УДК 330 ББК 65.202.2
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОМОХОЗЯЙСТВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
РОЩОИ ТАКМИЛИДАСТГИРИИ ДАВЛАТИИ ХОЧАГЩОИ ХОНАВОДАГИ ДАР ШАРОИТИ ИЦТИСОДИЁТИ ГУЗАРИШ
THE WAYS OF PERFECTION OF STATE SUPPORT IN REFERENCE TO HOUSEHOLDS UNDER TRANSITIVE ECONOMY CONDITIONS
Ахмедова Мукаддасхон Абдухамидовна,
к.э.н., старший преподаватель кафедры менеджмента ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Ахмедова Муцаддасхон Абдухамидовна,
н.и.и., сармуаллими кафедраи менецменти ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Ahmedova Mukaddaskhon Abduhamidova,
candidate of the sciences of economic, senior lecturer of the department of management under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: домохозяйство, бедность, экономическая трансформация, доходы домохозяйств, расходы домохозяйств, малое предпринимательство
Рассматриваются проблемы реализации домохозяйствами их основных функций под воздействием трансформационных процессов в хозяйственной системе. Делается вывод, что домохозяйства являются самым уязвимым элементом экономики, оказывающимся под влиянием негативных процессов на начальном этапе трансформации и в дальнейшем служащим источником негативного воздействия на экономику при неблагоприятном развитии событий. На основе анализа делается заключение, что основной причиной проблемного положения домохозяйств является низкий уровень их доходов и неопределенность и непостоянство источников доходов. Для решения выделенных проблем рекомендуется активное вмешательство государства в виде поддержки предпринимательской деятельности домохозяйств и проведения ряда социально ориентированных мероприятий, направленных на увеличение доходов членов домохозяйств.
Калидвожа^о: хоцагии хонаводаги, камбизоатй, дигаргуншавии ицтисоди, даромадаи хоцагии хонаводаги, хароцоти хоцагии хонаводаги, соуибкории хурд
Дар мацола масъалауои амалигардонии вазифауои асосии хоцагиуои хонаводаги таути таъсири равандуои дигаргуншавии низоми хоцагидори барраси шудааст. Хулоса карда шудааст, ки хоцагиуои хонаводаги унсури аз уама заъфпазири ицтисодиёт мебо-шанд, ки дар маруилаи ибтидоии дигаргуншавии ицтисодиёт таути таъсири равандуои манфи царор мегиранд ва минбаъд дар сурати инкишофи номусоиди вазъият ба манбаи таъсири манфи ба ицтисодиёт табдил меёбанд. Муаллиф дар асоси таулил ба хулоса расидааст, ки сабаби асосии вазъи ноустувори хоцагиуои хонаводаги сатуи пасти даро-мади онуо ва доими набудани сарчашмауои даромад мебошад. Барои уалли масоили маз-
кур дахолати фаъолонаи давлат дар шакли дастгирии фаъолияти со^ибкории хоцагиуои хонаводаги ва гузаронидани як цатор чорабиниуои ба самти ицтимой равона гардида, ки ба баланд намудани даромади аъзои хоцаги^ои хонаводаги нигаронида шудаанд, тавсия мешавад.
Key words: household, poverty, economic transformation, incomes of households, expenditures of households, small entrepreuneurship
The article dwells on the problems of realization of main functions carried out by households under the sway of transformational processes in economic system. The inference is made that households are the most vulnerable elements of economy finding itself under the influence of negative processes at the final stage of transformation, further on they serve as source of negative effect upon economy under unfavourable development of events. The conclusion is made being proceeded from the analysis running to the effect that it is low level of incomes and uncertainty with non-stability of income sources that account for their problematic plight. In order to solve the problems emphasized it is recommended for the state to actively interfere into the activities of household in the term of supporting entrepreneurial activities and conducting a number of socialized arrangements aimed at an increase of incomes possessed by each member of a household.
Трансформация экономической системы, продолжающаяся на всей территории постсоветского пространства, стала причиной ослабления или, в некоторых случаях, - полной ликвидации прежних механизмов и принципов хозяйствования. Данный процесс, будучи в целом позитивным, привел к возникновению ряда негативных явлений в экономике, в том числе затронул процессы функционирования основных элементов хозяйственной системы Республики Таджикистан. Разрушение прежних экономических связей самым негативным образом сказалось, прежде всего, на домохозяйствах. Являясь основными поставщиками ресурсов, они оказались в положении, когда, с одной стороны, ввиду разрушения прежних форм хозяйствования, неясны принципы, в соответствии с которыми будет происходить предложение ресурсов на рынке, а с другой, - ввиду спада производства и ликвидации действовавших фирм большая часть ресурсов осталась невостребованной.
Невозможность реализовать собственные ресурсы ограничила доходы домохозяйств и стала основной причиной бедности в Республике Таджикистан. По сути, в условиях трансформации хозяйственной системы домашние хозяйства оказались самым уязвимым элементом, в наибольшей мере подверженным отрицательному воздействию внешней среды.
При этом не следует забывать, что домохозяйства являются основным хозяйствующим субъектом в экономике и от их благополучия зависит общеэкономическое благополучие и способность экономической системы к развитию.
Поэтому требуется более подробно рассмотреть, как именно изменяются условия функционирования домохозяйств в трансформационной экономике и что должно быть сделано для обеспечения их стабильной деятельности в условиях кризиса.
Следует отметить, что домохозяйства являются объектом достаточно пристального интереса ученых-экономистов. В зарубежной экономической теории домохозяйство изучается более полно, чем у нас. Традиционно оно включается в разделы, посвященные распределению доходов, потреблению, накоплению и формированию платеже-
способного спроса; проблемы домохозяйств исследуются также в связи с социально-экономической политикой государства [1, с. 4].
Для лучшего понимания положения домохозяйств в трансформационной экономике Таджикистана необходимо выделить факторы, вызванные трансформационными процессами, которые оказывают прямое либо косвенное влияние на домохозяйства (таблица 1).
Таблица 1. Изменения в трансформационной экономике, воздействующие на
домохозяйства Таджикистана
Направления Форма воздействия
экономической трансформации Прямое воздействие Косвенное воздействие
Трансформация форм собственности на средства +
производства
Установление рыночных (не +
регулируемых государством)
цен на товары
Внедрение оплаты за + +
отдельные виды услуг
населению
Обеспечение свободы +
внешнеэкономических связей
Формирование новой инфраструктуры и + +
институтов
Составлено автором.
Как показывает таблица, любые трансформационные проявления в экономике так или иначе оказали влияние на функционирование домохозяйств. Более того, при отрицательных условиях существования домохозяйства меняют либо ограничивают потребление, что вызывает эффект мультипликатора и воздействует уже на структуру и объем производства, что в свою очередь оказывает влияние на сами домохозяйства, и т.д.
Финансы домохозяйств играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей и в обеспечении совокупного спроса на различные товары и услуги. Чем больше доходы населения, тем выше спрос на различные блага, что в конечном итоге определяет направления развития экономики и социальной сферы [2].
В итоге можно выделить две фазы воздействия трансформационных процессов на условия функционирования домохозяйств:
- 1-я фаза - домохозяйства оказываются под воздействием негативных трансформационных процессов, в результате чего условия их существования значительно ухудшаются;
- 2-я фаза - домохозяйства сами становятся источником негативных процессов независимо от этапа трансформации и замедляют экономическое развитие.
Под воздействием данных процессов активизируется защитный механизм домохозяйств. Исследователи отмечают, что в условиях трансформации основными
функциями домохозяйства становятся «функции защиты, стабилизации и адаптации, выступающие в данном случае подфункциями основной функции - выживания» [3, с. 30].
Реализация данной функции наиболее полно проявляется в распределении доходов и расходов населения (таблица 2).
Таблица 2. Структура доходов и расходов населения Республики Таджикистан в 2011-
2017 гг.
Категория доходов / В % к совокупным доходам/ расходам
расходов 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Доходы
Трудовые доходы 42,6 42,9 44,0 45,09 51,9 46,7 47,5
Государственные 4,4 4,9 5,5 6,09 7,98 7,62 7,8
выплаты
Доходы от личных 20,2 19,6 18,6 11,01 5,3 12,49 5,3
подсобных хозяйств
Денежные нерегулярные 32,8 32,6 31,9 37,81 34,82 33,19 39,4
поступления
Расходы
На покупку продуктов 67,3 63,8 61,2 58,9 57,3 55,5 54,1
питания
На покупку непродо- 22,6 24,5 24,4 26,3 21,3 29,4 29,1
вольственных товаров
На оплату услуг 10,0 11,6 12,7 13,2 13,5 14,9 15,3
Прочие расходы 0,1 0,1 1,7 1,6 7,9 0,2 1,5
Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по
статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2018. - С. 113-115 [6].
Несмотря на то, что в целом экономика Республики Таджикистан вышла из кризиса, положение домохозяйств до сих пор остается нестабильным. Хотя данные таблицы 2 демонстрируют положительную динамику, однако ситуация в целом отражает бедственное положение населения страны.
Систематизация доходов домохозяйств, приведенная в таблице, в первую очередь показывает, что источники этих доходов крайне ненадежны. Трудовые доходы не составляют и половины всех поступлений, в то время как нерегулярные доходы все еще составляют их значительную часть. При этом государственная поддержка относительно невелика.
Трансформация экономики в Республике Таджикистан предполагала либерализацию деятельности домохозяйств, то есть предоставление им полной самостоятельности на рынке и свободное определение собственного хозяйственного поведения. Вместе с тем тот факт, что существовавшие ограничения были сняты, означает также, что государство сняло с себя большую часть обязательств по поддержке домохозяйств, которые должны были решать свои проблемы самостоятельно и также самостоятельно реализовать свой потенциал для получения дохода и обеспечения стабильности собственного положения.
Теоретически данный подход можно считать оправданным, так как при обеспечении свободы деятельности и реализации институциональной трансформации и структурных изменений в экономике домохозяйства получили широкие возможности по предложению
собственных ресурсов на рынке ресурсов и по реализации собственной предпринимательской активности. В результате спектр источников доходов домохозяйств должен был расшириться и обеспечить их нормальное функционирование.
Однако, как демонстрирует таблица 2, расширение спектра источников доходов не создало условий для обеспечения их стабильного поступления, в результате чего в Таджикистане остро сохраняется проблема бедности.
С другой стороны, расходы домохозяйств также демонстрируют высокий уровень бедности населения. До настоящего времени около 70 % всех доходов населения тратится на питание и обеспечение условий проживания (то есть на оплату основных услуг, в первую очередь - коммунальных). Статистические сборники, содержащие информацию о расходах населения, даже не содержат указаний на такие статьи расхода, как организация и проведение досуга, рекреация, путешествия, что многое говорит как об уровне жизни населения в Таджикистане, так и о состоянии домохозяйств и их потенциале.
Очевидно, что в условиях, когда основные расходы домохозяйства направлены на поддержание минимально приемлемых условий жизни его членов, речь не может идти о создании сколько-нибудь значимых накоплений. В результате под вопросом оказывается реализуемость одной из основных функций домохозяйств - функции инвестирования в экономику. В условиях Республики Таджикистан, когда привлечение внешних инвестиций затруднено наличием бюрократических и коррупционных барьеров, инвестиционный потенциал домохозяйств становится определяющим фактором определения возможности инвестиционной деятельности в экономике. Отсутствие инвестиционного потенциала у домохозяйств Таджикистана предполагает невозможность сохранения существующих темпов экономического роста в среднесрочной перспективе.
Данные тенденции уже проявляются в экономике. Если в прежние годы нашей стране выделялись зарубежные субсидии и гранты, так как требовалось срочно вывести экономику из кризиса, мы могли обеспечить ежегодный экономический рост на уровне 10 % ВВП и выше. К настоящему времени объемы внешних вливаний в экономику уменьшились, что проявляется в замедлении темпов роста, и мы едва способны сохранять темпы увеличения ВВП в размере 7 % в год.
Следует отметить, что ситуация, складывающаяся в рамках функционирования домохозяйств, не может считаться нормальной.
Рыночные преобразования предполагают не просто реализацию дополнительных мер, направленных на решение проблем домохозяйств, а создание в стране новой комплексной системы социального обеспечения домохозяйств с четкими ориентирами и задачами стратегического и тактического характера, учитывающими региональную специфику социально-экономического развития [1, с. 4].
В Таджикистане эти условия не были соблюдены, а домохозяйства на первых этапах трансформации оказались полностью предоставлены сами себе. Часть домохозяйств все же сумела в какой-то мере адаптироваться к сложившейся ситуации, что проявляется в снижении уровня бедности в республике и в позитивной динамике доходов и расходов домохозяйств, представленных в таблице 2. Но, как отмечалось выше, в целом структура расходов остается нерациональной. Более того, при уменьшении общего числа бедных происходит все больший разрыв в уровне доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения. К сожалению, в последние годы соответствующие исследования не
проводятся, но, по последним имеющимся данным, децильный коэффициент демонстрировал разрыв в 21 раз [4].
В Таджикистане по-прежнему в законодательном порядке не установлен прожиточный минимум. Установленный минимальный размер заработной платы, очевидно, намного ниже той суммы, которая минимально необходима человеку для жизни. Косвенно данное утверждение подтверждается данными, приведенными в таблице 2: трудовые доходы не составляют и половины всех расходов населения, то есть уровень средней заработной платы ниже средних потребностей домохозяйств в финансах в два раза.
Согласно данным статистики, основу питания населения составляют углеводсо-держащие, по большей части мучные продукты, что сказывается на физическом состоянии и здоровье членов домохозяйств.
Сложности, возникающие в процессе получения дохода, вынуждают членов домохозяйств искать дополнительные финансовые источники. Такие источники не всегда оказываются законными, что создает условия для роста теневого сектора экономики.
По результатам некоторых независимых исследований, теневой сектор в экономике Таджикистана составляет 60,93%, а 19,82% населения не имеют иных доходов, кроме тех, что получены в рамках теневого сектора экономики [5]. Развитие теневого сектора экономики также становится негативным фактором для полноценного экономического развития Республики Таджикистан и не соответствует нашим стратегическим интересам.
Все сказанное позволяет утверждать, что домохозяйства не способны законным путем пройти этап трансформации экономики без реальной поддержки государства.
Возникает вопрос: какой именно должна быть поддержка государства, которое в период трансформации само оказывается дестабилизировано как один из экономических институтов и не может привлекать значимые ресурсы для указанных целей?
Для ответа на этот вопрос в первую очередь требуется понять, в чем состоит первопричина бедственного положения домохозяйств.
В Таджикистане к таким причинам следует отнести:
- низкий уровень оплаты труда, что сильнее обостряется под воздействием растущей трудоизбыточности нашей страны;
- традиционный патриархальный уклад, согласно которому, в случае относительной стабильности доходов домохозяйства, женщины занимаются исключительно домашним трудом и не получают какого-либо дохода, находясь на полном иждивении у мужчин;
- малый размер социальных выплат, что дополнительно осложняется недостаточной проработанностью процесса, в результате чего государственную помощь не всегда получают те, кто реально в ней нуждается.
Таким образом, очевидно, что главная проблема заключается в уменьшении доходов населения и в сложности получения достаточных средств для нормального функционирования домохозяйства в условиях экономики Таджикистана.
Основная задача государства в условиях трансформации состоит в том, чтобы не допустить роста бедности и обеспечить минимальный необходимый уровень социальной защиты населения. Исходя из этого, считаем необходимой реализацию следующих мер, должных создать условия для стабилизации положения домохозяйств и повышения их финансовой активности:
1. Проведение полноценного анализа реального состояния домохозяйств с целью обеспечения адресности социальных выплат. Данные меры помогут рационализировать и повысить эффективность средств, затрачиваемых государством на поддержку наиболее нуждающихся слоев населения.
2. Проведение налоговой реформы с введением прогрессивного налога на доход. Подобный подход позволит домохозяйствам, получающим наименьшие доходы, затрачивать больше средств на собственные нужды. Введение подобных налогов в масштабах государства не окажет значительного влияния на доходную часть бюджета за счет увеличения налоговых отчислений наиболее состоятельными членами общества.
3. Создание условий для переквалификации и повышения квалификации безработных. В Таджикистане наблюдается структурное несоответствие получаемого образования и спроса на рынке труда. Результатом этого является увеличение числа безработных членов домохозяйств, получивших невостребованную специальность.
4. Поддержка предпринимательской активности домохозяйств, реализуемой в форме малого предпринимательства. Такая поддержка будет способствовать созданию новых источников доходов домохозяйств и увеличению числа рабочих мест в экономике Таджикистана.
Сегодня сложилась такая ситуация, когда требуется принятие активных и решительных мер для решения имеющихся проблем. Домохозяйствам требуются определенные гарантии стабильности их деятельности, тогда внешние негативные факторы не будут иметь решающего влияния на выполнение домохозяйствами их основных экономических функций. Для этого требуется установление в законодательном порядке прожиточного минимума и введение моратория на проверку деятельности малых предпринимателей, осуществляющих деятельность на базе домохозяйств.
Любая предпринимательская активность домохозяйств в условиях ограниченных возможностей государства будет содействовать решению выявленных проблем, поэтому основной задачей государства становится поддержка такой активности, всестороннее уменьшение трансакционных издержек и введение соответствующих льгот.
Список использованной литературы:
1. Андреева О.В. Домашние хозяйства и их государственная поддержка в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01/Андреева Ольга Вадимовна. - Казань, 2000. -175 с.
2. Чумакова Н.А. Финансовая подсистема домашнего хозяйства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fmansovaya-podsistema-domashnego-hozyaystva (дата обращения: 27.02.2019)
3. Россинская Г. М. Потребительское поведение домохозяйства в условиях трансформации российского общества // Вестник УГАТУ. - Уфа, 2009. - №3. Том 12. -С. 22-36.
4. Анализ бедности в Республике Таджикистан (на основе обследования уровня жизни 2009 года). - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2009. - 168 с.
5. Олимов Д. Программа развития ООН. Теневая экономика в Таджикистане. URL: http://av.disus.ru/programma/1253782-1-programma-razvitiya-oon-tenevaya-ekonomika-tadzhikistane-dzhafar-olimov-dushanbe-2007-tenevaya-ekonomika-tadzhikistane-tenevaya-ekonomika.php (дата обращения: 28.02.2019)
6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - 2018. - 482 с.
Reference Literature:
1. Andreyeva O. V. Households and their State Support under Contemporary Conditions. Candidate dissertation in economics: 08.00.01 //Andreyeva Olga Vadimovna. Kazan, 2000. -175 pp.
2. Chumakova I. A. Financil Subsystem of a Household // Bulletin of Adygheya State University. Series 5: Economics. 2010, N4. https://cyberleninka.ru/article/nfmansovaya-podsistema-domashnego-hozyaystva (Date of request: 27.02.2019)
3. Rossinskaya G. M. Consuming Behaviour of Households under the Conditions of Transformation in Russian Society // Bulletin of Ufa State Academy Technology University. - Ufa, 2009, N3. V.12. - pp. 12-36
4. Poverty Analysis in the Republic of Tajikistan (proceeded from examining living standard of 2009). - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President, 200. -169pp.
5. Olimov D. UNO Development Programme. Shade Economy in Tajikitan. URL http://av.disus.ru/programma/1253782-1-programma-razvitiya-oon-tenevaya-ekonomika-tadzhikistane-dzhafar-olimov-dushanbe-2007-tenevaya-ekonomika-tadzhikistane-tenevaya-ekonomika.php (Date of request: 28. 02. 2019)
6. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. - 2018. - 482 pp.