Научная статья на тему 'Пути совершенствования процесса закупки для развивающегося высокотехнологичного Концерна отечественного ОПК в условиях постпандемического мира'

Пути совершенствования процесса закупки для развивающегося высокотехнологичного Концерна отечественного ОПК в условиях постпандемического мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКА / ПРОГРАММА / КОНЦЕРН / ЛОГИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / PROCUREMENT / PROGRAM / CONCERN / LOGISTICS / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Джанаев Чингис Бадмаевич, Сидоров Евгений Александрович

Важным резервом повышения экономической и функциональной эффективности российского ОПК является совершенствование закупочной деятельности развивающихся высокотехнологичных концернах. Этот процесс ведется повсеместно, поэтому обмен опытом представляет большой интерес для отрасли в целом. Анализ Программы по повышению качества управления закупочной деятельностью АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» демонстрирует ее высокую адаптивность к турбулентности внешнеэкономической среды, наибольший интерес для коллег из ОПК могут представить ее основные новаторские решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Джанаев Чингис Бадмаевич, Сидоров Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING AREAS FORIMPROVING THE PROCUREMENT PROCESS FOR THE DEVELOPING HIGH-TECH CONCERN OF THEDOMESTIC DEFENSE INDUSTRY

An important reserve for increasing the economic and functional efficiency of the Russian defense industry is the improvement of procurement activities in its developing high-tech concerns. This process is carried out everywhere, so the exchange of experience is of great interest for the industry as a whole. The analysis of the Program to improve the quality of procurement management of JSC concern VKO Almaz-Antey demonstrates its high adaptability to the turbulence of the external economic environment, and its main innovative solutions may be of the greatest interest to colleagues from the defense industry.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования процесса закупки для развивающегося высокотехнологичного Концерна отечественного ОПК в условиях постпандемического мира»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО КОНЦЕРНА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПК В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОГО МИРА

PROMISING AREAS FOR IMPROVING THE PROCUREMENT PROCESS FOR THE DEVELOPING HIGH-TECH CONCERN OF THE DOMESTIC DEFENSE INDUSTRY

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-278-284

■P^^H ГРИГОРЬЕВ Михаил Николаевич

Профессор Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Заслуженный создатель космической техники, Заслуженный изобретатель РФ, Почетный работник ВПО, к.т.н., профессор Я Mikhail N. GRIGORYEV

^Н Professor, Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation, Honored Creator of Space Technology, Honored Inventor of the Russian Federation, Honorary Worker of VPO, Ph. D., professor ДЖАНАЕВ Чингис Бадмаевич

Директор департамента закупочной и имущественной политики, АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз - Антей"» Chingis B. DZHANAEV

Director of the Procurement and Property Policy Department, Almaz-Antey Concern of Aerospace Defense JSC СИДОРОВ Евгений Александрович

Ведущий специалист отдела обеспечения закупочной деятельности, АО «Конструкторское бюро специального машиностроения» Evgeny A. SIDOROV

Leading specialist of the procurement support department, Design Bureau of Special Engineering JSC

Аннотация

Abstract

Ключевые слова Keywords

Значительная часть предприятий Российского ОПК сегодня объединена в профильные концерны. По объективным причинам этот процесс может продолжаться. Таким образом, возникает необходимость организовать тесное взаимодействие предприятий, имеющих свои особенности и традиции в организации закупки. Работа в составе концерна открывает как перед ним самим, так и перед предприятиями, в него входящими, дополнительные возможности по увеличению экономической и функциональной эффективности их деятельности за счет использования подходов современной логистики и управления цепями поставок в закупке, повышает эффективность в условиях общемировой неопределенности, глобальных сбоях цепей поставок в случаях тотального карантина, вызванного пандемией [1].

В свете изложенного целесообразно проанализировать накопленный опыт и наметить пути совершенствования процесса закупки для характерного концерна отечественного ОПК, с учетом того, что на сегодняшний день ни у кого в мире, в стране или на отдельно взятом предприятии нет наработок по ведению закупочной деятельности в эпоху экономической и эпидемиологической непредсказуемости.

Закупочная деятельность предприятий российского ОПК реализуется в жестко очерченном правовом поле, сформированном федеральными законами [2, 3], Указом Президента РФ [4], а также подзаконными нормами. Сегодня во исполнение Закона № 223-Ф3 уже издано более 30 нормативных правовых актов, сам этот Закон с момента своего принятия подвергался изменениям более 25 раз. Кроме того, следует учитывать, что порядок формирования кооперации в ОПК устанавливается Правительством Российской Федерации и на практике возникает ряд серьезных трудностей, в частности, в связи с вопросами ценообразования, определения поставщиков, защиты информации, ограничения субъектного состава участников закупок,

Важным резервом повышения экономической и функциональной эффективности российского ОПК является совершенствование закупочной деятельности развивающихся высокотехнологичных концернов. Этот процесс ведется повсеместно, поэтому обмен опытом представляет большой интерес для отрасли в целом. Анализ Программы по повышению качества управления закупочной деятельностью АО «Концерн ВКО „Алмаз - Антей"» демонстрирует ее высокую адаптивность к турбулентности внешнеэкономической среды, наибольший интерес для коллег из ОПК могут представить ее основные новаторские решения.

An important reserve for increasing the economic and functional efficiency of the Russian defense industry is the improvement of procurement activities in its developing hightech concerns. This process is carried out everywhere, so the exchange of experience is of great interest for the industry as a whole. The analysis of the Program to improve the quality of procurement management of JSC concern VKO Almaz-Antey demonstrates its high adaptability to the turbulence of the external economic environment, and its main innovative solutions may be of the greatest interest to colleagues from the defense industry.

Закупка, программа, концерн, логистика, управление цепями поставок.

Procurement, program, concern, logistics, supply chain management.

контроля и надзора, юридической ответственности, закупок с неопределенным объемом и иными вопросами [5]. Следует полагать, что после пандемии в законодательную базу будут внесены очередные изменения, призванные регулировать деятельность в условиях общемировой неопределенности и отсутствия понятия глубины протекающего процесса, с целью недопущения остановки производств.

Эти обстоятельства требуют от лиц, осуществляющих закупки, скрупулезного знания постоянно совершенствуемой правовой базы и, самое главное, умелого ее использования в реалиях не только отечественной экономической жизни, а также с учетом различных форс-мажоров глобального масштаба. Определенные трудности в организации закупочной деятельности предприятий ОПК создают международные санкции в отношении Российской Федерации. Их преодоление увеличивает трудоемкость закупки и требует от исполнителя специальных знаний. С сожалением надо отметить, что отечественные вузы не готовят в заметном количестве специалистов по закупке, хорошо разбирающихся в специфике ОПК [6].

Все это потребовало от концернов российского ОПК системы скоординированных действий по совершенствованию процесса закупки, в значительной мере опирающегося на их корпоративные возможности [7].

Так АО «Концерн ВКО „Алмаз - Антей"» принял в 2019 году Программу по повышению качества управления закупочной деятельностью и развитию закупочной деятельности интегрированной структуры Концерна. Программа, прежде всего, направлена на:

■ создание и развитие автоматизированной Системы управления закупками (включая комплекс нормативно-регламентирующих документов по закупочной деятельности);

■ обеспечение информационного обмена с потенциальными поставщиками;

■ организацию системы «одного окна» при закупках продукции;

■ интеграцию процессов планирования производственной и закупочной деятельности дочерних обществ Концерна (далее - ДО).

Эксперты, проанализировавшие проект Программы, единодушно отмечали, что реализация указанных в ней стратегических инициатив позволит оптимизировать цепи поставок Концерна, снизить текущие расходы за счет снижения стоимости приобретения материальных ресурсов, соответствующих предъявляемым требованиям, обеспечивающим сроки, объемы и качество выпускаемой продукции, повысить эффективность закупочной деятельности.

Программа включает мероприятия по следующим основным направлениям:

1. Проведение оценки и повышение квалификации персонала, не только непосредственно участвующего в осуществлении закупок, но и персонала, ответственного за формирование конкретной потребности заказчика, исполнение договора и его оплату.

2. Реализация управления полным жизненным циклом закупок.

3. Обеспечение кросс-функционального взаимодействия при осуществлении закупочной деятельности.

4. Внедрение категорийного управления закупками.

5. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в закупочной деятельности.

6. Совершенствование регламентации и методологии по закупочным вопросам для интегрированной структуры Концерна.

7. Внедрение риск-ориентированного подхода и комплаенс-контроля при осуществлении закупочной деятельности.

Подробно остановимся на работе с персоналом, поскольку в текущих условиях одним из ключевых факторов повышения качества управления закупочной деятельностью является развитие компетенций закупщиков и персонала, ответственного за формирование конкретной потребности заказчиков, исполнение договора и его оплату.

В целях повышения результативности деятельности закупщиков Концерна было признано целесообразным осуществить:

■ создание центра развития компетенций в области закупок (семинары и тренинги для ознакомления с законодательством, приобретения технических навыков и навыков управления договорами и проектами, проведения переговоров, приобретения знаний в области современных информационных технологий, в области иных смежных функций и т.д.);

■ проведение закупочных хакатонов (форумов специалистов из различных областей) и воркшопов (интенсивных учебных мероприятий);

■ формирование отдела методологического сопровождения закупок в составе службы закупок Концерна;

■ создание библиотеки практических рекомендаций, руководств и иных документов методической направленности на основе лучшего опыта и практик;

■ формирование профессионального сообщества закупщиков Концерна для подготовки и/или анализа регламентов, законопроектов, руководств, их обсуждения и для обмена опытом и компетенциями;

■ обеспечение активного участия закупщиков в кросс-функциональных командах и новых проектах, реализация которых требует проведения закупок;

■ геймификацию (использование игрового мышления для вовлечения работников в решение задач) процессов анализа закупок с целью выявления наиболее результативных вариантов и поощрения их организаторов;

■ подготовку сводных рейтингов качества закупочной деятельности, деятельности по формированию потребностей заказчика и исполнению договоров на предприятиях Концерна в целях выявления общих тенденций в закупочной деятельности за анализируемый период.

Кроме перечисленного выше, для организационного обеспечения процесса повышения компетентности закупщиков в Концерне предусмотрен регулярно обновляемый ежегодный план совместных встреч с поставщиками наиболее важной продукции, там отражено совместное с ними участие в научно-технических конференциях и иных мероприятиях для обмена информацией и опытом.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203, которым утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в закупочной деятельности является составной частью цифровой трансформации деятельности Концерна.

В целом предполагается осуществить модернизацию операционной функции закупок, как и иных бизнес-процессов на основе использования цифровых технологий, включая развитие механизмов интерактивного взаимодействия с заказчиками и поставщиками, внедрение платформенных решений, формирование архитектуры работы с данными, обеспечение их обработки в режиме реального времени, широкого применения предиктивной аналитики.

В целях обеспечения взаимодействия закупочных подразделений с цифровой инфраструктурой Концерна по принципу «одного окна» признано необходимым создание так называемого «цифрового сотрудника».

Под «цифровым сотрудником» в данном случае подразумевается программное решение, которое автоматизирует модели использования людьми компьютерных технологий для решения задач, основанных на правилах и алгоритмах. При этом «цифровой сотрудник» предполагает выполнение роли интеллектуального помощника. Так как «цифровой сотрудник» представляет собой программный продукт, то у него практически нет ограничений по количеству внутренних клиентов, которым будет предоставляться сервис.

«Цифровой сотрудник» представляет собой средство обработки больших данных. Он является новым цифровым активом Концерна, который может быть использован для реализации проектов автоматизации и роботизации иных операционных подсистем Концерна.

На текущий момент можно говорить о недостаточной автоматизации и роботизации закупочной деятельности [8] интегрированной структуры Концерна. Сотрудники-люди выполняют набор рутинных функций, которые заключаются в сборе информации (заявки на закупку, базы данных, предложения поставщиков), обработке собранной информации (анализ коммерческих предложений и сведений из баз данных и иных источников) и формировании результата (выбор лучшего предложения, заключение договора на закупку). Данная рутинная работа может быть описана набором правил и возложена на «цифрового сотрудника» [9].

Главной функцией «цифрового сотрудника» в закупках станет анализ потребности дочерних обществ Концерна в материально-технических ресурсах, анализ спецификаций и сопоставление их с источниками формирования предложений. «Цифровой сотрудник» будет осуществлять подбор контрагентов, подготовку закупочной документации, а также организовывать процесс коммуникации.

Таким образом, применительно к закупочной функции «цифровой сотрудник» является инструментом, позволяющим повысить прозрачность и объективность закупок, предсказуемость взаимодействий заказчиков и поставщиков, а также сократить сроки и уменьшить трудозатраты при подготовке договорных и закупочных документов.

Существенным элементом цифровой трансформации Концерна в закупках является также создание и развитие интегрального склада. Интегральный склад собирает информацию об остатках на складах всех предприятий. При этом дочерние общества Концерна получают возможность запрашивать через корпоративный интернет-портал наличие нужных им позиций на складах других предприятий, организовывать «заем» или покупку у них этих позиций.

По мнению экспертов, привлеченных к оценке этого проекта, оперативное управление интегральным складом позволит:

■ снизить общую «залеживаемость» товаров (здесь имеются в виду остатки транзитных норм, а также ранее приобретенных, но не используемых товаров);

■ внедрить принципы бережливого производства в складскую и закупочную деятельность (приблизиться к принципу Just In Time для определенных категорий товаров);

■ экономить оборотные средства предприятий за счет уменьшения их «заморозки на складе»;

■ формировать страховой запас исходя из реальных остатков товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах интегрированной структуры Концерна;

■ оказывать услуги ответственного хранения на основе оптимальной схемы перемещения и хранения ТМЦ между складами предприятий и поставщиков.

Наряду с вышеперечисленными плюсами оперативного управления интегральным складом следует отметить необходимость внедрения и реализации системы маневрирования запасами в условиях широко понимаемой непредсказуемости.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что совершенствование закупочной деятельности является весьма актуальной задачей для концернов отечественного ОПК. Этот факт вполне осознан руководством этих структур. Среди лидеров в данном направлении можно назвать АО «Концерн ВКО „Алмаз - Антей"», где работа ведется скоординированно по всем подразделениям на основе перспективного плана. Наработки данной программы носят локальный характер при стабильной ситуации. К числу прогрессивных оригинальных решений, подлежащих внедрению согласно этому плану, следует отнести программное решение «цифровой сотрудник», концепцию интегрального склада и технологию геймификации (использование игрового мышления для вовлечения работников в решение задач) процессов анализа закупок с целью выявления наиболее результативных вариантов и поощрения их организаторов.

Одной из задач данной статьи ее авторы видят в объединении усилий специалистов-закупщиков из ОПК для создания технологической среды на базе современных ИКТ, позволяющей отрасли успешно решать ее специфические задачи в условиях нарастания турбулентности внешней среды.

Библиографический список

1. Колодко Г.В. Последствия. Экономика и политика в постпандемическом мире//Вопросы экономики. 2020. № 5. С 25-44.

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ред. от 02.08.2019 № 263-Ф3.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», ред. от 18.02.2020 № 20-ФЗ.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

5. Джанаев Ч. Б., Воскобойников В. П. О некоторых вопросах соотношения законодательства о публичных закупках и законодательства о государственном оборонном заказе // Публичные закупки: проблемы правоприменения № 7 Материалы VII Международной конференции (13-14 июня 2019 г., МГУ им М.В. Ломоносова), 2019. С 69.

6. Шлычков В.В. Мировая депрессия 2020 г. как источник угроз и новых вызовов для российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 41-44.

7. Афанасьев К.А., Вагнер И.В., Григорьев М.Н., Дигусов Н.Н., Охочинский Д.М., Охочинский М.Н., Ува-ров С.А., Чириков С.А. Логистика и управление цепями поставок в высокотехнологичных отраслях национальной экономики. Монография в 3 томах. Том 1. Аэрокосмическая промышленность, СПб, 2017.

8. Калимуллова Э.Р. Постпандемический прогноз развития рынка образования // В сборнике: LXXII Международные научные чтения (памяти Н.Г. Басова) Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020. С. 26-27.

9. Григорьев М.Н., Дигусов Н.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистике. Учебник. В трех томах. Том I. Информационные системы в логистике (2-е издание, переработанное и дополненное). - СПб, 2017.

References

1. Kolodko G.V. Posledstviya. Ekonomika ipolitika vpostpandemicheskom mire//Voprosy'ekonomiki. 2020. № 5. S. 25-44.

2. Federainyj zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ «0 zakupkax tovarov, rabot, uslug otdel'ny'mi vidami yuridicheskix licz», red. ot 02.08.2019 № 263-FZ.

3. Federal 'nyj zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ «O gosudarstvennom oboronnom zakaze», red. ot 18.02.2020 № 20-FZ.

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.12.2017№ 618 «Ob osnovnyX napravleniyax gosudarstvennoj politiki po razvitiyu konkurencii».

5. Dzhanaev Ch.B., Voskobojnikov V.P. 0 nekotoryX voprosax sootnosheniya zakonodatelstva o publichnyx zakupkax i zakonodatelstva o gosudarstvennom oboronnom zakaze // Publichny'e zakupki: problemy' pravoprimeneniya № 7 Materialy' VII Mezhdunarodnoj konferencii (13-14 iyunya 2019 g., MGU im M.V. Lomonosova), 2019. s. 69.

6. Shly'chkov V.V. Mirovaya depressiya 2020 g. kakistochnikugroz i novyxvy'zovovdlya rossijskoj ekonomiki// Vestnik e konomiki, prava i sociologii. 2020. № 1. S. 41-44.

7. Afanasev K. A, Vagner I. V, Grigor'ev M. N., Digusov N.N., Oxochinskij D.M., Oxochinskij M.N, Uvarov S.A, Chirikov S.A. Logistika i upravlenie cepyami postavok v vy'sokotexnologichny'x otraslyax nacional^noj ekonomiki. Monografiya v 3 tomax, Tom 1 Ae'rokosmicheskaya promyshlennost] SPb, 2017.

8. Kalimullova E\R. Post-pandemicheskij prognoz razvitiya ry'nka obrazovaniya//V sbornike: LXXII Mezhdunarodnye nauchnye chteniya (pamyati N.G. BASOVA) Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2020. S. 26-27.

9. Grigorev M. N., Digusov N.N., Uvarov S.A. Informacionnye sistemy' i texnologii v logistike. Uchebnik. V trex tomax. Tom I Informacionnye sistemy' v logistike (2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe), SPb, 2017.

Контактная информация / Contact information

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(РАНХиГС), 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82.

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 82,

Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russia

Григорьев Михаил Николаевич / Mikhail N. Grigoryev

АО «Концерн ВКО „Алмаз - Антей"», Россия, 121471, г. Москва, ул. Верейская, 41.

Almaz-Antey Concern of Aerospace Defense JSC, 41, Vereiskaya Street, 121471, Moscow, Russia.

Джанаев Чингис Бадмаевич / Chingis B. Dzhanaev

АО «Конструкторское бюро специального машиностроения»,

Россия, 192012, г. Санкт-Петербург, Проспект Обуховской Обороны, 120, лит. ЕЧ.

Design Bureau of Special Engineering JSC, 120 ECh, Obukhovskoy Defense prospect,

192012, St. Petersburg, Russia

Сидоров Евгений Александрович / Evgeny A. Sidorov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+7 (960) 250-83-03, vuvavalt@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.