Научная статья на тему 'Пути совершенствования муниципальной бюджетной политики'

Пути совершенствования муниципальной бюджетной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ / BUDGETARY RESOURCES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / MUNICIPALITIES OWN REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемайкин Павел Владимирович

Реализация социальной и экономической политики муниципальных образований, основополагающей частью которой является бюджетная политика, затрагивает все основные сферы жизнедеятельности: экономику, инфраструктуру, социальной среду, вопросы природопользования. В каждой из них представлены интересы как населения муниципальных образований, так и органов власти, а также интересы коммерческого сектора. Особенности реализации и дальнейшего развития муниципальной бюджетной политики определяются приоритетами, в числе которых такие как: привлечение инвестиционных ресурсов, увеличение производительности труда, создание условий для самозанятости населения, предоставление социальных услуг, обеспечение реализации мер социальной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING MUNICIPAL BUDGET POLICY

The implementation of social and economic policies of municipalities, which is a fundamental part of fiscal policy, affecting all major spheres of life: economy, infrastructure, social environment, environmental management issues. In each of them represented the interests of the population of municipalities and authorities, as well as the interests of the commercial sector. Features of the implementation and further development of the municipal budget policy priorities are determined, including such as raising investment resources, increase productivity, creation of conditions for self-employment, social services, ensuring the implementation of measures of social support.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования муниципальной бюджетной политики»

2. Пайкович П.Р. Бюджетная политика в области финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом // Наука и технологии в современном мире 2015. №2. С. 174-180.

3. Карепина О.И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Финансовые исследования. 2014. № 2 (43). С. 32.

4. Богославцева Л.В. Эффективная бюджетная политика как базовый принцип ответственного управления общественными финансами. // Научные труды Sworld. 2015. Т. 17. № 1 (38). С. 59-65.

5. Перонко И.А. Долговая политика на субфедеральном уровне: риски и преимущества // Бюджет. 2015. №2. С. 31-35.

References:

1. Karepina O.I., Korochentseva O.A. balancing regional budgets in the context of financial reduction of asymmetries in the conditions of financial instability//regional economy: theory and practice", № 4, 2016. (In Russian)

2. Pajkovic P.r. budget policy in the area of financing the budget deficit and public debt management//science and technology in the modern world of 2015. No. 2. P. 174-180. (In Russian).

3. Karepina O.i. performance audits of State financial control system/financial research. 2014 № 2 (43). S. 32. (In Russian).

4. Bogoslavceva L.v. Effective fiscal policy as a basic principle of responsible management of public finances. Sworld treatises. 2015. t. 17. №. 1 (38). P. 59-65. (In Russian).

5. Peronko I.a. debt policy in the Jewish autonomous region are noted: the risks and benefits//budget. №. 2 2015. S. 31-35. (In Russian).

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ

ПОЛИТИКИ

Кемайкин Павел Владимирович

к.э.н., доцент, доцент кафедры "Финансы и кредит" Поволжского государственного университета сервиса,

Россия, г. Тольятти

Аннотация: Реализация социальной и экономической политики муниципальных образований, основополагающей частью которой является бюджетная политика, затрагивает все основные сферы жизнедеятельности: экономику, инфраструктуру, социальной среду, вопросы природопользования. В каждой из них представлены интересы как населения муниципальных образований, так и органов власти, а также интересы коммерческого сектора. Особенности реализации и дальнейшего развития муниципальной бюджетной политики определяются приоритетами, в числе которых такие как: привлечение инвестиционных ресурсов, увеличение производительности труда, создание условий для самозанятости населения, предоставление социальных услуг, обеспечение реализации мер социальной поддержки.

Abstract: The implementation of social and economic policies of municipalities, which is a fundamental part of fiscal policy, affecting all major spheres of life: economy, infrastructure, social environment, environmental management issues. In each of them represented the interests of the population of municipalities and authorities, as well as the interests of the commercial sector. Features of the implementation and further development of the municipal budget policy priorities are determined, including such as raising investment resources, increase productivity, creation of conditions for self-employment, social services, ensuring the implementation of measures of social support.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, бюджетные ресурсы, муниципальные образования, собственные доходы бюджета.

Keywords: Budget, fiscal policy, budgetary resources, municipalities own revenues.

Причины особого внимания к особенностям осуществления и реформирования бюджетной политики муниципальных образований заключаются в том, что собственная доходная база большинства муниципальных бюджетов является недостаточной для эффективного осуществления социально-экономической политики соответствующих органов власти и управления. К тому же, вместо развития политики бюджетного федерализма наблюдается тенденция бюджетного централизма, характеризующаяся сосредоточением в распоряжении федеральных властей значительного объема финансовых ресурсов, направляемых на структурную перестройку всей экономики в целом. Противоречия, возникающие между децентрализацией бюджетных ресурсов, а также централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются нестабильностью макроэкономических условий, неразвитостью рынков капиталов, значительными различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Изучение структуры и динамики средств, направляемых в муниципальные бюджеты свидетельствует о том, что ныне действующие принципы распределения налоговых полномочий ведут к дифференциации доли собственных источников финансовых ресурсов в местных бюджетах по сравнению с общей суммой их доходов. Практически всегда наблюдаемая дотационность муниципальных бюджетов, многоканальность предоставления им централизованной финансовой помощи с использованием неформализованных поступлений по взаимозачетам, неравномерность размещения налогового потенциала являются факторами, которые обусловливают диспропорции в бюджетной системе страны, подрывают стимулы к укреплению финансовой базы российских регионов, увеличивают нагрузку на региональные бюджеты и усложняют применение нормативно-расчетных методов регулирования межбюджетных отношений.

Среди направлений модернизации модели бюджетно-налогового механизма наиболее часто предлагается изменение пропорций налоговых поступлений в бюджеты разных уровней в целях сокращения дотационности территорий. Например, активное налоговое регулирование призвано способствовать увеличению собственной доходной базы нижестоящих бюджетов и уменьшению потребности в межбюджетных переливах средств. Но в настоящее время федеральный бюджет не в состоянии финансировать все дефициты нижестоящих бюджетов, причем во многих муниципальных образованиях даже полное зачисление в местные бюджеты всей суммы налогов не обеспечивает необходимый объем доходов.

К политике формирования доходов бюджетов предъявляются два противоречивых требования . С одной стороны, повышение роли государства в регулировании экономики требует значительного увеличения объемов бюджетных доходов, а с другой стороны - требуется снижение налоговой нагрузки, так как при существующем ее уровне сложно стимулировать экономический рост. Важнейший вопрос бюджетной политики, реализуемой на всех уровнях управления экономикой следующий: какую часть финансовых ресурсов необходимо концентрировать на федеральном уровне, а какую на региональном и муниципальном уровнях чтобы обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, территорий, хозяйствующих субъектов и граждан. Критериями функционирования бюджетной системы должны стать: рост объемов производства как в целом по стране, так и на уровне ее территорий, а также повышение реальных доходов граждан, что, опять же, будет способствовать увеличению доходных поступлений в бюджеты.

Перспективой реализации бюджетной политики муниципальных образований является создание благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов с учетом диверсификации традиционных отраслей, экономический рост, повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов, увеличение реальных денежных доходов населения, сокращение дифференциации доходов различных групп населения, содействие созданию новых производств, повы-

шению инвестиционной и инновационной активности предприятий, а также - обеспечение условий для расширения сферы услуг и повышения их качества.

Одними из самых важных источников собственных доходов муниципальных образований являются поступления от использования муниципальной собственности. Увеличение доходов муниципальных бюджетов за счет них непосредственно связано с развитием рыночной инфраструктуры хозяйствования, развитием института собственников, общей стабилизацией экономики. Именно в при этом условии можно будет ожидать увеличения поступлений от использования муниципальной собственности, но только при наличии эффективного управления ею.

Основными путями совершенствования системы собственных доходных поступлений муниципальных бюджетов являются:

- соблюдение мер нарастания фискальной нагрузки налога либо платежа при определении последовательности привлечения данных источников муниципального бюджетного фонда. При этом диверсификация источников доходов должна позволить уменьшить риск неисполнения основных бюджетных обязательств посредством взаимозаменяемой активности доходных поступлений. Наиболее оптимальной представляется следующая очередность в формировании состава доходов: платежи за совершенные действия органами муниципальной власти и оказанные муниципальные услуги, платежи за использование муниципального имущества;

- постепенное расширение права налоготворчества в процессе введения налогов и установления собственных надбавок к федеральным налогам и региональным налогам.

Риск ненадлежащего исполнения муниципальной властью своих бюджетных обязательств определяется вероятностью поступления величины бюджетных доходов в сумме меньше ранее запланированной. Этот риск является постоянным и всегда присутствует в течение всего периода реализации бюджетной политики. Неопределенность поступления предварительно планируемой суммы доходов бюджета, вызванная политическими, экономическими и природными факторами, приводит к повышению степени бюджетного риска. Располагая информацией о возможном риске бюджета, то есть его изменчивости, органы власти и управления могут принять меры по более эффективному управлению бюджетом.

Важной проблемой является разработка научно обоснованной методологии определения риска доходной и расходной частей бюджета с целью ее практического применения. Если определять риск бюджета как изменчивость его исполнения в сравнении с ожидаемой величиной, то стопроцентное исполнение бюджета окажется безрисковым бюджетом, а бюджеты, исполнение которых отличается от стопроцентного, будут рисковыми. Чем больше изменчивость бюджета, тем больше риск. Фактическое исполнение бюджетов различных уровней, кроме безрисковых, может отличаться от ожидаемого. Эффективность местного самоуправления, во многом, зависит от того, какие ресурсы получают в свое распоряжение местные органы. Большинство муниципальных образований не имеют самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а, значит и не располагают действенными возможностями по осуществлению своих полномочий. Проблема неэффективности системы местного самоуправления в России, во многом связана с отсутствием финансовой самодостаточности на местном уровне.

Если определять перспективы социально-экономического развития такого моногорода как Тольятти, то в данном случае его будущее социально-экономическое развитие непосредственно связано с модернизацией автомобильного производства, диверсификацией экономики на основе создания в прилегающей к городскому округу территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, организации производства новых сфер экономической деятельности инновационного типа, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства 64

[1]. Для этого необходима постоянная модернизация механизмов налогового и инвестиционного регулирования, реализация федеральных, областных, муниципальных целевых программ, приоритетных национальных проектов, использование различных финансово-кредитных механизмов (включая стимулирование лизинга), системы стимулирования предпринимательской деятельности, системы муниципального заказа и другие мероприятия, направленные на сохранение социальных программ и поддержку промышленности, строительства, финансового сектора с целью недопущения ухудшения качества жизни граждан.

Местные власти должны иметь реальную бюджетную самостоятельность и нести полную ответственность за принимаемые решения. А для того, чтобы эти решения были обоснованными, понятными населению, необходимы четкие и стабильные условия реализации социально-экономической политики не только конкретного муниципального образования, но и региона. К таким правилам относятся: четкое разделение расходных полномочий, стабильное закрепление доходных источников, отвечающие расходным полномочиям и ответственности властей разных уровней, эффективное и прозрачное бюджетное выравнивание, перераспределение ресурсов между регионами.

Успешная реализация и перспективы осуществления муниципальной социально-экономической политики в российских регионах определяются специфическими чертами, свойственными каждой отдельно взятой территории с учетом особенностей использования ее финансового потенциала.

В частности, социально-экономическая политика Самарской области и ее муниципальных образований во многом обусловлена совокупностью положительных и факторов, в числе которых:

- наличие двухцентровой самарско-тольяттинской агломерации, урбанизирован-ность региона;

- высокий уровень экономической активности населения, образованности и квалифицированности рабочей силы;

- наличие ресурсов углеводородного сырья, многоотраслевая структура экономики региона;

- значительная концентрация на территории области крупных российских и зарубежных компаний;

- высокий инновационный потенциал, уровень развития телекоммуникаций и связи.

Наиболее же видимыми препятствиями в развитии социальной и экономической политики Самарской области являются такие как:

- значительное антропогенное воздействие на окружающую природную среду, наличие на территории области зон чрезвычайной экологической ситуации;

- дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям;

- высокий уровень имущественного расслоения населения;

- зависимость региона от состояния автомобильной промышленности;

- зависимость от политики крупных финансово-промышленных компаний;

- высокая степень износа основных фондов;

- недостаточная плотность и качество автомобильных дорог;

- отсутствие транспортно-логистических объектов, соответствующих мировым стандартам.

Определение стратегических целей развития как всей Самарской области, так и ее муниципальных образований cвязано также и с дальнейшим социально-экономическим развитием России, а также с эффективностью реализацией приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ.

Список литературы:

1. Тасеев В.Б. Перспективы развития социально-экономической политики в Самарской области // Основы экономики управления и права. - 2013. - № 1(7). - С. 17-23.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.