Воронцова Н.А.
«Пути совершенствования правовых основ межгосударственного механизма...» [
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Н.А. Воронцова
THE PERFECTION METHODS OF LEGAL BASES FOR INTERGOVERNMENTAL MECHANISM OF INTEGRATIONAL PROCESSES IN EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY
Vorontsova N.A.
The article Ss devoted to the actual problem of studying the legal basis of nnternational processes taking place in the post-soviet area and to the most efficient nnternational unions- Eurasian Economic Community of Byelorussia, Hazakh-stan, Hirgizia, Russian Federation and Tadjikistan (EEC). The main features of the nntegration legal regulation within the limits of EEC are determined.
Статья посвящена актуальной проблеме исследования правовой основы/ интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, одному из наиболее действенных интеграционных объединений -Евразийскому экономическому сообществу Республики Белоруссии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (Ев-рАзЭС). В статье определяются характеристики правового регулирования интеграции
УДК 341\р
Анализ правовых основ Евразийского экономического сообщества раскрывает со всей полнотой сложность и многогранность процесса интеграции на постсоветском пространстве.
Завершающее десятилетие XX в. и начало XXI в. продемонстрировали новую международную и геополитическую ситуацию. Процесс становления государств-участников СНГ и государств-членов ЕврАзЭС в качестве полноправных членов мирового сообщества, непростой поиск модели межгосударственных отношений между ними - одна из актуальных тем исследования современного международно-правового знания.
Нынешний период - не время одиночек, так как весь ход мирового развития определяется интеграционными процессами. Кто останется на обочине этих процессов, тот отстанет во всем.
К наиболее важным характеристикам правового регулирования интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС необходимо отнести следующее. Создание ЕврАзЭС логически завершает первый этап реального воплощения идеи формирования Евразийского союза государств в качестве современной международной организации, решающей конкретные экономические, политические и гуманитарные задачи.
Евразийское экономическое сообщество предполагает более высокую степень интеграции - совместное движение в сторону единого экономического пространства, более тесное сближение и унификацию на-
циональных законодательств, проведение мероприятий, направленных на увеличение совокупного экономического потенциала этих стран и согласованной структурной перестройки их экономик.
За восемь лет, минувших с момента учреждения Таможенного союза, произошло явное сближение экономической политики государств «интеграционной пятерки», осуществлены согласованные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности и гармонизации нормативно-правовой базы.
Создание Евразийского экономического сообщества - это этапная эволюционная трансформация на пути к принципиально новой модели, близкой к Европейскому союзу и другим международным организациям. ЕврАзЭС ставит перед собой широкий круг достаточно разнообразных целей: социально-экономических, политических, гуманитарных. Сам по себе факт разнообразия решаемых задач присущ подавляющему большинству региональных организаций. Идея Евразийского Сообщества, направленная на максимальную реализацию как национально-государственных интересов каждого государства-участника, так и имеющегося совокупного интеграционного потенциала нашла, таким образом, свое воплощение в ЕврАзЭС, на практике подтвердив, что прагматичная, экономически обоснованная, многоуровневая интеграция является наиболее перспективной формой многостороннего взаимо д е йствия.
Проведенное исследование правовых основ становления и функционирования межгосударственного механизма интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе позволяет сделать несколько следующих обобщающих выводов.
1. В условиях многополярного мира и независимого статуса участников того или иного интеграционного объединения каждое государство вольно само определять приоритетные направления своего экономического, политического или военного сотрудничества. Новые независимые государства в полной мере осознали, что их принадлежность, скажем к СНГ, не исключает уча-
стия в других союзах - идет ли речь о Союзном государстве России и Беларуси, ЕврАзЭС, ГУУАМе и других интеграционных объединениях. Оставаясь суверенными государствами, все они имеют безусловное право на многовекторную ориентацию и обладают необходимой свободой действий для достижения собственных национально-государственных интересов.
Евразийское экономическое сообщество можно рассматривать в качестве субъекта международного права, по своим характеристикам напоминающего классические международные межправительственные организации.
2. Необходимо признать тему сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества в качестве приоритетной в национальной внешнеэкономической политике стран-членов. Это должно найти отражение в политических документах стратегического характера - Ежегодных посланиях президентов, программных документах правительств, рассматриваться на заседаниях правительств, советов безопасности и в других органах власти.
3. Следует принять решение об использовании метода наднационального регулирования в деятельности ЕврАзЭС, передаче части полномочий государств-членов ЕврАзЭС органам ЕврАзЭС, в частности в сфере таможенно-тарифного регулирования.
4. Государства-члены ЕврАзЭС прошли один из этапов интеграционного развития - по формированию зоны свободной торговли. Необходимо зафиксировать данное положение, оформив это достижение законодательно-правовым актом.
5. Требуют более глубокого осмысления теоретические вопросы, среди них: правовая природа ЕврАзЭС как регионального объединения суверенных государств; статус и полномочия органов управления ЕврАзЭС, их взаимоотношения между собой и с органами государств-членов Сообщества; юридическая сила правовых актов, принимаемых органами Сообщества, их соотношение с правовыми актами государств-членов ЕврАзЭС.
Н Воронцова H.A.
ГЙИИ «Пути совершенствования правовых основ межгосударственного механизма...»
Рассмотрение принципов организационного построения, конкретно-правовой анализ роли и места отдельных институтов и особенностей нормотворческого процесса показало принципиальную новизну институционных решений в рамках интеграции «пяти» государств. При этом стоит отметить, что Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества отличается от обычного международного договора тем, что это акт учредительного характера, устанавливающий «вертикальные» отношения особого вида, родовым признаком которых являются государственно-властные, а не международные отношения.
В отличие от Таможенного союза, в ЕврАзЭС установлен своеобразный порядок принятия решений, при котором количество голосов распределяется в зависимости от взноса в бюджет Сообщества. Это новый, но достаточно прогрессивный вид процедуры нормотворчества, не позволяющий «слабым» государствам блокировать решения.
6. Несмотря на то, что гармонизация национальных законодательств была отнесена к основным целям межгосударственной интеграции различными договорами, заключенными на высшем государственном уровне как в рамках Таможенного союза, так и ЕврАзЭС, по-прежнему этот блок вопросов не решается на должном уровне.
7. Принятое в Договоре об учреждении ЕврАзЭС положение о том, что Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений и принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства, свидетельствует о качественно новом этапе работы по сближению и унификации законодательств и правового обеспечения интеграционного процесса. Модельные законодательные акты до недавнего времени были одним из основных инструментов законодательного обеспечения межгосударственной интеграции в Таможенном союзе. Однако главной проблемой при разработке и использовании вышеуказанных законопроектов является недостаточная оценка предмета регулирова-
ния с учетом реальных законотворческих интересов и планов национальных парламентов. Как правило, такие законопроекты механически копировали отдельные национальные законы, что определяет безвари-антность предлагаемых ими правовых решений и их несоответствие экономической и правовой ситуации в государствах. Отсюда низкий уровень использования модельных законов в национальном законотворческом процессе, их невостребованность в правоприменении. Модельное законодательство, сыграв определенную положительную роль, исчерпало себя и требует адекватных правовых форм и методов, его заменяющих.
В дальнейшем еще предстоит разработать организационно-правовые механизмы и систему мер по повышению востребованности типовых актов. Однако уже сейчас ясно, что необходимы предварительная проработка и согласование со Сторонами и Интеграционным комитетом их концепций, проведение всесторонней экономико-правовой экспертизы их содержания. Важно добиться того, чтобы типовые акты шли «в пакете» с проектами международных договоров, стали реальным средством гармонизации национальных законодательств.
8. Анализ выполнения внутригосударственных процедур по принимаемым в рамках ЕврАзЭС договорам требует усовершенствования механизма принятия мер для их выполнения, а также синхронизации сроков выполнения процедур. Ожидание ратификации не может быть бесконечным, так как ставит другие Стороны договора в невыгодное положение, нарушая при этом международные принципы. Нередко государства при подписании договоров делают оговорки, противоречащие положениям ст. 19 Венской конвенции о праве международных договоров, которые несовместимы с объектами и целями международных договоренностей либо содержат общие ссылки на национальное законодательство, которые оговорками не являются и т.д. Эти и другие недостатки в праве приводят к возникновению коллизий и не могут не сказаться на эффективном достижении целей интеграции в различных сферах межгосударственных отношений.
Для реализации указанных задач понадобится адаптировать национальные правовые механизмы регулирования порядка выполнения внутригосударственных процедур. Рекомендуется внести соответствующие изменения и дополнения в национальные законы, содержащие отсылочные нормы на указанную выше международную договоренность.
Такой юридический механизм позволит путем гармонизации законодательств решить, при соблюдении паритета экономических и политических интересов Сторон, задачу развития и углубления интеграционного взаимодействия.
9. Назрела чрезвычайная необходимость уточнить общую политику государств-членов ЕврАзЭС в отношении формирования Общего таможенного тарифа и поручить заинтересованным органам Сторон наладить более предметную работу по завершению его формирования в связи с тем, что это является одним из основных условий построения Таможенного союза.
10. Один из важнейших принципов межгосударственного правотворчества -принцип приоритетности ратифицированных Основ законодательства над национальными актами. Этот принцип позволит запустить реальный механизм приведения национальных законов и подзаконных актов в соответствие с заключенными международными договорами. В этом - юридические и практические предпосылки для реализации международно-договорной базы ЕврАзЭС.
11. В результате большой кропотливой работы и взаимопонимания в рамках Евразийского экономического сообщества приняты важнейшие многосторонние и двусторонние соглашения и договоры. Необходимо разработать эффективный организационно-правовой механизм реализации и контроля выполнения принятых договоров и решений, предусматривающий взаимодействие органов Сообщества с национальными структурами, внутригосударственный кон-
троль за исполнением принятых договоренностей и согласование в рамках ЕврАзЭС всех решений, принимаемых на национальном уровне в сфере экономической политики. Одним из путей решения этой задачи могло бы стать создание соответствующих структур в аппаратах правительств или президентских администраций государств-членов ЕврАзЭС с приданием им всех необходимых контрольных и координирующих функций и полномочий.
12. При вхождении государств Сообщества в мировое хозяйство необходимо формировать систему обеспечения «баланса интересов» между проводимой государствами внешнеэкономической политикой, потребительскими нуждами населения и задачами развития отечественных товаропроизводителей, отношениями с партнерами по региональному сотрудничеству, планами вступления во Всемирную торговую организацию.
Потребуются годы, если не десятилетия для перехода на следующий, более высокий и сопоставимый с европейским, уровень интеграции. В международной практике немало свидетельств тому, что любое межгосударственное объединение переживает различные этапы в своем развитии, дополняется новыми формами сотрудничества. ЕврАзЭС и следует рассматривать как одну из таких форм, способных оптимизировать решение проблем, которые в обозримом будущем встанут перед всем Содружеством. Важно лишь не упустить момент, когда не определившиеся с выбором и меняющие партнеров страны СНГ окажутся на перепутье: в рамках какого из существующих интеграционных сообществ им продолжить свой путь.
Об авторе
Воронцова Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук. полковник таможенной службы, зам. начальника Управления по делам Таможенного союза ГТК России.