Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / АНАЛИЗ / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS AUTHORITIES / PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS SERVICES / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тораходжаева Икболхон Джураевна

В статье рассматриваются нововведения в таможенной системе последних лет и анализируются проблемы таможенного администрирования в Республике Узбекистан. Предлагаются пути его совершенствования с учетом международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Recent innovations in the customs system are considered in the article and the problems of customs administration in the Republic of Uzbekistan are analysed. Ways to improve it are suggested taking into account international experience.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

зарубежные авторы foreign authors

И. Д. Тораходжаева

пути совершенствования таможенного администрирования в республике узбекистан

В статье рассматриваются нововведения в таможенной системе последних лет и анализируются проблемы таможенного администрирования в Республике Узбекистан. Предлагаются пути его совершенствования с учетом международного опыта.

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенные органы; участники внешнеэкономической деятельности; таможенные услуги; анализ.

Recent innovations in the customs system are considered in the article and the problems of customs administration in the Republic of Uzbekistan are analysed. Ways to improve it are suggested taking into account international experience.

Keywords: customs administration; customs authorities; participants of foreign economic activity; customs services; analysis.

Обеспечение прозрачности и доступности государственных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), достижение баланса импортно-экспортных операций с учетом экономических интересов страны являются важнейшими условиями ускоренного развития предпринимательской деятельности, повышения инвестиционного и экспортного потенциала, улучшения условий и качества жизни населения.

Вместе с тем полноценной реализации проводимых реформ препятствуют сохраняющиеся сложные процедуры и длительные сроки прохождения таможенного контроля и оформления, факты коррупционных правонарушений и злоупотреблений служебными полномочиями среди сотрудников таможенных органов Республики узбекистан.

Перед таможенной системой Республики узбекистан стоит ряд ключевых задач на среднесрочную перспективу: ускорение процесса таможенного оформления, снижение коррупционных рисков и повышение доверия бизнеса к таможенной службе, ресурсное обеспечение таможенной службы в части качественной инфраструктуры и современных технологий.

I. D. Torakhodzhaeva

ways to improve customs administration in the republic of uzbekistan

Ретроспективный анализ развития ВЭД позволяет изучить общие закономерности явлений и процессов в сложной системе правового регулирования рассматриваемой сферы [1, с. 114].

Таможенное администрирование определяется как деятельность уполномоченных субъектов в области таможенного дела, направленная на реализацию установленных таможенным законодательством целей и задач, связанных с эффективным и качественным трансграничным перемещением товаров через таможенную границу [2]. Поэтому таможенное администрирование становится важнейшим фактором интеграционных процессов.

Совершенствование и повышение эффективности элементов таможенного администрирования является основной задачей при осуществлении интеграционных процессов, в особенности на начальных этапах становления региональных объединений. Возникает объективная необходимость исследования таможенного администрирования, выявления неиспользованных резервов и построения его интеграционной модели, что позволит интенсифицировать процессы внешней торговли и, соответственно, стимулировать интеграционную активность.

В целях совершенствования деятельности таможенных органов и системы таможенного администрирования на основе общепринятых международных норм и стандартов, создания благоприятных условий для активного и ускоренного развития предпринимательства и туризма 12.04.2018 был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» [3], в котором отражены следующие важнейшие направления реформирования таможенных органов Республики Узбекистан:

- четкое определение и разграничение задач и функций подразделений таможенных органов всех уровней, усиление координирующей роли и методологического содействия профильных подразделений центрального и территориальных аппаратов таможенных органов в организации их эффективного функционирования;

- формирование в системе таможенных органов нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, укрепление доверия народа и повышение имиджа государственной таможенной службы, совершенствование механизмов материального стимулирования и социальной защиты сотрудников;

- подготовка, подбор и расстановка кадров, обладающих высокими профессиональными навыками, морально-нравственными качествами и чувством сопричастности к судьбе Родины;

- обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, увеличение доходной части бюджета путем выявления, изучения и обобщения информации об основных формах и методах незаконного ввоза товаров и схем уклонения от уплаты таможенных платежей;

- переход от проведения «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снижать административные барьеры для участников ВЭД;

- сокращение продолжительности прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска через государственную границу за счет внедрения современных форм, методов и технических средств осуществления таможенного контроля;

И. Д. Тораходжаева

- широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение эффективности деятельности всех подразделений таможенных органов, межведомственного обмена информацией;

- дальнейшее расширение сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран и международными организациями, системное изучение и внедрение передового опыта, международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.

Данный Указ положил начало системной реализации задач либерализации ВЭД, повышения инвестиционной привлекательности и усиления экспортного потенциала страны.

Вместе с тем в сфере таможенного администрирования сохраняется ряд общих проблем, препятствующих формированию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию предпринимательской деятельности.

Действующие таможенные процедуры в полной мере не соответствуют требованиям международных норм и стандартов, сопряжены с излишними финансовыми и временными издержками для участников ВЭД.

Практически отсутствуют механизмы стимулирования соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства, поощрения добросовестных субъектов предпринимательства, снижения для них административных барьеров.

Неэффективные и излишние контрольные функции таможенных органов приводят к нарушениям прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Недостаточное использование ресурсов материального стимулирования сотрудников таможенных органов отрицательно сказывается на профилактике проявлений фактов коррупции и эффективности системы в целом.

В связи с этим для дальнейшего совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур, повышения эффективности деятельности таможенных органов, устранения бюрократических преград на пути развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 24.12.2018 № УП-5582 «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан» [4]. Он позволил внедрить автоматизированную систему управления рисками, а также утвердить «дорожную карту» совершенствования таможенного администрирования в Республике Узбекистан.

Процесс глобализации мирового хозяйства, открытые экономические системы в современном мире обусловливают повышение роли международной экономической интеграции, которая представляет собой сложную многоуровневую систему.

Интеграция происходит на уровне как отдельных фирм, так и государства. Интернационализация товарных рынков, расширение международной производственной кооперации вызывают необходимость гармонизации и унификации процессов во внешнеторговой сфере. Наиболее эффективным инструментом реализации рассматриваемых процессов на региональном и общемировом уровнях является таможенная система, в частности таможенное администрирование как основной ее компонент [5].

На общемировом уровне для Республики Узбекистан важно, прежде всего, полноправное участие в деятельности Всемирной таможенной организации. На региональном уровне - это деятельность в рамках интеграционных группировок - Содружества Независимых Государств (СНГ), Совета руководителей

таможенных служб СНГ (СРТС), а также получение статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Для разработки рекомендаций по модернизации системы таможенного администрирования Республики Узбекистан рассмотрим подходы к ее организации, используемые в зарубежных странах. Следует отметить, что значительное влияние на параметры системы таможенного администрирования имеет факт вхождения той или иной страны в таможенные союзы и другие экономические и политические организации, которые выдвигают свои требования к национальным таможенным службам. В частности, это касается Всемирной таможенной организации.

В зарубежной практике выделяют три наиболее научно разработанные, одобренные и внедренные модели управления таможенными услугами [6]. Лучшими считаются сингапурская и шведская модели. По оценкам зарубежных экспертов, применение этих моделей привело к росту ВВП указанных стран на 20%.

Так, в Сингапуре функционирует электронная система «единого окна» TradeNet. Она введена еще в 1987 г. и прошла проверку временем на эффективность. Взаимодействие субъектов ВЭД осуществляется через отдельный уполномоченный государственный орган, а затем информация поступает в таможенные органы, государственную ветеринарную и санитарную службы, налоговую службу и банковскую систему страны. Информационная среда TradeNet позволяет получить выгоды как государственным таможенным органам, так и субъектам ВЭД. Клиент системы получает выгоды в виде сокращения потерь временных и материальных ресурсов, что способствует экономии капитала и росту товарооборота. Государство получает выгоды в виде обеспечения экономической безопасности страны и дополнительных налоговых доходов за счет роста товарооборота.

Эффективность деятельности таможенной службы Сингапура во многом повышает система информирования субъектов ВЭД по различным вопросам оформления товаров на таможенной границе. На сайте любой субъект сможет получить необходимую ему информацию относительно порядка перемещения товаров через таможенную границу страны в доступной форме. Государственная таможенная служба Сингапура внедрила специальное игровое приложение для участников ВЭД, с помощью которого они могут выучить правила перемещения товаров и транспорта через таможенную границу страны. Информирование и прозрачность - основные инстументы борьбы с коррупцией, которая всегда велась в Сингапуре. Именно посредством современной и доступной системы онлайн-инфор-мирования сингапурская таможенная служба становится прозрачной для субъектов ВЭД.

В Королевстве Швеция отношения субъектов ВЭД организованы иначе, чем в Сингапуре, - непосредственно через таможенную службу страны. В Швеции, как и в Сингапуре, система таможенных услуг функционирует на основе принципа «единого электронного окна». Все данные от субъектов ВЭД консолидируются через государственный таможенный орган, а затем по запросам направляются в службу ветеринарного и фитосанитарного контроля, государственную налоговую и банковскую системы. Примечательно, что в Швеции субъект ВЭД может отправить таможенную декларацию путем простого SMS-сообщения.

На примере этих стран можно сделать вывод, что одним из основных направлений совершенствования таможенного администрирования в современных условиях является развитие теории и практики предоставления государственных

и. д. тораходжаева

таможенных услуг. Данное направление заключается в применении в таможенных органах управленческих технологий, актуальных методов, инновационных моделей и концепций, зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в других сферах услуг.

Еще одной проблемой для дальнейшего развития таможенного администрирования представляется межведомственное взаимодействие. При этом необходимо выделять два уровня:

1) межведомственное информационное взаимодействие на национальном уровне, т. е. информационное взаимодействие между органами государственной власти;

2) межведомственное информационное взаимодействие на наднациональном уровне, т. е. взаимодействие между органами государственной власти разных стран при совершении таможенных операций на их территориях.

Одним из аспектов совершенствования и качественного улучшения таможенного администрирования граждане и сфера бизнеса считают обязательное внедрение критериев оценки деятельности таможенных органов.

Важной задачей таможенных органов также является обеспечение стабильной положительной динамики поступления таможенных платежей в бюджет, обеспечение экономической безопасности в сфере таможенного дела и пресечение мошеннических схем уклонения от уплаты таможенных платежей.

Эффективное решение стоящих перед таможенными органами задач объективно требует организации системной работы по предупреждению правонарушений, минимизации их негативных последствий.

Действующая нормативно-правовая база обеспечивает необходимую правовую основу данной деятельности. Поэтому следующее направление качественного улучшения таможенного администрирования - обязательное проведение консультаций с бизнесом при установлении таможенных правил. По результатам исследования были выявлены инициативы со стороны бизнес-структур:

1) обновление ставок таможенных сборов с оптимизацией их видов и установлением фиксированных ставок;

2) облегчение порядка предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, а также определение видов упрощенных таможенных процедур, рассрочки и отсрочки таможенных платежей, которыми они могут пользоваться;

3) систематизация номенклатуры товаров, подлежащих оценке соответствия, с существенным сокращением данной номенклатуры и утверждением единого перечня;

4) пересмотр, с учетом международных стандартов, положений нормативных правовых актов, регулирующих процедуры: заявления и определения таможенной стоимости; сокращения перечня документов, обязательных для представления органам государственной таможенной службы; заполнения таможенной декларации с ее упрощением.

Таким образом, постоянное совершенствование таможенного администрирования в Республике Узбекистан - это новая возможность для адаптации к меняющимся условиям. Оценка результативности деятельности таможенных органов имеет особое значение и нуждается в комплексном и системном подходе, с учетом сложности и специфики работы таможенных органов в Республике Узбекистан.

Необходимо также дальнейшее совершенствование всей таможенной и транспортной инфраструктуры и логистических процессов. В условиях интеграции Республики узбекистан в мировое сообщество деятельность таможенной службы будет сконцентрирована на развитии системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок.

Эффективное функционирование таможенного механизма настройки экономики возможно при наличии политической заинтересованности в реформировании внешнеэкономического сектора и достижении соответствующего уровня институционального развития таможенных органов. Для укрепления таможенной службы как института, реализующего экономическую и социальную политику государства с помощью методов и инструментов таможенного регулирования, необходимы:

- привидение компетенции таможенных органов и решаемых задач в соответствие с международной практикой [7, с. 29-34];

- создание инфраструктуры таможенных органов с учетом направлений и объемов товаропотоков, позволяющей применить любые формы таможенного контроля в короткие сроки;

- развитие системы подготовки и переподготовки кадров, в том числе с использованием целевых программ и тренировочных модулей для обучения современным методам таможенного администрирования.

Эти достаточно стандартные меры, реализация которых позволяет выйти на качественно новый уровень национального таможенного администрирования, на сегодняшний день являются во многом проблемными, требующими поиска немедленных и конструктивных решений.

Определение характера и содержания направлений деятельности таможенной службы Республики узбекистан, ее оценка на основе принципов методологического многообразия и тесного взаимодействия с таможенными службами государств - участников ЕАЭС позволяют сделать вывод об объективно назревшей необходимости процесса реструктуризации таможенной политики как важного условия укрепления государственной власти.

Использованные источники

1. Губарева А. В. Специфические возможности применения метода внешнеэкономического права // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 114-148.

2. Иващенко М. В. Администрирование в деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011. 146 с.

3. Национальная база данных законодательства. 2018. № 06/18/5414/1070; 2018. № 06/18/5547/1975; 2020. № 06/20/5971/0348.

4. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2018. № 48. Ст. 913.

5. Илюхина С. С. Анализ становления и необходимости совершенствования таможенного администрирования // Таможенное дело. 2015. № 4. С. 12-15.

6. Международная классификация услуг [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mktu. info/services.

7. Коровяковский Д. Г., Губин А. В. Зарубежный опыт подготовки специалистов по специальности «Таможенное дело»: Великобритания, Германия, Австралия, Литва, Казахстан // Таможенное дело. 2014. № 3. С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.