Научная статья на тему 'Пути совершенствования стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ'

Пути совершенствования стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3339
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СТАНДАРТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЧЕТЫ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / INCOME TAX / STANDARD AND SOCIAL DEDUCTIONS / COST OF LIVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатова Тамара Анатольевна

В статье рассматриваются современные проблемы предоставления стандартных и социальных вычетов по НДФЛ. Выполнен анализ предоставления указанных вычетов в России, Германии и США и предложены пути совершенствования механизма НДФЛ в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve standard and social deductions for income tax

The article deals with contemporary problems of provision of standard and social deduction for income tax. Author has made analysis of providing deductions in Russia, Germany, USA. Also author suggested ways to improve its mechanism in Russia.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ»

УДК 336.226 ББК 65.261.4

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАНДАРТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ

Т.А. Бархатова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Значимость налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в экономической политике государства обусловлена тем, что налог затрагивает интересы более 80 млн человек - почти всего трудоспособного населения России. С помощью данного налога государство решает различные, порой трудно совместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

Государство с развитой экономикой предусматривает гибкую систему налогообложения своих граждан, которая предполагает наличие системы скидок, вычетов, компенсаций. Это необходимо для того, чтобы налоговая система наилучшим и эффективным образом работала не только на благо государства, но и на интересы рядовых граждан. Применительно к НДФЛ важное значение имеет налоговый вычет, который в практическом применении следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны - это стимулирование государственных целевых программ, а с другой - сбережение средств налогоплательщиков. К примеру, имущественный вычет регулирует такие отрасли экономики, как жилищностроительный комплекс, рынок ценных бумаг и др., или социальный вычет, способствующий культурному развитию населения. В этом случае налоговый вычет является «ответом» государства населению по части получаемых доходов. К числу таких вычетов по НДФЛ налоговым законодательством предусмотрены,

в числе прочих, стандартные и социальные налоговые вычеты. В отличие от социальных налоговых вычетов стандартные налоговые вычеты не обусловлены наличием каких-либо расходов у физического лица. Доходы, полученные по итогам каждого месяца налогового периода, могут быть уменьшены на полагающиеся налогоплательщику стандартные вычеты (п. 1 ст. 218 НК РФ).

Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц в следующих фиксированных суммах: 3000, 1000, 500 и 400 руб. (п.п. 1-4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ можно условно разделить на две группы: первая группа - вычеты на налогоплательщика (п.п. 1 - 3 п. 1 ст. 218 НК РФ); вторая -вычеты на детей (п.п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Вычеты на налогоплательщика предоставляются следующим категориям физических лиц. Вычеты в размере 3000 и 500 руб. введены для категорий граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ. Вычет, равный 3000 руб., предназначается, например, лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидам Великой Отечественной войны. Стандартный налоговый вычет в 500 руб. - Героям Советского Союза, Героям России, а также награжденным орденами Славы трех степеней. Данные вычеты являются ежемесячными и предоставляются без ограничений по размеру дохода физического лица [1].

Иные категории налогоплательщиков имели право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в сумме 400 рублей. До 2012 г. данный вычет предоставлялся ежемесячно до достижения дохода, облагаемого по ставке 13% и исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода в размере 40 000 рублей.

Наличие у налогоплательщика права на два и более личных вычета не означает, что ему будут предоставлены все вычеты. В этой ситуации осуществляется только больший вычет.

Рассматривая более подробно стандартный вычет в размере 400 рублей, поскольку он относился к большинству активного, трудоспособного населения, нельзя не заметить, насколько он микроскопичен даже с точки зрения простого воспроизводства рабочей силы. Его величина - 400 руб. - не изменялась с момента его ввода - с 2001 г. (п.п. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ). Если пересчитать размер стандартного вычета с учетом инфляции, то в 2010 г. его сумма должна была бы составить 1132 руб. в месяц .

Предел доходов, при достижении которого вычет не предоставляется, был установлен ранее в 2001 г. на уровне 20 тыс. руб. и только с 2009 г. увеличен до 40 тыс. руб. С учетом инфляционных процессов этот предел должен был бы увеличиваться ежегодно и в 2010 г. его величина должна была бы составить 56 585 руб. В 2009 г. законодатель учел инфляционную составляющую, однако не в полном объеме и не в пользу граждан, при этом баланс интересов государства и граждан был нарушен [2]. Сопоставляя размер средней заработной платы по стране и предельную величину дохода налогоплательщика, до достижения которого предоставлялся стандартный вычет, можно констатировать следующее. Так, в 2001 г. работники могли воспользоваться стандартным вычетом в среднем в течение 6 месяцев, а в 2006 г. этот период снизился до 1 месяца. В 2009 г. этот срок увеличился, но только до 2 месяцев, с тем чтобы в 2010 г. снова снизиться до 1 месяца. Элементарные расчеты показывают, что для сохранения возможности приме-

нения стандартного вычета в течение хотя бы полугода, как это было задумано в 2001 г., верхняя граница его применения в 2009 г. должна была быть равна примерно 120 тыс. руб. С учетом прогнозных значений на 2010 г., ее необходимо было бы еще раз увеличить, но уже до 240 тыс.руб., что корреспондирует с измененными предельными суммами доходов, до достижения которых применяются стандартные налоговые вычеты на детей (до 280 тыс. руб.) [2].

Нельзя не заметить, что в развитых европейских странах из-под налогообложения выводится сумма, приблизительно равная прожиточному минимуму. Например, в США из величины чистого дохода гражданина вычитаются индивидуальные налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов: от 3000 долларов - для женатых, подающих декларацию отдельно, и до 15650 долларов

- для женатых, подающих декларацию совместно [3]. Чистый доход определяется исходя из разности между совокупным валовым доходом, который определяется путем суммирования всех полученных доходов: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами и др., - и разрешенных льгот, деловых издержек, связанных с его получением. Помимо этого существует стандартный вычет, который дифференцирован по разным видам плательщиков: для одиноких - 4150 долларов; для глав семей с иждивенцами - 6050 долларов; для супружеской пары - 6150 долларов; пожилые люди, инвалиды имеют право на дополнительный налоговый вычет от 800 до 2000 долларов [3].

Каждый год эти вычеты растут, исходя из инфляции и экономической ситуации в стране. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем [4].

В Германии же, в настоящее время не облагаемый налогом минимум для подо-

ходного налога составляет в год 5616 евро для одиноких и 11232 евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 евро и 16307 евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Следует заметить, что налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов в 120041 евро для одиноких и 240083 евро для тех, кто состоит в браке [4]. Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 евро. У лиц, которые имеют земельный участок, подоходный налог не взимается с 4750 евро. Основные налоговые ставки на первый взгляд могут показаться достаточно высокими, но налоговая система Германии позволяет очень существенно снижать налогооблагаемую базу. При этом способы оптимизации налогообложения, которые используют налоговые консультанты, являются абсолютно законными. Заполнение и подача налоговой декларации — вещь весьма полезная, так как стандартные ежемесячные вычеты из зарплаты, как правило, выше, чем следует. Поэтому, подавая налоговую декларацию, можно рассчитывать на то, что финансовое ведомство вернет часть уже уплаченных денег.

Величина налогов на доходы физических лиц в Германии зависит от множества обстоятельств. Не обремененные семьей (как мужчины, так и женщины) платят больше. Тот, кто состоит в браке и является единственным кормильцем в семье с детьми, налогов платит меньше, так как в этом случае ему присваивается более выгодная категория налогообложения.

В России под налогообложение попадает все большая и большая доля доходов граждан, получающих заработную плату на среднем уровне и ниже. Доля стандартного налогового вычета в про-

житочном минимуме трудоспособного населения за период 2001-2009 гг. уменьшилась более чем в 3 раза и составила в 2009 г. 7,1%.

С 2010 г. стандартный налоговый вычет можно назвать «нановычетом», и он носит призрачный, декоративный характер даже для физических лиц, имеющих низкие доходы. Экономия на налоге для налогоплательщика при вычете в 400 руб. составляет всего 52 руб. в месяц. Это настолько мало, что многие бухгалтеры его просто не учитывают. Формально это, конечно, неправильно, но юридически возможно, ведь вычет не является обязательным, а величина возможного спора с работником несущественна.

Эти рассуждения можно распространить и на другие юридически не измененные с 2001 г. величины налоговых вычетов (далее в скобках указана их расчетная величина на 2010 г. с учетом инфляции):

- стандартный ежемесячный вычет для категории лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и некоторых других (п.п. 1 п. 1 ст. 218), составляет 3000 руб. (8488 руб.);

- стандартный ежемесячный вычет для категории Героев РФ, участников Великой Отечественной войны и некоторых других (п.п. 2 п. 1 ст. 218) составляет 500 руб. (1415 руб.).

Таким образом, у граждан только из-за отсутствия индексации самого распространенного стандартного вычета ежемесячно дополнительно изымалось от 9,7 руб. (в 2002 г.) до 84,1 руб. (в 2009 г.). С учетом численности работающих сумма дополнительно изъятого «инфляционного» НДФЛ составила в 2008 г. более 3,3 млрд руб., а в 2010 более 4,6 млрд руб. [2].

Нельзя не отметить, что за анализируемый период некоторые вычеты все же были проиндексированы. И эта индекса-

ция заслуживает особого рассмотрения. Стандартный налоговый вычет на детей рос темпами, превышающими инфляцию. Однако в отдельные отрезки времени, когда изменения в НК РФ не вносились, государство все же пользовалось «инфляционным» вычетом на детей.

До настоящего времени на каждого ребенка, который живет на иждивении родителей (в том числе приемных), супругов родителей, а также опекунов и попечителей, был предусмотрен стандартный налоговый вычет на содержание детей в размере 1000 руб. Вычет назначался до того месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, не превысит 280 тыс. руб. (п.п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ) [1]. Есть еще одно ограничение. Стандартный налоговый вычет положен только на ребенка не старше 18 лет, а если он обучается на очном отделении, аспирант, ординатор, студент или курсант - не старше 24 лет. Право сохраняется во время академического отпуска учащегося.

Вычеты на детей и личные вычеты применяют независимо одни от других.

Другим, не менее важным видом вычетов, являются социальные налоговые вычеты, которые предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет определенные расходы. Это так называемые социальные расходы, и связаны они с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием. Они предоставляются по следующим основаниям:

1) по расходам на благотворительные цели и пожертвования (п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ);

2) по расходам на обучение (п.п. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ);

3) по расходам на лечение (п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ);

4) по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ);

5) по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п.п. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Сумма социальных вычетов, как правило, предоставляется в размере фактически понесенных налогоплательщиком расходов при условии, что такие расходы не превышают максимально установленную НК РФ сумму вычетов (в настоящее время - 120 тыс. рублей). Если налогоплательщик имеет право на несколько социальных вычетов (например, по расходам на обучение и лечение), то он вправе воспользоваться сразу несколькими вычетами, но при этом ограничение налогового вычета на обучение и на лечение составит на сегодняшний день 50 тыс. рублей по каждому виду соответственно.

Для получения социального вычета налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по месту жительства письменное заявление, а также налоговую декларацию с приложением справки (справок) о доходах налогоплательщика за отчетный период (год, в котором были произведены расходы на лечение) по форме 2-НДФЛ и документов по определенной форме по произведенным расходам.

Следует отметить, что индексация социального налогового вычета на обучение детей и на лечение происходила своеобразно. Если в 2003 г. его увеличили выше инфляционных ожиданий (до 38 тыс. руб.), то в 2007 г. - ниже инфляционных ожиданий (до 50 тыс. руб.) ( п.п. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ) [2].

При помощи налогов можно сглаживать резкую неравномерность в доходах физических лиц. Для этого нужно использовать систему льгот по налогу на доходы физических лиц, но при этом сама система льгот и их размеры должны быть сопоставимы с теми условиями жизни, в которых находятся наши граждане.

Нам представляется, что давно назрела необходимость внести изменения в статью 218 НК РФ. Заменить стандартный вычет в 400 рублей на необлагае-

мый минимум доходов в размере прожиточного минимума с дальнейшим увеличением. Минимальный прожиточный минимум должен в нашей стране быть обеспечен всем гражданам, поэтому налоги с него брать не следует. Государство не должно рассматривать доходы налогоплательщиков в пределах прожиточного минимума как источник пополнения бюджета. Существующий ныне закон о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Применяемые налоговые вычеты носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, стандартных вычетов много меньше даже установленного прожиточного минимума. Они совершенно не учитывают структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязаны к прожиточному минимуму. Как следствие, это порождает поис-тине феноменальную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия полученных доходов.

Помимо вычета в размере прожиточного минимума следует сохранить вычет на детей, который также должен учитываться в размере прожиточного минимума ребенка (в 2010 году размер прожиточного минимума на детей по РФ составил 5709 рублей). Вместе с этим необходимо также сохранить вычеты в 3000 руб. и 500 руб., но уже с учетом инфляции. Поскольку в каждом субъекте прожиточный минимум разный, то и вычет будет в каждом регионе свой. Например, в Санкт-Петербурге прожиточный минимум в 2010 г. в среднем составил 6116 рублей, в Москве этот показатель равен 9490 рублям, в Камчатском крае 12491 рубль и т.д. [5].

Следует увеличить и социальные вычеты, внести изменения в наше законодательство, пересмотрев ст.219 НК РФ с учетом опыта зарубежных стран. Убрать пределы в сумме расходов на обучение и лечение, а так же включить в налоговый вычет проценты по кредитам, взятым на

эти цели. Это должно послужить стимулом для повышения квалификации физических лиц. Внести поправки в гл. 23 НК РФ, а именно п.п. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ и предусмотреть предоставление социального налогового вычета по НДФЛ нало-гоплательщику-родителю, оплатившему обучение своего ребенка либо свое обучение не только по очной форме обучения в образовательном учреждении, но и по очно-заочной (вечерней) форме обучения. Вместе с этим в упрощении нуждается и сама процедура получения социальных вычетов. Например, на основе уже существующего «личного кабинета» налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы ввести возможность подавать предварительную заявку на получение социального вычета. После положительного ответа налоговой инспекции налогоплательщику останется лишь в назначенное время представить в налоговую инспекцию оригиналы необходимых документов для проведения сверки. Это должно не только сократить время налогоплательщика в очередях налоговой инспекции, но и упростить работу самих налоговых инспекторов.

Помимо этого, представляется возможным создать для налогоплательщиков более удобные условия, связанные со временем, когда они могут реализовать свое право на социальные налоговые вычеты. По существующим сейчас правилам, эти вычеты предоставляются налогоплательщикам на основании письменного заявления при подаче декларации по окончании налогового периода. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. Это означает, что гражданин, реализующий право на вычеты, имеет шанс на частичное возмещение из бюджета суммы налога не ранее чем в середине следующего года. Таким образом, разница во времени между моментом произведения расходов и моментом возврата составляет от шести месяцев до полутора лет. Учитывая влияние инфляции, налогоплательщику может быть возвращена меньшая сумма, чем определено в Налоговом кодексе РФ по НДФЛ. При существующем порядке оформления документов на

социальный вычет по НДФЛ законопослушные граждане, столкнувшись с трудностями, связанными с подготовкой необходимых для получения вычетов документов, зачастую отказываются от идеи заниматься этим, то есть подрывается вера в справедливость социальных гарантий, заложенных в НК РФ. Для решения данной проблемы нужно законодательно закрепить возможность налогоплательщика реализовать право на вычеты по окончании ближайшего отчетного периода (таким периодом является месяц). Суть предложения состоит в том, что налогоплательщик, имеющий право на вычеты может подать необходимые документы (включая «предварительную» налоговую декларацию по итогам нескольких прошедших с начала года месяцев) в налоговый орган в месяце, следующем за месяцем, в котором произведены расходы, предъявляемые «к вычету». При этом механизм получения вычетов следует увязать с нормами статьи 78 первой части НК РФ «Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога ...». Многие эксперты считают, что если не изменить правила возмещения налога на доходы физических лиц с учетом действия инфляции, то для большинства граждан идея вычетов будет дискредитирована.

Уже несколько лет в налоговое законодательство РФ предполагается ввести понятие «индексируемая налоговая единица». Ее цель - минимизировать инфляционное воздействие, в том числе на налоговое законодательство. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики в России на 2008-2010 годы предлагалось устанавливать индексируемую налоговую единицу к величине налоговых вычетов по различным налогам, установленным в денежном выражении. Очевидно, что при введении эта индексируемая налоговая единица должна была быть применена и к стандартным налоговым вычетам. Это позволило бы сделать налоговую систему более справедливой и избежать принятия необоснованных решений по индексации той или иной величины. Однако этого не последовало.

В ходе анализа изменений, вносимых в течение последних трех лет в главу 23 НК РФ, приходится констатировать, что никаких кардинальных изменений НДФЛ не претерпевает. Законопроект о введении прогрессивной шкалы не принят, а другие предложения ученых даже не рассматривались. В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция к расширению перечня необлагаемых налогом доходов. Список доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, постепенно расширяется: в 2006 г. в нем было 32 пункта, в последующие годы их число увеличивалось, в 2009 году действовал 41 пункт, а в нынешней редакции - уже 51 пункт (ст. 217 НК РФ).

В мировой практике одной из важнейших налоговых льгот для населения является необлагаемый минимум, необходимый для поддержания жизнедеятельности граждан. Советское налоговое законодательство 80-х годов устанавливало необлагаемый минимум в размере прожиточного минимума. В настоящей редакции НК РФ стандартный налоговый вычет составлял до 2012 г. 400 рублей и практически не играл никакой социальной роли, как уже говорилось выше. С 90-х годов наблюдается тенденция снижения относительной величины необлагаемого минимума, который в 2005 г. составлял менее 15% прожиточного минимума, а в настоящий момент - от 7 % и менее. Такие же процессы происходят и со всеми другими видами налоговых вычетов. Роль налоговых вычетов применительно к имуществу физических лиц подробно рассмотрена в статье [7]. Авторы статьи отмечают, что «система налоговых вычетов призвана с помощью экономических мер формировать социальные приоритеты общества. В России эта система еще только нарабатывается: вычетов мало и большинство из них почти не работает. Большинство граждан не пользуются даже теми немногочисленными вычетами, которые предусмотрены законом, полагая, что если работодатель уплатил налог, то так тому и быть. Это отражает общий уровень экономической грамотности населения, а отчасти объясняется распространенностью «серых» до-

ходов. На сегодняшний день лишь имущественный вычет при покупке недвижимости используется в нашей стране достаточно часто, что подтверждается статистикой» [7].

Исследования показали, что применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию. Так, к примеру, при значительном росте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума) отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет. Глава 23 НК РФ о НДФЛ не предусматривает системы выведения из-под налогообложения дохода, обеспечивающего простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает некоторую «нелюбовь» граждан к государству, его законам, вызывает к жизни изобретательность в поиске разнообразных путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов, способствуя развитию теневой экономики.

В соответствии с ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, статью 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», законодатель внес в порядок предоставления стандартного вычета на детей изменения, которые вступили в

силу 22 ноября 2011 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ) [6].

С 1 января 2012 г. вычет на первого и второго ребенка составляет 1400 руб., на третьего и каждого последующего - 3000 руб. На каждого ребенка-инвалида вычет предоставляется в размере 3000 руб. Одновременно с этим был отменен стандартный вычет в 400 рублей. В связи с этим нельзя не отметить, что данной мерой проблема социальной справедливости в том аспекте, как это рассматривается в статье, не решена.

Что касается перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений в порядке налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается реформирование в соответствие с современными реалиями: постепенный пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. При любом изменении НДФЛ и их вычетов необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны - это не должно привести к сокращению платежей в бюджет. Но очевидно одно: реформирование налога на доходы физических лиц назрело и оно должно носить комплексный, системный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2 (текст, вступающий в силу с 01 января 2012 г.). М.: Издательство «Омега-Л», 2011.

2. Тютюрюков В.Н., Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б. Метаморфозы вычетов по НДФЛ // Налоговая политика и практика. 2010. N 4. С.18-25.

3. Подоходный налог в Германии // Юридическая практика. иКЬ:

http://www.yurpractika.com/article.php?id=10006557 (дата обращения 17.04.2011).

4. Налоги и налогообложение // Подоходный налог США. иЯЬ: http://vnaloge.ru/podohodnij-nalog-usa/ (дата обращения 05.04.2011).

5. Прожиточный минимум // Википедия. иКЬ: http://ru. Wikipedia.orq (дата обращения 17.10.2011).

6. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № З30-Ф3 // Российская газета. 2011. 26 ноября. № 5642.

7. Бархатова Т.А., Кузнецова З.П. Практика предоставления имущественных вычетов по НДФЛ в Санкт-Петербурге// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии // 2011. №3(9). С. 96-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.