ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Пути совершенствования регламентации в обеспечении кадрового состава государственной гражданской службы в Российской Федерации
Кольцов Никита Дмитриевич,
аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные принципы регламентации в деятельности кадрового состава государственной гражданской службы на территории Российской Федерации, специфика применения нормативно-правовой базы при отборе кадров на государственную гражданскую службу, а также выявлены проблемы внутри нее. Выявлены основополагающие проблемы, связанные с нормативной базой в области управления кадровым составом на государственной гражданской службе Российской Федерации и существующими принципами и методами отбора кадров для гражданской службы. Исходя из существующих проблем внутри нормативно-правовой базы, направленной в сторону принципов осуществления обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации, предложены пути ее оптимизации. Среди которых - принципы и методы корректировок законодательства и применение новых, высокотехнологичных систем, адаптированных под специфику государственной гражданской службы в нашей стране.
Ключевые слова: кадровый состав России, профессиональные кадры гражданской службы России, развитие профессиональных кадров, формирование гражданской службы, проблемы кадрового состава России.
Деятельность кадрового состава государственной гражданской службы, также как и обеспечение государственной гражданской службы в Российской Федерации регламентируется такой ветвью права, как судебное право. Так, базовые нормативно-правовые акты в виде федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, а также «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, регламентируют деятельность кадров государственной гражданской службы страны.
Так, базовые федеральные законы дают определение правовым и организационным основам, присущим системе государственной службы на территории России, регламентируя систему управления государственной гражданской службой в стране, а также определяют основы службы, с точки зрения правовой, организационной и финансово-экономической сторон. В связи с чем происходит регламентация деятельности, связанная с отбором персонала и регулирование кадровых процессов на государственной службе.
Важно обратить внимание и на то, что на деятельность кадрового состава государственно гражданской службы в России распространяются и основные принципы правового регулирования трудовых отношений, заложенных в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Регламентация по обеспечению и набору кадрового состава на государственную гражданскую службу осуществляется и исходя из Конституции Российской Федерации. Не менее важно отметить и значимость указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных министерств и ведомств, а также уставы субъектов РФ (исходя из места локации деятельности кадрового состава).
Осуществление правового регулирования и обеспечения кадровой деятельности государственных служащих Российской Федерации вклю- е чает в себя элементы таких правовых механиз- Н мов, как правовые нормы, правовые отношения, С правовая ответственность, правовое сознание, § юридические факты, акты применения права акты ^ реализации прав и обязанностей и другие. Ы
Важно понимать, что на сегодняшний день от- К расль служебного права не является обособлен- = ной и самостоятельной, требует серьезных уточ- Н нений и доработок, позволяющих наиболее ка- и
чественно описывать и регламентировать норму процессов в деятельности кадрового состава, занятого на государственной гражданской службе, а также позволять более четко регламентировать правоотношения, которые возникают в процессе государственно- служебных отношений.
Анализируя основные принципы регламентации в обеспечении кадрового состава на государственной гражданской службе в Российской Федерации, исходя из положений, поставленных в нормативно-правовой базе Российской Федерации, стоит сказать, что прослеживается отсутствие полноценной кадровой политики в стране, причем большее число проблем возникает в отдаленных регионах страны. Так, основными проблемами системы кадрового обеспечения на государственной гражданской службе в Российской Федерации являются:
1) уровень квалификации кадрового состава государственных гражданских служащих;
2) низкий уровень применения современных технологий в работе с кадровым составом государственной гражданской службы;
3) высокий уровень коррупции при отборе кандидатов на государственную гражданскую службу в Российской Федерации.
Так, при активно меняющихся экономических и политических ситуациях в регионах России. Российской Федерации и, мире, в целом, происходит постоянная реформация систем государственного и муниципального управления в стране. При постоянной реформации системы государственного управления кадровый состав государственной гражданской службы не могут наиболее правильно подойти к решению задач, стоящих перед ними. Подобное может быть связано как с недостаточным стажем государственных гражданских служащих, а также их недостаточной квалификацией, в связи с чем такие сотрудники не могут в должной мере удовлетворить просьбы граждан, удовлетворив потребность в информационной поддержке.
Часто, проблема ненадлежащего уровня квалификации кадров на государственной гражданской службе зависит и от низкого уровня внедрения и использования современных технологий в работе. Наиболее остро данная проблема прослеживается в региональных подразделениях, так как таковые в своей деятельности используют устаревшие методы управления кадрами, при этом, не применяя современные системы менеджмента. Как следствие, усложняется система по осуществлению профессиональной переквалификации и минимизация принципов оперативного обмена данными, снижением координации между сотрудниками, увеличение времени на обработку и принятие решений, а значит и меньшее обеспечение кадрово-] го состава государственной гражданской службы. = Вышеперечисленное также приводит и к повы-е шенной бюрократизации внутри системы государ-^ ственной гражданской службы. Важно отметить ° и то, что коррупция прослеживается и при отбо-ав ре кандидатов на государственную гражданскую
службу по существующим управленческим вакансиям, в виде отбора кадров исходя из родственных связей и признакам клановости. Данная проблема прослеживается в большинстве регионов Российской Федерации уже многие годы и требует особого внимания.
Таким образом, является возможным формулировка наиболее значимых путей оптимизации принципов регламентации в обеспечении кадрового состава государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Считаю, наиболее важно осуществить такие шаги к совершенствованию принципов обеспечения кадрового состава, как:
1. Осуществление повышения уровня информированности населения о государственной гражданской службе в Российской Федерации;
2. Внедрение системы регулярного повышения квалификации государственных гражданский служащих на обязательной основе и обеспечение принципов по получению дополнительного образования;
3. Внедрение в процессы деятельности гражданских служащих новых технологий по отбору кадрового состава на государственную гражданскую службу;
4. Внедрение современных систем управления персоналом в виде применения современных принципов менеджмента;
5. Разработка прогрессивной системы бонусов, необходимых для мотивации персонала, учитывающую объем выполненных работ и достижения кадров;
6. Организация дополнительного коллективного досуга во внерабочее время, направленных на сплочение коллектива и повышение командного духа;
7. Проведение периодической проверки кадров, исходя из требований действующего законодательства о государственной гражданской службе и применяемых современных методов.
Для достижения вышеперечисленного отправной точкой в совершенствовании кадровой политики государственной гражданской службы является уточнение на законодательном уровне принципов регламентации кадрового обеспечения государственной гражданской службы в Российской Федерации. Так, было выявлено, что нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность кадрового обеспечения на государственную службу, имеет следующие недостатки:
1) дублирование должностных обязанностей и функций как по уровням, так и по видам государственной службы, при этом, в большинстве своем, возникают проблемы с координацией служащих;
2) отсутствие зафиксированных функций по совершенствованию принципов кадрового обеспечения в нормативных актах;
3) низкий приоритет в сторону развития функций кадрового управления внутри государственной гражданской службы Российской Федерации;
4) Отсутствие государственных программ, направленных на осуществление контроля за развитием управления кадровым составом государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Считаю, что законодательное повышение правового уровня статуса органов управление в системе государственной гражданской службе позволит качественно решить ряд вопросов, касательно вывода на более высокий уровень развития систему обеспечения кадрового состава государственной гражданской службы высококвалифицированными специалистами.
Не менее важным является разработка современной развитой нормативно-правовой базы в сторону регламентации процессов управления государственной службой, отвечающая современному уровню развития Российской Федерации, минимизируя пробелы и противоречия действующего законодательства в данной области. Считаю, что особе внимание при разработке современного законодательства в области управления государственной гражданской службы должны занимать вопросы разделяющие теоретические понятия целей, задач и функций в системе управления государственной гражданской службы. Необходимым является и четкое определение принципов управления на государственной гражданской службы, причем, таким образом, чтобы они строго регламентировали полномочия органов управления.
Таким образом, эффективность внедрения выше предложенных мероприятий в деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации позволит определять потребности и результаты проводимой деятельности кадрового обеспечения государственной гражданской службы в нашей стране, по степени достижения поставленных целей. Общими признаками эффективности, в данном случае, будут являться как социальная, так и экономическая эффективность деятельности кадрового состава государственной гражданской службы. Так, социальная эффективность может проявляться в виде показателей показателей качества жизни населения, а экономическая эффективность проявляться, например в приросте результативности хозяйственной деятельности области/региона/страны. Таким образом, обеспечение принципов эффективности является важным и значимым в связи с тем, что для получения результатов отсутствуют дополнительные затраты на поиск, формирование резерва, аттестацию, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров, если последние не способны добиться улучшения положения дел в экономике, роста качества жизни населения.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (с изм. и дополнениями от 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019)
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017)
4. Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163-194.
5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 494 с.
6. Войкович В. Ю., Мухин А.А. Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика // Материалы VII Международной очной научно- практической конференции / сост. и ред.д.ю.н., профессор Войтович В.Ю., к.ю.н., доцент Мухин А.А. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. -340 с.
7. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение / Под общ. ред. Е.В. Охотского. - М.: Издательство РАГС, 2016.
8. Жигун Л.А. Теория организации и организационная деятельность: монография тезауруса: словарь / Л.А. Жигун. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 240 с.
9. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. -М.: Юристъ, 2013.
10. Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. -М.: Юнити, 2015. - 135 с.
11. Мирошниченко Н.В., В.Ю. Максимов, И.Ф. Дедюхина, О.В. Жданова, Ю.В. Лабов-ская, М.В. Турищев, Е.А. Шевченко, С.И. Лу-говской, Е.Н. Криулина; Н.В. Ерёменко Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: монография [Текст] / Н.В. Мирошниченко [и др.]. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2018. - 120 с.
12. Попов, Л.Л. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Л.Л. Попов. -М.: Норма, 2016. - 432 с.
13. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - 5-e изд., пересмотр. - Москва: Норма, 2018. - 432 с.
14. Борщевский Г.А., Калмыков Н.Н. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих // ARS ADMINISTRANDI. 2017. № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-prioritety-professionalnogo-razvitiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih 15. Официальный портал государственной службы РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru
WAYS TO IMPROVE THE REGULATION IN ENSURING THE STAFFING OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Koltsov N.D.
Plekhanov Russian University of Economics
The article considers the basic principles of regulation in the activities of the personnel of the state civil service in the territory of the Russian Federation, the specifics of the application of the regulatory framework for the selection of personnel for the state civil service, and also identifies problems within it. The fundamental problems related to the regulatory framework in the field of personnel management in the state civil service of the Russian Federation and the existing principles and methods of personnel selection for the civil service are identified. Based on the existing problems within the regulatory framework directed towards the principles of ensuring the state civil service of the Russian Federation, the ways of its optimization are proposed. Among them are the principles and methods of legislative adjustments and the use of new, high-tech systems adapted to the specifics of the state civil service in our country.
Keywords: personnel composition of Russia, professional personnel of the civil service of Russia, development of professional personnel, formation of the civil service, problems of the personnel composition of Russia.
Reference
1. The Constitution of the Russian Federation (with amendments and additions dated 01.07.2020)
2. Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004 «On the State Civil Service of the Russian Federation» (as amended on 16.12.2019)
3. Federal Law No. 273-FZ of 25.12.2008 (as amended on 03.04.2017) «On Combating Corruption» (with amendments and additions, intro. effective from 06/28/2017)
4. Barabashev A.G. The crisis of public administration and its impact on the main administrative paradigms of the state and bureaucracy // Issues of state and municipal administration. 2016. No. 3. pp. 163-194.
5. Vasilenko, I.A. State and municipal management: textbook for academic bachelor's degree / I.A. Vasilenko. - 6th ed., reprint. and additional - M.: Yurayt Publishing House, 2014. - 494 p.
6. Voikovich V. Yu., Mukhin A.A. State and municipal management: theory, history, practice // Materials of the VII International intramural Scientific and Practical Conference / comp. and ed., Doctor of Law, Professor Voitovich V. Yu., Candidate of Law, Associate Professor Mukhin A.A. - Izhevsk: Publishing Center «Udmurt University», 2018. - 340 p.
7. State personnel policy and the mechanism of its implementation: Personnel management / Under the general editorship of E.V. Okhotsky. - M.: RAGS Publishing House, 2016.
8. Zhigun L.A. Theory of organization and organizational activity: thesaurus monograph: dictionary / L.A. Zhigun. - 2nd ed., reprint. and additional - M.: INFRA-M, 2019. - 240 p.
9. Manokhin V.M. Service and employee in the Russian Federation: legal regulation. - M.: Jurist, 2013.
10. Mironov, A.L. Public administration in Russia. Constitutional and institutional aspects: Monograph. / A.L. Mironov. - M.: Unity, 2015. - 135 p.
11. Miroshnichenko N.V., V. Yu. Maksimov, I.F. Dedyukhi-na, O.V. Zhdanova, Yu.V. Labovskaya, M.V. Turishchev, E.A. Shevchenko, S.I. Lugovskaya, E.N. Kriulina; N.V. Eremen-ko State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice: monograph [text] / N.V. Miroshnichenko [et al.]. - Cheboksary: Publishing House «Wednesday», 2018. -120 p.
12. Popov, L.L. Public administration in Russia and foreign countries: administrative and legal aspects: Monograph / L.L. Popov. - M.: Norm, 2016. - 432 p.
13. Chirkin, V.E. System of state and municipal management: Textbook / V.E. Chirkin. - 5-e Izd., review. - Moscow: Norma, 2018. - 432 p.
14. Borschevsky, A., Kalmykov N.N. Current priorities for the professional development of civil servants // ARS ADMINIS-TRANDI. 2017. No. 4. - access Mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-prioritety-professionalnogo-razvitiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih
15. The official portal of the State Service of the Russian Federation. - Access mode: https://gossluzhba.gov.ru
e
CM
cn