ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 338.012
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАРИФОООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
М. А. Самохвалов
Для формирования тарифов электросетевых организаций на протяжении длительного периода времени (1992-2008г.) в Российской Федерации применялись только лишь краткосрочные методы регулирования (установленные сроком на 1 год). При этом компании не имели стремления и мотивации к снижению своих расходов, так краткосрочное регулирования стимулировало регулируемые организации не к снижению, а к увеличению своих фактических издержек. Таким образом на протяжении указанного периода тарифы на передачу электрической энергии ежегодно увеличивались на 10-15%. Еще одним негативным последствием краткосрочного регулирования стал все больший износ основных фондов.
Вторым этапом в тарифном регулировании электроэнергии является период 20082010г. - переход от краткосрочного тарифного регулирования к долгосрочному (метод доходности инвестированного капитала -метод ЯАВ), который в конечном итоге также привел к существенному росту тарифов. В результате чего органами регулирования был предложен альтернативный вариант.
В 2010-2012г. федеральными органами регулирования был запущен метод долгосрочной индексации (перезагрузка ЯАВ), обязательного использования которого было введено в 2012г.0сновной целью которой являлось повышение инвестиционной привлекательности и эффективности функционирования электросетевых компаний и ограничение роста цен на электроэнергию в долгосрочной перспективе. Однако, вскоре выявились негативные последствия применения указанного метода.
Таблица 1.
Негативные стороны метода долгосрочной индексации
Разделение расходов Сложность в определение расходов, относящихся на эксплуатационную или на операционную деятельность
Определение корректирующего коэффициента Отсутствие должного обоснования при определении понижающего коэффициента - значение минимальной эффективности затрат (75%)
Самоопределение инвестиционных вложений любые инвестиции, вне зависимости от целей его использования, его загрузки и целесообразности, включаются в тариф
Для совершенствования методики расчета и повышения эффективности необходимо применить методы и приемы, способствующие объективности и достоверности определения тарифа на передачу электроэнергии, для этого необходимо ввести ряд принципов.
Принцип достоверности отнесения затрат - подконтрольные расходы должны быть разделена на расходы, непосредственно связанные с эксплуатационной деятельностью и общехозяйственные расходы. В текущий момент отнесение затрат на регулируемые и нерегулируемые виды деятельности не имеет четкого регламента и не способствует достоверности отнесения затрат.
Принцип открытости расчетов - процесс установления тарифов должен стать открытым и подлежать обязательной ежегодной экспертизе независимым государственным органом. Результаты экспертизы должны быть открыты для потребителей и иных заинтересованных сторон. Источники финансирования независимой экспертизы должны быть максимально независимы от субъектов регулирования.
Принцип целесообразности инвестиционных вложений - при утверждении инвестиционной программы необходимо проведение профессиональной оценки необходимости, эффективности и целесообразности капитальных вложений как со стороны региональных органов власти, так и со стороны регулирующего органа.
М. А. Самохвалов
Принцип сокращения эксплуатационных расходов - расходы на содержание и обслуживание основных средств, участвующих в передаче электроэнергии, должны корректироваться на понижающийся коэффициент, который учитывает соотношение введенного (обновленного) и имеющегося оборудования.
Принцип сохранения и использования экономии от содержания сетей - необходимо выработать и утвердить методологические расчеты определения эффективности снижения текущих расходов. А именно закрепить необходимость использования полученной экономии, только если в дальнейшем это приведет к снижению тарифов для потребителей.
В соответствии с действующей методикой тарифообразования подконтрольные расходы ежегодно должны корректироваться на индекс эффективности подконтрольных расходов. Его диапазон закреплен законодательно и варьируется от 1 до 2,5%, но критерии определения указанного коэффициента нигде не указаны. Таким образом регулирующий орган без каких-либо оснований может увеличивать или уменьшать указанный индекс по своему усмотрению.
Также необходимо четко утвердить состав подконтрольных расходов и разделить на эксплуатационные расходы и общехозяйственные, и законодательно закрепить критерии определения и расчета величины снижения операционных расходов.
Еще одним методом способствующим объективному тарифообразованию на передачу электрической энергии является использования коэффициента обновленного оборудования, ведь построенное или модернизированное оборудование нуждается в меньшем объеме ремонта и технологического обслуживания, чем оборудование имеющее большой износ. Также для достоверности необходимо углубиться в сроки ввода новых основных средств. В существующей методике расчета тарифа затраты на обслуживание «новых» основных средств включаются в НВВ с начала года, в то время как по факту ввестись в эксплуатацию указанное имущество в конце года. Что в свою очередь завышает необходимую валовую выручку предприятия и увеличивает финансовую нагрузку на потребителей.
Таким образом тарифообразование подконтрольных расходов должно проходить в нескольких направлениях. Необходимо выделить 2 группы подконтрольных расходов: не операционные расходы (прочая деятельность) и операционные расходы, которые свою очередь делятся на операционные расходы на «старое оборудование» и операционные расходы на «новое» оборудование.
Рис. 1. Разделение подконтрольных расходов по их отношению к основному процессу деятельности
электросетевой организации
При расчете операционных расходов на «старое» оборудование необходимо использовать варьируемый коэффициент - существующий в текущей методике тарифообразования.
При расчете операционных расходов на «новое» оборудование необходимо использовать понижающий коэффициент. Понижающий коэффициент (коэффициент снижения затрат) должен рассчитываться в зависимости от объемов строительства и реконструкции основных
Пути совершенствования тарифоообразования на услуги по передаче и распределению электрической энергии
средств и интенсивности их обновления в общем объеме электросетевого имущества. Так как расходы на обслуживание нового оборудования значительно ниже. Указанный коэффициент должен корректировать расходы на текущий и капитальный ремонт в зависимости от интенсивности обновления основных фондов, участвующий в передаче электрической энергии, так как усиленное обновление оборудования сокращает эксплуатационные расходы на содержание и обслуживание электрических сетей.
На сегодняшний момент весьма актуальным вопросом остается эффективность тарифного регулирования в сфере передачи электрической энергии, таким образом применение указанных принципов и внесение изменений в методику тарифообразования должно положительным образом сказаться на энергетической эффективности и энергетической безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] //Федеральные законы и кодексы Российской Федерации - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/
2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» N 1172 г. от 27 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] //Федеральные законы и кодексы Российской Федерации - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112537/
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» № 1178 от 29 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] // Федеральные законы и кодексы Российской Федерации - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125116/