Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железные дороги / земляное полотно / откосы / многолетние травы / гидропосев / гиорешетка / railways / roadbed / slopes / perennial grasses / hydraulic sowing / geogrid

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Авезмуратова С.А., Кахаров З.В.

В данной статье рассмотрены способы закрепления земляного полотна и полосы отвода железных дорог в условиях пустыни. Приведены различные конструкции укрепления откосов земляного полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE METHODS OF STRENGTHENING THE SLOPES OF THE ROADBED OF RAILWAYS

In this article, the methods of fixing the roadbed and the right-of-way of railways in desert conditions are considered. Various designs of strengthening the slopes of the roadbed are given

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCES) УДК 625.12.033.38

Авезмуратова С.А.

студентка IV курса факультета «Строительная инженерия»

Ташкентский государственный транспортный университет (г. Ташкент, Узбекистан)

Научный руководитель: Кахаров З.В.

доцент кафедры «Инженерия железных дорог»

Ташкентский государственный транспортный университет (г. Ташкент, Узбекистан)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация: в данной статье рассмотрены способы закрепления земляного полотна и полосы отвода железных дорог в условиях пустыни. Приведены различные конструкции укрепления откосов земляного полотна.

Ключевые слова: железные дороги, земляное полотно, откосы, многолетние травы, гидропосев, гиорешетка.

На эксплуатируемых уже более 100-лет железных дорогах Средней Азии ведутся значительные работы по обеспечении бесперебойно движения поездов на пескозаносимых участках. В связи с неслонным снижением уровня Аральского моря экологическая ситуация целого региона в настоящее время усугубилась за счет увеличения пыльных бурь почти в 69 раз. Дистанции пути несут большие дополнительные затраты по борьбе с песчаными заносами.

Поэтому проблема защиты железных дорог от песчаных заносов выдувания земляного полотна является актуальной и относится к важным прикладным задачам, от решения которых зависит нормальная эксплуатация железных дорог.

Конструкцию укрепления откосов земляного полотна выбирают с учетом возможного воздействия природных факторов (свойств грунтов, скорости течения воды и т. д.) и наличия местных материалов, пригодных для укрепительных работ.

Основным видом укрепления незатапливаемых откосов является засев их многолетними травами, особенно гидропосев травосмесей с мульчированием, если отсутствует качественный растительный грунт. Создание на откосах земляного полотна густого прочного дернового покрова существенно повышает" их устойчивость.

Чтобы дерновой покров удовлетворял предъявляемым требованиям, необходимо контролировать: качество предпосевной обработки растительного грунта (толщина слоя, степень его измельчения и т. д.); качество и правильность хранения поступающих на объект строительства семян и удобрений; соответствие проекту границ участков, на которых проводятся агротехнические работы; правильность применения видов и норм высева семян и удобрений; соблюдение технологии обработки растительного грунта, внесения удобрений, посева семян и ухода за посевами.

Если на обнаженных грунтовых откосах не могут произрастать травосмеси, их предварительно покрывают слоем растительного грунта толщиной 10 см. При жирных глинах и одноразмерных мелких песках толщину растительного грунта увеличивают до 15 см.

Поверхности откосов, подлежащие укреплению посевом трав, для лучшего сцепления с растительным грунтом нужно разрыхлять на глубину 10— 15 см рыхлителем в виде навесного оборудования к стреле экскаватора. Вместо рыхления чаще, всего нарезают через 1 м борозды глубиной 10—15.см, параллельные бровке. Иногда вместо этого ковшом экскаватора делают лунки.

При гидропосеве семена каждой группы загружают в машины с мешалками принудительного действия, перемешивают с удобрениями и под сильным давлением, нагнетаемым насосом, распыляют но откосу. Под действием струи воды семена вдавливаются в увлажняемый рыхлый грунт. Их приживаемость даже в жаркий летний период достигает 90%.

Производительность машин при гидропосеве составляет не менее 10 тыс. м2/смену.

После посева в жаркое время года, особенно в южных районах страны, требуется через каждые 10—15 сут поливать откосы водой. В среднеазиатских республиках после гидропосева, а в менее засушливые периоды и после сухого посева семян по откосу распыляют битумную эмульсию из расчета 0,5—0,7 л/м2. Испарение приостанавливается, и создаются благоприятные условия для приживаемости семян без полива водой.

Окончательная сдача работ производится после развития всходов посевных трав с проверкой соответствия фактически выполненных работ проекту, норм внесенных в грунт семян и удобрении по актам скрытых работ, а также качества дернового покрова в зависимости от вида и количества побегов растений на единицу площади, обычно 400 см2.

ВСХОДЫ ЧЕРЕЗ 3 НЕДЕЛИ.

Рисунок 1. Развития всходов посевных трав.

Дерновой покров должен быть плотным, связным, равномерным по густоте и иметь достаточно развитую корневую систему. Качество покрова проверяют не менее 3 раз и каждый раз на площади в 1000 м2. К моменту приемки после прохода автомобиля с нагрузкой на колесо в 5 тс глубина колеи в сухую погоду на дерновом покрове не должна превышать 5 см.

Грунт, обработанный битумной эмульсией, укладывается и уплотняется на откосах лучше, чем цементогрунт. В этом случае укрепление сразу эффективно и не требует времени на формирование слоя. Укрепление грунта не препятствует впоследствии природному зарастанию травами, но общий вид дороги ухудшается. Повышается и стоимость укрепительных работ. Поэтому трудно ожидать, что укрепление откосов вяжущими материалами получит широкое распространение.

Важное значение для укрепления откосов земляного полотна наряду с видовым составом травосмесей имеют нормы их высева.

У многолетних трав в каждом грамме содержится большое число семян. Например, в 1 г около 600 семян люцерны, 450 семян донника. Однако нужно принимать во внимание, что если при посеве в полевых условиях гибнет до 50 % семян, то в условиях откосов этот процент увеличивается. Поэтому, определяя нормы высева травосмесей для укрепления откосов земляного полотна, следует пользоваться повышенными (по сравнению с сельскохозяйственными) нормами высева семян в чистом виде и учитывать долевое участие отдельных видов трав в травосмесях в соответствии с их биологическими особенностями.

Норма высева данного вида семян в травосмеси (Нт) равна

где Нч - норма высева семян в чистом виде;

к - коэффициент, учитывающий повышение норм высева семян в чистом виде. (Для условий земляного полотна к = 2-3, большее значение - для бобовых); П - процент долевого участия данного вида семян в травосмеси.

В дальнейшем способы и технология укрепления откосов механизированным травосеянием в отдельных случаях могут быть улучшены путем замены растительного грунта (заготовка, перевозка и нанесение, на откосы которого составляют наиболее трудоемкие операции) другой оптимальной средой, обеспечивающей нормальное развитие травяного покрова на откосах, и применения гидропосева (с учетом зарубежного опыта).

Мероприятия, в результате которых обеспечивается надежная эксплуатация железнодорожных инфраструктурных объектов, могут быть реализованы при капитальном ремонте или новом строительстве. Одним из приоритетных вопросов является разработка и внедрение способов усиления земляного полотна железных дорог. Применение геосинтетических материалов в конструкциях земляного полотна, возводимого из барханных песков в сложных инженерно-геологических условиях может оказаться более существенным с точки зрения работоспособности и транспортно -эксплуатационной надежности конструкции, чем получение единовременной экономии средств. Мировой опыт применения геосинтетических материалов показывает на их универсальность (обширное поле применения), экономичность (снижение затрат на строительство и эксплуатацию, экономию строительных материалов, сокращение сроков производства работ), экологичность (сокращение использования природных ресурсов).

При укреплении откосов земляного полотна применяются объемные георешетки (рис.2). Основные области применения объемных георешеток при строительстве, реконструкции и ремонте земляного полотна автомобильных и железных дорог:

укрепление подтопляемых и неподтопляемых откосов, склонов взамен традиционных типов укрепления или в сочетании с ними;

образование усиленных конструктивных слоев;

возведение земляного полотна в сложных условиях строительства и усиление рабочего слоя земляного полотна.

Рисунок 2. Укреплении откосов земляного полотна с применением объемных георешетка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

1. Закиров Р. С., Омаров А.Д. Противодеформационное укрепление земляного полотна из песчаного грунта в Казахстане. Алматы: «Еылым», 1999- 164 с.

2. Кахаров З. В. Железнодорожная конструкция для высокоскоростных дорог //Universum: технические науки. - 2022. - №. 5-4 (98). - С. 43-45.

3. Кахаров З. В. и др. Требование к верхному строения пути на высокоскоростных железнодорожных путях //Евразийский союз ученых. - 2021. - №. 4-1. - С. 45-48.

4. Кахаров З. В. Земляные работы при возведении земляного полотна железных дорог //Вопросы технических наук в свете современных исследований. - 2017. - С. 39-43.

5. Кахаров З. В., Мирханова М. М. Переход жидких, пластичных, сыпучих тел в твердое состояние //Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. - 2019. - С. 164-166.

6. Кахаров З. В., Кодиров Н. Б. Основные требования к щебню из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути //Инновационные научные исследования. - 2022. -№. 12-2. - С. 24.

7. Кахаров З. В. и др. Устройство оснований автомобильных дорог с уплотнением слоев катками //Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №. 41. - С. 457-463.

8. Кахаров З. В., Кодиров Н. Б. Механизм процессов общего сжатия и расширения массы //Моя профессиональная карьера. - 2023. - Т. 1. - №. 44. - С. 11-14.

9. Кахаров З. В., Кодиров Н. Б. Методы укрепления оснований здании и сооружения //Системная трансформация-основа устойчивого инновационного развития. - 2021. - С. 18-37.

10. Кахаров З. В. Взаимодействие стрелового крана с грузом //Universum: технические науки. - 2023. - №. 1-2 (106). - С. 48-50.

11. Kakharov, Z., Mirzakhidova, O. (2023). Soil Surface Compaction Analysis During the Construction of Railways and Roads. In: Zokirjon ugli, K.S., Muratov, A., Ignateva, S. (eds) Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East (AFE-2022). AFE 2023. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 706. Springer, Cham.

12. Kakharov Z. Mechanisms of the processes of shear, slice, general compression and expansion of mass //E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2023. - Т. 402. - С. 12007.

13. Кахаров З. В. Уплотнение слоев вальцами катков //Электронный инновационный вестник. - 2018. - №. 3. - С. 10-11.

14. Кахаров З. В. и др. Устройство основания сооружений в слабых грунтах //Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2020. - С. 63-65.

15. Кахаров З. В. и др. Назначение материалы для балластного слоя железнодорожных путей //Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. -2021. - С. 33-35.

16. Кахаров З. В. Укрепления основания фундаментов методом закрепления грунтов инъекцией растворов //Глобус: технические науки. - 2019. - №. 6 (30). - С. 12-13.

17. К.Лесов, Ш.Таджибаев, А.Мавланов, М.Кенжалиев. Расчет устойчивости насыпи и укрепление откосов земляного полотна с использованием геосинтетических материалов. Транспорт шёлкового пути (научно-технический журнал). №1, 2021. Ташкент, С.78-83

18. Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь: учебник для вузов ж.-д. трансп. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1987. - 479 с.

Avezmuratova S.A.

Tashkent State Transport University (Tashkent, Uzbekistan)

Scientific advisor: Kakharov Z.V.

Tashkent State Transport University (Tashkent, Uzbekistan)

WAYS TO IMPROVE METHODS OF STRENGTHENING THE SLOPES OF THE ROADBED OF RAILWAYS

Abstract: in this article, the methods offixing the roadbed and the right-of-way of railways in desert conditions are considered. Various designs of strengthening the slopes of the roadbed are given.

Keywords: railways, roadbed, slopes, perennial grasses, hydraulic sowing, geogrid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.