Научная статья на тему 'Пути совершенствования цифровых инструментов в деятельности предприятий'

Пути совершенствования цифровых инструментов в деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой инструмент / искусственный интеллект / экономическая эффективность / требования к проекту / чат-бот / digital tools / artificial intelligence / economic efficiency / project requirement / chatbots

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. П. Бутко, М. А. Меньшикова, М. А. Панов

В представленной статье отмечена необходимость внедрения цифровых инструментов в деятельность предприятия с целью повышения ее эффективности. Особое внимание уделено вопросам использования отдельных элементов искусственного интеллекта. Проанализированы типы чат-ботов, особенности их практического применения, проведен анализ преимуществ и недостатков. Выполнен сравнительный анализ сервисов для чат-ботов. Сформированы требования, которые должны быть учтены в техническом задании: к основным функциям, функционированию системы, информации заказчика, информационной безопасности, документированию. Определены задачи, входящие в проект по созданию чат-ботов. По расчетной части экономической эффективности сделаны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Г. П. Бутко, М. А. Меньшикова, М. А. Панов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve digital tools in enterprise operations

In the presented paper the necessity of introducing digital tools into the activities of the enterprise in order to improve its efficiency is noted. Special attention is paid to the issues of using certain elements of artificial intelligence. Types of chatbots, peculiarities of their practical application. As well as advantages and disadvantages, are analyzed. The comparative analysis of services for chatbots is performed. The requirements to be considered in the technical specification to the main functions, system functioning, customer information, information security, documentation are formed. The tasks included in the project on creation of chatbots are defined. Recommendations are made on the calculated part of economic efficiency.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования цифровых инструментов в деятельности предприятий»

Т. 3 №1 2024 Vol.3 No.1

ISSN 2782-4934 (online) ISSN 2949-477X (print)

Управление информационными системами Information systems management

УДК 338.45.01

DOI 10.29141/2949-477X-2024-3-1-4

EDN PWUVVD

Г.П. Бутко1, М.А. Меньшикова2, М.А. Панов1

'Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация 2Технологический университет дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова,

г Королев, Российская Федерация

Пути совершенствования цифровых инструментов в деятельности предприятий

Аннотация. В представленной статье отмечена необходимость внедрения цифровых инструментов в деятельность предприятия с целью повышения ее эффективности. Особое внимание уделено вопросам использования отдельных элементов искусственного интеллекта. Проанализированы типы чат-ботов, особенности их практического применения, проведен анализ преимуществ и недостатков. Выполнен сравнительный анализ сервисов для чат-ботов. Сформированы требования, которые должны быть учтены в техническом задании: к основным функциям, функционированию системы, информации заказчика, информационной безопасности, документированию. Определены задачи, входящие в проект по созданию чат-ботов. По расчетной части экономической эффективности сделаны рекомендации.

Ключевые слова: цифровой инструмент; искусственный интеллект; экономическая эффективность; требования к проекту; чат-бот.

Благодарности: авторы выражают благодарность соискателю Уральского юридического института МВД России Дмитрию Сергеевичу Чубу за помощь в подготовке статьи.

Дата поступления статьи: 9 марта 2024 г.

Для цитирования: Бутко Г.П., Меньшикова М.А., Панов М.А. Пути совершенствования цифровых инструментов в деятельности предприятий // Цифровые модели и решения. 2024. Т. 3, № 1. С. 39-48. DOI: 10.29141/2949-477Х-2024-3-1-4. EDN: PWUVVD.

Управление информационными системами Information systems management

G.P. Butko1, M.A. Menshikova2, M.A. Panov1

'Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation 2Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, pilot-cosmonaut A.A. Leonov,

Korolev, Russian Federation

Ways to improve digital tools in enterprise operations

Abstract. In the presented paper the necessity of introducing digital tools into the activities of the enterprise in order to improve its efficiency is noted. Special attention is paid to the issues of using certain elements of artificial intelligence. Types of chatbots, peculiarities of their practical application. As well as advantages and disadvantages, are analyzed. The comparative analysis of services for chatbots is performed. The requirements to be considered in the technical specification to the main functions, system functioning, customer information, information security, documentation are formed. The tasks included in the project on creation of chatbots are defined. Recommendations are made on the calculated part of economic efficiency.

Key words: digital tools; artificial intelligence; economic efficiency; project requirement; chatbots.

Acknowledgements: authors thank Dmitry Sergeevich Chub, candidate for a degree, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, for paper preparation assistance.

Paper submitted: March 9, 2024.

For citation: Butko G.P., Menshikova M.A., Panov M.A. Ways to improve digital tools in enterprise operations. Digital models and solutions. 2024. Vol. 3, no. 1. Pp. 39-48. DOI: 10.29141/2949-477X-2024-3-1-4. EDN: PWUVVD.

Введение

Цифровая трансформация приобретает возрастающую актуальность для компаний, так как позволяет повысить эффективность их деятельности и конкурентоспособность. Темпы цифровизации бизнеса в России остаются высокими, что подтверждается уровнем спроса и затратами со стороны различных компаний. Так, на внедрение и развитие информационных технологий в 2021 г. российские компании потратили более 3,7 трлн р.1 Среди основных направлений цифровизации можно выделить автоматизацию бизнес-процессов, применение онлайн-платформ для продажи своих товаров и услуг, использование социальных сетей и поисковых систем для рекламы и привлечения новых клиентов, внедрение технологий Big Data, позволяющих анализировать большие объемы данных [1; 2].

1 Информационные технологии в промышленности / TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/

Статья:Информационные_технологии_в_промышленности (дата обращения: 22.03.2023).

Управление информационными системами Information systems management

В настоящее время сложно найти такое предприятие, где бы не внедрялся информационный инструментарий в различные бизнес-процессы его основной деятельности. Процесс внедрения, модернизации или замены информационной системы является весьма серьезным мероприятием для организации, поскольку отражается на бизнес-процессах компании [3].

Информационную систему предприятия необходимо рассматривать как инфраструктуру организации, которая участвует в управленческом процессе информационными течениями1. В таком представлении система может быть разделена на технологические и управленческие элементы.

Благодаря технологическим элементам обеспечивается работоспособность информационной системы. К таким элементам относятся: информационная модель предметной области; человеческие ресурсы, направленные на формализацию и развитие информационной модели; программный комплекс; аппаратно-техническая база; эксплуатационно-технические кадры.

Благодаря современным достижениям в области компьютерных технологий различные разработки в сфере искусственного интеллекта сегодня могут более активно применяться в разнообразных экономических проектах, системах и сферах деятельности [4].

В настоящее время с целью освобождения сотрудников от выполнения однотипных повторяющихся задач, для их сосредоточения на более важных и сложных задачах компании все чаще используют чат-боты, которые способны заменить живое общение оператора с гражданами, решая шаблонные задачи и отвечая на частые и однотипные обращения. Такая система значительно ускоряет скорость ответов и принятия решений по вопросам клиентов.

Чат-бот также называют виртуальным собеседником или программой-собеседником, и главной задачей таких программ является определение потребности пользователя и оперативное ее удовлетворение за счет ответов на текстовые и голосовые команды. Фактически ботами являются программы, которые работают по определенному запрограммированному сценарию. Спектр сценариев использования чат-бота в бизнесе крайне разнообразен. Технология чат-ботов примечательна тем, что способна саморазвиваться и в автономном режиме совершенствовать действующие алгоритмы общения [4].

Методы

К сценариям использования чат-ботов в бизнес-целях можно отнести, например, возможность отправки уведомлений, обработку лидов и продажи, информационную поддержку, возможность создания массовой рассылки, подписку на важные уведомления, помощь в поиске партнеров, а также управление сетевым бизнесом [5]. Перечисленные выше сценарии являются наиболее распространенными на предприятиях.

Различают следующие виды чат-ботов (табл. 1).

Основные достоинства и недостатки использования чат-ботов в практике работы предприятия представлены в табл. 2.

1 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static. government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPEpdf (дата обращения: 28.01.2023).

Управление информационными системами Information systems management

Таблица 1. Обобщенная классификация чат-ботов

Тип бота Особенности практического использования

Простой бот (бот-кнопка) Взаимодействие нажатием кнопки, после которого бот выдает или собирает информацию

Бот-техподдержка Ответ на вопрос пользователя

Бонус-бот Уведомление клиентов о промоакциях, выдача бонусов, помощь в реализации товаров магазина

Бот-помощник Улучшенная версия бота-техподдержки, способная благодаря определенному алгоритму предлагать варианты вопросов пользователю, чтобы тот выбрал нужный и получил быстрый ответ

Обучающий бот Прием на работу, проведение первичного собеседования. Замена менеджера по продажам в первичной обработке заявок, возможность продавать услуги

Высокотехнологичный робот (умный бот) Общение происходит по непредвиденному сценарию за счет алгоритмов и системы самообучения

Таблица 2. Достоинства и недостатки чат-ботов

Достоинства Недостатки

- Исключение человеческого фактора. - Быстрый поиск и анализ информации. - Автоматизация коммуникации с клиентами. - Привлечение новых клиентов. - Удержание существующих клиентов. - Экономия времени на общении. - Лояльное отношение людей к ботам в социальных сетях и мессенджерах - Невозможность самостоятельного проведения глубокого анализа. - Зависимость бота от заложенного алгоритма работы. - Сценарий работы изменяется вручную. - Риск поломки. - Частое проведение контроля работы бота

Анализ достоинств и недостатков позволяет пользователям выбрать наиболее удобный вариант для оптимизации решения различных управленческих задач.

Обсуждение

Создание и использование чат-бота на предприятии рекомендуется начинать со сравнительного анализа вариантов реализации такого проекта. Существует три варианта внедрения чат-ботов: приобретение готовых решений, использование специальных конструкторов для создания ботов и создание чат-бота с нуля.

Вариант приобретения готового решения предполагает использование уже написанных ботов, обладающих определенной спецификой. Данный способ приемлем для компаний с ограниченным бюджетом либо если необходимо, чтобы бот исполнял строго типизированные действия, которые не будут зависят от специфики деятельности компании или определенного бизнес-процесса. Этот вариант нельзя считать оптимальным по при-

Управление информационными системами Information systems management

чине того, что зачастую готовые решения могут включать излишние функции, за которые приходится переплачивать.

Второй вариант - это использование конструкторов для создания чат-ботов. Данный способ оптимален для любой компании, поскольку для создания чат-бота с помощью конструктора не требуется значительных денежных и временных вложений, при этом возможностей создания специфических сценариев для деятельности большинства компаний более чем достаточно [6].

Последний вариант - создание чат-бота с нуля. Данный способ является наиболее затратным, так как предполагает привлечение разработчиков и создание сложного проекта. Однако результат получается лучшим по сравнению с другими способами, поскольку система будет гибкой и будет учитывать специфику бизнеса.

На практике создание чат-бота чаще осуществляется с использованием конструктора.

Конструктор чат-ботов (англ. chatbot builder) - это инструмент, который позволяет создавать виртуальных помощников. Он позволяет настраивать боты без знания языков программирования, что делает его доступным для каждого.

Существует большое количество различных сервисов конструкторов. В табл. 3 представлен пример сравнительного анализа сервисов по интерфейсу и недостаткам.

Таблица 3. Сравнительный анализ сервисов для создания чат-ботов

Название Интерфейс конструктора Недостатки конструктора

Bot Kits Создание на простых блок-схемах Отсутствие возможности интеграции с CRM-системами по API

Botmother Создание с помощью визуального редактора, возможность просмотра истории чата Недостатки не выявлены, конструктор удовлетворяет всем требованиям

SaleBot Создание чат-бота с вариативными сценариями, возможность отправки любых типов файлов, мультифункциональное окно

Для выбора конструктора можно использовать экспертную оценку в баллах. Оценку стоимости и интерфейса рекомендуется выполнить с помощью трехбалльной шкалы, где 1 балл означает высокую стоимость и низкое качество интерфейса, 3 балла - низкую стоимость и высокое качество интерфейса конструктора.

Такой сравнительный анализ позволяет выбрать оптимальный вариант для использования. Например, выбран SaleBot. Этот программный продукт представляет собой русскоязычный конструктор чат-ботов, обладающий возможностью создания ботов с использованием блок-схем и обеспечивающий их интеграцию с различными сервисами1. Данный бот поддерживает работу в Telegram и WhatsApp. Кроме того, чат-бот, созданный в этом конструкторе, имеет возможность интегрироваться с различными внешними CRM-системами по API. API (англ. Application Programming Interface - программный интерфейс приложения) - это индивидуальный набор данных позволяющий орга-

1 SaleBot - конструктор чат-ботов для вконтакте, telegram, facebook, viber, talk-me, whatsapp, Instagram. URL: https://salebot.pro/ (дата обращения: 05.06.2023).

Управление информационными системами Information systems management

низовывать взаимодействия между программами и устройствами1. Таким образом, SaleBot имеет высокую экспертную оценку.

Рассмотрим плюсы применения чат-бота. Прежде всего, этот сервис обладает широким спектром функций, включая прием и обработку запросов от пользователей, управление платежами через различные платежные системы, передачу файлов в чат, запись клиентов на прием и бронирование, возможность замены бота в процессе общения с клиентом, сбор статистики по активности бота и пользователям, наличие собственной CRM-системы, интеграция с внешними CRM-системами и другими через API [7].

Важным моментом является интеграция чат-бота с CRM, что способствует автоматизации бизнеса в сфере работы с клиентами на сайте. Интеграция чат-бота с CRM начинается с установки чат-бота на сайт. Чат-бот начинает работать по заданному сценарию: генерировать заявки и вести работу с клиентами-партнерами, оказывая им поддержку. Обычно чат-бот действует как продавец, а также анализирует результаты консультации при работе на сайте в качестве посредника или помощника. Очевидным преимуществом является возможность передачи структурированных данных, которые будут автоматически создавать записи в CRM. Однако такой подход ограничивает гибкость в использовании интеграции, поскольку для настройки интеграции чат-бота с CRM с использованием API требуется участие программиста, который предоставляет соответствующий сервис [8-10].

Результаты

На основании проведенного исследования установлено, что чат-боты в бизнесе наиболее полезны для крупных компаний с высоким объемом производства. Они помогают оптимизировать коммуникацию с широкой аудиторией клиентов и партнеров, обеспечивают более быстрый отклик на запросы, что позволяет удерживать клиентов. Особенно важны чат-боты для компаний, предоставляющих услуги или продавающих товары онлайн, так как чат-боты могут стимулировать покупки. Кроме того, чат-боты ценны в тех сферах бизнеса, где клиенты часто обращаются за консультациями и требуют круглосуточной поддержки. В этих случаях чат-боты могут выполнять консультативные функции и осуществлять операции. Важно отметить, что функциональность чат-ботов может варьироваться в зависимости от того, являются ли они шаблонными или обучаемыми. Таким образом, использование чат-ботов имеет особое значение в определенных сферах бизнеса, в то время как в других случаях требуется анализ необходимости их внедрения в коммуникационные процессы, чтобы обеспечить реальную ценность для бизнеса.

Для повышения эффективности деятельности предприятия сформированы следующие требования к будущей автоматической системе для общения с пользователями:

- разрабатываемая система должна иметь возможность модернизации и улучшения;

- обязательное функционирование в мессенджерах (Telegram, WhatsApp);

- интеграция в CRM-систему;

- разграничение прав доступа пользователей к данным.

1 API - что это такое: простыми словами об интерфейсах и интеграции по API / Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/code/chto_takoe_api/ (дата обращения: 05.06.2023).

Управление информационными системами Information systems management

Экономическая оценка стоимости проекта по внедрению чат-бота в бизнес-процессы организации может быть выполнена на основе определения трудоемкости каждой задачи.

Основной задачей чат-бота является экономия времени менеджера по продажам, поэтому экономическую эффективность бота возможно определить следующим образом [11]:

Экономия = В х ВРср х СТч - С,

где В - количество отвеченных вопросов; ВРср - среднее время ответа менеджера; СТч -ставка менеджера в час; С - стоимость подписки на чат-бот.

Для определения отношения клиентов к чат-боту рекомендуется произвести расчет индекса лояльности клиентов (NPS).

В целях безопасности для некоторых компаний из определенных отраслей бизнеса чат-боты представляют возможность усовершенствовать маркетинговые коммуникации, что способствует более эффективному вовлечению пользователей в диалог с компанией. Важной выступает также возможность сокращения возникающих рисков как организационного характера, так и финансовых потерь. Это, в свою очередь, повышает лояльность клиентов к компании и способствует принятию ими решения о покупке ее продукции или предоставляемых услуг.

Заключение

В условиях современной экономики участие предприятий в информационном обмене и использование информационных технологий и инструментов являются важными средствами повышения эффективности деятельности. Данные факторы могут существенно повлиять на конкурентоспособсность предприятий и снизить их затраты в различных областях деятельности. Применение информационных технологий ведет к положительным изменениям в работе предприятия, таким как вывобождение ресурсов, сокращение времени на выполнение задач, повышение качества продукции и услуг, а также увеличение объема продаж.

Чат-боты, использующие программные алгоритмы для имитации естественного человеческого общения, стали значимым трендом в сфере онлайн-коммуникаций. Они предназначены для взаимодействия с людьми и помогают компаниям достигать своих бизнес-целей, создавая удобные и эффективные коммуникационные платформы.

Чат-боты обладают разнообразными возможностями, включая не только взаимодействие с пользователями, но и выполнение различных задач и команд с возможностью сокращения или полного снижения всевозможных рисков. Их целью является достижение разнообразных целей, поэтому для компаний, задумывающихся о внедрении чат-бота, важно ставить выполнимые и рациональные цели, определить функциональность и решаемые задачи, уровень «интеллекта» бота и возможность интерпретировать действия пользователей. Обоснованные рекомендации по решению поставленной проблемы дают возможность выбрать наиболее рациональный вариант чат-бота для эффективной деятельности компании.

Управление информационными системами Information systems management

Источники

1. Масюк Н.Н., Кирьянов А.Е., Бушуева М.А., Шакуев Д.А. Искусственный интеллект как ключевой элемент цифровой трансформации экономики // Фундаментальные исследования. 2021. № 10. С. 49-54. DOI: 10.17513/fr.43108. EDN: SXUKHE.

2. Bykanova N.I., Gordya D.V., Evdokimov D.V. Trends and patterns of the banking sector digitalization process // Research Result. Economic Research. 2020. Vol. 6, no. 2. P. 42-51. DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-2-0-6. EDN: MEZLUP.

3. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кошевая А.Г., Никонова Е.Ю. Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 20-45. DOI: 10.17223/17267080/83/2. EDN: MICKNA.

4. Дерябина Г.Г., Трубникова Н.В. Диджитализация коммерческого направления деятельности российских компаний как фактор повышения их конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2021. Т. 15, № 3(83). С. 131-143. DOI: 10.37791/2687-06572021-15-3-131-143. EDN: OVXURZ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Цифровые инновации: использование чат-ботов в экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17, № 12(405). С. 2252-2271. DOI: 10.24891/ni.17.12.2252. EDN: MTRBGJ.

6. Миценко Д.Е., Панов М.А. Актуальность информационной безопасности в условиях цифровой экономики // Цифровая трансформация общества и информационная безопасность: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 19 мая 2023 г.). Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. С. 21-24.

7. Переверзева Р.Р., Целищев Н.С. Применение чат-ботов при обучении в дистанционном формате // Дистанционное образование: трансформация, преимущества, риски и опыт: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Уфа, 16-18 декабря 2020 г.). Уфа: БашГПУ им. М. Акмуллы, 2020. С. 342-345. EDN: UAQLWA.

8. Bylieva D. Language of AI // Technology and Language. 2022. Vol. 3, no. 1(6). P. 111-126. DOI: 10.48417/technolang.2022.01.11. EDN: SJWPYX.

9. Киргизова Н.П. Применение технологий искусственного интеллекта в управлении бизнес-процессами российских компаний // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 9(43). С. 60-62. EDN: HKDUOF.

10. Куликова О.М., Суворова С.Д. Роль чат-ботов в построении эффективных коммуникаций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-3(55). С. 33-37. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-3-33-37. EDN: YEMYEG.

11. Бутко Г.П., Ким С.Д., Колчин О.Ю. Оценка устойчивого развития территорий на основе цифровых технологий // BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов цифровой экономики: материалы X Междунар. науч.-практ. очно-заоч. конф. Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. С. 124-127. EDN: ODCLSS.

Управление информационными системами Information systems management

References

1. Masyuk N.N., Kiryanov A.E., Bushueva M.A., Shakuev D.A. Iskusstvennyj intellekt kak kljuchevoj jelement cifrovoj transformacii jekonomiki [Artificial Intelligence as a key element of the digital transformation of the economy]. Fundamental'nye issledovanija. 2021. No. 10. Pp. 49-54. DOI: https://doi.org/10.17513/fr.43108. EDN: https://elibrary.ru/sxukhe. (in Russ.)

2. Bykanova N.I., Gordya D.V., Evdokimov D.V. Trends and patterns of the banking sector digitalization process. Research Result. Economic Research. 2020. Vol. 6, no. 2. Pp. 42-51. DOI: https://doi.org/10.18413/2409-1634-2020-6-2-0-6. EDN: https://elibrary.ru/mezlup.

3. Soldatova G.U., Chigarkova S.V., Koshevaya A.G., Nikonova E.Yu. Povsednevnaja de-jatel'nost' podrostkov v smeshannoj real'nosti: pol'zovatel'skaja aktivnost' i mnogo-zadachnost' [Daily activities of adolescents in mixed reality: user activity and multitasking]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2022. No. 83. Pp. 20-45. DOI: https://doi. org/10.17223/17267080/83/2. EDN: https://elibrary.ru/mickna. (in Russ.)

4. Deryabina G.G., Trubnikova N.V. Didzhitalizacija kommercheskogo napravlenija deja-tel'nosti rossijskih kompanij kak faktor povyshenija ih konkurentosposobnosti [Digitali-zation of commercial activity of Russian companies as a factor of their competitiveness]. Sovremennaja konkurencija. 2021. Vol. 15, no. 3(83). Pp. 131-143. DOI: https://doi. org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-131-143. EDN: https://elibrary.ru/ovxurz. (in Russ.)

5. Strizhakova E.N., Strizhakov D.V. Cifrovye innovacii: ispol'zovanie chat-botov v jekono-mike [Digital innovation: using chatbots in the economy]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2021. Vol. 17, no. 12(405). Pp. 2252-2271. DOI: https://doi.org/10.24891/ ni.17.12.2252. EDN: https://elibrary.ru/mtrbgj. (in Russ.)

6. Micenko D.E., Panov M.A. Aktual'nost' informacionnoj bezopasnosti v uslovijah cifrovoj jekonomiki [The relevance of information security in the digital economy]. Cifrovaja trans-formacija obshhestva i informacionnaja bezopasnost': materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 19 maja 2023 g.). Ekaterinburg: USUE, 2023. Pp. 21-24. (in Russ.)

7. Pereverzeva R.R., Celishhev N.S. Primenenie chat-botov pri obuchenii v distancionnom formate [The use of chatbots in distance learning]. Distancionnoe obrazovanie: transformacija, preimushhestva, riski i opyt: materialy I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Ufa, 16-18 dekabrja 2020 g.). Ufa: BashGPU im. M. Akmully, 2020. Pp. 342-345. EDN: https://elibrary.ru/uaqlwa. (in Russ.)

8. Bylieva D. Language of AI. Technology and Language. 2022. Vol. 3, no. 1(6). Pp. 111-126. DOI: https://doi.org/10.48417/technolang.2022.01.11. EDN: https://elibrary.ru/sjwpyx.

9. Kirgizova N.P. Primenenie tehnologij iskusstvennogo intellekta v upravlenii biznes-proces-sami rossijskih kompanij [Application of artificial intelligence technologies in the management of business processes of Russian companies]. Nauchnyj jelektronnyj zhurnal Meridian. 2020. No. 9(43). Pp. 60-62. EDN: https://elibrary.ru/hkduof. (in Russ.)

10. Kulikova O.M., Suvorova S.D. Rol' chat-botov v postroenii jeffektivnyh kommunikacij [The role of chatbots in building effective communications]. Mezhdunarodnyj zhurnal gu-manitarnyh i estestvennyh nauk. 2021. No. 4-3(55). Pp. 33-37. DOI: 10.24412/2500-10002021-4-3-33-37. EDN: https://elibrary.ru/yemyeg. (in Russ.)

Управление информационными системами Information systems management

11. Butko G.P., Kim S.D., Kolchin O.Ju. Ocenka ustojchivogo razvitija territory na osnove cifrovyh tehnologij [Assessment of sustainable development of territories based on digital technologies]. BI-tehnologii i korporativnye informacionnye sistemy v optimizacii biznes-processov cifrovoj jekonomiki: materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. ochno-zaoch. konf. Ekaterinburg: USUE, 2023. Pp. 124-127. EDN: https://elibrary.ru/odclss. (in Russ.)

Информация об авторах

Бутко Галина Павловна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий и статистики. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: gpbutko@mail.ru.

Меньшикова Маргарита Аркадьевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики. Технологический университет дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова, 141074, РФ, г. Королев, ул. Гагарина, 42. E-mail: menshikova@mgul.ac.ru.

Панов Михаил Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и статистики. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: panov_ma@usue.ru

Information about the authors

Galina P. Butko, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Information Technologies and Statistics. Ural State University of Economics, 620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnaya Volya St., 62/45. E-mail: gpbutko@mail.ru.

Margarita A. Menshikova, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics. Technological University of twice Hero of the Soviet Union, pilot-cosmonaut A.A. Leonov, 141074, Russian Federation, Korolev, Gagarin St., 42. E-mail: menshikova@ mgul.ac.ru.

Mikhail A. Panov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Technologies and Statistics. Ural State University of Economics, 620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnaya Volya St., 62/45. E-mail: panov_ma@usue.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.