Научная статья на тему 'Пути совершенствования финансового рынка в Азербайджане'

Пути совершенствования финансового рынка в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / STOCK MARKET / ФОНДОВАЯ БИРЖА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ИНВЕСТИЦИИ / ЛИСТИНГ / LISTING / EQUITY MARKET / PLACEMENT OF FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аббасов Рауф Гейдар Оглы

Одним из важнейших направлений активного процесса формирования рыночной экономики в Азербайджанской Республике является становление и развитие необходимых составляющих компонентов, присущих рыночной модели экономики, где финансовому рынку отводится особое место. В этой связи рассматриваемые в статье проблемы актуальны и своевременны. В статье рассматривается роль отдельных инструментов финансового рынка и практика управления фондовой биржей. Показан механизм принятия эмитентов в листинг, где предусмотрены три уровня: два листинговых и третий внелистинговый. Особо подчеркивается, что в систему листинга не будут включены государственные ценные бумаги, которые будут проходить по особому режиму. Выявлены недостатки в процедурных правилах фондовой биржи, которые становятся причиной определенных противоречий. Рассматриваются пути совершенствования рынка ценных бумаг и юридической базы финансового рынка. Особое внимание уделяется совершенствованию регулирующей роли государства. Предлагаются два направления регулирования государством рынка ценных бумаг: первое охватывает эмиссию и оборот ценных бумаг, подготовку правил осуществления регулирования деятельности профессиональных участников рынка и контроля исполнения используемых в стране нормативных актов и второе это выдача государственными органами лицензий для занятий определенного рода деятельностью на рынке. Намечены пути реализации задач по формированию благоприятного налогового и инвестиционного климата. В заключении разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Perfection Ways of Financial Market in Azerbaijan

One of the most important areas of the active process of establishing a market economy in the Azerbaijan Republic is the formation and development of the necessary constituents inherent in the market economy model, where the financial market is given a special place. In this regard, the problems considered in this paper are relevant and timely. The article discusses the role of the individual instruments of the financial market and the stock exchange management practices. The mechanism of the Issuer in the listing was given, which has three levels: the two listed and third out listed. It is emphasized that in the listing will not include government securities, which will be held in a special mode. Identified weaknesses in the procedural rules of the stock exchange, which cause some controversy. Discussed ways to improve the securities market and the legal framework of the financial market. Special attention is given to improving the regulatory role of the state. Two areas of state regulation of the securities market are suggested: the first covers the issue and circulation of securities, preparing rules for regulation of market professionals and execution control in the country of regulations, and the second is an issue of public authorities’ license to practice some kind of activity in the market. The ways of implementation of tasks to create a favorable tax and investment climate were given. Finally, recommendations were worked out to improve performance of the financial market.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования финансового рынка в Азербайджане»

<

0.

ш ©

0

о; <

1

el ш 0.

I

О m О

0

1 <

i

©

Пути совершенствования финансового рынка в Азербайджане

The Perfection Ways of Financial Market in Azerbaijan

УДК 336.7

Аббасов Рауф Гейдар оглы

старший преподаватель Бакинского университета бизнеса — филиал в Санкт-Петербурге 197046, Санкт-Петербург, ул. Рюбышева, д. 29

^ Abbasov Rauf Geydar ogly

^^ Ryubysheva Str. 29, St. Petersburg, 197046, л ^^^Л Russian Federation

Одним из важнейших направлений активного процесса формирования рыночной экономики в Азербайджанской Республике является становление и развитие необходимых составляющих компонентов, присущих рыночной модели экономики, где финансовому рынку отводится особое место. В этой связи рассматриваемые в статье проблемы актуальны и своевременны. В статье рассматривается роль отдельных инструментов финансового рынка и практика управления фондовой биржей. Показан механизм принятия эмитентов в листинг, где предусмотрены три уровня: два листинговых и третий внелистинго-вый. Особо подчеркивается, что в систему листинга не будут включены государственные ценные бумаги, которые будут проходить по особому режиму. Выявлены недостатки в процедурных правилах фондовой биржи, которые становятся причиной определенных противоречий. Рассматриваются пути совершенствования рынка ценных бумаг и юридической базы финансового рынка. Особое внимание уделяется совершенствованию регулирующей роли государства. Предлагаются два направления регулирования государством рынка ценных бумаг: первое охватывает эмиссию и оборот ценных бумаг, подготовку правил осуществления регулирования деятельности профессиональных участников рынка и контроля исполнения используемых в стране нормативных актов и второе — это выдача государственными органами лицензий для занятий определенного рода деятельностью на рынке. Намечены пути реализации задач по формированию благоприятного налогового и инвестиционного климата. В заключении разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности финансового рынка.

One of the most important areas of the active process of establishing a market economy in the Azerbaijan Republic is the formation and development of the necessary constituents inherent in the market economy model, where the financial market is given a special place. In this regard, the problems considered in this paper are relevant and timely. The article discusses the role of the individual instruments of the financial market and the stock exchange management practices. The mechanism of the Issuer in the listing was given, which has three levels: the two listed and third out listed. It is emphasized that in the listing will not include government securities, which will be held in a special mode. Identified weaknesses in the procedural rules of the stock exchange, which cause some controversy. Discussed ways to improve the securities market and the legal framework of the financial market. Special attention is given to improving the regulatory role of the state. Two areas of state regulation of the securities market are suggested: the first covers the issue and circulation

of securities, preparing rules for regulation of market professionals and execution control in the country of regulations, and the second — is an issue of public authorities' license to practice some kind of activity in the market. The ways of implementation of tasks to create a favorable tax and investment climate were given. Finally, recommendations were worked out to improve performance of the financial market.

Ключевые слова: финансовый рынок, рынок ценных бумаг, фондовая биржа, государственное регулирование, инвестиции, листинг

Keywords: financial market, equity market, stock market, state regulation, placement of funds, listing

Совершенствование финансового рынка является одним из самых важных направлений в политике государства, и от того, насколько правильны действия правительства, будет зависеть стабильность не только финансовых рынков, но и экономики страны в целом.

Финансовым рынком называется рынок, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов, предъявляющих спрос и осуществляющих предложение капитала [1]. Данный вид рынка играет существенную роль в социально-экономическом развитии Азербайджана, так как реальная экономика и финансовый рынок значительно стимулируют друг друга.

Чем выше темпы экономического развития, тем больше спрос на финансовые ресурсы (растет выпуск ценных бумаг, увеличиваются объемы заимствований).

Чем больше приходит на финансовый рынок доступных инвестиций, тем энергичнее предприятия начинают развивать новые проекты, охотнее принимаются за реализацию долгосрочных программ, что положительно сказывается на развитии национальной экономики. В связи с этим возникает необходимость развития и совершенствования финансового рынка.

Совершенствование финансового рынка охватывает, прежде всего, такие вопросы, как осуществление соответствующих операций в полном согласии с требованиями действующих законодательных актов, обеспечение их прогрессивной информационной базой, создание материально-технической базы для проведения операций в требуемом порядке.

Определенный опыт в этой области достигнут благодаря деятельности Бакинской фондовой биржи (БФБ). Так, в результате укрепления материально-технической базы финансового рынка за последний период был обеспечен значительный рост объема финансовых операций.

Наряду с совершенствованием технической оснащенности были осуществлены и прогрессивные структурные изменения, и в первую очередь присоединение Центрального Банка Азербайджанской Республики и БФБ к «онлайн»-системе. Это позволило наладить прямые связи между банками-участниками торгов краткосрочных облигаций и Национальным Банком с целью проведения операций по системе РЕПО, что стало серьезным шагом на пути вступления Азербайджана в ряды передовых зарубежных стран.

Большое значение имеет усиление деятельности БФБ на пути превращения биржевых средств в инвестиции и полное удовлетворение потребностей реального сектора экономики Азербайджана в основных средствах. Наряду с этим следует отметить еще одно направление совершенствования БФБ, такое как развитие биржевой торговли, материально-технической базы финансового рынка в целом, совершенствование их организационной структуры.

Если сравнивать показатели деятельности БФБ за период ее создания и в настоящее время, то можно отметить положительную динамику. Так, за январь-март 2012 г. общий объем сделок по всем инструментам на БФБ составил 2679,35 млн манат.

За год оборот Биржи вырос в 1,6 раза. На 1 апреля 2012 г. объем рынка корпоративных ценных бумаг по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. упал с 167,68 млн манат до 53,59 млн манат. Рынок государственных ценных бумаг за этот период, наоборот, вырос с 1488,33 млн манат до 2625,66 млн манат [2].

Количество выпусков корпоративных ценных бумаг в значительной степени зависит от внутренней и внешней конъюнктуры финансовых рынков, а также от конкретных потребностей компаний в привлечении внешних финансовых ресурсов [3].

Для снижения административных барьеров для размещения ценных бумаг на рынке (в частности для эмитентов, которые производят дополнительный выпуск акций, которые уже торгуются на бирже, в отношении этих акций), может стать действующая система раскрытия информации. Она должна включать правила и процедуры, установленные государством.

Среди характеристик финансового рынка, требующих совершенствования, выступает качество его инструментов, возможность их добавления в новый список, ведь компании, действующие на финансовом рынке, должны обладать целым набором прогрессивных средств, способствующих укреплению их позиций. Для этих компаний важным шагом после первоначальной эмиссии ценных бумаг является добавление своих акций в список фондовой биржи с целью осуществления операций купли-продажи. Вместе с тем сами эти компании не могут самостоятельно создать необходимые условия для реализации своих финансовых операций. Эту миссию, т. е. организацию места для торговли корпоративными ценными бумагами, выполняет БФБ. В свою очередь компании осуществляют куплю-продажу своих акций под процессом флотации и эмиссии, а ликвидность их торговли заключается именно в добавлении этих акций в список на бирже.

Добавление в списки (листинг) и исключение из списков (делистинг) являются прерогативой БФБ. Для добавления в списки на БФБ компания должна в первую очередь отвечать следующим двум основным экономическим условиям:

• наличие как минимум двухлетней торговой практики по эмиссии акций;

• наличие как минимум двухлетней прибыльной и торговой практики по эмиссии ценных бумаг. Наряду с этим для добавления в список БФБ компании должны отвечать нескольким критериям. В первую очередь, компания должна быть юридическим лицом, обладать двухлетним торговым стажем независимо от выпуска долговых или акционных ценных бумаг. Компания, выпускающая долговые ценные бумаги, в течение этого двухлетнего периода торговой практики должна работать с прибылью. Ценные бумаги должны обладать свободной ликвидной способностью.

Компаниям, желающим попасть в листинг, предъ- < являются также требования по минимальной рыноч- ^ ной капитализации. Ценные бумаги этих компаний в о виде простых акций должны быть равны 1 млн манат, ^ в виде долговых ценных бумаг — 200 000 манат. На- ^ ряду с этим для этих компаний прибыль по общему ^ балансу за прошедший год и за каждый отчетный год ш с момента вступления акций в первый этап оценива- ^ ния должна быть не менее 100 000 манат. о

Как правило, компания, принятая на первую сту- о пень БФБ, должна исполнять ряд обязательств. Так, " компания должна ежеквартально представлять на < Биржу следующие отчеты: общий баланс, информа- ^ цию о доходах, отчет о полученных прибылях. Ежегодно компания должна представлять полный финансовый отчет и отчет о выплаченных дивидендах. Наряду с этим, счета эмитента до принятия и в последующие годы должны проверяться одной из фирм, входящих в список, утвержденный Советом наблюдения биржи.

Для того чтобы попасть в листинг БФБ, в течение пяти дней после составления списка следует выплатить первоначальный взнос в размере 4000 манат, а компании первой категории, чтобы остаться в списке, наряду с этим должны ежегодно выплачивать дополнительно еще 1000 манат.

Следует отметить, что даже с учетом определенных преимуществ для компаний, попавших в листинг, эти процедурные правила нуждаются в совершенствовании. Так, существующие в правилах недочеты становятся причиной определенных противоречий.

Во-первых, компания, цена акций которой определена с точки зрения регулирования их стоимости, должна выполнять условия регуляторов, что не всегда соответствует интересам самой компании.

Во-вторых, вопросы, связанные с деятельностью и управлением компанией, должны разрешаться на более высоком уровне, чем требования компаний, цена акций которых не определена. Это является нежелательным, так как становится причиной дополнительных расходов, а в случае нарушения правил — и дополнительных штрафов.

В условиях рыночных отношений цена акций в зависимости от различных факторов может повышаться или снижаться. Это может послужить причиной нежелательного изменения цен на акции и снижения их ликвидности. С другой стороны, если компания проявляет слабость в процессе объединения, то это создает почву для перехода компании под контроль другого предприятия. В случае если компания передаст свыше 50% своего первоначального акционерного капитала другим лицам, она может столкнуться с риском неполучения кворума на общем собрании акционеров. Уместно отметить, что большинство операций не являются безрисковыми, т. е. их результат не бывает полностью и с точностью известным в момент совершения.

Естественно, что, вкладывая свои деньги, люди стремятся получить возможно больший доход и максимально уменьшить риск. Поскольку одновременно достигнуть и того и другого, как правило, невозможно, нужно искать разумную схему компромисса, обеспечивающую достаточно высокие доходы при приемлемом уровне риска. Именно на это и нацелены применяемые в Азербайджане и за рубежом методы обоснования инвестиционных решений, которые заметно отличаются, когда речь идет о реальных и финансовых инвестициях, особенно имеющих некраткосрочный характер [4].

В настоящее время одной из главных проблем является системное развитие и совершенствование инфраструктуры биржевой торговли, представляющей собой основной элемент финансового рынка.

Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям развития биржевой торговли, необходимо создать условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности. Также важно повышение стандартов биржевой торговли: раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам.

Характерной чертой Азербайджанского финансового рынка являются существенные объемы внебиржевого рынка, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых внутри брокеров. В этой связи актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, а организованного рынка в целом, независимо от того, в какой форме он существует.

Развитие финансового рынка невозможно без грамотного контроля и поддержки со стороны государства. Поэтому одной из первоочередных задач является совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке.

Говоря о совершенствовании финансового рынка, в том числе рынка ценных бумаг, следует подразумевать не стихийный процесс, а разумное направление развития субъекта в определенное русло. Такой направляющей силой может быть государство. Только государство может, осуществив организацию объективных и субъективных условий рынка на самых выгодных условиях, ускорить его развитие.

Регулирование государством рынка ценных бумаг (РЦБ) в нашей республике может осуществляться в двух направлениях.

Первое направление охватывает эмиссию и оборот ценных бумаг, подготовку правил осуществления регулирования деятельности профессиональных участников рынка и контроля исполнения используемых в стране нормативных актов.

В Азербайджане функции разработки и обеспечения выполнения нормативных актов осуществляет Государственный комитет по ценным бумагам, который был создан Указом Президента Азербайджанской Республики от 24 ноября 1992 г. Наряду с этим Указом были приняты соответствующие нормативные и законодательные акты, в совокупности образующие правовую базу развития финансовой сферы, которая имеет ряд недочетов, тормозящих ее прогрессивное движение.

Считаем целесообразным деятельность Государственного комитета по ценным бумагам сосредоточить на решении следующих задач:

• координирование деятельности органов исполнительной власти по вопросам определения основных направлений развития и регулирования рынка ценных бумаг;

• определение стандартных правил эмиссии ценных бумаг на ближайшую перспективу;

• разработка обязательных требований, правил и положений по операциям с ценными бумагами. Второе направление регулирования РЦБ — это

выдача государственными органами лицензий для занятий определенного рода деятельностью на рынке. Согласно существующему законодательству Азербайджанской Республики, подобные лицензии выдаются профессиональным участникам РЦБ или фондовых бирж.

Кроме выдачи лицензий контроль над деятельностью профессиональных участников РЦБ осуще-

ствляется при помощи периодической аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. Такими методами удается не только развивать и совершенствовать организационные стороны и материально-техническую базу РЦБ, но и повышать квалификацию кадров, занятых в этой сфере.

Знания и опыт, которыми должны обладать профессиональные участники рынка, постоянно находятся под контролем соответствующих организационных структур. Вместе с тем более эффективным представляется проведение контрольно-поверочных процедур не только государственных органов и организаций, но и самих предприятий в качестве самоконтроля.

Таким образом, регулирование РЦБ, осуществляемое по двум основным направлениям, не может быть эффективным без государственного содействия, ведь именно государственное содействие обеспечивает гарантии, права и обязательства профессиональных участников РЦБ, выдачу им лицензий для совершения последующих операций в рамках существующего законодательства.

На наш взгляд, дальнейшее развитие РЦБ в Азербайджане должно идти по пути совершенствования в первую очередь нормативно-правовой базы, регулирующей использование таких широко распространенных в развитых странах ценных бумаг, как акции, векселя, облигации, фьючерсы и т. д.

Большой интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по применению таких маневренных методов, как наличие ценных бумаг взамен долгов хозяйствующих субъектов бюджету, обмен продукций на них; погашение предприятиями своих кредиторских задолженностей при помощи векселей; продажа своей менее ликвидной продукции за векселя; повышение товарооборота с помощью векселей. Все эти методы способствуют концентрации средств хозяйствующего субъекта на удовлетворение своих самых реальных потребностей, в том числе в финансовых ресурсах.

Определенный опыт в этой области уже достигнут. Например, восемь акционерных обществ Азербайджана зарегистрировали определенную часть своей кредиторской задолженности с помощью векселей.

Для развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля.

Показателями, характеризующими выполнение этих задач, являются: соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных азербайджанскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке, объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий.

Для более эффективной контрольно-надзорной деятельности необходимо проводить постоянный анализ применения законодательных норм и на основе этого совершенствовать нормативно-правовую базу.

В рамках реализации задачи по формированию благоприятного налогового климата необходимо, на наш взгляд, усовершенствовать следующие направления: • режим налогообложения услуг, предоставленных участниками финансового рынка, и операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

• режим налогообложения налогов на прибыль организаций-участников финансового рынка;

• механизм налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

В целях обеспечения эффективности инфраструктуры финансового рынка следует унифицировать все сегменты финансового рынка, создать возможности для консолидации биржевой и расчетно-депозитной инфраструктуры, создать четкие правовые рамки осуществления клиринга обязательств и формирования клиринговых организаций финансового рынка.

Важным фактором повышения конкурентоспособности финансового рынка является формирование и продвижение положительного имиджа финансового рынка в глазах отечественных и зарубежных инвесторов.

Для реализации данной задачи необходимо выполнение вышеприведенных мер, так как они в совокупности будут способствовать формированию положительного представления о финансовых рынках Азербайджана.

Необходимо преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости финансового рынка или незащищенности привлекаемых на азербайджанском рынке инвестиций.

Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции.

Необходимо осуществление следующей задачи: повышение емкости и прозрачности финансового рынка. Для этого потребуется внедрить механизмы, обеспечивающие участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширить спектр производных финансовых инструментов и укрепить нормативно-правовую базу срочного рынка; создать возможности для секьюритизации широкого круга активов; повысить уровень информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на азербайджанском финансовом рынке.

Необходимо создать центр инвестиционных консультантов, так как их помощь в выборе собственной инвестиционной стратегии будет одним из лучших способов привлечения населения к финансовому рынку.

Для осведомленности граждан о возможностях инвестиционной деятельности необходима реализация мер, направленных на широкое информирование населения о возможностях инвестирования личных сбережений. Для этого следует провести исследование, определить целевую аудиторию и разработать специальную информирующую их программу. Защиту прав и интересов розничных инвесторов должно обеспечить государство.

Необходимо отметить, что по сравнению с предыдущими годами повысилось количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке, значительно вырос объем чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды по итогам года, понизилось значение показателя волатильности, что имеет положительное значение для устойчивости национального рынка.

Национальные финансовые рынки не могут су- <

ществовать изолированно от мирового финансового ^

рынка. Прежде всего, процессы глобализации миро- о

вой экономики обуславливают открытие национальных ^

финансовых рынков для зарубежного капитала (в виде ^

прямых и портфельных инвестиций), объемы поступ- ^

ления которого в значительной степени зависят от ш

процентных ставок; устойчивости курса национальной ^

валюты различного рода рисков, а также макроэкономи- о

Г1—■ со

ческих параметров развития конкретной страны [5]. о Перечисленные факторы традиционно относятся к " категории фундаментальных экономических показа- < телей, выступающих в качестве базовых ориентиров ^ для международных инвесторов.

На состояние национальных финансовых рынков помимо фундаментальных показателей развития экономики конкретной страны оказывает влияние и состояние мировой экономики и мировых финансовых рынков.

Азербайджан относится к категории развивающихся экономик, а особенностями развивающихся экономик являются высокие риски, неизменно сопутствующие периоду становления и высоким темпам роста, и недостаток собственных ресурсов для развития. Именно по этой причине развивающиеся экономики привлекают «внешние» средства.

Высокие цены на сырье обеспечивали значительный рост аккумулируемых государством ресурсов (в виде валютных резервов и фондов), которые размещались за рубежом — для контроля денежного предложения и инфляции в условиях неразвитых финансовых рынков и банковской системы. Тем временем корпорации и банки активно осуществляли заимствования на внешних рынках, привлекая средства для наращивания экономической активности [6].

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что если рассматривать финансовые рынки в совокупности как единый рынок, обладающий общими чертами, характерными для его составных частей, то анализ недостатков финансового рынка необходимо осуществлять через изучение взаимодействия составляющих его сегментов. Для этого потребуется обеспечение взаимодействия сегментов финансового рынка для более эффективного функционирования рынка в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействие участников, заимствование идей, инструментов и технологий обогатит все сегменты финансового рынка, приведет к увеличению количества и объемов проводимых сделок, а также повышению их эффективности. Так, например, банковский сектор финансового рынка все более нуждается в расширении выгодных предложений для своих активов и стремится к максимальной диверсификации вложений.

С другой стороны, развивающиеся сегменты страдают от недостатка притока, прежде всего, долгосрочных инвестиций. Следовательно, данная мера приведет к совокупному развитию и устоявшихся сегментов, и тех сегментов, которые только начинают свое развитие.

Проведенный нами анализ основных проблем на финансовых рынках Азербайджана позволил сформулировать следующие пути совершенствования:

• повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

• развитие и повышение эффективности рыночной инфраструктуры;

• обеспечение взаимодействия сегментов финансового рынка для более эффективного функционирования рынка в целом;

< • разработка эффективного механизма для разме-

^ щения средств в финансовых институтах Азербайд-

о жана;

^ • создание привлекательной системы налогообложе-

^ ния для участников финансового рынка;

s • совершенствование государственного регулирова-

ш ния финансового рынка;

^ I

^ • формирование и продвижение положительного о имиджа Азербайджанского финансового рынка в о глазах отечественных и зарубежных инвесторов; " • совершенствование правового регулирования на ^ финансовом рынке.

Таким образом, указанный комплекс мер позволит решить основные проблемы, возникающие на финансовых рынках. От того, насколько правильным и своевременным будет выполнение данных задач в ближайшее время, зависит стабильность не только финансовых рынков, но и экономики страны в целом.

Литература

1. Аббасов А. Г. Формирование финансового рынка в Азербайджане и проблемы финансово-кредитной системы в рыночной экономике. Баку, 2005. 336 с.

2. BAKIFONDBIRJASI: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bfb.az.

3. Керимов А. Э., Бабаев А. А. Рынок ценных бумаг. Баку, 2003. 236 с.

4. Азизов А. А. Направления регулирования внешнеэкономических связей в условиях переходной экономики: Дисс. ... канд. экон. наук. Баку, 2007. 160 с.

5. Миркин Я. М. Финансовый рынок — наш национальный проект // Финансовые вести. М., 2008. С. 62-71.

6. Захаров А. В. Нестабильность мировых финансовых рынков: уроки и последствия для России: Сб. науч. тр. М., 2008. С. 81-89.

References

1. Abbasov A. G. Formirovanie finansovogo rynka v Azerbayd-zhane i problemy finansovo-kreditnoy sistemy v rynochnoy ekonomike [Formation of the financial market in Azerbaijan and problems of the financial and credit system in the market economy]. Baku, 2005. 336 p.

2. BAKIFONDBIRJASI [Baku Stock Exchange]. Available at: www. bfb.az.

3. Kerimov A. E., Babaev A. A. Rynok tsennykh bumag [Securities market]. Baku, 2003. 236 p.

4. Azizov A. A. Napravleniya regulirovaniya vneshneekonom-icheskikh svyazey v usloviyakh perekhodnoy ekonomiki. Kand. ekon. nauk diss. [Areas of regulation of foreign economic relations in transition economies. Cand. econ. sci. diss.]. Baku, 2007. 160 p.

5. Mirkin Ya. M. Finansovyy rynok — nash natsional'nyy proekt [Financial market — our national project]. Bankovskoe delo, 2008, no. 11, pp. 8-10.

6. Zakharov A. V. Nestabil'nost' mirovykh finansovykh rynkov: uroki i posledstviya dlya Rossii [Volatility of global financial markets: Lessons learned and consequences for Russia]. Den'gi i kredit [Money and credit], 2008, no. 6, pp. 16-19.

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

ПРИГЛАШАЕТ В ДОКТОРАНТУРУ

Приказом Федерального агентства по образованию от 29 мая 2007 г. № 949 в Санкт-Петербургском университете управления и экономики открыта докторантура по специальности научных работников

• 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Докторантура Санкт-Петербургского университета управления и экономики осуществляет подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области экономических наук на возмездной основе.

В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, научные достижения в области экономики и управления и способные самостоятельно проводить фундаментальные и прикладные исследования.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки в докторантуре — не более 3 лет.

Порядок приема в докторантуру

Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора Санкт-Петербургского университета управления и экономики с приложением следующих документов:

• копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;

• анкеты с фотографией (личный листок по учету кадров);

• развернутого плана подготовки докторской диссертации;

• списка опубликованных научных работ, изобретений;

• копии трудовой книжки.

Документ, удостоверяющий личность, диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.

Контактная информация

Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А, ауд. 12-а.

Телефон: (812) 363-42-93, Шолохов Игорь Михайлович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.