Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КОМПАНИИ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативное пространство / ценностные ориентиры / корпоративная культура / PR-мероприятия / инновации / communicative space / value orientations / corporate culture / PR events / innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качалова Светлана Михайловна

Сформированный коллектив, как правило, имеет развитую систему ценностей и установок, но с течением времени эту систему необходимо корректировать, ориентируясь на изменения ситуации как внутри компании, так и на внешнем рынке. Для укрепления конкурентоспособности и обеспечения благоприятных условий развития в каждой компании необходима оптимизация ее коммуникативного пространства. После изучения документации, касающейся инновационного развития компании АО «ЭР-Телеком Холдинг», автор наметил векторы ее совершенствования с учетом факторов корпоративной культуры и коммуникативного пространства предприятия. Подробно описаны необходимые условия развития компании, а также разработаны мероприятия, направленные на поддержание корпоративной культуры. После анализа плана одного из предложенных мероприятий делается заключение о том, что благодаря направленным на оптимизацию коммуникативного пространства PR-мероприятиям возможно получение дополнительного импульса для инновационного развития компании АО «ЭР-Телеком Холдинг», что приведет к использованию прогрессивных технологий и увеличению доходности данной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING COMMUNICATIVE SPACE OF THE COMPANY

In the course of time, adjustments should be made to the well-established system of internal values that unite the collective, taking into account both internal and external changes in the market situation. Improving the company’s communication space is a condition for survival and the achievement of the required level of competitiveness. After analyzing the ER-Telecom Holding JSC Innovation Development Program, the author developed directions for its support from the corporate culture and enterprise communication space. The article describes the actions within each group of events within a new group of elements of corporate culture. During the analysis of a specific event, the author comes to the conclusion that PR activities aimed at improving the communicative space, aimed at supporting innovation development, will contribute to achieving ER-Telecom Holding’s goals in the field of innovations, will improve technology and will generate income.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КОМПАНИИ»

УДК 658.3

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10306

С. М. Качалова

Липецкий государственный технический университет,

Липецк

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

КОМПАНИИ

Сформированный коллектив, как правило, имеет развитую систему ценностей и установок, но с течением времени эту систему необходимо корректировать, ориентируясь на изменения ситуации как внутри компании, так и на внешнем рынке. Для укрепления конкурентоспособности и обеспечения благоприятных условий развития в каждой компании необходима оптимизация ее коммуникативного пространства. После изучения документации, касающейся инновационного развития компании АО «ЭР-Телеком Холдинг», автор наметил векторы ее совершенствования с учетом факторов корпоративной культуры и коммуникативного пространства предприятия. Подробно описаны необходимые условия развития компании, а также разработаны мероприятия, направленные на поддержание корпоративной культуры. После анализа плана одного из предложенных мероприятий делается заключение о том, что благодаря направленным на оптимизацию коммуникативного пространства PR-мероприятиям возможно получение дополнительного импульса для инновационного развития компании АО «ЭР-Телеком Холдинг», что приведет к использованию прогрессивных технологий и увеличению доходности данной компании.

Ключевые слова: коммуникативное пространство, ценностные ориентиры, корпоративная культура, PR-мероприятия, инновации.

Исходя из практического опыта воздействия на коммуникативное пространство предприятия, описываемого в работах ряда ученых, таких как, например, О. В. Кадерова [7. С73], Т. В. Гудкова [2. С.13], А. М. Бояркина [1. С. 206] и других, можно утверждать, что совершенствование коммуникативного пространства компании позволяет сделать последнюю более управляемой со стратегической точки зрения, оптимальным образом оказывает влияние на всю систему коммуникаций с клиентами и партнерами, увеличивает аттракцию бренда, что приводит к увеличению уровня конкурентоспособности компании и обеспечивает ей устойчивое развитие. О. В. Конакова отмечает, что успех любой современной компании достигается с помощью формирования позитивного имиджа, эффективно выстроенным коммуникативным связям организации с внутренней и внешней целевой аудиторией, а также успешно функционирующей обратной связью, что благоприятно сказывается на реализации целей и задач компании [8. С. 63]. В связи с этим руководство компании должно делать акцент на формировании эффективной коммуникационной политики, которая будет способствовать налаживанию надежных контактов с целевой общественностью, а приоритетной задачей должно стать создание благоприятного коммуникативного пространства.

В связи с этим перед нами возникла необходимость разработки мероприятий, направленных на совершенствование коммуникативного пространства компании АО «ЭР-Телеком Холдинг», руководство которой обратилось к нам с просьбой помочь в решении данного вопроса.

Взяв за основу представление о том, что коммуникация представляет собой процесс передачи информации, с одной стороны, связь между объектами, с другой стороны, и процесс взаимоотношений как внутри организации, так и между разными организациями, вслед за Р. А. Ивановой [4. С. 68], мы решили придерживаться мнения, что при условии проявления активности всех субъектов общения коммуникативным пространством компании можно считать ее коммуникативную среду.

Под воздействием эндогенных и экзогенных факторов ситуации на рынке ценностная система компании периодически обновляется. Но в отдельных случаях насущной необходимостью

является плановая перестройка коммуникативного пространства, что становится крайне важным при проявлении таких негативных факторов, как:

- понижение уровня дисциплины и личной ответственности работников;

- некачественное выполнение служебных обязанностей и незаинтересованность в результатах деятельности;

- формальное выполнение должностных обязанностей;

- изолированность взаимоотношений внутри подразделений компании;

- постоянная ротация кадрового состава;

- напряженность в коллективе, увеличение конфликтов;

- снижение авторитета и привлекательности компании [5. С. 28].

Поэтому ведущим условием обеспечения конкурентоспособности компании является наполнение содержания ее коммуникативного пространства ассертивными компонентами.

При трансформации элементов коммуникативного пространства необходимым условием является постепенное и поэтапное введение новаций. Важно, чтобы их принимали и поддерживали как сотрудники, так и руководители [3. С. 97]. В связи с этим необходимо, разрабатывая комплекс PR-мероприятий, имеющих целью совершенствование коммуникативного пространства, иметь в виду следующее:

- данный процесс может быть эффективно реализован лишь с участием специалистов в области коммуникативного пространства предприятий и организаций, которые не связаны формальными и неформальными способами с сотрудниками компании;

- участие в процессе исключительно представителей организации не даст желаемого результата [9. С. 138].

При составлении плана развития коммуникативного пространства акционерного общества «ЭР-Телеком Холдинг» нами была скрупулезно изучена разработанная в компании ранее программа инновационного развития, рассчитанная на реализацию включительно до 2025 года.

Для достижения поставленной перед нами цели мы посчитали нужным включить в данный план мероприятия, направленные на его поддержку со стороны корпоративной культуры (табл. 1).

Таблица 1

Поддержка плана инновационного развития АО «ЭР-Телеком Холдинг» со стороны

корпоративной культуры

Элемент плана Параметры плана Мероприятия по поддержке коммуникативного пространства компании

1. Целевые инновационные проекты Внедрение сервисов 5G. Построение мобильной сети SON, внедрение технологии MIMO и дуплексного способа связи. Развитие технологии NFV. Использование системы внедрения рационализаторских и новаторских предложений в сфере бизнес-процессов компании

2. Проекты совершенствования компании Апгрейд сетей. Разработка программы экологической и промышленной безопасности. Повышение эффективности бизнес-процессов и управления инвестиционными программами. Внедрение системы мотивации новаторских предложений

3. Проекты инноваций Повышение квалификации кадрового состава. Проведение тренингов, развивающих навыки инновационной деятельности.

4. Проекты Работа с использованием

преобразований в инновационных технологических Реорганизация идеологических

бизнес-процессах платформ. подходов компании.

Диверсификация корпоративных Мероприятия, направленные

стандартов. на увеличение лояльности

Разработка программы мотивации работников к инновационным

сотрудников для осуществления процессам.

инновационной деятельности

С целью подкрепления плана инновационного развития мы рекомендовали компании опираться на корпоративную культуру, являющуюся основой эндогенного коммуникативного пространства компании, используя совокупность факторов, способствующих оптимизации коммуникативного пространства компании. В состав таких факторов входят такие компоненты, как:

- традиции и идеология (ценностный компонент);

- приверженность работников организации (комплаенс) [14. С. 286];

- эндогенные коммуникации;

- обеспечение условий взаимоуважения и предоставление сотрудникам равных возможностей;

- организация внутренних событий в компании;

- унифицирование предметов идентификации.

В состав элементов корпоративной культуры компании решено было внедрить такую составляющую, как «Программа поддержания перманентного инновационного развития».

В состав данной программы мы предложили включить использование системы внедрения рационализаторских и новаторских предложений в сфере бизнес-процессов компании, внедрение системы мотивации новаторских предложений:

- использование процедуры электронной подачи предложений, осуществляемой с помощью внутренней сети корпоративного сайта компании;

- размещение на сайте готового бланка для заполнения предложения;

- назначение специалиста, ответственного за выгрузку и обработку предложений, определение сроков выгрузки и обработки предложений (не более 14 дней);

- создание комиссии, рассматривающей варианты внедрения наиболее эффективных предложений;

- утверждение положения об обязательном участии автора принятого к внедрению проекта в его реализации;

- введение условия не реже одного раза в три месяца проводить круглый стол для обсуждения перспектив в сфере инновационного развития.

Как утверждает исследователь вопросов коммуникативной среды А. М. Бояркина, для обеспечения подходящего для целей компании пространства общения необходимо обеспечить формирование такой среды, которая бы соответствовала мотивам сотрудников для осуществления творческой деятельности [1. С. 209].

Е. А. Морозова считает, что совершенствованию процесса подачи и рассмотрения предложений в полной мере будет способствовать подача предложений от работников компании в электронном виде, поскольку при таком способе скорость подачи заявок сотрудниками и обработка предложений руководством компании увеличивается [11. С. 269].

Для оперативности обработки поступающих от сотрудников предложений компании важно осуществить обновление внутренней сети корпоративного сайта и обеспечить работу функции подачи от работников заявок и предложений. Чтобы работники активизировались и начали подавать рационализаторские предложения, следует внедрить систему мотивации, как считает О. Г. Тихомирова, изучающая вопросы мотивации сотрудников [13. С. 74].

В связи с этим встает вопрос, какое предложение следует считать эффективным. Нам представляется, что это предложение, направленное на оптимизацию в непосредственной сфере деятельности сотрудника в рамках его должностных обязанностей, которое он может внедрить за счет оптимизации внутренних ресурсов. Пусть предусмотренное вознаграждение

и не будет предусматривать значительных сумм, но даже символическое вознаграждение может повысить мотивацию сотрудников оптимизировать деятельность предприятия.

В ходе обсуждения с руководством компании размера такого вознаграждения был произведен следующий расчет: в 2018 году усредненная заработная плата работников компании «ЭР-Телеком Холдинг» составляла 34320 руб. В связи с этим было решено принять размер вознаграждения в 20 000 руб., что составляет три четверти от средней зарплаты сотрудников. Такая прибавка к зарплате уже считается ощутимой. Также было предусмотрено, что в процессе реализации проекта, если будет получен доход от его внедрения, автор предложения получит процент от прибыли и возможность продвижения по карьерной лестнице, что должно быть оговорено в договоре. Несомненно, такое решение является мощным мотивирующим предиктором.

Исследователь И. С. Межов считает важным вовлечение работников компании в тренинги и семинары, обеспечивающие развитие умений и навыков, которые важны для реализации инновационных изменений [10. С. 65]. Поэтому мы предложили ежеквартально приглашать в компанию для проведения лекций и тренингов высококвалифицированных специалистов в области рекламы, коммуникативных технологий и инноваций. Предполагается, что вышеназванные специалисты будут информировать сотрудников компании о научных достижениях и появляющихся новых технологиях в сфере телекоммуникации. Кроме этого, с сотрудниками необходимо регулярно проводить тренинги, выявляющие их потенциал и развивающие инновационное мышление, благодаря чему будет обеспечено увеличение числа рационализаторских и новаторских инициатив [6. С. 37].

Нет необходимости отправлять на лекции и тренинги всех сотрудников, следует отобрать для участия в них наиболее перспективных.

Согласно точке зрения А. Л. Жилиной, прирост знаний отобранных сотрудников об инновациях и коммуникации будет все время увеличиваться, а вслед за этим следует ожидать увеличение количества рационализаторских и новаторских предложений [3. С. 153].

Раздел преобразований в бизнес-процессах, с нашей точки зрения, нуждается в дополнении его инновационными компонентами. С этой целью, как утверждает А. В. Столяренко [12. С. 124], необходимо развивать такие направления, как организация летнего лагеря для детей сотрудников «Телеком-Новатор», где специалисты обучат подрастающее поколение разработке инновационных проектов; введение функционала контроля качества специально обученными работниками предприятия; обеспечение рекламы инновационных предложений и идей, для чего стоит организовать выпуск сувенирной продукции компании, на которой будут нанесены соответствующие слоганы; организация первенства среди сотрудников с целью выявления наиболее продуктивной новаторской разработки и др.

Чтобы реализовать изменения, внесенные в текущий Кодекс по деловой и корпоративной этике, нужно привлечь к сотрудничеству специалиста по корпоративной культуре. В связи с этим позиции АО «ЭР-Телеком Холдинг» как инновационной компании укрепятся. В связи с отсутствием централизованности в управлении коммуникативным пространством предприятия в компанию нужно привлечь специалиста, чьей задачей будет объединение всех групп элементов в один документ и внедрение в практику работы компании новых элементов корпоративной культуры.

Рассмотрим основные мероприятия, направленные на модернизацию коммуникативного пространства предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг», с описанием расходов на их реализацию.

Таблица 2

Расходы, выделяемые на PR-мероприятия, направленные на модернизацию коммуникативного пространства компании

Перечень мероприятий Ответственный за реализацию Периодичность выплаты Расходы, руб.

1 2 3 4

Совершенствование эндогенной системы ценностей, разработка Кодекса корпоративной культуры компании Эксперт (внешний сотрудник) Одномоментно 85000

Лекции для работников компании Эксперт (внешний сотрудник) 1 раз в квартал 10000

Проведение семинаров и тренингов Тренер (внешний сотрудник) 1 раз в квартал 20000

Организация контроля качества 9-10 сотрудников (по совме стительству) Ежегодно 2 0 0 0 0 каждому сотруднику

Работа летнего лагеря «Телеком-Новатор» для детей сотрудников Раз в год 150000

Первенство на лучшую новаторскую идею (для сотрудников) Раз в год 120000

Реклама на сувенирной продукции -инновационные идеи Одномоментно 16000

Организация на сайте компании сервиса по приему новаторских предложений Программист - - (за счет зарплаты)

Сбор и анализ данных с сервиса на сайте Программист 1 раз в месяц 5 0 0 0 (надбавка)

Поддержка работы комиссии по определению лучшего инновационного предложения (обеспечение дистанционной связи) Программист 1 раз в месяц 1100 (услуги связи)

Выплата премии за лучшее инновационное предложение По мере поступления 40000 - за 1 место 30000 - за 2 место 10000 - за 3 место (3 премии)

В целом расходы, направленные на проведение мероприятий, за год составят 707100 руб.

В случае реализации предлагаемых предприятий предполагается формирование таких диверсификаций коммуникативной среды компании, как рост уровня мотивации работников во включение в инновационные процессы компании; рост компетентности сотрудников в сфере инноваций; модернизация коммуникативного пространства компании.

В целом совершенствование корпоративной культуры как базиса для укрепления внутреннего коммуникативного пространства компании и расширение внешнего коммуникативного пространства даст компании следующие преимущества: уменьшится количество конфликтов, деловые взаимоотношения станут более эффективными; затраты времени станут более продуктивными; увеличится лояльность персонала, вырастет производительность труда.

Список литературы

1. Бояркина, А. М. Комплексная модель оценки эффективности организационной культуры / А. М. Бояркина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 5. - С. 206-214.

2. Гудкова, Т. В. Современное коммуникативное пространство компании / Т. В. Гудкова. -Москва: РГ-Пресс, 2016. - 168 с.

3. Жилина, Л. Н. Влияние корпоративной культуры на эффективность компании: зарубежный опыт / Л. Н. Жилина, Д. Д. Чалова // Территория новых возможностей. - 2014. - № 26. -С.149-157.

4. Иванова, Т. Б. PR-мероприятия и эффективность предприятия / Т. Б. Иванова, Е. А. Журавлёва. - Москва: РУДР, 2017. - 152 с.

5. Иванова, Р. А. Коммуникативное пространство организации как залог ее успешной деятельности / Р. А. Иванова // Информация-коммуникация- общество. СПб: Издательство:

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В. И. Ульянова (Ленина) (Санкт-Петербург), 2015. - С. 67-70

6. Иванцова, М. В. Организационная культура как фактор эффективной деятельности фирмы / М. В. Иванцова // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 3. - С. 35-42.

7. Кадерова, О. В. Особенности коммуникативного пространства предприятия / О. В. Кадерова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. -№ 39. - С. 73-90.

8. Конакова, О. В. К вопросу влияния PR-мероприятий на организационную культуру компании / О. В. Конакова // Вестник ЧГУ. - 2015. - № 1. - С. 62-67.

9. Макеев, В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В. А. Макеев. - Москва: Ленанд, 2015. - 248 с.

10. Межов, И. С. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение / И. С. Межов. - Новгород: НГТУ, 2017. - 703 с.

11. Морозова, Е. А. Пути совершенствования корпоративной культуры организации / Е. А. Морозова, А. В. Сухачева // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 3. -С.268-271.

12. Столяренко, А. В. Организационная культура как инструмент PR-мероприятий предприятия / А. В. Столяренко // Концепт. - 2017. - № 1. - С. 122-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Тихомирова, О. Г. PR-мероприятия и корпоративная культура современной компании : учебное пособие / О. Г. Тихомирова. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 151 с.

14. Усачева, О. А. Коммуникативное пространство российских некоммерческих организаций / О. А. Усачева, В. Шилова // Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзевских чтений. 2014. - С. 285-293.

WAYS OF IMPROVING COMMUNICATIVE SPACE OF THE COMPANY

Kachalova S. M., Lipetsk State Technical University, Lipetsk, smkachalova@mail.ru

In the course of time, adjustments should be made to the well-established system of internal values that unite the collective, taking into account both internal and external changes in the market situation. Improving the company's communication space is a condition for survival and the achievement of the required level of competitiveness. After analyzing the ER-Telecom Holding JSC Innovation Development Program, the author developed directions for its support from the corporate culture and enterprise communication space. The article describes the actions within each group of events within a new group of elements of corporate culture. During the analysis of a specific event, the author comes to the conclusion that PR activities aimed at improving the communicative space, aimed at supporting innovation development, will contribute to achieving ER-Telecom Holding's goals in the field of innovations, will improve technology and will generate income.

Keywords: communicative space, value orientations, corporate culture, PR events, innovations.

References

1. Boyarkina, A. M. (2016). Kompleksnaya model' otsenki effektivnosti organizatsionnoy kul'tury [A comprehensive model for assessing the effectiveness of organizational culture]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 5, pp. 206-214. (in Russ).

2. Gudkova, T. V. (2016). Sovremennoe kommunikativnoe prostranstvo kompanii [Modern communication space of the company]. Moscow: RG-Press. 168 p. (in Russ).

3. Zhilina, L. N. & Chalova, D. D. (2014). Vliyanie korporativnoy kul'tury na effektivnost' kompanii: zarubezhnyy opyt [The influence of corporate culture on company performance: foreign experience]. Territoriya novykh vozmozhnostey [Territory of new opportunities]. 26, pp. 149-157. (in Russ).

4. Ivanova, T. B. (2017). PR-meropriyatiya i effektivnost' predpriyatiya [PR events and enterprise efficiency]. Moscow: RUDN. 152 p. (in Russ).

5. Ivanova, R. A. (2015). Kommunikativnoe prostranstvo organizatsii kak zalog ee uspeshnoy deyatel'nosti [Communicative space of the organization as a guarantee of its successful activity]. Informatsiya-kommunikatsiya- obshchestvo [Information - communication- society]. SPb: Publisher: St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI" im. V. I. Ulyanova (Lenina) (St. Petersburg), pp. 67-70. (in Russ).

6. Ivantsova, M. V. (2017). Organizatsionnaya kul'tura kak faktor effektivnoy deyatel'nosti firmy [Organizational culture as a factor in the effective activity of the company]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. 3, pp. 35-42. (in Russ).

7. Kaderova, O. V. (2016). Osobennosti kommunikativnogo prostranstva predpriyatiya [Features of the communicative space of the enterprise]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad [Modern trends in economics and management: a new look]. 39, pp. 73-90. (in Russ).

8. Konakova, O. V. (2015). K voprosu vliyaniya PR-meropriyatiy na organizatsionnuyu kul'turu kompanii [On the issue of the impact of PR events on the organizational culture of the company]. Vestnik ChGU [Bulletin of the ChSU]. 1, pp. 62-67. (in Russ).

9. Makeev, V. A. (2015). Korporativnaya kul'tura kak faktor effektivnoy deyatel'nosti organizatsii [Corporate culture as a factor in the effective activity of an organization]. Moscow: Lenand. 248 p. (in Russ).

10. Mezhov, I. S. (2017). Teoriya menedzhmenta: istoriya upravlencheskoy mysli, teoriya organizatsii, organizatsionnoe povedenie [Management Theory: History of Management Thought, Organization Theory, Organizational Behavior]. Novgorod: NSTU. 703 p. (in Russ).

11. Morozova, E. A. & Sukhacheva, A. V. (2016). Puti sovershenstvovaniya korporativnoy kul'tury organizatsii [Ways to improve the corporate culture of the organization]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 3, pp. 268-271. (in Russ).

12. Stolyarenko, A. V. (2017). Organizatsionnaya kul'tura kak instrument PR-meropriyatiy predpriyatiya [Organizational culture as an instrument of PR-events of the enterprise]. Kontsept [Concept]. 1, pp. 122-128. (in Russ).

13. Tikhomirova, O. G. (2015). PR-meropriyatiya i korporativnaya kul 'tura sovremennoy kompanii : uchebnoe posobie [PR events and corporate culture of a modern company]. Moscow: INFRA-M. 151 p. (in Russ).

14. Usacheva, O. A. & Shilova, V. (2014). Kommunikativnoe prostranstvo rossiyskikh nekommercheskikh organizatsiy [Communicative space of Russian non-profit organizations]. Modernizatsiya otechestvennoy sistemy upravleniya: analiz tendentsiy i prognoz razvitiya Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii i XII-XIII Dridzevskikh chteniy [Modernization of the domestic management system: trend analysis and development forecast Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference and XII-XIII Dridzev Readings]. Pp. 285-293.

Качалова Светлана Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культуры, Липецкий государственный технический университет.

ORCID 000-0003-4334-6290

smkachalova@mail. ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Качалова С. М. Пути совершенствования коммуникативного пространства компании // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 43-49. DOI: 10.24411/2070-0695-202010306.

Kachalova S. M. Ways of improving communicative space of the company // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 43-49. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.