that nomads - Kyrgyz, this trade was incomprehensible and was not widely developed. The city of Karakol is one of the first cities in nomadic Kyrgyzstan. Here, a Russian wooden church, a Chinese-style mosque, built with funds from the Dungans, who moved in 1877, have been preserved, you can also see the image of the historical center. At first, houses were built of clay, but because of the seismic zone, then they began to build wooden ones. The appearance of Karakol of the 19th century resembles the plot of the cities of the Central Russian zone. The author shows the difficult situation that occurs with these

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

architectural structures and an approximate plan for preserving the creations of the hands of architects. Karakol of the late 19th - early 20th century, despite its peripheral position, is an administrative, cultural, industrial, and commercial center. In 2019, the city of Karakol turned 150 years old.

Ключевые слова: форпост, русское деревянное зодчество, Иссык-Куль.

Keywords: outpost, Russian wooden architecture, Issyk-Kul.

Актуальность данной статьи заключается в том, что на сегодняшний день часть граждан нашего города, да и республики в целом не имеет представление, когда и с какой целью Российские власти во второй половине XIX в. начали строить город. Кроме того, необходимо сказать и о меценатах и простых гражданах не меценатах, помогавших облагораживать и обустраивать город. В 2022 г Караколу исполнилось 150 лет и городу дали статус «Культурный центр СНГ». Целью настоящей статьи является показать пути становления в крае маленького городка, превратившегося впоследствии в центр Прииссыкулья. Задачами являются показать: появление крепости Каракол;- возникновение городка на Прииссыкулье; развитие и рост инфраструктуры и первых кустарных производств; возникновение достопримечательностей города в конце XIX — начале XX вв.

Новизна темы заключается в том, что в статье будет представлен новый взгляд на место и роль Российского государства в становлении и развитии Каракола. Я осмелилась бы предположить, что будь на месте Российской империи менее развитая держава, Каракол не смог бы развиться так, как это произошло при вхождении Кыргызстана в состав России. Племена, выбравшие кочевой образ жизни и хозяйствования, в силу естественных причин не имели оседлых поселений, а тем более крупных городов. Иное дело оседлые племена, занимавшиеся земледелием, их города и селения на территории Кыргызстана существуют и по сей день, например, Ош и Узген, Суяб и Баласагун в Чуйской долине были в Средние века центрами больших и мощных каганатов, однако их постигло кратковременное существование, и сегодня от них остались одни развалины.

Прошли тысячелетия, одна власть сменялась другой, одна династия следующей и одна зависимость новым подчинением. В эпоху Нового времени, когда киргизы попали в зависимость от Кокандского ханства, последними были построены крепости практически на всей территории Кыргызстана — это Суфи-Курган, Дароот-Коргон, Пишпек, Токмак, Джумгал, Каракол и т. д. [8, с. 163]. Наличие крепости, присутствие в ней наместника Кокандского хана и боевого гарнизона было знаком подчинения, полной зависимости от Коканда. Именно поэтому восставшие против Кокандского хана киргизы стремились не просто взять крепости и уничтожить гарнизоны, но и разметать глинобитные стены.

На местах этих крепостей возникали новые поселения. Например, город Каракол построен приблизительно на месте древней кокандской крепости Каракол. Уездный город Семиреченской области получил свое название в честь великого русского путешественника Н.М. Пржевальского. Вначале это было маленькое селение, которое именовалось Каракол, стоявшее на реке Караколка, впадающей в озеро Иссык-Куль, между отрогами Тянь-Шаня на высоте 5800 футов над уровнем моря (1 770 м) и 606 верстах (примерно 647 км) от г. Верного (ныне Алматы) [4, л. 24].

До 1888 года город носил название Каракол, что в переводе с киргизского означает «черная рука». В этом году российский исследователь Н. М. Пржевальский умирает здесь во время подготовки к очередной, пятой экспедиции и завещал похоронить его на берегу Иссык-

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

Куля, около Каракола. 23 марта 1889 года по повелению царя Александра III город Каракол был переименован в Пржевальск «для увековечения в Средней Азии памяти Николая Михайловича Пржевальского» [11].

Необходимо отметить, что город несколько раз менял свое название. Уже в 1921 году из-за протестов местного населения ему вернули первоначальное название, но в 1939 г. Каракол опять был переименован в Пржевальск. После распада СССР, в 1992 г. городу вернули его историческое название. Как было уже сказано выше, вначале это была небольшая Кокандская крепость, но уже после присоединения Северного Кыргызстана к Российской империи сюда начинают прибывать русские переселенцы, которые основали город в 1869 г. Ранее гарнизон стоял в селении Ак-Суу, вдали от караванных дорог, и поэтому его расположение перестало отвечать требованиям стратегического характера. А местоположение нового города отвечало параметрам военно-административного центра на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию. Честь же основания города принадлежит барону А. В. Каульбарсу, которому было поручено выбрать удобное место для нового города.

Основание Каракола имеет четкую дату — 1 июля 1869 года, это отмечено в официальных документах [9]. А. В. Каульбарсом была определена роза ветров, а строгая прямоугольная форма города учитывала господствующие ветры. В плане города была православная церковь, был и городской парк. До 1887 г. строились в основном глинобитные дома. Но после сильного землетрясения 1887 г. город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными резьбой. Это, естественно, придавало городу облик среднерусской полосы. Считаем также необходимым отметить, что из-за сейсмологической ситуации в крае дома и поныне строят не более 5 этажей.

Уже к 1872 г. в Караколе было выстроено 132 двора, насчитывалось 150 жителей, в основном это были татары и узбеки. К 1897 г. население уже составляло 8.108 жителей [10] (из-за неурожая в ряде губерний европейской части России был большой приток крестьян) в том числе: русские — 36%, сарты — 27%, киргизы — 17%, китайцы — 11%, татары — 7%. Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1914-15 гг. сообщает, что население к этому времени составляло 15.500 обоего пола, а домов более 1000. В том же ежегоднике говорится

0 промышленности города Пржевальска: пивзаводов — 3 (первенцем был пивоваренный завод Торопкина), маслодельных — 18, кожевенных — 13, мыловаренных — 7, свечносальных — 5, лесопильных — 2, водяных мукомольных мельниц — 12, канатных — 3, искусственных вод — 2, кишечных заведений — 1 [3].

С экономической точки зрения город развивался как торговый и административный центр всего Прииссыкулья. В 1894 г. 34% всего бюджета города составляли доходы от торговли. Одновременно стали возникать и промышленные предприятия. К 1914 г. в городе и его окрестностях действовало 60 промышленных предприятий, но все они в основном были кустарного типа. Таким образом, мы видим, что в экономическом плане город развивался хотя и медленно, но стабильно.

До первой мировой войны в уездном городе было две церкви, кладбищенская и городская — обе были деревянными, мусульманских мечетей и молитвенных домов — 9 и молитвенный дом старообрядцев. Училищ — 7: женское 1, 1 городское мужское, 4 классное,

1 городское женское 2 классное, 2 городских приходских мужских, 1 городское русско-туземное, 1 сельскохозяйственное, 1 интернат для мальчиков и, кроме того, 4 медресе [4]. Чтобы дать детям дальнейшее образование, нужно было отправлять их в г. Верный в гимназию, а для получения высшего образования нужно было ехать в Москву или другой крупный город. Неслучайно в городе было всего несколько человек с высшим образованием.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

В отношении просвещения необходимым считаем отметить влияние российского образования на туземное, как тогда именовалось местное население. Киргизы стали учиться не только в медресе, т.е. в духовных заведениях, но и в светских школах. В городе не было больниц, больных направляли сначала в военный лазарет, где для жителей города было отведено 48 коек. Один врач, два фельдшера и одна акушерка обслуживали население. Только в 1926 году в городе стало функционировать хирургическое отделение. Была городская уездная аптека [1]. Для местного населения были открыты двери в военный лазарет.

Жители занимались скотоводством, хлебопашеством, лесопромышленностью, торговлей, садоводством, пчеловодством. Основные доходы горожан шли от торговли. Купцы из регионов привозили сюда мануфактуру, сахар и др. промышленные товары, из Ферганы везли курагу, кишмиш, а в Караколе и в его окрестностях скупали шерсть, кожу, скот и отправляли в г. Андижан. Туда же везли мед, воск, зерно. Кроме того, везли мед и воск в г. Ташкент. Сельскохозяйственная и ремесленная продукция, кожсырье реализовывались на местном рынке и на Каркаринской ярмарке в 90 км от города за перевалом Сан-Таш, куда съезжалось местное и кульджинское купечество на 3 месяца. Нельзя не отметить существующего здесь промысла звероводства и звероловства, поставляющего зверей в зоологические сады и зверинцы. Дело здесь начал и вел О. Е. Неживов [2]. В данное время в Караколе действует единственный на весь Кыргызстан зоологический парк.

Описание красоты, величественности и зрелищности города мы почерпнули из издания А. Л. Кирснера, И. И. Гебер (1910) «Пржевальск весьма похож на роскошную виллу среди природы, где чарующая прелесть ландшафтов на каждом шагу сменяется грозным величием горных пейзажей. Куда бы вы ни бросили взор везде вы встретите потрясающее зрелище. Вот синеет вдали угрюмый утес, на вершине которого вечно дремлют, лениво качаясь, серые тучи — это грозный Сан-Таш» [2]. По описаниям путешественников XIX в., «Пржевальск симпатичный и чистенький городок Семиречья», и далее «В отношении опрятности он далеко оставил за собой город Верный».

Как было сказано выше, городской парк носит имя А.С. Пушкина. В создании парка огромная роль принадлежала доктору Н. М. Барсову [7]. Он являлся городским головой и блюстителем общественного здоровья. В посадке деревьев и в целом в озеленении города ему помогал местный батрак по имени Джамансары [9]. В дальнейшем Джамансары много работал по озеленению основных городских улиц. Николай Михайлович Барсов был высокообразованным человеком, он изучал горячие источники, принимал участие в местном театре, ему также принадлежит честь открытия первой публичной библиотеки (в 1902 г.). Кстати, в областной библиотеке г. Каракола до сих пор хранятся 4 книги, которые он подарил читальне. Вот как писали про созданный им сад: «Городской сад Пржевальска составляет исключительное создание человеческого ума и любви к садоводству. Наш край насчитывает в своих пределах не один роскошный сад, перед которым блекнут создания российских садов, но и все они должны пальму первенства признать принадлежащей Каракольскому парку. Здесь гигантские ели с их пикообразными вершинами мирно растут бок о бок с ароматным алма-атинским яблоком, сочным абрикосом и темно-пурпурной вишней...» [3].

Природа нашего края удивительна, хороша и вследствие близости озера Иссык Куль. Здесь нет в зимнюю пору низких отрицательных показателей как в соседнем Казахстане или России. Летом же температура достигает максимум +30 - +35 С. Здесь выпадает довольное большое количество осадков, хотя дорога в то далекое время была покрыта каменным грунтом, в архивных данных содержится такой пример. «Каракол по сравнению с Верным (Алматы) практически не знает пыли, главного бича последнего» [3].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

Особо хотелось бы остановиться на незатейливых, причудливых одно - и двухэтажных домах, построенных русскими зодчими, которых нигде больше не встретишь. Дома с крылечками, с деревянными узорами вдоль фронтона по всему дому. К большому сожалению, эти дома или перестраиваются, или в большинстве своем претерпевают евроремонт. В 2018 г. общественность г. Каракола вынесла вопрос о сохранении архитектурно-исторических памятников 19 в. на сессию городского совета. Было предложено уточнить список домов, подлежащих внесению в реестр историко-архитектурных памятников. Следующим шагом стало выделение из городского бюджета средств на реставрацию историко-архитектурных памятников.

Как известно, горы в Кыргызстане составляют от общей площади порядка 90%. Горнолыжная база Каракола после распада Советского Союза была модернизирована. Теперь она не уступает по красоте, величественности и спусковым трекам своим азиатским и европейским конкурентам. В данном случае мы имеем в виду казахстанское Медео и европейские Альпы. Из других достопримечательностей города необходимо выделить русскую православную церковь. Она была построена в 1872 г., именно тогда, когда Каракол стал после Ак-Суу гарнизонным городом, т.е. одним из форпостов царской России в Семиречье. В 1889 г. храм был разрушен в результате сильного землетрясения. Затем началось строительство нового деревянного собора на кирпичном основании.

Октябрьская революция принесла как новую форму власти в государственном аспекте, так и новую волну в духовном плане. Повсеместно был объявлен атеизм. Естественно поэтому, что в период существования Советского Союза с 1922 по 1991 годы - эта церковь в различные годы выполняла другую миссию, нежели свою конкретную функцию. Когда-то здесь размещались школа, женская гимназия, спортзал, театр, танцевальный зал. В годы Великой Отечественной войны там находился даже угольный склад. В годы Перестройки церковь становится православным храмом. Но свою главную миссию она получила лишь после распада СССР. Работы по реставрации и другим хозяйственным вопросам было вверено вести священнослужителям и прихожанам. Наша церковь, которая стоит в центре города, поражает своей величественностью и красотой. Как и в других православных церквах молебны проходят каждое воскресенье, об этом нас оповещает колокольный звон звонницы Свято-Троицкой православной церкви.

Одной из удивительных достопримечательностей Каракола следует назвать каракольскую мечеть или дунганскую мечеть. Дунганской она называется в силу того, что была построена на средства нескольких десятков дунган, проживающих в то время в Караколе. Мусульманская мечеть относится к памятникам истории и культуры нашего государства и поэтому она охраняется последним. Мечеть построена в стиле эпохи Цинь (1744-1911 гг.), и в ней прослеживаются буддийские мотивы. Как уже было сказано, дунганская община в 1907 году пригласила известного пекинского архитектора Чжоу-Сы для постройки мечети. Архитектор взял с собою 20 искусных резчиков, которые знали традиционную китайскую архитектуру и композиционные приемы [9]. По сохранившимся сведениям, строители 3 года готовили материал для мечети — пилили бревна, вырезали узоры и др. Затем за 3 месяца возвели это архитектурное сооружение. Причем надо отметить, что при соединении бревен и досок строители так хитроумно подготовили материалы, что обошлись без единого гвоздя. Мечеть была завершена к 1910 году. Мечеть вмещает 42 столпа, окружающий здание многоярусный деревянный карниз украшен изображениями таких растений, как виноград, гранаты, груши и персики. Мечеть открыта для туристов и верующих — мусульман как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

Мемориальный музей Н. М. Пржевальского был открыт 29 апреля 1957 г. недалеко от г. Каракола, в местности именуемой Пристань. Николай Михайлович Пржевальский был одним из первых российских ученых-географов, начавших детальное изучение географии, флоры и фауны стран Центральной Азии. Начиная с 1870 года, он организовал 4 крупные экспедиции в Монголию, Китай и Тибет. Во время своих экспедиций он раскрыл точные направления горных хребтов и границы Тибетских гор. Он описал природу, рельеф, климат, флору и фауну на исследуемых территориях и открыл более 200 видов растений. Пржевальский также собрал огромную зоологическую коллекцию, которая насчитывала несколько тысяч видов растений, животных, птиц, рыб и насекомых. В 1888 г он скончался от брюшного тифа накануне пятой экспедиции в Среднюю Азию, похоронен на берегу озера Иссык-Куль недалеко от города Каракола [3].

Как и в других областях Кыргызстана, наш регион имеет свои исторические музеи. В нашем крае есть музей в городе Чолпон-Ата, музей на селе Оргочор, открытые музеи или как их еще именуют, «музеи под открытым небом» - в городе Балыкчи, в селе Сан-Таш и др. Для приезжих гостей города Каракола особенной достопримечательностью является Каракольский исторический музей. Этот небольшой музей в дореволюционное время был летним домом купеческой семьи Ильина. В годы Октябрьской революции и гражданской войны здесь размещался уездный совет трудящихся. В 1948 г приказом Совета Министров СССР это учреждение было преобразовано в музей. В музее есть памятники каменного века — петроглифы, доспехи времен тюркского каганата, различные женские украшения, сделанные из серебра, меди, конские уздечки стремена из прочной кожи, инкрустированные серебром и бронзой. Поражают своей красотой вещи, сделанные из войлока — гобелены и украшения для юрт. Музей располагает красочной коллекцией национальных костюмов — одежда для юношей и девушек, келинок- молодок и почтенных бабушек — байбиче.

Другая часть зала посвящена киргизско-российским взаимоотношениям, принятием подданства России киргизами Прииссыкулья, представлены февральская и октябрьская революции в документах, а также последующая история города в составе СССР Хотя сейчас многое из прежнего облика города безвозвратно утеряно, особую ценность представляют те памятники истории и культуры, которые уцелели. Справедливости ради, надо сказать, что сохранение исторических зданий — это наиболее сложная проблема во всех старых городах. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры всегда служили сильнейшим средством воспитания самосознания народа, осознание этого факта неизбежно приводит к усилиям сохранения исторических центров городов. Сейчас в мировом градостроительстве намечается позитивная тенденция по сохранению масштаба и гармоничного силуэта исторической части городов, где запрещены любые точечные застройки или перестройки старого здания без сохранения его первозданного облика. Сохранение и восстановление исторических зон может сделать Каракол одним из интереснейших городов Кыргызстана.

Итак, в становлении и развитии города большую роль сыграли как русские переселенцы, так и путешественники, в большинстве своем военные. В наши дни уже не секрет, что военно-рекогносцировочные отряды на самом деле — это разведывательные отряды царского самодержавия для укрепления своих позиций в регионе. Появление в крае маленького городка, затем переросшего в уездный город и центр Прииссыкулья, зависело от его места расположения и от стратегической политики царских властей. Также хотелось бы отметить, что появление в городе и крае в целом первой кустарной промышленности, опрятность города и озеленение, постепенный рост инфраструктуры и просветительско-социальных услуг опять же принадлежит российским промышленникам и энтузиастам.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90

Список литературы:

1. Воспоминания генерала от кавалерии барона А.В. Каульбарса. Иссык-Кульский областной государственный архив (Далее ИОГА) Фонд №1108, опись №1, Дело №2, л. 13.

2. ИОГА ф.1108, Оп.1, л.22.

3. ИОГА ф.1108, Оп.1, л.23.

4. ИОГА ф.1108, Оп.1, л.24.

5. ИОГА ф.1108, Оп.1, л.25.

6. ИОГА ф.1108, Оп.1, л.26.

7. История Кирг.ССР т. 1, Фрунзе, 1983. 704 с.

8. Осмонов О. Д., Асанканов А. А. История Кыргызстана. Бишкек, 2003. 519 с.

9. Токомбаев Ш. Вблизи лазурного берега Иссык-Кулья: популярные очерки о городе Каракол. Каракол, 2010. 368 с.

10. Кыргызстан 2004 // Дни. Мифы. События. Бишкек, 2004.

11. Урашев С. А. Пржевальск и Пржевальский уезд (вторая половина IX - начало XX века). Алматы, 2006. 60 с.

References:

1. Vospominaniya generala ot kavalerii barona A.V. Kaul'barsa. Issyk-Kul'skii oblastnoi gosudarstvennyi arkhiv (Dalee IOGA) Fond №1108, opis' №1, Delo №2, l. 13.

2. IOGA f.1108, Op.1, l.22.

3. IOGA f.1108, Op.1, l.23.

4. IOGA f.1108, Op.1, l.24.

5. IOGA f.1108, Op.1, l.25.

6. IOGA f.1108, Op.1, l.26.

7. Istoriya Kirg.SSR (1983).1, Frunze.

8. Osmonov, O. D., & Asankanov, A. A. (2003). Istoriya Kyrgyzstana. Bishkek.

9. Tokombaev, Sh. (2010). Vblizi lazurnogo berega Issyk-Kul'ya: populyarnye ocherki o gorode Karakol. Karakol.

10. Kyrgyzstan 2004 (2004). Dni. Mify. Sobytiya. Bishkek.

11. Urashev, S. A. (2006). Przheval'sk i Przheval'skii uezd (vtoraya polovina IX - nachalo XX veka). Almaty.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.04.2023 г. 21.03.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Муканбетова Р. Б. Пути становления и развития города Каракола (1869-1917 гг.) // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 641-647. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/87

Cite as (APA):

Mukanbetova, R. (2023). Ways of Formation and Development of Karakol City (1869-1917). Bulletin of Science and Practice, 9(5), 641-647. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/87

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.