Научная статья на тему 'Пути совершенствования экспертизы условий труда'

Пути совершенствования экспертизы условий труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ОХРАНА ТРУДА / LABOUR CONDITIONS / EXPERT JUDGEMENT / LABOUR SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Юрий Владимирович

В статье исследуется процесс проведения государственной экспертизы условий труда на примере Омской области за период 2006 2011 годы. На основании выявленных проблем предложены пути по совершенствованию деятельности органов государственной экспертизы условий труда и повышению качества экспертных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of enhancement of labour safety expertise

In the following article there is a research of the implementation process of state labour conditions expertise in terms of Omsk region in the years 2006 to 2011. On the basis of revealed issues there are ways to enhance the operation of state labour conditions expertise authorities and to increase the quality of expert judgement.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования экспертизы условий труда»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

УДК 331.45(075.8) ю. В. БАРАНОВ

Омский государственный технический университет

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА_____________________________

В статье исследуется процесс проведения государственной экспертизы условий труда на примере Омской области за период 2006 — 2011 годы. На основании выявленных проблем предложены пути по совершенствованию деятельности органов государственной экспертизы условий труда и повышению качества экспертных оценок. Ключевые слова: экспертиза условий труда, экспертная оценка, охрана труда.

Основой системы управления охраной труда должна быть оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов, влияющих на здоровье занятых на этих рабочих местах работников. По результатам экспертизы условий труда осуществляются мероприятия по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, определяется состав и объемы компенсаций. Качество оценки имеет первостепенное значение, не допуская недостоверность оформления компенсационных документов. Тем более что вопрос правоверности представления компенсаций за условия труда и их размер является социально значимым, так как он затрагивает интересы значительного числа работающих.

В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с установленным порядком её организации и проведения [1].

При реализации положений статей 215, 216, 261.1 ТК РФ, с учётом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, в настоящее время возникла насущная потребность в совершенствовании существующего порядка осуществления государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации.

В статье 215 ТК РФ определено: «Запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проекта технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда».

На основании статьи 216 ТК РФ: «В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям

труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда».

Государственная экспертиза условий труда, согласно статье 216.1 ТК РФ, осуществляется в целях оценки:

— качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

— фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

«Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации», утверждённое постановлением Правительства РФ № 244 от 25.04.2003 года, также разграничивает функции по уровням власти (пункт 4): «Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспетизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов — в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда» [2].

Обозначив правовую базу государственной экспертизы условий труда, рассмотрим практическую деятельность органа исполнительной власти по труду на примере Омской области. Проведение экспертизы условий труда возложено на отдел по охране труда и государственной экспертизе условий труда департамента по труду Министерства по труду и социальному развитию. Штатная численность экспертов — четыре единицы. Анализ проделанной работы за шесть лет представлен в табл. 1.

Проведённый анализ выявил проблемы в порядке проведения определённых видов экспертизы условий труда — малое количество экспертных оценок или отсутствие таковых.

По оценкам правомерности предоставления компенсаций, в том числе и льготной пенсии, экспертиза условий труда проводится в случае отказа Пенсионного фонда и обращения гражданина в суд. Как из-

Количество проведенных оценок по видам экспертизы условий труда

№ п/п Г оды Вид экспертизы по оценкам 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1. правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда 34 49 19 21 1 23

2. фактических условий труда 163 77 111 75 71 109

3. качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 90 85 82 143 167 139

4. соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов — 6 — — — —

Всего 287 217 212 239 239 271

вестно, в суд обращаются граждане с определённым характером и готовые к финансовым издержкам, а другие молчаливо соглашаются. Пенсионный фонд учитывает только решение суда.

Следовало бы договориться государственным структурам о совместных действиях и на основании соглашения разрешать возникающие вопросы по назначению льготной пенсии за работу во вредных и опасных условиях до объявления отказа. Как правило, судебные решения на основании заключения экспертизы в 100 % случаев принимаются в пользу обратившихся граждан. Таким образом, можно ликвидировать бюрократический барьер и расширить востребованную для работающего населения услугу.

На начало 2012 года в Омской области зарегистрировано 115 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе более половины — предприятия малого и среднего бизнеса. Учитывая условия подъёма экономики в целом по региону, создание новых производств и модернизацию старых, особенно заметно отсутствие исполнения одной из важных функций государственной экспертизы условий труда — оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда. Фактически нет гарантии, что раздел по охране труда в перечисленных проектах надежно проработан.

Причин здесь несколько. Во-первых, можно предположить, что экспертизу условий труда проводят другие экспертные органы, например, региональная экспертиза проектов и смет на строительство, реконструкцию предприятий, зданий и сооружений. А кто тогда отвечает за технические и технологические проекты? Если это так, то тем более необходимы уточнение или доработка базовых документов. Во-вторых, доля расходов на все виды экспертизы проектной документации составляет около 6 % от стоимости проектно-изыскательских работ. Все экспертные организации хозрасчетные, их работа опла-

чивается заказчиком проекта. Услуги государственной экспертизы условий труда бесплатные, так как она является структурным подразделением органа исполнительной власти по труду, а эксперты — государственными служащими. Похоже, заказчик проекта отреагировал по-своему — если бесплатно, то экспертизу условий труда можно не проводить.

Как вариант разрешения данной проблемы, предлагается изучить возможность перехода государственной экспертизы условий труда в статус автономной некоммерческой организации. Платные услуги обеспечат содержание службы и зарплату специалистов-экспертов, позволят привести к существенной экономии бюджетных средств. Будет возможным привлекать внештатных экспертов по всему спектру направлений экспертных оценок, что несомненно повысит качество экспертизы и профессиональный авторитет услуг. Также можно обязать работодателей оплачивать услуги экспертизы по обращениям работающих у них граждан.

От того, насколько эффективно и качественно будет работать государственная экспертиза условий труда, во многом зависят жизнь и здоровье работающего населения — главного экономического богатства страны.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М. : Проспект, КноРус, 2010. — 208 с.

2. Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации № 244 от 25 апреля 2003 г. // «Российская газета». — 2003. — 6 мая. — № 84 (3198).

БАРАНОВ Юрий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и организация труда».

Адрес для переписки: yvbaranov@yandex.ra

Статья поступила в редакцию 24.10.2013 г.

© Ю. В. Баранов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.